какие жанры сми вы знаете
Жанры журналистики. Современная журналистика
Кто такие журналисты?
Людей, которые занимаются журналистской деятельностью, называют журналистами, корреспондентами, аналитиками, комментаторами и т. д. А их всех вместе взятых в обществе считают «четвертой властью». А все потому, что они не только преподносят широким массам ту или иную информацию, но и способствуют формированию общественного мнения по поводу того или иного вопроса. Кроме того, журналисты, особенно телевизионщики, – это люди, которые часто попадают в центр всеобщего внимания. С их мнением часто считаются, а кое-кто и побаивается, поскольку журналисты зачастую узнают о важных происшествиях из первых уст. От того, каким образом они передадут эту информацию своим читателям и слушателям, зависит, каким будет общественный резонанс.
Жанры журналистики: их классификация и определение
Не нужно быть профессионалом, чтобы понять, что информация, которую мы получаем посредством СМИ, носит разнообразный характер. Это говорит о том, что журналистика имеет множество жанров, каждый из которых имеет свои характерные особенности. Давайте разберемся в каждом из них. Но прежде чем классифицировать жанры журналистики, будет нелишним дать их общее определение.
Согласно одной из классификаций, жанры журналистики подразделяются на информационные, художественно-публицистические и аналитические. Тем не менее существуют и другие виды классификаций, предложенные такими исследователями, как Лев Кройчик, Семен Гуревич и другие. Согласно первому, жанры журналистики нужно подразделять на оперативно-новостные (все виды заметок), исследовательско-новостные (рецензии, корреспонденция и комментарии), оперативно-исследовательские (отчеты, репортажи, интервью), исследовательско-образные (фельетоны и эссе), а также просто исследовательские (статьи и письма). А по Гуревичу, журналистские жанры делятся на новостные-информационные, диалогические, эпистолярные, ситуативно-аналитические, сатирические и художественно-публицистические. Как видите, классификация Гуревича ближе к основной, которая подразделяется на 3 основных жанра. Рассмотрим кажый из них в отдельности.
Информационный жанр
Что лежит в основе большинства журналистских произведений? Конечно же факт, то есть уже свершившееся событие. Из множества фактов компонуется информация. Информационные жанры журналистики направлены на отображение очевидных фактов о событиях, которые произошли недавно и еще не успели утратить свою свежесть и актуальность. К ним относятся хроники, заметки, зарисовки, разные виды интервью (диалог, монолог или анкета), отчеты, путевые заметки, обозрения, репортажи и др. Основным методом передачи информации в данном случае является повествование в так называемом “стиле телеграфа”.
Аналитический жанр
Данный тип основан на методе дедукции и индукции, то есть синтезе и анализе. Когда мы анализируем, то рассматриваем ту или иную проблему только после того, как расчленим ее на части. Это означает, что в данном процессе мы проходим путь от общего к частному. А вот в случае дедукции или синтеза мы сначала изучаем каждую из возможных частей проблемы в отдельности, а потом только в общем плане. Аналитические жанры журналистики шире и масштабнее по своему фактическому материалу. К ним относятся статьи, рецензии, обзор и корреспонденция.
Художественно-публицистический жанр
На данном типе, ввиду его самостоятельности, хочется отдельно остановиться. Его основной задачей является сбор, тщательная обработка и передача информации про все, что касается спорта. Некоторые несерьезно относятся к данному жанру, однако в последнее время данные новости носят весьма солидный характер и способны повлиять на экономику СМИ. Если вы заметили, все больше каналов занимается трансляцией футбольных матчей, теннисных турниров и т. д.
Черты современной журналистики
С каждым днем в этой сфере происходит множество преобразований, которые продиктованы требованиями мира, в котором мы живем. Современная журналистика имеет огромное влияние на общество. Она имеет следующие характерные особенности:
— экономичность и пр.
Вместо заключения
На самом деле роль СМИ в жизни людей очень велика. Сегодня большую часть информации мы получаем из интернета. За одно мгновение она может распространиться по всем каналам всемирной паутины. Получатель информации может сразу же выразить в комментариях свое отношение (одобрение или же, наоборот, неприятие) к полученным сведениям, что также может повлиять на мнение других читателей. Одним словом, современная журналистика имеет множество плюсов, однако главным минусом все же является риск недостоверности сведений.
Информационные жанры в журналистике: кратко и понятно по учебникам Кима, Тертычного, Распоповой
В современной журналистике, с появлением большого количества каналов распространения информации, возникло большое количество самых различных информационных жанров, каждый из которых нужен для того, чтобы более чётко, в зависимости от особенности ситуации, донести нужную информацию до людей. Каждый из жанров содержит в себе свои исключительные черты, которые определяют форму повествования текста.
Заметка
Заметка – краткий и довольно распространенный жанр в журналистике. В нём содержится только «чистая» информация, без различных предисловий, мнений автора и т.д. Используется для того, чтобы наиболее кратко и ясно изложить суть какого-либо случившегося явления. Новостная заметка – одна из самых популярных форм представления информации в современной журналистике. Путём описания происходящих явлений, отражения основных моментов события, журналисты формируют краткие и насыщенные информацией статьи, которые за кратчайшее время позволят читателям узнать какую-либо новость.
Классическая заметка состоит, в среднем, из 25-45 слов, из неё читатель может узнать только самую суть события. Если журналист хочет, чтобы у его читателя возникли какие-либо позитивные эмоции от прочтения, то заметка является не самым лучшим выбором для подачи материала.
Жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом). В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете. (Тертычный А.А., «Жанры периодической печати»)
Интервью
Интервью – беседа с каким-либо лицом, представляющим интерес для аудитории. В последнее время данный жанр в журналистике начал популяризироваться. Интервью предполагает ответы (развернутые или неразвернутые) на заранее подготовленные журналистом вопросы. Подробнее о сути, видах и признаках жанра Вы можете узнать из этой статьи.
Вопросы для интервью представляют наибольшую важность для успеха журналисткой работы. Вопросы должны быть краткими, развернутыми, их нужно задавать по одному. Их не принято обсуждать заранее. Все они должны следовать логическому подходу к освещению события или явления: Что? Где? Когда? В информационном интервью важно не раскрытие героя, а факт из первых рук. Человек выступает источником информации о произошедшем событии. Например, пожарный рассказывает о том, как протекает тушение пожара.
«Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью)». (А.А. Тертычный)
Репортаж
Репортаж – направлен на освещение какого-либо события. Чаще всего происходит в прямом эфире, и все комментарии журналиста даются, непосредственно, во время освещаемого явления.
Стоит заметить, что репортаж часто проводится вместе с видеоматериалом, для того чтобы зритель сам смог глазами увидеть все происходящие события.
«Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д.» (А.А. Тертычный)
Подробнее о признаках, видах и сути этого жанра мы уже написали здесь.
Беседа
Беседа – жанр похож на интервью, однако в беседе оба участника принимают непосредственное участие в разговоре. Если интервью предполагает под собой, в классическом понимании, форму вопрос-ответ, то беседа – обмен информацией между собеседниками в процессе обсуждения какого-либо вопроса.
Сейчас многие интервью смешаны с беседой, журналист и задаёт вопросы и сам общается с гостем на заданную тему, такая форма позволяет наиболее полным образом раскрыть саму сущность обсуждаемого вопроса.
Отчет
Отчёт – обзорный жанр журналистики, представляет собой выжимку из какого-либо массового мероприятия. Главная задача журналиста в отчёте – точно передать информацию, суть происходящего на конференции, собрании, съезде и т.д.
Существует несколько видов отчёта:
Какие СМИ вы знаете? Разбираемся в традиционных и новых видах масс-медиа
Что такое СМИ
Кроме того, все федеральные масс-медиа делятся на печатные, радио, телевизионные и интернет-СМИ. Зависит такое деление от того, каким образом преимущественно подается информация. Какие бывают местные СМИ? Здесь все то же самое. Еще в последнее время наблюдается тенденция к объединению нескольких видов СМИ в один. В таком случае говорят о медиахолдинге.
Печатные СМИ
Печатные СМИ как жанр постепенно уходят в прошлое и возможно в ближайшем будущем этот вид и вовсе исчезнет.
Радио
Телевидение
На вопрос о том, какие СМИ вы знаете, большая часть респондентов в первую очередь вспомнит телевизор. Несмотря на прогнозы и экспертные выводы, ТВ все еще занимает практически доминирующее положение. Рейтинги федеральных телеканалов говорят о том, что телевизор смотрит каждый третий гражданин России. Все самые важные политические, спортивные и культурные события страны и мира транслируются по телевизору. Эта индустрия привлекает все новые кадры, не стоит на месте и пытается скооперироваться с Интернетом.
Некоторые эксперты все же прогнозируют скорое поглощение телепрограмм «Ютубом». Отчасти этот процесс можно наблюдать уже сейчас.
Интернет
Самый молодой и самый быстроразвивающийся вид СМИ. Об онлайн-медиа говорят, что за ними будущее. И в этом нет ничего удивительного: быть подписчиком Интернет СМИ даже в какой-то степени модно. Бытует мнение, что в интернете меньше цензуры и больше свободы. Ну и, конечно,лавное преимущество интернета в том, что новости здесь распространяются с невероятной скоростью. Достаточно нескольких минут, чтобы о происшествии узнал весь мир.
Самое интересное, что в Интернет уходят представители других видов СМИ. Газеты и телеканалы открывают свои сайты, а радио транслирует изображение из студии в YouTube.
Блогосфера и СМИ
Но в последнее время остается открытым вопрос о том, можно ли считать блогосферу частью средств массовой информации. Мнения расходятся: кто-то считает, что один в поле не воин и блогерство как таковое не может считаться журналистикой, да и аккредитации у блогеров нет. К тому же сейчас свою страничку в интернете (а порой и не одну) ведет чуть ли не каждый школьник, поэтому связывать всех блогеров со средствами массовой информации было бы неправильно.
С другой стороны есть мнение, что те блоги, у которых большие аудитории (скажем, сотни тысяч человек или миллионы), могут считаться средствами массовой информации. Примеры повсюду: начиная от кулинарных видеоблогов на «Ютубе», заканчивая постами в «Живом Журнале». Но пока что это лишь частное мнение некоторых экспертов. Традиционно блоги не относят к масс-медиа.
Чтобы разобраться для себя, для начала ответим на вопрос: какие СМИ вы знаете, которые вышли из блогосферы? Ответить не так-то просто. Чаще всего наоборот: средства массовой информации принимают формат блогов, а не наоборот. Все потому, что за блогом стоит, как правило, один человек. Он сам себе режиссер: сам пишет, сам редактирует, сам с подписчиками общается. Работа СМИ сопряжена с большим количеством другой работы, где без коллектива просто не обойтись.
Жанры журналистики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Журналистика и ее функции
Журналистика – это своеобразная актуализация мировоззрения той или иной социальной сферы, осуществляемая при помощи комментариев, оценок или фактов, собранных на злободневные темы. Журналистика является частью полисистемы средств массовой информации: телевидение, радио, Интернет и печатная продукция.
Основная функция журналистики заключается в грамотной актуализации мировоззрения. Правильная журналистика должна быть адаптирована к научно – практическим знаниям групп, которые будут в дальнейшем ее воспринимать, а также соответствовать их идеологии, поведению, морали, этики, эстетики и культуре.
Современная журналистика может подвергаться анализу в конкретной системе и изучаться в пяти различных вариантах:
Современная журналистика представлена огромным количеством разновидностей и способов передачи новости обществу:
Несомненно, смешение видов журналистики допустимо и оно присутствует в современном обществе. Тем не менее, жанры журналистики остаются несменными.
Жанры журналистики
На данный момент существует привычное для журналистов и читателей жанровое своеобразие.
Информационные жанры журналистики представлены самыми востребованными и популярными видами: информационная заметка, интервью, расширенная информация, некролог, отчет, хроника, информация, пресс – опрос, мини – корреспонденция, специальный репортаж, мини – комментарий, пресс – релиз. Информационные жанры используются не только в печатных периодических изданиях, но и в теле и радиожурналистике. Чаще всего виды информационных жанров используются в медиа сфере на различных новостных сайтах и социальных сетях.
Готовые работы на аналогичную тему
Аналитические жанры журналистики встречаются почти также часто, как и информационные жанры. К слову, они отличаются более широким масштабом, выводами, комментариями и аналитическими способами подачи информации, размышлениями и исследованиями. Сегодня аналитические жанры представлены следующими видами:
Художественно – публицистические жанры журналистики медленно, но верно уходят в прошлые годы. Исторически публицистические жанры складывались из литературы и их использовали журналисты – писатели. Современные издания крайне редко публикуют подобного рода жанры. К видам художественно – публицистических жанров можно отнести: проза жизни, эссе, зарисовка, памфлет, фельетон, история, эпитафия, очерк, пасквиль.
Четвертая разновидность жанров журналистики появилась сравнительно недавно, но смогла сформироваться в самостоятельную группу. Шоу – жанры, чаще всего используются в тележурналистике и наглядно показывают свое действие с использованием текста комментатора. К шоу – жанрам относятся такие виды, как: реалити – шоу, конкурсы, шоу – расследование, интерактивные материалы, конкурсы, пародии, игры и даже анекдоты.
Большое многообразие видов жанровой журналистики предлагает современным авторам и редакциям изданий выбор и возможность создать интересное, а также пользующееся спросом издание.
Какие жанры сми вы знаете
Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.
В печати существует множество разнообразных жанров, такие как:
Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.
Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.
Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.
Использование тех или иных жанров определяется в первую очередь общественно-историческими условиями жизни. Например, в довоенной советской журналистике был очень распространён жанр очерка. По свидетельству известного в то время журналиста Семена Нариньяни в «Комсомольской правде» 1930-х годов очерк был жанром номер один. «Иногда в одном номере печаталось по два-три очерка сразу.
Наряду с традиционными жанровыми формами сегодня на страницах газет и журналов появляются новые, например, научно-популярные эссе, социально-политические диалоги, социальные портреты современников, социально-экономические очерки, проблемные социальные критические репортажи, аналитические интервью и т.д.