какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

7.3. Гуморальная теория в медицине Греции

Во времена Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.) наиболее популярными медицинскими школами были школы в Книде, Киренах, на островах Кос и Родос. О киренской и родосской школах известно немного. Во времена Гиппократа широкой известностью пользовалось сочинение «Книдские изречения», автором которого считают Эврисфена Книдского. Из Косской школы вышел великий Гиппократ. Каждой школе было свойственно определенное теоретическое и практическое направление в искусстве врачевания. Так, например, книдская школа рассматривала болезнь как местное страдание и применяла соответствующие методы лечения, косская школа, напротив, считала болезнь общим расстройством организма. Споры подобного рода продолжаются и до сих пор.

Учение о четырех стихиях — «корнях», первоначалах природы, стало основой знаменитой «гуморальной теории» (от греч. «дитог» — жидкость), согласно которой здоровье человека зависело от равновесия в организме четырех жидкостей — телесных соков, или «гуморов»: крови, флегмы, черной и желтой желчи. Им соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Учение о четырех стихиях окончательно сформировалось в греческой натурфилософии к IV—III вв. до н.э. Его классическое изложение содержится в трудах Аристотеля, великого древнегреческого философа, который был врачом и сыном врача.

Каждая жидкость обладала парой качественных характеристик. Так, кровь считалась влажной и теплой, флегма — влажной и холодной и т.д. Преобладание одной из жидкостей в ущерб другим, порча какой-либо из них, различные закупорки на пути их движения ведут к болезни. Задача врача — восстановить равновесие телесных соков, которые способствуют сохранению умеренной сухости и влажности в организме и регулируют температуру тела.

Исторические параллели:

Впоследствии на основе представлений о четырех телесных соках и соответствующих им первоначалах сформировалось учение о четырех темпераментах людей.

Это — сангвиники (от лат. «sanguis» — кровь); флегматики (от греч. «phlegma» — слизь); холерики (от греч. «chole» — желчь); > меланхолики (от греч. «melain chole» — черная желчь). Считалось, что темперамент человека определяется избытком соответствующей жидкости в его организме и формируется влиянием определенной планеты. Сангвиник представлялся, как правило, человеком жизнерадостным, отважным и мужественным, холерик — воинственным и решительным, флегматик — осторожным и медлительным, а меланхолик — унылым и задумчивым. Так, на немецкой гравюре XV в. образ меланхолика сопровождают следующие стихи:

Бог дал мне, меланхолику, природу,

Подобную земле — холодную, сухую.

Присущи мне землистый цвет волос,

Уродливость и скупость, жадность, злоба,

Фальшь, малодушье, хитрость, робость,

Презрение к вопросам чести

И женщинам. Повинны в этом всем

Характер человека связывается здесь с холодом и сухостью — двумя качествами, присущими земле, первоначалу, которое, согласно гуморальной теории, соответствует черной желчи. Считалось, что неподвижная, помещенная в центр мира Земля и меланхолику сообщает «неподвижность» — лень. Сатурн, самая несчастливая из всех планет, мог дать человеку богатство и власть, но только ценою счастья.

Однако, не следует думать, что принадлежность к людям этого темперамента не оставляла уже никакой надежды. Напротив, Аристотель писал, что именно меланхоликам присуща особая одаренность, которая выражается в развитии разума и остроте чувств. «Все выдающиеся люди, — пишет он, — отличившиеся в философии, в государственных делах, в поэзии или изобразительном искусстве, — меланхолики, некоторые даже до такой степени, что страдают от нездоровья, вызванного черной желчью». Как видим, проявление четырех первоначал в гуморальной теории отнюдь не сводит представление о характере и судьбе человека к простой схеме. Гуморальная теория получила развитие в косской медицинской школе, основателем которой был великий Гиппократ.

Источник

Гиппократ и его теория жидкостей

Нейробиология начинается с западной медицины, а она, в свою очередь, с Гиппократа. Но даже этот пионер медицины свою теорию болезней обосновывал многочисленными мистическими идеями.

какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть картинку какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Картинка про какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

Гиппократ жил в IV веке до н. э., в золотую эпоху Древней Греции, на острове Кос. Так же, как и многие его древнегреческие сограждане, Гиппократ отвергал идею о том, что причиной болезней, включая и нервные, таких как паралич, судороги и конвульсии, являются демоны, овладевшие телом больного, проникшие в него через глаза или какие-либо другие входы. Напротив, он искал физические причины плохого здоровья, и именно благодаря Гиппократу врачи до сих пор ставят диагнозы и лечат больных на основе тех симптомов, которые демонстрирует пациент.

От элементов

В те далекие времена греческие ученые верили, что весь мир — включая и человеческое тело — состоит из основных субстанций, позднее названных элементами. Подобные идеи нашли отражение и в теориях китайских и индийских ученых, но в Греции признавались только четыре элемента: земля, воздух, огонь и вода. В теле человека эти элементы присутствовали в виде жидкостей: крови, флегмы, желтой и черной желчи.

какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть картинку какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Картинка про какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

Каждая из жидкостей отражала свойства исходных элементов и оказывала влияние на эмоции. Наполненная воздухом кровь создавала сангвинический оптимизм. Водянистая флегма придавала флегматическое спокойствие. Чрезмерное количество земной черной желчи отягощало человека меланхолией, тогда как желтая желчь разжигала неудержимую ярость.

При ранах на голове требовалось высвободить скопившийся в ней гной. Перелом костей черепа означал, что все идет к лучшему. Если же нет, то Гиппократу требовалось просверлить отверстие в черепе. Вопреки тому, что этот подход уходил корнями в непроверенную теорию, основывающуюся на ложных утверждениях, такая процедура краниотомии часто приводила к заметным улучшениям и предотвращала опухоли.

ФУРИИ

Согласно древнегреческой мифологии с приходом подземных божеств, называемых Эриниями или — в римской традиции — Фуриями, человека могло охватить состояние ненависти, жажды мести, и в конце концов он мог впасть в полное безумие. Как только вы привлекали их внимание, эти подземные ведьмы начинали безжалостно толкать вас на дурные деяния до тех пор, пока вы не исполняли все их ужасные замыслы. Писатели обычно, ссылаясь на них, использовали лестные эвфемизмы. Считалось, что прямое упоминание их имени сопряжено с большим риском.

Источник

Гиппократ

Содержание

Биография

какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть картинку какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Картинка про какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Асклепия.

История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ. Одни историки утверждают, что 83 года, а другие — 104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер.

Умер Гиппократ около 370 года до н. э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник, но на тысячелетия для всех врачей стала кодексом профессиональной чести «Клятва Гиппократа».

«Гиппократов сборник»

Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.

какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть картинку какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Картинка про какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Вся медицина, во взглядах Гиппократа имеет психосоматический каркас. Это медицина как тела, так и души. Медицина основана на гармонии человека с природой и космосом.

Учение Гиппократа о темпераментах

По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. – «жидкость»).

По мнению Гиппократа, есть некие законы гармонии, которые смешивают противоположности в устойчивом гармоничном аккорде. Природа и люди имеют свои гармоничные сочетания. Как природа соответствует четырем основным сторонам света – восток, запад, север и юг, так и люди, рожденные в той или иной стране света, отличаются собой по телосложению и душевному складу, который Гиппократ обозначил как темперамент.

Исходя из этого, Гиппократ выделяет четыре основных типа темперамента. Темперамент характеризуется не только в динамических характеристиках эмоциональности, но и в психологических характеристиках взаимоотношений между людьми, отношением к самим себе и к миру вообще.

Сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики

какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть картинку какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Картинка про какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

Связь темперамента и типа заболевания

Холерики имеют сухие, твердые и здоровые головы, у них крепкие желудки. Поскольку в их организме преобладает желчь, они склонны ко всем болезням, называемым «острыми»: к нагноительным заболеваниям, к «разрывам жил» (в носу, мозгу), к сильным и острым страданиям глаз и т.д.

Сангвиники мало расположены к болезням.

Зависимость темперамента от времени года, возраста и политического строя

Политический строй и общественные установки влияют на природу человека, несколько трансформируя ее. Возраст, и времена года способствуют изменению темперамента.

Развитие идей Гиппократа

Учение оказало большое влияние на представления медиков и психологов последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».

Развитие идей Гиппократа предпринято многими медиками, физиологами и психологами. Наиболее интересные исследования представлены трудами Э. Кречмера, У. Шелдона, Г. Айзенка, И.П. Павлова, Я. Стреляу, Л.Н. Собчик, В.П. Русаловым, В.Д. Небылицыным, Т.Ф. Базылевич и др.

Источник

Какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России

Гиппократ о здоровом образе жизни и профилактике болезней

Журнал: Профилактическая медицина. 2018;21(3): 70-73

Холмогорова Г. Т. Гиппократ о здоровом образе жизни и профилактике болезней. Профилактическая медицина. 2018;21(3):70-73.
Kholmogorova G T. Hippocrates about healthy lifestyle and disease prevention. Profilakticheskaya Meditsina. 2018;21(3):70-73.
https://doi.org/10.17116/profmed201831270

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России

какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Смотреть картинку какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Картинка про какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа. Фото какие жидкости лежат в объяснении учения гиппократа

Гиппократ был основоположником различных отраслей медицины, в том числе науки о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний. Он также заложил основы медицинской географии и климатического детерминизма, детально изучив влияние климата, местности, воды, воздуха, смены времен года на здоровье и возникновение болезней. Проанализированы работы Гиппократа «Здоровый образ жизни», «О воздухах, водах и местностях» с позиций современности, а также несколько его знаменитых афоризмов как наиболее значимые произведения для сохранения и укрепления здоровья, актуальные и в наши дни.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России

Имя Гиппократа за прошедшие века и тысячелетия обрастало такими мифами и легендами, что некоторые ученые-историки начали сомневаться, существовал ли на самом деле такой человек. Но скрупулезный анализ дошедших до нас достоверных исторических источников и трудов философов Платона и Аристотеля точно подтверждает историческое существование Гиппократа, его семейные и географические связи, общеизвестность его учения при жизни и величие его славы после смерти [1].

Гиппократ (Hippocrates, 460—377 гг. до н.э., по другим данным — 356 г. до н.э.) — великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Он родился на острове Кос «в первый год восьмидесятой Олимпиады, т. е. в 460 г. до н.э. Точно известен даже день его рождения — 27-й день дорийского месяца Агриана — на Косе это 8-й месяц календаря при монархии Абриада» [1]. В течение многих поколений на этом острове существовала семейная врачебная школа асклепиадов, к которой принадлежали предки и родные Гиппократа (его имя в переводе означает «укротитель коней»).

В то время медицинские знания передавались от отца к сыну, поэтому первым учителем Гиппократа был его отец — врач Гераклид. Мать Гиппократа Фенарета была повитухой [2].

Получив образование врача в семье, Гиппократ покинул остров Кос, жил и продолжал образование в Афинах. В дальнейшем он вел жизнь странствующего врача (периодевт) и побывал в Египте, Малой Азии, Ливии, у скифов, где ознакомился с медициной этих стран. Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияния жреческой храмовой медицины и определение пути ее самостоятельного развития. Французский историк медицины Гардиа (J.M. Guardia) в 1898 г. охарактеризовал эту сторону его деятельности так: «Гиппократу выпала честь вырвать медицину из святилища, вывести ее на ясный путь. Он эмансипировал ее, сделал ее светской, независимой и самодержавной, освободил ее от оков суеверия, отнял у нее священный и божественный характер, очистил ее от заклинаний и чудес и привел ее к простому наблюдению законов природы» [3].

Гиппократ как «отец медицины» оставил обширное наследство в ее различных отраслях, которые до сих пор живы и внимательно изучаются. В своих воззрениях он исходил из определяющего влияния факторов окружающей среды на формирование телесных (конструкция) и душевных (темперамент) свойств человека. Он выделял эти факторы: климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства, с точки зрения их влияния на человека. Гиппократ пытался предотвратить болезни, изменяя привычки и стиль жизни человека.

До наших дней дошли несколько сочинений Гиппократа, которые вместе с произведениями других древнегреческих врачей объединены в «Сборник Гиппократа» или «Кодекс Гиппократа». В его сборнике есть отдельная книга, которая называется «О здоровом образе жизни» [4]. Она представляет собой совершенно самостоятельное произведение, трактующее основы диеты для здоровых людей в различные времена года, для людей различной конституции и возраста; указания о прогулках, советы желающим похудеть и потолстеть, правила, когда и как целесообразно принимать рвотное и ставить клизмы в диетических целях; о купании; отдельная глава посвящена гимнастическим упражнениям. Именно благодаря этой книге Гиппократа по праву можно считать родоначальником и проповедником здорового образа жизни, профилактического направления в медицине. Главное в этих наставлениях — индивидуальность. Для разных типов людей, для разных возрастов он дает различные рекомендации. Конечно, некоторые советы могут вызвать улыбку у современников, но индивидуальные подходы к сохранению и укреплению здоровья и тогда, и сейчас остаются примерно теми же.

В первой главе подробно расписано, какой должен быть образ жизни и тип питания: «Зимою они (люди) должны как можно больше есть, а пить как можно меньше». Далее следуют советы как питаться весной, летом, осенью, как подготовить организм к смене сезонов, например от зимы к лету: «…уменьшая яства и увеличивая питье, и по этому же способу, делая обратное, от лета переходить к зиме. В самом деле, от этого он будет и более здоров, и меньше всего будет зябнуть, так как это время очень холодное и влажное». Сказанное актуально и сейчас: действительно, зимой пища всегда более калорийная, чем летом, и лучше согревает.

Во второй главе он рекомендует: «При телосложениях мясистых, мягких и красных большую часть года полезно употреблять сухой род пищи, потому что природа их влажная. Твердые же, тощие, рыжие и черные должны употреблять во все время более влажный род пищи, так как тела их сухие. Более молодым телам полезен род пищи более мягкий и более влажный, ибо этот возраст сухой, и тела их стянуты. Старым же должно проводить большую часть времени в более сухом образе жизни, потому что в этом возрасте тела — влажные, мягкие и холодные». И так, «…сообразно с возрастом, временем года, привычкой, страною, местностью, телосложением должно устраивать и образ жизни так, чтобы мы могли противостоять наступающим и жарам, и холодам, ибо только таким образом достигается наилучшее здоровье».

Безусловно, ошибочен постулат о том, что у молодых «…этот возраст сухой, и тела их стянуты», а в старости «…тела — влажные, мягкие и холодные», но вызывает восхищение тонкий дифференцированный подход к различным «телам».

В этой главе подчеркнуто, что человек сам должен устроить свой образ жизни таким образом, чтобы укреп-лять и сохранять свое здоровье, и даны рекомендации, что для этого нужно делать. Спустя два с лишним тысячелетия мы даем практически те же рекомендации и также хотим, чтобы наши пациенты научились сами отвечать за свое здоровье, научились укреплять и сохранять его.

Замечательны рекомендации по сохранению здоровья в третьей главе: «Затем зимою должно совершать прогулку быстро, а летом медленно, только не должно совершать пути в продолжение солнечного жара. Людям дородным полезно ходить скорее, а тощим медленнее. Ванны также должно употреблять летом часто, а зимой — реже. Более полезно мыться худым, чем полным. Еще: зимою следует надевать одежды чистые, а летом — напитанные оливковым маслом». Возможно, рекомендации о летней одежде, пропитанной оливковым маслом, направлены на предотвращение укусов различных насекомых. Правда, трудно представить себе комфортные ощущения в жару, будучи в промасленной одежде. Сейчас мы также не рекомендуем бывать на солнце в жару, но считаем, что полезно мыться всем, как худым, так и полным.

Видимо, проблема избыточной или недостаточной массы тела уже существовала во времена Гиппократа. В четвертой главе он дает советы для разных категорий людей: «Если толстые хотят похудеть, то должны натощак делать все физические упражнения и приступать к пище, еще задыхаясь после труда и не остывши, а сначала пить вино, разведенное и не особенно холодное. Кроме того, пищу должно принимать однажды, удерживаться от ванны, спать на жестком месте, и гулять, возможно больше неодетым. Те же, кто, будучи тощим, хотят сделаться толстыми, должны делать противоположное этому, а равно не должны натощак предпринимать никакого физического упражнения». Конечно, в настоящее время никто из врачей не будет рекомендовать делать физические упражнения натощак и пить вино, но увеличение физической активности и снижение калорийности пищи для избавления от избыточной массы тела — одна из первых современных рекомендаций [5].

Во времена Гиппократа были широко распространены очистительные процедуры — искусственная рвота и клизмы. В пятой главе он советует: «Рвотными и клистирами должно пользоваться таким образом: в продолжение шести зимних месяцев надо вызывать рвоту…, но когда настанет лето, должно употреблять клистиры. Но дородным и более влажным больше полезны клизмы соленые и тонкие, а сухим, тощим и слабым — более жирные и густые». Он дает очень подробные инструкции, как готовить различные виды клизм и рвотного, а также когда и как производить эти процедуры.

В шестой главе Гиппократ рекомендует: «Малых детей купать в теплой воде продолжительное время и давать им пить вино, разбавленное водой и не совсем холодное…». По его мнению, «…женщин же должно питать более сухим родом пищи, ибо, с одной стороны, более сухие яства лучше приспособлены к мягкости женских мышц, а с другой — более чистые напитки лучше для матки и питания плода». Конечно, ни один современный врач не порекомендует давать вино малым детям, но в те времена это делалось для того, «…чтобы более росли и имели более здоровый цвет».

Очень интересен дифференцированный подход к физическим упражнениям. В седьмой главе Гиппократ советует «…тем, которые занимаются гимнастикой, полезно зимой бегать и бороться, а летом — мало бороться и совсем не бегать, но много гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем должно бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть». Кроме того, «… тем, у которых появляются боли во внутренностях от гимнастических упражнений или от какого-либо другого труда, полезно отдыхать и воздерживаться от пищи», т. е. он предупреждает о физических перегрузках.

Следуя своим воззрениям на человека как часть природы, а также обобщив свои наблюдения, полученные в странствиях по различным странам Античного Мира, Гиппократ создал капитальный трактат «О воздухах, водах и местностях»[4]. В нем он указал, что здоровье людей зависит не только от образа жизни, но и ряда природных факторов. В первой главе дается квинтэссенция всех факторов, влияющих на здоровье, о которых обязательно должен знать врач: «Кто захочет исследовать медицинское искусство правильным образом, должен сделать следующее: прежде всего, принять в рассмотрение времена года, в чем каждое из них имеет силу. В самом деле, они ничего не имеют похожего, но весьма много различаются как между собою, так и по тем переменам, которые случаются среди них. Затем также ветры как теплые, так и холодные, в особенности же те, которые для всех людей суть общи, а затем и те, которые свойственны каждой стране. Так же точно должно принимать в расчет и качества вод, ибо как они различаются вкусом и весом, так точно и своею силой. Поэтому, если кто придет в незнакомый ему город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать, каким образом он расположен к ветрам или восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу и лежащий к югу, а также расположенный на восход солнца или на запад. Также и на это следует обращать очень большое внимание, как обстоит в городах дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными и мягкими водами или жесткими, вытекающими с высоты и каменистых мест или же солеными и неудобными для варения. И на самую землю должно обращать внимание, голая ли она и лишенная вод или заросшая и орошенная, и расположена ли она на местности углубленной и удушливой от жаров или же на высокой и холодной; и на образ жизни людей, какой они охотнее ведут: преданы ли питью, ядению и праздности или же любят заниматься физическими упражнениями и трудами, много едят и не пьют».

Гиппократ выделил категории городов по их ориентации к ветрам и солнцу (главы 2—6). Он установил, что каждому городу в зависимости от его местоположения и направления ветров соответствует тип человека, а также существует взаимозависимость между ориентацией местности и состоянием здоровья, характером и умственными способностями людей. Он подчеркивал, что «…вместе с временами года изменяются желудки и болезни человека». Он рекомендовал «предохранять себя от самых больших изменений времен года». По сути, этот труд Гиппократа заложил основы медицинской географии и климатического детерминизма, что в настоящее время интенсивно изучается [6—10].

Очень большой раздел этого трактата посвящен воде (главы 7, 8): «Я хочу теперь рассказать о водах, о том, какие из них вредные, какие наиболее здоровые и какие происходят от воды напасти и блага, ибо ей принадлежит очень большая доля участия в установлении здоровья».

По его наблюдениям, «…самые лучшие воды те, которые вытекают из мест возвышенных и земляных холмов, ибо они сами по себе сладки, светлы и могут выносить умеренное вино. Зимой они теплые, а летом холодные; такие воды происходят из глубочайших источников. Больше всего я одобряю те источники, которые текут к восходам солнца. Особенно же летним, ибо они бывают по необходимости более светлы, хорошего запаха и легкие». Далее, описывая различные виды вод, их минерализацию (тяжелые или легкие), соленые, речные, болотные, Гиппократ заключает: «Воды, которые собираются из дождей, снега и льда, я считаю наиболее худыми для всякого употребления». Абсолютно правильно Гиппократ увидел в воде одну из причин образования камней мочевого пузыря (глава 9). Выводы Гиппократа о влиянии воды на здоровье находили подтверждения все последующие тысячелетия. Недаром в настоящее время проблемам обеспечения человечества доброкачественной водой уделяется огромное внимание на уровне правительств и ВОЗ [10—13].

Глава 10 этого удивительного научного исследования посвящена временам года. В этой главе очень четко и детально описаны многочисленные нюансы погоды и те болезни, которые им сопутствуют: «Обращая внимание на следующее, всякий может решить, какой именно будет год, здоровый или приносящий болезни. Если признаки погоды при восхождении и захождении звезд будут являться согласно расчету, если в продолжение осени будет идти дождь и зима будет умеренная, не слишком мягкая, не сверх меры холодная, а весною и летом явятся своевременные дожди, то, естественно, такой год — самый здоровый». Придавая большое значение смене времен года для лечебного процесса, Гиппократ предупреждает: «В особенности должно наблюдать важнейшие перемены времен года так, чтобы ни лекарства очистительного без необходимости не прописывать, ни резать, ни прижигать, прежде чем не пройдет десяти дней или даже более. Особенно же важные и опасные перемены следующие: оба солнцестояния (в особенности летнее), а также так называемые равноденствия (в особенности осеннее)».

С точки зрения здорового образа жизни, профилактики и лечения заболеваний афоризмы Гиппократа вызывают живой интерес у наших современников [14]. Они играли громадную роль в практической медицине на протяжении веков. Вот как в 1840 г. характеризовал афоризмы их переводчик, русский врач С.Ф. Вольский: «…нет ни одной медицинской книги, которая заслужила бы такую всеобщую славу, как Гиппократовы афоризмы, и которая бы изложена была так кратко, вразумительно и малыми словами могла выражать так много… Уже протекли 23 века славы Гиппократовых афоризмов, но других, подобных им, не явилось; пройдет еще столько же веков, а афоризмов, равных Гиппократовым, вероятно, не будет… Чтобы изложить так кратко, потребны были чрезвычайный ум, многолетняя опытность и обширная ученость, тонкое внимание, редкая любовь к науке и человечеству» [15].

В настоящее время известно 422 Афоризма в 8 разделах, хотя считается, что 8-й раздел дописан позже и не принадлежит Гиппократу [1, 15]. Некоторые афоризмы являются по сути памятками для населения, краткими профилактическими руководствами.

1. Никто не должен преступать меры: мудрость жизни — знать во всем меру.

2. Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

3. Как суконщики чистят сукно, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает организм.

4. Действия диетических средств — продолжительны, а действия лекарств — скоропреходящи.

5. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

6. Сон и бессонница — то и другое сверх меры проявляющееся — дурной знак.

7. Страх и печаль, надолго овладевшие человеком, располагают к болезням.

8. Труд и покой врачуют тело и душу.

9. Пьянство отцов и матерей — причина слабости и болезненности детей.

10. Если ты не в силах изменить свой образ жизни, то тебе никто и ничто не поможет.

Не зная истинных причин болезни, великий врач Древнего Мира Гиппократ еще в доисторическую эпоху выработал своеобразные принципы здорового образа жизни. Они основаны на наблюдениях за возникновением и развитием болезней в связи с человеком, его поведением, привычками, окружающей природой, местностью, в которой он жил, пищей, которую он потреблял, трудом, которым он занимался. Связь болезней с образом жизни несомненна для всех врачей всех времен и народов.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *