какие животные будут в раю по исламу
Что происходит с животными после смерти, с точки зрения Ислама?
Всевышний Аллах создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему, и этот мир является для всех его обитателей, в том числе и для животных, временным пристанищем. Следовательно, все они покинут этот бренный мир и предстанут в День Суда перед своим Создателем. А все животные, которые являются частью этой Вселенной, были сотворены всевышним Аллахом на благо человека, как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:
هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً
(смысл): «Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле». (сура Аль-Бакара, 29)
Как известно, после смерти в Судный День все живые существа, в том числе и животные, будут воскрешены, так же, как будут воскрешены все люди и джинны. Но животные, в отличие от человека и джиннов, не имеют никакого представления о смерти, воскрешении, Судном Дне и т.д. В хадисе, который приводит Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لو أن البهائم تعلم من الموت ما تعلمون ما أكلت منها سمينا
«Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса», то есть животные не смогли бы есть досыта, дабы стать тучными.
Но, несмотря на это, все живые существа будут воскрешены в Судный день, собраны для отчета и воздаяния, и после недолгого отчёта тела животных будут обращены в землю.
Ибн Касир пишет об этом следующее:
«Слова Всевышнего Аллаха:
«… И когда (дикие) животные столпятся» (сура Ат-Таквир: 5), то есть будут собраны, как об этом сказал Всевышний Аллах в другом аяте:
وما من دابة في الأرض ولا طائر يطير بجناحيه إلا أمم أمثالكم ما فرطنا في الكتاب من شيء ثم إلى ربهم يحشرون
(смысл): «И нет ни одного животного на земле и ни одной птицы, летающей в небе на своих крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам, о люди. Не упустили Мы в Книге (в Коране) ничего. Потом [в День Суда] к своему Господу они будут собраны (для расчета и воздаяния)» (сура Аль-нам: 38).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Все творения будут собраны, даже мухи» (Ибн Абу Хатам). Такого же мнения придерживаются Ар-Рабиʻ ибн Хайсам, Ас-Суди и другие. Такое же толкование этому аяту даёт и Каттада (да будет доволен им Аллах): «Поистине, все эти создания умрут, и потом Всевышний Аллах примет по отношению к ним решение, которое он пожелает«». («Тафсир Ибн Касир»)
Затем все эти творения Всевышнего Аллаха, после того как возместят свои права между собой в отместку того, что совершали на этом свете, будут превращены в землю (прах). В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«…Затем Всевышний Аллах рассудит между всеми Своими творениями: джиннами, людьми и животными. Поистине, в этот День даже безрогие поквитаются с рогатыми, все они возместят свои права между собой. Потом Всевышним Аллахом им (живым существам) будет сказано: «Станьте прахом!», и в этот момент скажет неверующий: «Лучше бы и мне быть прахом!» (сура ан-Наба, 40). И после этого Всевышний Аллах рассудит между людьми и джиннами». (Ибн Джарир А-Табари)
Также от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
فإذا فرغ من القصاص بين الدواب قال لها كوني تراباً
«Когда (в Судный День) Всевышний Аллах завершит суд между животными, и они поквитаются между собой, Он скажет животным: «Станьте прахом!»».
Как мы видим из вышеприведённого, все животные после смерти будут воскрешены и после отчёта на месте сбора будут обращены в землю.
Как обращаться с животными?
В мире животных.
Как нужно относиться к животным? Какие животные будут в Раю и что их ждёт в Судный день? Давайте рассмотрим эти вопросы, по порядку.
К животным нужно относиться хорошо, не причиняя им вреда, кормить их. Не возлагать на животных то, что им не под силу. Первый, кто на земле установил порядок о мягком обращении с животными, является Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), посланный как Милость для миров.
В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится:
فَإِذَا قَتَلْتُمْ فَأَحْسِنُوا الْقِتْلَةَ وَإِذَا ذَبَحْتُمْ فَأَحْسِنُوا الذَّبْحَ وَلْيُحِدَّ أَحَدُكُمْ شَفْرَتَهُ فَلْيُرِحْ ذَبِيحَتَهُ
«И если вы убиваете, то убивайте хорошо. И если вы режете животное, пусть один из вас заточит своё лезвие и успокоит животное» (Муслим, №3615).
Блудница заслужила Рай.
В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится:
بَيْنَمَا كَلْبٌ يُطِيفُ بِرَكِيَّةٍ قَدْ كَادَ يَقْتُلُهُ الْعَطَشُ إِذْ رَأَتْهُ بَغِيٌّ مِنْ بَغَايَا بَنِي إِسْرَائِيلَ فَنَزَعَتْ مُوقَهَا فَاسْتَقَتْ لَهُ بِهِ فَسَقَتْهُ إِيَّاهُ فَغُفِرَ لَهَا بِهِ
Обратите внимание, дорогие братья, на то, как безгранична милость Аллаха. Если человек из-за хорошего поступка по отношению к собаке заслужил такую милость, то какая милость ждёт тех, кто делает добро мусульманам, сиротам, нуждающимся? Всякого человека, которого мы пожалеем сердцем, и которому мы окажем помощь, будет запечатлено в наших книгах Писания и воздастся нам в Судный день, иншааллах.
В другом хадисе говорится:
إن الله عز و جل محسن فأحسنوا
«Воистину, Аллах – Мухсин (Совершающий благое), и вы совершайте благое» (Муслим).
Женщина, оказавшаяся в аду.
دَخَلَتْ امْرَأَةٌ النَّارَ فِي هِرَّةٍ رَبَطَتْهَا فَلَمْ تُطْعِمْهَا وَلَمْ تَدَعْهَا تَأْكُلُ مِنْ خَشَاشِ الْأَرْضِ
«Женщина вошла в ад за то, что заперла кошку, не давала ей пищи и не позволила ей самой искать пропитания» (Бухари, №3071¬).
Блудница заслужила Рай, а другая, оставив кошку без пищи, оказалась в аду. Над этим стоит задуматься. Обращайтесь хорошо с животными, не говоря уже об отношении к людям, дабы заслужить бесценную милость Творца!
Материалы по теме
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Какие животные есть в Раю?
Однако это не значит, что в Раю нет животных. Речь не идёт о каких-то конкретных животных, которые не будут превращены в песок, а войдут в Рай. Некоторые говорят, что такой участи будет удостоена верблюдица пророка Салиха или собака отроков из пещеры, но об этом нет ни одного достоверного хадиса. Но есть другие аяты и хадисы, в которых упоминаются райские животные. У них есть какие-то общие черты с животными из нашего мира и общие названия, но это другие существа, созданные для обитателей Рая.
Однажды нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о Каусаре, реке изобилия, которую Аллах обещал ему в Раю. Он сказал: «Это река, которую подарил мне Аллах. Вода в ней белее, чем молоко, и слаще, чем мёд, и там есть птицы, чьи шеи похожи на шеи верблюдов». Умар сказал: «Поистине, это перепела такие». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Они ещё вкуснее» [Ахмад 13505, ат-Тирмизи 2542, ан-Насаи 6/523].
Зато мы знаем первое блюдо, которое предложат верующим, вошедшим в Рай. Саубан рассказывал, что один из иудеев спросил Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Чем угостят людей, когда они войдут в Рай?» Он ответил: «Придатком печени кита». Иудей спросил: «А потом чем?» Он ответил: «Для них заколют быка, который пасется на окраинах Рая». Он спросил: «А чем они будут запивать его?» Он сказал: «Напитком из источника, который называется Сальсабиль». Тогда иудей сказал: «Ты сказал правду» [Муслим 315].
Животные в Раю будут не только для угощения праведников. Среди райских деревьев обитают удивительные существа разных форм и цветов, которые мы не можем даже представить себе. В «Муснаде» Ахмада приводит рассказ Анаса о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, птицы в Раю похожи на хорасанских верблюдов, и они пасутся на райских деревьях» [Ахмад 13244, Сахих ат-таргиб 3740]. Известно, что хорасанские верблюды ценятся за их размеры и физическую силу, а благодаря длинной шерсти они переносят холод и жару лучше, чем персидские и арабские верблюды.
Бурайда аль-Аслями рассказывал, что один из мусульман спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, будут ли в Раю кони, и он сказал: «Если Аллах введёт тебя в Рай и ты пожелаешь сесть верхом на коня из красного яхонта, то он полетит с тобой по райским садам, куда ты пожелаешь». Потом другой человек спросил, есть ли в Раю верблюды, и Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не ответил ему так же, как и первому. Он сказал: «Если Аллах введёт тебя в Рай, то у тебя там будет всё, что ты пожелаешь и что будет радовать твой взор» [ат-Тирмизи 2543, Сахих ат-таргиб 3/522].
Абу Масуд аль-Ансари рассказывал, что какой-то человек пожертвовал на пути Аллаха верблюдицу с поводом. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «В День воскресения ты получишь за неё семьсот верблюдиц, и все они будут с поводьями» [Муслим 1892]. То есть он сможет сесть верхом на любую из них, когда пожелает, чтобы проехаться на ней верхом по своим владениям в Раю [Шарх Сахих Муслим 13/38].
Также известно, что в Раю будут овцы. Имам аль-Байхаки (2/449) передал со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Овцы тоже из Райских животных» [Сильсиля сахиха 1128]. То есть в Раю будут овцы, которые не похожи на овец в этом мире. Мы не знаем, как они будут выглядеть, но совершенно ясно, что они будут прекрасны и будут доставлять радость обитателям Рая.
10 животных, которые попадут в Рай
Попадут ли в Рай какие-либо животные из живших на земле, и если да, то какие?
Аллах Всевышний сказал в Коране:«. когда дикие звери будут собраны» (ат-Таквир 81/5).
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу» (аль-Анам 6/38).
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) сказал: «Все, будет собрано к Аллаху Всевышнему».
Как следует из приведенных аятов, в судный день, когда прозвучит звук трубы, животные, те как люди и джинны, будут собраны перед Господом миров.
Однако суть этого взаимного расчета животных нам неизвестна. Об этом ведомо только Аллаху Всевышнему. Поскольку животные не обладают волей в полном значении этого слова и разумом, то их расчет будет именно таким. Для животных не существует Рая или Ада, вознаграждения или наказания. Вечная жизнь после воскрешения присуща только людям и джиннам. Однако некоторые животные, которые были преданными друзьями праведников или погибли на пути истины, по воле Аллаха Всевышнего, попадут в Рай.
Например, в Рай попадут животные, которые были принесены в жертву ради Аллаха. Кроме того, в книге «Мишкатуль-Анвар», написанной имамом Мукатилем, сообщается, что в Рай так же попадут следующие десять животных :
Какие животные будут в Раю?
В досточтимых хадисах Посланника Господа ﷺ передаётся, что в Раю будет всё, что только могут пожелать его обитатели, также Раю будут птицы и животные, о которых не знает никто, кроме Создателя. В данном материале мы расскажем о некоторых из них.
لَّهُمْ فِيهَا مَا يَشَاءُونَ خَالِدِينَ كَانَ عَلَى رَبِّكَ وَعْدًا مَّسْئُولًا
«В этих садах благоденствия у них будет всё, что они хотят, и будут они вечно наслаждаться благами. Всё это блаженство, о котором они просили, – обещание Аллаха им в ответ на их просьбу. Поистине, обещание Аллаха никогда не нарушается!» (смысл 16 аята суры «аль-Фуркан», тафсир «аль-Мунтахаб»).
В другом аяте Бог говорит:
لَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ
«В дальней жизни у вас будет всё, что вы пожелаете из услад и доброй пищи. И будет вам приветствие Господа Прощающего, Милосердного» (смысл 31 аята суры «Фуссылат», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт от Посланника Аллаха ﷺ :
Смысл: «Всевышний Аллах говорит: «Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека, не говоря уже о том, что вам было дано узнать»». Передав это, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) прочёл нижеследующий аят:
فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему» (смысл 17 аята суры «ас-Саджда», тафсир «аль-Мунтахаб»). Этот хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим.
Ибн Касир, комментируя эти слова Аллаха, пишет: «Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз – т.е. никто не знает величие того, что Аллах скрыл от них из райских садов, вечного блаженства и услад. Никто не ведает об этом так же, как они скрывали свои благодеяния, Аллах скрыл от них их награду. Ибо воздаяние аналогично действию».
Хасан аль-Басри сказал: «Люди скрывали свои деяния, и Аллах скрыл то, что ни одно око не видывало, и что не описать умом человечьим». Это передал ибн Абу Хатим.
Говоря коротко, в Раю верующих ожидает то, что не видели их глаза, не слышали их уши и что они не могли себе даже представить.
Что касается райских животных, из хадисов нам известно, что в Раю будут следующие из них:
1. Птицы
وَلَحْمِ طَيْرٍ مِّمَّا يَشْتَهُونَ
«В раю для них – (…) и мясо птиц из тех, что они пожелают» (смысл 20-21 аятов суры «Аль-Ваки’а», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Анас сообщил, что Пророк ﷺ изрёк: «Птицы в Раю подобны шеям верблюдов, питающихся с райских деревьев». Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, должно быть, эти птицы прекрасны!» Пророк ﷺ ответил: «Те, кто будет есть их, прекраснее их». Он сказал это трижды, и добавил: «И поистине я хочу, что бы ты был среди тех, кто будет есть их» (имам Ахмад).
В своем комментарии к этому аяту Катада привёл хадис, в котором сообщается, что Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, я думаю, что эти птицы прекрасны, как и сами обитатели Рая». На что Посланник Всевышнего ﷺ ответил:
من يأكلها والله ياأبا بكر أنعم منها، وإنها لأمثال البخت وإني لأحتسب على الله أن تأكل منها يا أبا بكر
«Те, кто ест их, Абу Бакр, клянусь Аллахом, прекраснее их. Они похожи на шеи верблюдов. Я прошу Аллаха, чтобы ты вкусил их, о, Абу Бакр».
Абу Бакр ибн Абу ад-Дунья передал от Анаса ибн Малика, что, когда Посланника Аллаха спросили об «аль-Кяусаре», он сказал:
نهر أعطانيه ربي عز وجل في الجنة، أشد بياضاً من اللبن وأحلى من العسل، فيه طيور أعناقها، يعني: كأعناق الجزر
«Это река, которую мне мой Господь подарил в Раю. Её вода белее, чем молоко, слаще чем мёд, и к ней слетаются птицы, чьи шеи похожи на шеи верблюдов». ‘Умар сказал: «Наверное, они прекрасны». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Те, кто ест их, прекраснее их». Хадис передали имамы Ахмад и ат-Тирмизи.
‘Абдулла ибн Мас’уд сообщил, что однажды Пророк ﷺ сказал ему:
إنك لتنظر إلى الطير في الجنة، فتشتهيه، فيخر بين يديك مشويا
«Если ты, увидев птицу в Раю, пожелаешь её съесть, то она окажется перед тобой в уже в готовом (жареном) виде». Хадис передали имамы Абу На’им и Ибн ‘Ади.
2. Кит
عن أنس رضي الله عنه قال: بلغ عبد الله بن سلام مقدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة فأتاه فقال: إني سائلك عن ثلاث لا يعلمهن إلا نبي، قال: ما أول أشراط الساعة وما أول طعام يأكله أهل الجنة ومن أي شيء ينزع الولد إلى أبيه ومن أي شيء ينزع إلى أخواله، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (خبرني بهن آنفا جبريل)، قال: فقال عبد الله ذاك عدو اليهود من الملائكة، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (أما أول أشراط الساعة فنار تحشر الناس من المشرق إلى المغرب وأما أول طعام يأكله أهل الجنة فزيادة كبد حوت وأما الشبه في الولد فإن الرجل إذا غشي المرأة فسبقها ماؤه كان الشبه له وإذا سبق ماؤها كان الشبه لها قال أشهد أنك رسول الله)، رواه البخاري والطبراني وأحمد .
3. Бык
عن أبي سعيد الخدري رضي الله عنه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: ((تكون الأرض يوم القيامة خبزة واحدة، يتكفؤها الجبار بيده، كما يتكفأ أحدكم خبزته في السفر نزلاً لأهل الجنة) فأتى رجل من اليهود، فقال: بارك الرحمن عليك يا أبا القاسم، ألا أخبرك بنزل أهل الجنة يوم القيامة؟ قال: بلى قال: تكون الأرض خبزة واحدة كما قال النبي – صلى الله عليه وسلم – فنظر النبي – صلى الله عليه وسلم – إلينا، ثم ضحك حتى بدت نواجذه ثم قال: ألا أخبرك بإدامهم؟ قال إدامهم بالام ونون. قالوا: وما هذا؟ قال: (ثور ونون، يأكل من زائدة كبدهما سبعون ألفاً))، رواه البخاري ومسلم. قال النووي رحمه الله في شرح مسلم: «أما النون فهو الحوت باتفاق العلماء.. وأما زائدة الكبد وهي القطعة المنفردة المتعلقة في الكبد، وهي أطيبها ».
Сообщается, что Абу Саид аль-Худри сказал: «Посланник Аллаха ﷺ поведал нам:
«В День Воскрешения Земля станет одной хлебной лепёшкой, и Величественный Владыка сделает её ровной, подобно тому, как вы лепите тесто для хлеба во время поездок. И сделает его угощением для жителей Рая».
*Здесь Пророк ﷺ использовал мало распространённое слово «балям» ( بالام ), что переводится и как бык и как вол, и поэтому сподвижники попросили его разъяснить это слово.
4. Овцы
В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Господа ﷺ изрёк:
امْسَحُوا رُغامَ الغَنَمِ وطَيِّبُوا مَرَاحَها وصَلُّوا في جانِبِ مَرَاحِها فإنّها مِنْ دَوَابِّ الجَنّةِ
«Вытирайте слизь с овец* и очищайте их загон, молитесь рядом с их загоном, ибо поистине, они из числа животных Рая». Этот хадис передал аль-Байхаки в «аль-Ма’рифа».
*Имеется в виду, что овец следует содержать в чистоте и ухаживать за ними, как об этом говорит имам аль-Мунави в «Файдуль-Кадир».
5. Верблюд
Абу Мас’уд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал:
عن أبي مسعود الأنصاري رضي الله عنه قال جاء رجل بناقة مخطومة فقال هذه في سبيل الله فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (لك بها يوم القيامة سبع مائة ناقة كلها مخطومة)، رواه مسلم وأحمد والنسائي والطبراني بطرق عديدة. قال النووي رحمه الله في شرح مسلم: «أي: فيها خطام، وهو قريب من الزمام. قيل: يحتمل أن المراد له أجر سبعمائة ناقة، ويحتمل أن يكون على ظاهره، ويكون له في الجنة بها سبعمائة كل واحدة منهن مخطومة يركبهن حيث شاء للتنزه، كما جاء في خيل الجنة ونجبها وهذا الاحتمال أظهر ».
Имам Навави, комментируя этот хадис в «Шархуль Муслим», пишет: «Хитам – это вещь, подобная уздечке. Говорится: возможно, что целью слов Пророка ﷺ было то, что в Раю его ожидает награда, как за пожертвование семисот верблюдов. Также возможно, что имелся в виду прямой смысл, и его в Раю будут ожидать семьсот верблюдов, каждый из которых будет с хитамом, на которых он будет развлекаться, ездя, где пожелает, как это пришло о райских лошадях и их превосходстве, и это мнение более правильное». А Аллах знает лучше.
6. Лошадь
عن ابن بريدة عن أبيه قال جاء رجل إلى النبي صلى الله عليه وسلم فقال: يا رسول الله إني أحب الخيل ففي الجنة خيل، قال: (إن يدخلك الله الجنة فلا تشاء أن تركب فرسا من ياقوتة حمراء تطير بك في أي الجنة شئت إلا ركبت) رواه والترمذي
Ибн Бурайда передаёт от своего отца, что некий человек пришёл к Посланнику Господа ﷺ и сказал:
«О Посланник Аллаха, я сильно люблю лошадей, будут ли в Раю лошади?» На что Пророк ﷺ ответил: «Если Аллах введёт тебя в Рай, то у тебя будет там лошадь из красного яхонта, на которой ты будешь летать, где пожелаешь». Этот хадис передал имам Ахмад.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!