какие животные хоронят своих сородичей
Тайна похорон воронов
Могут ли животные оплакивать своих умерших? Могут ли они реально понимать, что один из их сородичей мертв и что они думают об этом?
Люди часто думают, что они особенные и стоят очень высоко над животным миром, что они уникальные и единственные, кто проявляет чувства понимания и страха смерти.
Но животные вероятно делают тоже самое. И особенно похожая похоронная церемония была замечена у воронов (не путать с воронами).
Вороны, а точнее все птицы из семейства врановых, к которому относятся сойки, сороки и обычные вороны, одни из самых умных животных на планете. Они умеют слаженно работать вместе, у них сложное социальное поведение, они умеют злиться, мстить и даже развлекаться (вороны особенно любят кататься с гладких скользких поверхностей).
Это явление давно озадачивает даже ученых, потому что совершенно непонятно, что это такое. Проявление высшей умственной деятельности воронов, которые понимают, что умершему надо отдать почести и проводить в «иной мир»? Или что-то иное и лишь с виду похожее на похороны?
Вороны без сомнений понимали, что не просто умерла еще одна птица их вида, а умер тот, кого они ранее знали. Согласно эксперименту, проведенному в 2008 году, вороны отлично умели запоминать лица определенных людей и помнили их еще по прошествии нескольких лет. Еще одно исследование показало, что вороны приносили «подарки» только тем людям, которые кормили их. Таким образом они вероятно запоминали и своих сородичей, живущих в том же районе.
Церемония «похорон» у сорок
Тем ни менее, несмотря на это исследование, опубликованное в 2015 году, ученые и биологи все еще слабо понимают, что движет птицами, собравшимися оплакивать сородича. Есть ли в этом выражение подлинной скорби, какое есть у людей, или тут что-то более примитивное и поверхностное?
Как шимпанзе хоронят своих умерших родственников
На Youtube появились видеоролики про шимпанзе, которые оплакивают погибших соплеменников. Зоопсихолог Соня Баскина отдает должное сложному поведению приматов, но видит в нем не зачатки человеческой культуры, а скорее альтернативную культуру.
Способности шимпанзе пользоваться орудиями, обучаться языку глухонемых, узнавать себя в зеркале, сомневаться, понимать обман и в свою очередь обманывать ― все это может выглядеть в той или иной степени забавным, однако совсем другие эмоции возникают, когда мы наблюдаем искреннюю скорбь животного по умершему родителю или детенышу. Эти сцены привлекли внимание многих СМИ.
Журналистов заинтересовали два новых исследования, посвященных восприятию смерти у приматов. В одной статье описываются последние дни умершей от старости 50-летней самки шимпанзе по имени Панси. В ходе эксперимента работники сафари-парка не стали отделять ее от группы соплеменников (куда входила 20-летняя дочь Панси (Рози) и старая самка с взрослым сыном) и усыплять, как принято в подобных случаях. В последние минуты жизни Панси обезьяны окружили ее, гладили по спине, держали за руку, осматривали, «щупали пульс»; затем они оставили ее наедине с Рози и та провела ночь рядом с мертвой матерью. Утром работники парка забрали тело Панси. Шимпанзе не протестовали, они выглядели подавленными и несколько дней не подходили к тому месту, где умерла Панси.
Во второй статье описывается гибель от респираторной инфекции двух малышек-шимпанзе. Их матери носили мумифицировавшиеся трупики на спине, чистили им шкурку, отгоняли мух и периодически вглядывались в мордочки погибших детенышей. Одна самка заботилась о детеныше 19 дней, а вторая, по имени Джир, ― 68 дней!
Невозможно читать без слез подробный протокол болезни и смерти малышки Джокро, умершей 12 лет назад. Мать Джокро (та самая Джир) не могла расстаться с телом детеныша целый месяц.
10 января. Шимпанзе разбивают камнями орехи. Двухлетняя Джокро сидит, привалившись к боку своей матери. У нее течет из носа. Джир прикладывает ладонь ко лбу дочери, словно пытаясь определить температуру.
19 января. Джокро внезапно падает на землю. Ее старшая семилетняя сестра тормошит ее, тянет за руку и за ногу. Джир аккуратно поднимает дочь и кладет себе на спину. Джокро уже не может держаться сама.
25 января. Джир кладет дочь на землю. Та больше не дышит. Джир рассматривает ее, затем берет за руку и закидывает на спину.
29 января. Тело Джокро высохло и мумифицировалось. Джир продолжает носить труп детеныша на себе, чистить его и отгонять насекомых, как если бы Джокро была жива. Другие шимпанзе проявляют любопытство, не выказывая никаких признаков отвращения.
17 февраля. Главный самец группы хватает тело Джокро и начинает размахивать им, как палкой (обычная демонстрация угрозы). Затем он аккуратно кладет труп на землю, чего никогда не делает с палками. Джир подбирает его и уносит.
Читая эти статьи, задаешься вопросом: так кто же перед нами ― животные или люди в обличии животных? Британский психолог Ллойд Морган в 1894 году провозгласил принцип, который и по сей день разделяют все специалисты по психологии и поведению животных: «Ни в коем случае нельзя считать то или иное действие результатом работы психической способности более высокого уровня, если это действие можно объяснить на основе способности, стоящей ниже по психологической шкале».
В случае с Панси мы можем объяснить поведение ее дочери Рози не только лишь особой привязанностью к матери или трогательной заботой о трупе близкого существа ― все может быть проще. Когда-то Панси была лидером в группе, но из-за артрита ее место в иерархии занял сын ее компаньонки — Чиппи, который при смене власти не раз пускал в ход кулаки. Исследователи наблюдали также и агрессию Чиппи против Рози. Возможно, Рози просто боялась ночевать рядом с агрессивным самцом и по этой причине оставалась рядом с трупом матери. Однако когда тело Панси унесли, ей пришлось вернуться к сородичам: как и все стадные животные, она боялась ночевать в полном одиночестве.
Случай же, когда самки ухаживали за трупами своих детенышей, по мнению ученых, следует считать «культурной особенностью» этой группы шимпанзе. Так, поведение Джир совершенно не обязательно являлось выражением ее горя. К примеру, у других групп шимпанзе в подобных случаях наблюдался каннибализм ― соплеменники отбирали недавно погибшего детеныша у матери и поедали его. Почему же Джир так поступала? Вероятно, потому что наличие детеныша у самки шимпанзе повышает ее иерархический ранг в группе; возможно, ей просто невыгодно было его терять.
Для нас отношение к смерти во многом определяется культурой, в которой мы выросли. Наши ритуалы связаны с особенностями нашего вида; например, мы испытываем отвращение к трупному запаху ― чего нет у шимпанзе.
Поведение этих приматов определено их видовым опытом или опытом конкретной группы. Поведение шимпанзе – это не «юность» нашего вида, не зачатки нашей культуры; это, если угодно, своя самостоятельная культура.
Слоны собрались вокруг тела павшего сородича. Специалисты считают, что, обследуя тело, слоны не только распознают выбывшего, но и эмоционально переживают, и при этом переживания об утрате у слонов индивидуальны. Фото с сайта dailymail.co.uk
Люди хоронят своих умерших, сопровождая это действие определенными, закрепленными традицией, ритуалами. Ритуалы погребения являются признаком становления сугубо человеческого символического мышления. Считается, что у животных нет особенных поведенческих схем в отношении своих мертвых, неподвижные тела просто перестают интересовать членов группы. Однако наблюдения показывают, что это не так: многие млекопитающие проявляют повышенное внимание как к телу умершего, так и к осиротевшему сородичу. В специальном выпуске журнала Primates рассматриваются несколько показательных примеров для лошадей, горилл, шимпанзе, слонов, а также обобщаются известные надежно зарегистрированные примеры поведения животных в этих печальных обстоятельствах.
В начале 2020 года вышел специальный выпуск журнала Primates, посвященный необычному вопросу: как животные относятся к смерти своих сородичей? Мы, люди, обычно думаем, что животные в этом смысле «бесчувственны», то есть тело умершей особи своего вида они воспринимают просто как предмет обстановки. Напомню, что для антрополога манипуляции с телами умерших — это один из основополагающих признаков становления символического мышления. Но важно понимать, откуда это мышление появилось — сформировалось как совершенно новая часть человеческого сознания и соответствующего поведения или же развилось на базе имевшихся поведенческих (нейробиологических) предшественников. Наблюдения за животными как в дикой природе, так и в неволе заставляют переосмыслить прежние представления на этот счет. Или, по крайней мере, внимательнее присмотреться к фактам, а не к собственным интуитивным моделям.
С 1980-х годов известно, что лабораторные крысы в ответ на присутствие мертвых тел конспецификов демонстрируют более или менее стандартное поведение. Сначала принюхиваются, находят по запаху мертвое тело, а затем закапывают его в слой опилок на полу клетки. В эксперименте так поступили 19 крыс из 30 (см. J. Pinel et al., 1981. Cadaverine and putrescine initiate the burial of dead conspecifics by rats?). Как выяснилось, крысы реагируют на специфические продукты разложения тел — кадаверин и путресцин.
Дельфин выражает скорбь из-за гибели своего товарища. Фото из статьи G. Bearzi et al., 2018. Whale and dolphin behavioural responses to dead conspecifics
Дочь умершей слонихи не расстается с матерью. Фото с сайта dailymail.co.uk
У дочери умершей слонихи наблюдатели отметили обильные выделения височных желез, расположенных между глазами и ушами. Височная железа у слонов начинает выделять секрет при эмоциональных стрессах различной природы. По мнению авторов работы, повышенное внимание к телу умершего конспецифика не является простой попыткой установить его индивидуальность, как можно было бы решить исходя из ритуала обнюхивания и касания тела умершей слонихи. Ведь слоны не один раз возвращались к телу, которое они до того уже обследовали, причем чаще возвращались индивиды из родной для умершей группы, возвращался и ее взрослый сын. Попытки распознать индивидуальность также не объясняют, почему дочь умершей слонихи испытала при виде трупа матери сильный стресс.
В статье предлагается обзор всех точно описанных случаев поведения слонов по отношению к останкам умерших конспецификов (32 научных описания). Из обзора видно, что в наблюдениях в заповеднике Самбуру нет ничего исключительного. Обычно так и бывает: слоны проявляют повышенное внимание к мертвому телу или его частям или даже высохшим старым костям, обследуют их, иногда пытаются перенести их на другое место, а в случае со свежими останками даже покрывают их сверху ветками. Если на пути слонов положить кости различных крупных животных — носорогов, быков, жирафов, — то слоны пройдут мимо, не обращая на них внимания. Зато около слоновьих костей они обязательно остановятся, постоят, обнюхают и потрогают хоботом (см. Поклоняются ли слоны могилам предков, «Элементы», 26.10.2005). Так что на этом примере видно, что у умных, высокосоциальных животных, таких, как слоны, отношение к умершим сородичам нельзя упрощать до общего интереса к неподвижным предметам, этот интерес больше обычного, он отличается индивидуальностью и эмоциональностью. К сожалению, наблюдений пока слишком мало, чтобы делать какие-то более глубокие выводы.
Азиатские слоны, как и африканские, пытаются помочь умирающим соплеменникам и сопереживают их смерти. Взрослая слониха вернулась к недавно умершему от раны слоненку, которому она незадолго до его смерти пыталась помочь встать. Видео из дополнительных материалов к статье N. Sharma et. al., 2019 Behavioural responses of free-ranging Asian elephants (Elephas maximus) towards dying and dead conspecifics из специального выпуска журнала Primates
А как ведут себя шимпанзе и гориллы, если умирает их сородич? Наблюдения говорят о широком спектре поведенческих реакций. Как правило, члены группы собираются вокруг мертвого тела, рассматривают его, трогают руками или палками, двигают, иногда забрасывают свежими ветками; бывали и случаи каннибализма, когда члены группы съедали мертвое тело. Не раз описывали, как мать в течение нескольких дней не расставалась с телом умершего ребенка, носила его всюду за собой.
Такое поведение характерно не только для разных видов обезьян из разных популяций — то есть оно не является культурным феноменом, — но и для неродственных приматам видов, например для лошадей (R. S. Mendonça et al., 2019. Feral horses’ (Equus ferus caballus) behavior toward dying and dead conspecifics). Если жеребенок умирает, то мать долго стоит около него, обнюхивает и часто касается мертвого тела, а потом покидает его, при этом вожак-жеребец не дает ей вернуться к телу. Здесь дело, очевидно, в сильных материнских связях, опосредованных окситоцином.
Другие проявления повышенного интереса к умершим можно было бы отнести к естественному любопытству животных. Однако исследование Голдсборо с коллегами говорит о более сложном отношении обезьян к смерти (Z. Goldsborough et al., 2019. Do chimpanzees (Pan troglodytes) console a bereaved mother?). Авторы статьи изучали, как меняется отношение членов группы к близким родичам умершего. Казалось бы, такую задачу трудно решить объективно, однако специалисты, сфокусировав внимание на одном конкретном случае, справились с ней.
Киты, слоны, обезьяны, крысы и лошади демонстрируют повышенное внимание к умершим особям своей группы и своего вида. Это сложное поведение, и, как показывают данные по китам, оно зависит в том числе и от размера мозга. Оно может быть индивидуально окрашено и наиболее эмоционально у близких родственников умерших, как у шимпанзе Мони или дочери умершей слонихи. Переживания осиротевших матерей, по-видимому, понятны другим членам группы — не случайно они стараются дружескими проявлениями утешить свою товарку. Поэтому и человеческое поведение по отношению к умершим, по-видимому, следует рассматривать как продолжение развития ритуалов, уже имевшихся у обезьяноподобных предков.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Вот что пишет вроде бы как уважаемый ресурс «Фактрум»
Как известно, только у слонов, людей и неандертальцев есть ритуал захоронения. Обычно продолжительность жизни слона составляет 60–80 лет. Если слон болеет, то члены стада приносят ему еду и поддерживают его, когда он стоит. Если слон умер, то они будут пытаться оживить его с помощью воды и еды некоторое время. Когда становится ясно, что слон мертв, стадо замолкает. Часто они выкапывают неглубокую могилу и накрывают умершего слона грязью и ветками, и после этого будут оставаться возле могилы в течение нескольких дней. Если у слона были очень близкие отношения с умершим, то он может быть в депрессии. Стадо, которое случайно натолкнулось на неизвестного, одинокого, мертвого слона, проявит подобное отношение. Кроме того, были случаи, когда слоны хоронили мертвых людей таким же образом, которых они нашли.
Подобную информацию вы сможете найти в сотне мест интернета. А что же на самом деле?
Существуют ли кладбища слонов?
Джон Бердон Сандерсон, руководитель государственной станции по поимке слонов в Майсуре, в своей книге «13 лет среди диких зверей Индии» утверждает, что, исходив индийские джунгли вдоль и поперек, он видел останки слонов всего дважды. Причем эти животные погибли не от естественных причин — один из них утонул в реке, а самка скончалась во время родов. Местные жители, которых Сандерсон опрашивал, также не могли вспомнить ни одного мертвого слона в округе.
Так куда же исчезают слоны, умирающие естественной смертью? Жители Африки уверены — слонов хоронят их собратья. Действительно, слоны небезразличны к своим больным или раненым сородичам. Если больной слон упал, здоровые особи помогают ему подняться. После смерти собрата слоны неохотно покидают место его смерти и остаются возле трупа в течение нескольких дней. Эта трехдневная вахта описана в книге Ории и Дугласа Гамильтонов «Среди слонов».
Иногда гиганты покрывают тело своего умершего собрата травой и ветками — согласитесь, это очень похоже на похороны. Если стадо слонов наткнулось на останки давно умершего слона, они порой поднимают их и переносят на значительное расстояние. Но вряд ли эти действия носят массовый характер. На Цейлоне считают, что умирающие слоны уходят в трудно проходимую лесную чащу около древней столицы этого острова, города Анурадхапура. Жители Южной Индии утверждают, что кладбище слонов находится в озере, до которого можно добраться только через узкий проход, а для сомалийцев это место расположено в глубокой долине, окруженной непроходимыми лесами.
Легенд — множество, но достоверно ничего не известно, и за десятилетия тщательных поисков ни одного кладбища слонов так и не было обнаружено. Правда, в начале XVIII века в Анголе исследователи обнаружили огромные груды слоновьих бивней, увенчанные деревянными идолами и человеческими черепами, но, по мнению ученых, это кладбище — дело рук человека.
Охотник на слонов A.M. Макензи, который промышлял в округах Эльгейо и Сук в Уганде, утверждал, что подстреленные слоны всегда уходили к северу. Однажды, решив добить тяжело раненное животное, он отправился за ним, но потерял его следу реки Перкуэлл. Решив, что умирающий слон сумел переправиться на островок, расположенный посередине реки, Макензи последовал за ним. К своему удивлению, охотник действительно нашел там смертельно раненное животное и добил его. Оглядевшись, Макензи обнаружил на острове 20 слоновьих скелетов, но без бивней. По мнению охотника, бивни забирали себе местные жители, хранившие в тайне знания об этом и других подобных кладбищах. Чтобы проверить свою догадку, Макензи остался на острове на целую неделю. За время его пребывания там на остров ежедневно приплывали старые и больные слоны. Кто-то умирал сразу же по прибытии, кто-то доживал на острове свои последние дни и часы. Однажды охотник увидел, как умирающего слона сопровождал до реки его здоровый сородич, но при этом реку старый слон переплывал в одиночестве. Охотник решил, что случайно открытое им кладбище — одно из самых маленьких. Расспросив местных жителей — старейшин африканского племени масаи, Макензи узнал, что в округе Кавамайя есть гораздо более крупные кладбища этих удивительных гигантов.
Как видно из рассказов этих двух свидетелей, важную роль в формировании слоновьего кладбища играет вода. Это же подтверждает англичанин Уильяме, который более 20 лет занимался в Бирме отловом и приручением слонов: «После того, как слон достигает возраста 75 или 80 лет, начинается постепенный упадок его сил. У него выпадают зубы, кожа на висках становится дряблой и обвисает. Когда-то вместе со всем стадом он преодолевал большие пространства и пожирал в день свои 300 килограммов зеленого корма. Теперь ему уже не под силу совершать длинные переходы. Он уходит из стада. В холодные времена года ему легко находить себе пищу, состоящую главным образом из бамбука.
Когда же наступают жаркие месяцы, поиски корма становятся затруднительными. В апреле или мае он отправляется к какому-нибудь пруду, который находится над горным ущельем. Зеленого корма еще хватает вдоволь. Но пруд с каждым днем высыхает и под конец превращается в илистую яму. Слон, стоя посередине, опускает хобот в мокрый песок и посыпает им себя. Но вот в один прекрасный день разражается сильная гроза. С гор низвергаются бурные потоки воды, несущие гальку и вырванные с корнем деревья. Этим силам природы одряхлевший слон уже больше не может противостоять. Он подгибает колени и скоро испускает дух. Волны уносят его труп и сбрасывают в ущелье. ».
До сих пор во многих научно-популярных изданиях можно встретить утверждения, будто бы слоны хоронят своих умерших сородичей в особых местах, называемых слоновьими кладбищами. Ученые долго пытались обнаружить хотя бы один такой «некрополь», однако тщетно — их поиски не увенчались успехом. А все потому, что данное утверждение — не более чем миф.
Интересно, что миф о слоновьих кладбищах уже является не только достоянием фольклора тех стран, где обитают серые ушастые гиганты — еще в прошлом столетии он перекочевал на страницы как научно-популярных, так и научных статей. Во многих справочниках, энциклопедиях и путеводителях можно встретить фразу о том, что: «…Слоны являются единственными (кроме человека) живыми существами, которые хоронят своих умерших в строго определенных местах, называющихся слоновьими кладбищами. Всякий слон, почувствовав приближение смерти, отправляется туда, где и умирает, а его сородичи забрасывают останки листьями, землей и различным мусором».
Что и говорить, картинка получается трогательная, но, увы, совершенно неправдоподобная. Начнем с того, что кладбища (если понимать под этим словом строго определенное место захоронения) достаточно широко распространены в мире животных. В частности, они имеются у общественных насекомых — пчел, ос, муравьев и термитов. Если особь умирает внутри улья или муравейника, то покойника вытаскивают наружу и относят в то место, куда выбрасываются все остальные отходы (ибо с точки зрения насекомых труп — это не что иное, как мусор). Так же поступают и с теми, кто ушел в мир иной вблизи от убежища.
Подобные меры предосторожности вполне оправданы — если труп будет разлагаться внутри гнезда, то на нем могут поселиться опасные для живых членов колонии грибки и бактерии. Именно поэтому, кстати, подобные кладбища находятся достаточно далеко от жилой зоны, а также от тропинок, по которым обычно передвигаются насекомые. Кстати, ученые считают, что у древних людей обычай хоронить умерших в определенных местах, а также все «страшилки», связанные с кладбищами, возникли именно из-за того же — гниющий недалеко от убежища труп является потенциальным источником инфекции. Поэтому логично спрятать его куда-нибудь подальше и сделать все возможное, чтобы наиболее любопытные члены сообщества не посещали это место.
Но откуда же возник этот миф? На самом деле, его придумали всего лишь для того, чтобы объяснить достаточно забавный факт — трупы слонов люди находят достаточно редко. Так, например, биолог Джон Сандерсон, который 13 лет руководил станцией по поимке слонов, пишет в своей книге о том, что видел останки погибших слонов всего лишь дважды, да и те погибли в результате несчастных случаев, причем недалеко от самой станции. Многие другие исследователи подтверждают его наблюдения — найти в джунглях или саванне останки гиганта практически невозможно.
Но почему так происходит? Да потому, что как только слон уходит в мир иной, на его тело сразу же сбегаются толпы любителей падали разных размеров, от муравьев до гиен. Кстати, было установлено, что чаще всего слоны умирают около водоемов, поскольку перед смертью гигант испытывает жажду и, собрав последние силы, доходит до живительной влаги. Однако после смерти его тело оказывается намертво увязшим в прибрежной грязи или в иловых отложениях. И тут до него без проблем добираются хищные рыбы, черепахи и крокодилы, которые не могут упустить подобный бесплатный «ужин».
Согласно запискам натуралистов, которые наблюдали процесс «утилизации» слоновьей туши, часто на то, чтобы от гиганта остались лишь кости, уходит около шести часов (а если слон умер на закате, то и того меньше — стая гиен, насчитывающая около сотни особей, расправится с останками слона за какие-то два-три часа). Кстати, и кости тоже лежат недолго — падальщики, стараясь добраться до костного мозга, разгрызают их, а насекомые растаскивают осколки. В итоге уже через сутки после смерти от огромного гиганта не остается ничего — только остатки волос, кожи и наиболее твердые части костей.
Кроме того, рождению и распространению мифа способствовали также наблюдения за весьма странным поведением слонов. Так, один раз ученые видели, как слоны оставались возле тела своего умершего собрата около трех дней. Замечены были и случаи, когда эти гиганты накрывали труп сородича травой и ветками, а также переносили найденные останки на большие расстояния. Тем не менее, все это единичные случаи, и, следовательно, можно считать, что поведение слонов в описываемых ситуациях было нетипично.
Да, в общем-то, и оно вполне поддается объяснению: перенос останков происходил тогда, когда слон погиб возле водоема, и сородичи просто хотели очистить реку от нескольких тонн гниющей плоти. Забрасывание трупа травой происходило в момент агонии — слоны не понимали, что их сородич умирает и стремились облегчить его муки от жары, которые для больного слона самые невыносимые. А то, что эти гиганты могут долго находится возле трупа своего сородича, тоже неудивительно — слоны всегда ждут отставших. Это, кстати, доказывает то, что и здесь слоны не поняли, что их собрат уже отошел в мир иной.
Возможно также, что на возникновение мифа повлияла и интересная находка, сделанная в XVIII столетии на территории Анголы. Натуралисты обнаружили место, в котором находились груды слоновьих костей. Однако позже там же были обнаружены кости и других живых существ, в частности, человеческие, в также изображения местных богов из камня и дерева. Тогда стало ясно, что здесь вовсе не слоновье кладбище, а место ритуальных жертвоприношений (у многих африканских племен есть обычай приносить в жертву своим богам кости различных животных, в том числе и слонов).
Позже популяризации мифа способствовали очерки некоторых путешественников, которых привлекали тайны и чудеса экзотических стран. Так, в свое время много шума наделало сообщение некоего натуралиста А. М. Макензи, который будто бы заметил, что в округах Эльгейо и Сук в Уганде, где он охотился, подстреленные слоны всегда уходили к северу.
Эта история была сразу воспринята учеными как неправдоподобная — слоны издалека могут определить местонахождение человека, и, соответственно, вряд ли раненые животные пойдут умирать туда, где находится это опасное существо, однако были предприняты попытки проверить информацию, сообщенную г-ном Макензи. Как и следовало ожидать, в указанном районе не нашли никакого острова, являющегося слоновьим кладбищем. Судя по всему, вышеуказанный натуралист просто пересказал легенду местных племен, дополнив ее для придания истории налета достоверности вымышленными подробностями с собственным участием.
Однако из-за своей массы слон вязнет в иле и уже не может двигаться. Его тело обгладывают крокодилы, а вода уносит скелет. А поскольку на водопой приходит утолить голод и жажду отнюдь не один слон, это место может действительно стать кладбищем слонов. Кроме того, рассуждая о слоновьих кладбищах, нельзя не вспомнить об исключительной способности джунглей утилизировать любые органические останки. Падальщики — гиены и птицы — набрасываются на труп и уничтожают его с удивительной быстротой. Интересно, что коршуны и марабу, для которых кожа слона слишком толстая, проникают внутрь его тела через ротовое или анальное отверстие. А отсутствие дорогостоящих бивней объясняется любовью дикобразов к костному мозгу, содержащемуся в них.
«В результате погони человека за слоновой костью вся Африка — это сплошное кладбище слонов», — написал один из многочисленных охотников на слонов. Но это — метафора. На самом же деле, по мнению зоологов, слоновьих кладбищ, где хранятся несметные запасы драгоценной слоновьей кости, не существует. Сама природа помогает слонам спрятаться после смерти.
Итак, как видите, никаких слоновьих кладбищ не существует. Или, если выразиться точнее, таким кладбищем является вся территория, где обитают эти гиганты. Для африканских слонов — это Африка, индийских — Юго-Восточная Азия. Однако никаких специальных действий над усопшими собратьями, которые можно было бы принять за похоронный обряд, эти животные не совершают…
Что нибудь еще из интересных разоблачений? Да пожалуйста: вот например утверждают, что Бюст Нефертити подделка, а вот все были уверены, что неведомая фигня высасывает Солнце и бронтозавры не вымерли. Как вы думаете, действительно ли 25-й кадр зомбирует? и вот это древний герб Украины. Многие мне писали, что такой платформы не бывает и обезьяны ищут друг у друга блох.