какие животные живут в эрмитаже
Какие животные живут в эрмитаже
В наши дни в Государственном Эрмитаже живут около 50 котов. Они обитают в так называемом «большом кошачьем подвале», протяженность которого составляет почти 20 километров. В музее животные появились еще во времена его основательницы, Екатерины II.
Императрица поселила котов в новопостроенном Зимнем дворце, чтобы те охраняли произведения искусства от полчищ мышей и крыс, которые расплодились во всех императорских покоях. «Охранники картинных галерей» (такой статус котам пожаловала Екатерина) попали в Петербург из Казани.
Предшественница государыни, Елизавета Петровна, выписала себе этих питомцев для борьбы с вредителями: о ловкости казанских котов-мышеловов слагали легенды и писали лубки с XVI века. Губернатор Казани Артемий Загряжский отправил в столицу 30 котов, которых определили на лейб-гвардейскую службу и обеспечили особым довольствием: «каждой день ряпчиков и тетеревей по одному».
Так поколения мышеловов жили в Эрмитаже вплоть до Великой Отечественной войны: во время блокады Ленинграда все животные погибли. После войны в город специально завезли четыре вагона дымчатых кошек из Ярославской области и пять тысяч сибиряков из Омска, Тюмени, Иркутска. Потомки этих животных и работают в музее в наши дни.
О том, каких питомцев держали у себя российские правители, читайте в нашем материале.
В наши дни в Государственном Эрмитаже живут около 50 котов. Они обитают в так называемом «большом кошачьем подвале», протяженность которого составляет почти 20 километров. В музее животные появились еще во времена его основательницы, Екатерины II.
Императрица поселила котов в новопостроенном Зимнем дворце, чтобы те охраняли произведения искусства от полчищ мышей и крыс, которые расплодились во всех императорских покоях. «Охранники картинных галерей» (такой статус котам пожаловала Екатерина) попали в Петербург из Казани.
Предшественница государыни, Елизавета Петровна, выписала себе этих питомцев для борьбы с вредителями: о ловкости казанских котов-мышеловов слагали легенды и писали лубки с XVI века. Губернатор Казани Артемий Загряжский отправил в столицу 30 котов, которых определили на лейб-гвардейскую службу и обеспечили особым довольствием: «каждой день ряпчиков и тетеревей по одному».
Так поколения мышеловов жили в Эрмитаже вплоть до Великой Отечественной войны: во время блокады Ленинграда все животные погибли. После войны в город специально завезли четыре вагона дымчатых кошек из Ярославской области и пять тысяч сибиряков из Омска, Тюмени, Иркутска. Потомки этих животных и работают в музее в наши дни.
О том, каких питомцев держали у себя российские правители, читайте в нашем материале.
Музейные ценности: Как живут эрмитажные коты?
24 октября 1745 года императрица Елизавета повелела завезти в царские дворцы котов для ловли мышей. Сайт «Собака.ru» полез в подвал Зимнего дворца и поговорил с его хранителями о том, кто такие «эрмики», как они, собственно, попали в главный музей Петербурга и стали Эрмитажными котами.
Коты в Эрмитаже появились еще во времена Елизаветы. Одни говорят, что их специально завозили из Казани, другие настаивают, что завозили все-таки из Голландии. Долгое время Эрмитажные коты ловили в подвалах крыс и мышей, за что получили титул «охранников картинных галерей».
После блокады Ленинграда животных не осталось вообще. В 1944 в город прибыло два эшелона котов из Ярославля, половину партии заселили в Зимний дворец. Потомков этих ярославских котов осталось совсем немного. Отличить настоящего эрмитажного кота (или «эрмика» как их тут называют) от обычного можно по пятнистой окраске — результату частого кровосмешения. Посмотрите на фотографии сами!
Сейчас придворных котов около шестидесяти. Постоянно появляются новые: кто-то приходит сам и нагло начинает есть из общей миски, кого-то в коробках оставляют прямо у служебного входа. Бросить их на улице у эрмитажных сотрудников не поднимается рука — все равно, что выкинуть картину из музея.
Тиша
Один из старожилов Эрмитажа, подобранный на Апраксином дворе. У него есть скверная привычка сидеть на трубах и подцеплять когтями головные уборы проходящих под ним посетителей музея. Кроме того, Тихон знаменит привычкой вести какую-никакую интимную жизнь, несмотря на то, что был кастрирован — да, смиренный кот только на фотографии. Непримиримо он уже шесть лет продолжает метить территорию и ухаживать за кошками по весне.
Зита
Когда умирает кто-либо из эрмитажных сотрудников, а родственники отказываются забирать животных, их привозят сюда. Так заведено уже более 15-и лет. Кошка Зита приехала сюда лысой, только с кисточкой на кончике хвоста. Врачи посадили ее на нормальный корм и выходили — посмотрите на фото. Сотрудники музея называют ее «ласковым диванным вариантом» или «подушечной кошкой».
Лучано Паваротти и Кузя
Лучано Паваротти (на фото слева) — кот из передержки, временного пристанища для бездомных животных, или животных, попавших в беду. Почти полгода он просидел в клетке, был диким и запуганным. Из сгорбленного от заточения в клетке пугливого котенка от превратился в благородного Эрмитажного кота, размером с мейн-куна. Но до сих пор прячется от людей.
Кузя (на фотографии справа) — кот бывшей сотрудницы Эрмитажа: она вышла на пенсию, но при этом не могла проходить мимо бездомных животных. Прокормить всех она была не в состоянии, так что двоих приютил музей.
Кеша
В феврале двух трехмесячных котят нашли на улице сотрудники Эрмитажа рядом с музеем. Их назвали Кешей и Гошей, сейчас им по полгода и их планируют в скором времени пристроить в хорошие руки.
Котиночка
Котиночка из немногих потомков эрмитажных котов и кошек 1944 года. Помимо знаменитой пятнистой окраски у нее есть счастливая метка — бабочка на спине. Около пяти лет назад один аспирант ветеринарной академии написал диссертацию, в которой попытался доказать, что за века в Эрмитаже появилась собственная закрытая популяция. Выводам доверяют не особо, но породу условно называют «эрмитажная придворная». Кошке-долгожителю 14 лет, со стороны может показаться, что она кого-то дразнит, но высунутый язык — не от дерзости, а от отсутствия зубов.
Муся
Марта
Обнаружена в эрмитажном дворе музейными смотрителями античного сектора. Шесть часов просидела на трансформаторной будке, говорят, что кто-то спустил или выкинул ее прямо окна музея. Когда операция по спасению была успешно завершена, врач диагностировал ей панлейкопению — чуму в тяжелой форме. Кошку буквально вытащили с того света, из последствий остались слабая печень и аллергия на курицу. Когда кто-то из людей, спускается в подвал выбрать себе животное, чтобы унести домой, Марта прыгает в каждую сумку, но ее пока никто не взял.
Вася
Десять лет назад в Эрмитаж позвонила женщина и сказала, что подобрала семимесячного котенка, отбив у подростков, которые содрали ему кожу с передней лапы почти до кости. Первое время кот прятался в метровой вентиляционной трубе в одном из теплоцентров, но потом постепенно привык к эрмитажным сотрудникам и посетителям музея.
Муфта
Никто не помнит, как она сюда попала, но прозвище получила характерное за свой большой живот, напоминающий меховую муфту. Несколько месяцев все ждали пока она родит. Оказалось — просто толстая. Трехцветную кошку любят многие сотрудники за гордый характер. Если ей что-то запретить, то она обидится и уйдет. Любит спать в коробке на служебной лестнице Эрмитажа и подслушивая кулуарные разговоры.
У котов в Эрмитаже праздник. Как они там появились
Многие знают, что в Эрмитаже есть коты, но мало кто догадывается, как они там оказались. Между тем, 13 октября 1745 года (по старому стилю) императрица Елизавета Петровна издала указ «О высылке ко двору котов». Животных везли из самой Казани — рассказываем почему.
Считается, что первого кота в тогда еще деревянный Зимний дворец привез из Голландии Петр Великий. По преданию, кота звали Василием. Своим подданным император также повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения».
Кот сделал массаж беременной козе
После его смерти в Зимнем дворце расплодились мыши и крысы, которые даже прогрызали дыры в стенах. До императрицы Елизаветы Петровны дошли рассказы о казанских котах, избавивших город от грызунов.
И она издала указ, которым предписывалось «сыскать в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших 30 котов, удобных к ловлению мышей, прислать в Санкт-Петербург ко двору Ея Императорского Величества с таким человеком, который бы мог за ними ходить и кормить».
Поручение было исполнено, и с тех пор мышей в царских покоях ловили коты из Казани. С приходом советской власти Зимний дворец был национализирован, превратившись в музей, однако коты и кошки никуда не делись.
Лишь в блокаду Эрмитаж, как и весь город, остался без своих четвероногих хранителей. После войны кошек в город специально завозили, часть из них отправилась на службу в главный музей страны. С тех пор эрмитажные коты берегут от грызунов музейные сокровища. Также они стали одной из городских легенд.
В музее даже проводят День эрмитажного кота. Правда, отмечают его не осенью, а в конце весны. Ближайшее мероприятие запланировано на 23–24 мая 2020 года.
Жизнь четвероногих обитателей Эрмитажа документируется в Instagram и Facebook. При этом едва ли не главная задача соцсетей — раздать лишних кошек.
«На всю жизнь». Коты или собаки испытывают большую привязанность к хозяевам?
«Беда в том, что музей не нуждается в таком большом четырехлапом войске. А его ряды продолжают пополнятся: котов и кошек то и дело подкидывают на территорию комплекса… Но мы даем им шанс обрести настоящий Дом, найти своего Человека!» — сказано на сайте, посвященном котам Эрмитажа.
Кошки живут и охотятся в подвалах Зимнего дворца. Также они могут свободно передвигаться по остальной территории Эрмитажа за исключением музейных залов. Сама сеть подвалов, потянувшаяся почти 20 километров, называется «большой кошачий подвал».
Хранители искусства: как живут коты в Эрмитаже
МОСКВА, 8 июня — РИА Новости. К кошкам в Санкт-Петербурге особое отношение: одиннадцать лет назад местная группа художников провозгласила 8 июня днем городских котов. С тех пор праздник отмечают ежегодно. В этот день усатых питомцев предлагают баловать лакомствами и как можно больше чесать за ушком. Однако пока одни коты наслаждаются домашним уютом, другие – несут службу. Корреспондент РИА Новости узнал, как живут и работают самые известные коты Санкт-Петербурга – «сотрудники» Государственного Эрмитажа.
Рабочий день музейного кота
Всего в подвалах Эрмитажа живут около 50 котов. Они часто гуляют во дворе или «загорают» на скамейках у музея, однако доступа к экспозиции у них нет — туда животным вход воспрещен.
«Они избалованные и нежные животные разных типов: те, кто хочет жить друг с другом, живут маленькими семьями, те, которые хотят общаться, – гуляют во дворе, а те, которые хотят, чтобы их взяли, активно выбегают во двор Зимнего Дворца. Некоторые же просто любят отдыхать, загорают, например, в теплое время на набережной вдоль стеночек», — рассказала старший научный сотрудник музея Мария Халтунен.
Мария — пресс-секретарь Эрмитажных котов. Правда, официально такой должности не существует, но 20 лет назад она начала подкармливать животных, живущих в подвале музея, и продолжает свою вахту до сих пор.
«Столовая нам тогда любезно отдавала остатки еды и мы с ведрами спускались в подвал. Кормление и проверка животных занимала по 1,5 — 2 часа в день! Со временем нам выделили помещение, затем провели туда воду, а после появились и волонтеры. Теперь о нас даже пишут книги», — сказала Мария Халтунен.
Сейчас Эрмитажные коты живут в свое удовольствие. Их несколько раз в день кормят – животные уже знают время и заранее занимают места у мисок. Деньги на еду сдают сотрудники музея, кроме того, котов спонсирует крупная фирма по производству корма для домашних животных.
«Рабочий» день кота сводится к тому, что он просто существует, гуляет, обозревает окрестности и отдыхает. Выглядит это, конечно, немного праздно, но суть в том, что, обходя подвалы, коты оставляют характерный запах, ощутимый для мышей. Коты — это идеальная превентивная мера борьбы с грызунами», — сказала Мария.
Коты-знаменитости
Сотрудники Эрмитажа знают десятки историй про местных котов, но самая трогательная из них – это история кошки Ван Дейка, которая заблудилась в отопительных каналах Нового Эрмитажа. Дело в том, что в его здании еще сохранилась система старинного отопления, когда теплый воздух из подвала подается в залы. Однажды киса забралась в один из каналов, и ей удалось добраться до второго этажа музея по ходам внутри стен. Дело могло закончиться трагедией, но все обошлось.
«Она дошла до зала Ван Дейка, где начала рыдать. Кошка шла так долго, что была в полном шоке. Смотрители пытались выманить ее к выходу водой и молоком, но путь на волю у нее занял неделю. А ведь могла погибнуть внутри стены! Вскоре кошка нашла хозяев и ее забрали из музея», — рассказала Мария.
Еще один известный житель Эрмитажа — кот Васька-юрист. Он часто валялся на скамейке у музея или в холле главного входа. По словам Марии, зверь был необыкновенно общительным и страстно хотел жить рядом с людьми.
«Многие туристы видели, как Васька лапой пытался открыть дверь на улицу. Его тоже взяли домой. А сейчас у нас главным считается кот Тихон. Он величественный, старый, очень большой. Зверь хромает — к старости его бедра стали плохо функционировать. Мы получаем даже письма на его имя, прямо так и пишут – «главному коту Эрмитажа Тихону». Он серый с белыми пятнышками», — рассказала Мария.
В «Эрмитаж» — к котам
Эрмитажные коты – это одна из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Некоторые туристы специально приезжают в музей, чтобы посмотреть на животных или сфотографироваться с ними. Иногда здесь организуют специальные экскурсии, например, по просьбам школ.
«Дворец творчества юных несколько лет назад прислал нам подарки – они сделали декоративные подушки для котов. В ответ кошки послали им официальное письмо на бланке Эрмитажа, в котором поблагодарили за подарок, но отметили, что подушки так красивы, что спать они на них не будут, а отложат и будут любоваться – так они у нас теперь и висят», — рассказала Мария.
Экскурсиями и подарками дело не ограничивается. Некоторые посетители Эрмитажа настолько очаровываются котами, что решают забрать одного из них домой. Правда, музейные сотрудники отдают животных не сразу – они сначала проверяют будущих владельцев и проводят с ними собеседование. Если же хозяин и зверь общего языка не находят, то кота забирают обратно в музей.
Эрмитаж и котики: история большой любви
Коты — полноправные сотрудники Эрмитажа: они официально учтены, профессионально занимаются отловом грызунов и получают за это неплохую зарплату — миску корма (приобретается на пожертвования посетителей и сотрудников музея). А в свободное от работы время эрмитажные коты умиляют посетителей, позируют для фотографий и всячески поддерживают свой статус одной из главных достопримечательностей Петербурга. О котах Эрмитажа, их истории и службе рассказывает в журнале «Эрмитаж» № 19 научный сотрудник музея, «пресс-секретарь эрмитажных котов» Мария Халтунен. «Артгид» благодарит редакцию журнала «Эрмитаж» за возможность этой публикации.
Эльдаров Закиров. Кот в парадном костюме придворного камер-фурьера. Фрагмент. Из серии «Коты Эрмитажа». Courtesy автор, Государственный Эрмитаж.
Коты были в Эрмитаже всегда. Но какой Эрмитаж мы имеем в виду? Императорский Эрмитаж — музей, который потом стал государственным и в котором мы имеем честь работать? Да, когда его основали, они уже тут жили. Куда более ранний Эрмитаж Екатерины Великой, который посещали они да мыши? Да, они жили уже и там. Зимний дворец Екатерины до Эрмитажа? И тут они уже были. Более того, они жили уже в Зимнем дворце императрицы Елизаветы. Именно ей мы обязаны официальным документом, зафиксировавшим дату признания того, что коты нужны дворцу, что это нечто ценное, о чем нужно заботиться, выделять деньги на содержание, находить лучшие места обитания (Казань), отбирать лучшие экземпляры и с особым транспортом везти во дворец. История повторится, и в далеком от времен Елизаветы XX веке будет организовано еще несколько транспортов с котами — в город, так же, если не больше, заполоненный крысами и нуждавшийся в спасителях.
Они и прибыли в Петербург, лучшие образцы бойцовской породы, ныне утраченной, с крупными головами, прекрасные крысоловы, crème de la crème. Вряд ли котов в городе не водилось, все-таки и Петр I привез кота из Голландии, да и у царя Алексея Михайловича (правда, в Москве — и много раньше описываемых событий) был кот, чей портрет известен не менее, чем портрет самого Алексея Михайловича. Но крыс и мышей в Петербурге явно было больше, и преимущество это сохранялось: молодая Екатерина рассказывала, что ее супруг, великий князь Петр, в своих военных играх судил военным судом крыс и вешал. А если великий князь смог легко найти крысу у себя во дворце, то она была далеко не одна…
К сожалению, имен первых котов не сохранилось, как и их потомства (коты все были кастрированными), но начало красивой традиции и легенды было положено. Скорее всего, эти животные жили во дворах и подвалах, где и охотились, но кто-то стал жить также в дворцовых помещениях. Стало принято держать животных в семье: как только дети подрастали и могли заботиться о ком-то, они получали питомца. Это были собаки и коты, и хотя собаки более известны, поскольку они участвовали в светской жизни (охоты и прогулки), — котами также не пренебрегали. Есть косвенные сведения о том, что комнатные коты Екатерины походили на русских голубых, но хорошо известно: один из трех последних котов семьи Николая II был демократично полосат и носил простое и честное имя Васька (сохранилась его фотография, которую сделал кто-то из членов семьи, лежа на полу, чтобы получить наиболее выгодный кадр: Васька дерет лапой штору). Этим котам повезло в жизни больше, чем их партнерам-собакам: их не взяли с собой в ссылку — и после нескольких дней скитаний по опустевшим комнатам отдали тем, кто когда-то их подарил. И они выжили.
Потом началась обычная дворовая жизнь, о которой не сохранилось никаких документов. Естественно, музей, как любое другое крупное учреждение во все исторические пертурбации, существовать без котов не мог (крысы очень живучие и умные животные), но их количество и деятельность не фиксировались. Коты просто существовали в том же пространстве, что и музей, незаметно помогая сохранять его сокровища.
Потом наступило страшное время — Великая Отечественная война, а с ней блокада. Жизнь в городе почти остановилась, с его улиц исчезла вся живность, не стало даже голубей — остались одни крысы. Выжило лишь несколько котов. До недавнего времени полагали, что удалось сохранить только двух, но изыскания, проведенные Музеем кошки совместно с Обществом жителей блокадного Ленинграда, позволили найти сведения о пяти котах, причем есть даже фотография одного из них. В мемуарах блокадников описывается момент, когда люди увидели за стеклом окна кошку с котятами — и не могли наглядеться, это был символ начала новой жизни. Началась она и для эрмитажных котов. Сразу после прорыва блокады было организовано два специальных транспорта с котами: первый — из Ярославля, второй — из Сибири. Люди опять отдавали своих домашних котов, чтобы те поехали спасать от крыс все тот же город. А там стояли в очередь за котами, и с этого момента возобновилась история их пребывания в Государственном Эрмитаже. Они держались сколько могли. А потом их сменили достойнейшие.
Наследники котов 40-х годов распределились по огромным теплым подвалам музея и, добывая себе пропитание традиционной охотой, служили Эрмитажу. Сотрудники подкармливали их, общались с теми, кто хотел, но в массе своей это были типичные полудикие дворовые коты — осторожные, ушлые, сильные и пронырливые. И совершенно неприкаянные в непричастности к общей музейной жизни.
15 лет назад возникла идея отблагодарить котов за непрестанную работу и сделать их частью музейной жизни. Так как они хорошие охотники, мышей уже не хватало на всех, поэтому их решили централизованно подкармливать. Несколько ведер еды и полтора часа после работы, чтобы обойти подвалы (а они пролегают подо всей территорией музея, в котором пять зданий). Потом стали собирать на содержание котов деньги — началась акция «Рубль на кошек». Затем в подвале им выделили помещение с водой, вскоре они обжились и стали ручными, потом — почти домашними, а потом — знаменитыми. Сперва о них узнал город, а за ним и мир. Коты стали одним из узнаваемых брендов Эрмитажа.
Специфика обаяния этого бренда — в его доступности. Каждый может увидеть котов во дворе и убедиться в реальности их существования. Но за популярностью котов стоит огромная многолетняя работа. За ними ухаживают. Их лечат. Горюют, если кого-то не удалось спасти.
О них создано несколько книг: о маленькой девочке, пришедшей попросить разрешения у директора Эрмитажа найти идеального кота для создания портрета, об истории котов в Эрмитаже и о традиции трактовки их образа в искусстве. А в Голландии написана книга о романтичной любви интеллигентного кота-эстета и дворовой кошки-пролетарки. День эрмитажного кота стал календарным праздником музея, и несколько тысяч людей рисуют эрмитажных котов, а потом приходят в музей посмотреть на выставку своих рисунков и самих котов. Прохожие фотографируют эрмитажных котов, играют с ними в Большом дворе и понимают, что являются свидетелями части истории, в которую вовлечены мы все. И Эрмитаж. И Петербург. И наши коты.
Кот Клаус
Темнокожие люди выполняли функции служителей при монарших дворах во многих странах Западной Европы. Принято считать, что в России арапы-слуги появились только в петровские времена, хотя есть свидетельства, что еще в конце XVI столетия в царских теремах можно было встретить арапчат в пестрой одежде.
В XVIII веке служившие при русском императорском дворе арапы исполняли функции комнатных лакеев и лакеев на выезде. К середине XIX века их использовали в основном в качестве слуг при дверях, реже — в качестве курьеров или сопровождающих.
Костюмы придворных арапов, где причудливо сочетались западноевропейские и восточные мотивы, отличались яркостью, многослойностью, необычным покроем, разнообразием тканей и отделки.
Парадный костюм придворного арапа состоял из 16 предметов. Это были алые суконные шаровары, белый жилет, две куртки (нижняя из темно-зеленого сукна и верхняя из пунцового бархата), темно-зеленый атласный кушак, такого же цвета суконные штиблеты, красные сафьяновые туфли, белые чулки и перчатки, бархатная шапочка-феска с кистью, обвитая тонким кисейным шарфом. Завершающая деталь парадного костюма арапа — переброшенная через плечо массивная шерстяная шаль с характерным восточным узором, длиной более трех метров. В отделке костюма широко использовались золотой галун, шнуры из золоченых и шелковых нитей, канитель. В начале XX столетия изготовление такого костюма и покупка к нему аксессуаров обходились казне в сумму более 500 рублей. Придворные служители надевали парадную ливрею только по особо торжественным случаям.
Кот Василий Пушкин
Повседневный костюм придворного арапа выглядел намного скромнее. В его состав входили две куртки — красная (нижняя) и темно-зеленая (верхняя), с высоким красным воротником и кистями на полах, широкие красные брюки навыпуск, кушак, красная суконная шапочка с белым кисейным платком, зеленые кожаные башмаки. Костюм украшался узким золотым басоном и золоченым шнуром. Кроме парадной и повседневной формы каждому придворному арапу, как и любому другому служителю, бесплатно выдавали уличную одежду (пальто и фуражку), костюм для вояжей и зимнее пальто на ватной подкладке, с барашковым воротником.
Кот Кузьма
Официанты, отвечавшие непосредственно за подачу блюд и напитков на столы высочайших особ как для ежедневных трапез, так и во время больших торжественных обедов, занимали верхнюю ступень в иерархии придворных служителей. Официантами считались мундшенки (ответственные за подачу вин), кофешенки (ответственные за приготовление и подачу кофе и чая), тафельдекеры (ответственные за сервировку), кондитеры (ответственные за приготовление и подачу десертов) и метрдотели (распорядители, ответственные за все столы). Для официантов шили парадные, праздничные, повседневные, вояжные и рабочие костюмы. Если повседневный костюм, представлявший собой комплект из элегантного темно-синего фрака, белого жилета, манишки и синих брюк, не выделялся в интерьере небольшой дворцовой столовой, то парадная ливрея официанта становилась едва ли не самым ярким пятном в многоцветной палитре праздничного обеда.
Парадный костюм придворного официанта состоял из алого кафтана и алого жилета, украшенных сверкающими галунами и золочеными пуговицами, белых коротких штанов с золочеными кисточками, белых чулок и лакированных башмаков с крупными пряжками. Обязательный аксессуар придворнослужительской одежды — белые перчатки.
Кот Рикки Старший
В конце XIX — начале XX века «гастрономические» потребности императорского двора удовлетворяла целая армия специалистов численностью более 80 человек. Тем не менее для грандиозных парадных обедов Министерству двора приходилось дополнительно нанимать множество работников.
Над приготовлением изысканных блюд в дворцовых кухнях трудились десятки поваров высочайшей квалификации и их «поваренные ученики», булочники и «булочные подмастерья», хлебопеки, кондитеры и «кондитерские подмастерья». Эти люди, которые играли далеко не последнюю роль в формировании имиджа блестящего и благополучного двора, не выходили в парадные залы, не подавали блюда на сервированные роскошной посудой столы. Их одежда была скромной и строгой: непременные фартук и колпак — на рабочем месте, бушлаты серого сукна (или темно-зеленые драповые пальто) — для выхода за пределы императорской резиденции. Знаками принадлежности к корпусу придворных служителей были узкие золотые гербовые галуны в петлицах и на рукавах и кокарда с двуглавым орлом на форменной фуражке.
Кот Тигрик
Скороходы выполняли функции курьеров в императорской резиденции. С поручениями к ним обращались как первые лица империи, так и высшие чины двора. Нередко скороходам приходилось оправдывать старинное название своей должности и, «спасая» ситуацию, очень быстро передвигаться по бесконечным анфиладам дворцовых залов. Скороходами, как правило, были молодые красивые мужчины. Их костюмы, соперничая с экзотичностью и многослойностью ливреи придворных арапов, подчеркивали особое положение скороходов при дворе. Прежде всего, «дворцового курьера» узнавали по шапочке-каскету с черными, желтыми и белыми страусовыми перьями и длинной, обвитой золотым шнуром, трости с металлическим набалдашником и кольцами. Кроме того, скороходы носили зеленые юбочки (дань традиции XVIII века), которые выглядывали из-под фалд кафтанов, почти полностью обшитых золотыми галунами и украшенных наплечниками и аксельбантами. К парадному костюму скорохода полагалось надевать красный жилет, белоснежную манишку и «галстух», короткие штаны из алого трипа, алый шелковый кушак, белые чулки и лакированные башмаки с пряжками.
Кот Гаврила Ардалионович
Работой всех придворных служителей руководил камер-фурьер. У него была своя канцелярия, и он отвечал за ведение «Камер-фурьерского журнала», в который регулярно, в течение более 200 лет, записывались все события, происходившие при императорском дворе. В конце XIX — начале XX века камер-фурьеру уже не надо было собственноручно заполнять данный журнал, за него это делали писцы. Камер-фурьер рассылал объявления о торжественных выходах при дворе, повестки на орденские праздники, повестки о ношении траура и т. д. В церемониальной жизни двора камер-фурьер занимал весьма почетное место, традиционно открывая различные торжественные шествия.