какие жизненные принципы отстаивает калашников в поединке

За какую правду готовится постоять до последнего купец Калашников?

Носитель чести в «Песне. » — московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.

Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! ” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание “бусурманскому сыну”, это и не страх “злых охульников”: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья.

Пройдёт стар человек — перекрестится,
Пройдёт девица — пригорюнится.
А пройдут гусляры — споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.

Источник

Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.

Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! ” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание “бусурманскому сыну”, это и не страх “злых охульников”: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья.

Пройдёт стар человек — перекрестится,
Пройдёт девица — пригорюнится.
А пройдут гусляры — споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.

Источник

Конспект урока на тему: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов».

Конспект урока по литературе

Тема: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов».

— формировать знания учащихся о достоинстве и нравственных идеалах;

— воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.

— раздаточный материал (рассказ об истории кулачных боёв).

Приветствие учащихся, объявление темы и целей урока.

Проверка домашнего задания.

2 ученика рассказывают отрывки наизусть из «Песни…»

На доске записаны понятия, а учащиеся работают над значением данных понятий (нравственность, нравственный, поединок, песня, поэма, достоинство, идеал, благородство, мужество, честь, честный, смелый, былина, иллюстрация).

Слово учителя: Что такое нравственный идеал? Каждый из нас выбирает ту или иную манеру поведения, модель действий. Для одних – это что-то хорошее, для других – плохое. Какой же нравственный идеал у каждого человека? Это то, к чему человек стремится. Читая поэму М.Ю. Лермонтова, мы можем это определить. Недаром Михаил Юрьевич обращается к старинным временам, приводит нам в пример сильных, мужественных, благородных людей, для которых важно защищать не только свою честь, но и честь своей семьи. Впоследствии такие люди становились народными идеалами.

— Как вы думаете, кто их героев поэмы подходит под данную характеристику? (Калашников).

— Какое чувство у вас осталось после прочтения поэмы?

— Какой из героев запомнился вам больше всего? Почему? Что это за человек?

Б). Работа над теорией литературы.

Как вы уже знаете, ребята, жанром «Песни про купца Калашникова» яляется поэма.

— Найдите строки, которые позволяют автору назвать её песней.

Ребята, вы все прочитали поэму, поэтому обратимся к её содержанию.

— Какова тема «Песни…» М. Лермонтова? (История, которая произошла с купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем).

— А какая это история? (Трагическая).

— Какова основная мысль «Песни…»? (Т.е. здесь мы можем проследить позицию автора: увидеть тех героев, кого Лермонтов защищает, кому сочувствует, кого осуждает).

— О каких героях мы узнаём из « Песни…»?

В). Работа над образной системой.

1. Кирибеевич (опричник):

— Где мы впервые встречаемся с Кирибеевичем? Каким он нам представляется? (ответы подтверждайте текстом).

(Обратить внимание на эпитеты и сравнения!)

Чтение отрывка на стр. 77.

— Почему Кирибеевич не веселится со всеми, не радуется, а сидит грустным. Что или кто является этому причиной?

— Но что главного не сказал Кирибеевич Ивану Грозному? (Алёна Дмитриевна была замужем).

— Почему он так поступил? Откуда мы об этом узнаём? (Из песни гусляров, чтение стр. 77).

2. Калашников (купец):

— Какой герой в поэме противопоставляется Кирибеевичу?

— Где мы впервые встречаемся с Калашниковым? Что это за купец? (Работа с текстом).

Сравнение Кирибеевича и Калашникова (социальное положение, внешность).

Слово учителя: Мы видим, что это совершенно два разных человека. И пусть Калашников не богат материально, в отличии от Кирибеевича, который ходит в дорогих нарядах; но зато Степан Парамонович богат духовно, он обладает духовной красотой, он является благородным защитником своей семьи, своей чести, в отличии от Кирибеевича, который не заслуживает ни уважения, ни признательности.

Таким образом, истинно народным героем является купец Калашников.

— Но в чём же заключается трагедия Калашникова?

— Что видит он, придя домой? Что произошло с его женой?

— На что решается Калашников, чтобы защитить честь своей жены, и тем самым свою честь? (На поединок).

Г). Выступление подготовленного ученика с сообщением об истории кулачных боёв.

Д). Выразительное чтение сцены поединка (стр. 85-87).

— Как ведут себя Кирибеевич и Калашников перед боем?

— Как характеризует Лермонтов речь Калашникова? (стр. 86). Что для него главное? (Система ценностей: бог, товарищи, жена, семья. Преступить нравственный закон считалось грехом).

— С чем сравнивает автор умирающего Кирибеевича? (стр. 87).

— А что же такое поединок? (Борьба двух противников).

— Можно ли данный поединок назвать нравственным? Почему?

Работа с понятиями «поединок» и «нравственность». Запись определений в тетрадь.

— Что же вышел защищать Калашников? Какие нравственные идеалы? Что для него было важным? (Честь свою, своей жены, достоинство, свою семью).

Е). Работа с иллюстрациями на доске.

— Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке? Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка? (Т. к. царь является символом власти, культуры, уклада жизни того времени).

— Для чего М.Ю. Лермонтов вводит поединок между главными героями, названный нравственным? Какова его роль в поэме?

Таким образом, поэма провозглашает вечные ценности (уважение сильных, удалых, благородство, справедливость), без которых никак не может быть нравственного идеала. Не хочется, чтобы сила применялась не по адресу. И нет, наверное, человека, который бы хотел походить на обманщика, эгоиста и криводушного Кирибеевича.

VII . Домашнее задание: мини-сочинение на тему «Читая поэму М.Ю. Лермонтова…».

VIII . Выставление оценок за урок.

Источник

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. 7-й класс

Класс: 7

Презентация к уроку

1. Знакомство с эпохой Ивана Грозного.
2. Формирование творческих способностей. 3. Воспитание нравственных качеств через образы поэмы М.Ю.Лермонтова.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас в гостях М.Ю.Лермонтов и его произведение “Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Рассмотрим историческую обстановку 16 века в России сквозь призму произведения М.Ю.Лермонтова, обращаясь к главной проблеме поэмы – проблеме долга и чести, на основе сопоставления героев попытаемся проникнуть в глубины их характеров, рассмотрим особенности авторской позиции.

Любое произведение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся как звёзды и из-за которых существует повесть, рассказ или поэма. Слова долг и честь освещают всю поэму М.Ю.Лермонтова. всякий человек живёт в определённую эпоху. Лермонтовские герои – герои 60 – годов 16 века. Через художественные образы поэт рисует сложный и противоречивый образ Времени: забвение идеалов Святой Руси, беспощадность и мстительность бояр друг к другу, беззаконие и грубые нравы – это общая безрадостная картина?в центре которой наши герои – Царь, опричник, купец.

Итак, что же это за время – эпоха Ивана Грозного? Чем оно знаменательно?

2. Актуализация знаний

Московское государство появилось в 1547 году как православная империя актом венчания на царство молодого Великого Князя Ивана Васильевича. Это величайшее после Крещения Руси событие открыло эпоху в Истории нашего Отечества.

В.О. Ключевский писал: “Иван IV был первым из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем, библейском смысле Помазанника Божия”. Историк заметил на редкость точно: “живо почувствовал”. Идея царской власти была для него реальностью, своим долгом он почитал быть её живым воплощением. Его первым шагом на этом пути стало коронование в 1547 году шапкой Мономаха. Он стал законным наследником византийских императоров.

Главную свою задачу Царь видел в укреплении Русского государства как Православной Империи, но тому было немало препятствий. Главная из них – в стране отсутствовала политическая консолидация, не было крепкого централизованного государства, без которого невозможно помышлять об имперских задачах.

Разлилась лоскутным одеялом
Наша Русь – богатая страна:
Вся по вотчинам большим и малым
Меж боярами разделена.
В кулаке у господина право:
Всё его – и в поле, и в селе.
На границах ставит он заставу:
Не ходи, мол, по моей земле!
И войска свои – холопы с пашни –
Шли на польских панов иль татар,
Защищая в битве рукопашной
Не страну, а вотчину бояр.

С целью сломить враждебную его державному строительству силу родовой аристократии, Царь изъял из общегосударственного управления часть городов и волостей, приняв их под свою личную власть. Была сформирована особая военизированная политическая сила – опричнина, которая стала орудием сыска и прямого террора против боярства.

В стране Царь выстроил дворцы –
Ряды палат просторных,
Где все вершили молодцы
В своих кафтанах чёрных.
Засучивая рукава,
Они брались со страстью
За всё, на что им дал права
Сам Царь своею властью.
И в знак отличья – у седла
Метла и пёсья голова
С оскаленною пастью.
Измену грызла пёсья пасть,
Метла врагов сметала,
И каждый мог пропасть,
И сколько пропадало!
Платились жизнью млад и стар
Всё больше из бояр!

Русскому обществу опричник внушал страх, но не уважение. “Оскал пёсьей головы”, который опричники носили у седла как эмблему, обращался не только к боярам-изменникам, но ко всем русским людям.

– Какова же “правда” царствования Ивана Грозного? ( Век XVI явил миру крупнейшую по масштабам личность первого русского царя. Иван Грозный был одарён многими талантами. В одном лице он сочетал государственного деятеля, полководца, дипломата, богослова… Нелёгкое бремя царской власти легло на его плечи в 16 лет, и 34 года Иван IV нёс возложенную на него Богом ответственность за православное русское царство. Человеческим умом трудно понять, какие жертвы для сохранения государства оправданы, а какие – излишняя жестокость. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной, смогла впоследствии преодолеть Смутное время, не распалась на мелкие княжества.)

– Как вы думаете, какие черты личности Ивана Грозного нашли отражение в его художественном воплощении на страницах поэмы М.Ю.Лермонтова?

Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к картине В.М. Васнецова “Иван Грозный”. Художник запечатлел его именно таким, каким он представлен в былинах, поэмах, песнях и сказаниях, каким он сохранился в свидетельствах современников.

Каков же царь? (На картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Мы смотрим на Ивана IV как бы снизу. Всё это создает впечатление величественности царя. Иван Грозный выступает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек – государственный деятель, полный сил и величия.

В народном творчестве образ Царя Ивана Грозного представлен положительным. Про него говорили: “Грозный был царь, но справедливый, не чуждый образования. ”.

Иван IV является героем многих литературных произведений, пословиц, былин. Давайте посмотрим, как личность Ивана Грозного отражена в “Песне про купца Калашникова. ”, справедливым ли представлен Царь?

Кипит в ковшах янтарный мёд,
Бежит вино по чарам, –
Царь Грозный ныне пир даёт
Своим друзьям-боярам.
Хлеб-соль откроет пир честной:
Огромными ломтями
Хозяин режет хлеб ржаной,
Обсыпав солью крупяной,
И делит меж гостями.
– А на том пиру…

Выразительное чтение отрывка “Пир у царя Ивана Грозного”. (Приложение 2)

– Ребята, кто приближён к царю? ( Иван Грозный изображён в ореоле величия. Свой золочёный ковш с вином повелевает поднести не князьям и боярам, а только опричникам. И стоит одному из них, Кирибеевичу, остаться равнодушным к царскому угощению, как царь закипает гневом.)

– Как же проходили пиры?

– Каким здесь изображён царь? (Своего верного опричника он подозревает в измене, в чёрной зависти и грозит ему жестокой карой. Царю чуждо представление о личных переживаниях. О чём, по его мнению, может горевать добрый молодец? Конечно, о том, что парчовый кафтан истёрся. Что шапка износилась, что конь захромал. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь сулит ему драгоценности.)

Кто такой Кирибеевич?( Кирибеевич – опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Кирибеевич – “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича – в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признает ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на пиру свою думу, обнажить душу перед толпой. Молодой опричник охвачен страстью.В его душе живёт подлинная поэтичность. С каким проникновением говорит он о полюбившейся ему женщине. Но что-то настораживает в его поведении. И верно, вдруг выясняется, что Кирибеевич утаил от Царя, что полюбил замужнюю женщину.

Нормы народной жизни XVI века были отражены в “Домострое”, который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времени. Домострой требует почитания Царя земного, но еще более – Царя Небесного: “сей временен, а Небесный вечен”. Духом благочестия проникнуты законы Домостроя, касающиеся семьи. Домострой историки называют “классическим” образцом норм “семейного права”. Этих норм должны придерживаться и купцы, и опричники.

– Давайте вспомним, почему Домострой называют законом для всей семьи?( Домострой действительно был законом для всей семьи. Он вошел в семью как воздух. О нём не думали. Не сверяли поступки, он был самой жизнью. Он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого. Отец – глава, его слово – закон. Мать – его помощница. Во взглядах на большое и малое они едины.)

Каким было положение женщины в семье? (Жене, матери отводилась важная роль хозяйки дома. Авторы “Домостроя” не стремились закрепостить женщину, сделать её бессловесной рабыней мужа. Хозяйка дома является хранительницей семьи и добродетелей, верной помощницей и другом своему мужу.)

Нужен Домострой нам сегодня? ( “Домострой” нам нужен. Ведь с его помощью можно и нужно воспитывать новое поколение, сильное верой в добро, не лишённое чувств сострадания к нуждающемуся в помощи, честное и принципиальное в выборе способов достижения целей. Ведь здесь “Домострой” со всеми его советами, наставлениями, поучениями для каждого члена семьи просто неоценим. Ведь характер человека, его качества, моральные, нравственные, психические, закладываются именно в семье в очень раннем возрасте.)

Так был устроен быт русской семьи в XVI веке. Таким был русский Дом.

Терем, теремок, теремок
Он затейлив и высок,
В нём окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше петушки-
Золотые гребешки.

Мы заглянем в теремок.

Выразительное чтение отрывка “Калашников и Алёна Дмитриевна”. (Приложение 3)

Ребята, какими представлены здесь герои?( Для Калашникова позор жены – это и его позор, а позор хуже смерти. И Кирибеевич сразу становится для него врагом. Кирибеевич во 2 части поэмы не действует, о нём мы узнаем из рассказа Алены Дмитриевны./ Для Алены Дмитриевны – муж-“государь”, “красно солнышко”, его немилость для нее – хуже людской молвы, страшнее смерти. Но даже под покровом суровости и угрюмости мы различаем в Калашникове черты доброты и гуманности. Он, в отличие от Кирибеевича, никогда не будет похваляться своей страстью и удалью, но, когда придёт час, не задумываясь, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца./– Кирибеевич пытается драгоценностями прельстить Алену Дмитриевну: “Как царицу я наряжу тебя, станут все тебе завидовать”. Страсть его так велика, что он готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Лермонтов лишает честного имени Кирибеевича – он “басурманский сын”, без роду, без племени, а Калашникова величает по имени – отчеству.)

– Какую характеристику даёт Алёна Дмитриевна своему обидчику?

– При помощи каких средств автор нам смог это донести?

– как в характере Алёны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?

– Что идёт защищать Калашников? (Честь семьи, жены, свою честь.)

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой.

Выразительное чтение отрывка “Кулачный бой”. (Приложение 4)

– С какой целью выходят на бой Кирибеевич и Калашников?

– Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?

– Какова роль образа Ивана Грозного в поэме?

– На чьей стороне симпатии автора?

3. Закрепление материала.

4. Итог урока:

– Какова нравственная проблема, поднятая М.Ю. Лермонтовым в поэме? (Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.)

– Сохранились ли эти ценности в настоящее время?

Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора?

( Мы хотели бы ещё раз обратиться к “Домострою”, к которому не раз обращались на уроке: “Да, самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не лгать, не завидовать, не блудить, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. А люди, угодно Богу прожившие, жизнь вечную получат в Царствии Небесном”.)

Домашняя работа: написать сочинение-рассуждение “Кто в песне является “настоящим героем” и почему?”

Источник

Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

История создания

После окончания гвардейской Школы писатель отправляется в Царское Село. Там он начинает работу над поэмой. Именно тогда у Лермонтова формируется своя точка зрения насчет жизни в России. Он признает неоспоримые достоинства своего народа, а в его бедах винит власть, которая не в состоянии справедливо вершить суд. К тому времени поэт и сам пострадал от тяжелой руки царя: попал в ссылку за стихотворение, посвященное смерти Пушкина.

Изначально поэма «Песнь про купца Калашникова» была издана анонимно в 1838 году, в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году произведение вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня про купца Калашникова.
История создания – год написания:1837, год публикации: 1838. Это произведение открывало единственный сборник стихов М.Ю.Лермонтова.

Тема – быт и нравы народа времён правления Ивана Грозного, борьба добра со злом.

Композиция – традиционная для жанра исторической народной поэмы.

Жанр – историческая поэма в народном стиле.

Стихотворный размер – тонический стих, близкий к фольклорному сказовому стиху.

Метафоры – “косы русые по плечам бегут”, “горят очи”, “кровавая долина побоища”.

Эпитеты – “лихой боец”, “буйна головушка”, “кудрява борода”, “могутные плечи”.

Сравнения – “речи, будто острый нож”, “ходит плавно, будто лебёдушка”, “затряслась, как листочек осиновый”.

Действия протекают в эпоху царствования Ивана IV. Молодой купец по имени Степан Парамонович Калашников в честном кулачном бою убивает своего обидчика – царского опричника, Кирибеевича, который опозорил его семью. Основные события книги отражены в кратчайшем содержании.

Это романтическая поэма, где каждый герой является носителем какой-либо романтической страсти. Калашников – чести, Кирибеевич – страсти, Иван IV – властности и деспотизма правления. Все они находятся в противостоянии, и эта борьба может разрешиться только смертью кого-нибудь из них. Вот, о чем говорится в произведении.

Средства выразительности

Художественные средства, которые использовал автор для написания поэмы близки народному творчеству: это повторы, сравнения, традиционно яркие эпитеты, олицетворения, анафора и эпифора. Язык поэмы Лермонтова высок и торжественен, он прославляет подвиг человека выбравшего сторону правды. Поэма украшена народными эпитетами: “лихой боец”, “буйна головушка”, “кудрява борода”, “могутные плечи” и метафоры “косы русые по плечам бегут”, “горят очи”, “кровавая долина побоища”.

Главные герои и их характеристика

Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по жанру и художественному своеобразию оказалась единственным в своём роде литературным произведением, не получившим продолжения ни в творчестве Лермонтова, ни у других поэтов.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ⦁ 1837 г. — окончание работы над поэмой. Лермонтов интересовался историей и фольклором, поэтому произведение приближено к фольклорным сказаниям. ⦁ 1838 г. — публикация поэмы в газете «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду»».

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Конфликт: Калашников — Кирибеевич, Калашников — Иван Грозный, человек — государство, нравственность, честь — вседозволенность власти.

Запев Обращение к царю Ивану Васильевичу. Часть 1 Знакомство с царским опричником Кирибеевичем, изображение эпохи царя Ивана Грозного.

Часть 2 Представление купца Калашникова, Кирибеевич опозорил жену купца.

Часть 3 Герои сходятся в поединке в присутствии царя и на глазах народа. Калашников убивает Кирибеевича, а затем Калашникова казнят.

Два припева Разделяют части между собой (обращение к гуслярам).

Концовка Воздание чести купцу Калашникову, его жене Алёне Дмитревне и всему народу.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема: вседозволенность царской власти и противостояние ей простых людей.

Идея: честь дороже жизни. Государь и его люди живут по своим законам, пользуются неограниченной властью, нарушают народные принципы морали. Человек должен противостоять власть имущим, защищать свою честь даже ценой собственной жизни. Ведь, по народным убеждениям, «не в силе Бог, но в правде». Автор уверен: его времени нужны люди чести, могучие, гордые личности.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ Романтическая национально-историческая поэма. Сам автор назвал её песней, поскольку, с одной стороны, воспевает людей времён Ивана Грозного, с другой — прослеживается связь лермонтовского произведения с фольклором.

⦁ Стилизация под русское народное творчество. Фольклорные мотивы проявляются уже во вступлении «Песни про купца Калашникова» — это характерные выражения для песни, например: «Ох ты гой еси … ».

⦁ Образ автора явно не выражен, потому мораль и нравственные принципы воспринимаются как народные.

⦁ Герои — яркие, самобытные, могучие личности.

⦁ Лирический герой является выразителем авторских мыслей и чувств (образы гусляров).

⦁ Внимание к глубоким нравственным и социальным проблемам, разворачивающимся на историческом фоне.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Просторечные слова: твово, мово, восплакалась, супротив, пужаешься, возговорил.

⦁ Уменьшительно-ласкательные суффиксы: кушачком, головушку, сиротинушка, детушкам.

⦁ Архаичные формы деепричастий и возвратных глаголов: распеваючи, играючи; как сходилися, собиралися.

⦁ Предлоги со, во: со дружиною, со родными, во тёмную ночь.

⦁ Повторы: плачем плачут, горько-горько, пир пировать.

⦁ Синонимы: и причитывали да прпсквзывали, наточить-навострить, одеть-нарядить.

⦁ Постоянные эпитеты: солнце красное, тучи синие, сабля вострая, удалой боец.

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Образ Ивана IV Грозного раскрывается в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный». И М. Ю. Лермонтов, и А. К. Толстой выражают ненависть к деспотизму, показывают его губительную силу.

А теперь подробный анализ

«Песня про царя Ивана Васильевича…» явилась результатом долгого поиска автора: еще в юношеском творчестве Лермонтов пытался написать поэму, героем которой стал бы народный защитник. В 1830 году поэт пишет поэму «Последний сын вольности» о таком защитнике — Вадиме Новгородском, погибшем за исчезающие идеалы древнего Новгорода:

Молва об нем из рода в род Пускай передает рассказ; Но до конца вражда!» Сказал, И на колена он упал, И руки сжал, и поднял взор, И страшно взгляд его блестел, И темно-красный метеор Из тучи в тучу пролетел! Однако Вадим остался один, его подвиг не был замечен людьми, и его протест носил романтический характер одиночки. Купец Калашников тоже живет в период смены эпох, и от него требуется героизм, чтобы противостоять поруганию русской народной жизни. Историческая основа поэмы. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича…» переносит читателя в XVI век, эпоху Ивана Грозного. Лермонтов выбирает историческое время перехода от средневековой Руси, еще хранящей древние обычаи и веру русского народа, к новому государству.

Конфликт поэмы отражает столкновение изначального населения Руси в лице купца Калашникова, защищающего русскую старину, и нового, пришлого люда, представителем которого становится опричник Кирибеевич, посягающий на вековые традиции. Рассудить их должен царь Иван Васильевич, и его суд станет решением конфликта.

События поэмы относятся ко времени Ивана Грозного, а исполняется песня перед боярином Ромодановским во время Петра I. И, наконец, написана она в тридцатые годы XIX века, когда доктрина «самодержавие — православие — народность» уже стала лишь формой.

Каково же будущее Руси в поэме? Калашников казнен, но уходит ли с ним в историю нация, народ? Вот как описывается могила героя: И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек- перекрестится, Пройдет молодец — приосанится, Пройдет девица — пригорюнится, А пройдут гусляры — споют песенку. Могила Калашникова безымянная, но все люди знают, что в ней лежит русский человек-богатырь. Это означает, что может измениться страна, жизнь людей, сами люди, но останется Россия, ибо жив ее дух.

О русской земле сказал Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»: «Там русский дух, там Русью пахнет». Художественные особенности поэмы. Лермонтов придает поэме фольклорную форму, подражая стилю народной песни. Такой выбор обусловлен тем, что поэт хочет представить развязку конфликта в поэме как следствие народного мнения, а само повествование вести в манере народного сказания. Подражание какому-либо стилю в литературе и использование в произведении присущих ему художественных средств называется стилизацией. Таким образом, «Песня про царя Ивана Васильевича…» является стилизацией народной песни, хотя в поэме можно обнаружить черты и других фольклорных жанров. Создавая поэму, Лермонтов обнаружил хорошее знание фольклора и народных обычаев.

Лермонтов ставил перед собой задачу проникновения в быт и характер эпохи, в психологию нравов. Поэтому поэма стилистически неоднородна. В ней две основные стилистические линии: Тема царя и опричников: условный, легендарный план; Тема Калашникова: бытовая реальность. Фольклорные мотивы в поэме. Подражая народной песне, Лермонтов словно бы убирает традиционную для авторского литературного произведения связь: автор — читатель. В поэме гусляры исполняют песню боярину Ромодановскому и его супруге, автор и читатель оказываются разделены этой песней.

На передний план повествования выходят герои, их поступки, историческая эпоха, а их оценка звучит в народном слове «Песни…» Повествование гусляров несет на себе печать народного одобрения и, стало быть, отвечает высшей художественной правде. Близость к фольклору придает идее этого лермонтовского произведения особую глубину и значительность: Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова; Мы сложили ее на старинный лад. Мы певали ее под гуслярский звон И причитывали да присказывали.

Православный народ ею тешился, А боярин Матвей Ромодановский Нам чарку поднес меду пенного, А боярыня его белолицая Поднесла нам на блюде серебряном Полотенце новое, шелком шитое. Угощали нас три дни, три ночи И все слушали не наслушались. Гусляры есть то важнейшее звено, которым герои и события произведения реально скрепляются с общенародной, помимо литературы, идущей действительной жизнью. Но, кроме того, гусляры соединяют в слове еще и прошлое с настоящим, опричника с купцом, купца с царем, царя с народом, соединяют Лермонтова с народным сознанием и эпохой Грозного. Об этой связующей роли гусляров напоминают, в частности, композиционные повторы, вводящие слово песенников о себе и о песне в начале и в конце произведения и между его главками.

Пользуясь каждым случаем, гусляры приурочивают содержание своей песни к различным сторонам русской жизни. Они обращаются к царю: Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы…, К «доброму боярину», ко «всему народу христианскому». Каждый из тех, к кому обращена песня, оставаясь для гусляров (и для слушателей) реальным историческим лицом, оказывается вместе с тем и героем повествования; жизнь и поэзия сливаются в одно в народном сознании, порождая своеобразный фольклорный реализм. Обычная для песни структура способствует выражению народного суждения о событиях. Поэма начинается с зачина, в котором вводятся герои песни и обстановка ее исполнения.

Сама песня излагается в трех частях, представляющих основные фазы событий: — рассказ о страсти Кирибеевича: И сказал ему Царь Иван Васильевич: «Да об чем тебе, молодцу, кручиниться? Не истерся ли твой парчевый кафтан? Не измялась ли шапка соболиная? Не казна ли у тебя поистратилась? Иль зазубрилась сабля закаленная?

Или конь захромал, худо кованный? Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве-реке, сын купеческий?» Отвечает так Кирибеевич, Покачав головою кудрявою: «Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду, ни в купеческом; Аргамак мой степной ходит весело; Как стекло горит сабля вострая; А на праздничный день твоею милостью Мы не хуже другого нарядимся. Как я сяду поеду на лихом коне За Моску-реку покатитися, Кушачком подтянуся шелковым. Заломлю на бочок шапку бархатную. Черным соболем отороченную, — У ворот стоят у тесовыих Красны девушки да молодушки И любуются, глядя, перешептываясь; Лишь одна не глядит, не любуется, Полосатой фатой закрывается…

На святой Руси, нашей матушке. Не найти, не сыскать такой красавицы…»; Переживания Калашникова: «Я скажу вам, братцы любезные. Что лиха беда со мною прикяючилася: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Уж как завтра будет кулачный бой На Москва-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника.

Буду насмерть биться, до последних сил; А побьет он меня — выходите вы За святую правду-матушку. Не сробейте, братцы любезные! Вы моложе меня, свежей силою. На вас меньше грехов накопилося. Так авось вас господь помилует!»; Поединок: Отвечает Степан Парамонович: «А зовут меня Степаном Калашниковым, А родился я от честного отца, И жил я по закону господнему: Не позорил я чужой жены.

Не разбойничал ночью темною. Не таился от свету небесного… И промолвил ты правду истинную: По одном из нас будут панихиду петь, И не позже как завтра в час полуденный; 92 И один из нас будет хвастаться, С удалыми друзьями пируючи… Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой!» И услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег; Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз.

На раскрытых устах слово замерло… Вот молча оба расходятся, — Богатырский бой начинается. Разделяют песню припевы гусляров, задающие эмоциональный тон. Повествование перемежается оценкой героев гуслярами: Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Обманул тебя твой лукавый раб. Не сказал тебе правды истинной… За прилавкою сидит молодой купец.

Статный молодец Степан Парамонович, По прозванию Калашников; Шелковые товары раскладывает. Речью ласковой гостей он заманивает… Развязке следует концовка-итог, в которой описывается могила Калашникова. Замыкается структура песни хвалой, воздающей благодарность боярину, боярыне и всему народу. Колорит эпохи, образы царя Ивана Васильевича и опричника Кирибеевича Лермонтов воссоздал на основе песенных образов — в духе и стиле народных «разбойничьих» песен.

Народные песни помогли создать и фигуру Калашникова. В рукописном собрании П.А Киреевского Лермонтов познакомился с вариантами народных песен о Мастрюке Темрюковиче, ставшем прототипом опричника Кирибеевича. «Братья Калашнички» или «дети Кулашниковы», которые вступили в кулачный бой с Мастрюком, дали имя главному герою поэмы.

Песня про царского шурина Темрю — ковича из сборника Кирши Данилова«Песня про… купца Калашникова»
А и гой еси. Царь Государь, Царь Иван Васильевич! Все Князи, Бояра, могучие богатыри Пьют, едят, потешаются На великих на радостях; Один не пьет не ест твой Царский гость дорогой, Мастрюк Темрюкович, молодой Чер — кашенин.Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы. Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова…

«Песня…» — произведение новаторское по овладению духом народной поэзии, без подражания какому-либо определенному образцу. Но народна здесь не только форма, народна сама нравственная позиция. По убещению Лермонтова, русскому человеку свойственно присутствие «ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность уничтожения». Именно с этой позиции народный певец славит в поэме сложную фигуру царя Ивана Грозного.

Образы героев поэмы. Исторический конфликт выражается в смертельном бою купца с царским опричником. В нем сопшись не только представитель исконного русского населения и потомок монголо-татарских завоевателей, но и обычный человек, живущий своим трудом, и царский слуга — «лукавый раб» по слову гусляров.

Характеры героев определяются их позицией и поведением. Кири беевичу не дорога русская старина, он вторгается в православную семью, дерзко пренебрегает христианскими законами, ему чужд народ, и служит он только царю. Сравните, как кланяются перед поединком бойцы. Кирибеевич «царю в пояс молча кланяется», а Калашников, выйдя на бой, Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому.

У Кирибеевича неровный, эмоциональный характер, у Калашникова характер цельный, эпический. Калашников целен и силен тем, что сросся с народной жизнью, с ее законами, которые не только накладывают ограничения и запреты на желания и интересы личности, но предписывают в известных случаях проявить высшую волю к свободе — свободно и сознательно распорядиться собственной жизнью ради восстановления попранных моральных ценностей. Калашников берет на себя грех смертоубийства и сам обрекает себя казни, и это не в порыве чувств, не в ослеплении гнева: он исполняет веление «закона господнего», который свят для него и презрен для Кирибеевича. Калашников двояко объясняет свое намерение выйти на поединок с опричником: с одной стороны, это месть сугубо личная за обиду, которой …не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.

«Песня…» удивительно органично соединяет в себе героическую идею былины и нравственную идею жития, эпический размах исторической песни и силу и красоту личного чувства, как оно проявилось в фольклорной лирике. Героические характеры «Песни…» многозначны, не вмещаются в схему, не составляют простого контраста, а образуют переплетение, взаимодействуют друг с другом в социально-бытовой среде и в совокупности рождают содержание гораздо большее, чем может заключать один из них, рождают новое — сравнительно с романтическими поэмами Лермонтова — идейно-художественное качество.

Образ Кирибеевича, в частности, далеко не только воплощение зла. В любимом царском опричнике освободившаяся от традиционных моральных ограничений чувственная натура проявляется в любовной страсти с силой и самозабвением, которые вряд ли знакомы натуре Калашникова, подчинившего и чувства свои закону домостроя. Кирибеевич возвышается до истинной поэзии в своей страсти, ярко выражает народный взгляд на женскую красоту: На святой Руси, нашей матушке. Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей поет; Горят щеки ее румяные. Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные. По плечам бегут, извиваются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной.

Любовная тоска Кирибеевича и его отчаяние не знают границ, по-русски широки, безоглядны. Он и впрямь недалек от того, чтобы «умереть смертью грешною», и умоляет Алену Дмитревну: Полюби меня, обними меня Хоть единый раз на прощание! Но не только безудержный порыв страсти приводит Кирибеевича к преступлению «закона христианского»; ему было бы больше оправдания, если бы он, дав волю чувству, все-таки сознавал себя виновным перед законом. Нет, Кирибеевич не считает себя преступником: Я не вор какой, душегуб лесной. Он чувствует себя вправе встать вне закона потому, что получил особые права от царской власти, которая, в понятии Кирибеевича, сама не ограничена никаким законом: Я слуга царя, царя грозного, Прозываюся Кирибеевичем, А из славной семьи из Малютиной… Опричник как бы вьщелен из общества, из народа этими правами, он живет и ведет себя особо, опричь всех, помимо других людей и их установлений. Его законом становится личный произвол, ограниченный лишь таким же произволом царя.

Ничем иным Кирибеевич не стесняет проявления своей натуры, своей воли, возвышаясь над общим законом, становясь исключительной личностью. Так он ставит себя по отношению ко всему «люду московскому»: На просторе опричник похаживает. Над плохими бойцами подсмеивает: «Присмирели, небойсь, призадумались! Так и быть, обещаюсь, для праздника. Отпущу живого с покаянием. Лишь потешу царя нашего батюшку». То же презрительное снисхождение выказывает он и Калашникову. Но тот напоминает Кирибеевичу о его преступлении против нравственного закона, и опричника начинает мучить совесть и заявляет о себе смущением, чувством вины и страхом наказания.

Образ царя в поэме складывается на основе народных представлений и преданий о Иване Грозном. Поэтому государь у Лермонтова величественный, легко впадает в гнев, скор на казнь и на милость, способный осознать происходящее: И сказал, смеясь, Иван Васильевич: «Ну, мой верный слуга! я твоей беде. Твоему горю пособить постараюся. Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное. Преще свахе смышленой покланяйся И пошли дары драгоценные Ты своей Алене Дмитревне: Как полюбишься — празднуй свадебку. Не полюбишься — не прогневайся». Именно государь выносит решение, однако это решение уже сложилось в жизни — он лишь соглашается с ним: «Хорошо тебе, детинушка. Удалой боец, сын купеческий. Что ответ держал ты по совести.

Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую. Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, безпошлинно. А ты сам ступай, детинушка. На высокое место лобное. Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить. Чтобы знали все люди московские. Что и ты не оставлен моей милостью…» Центральным образом поэмы является образ героини — Алены Дмитриевны, жены Калашникова. Этот образ появляется в поэме в ее трех частях: в первой части описывает Алену Дмитриевну и говорит о своей страсти к ней Кирибеевич, во второй — возникает противоположный образ — обесчещенной жены: «…Ты не дай меня, свою верную жену. Злым охульникам в поругание! На кого, кроме тебя, мне надеяться? У кого просить стану помощи? На белом свете я сиротинушка: Родной батюшка уж в сырой земле.

Рядом с ним лежит моя матушка, А мой старший брат, ты сам ведаешь. На чужой сторонушке пропал без вести, А меньшой мой брат — дитя малое, Дитя малое, неразумное…» Говорила так Алена Дмитревна, Горючими слезами заливалася. В третьей части поэмы с образом Алены Дмитриевны связан образ поднимающейся над Москвой зари. Автор, помещая героиню в центр конфликта, показывает, что будущее России зависит от любви и верности женщины и способности героя ее защитить: Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор. По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи. Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые. Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?

Основная идея поэмы. «Песня…», несмотря на гибель героя, звучит празднично, оптимистично. В «Песне…» сказалось не только общее неприятие Лермонтовым нравственной атмосферы современного общества, сдавленного николаевской реакцией. Очень вероятно, что он использовал народно поэтическую точку зрения, чтобы напомнить современникам, хотя бы и в фольклорной трактовке, что в России даже самые трагические коллизии, участниками которых выступают жесточайший из самодержцев — Грозный, своевольный опричник, гостинодворский купец, московское простонародье, могут разрешаться достойнее в нравственном отношении, чем драма, разыгравшаяся в петербургском свете и закончившаяся гибелью Пушкина.

Разумеется, недопустимы прямые аналогии между героями «Песни…» и теми, о ком говорится в «Смерти Поэта», весьма отдаленно и сходство мотивов, связанных с отмщением за оскорбленную честь. Но есть смысловая перекличка коллизий, которая позволяет и даже понуждает сопоставлять две эпохи, две социальные среды, два типа морали: Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести. Поникнув гордой головой. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид. Восстал он против мнений света Один как прежде… и убит! Убит. к чему теперь рыданья. Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… — он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений. Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет… («Смерть Поэта»)

Там, где мораль не утратила общенародного характера, там, несмотря на беззаконие самодержавной власти, на преступления и жестокость, все-таки сохраняется хотя бы возможность торжества правды, там возможны сильные героические характеры, способные любой ценой отстаивать перед лицом зла и насилия не только личное достоинство, но и сами нравственные идеалы народа. И такие характеры в конце концов побеждают, потому что есть среда, поддерживающая их, среда, хранящая, при всех отступлениях, единый «закон христианский». Но там, где закон вырван из народной почвы, не вытекает из уклада, обычаев и нравственных представлений народа, где он служит лишь «сенью» стоящей у трона жадной толпе вельможных опричников,— там суд и правда обречены на молчание, там благородные характеры становятся «невольниками чести» и гибнут с напрасной «жаждой мести».

Им нет понимания и поддержки, правда гибнет вместе с ними, попираемая ничтожными клеветниками и насмешливыми невеждами. Поэма в оценке критиков и литературоведов. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа… усвоил себе склад его старинной речи… — и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории» (В. Г. Белинский).

«В «Песне…» со всей определенностью обнаруживается процесс художественной эволюции Лермонтова: от лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского «я», от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди — к пластике, к созданию психологических образов и сюжетов» (Б.М. Эйхенбаум). «Идея «Песни…» не сводилась к идее характера ее главного героя — она складывалась из взаимодействия достаточно самостоятельных характеров в таком контексте, который имел уже независимое от героев, не романтическое, а конкретно-историческое, социально-психологическое, эстетическое содержание» (В.Л Котельников).

Темы и проблемы

Смертный бой за честь

Автор перемещает сюжетную линию рассказа в новую локацию. Около Москвы-реки сходятся бойцы для проведения кулачного боя. Сам царь приехал насладиться зрелищем и потешить своё больное воображение.

Тут происходит следующее:

какие жизненные принципы отстаивает калашников в поединке. Смотреть фото какие жизненные принципы отстаивает калашников в поединке. Смотреть картинку какие жизненные принципы отстаивает калашников в поединке. Картинка про какие жизненные принципы отстаивает калашников в поединке. Фото какие жизненные принципы отстаивает калашников в поединке

После этого начинается поединок. Для публики — это обычное развлечение, но для сражающихся мужчин — настоящая дуэль.

Описание боя:

Таким, пусть и силовым методом, купец доказывает свои права. Выиграв в равном бою у хитрого и подлого противника, Степан восстанавливает честь бесстыдно поруганной жены.

Главная мысль

Основная идея – необходимость защиты чести и достоинства в любой ситуации, и здесь не играет роли, ценой своей жизни или другим образом. Нужно бороться за свою свободу, иначе всегда найдется тот, кто сумеет ее отнять. Тирания всегда находит опору в рабстве, а если люди начнут восставать против деспотизма, то он падет под ударами независимости. Это воззвание напрямую относилось к эпохе самого Лермонтова: он призывает сограждан перестать терпеть произвол властей и выступить против самодержавия также бесстрашно, как главные герой поэмы.

Смысл поступка Калашникова понятен: он понимает, что его бездействие будет воспринято как капитуляция. Враг не отступит, а жалобы царю едва ли что-то изменят. Подвергать свою семью риску он не может и решает, что должен пойти на жертву, лишь бы выйти из положения с честью, обеспечив жену и детей. По сути, у него не было иного выбора. Но Лермонтов критически относился к своим современникам и думал, что они нуждаются в нравственном уроке из прошлого. Именно так, а не иначе, нужно реагировать на произвол – такова авторская позиция. Бунт личности против системы – вот выход из замкнутого круга тирании.

Чему учит?

Мораль поэмы такова: даже если в жизни все идет против тебя, нужно отстаивать свою точку зрения и добиваться справедливости, иначе тебя лишат всего, что дорого твоему сердцу.

Также писатель говорит о любви и верности своим близким и об их защите – неважно, какая она будет, духовная или физическая, нужно вовремя заслонить свою семью от беды.

Вывод прост: мир нуждается справедливости, но добиться ее могут лишь отдельные смельчаки, так что не стоит ждать всенародной справедливости, явившейся из неоткуда. Нужно брать правое дело в свои руки, без этого в нашем мире будет царить беспорядок.

Автор: Виктория Арфано
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *