какие журналистские специализации вы знаете охарактеризуйте их
Профессии в журналистике и СМИ
Обновлено: 31 Мая 2021
Эта статья поможет разобраться в многообразии журналистских специализаций. Вы узнаете, чем деятельность репортера отличается от работы редактора, в чем специфика работы в печатной прессе и на телевидении. Поймете, чем именно хотите заниматься в сфере журналистики.
Профессии в журналистике
Когда речь заходит о журналистике, первая профессия, которая приходит на ум, — это журналист. Но не все так просто. Журналист — это общее название. Так можно назвать и ведущего ток-шоу, и комментатора на спортивном канале, и корреспондента в онлайн-издании, и аналитика, пишущего для своей колонки в газете. Рассмотрим специализации в журналистике подробнее.
Профессии в СМИ
Начнем с того, что журналистом можно работать в разных средствах массовой информации:
Каждое из этих направлений имеет свои особенности, поэтому и требования к специалистам будут разными. Так, для человека, работающего в газете, агентстве или интернет-издании, важно уметь писать тексты. Для радиожурналиста — четко, связно излагать свои мысли, правильно говорить. Для телевизионщика, помимо уже перечисленного, — уверенно выглядеть в кадре.
Отметим также, что внимание к внешности человека, «чистоте» речи, дикции, четкости произношения напрямую зависит от типа СМИ. Для пишущего журналиста все эти факторы не критичны. В то же время на радио и ТВ почти наверняка не возьмут человека с дефектами речи.
Список профессий
В современной журналистике есть профессии, которые существуют много лет, и те, которые появились совсем не давно.
Традиционные профессии
Начнем с традиционных журналистских профессий:
1. Корреспондент/репортер — это самый главный специалист для новостной журналистики. В его обязанности входит передача быстрой, точной и лаконичной информации о последних событиях.
2. Журналист-аналитик (обозреватель, ведущий рубрик, театральный критик, кинокритик, литературный критик и т.п.). Для аналитических передач на ТВ и радио, для некоторых печатных и онлайн-СМИ такой специалист является ключевой фигурой.
Для журналиста-аналитика важно:
Эти люди ведут свои передачи, рубрики или колонки с целью осмысления происходящего, объяснения сути событий и их взаимосвязи.
3. Ответственный секретарь полностью отвечает за выпуск нового номера издания: от наполнения страниц до сдачи в типографию. Невозможно представить деятельность печатных СМИ без этой должности. На радио и ТВ она называется редактор выпуска или выпускающий редактор.
4. Главный редактор. Человек, в ведении которого находятся все рабочие и организационные процессы в коллективе. Важнейшая должность в пирамиде журналистских профессий.
Отдельно стоит сказать про «около журналистские» специальности — без этих людей невозможен выпуск газеты или журнала, выход в эфир передачи или размещение статьи на сайте онлайн-издания:
Корректор проводит редактуру текстов, исправляет грамматические, орфографические и стилистические ошибки. Верстальщик оформляет тексты и иллюстрации на странице, готовит макет издания. Дизайнер — специалист, востребованный на телевидении и в сетевых изданиях. В его обязанности входит разработка логотипа, цветовых и композиционных решений, заставок, сайта, макетов страниц и т.п. Звукорежиссер записывает и монтирует звук, отвечает за бесперебойную работу аудиотехники в эфирных передачах. Видеооператор ответственен за видеоряд отснятого журналистского материала. На выездах работает в паре с корреспондентом. Также осуществляет видеосъемку в студии. Фотограф обеспечивает качественными фотографиями средства массовой информации.
Новые профессии в журналистике
С появлением соцсетей и специальных площадок, где каждый желающий может писать, получили популярность такие специалисты, как:
Блогер — человек, который регулярно размещает в своем блоге на сайте или в социальных сетях заметки (посты) и видеоролики. Как правило, блогеры оперативно реагируют на происходящие события, публикуя свои мысли на актуальные темы. Автор канала — создатель уникального контента (текст, видео) для своего канала (например, YouTube или Яндекс.Дзен) по определенной тематике, в которой автор хорошо разбирается. Райтер — автор уникальных статей для размещения в интернете на сторонних площадках.
Для того, чтобы стать блогером или автором своего канала, не обязательно заканчивать журфак. Важно — разбираться в какой-то сфере на уровне эксперта и интересно излагать информацию.
Особенности профессии журналиста
Журналист — особенная профессия. Чтобы ее освоить нужно:
Также надо быть готовым:
Плюсы и минусы работы в журналистике
Как и каждая профессия, журналистика имеет свои плюсы и минусы.
К положительным моментам относится:
Минусы:
Нужно помнить, что плюсы и минусы есть в любой профессии. Важно примерить их на себя и понять, насколько лично для вас это положительный или отрицательный момент.
Востребованность
Журналистика была, есть и будет одной из самых востребованных профессий.
Это гибкая сфера деятельности, которая с легкостью подстраивается под любые изменения в мире. С развитием информационных технологий, интернета, соцсетей ее роль только растет.
Где учиться
Журналистом можно стать, окончив высшее учебное заведение по данной или смежной специальности. Смежными считаются отделения рекламы и PR.
Профессия журналиста очень популярна среди студентов, поэтому факультеты журналистики есть во многих вузах нашей страны.
Самыми лучшими считаются:
Рейтинг и традиции учебного заведения, безусловно, важны. Но определяющим фактором будет ваша личная готовность стать хорошим журналистом. С таким подходом научиться профессии можно в любом вузе страны.
Будучи студентом журфака, помните, что образовательный сервис ФениксХелп поможет в трудной ситуации. Доступно, быстро и качественно.
Специализации журналиста по жанрам
В практике разных СМИ сложились и определенные виды специализации, связанные с жанровой дифференциацией: репортер, обозреватель, интервьюер, очеркист, фельетонист. Представим портреты представителей жанра в оценке их коллег.
Репортер — сотрудник СМИ, сообщающий в редакцию информацию с места событий. Он должен уметь оперативно реагировать на изменения действительности, проявлять любознательность, коммуникабельность, быть адаптивен, стрессоустойчив, иметь «репортерский нюх» на новости. Ярким примером журналиста-репортера может быть Владимир Гиляровский. Он печатался в «Русской газете» и «Московском листке». Когда в 1882 г. в результате размыва почвы под железнодорожное полотно провалился целый состав, Гиляровский участвовал в разборе завала и в течение двух недель отправлял репортаж о катастрофе в «Московский листок».
Сегодняшняя журналистика могла бы поучиться у Гиляровского трем вещам, которым когда-то учили на журфаке, но с тех пор, увы, они забылись начисто. Во-первых, надо уметь выбирать тему — не просто сенсационную, грязную или кровавую, но больную, общественно значимую; во-вторых, никакой Интернет не заменит личного присутствия, разговора, сбора информации от случайных свидетелей или молчаливых, скрытных главных участников; в-третьих, излагать надо плотно, кратко, точно, так, чтобы каждая деталь была на виду, а все второстепенное, вся пустая порода — отсеивалась сразу. Гиляровский волшебно создавал эффект присутствия, что и требуется от репортажа в первую очередь, — и пусть он иногда давил коленом на слезные железы читателя, пусть впадал в сентиментальность или жестокость, что, в общем, вещи одного корня: он умел собрать информацию наиболее полно и подать наиболее эффектно и никогда не собирал грязь ради грязи.
БыковД. Владимир Гиляровский //Дилетант. 2014. № 8.
Обозреватель — журналист-аналитик. Он должен знать историю возникшей в обществе проблемы и представлять варианты развития события. Это журналист, который может мыслить нестандартно и высказывать независимые суждения. Ему свойственна критичность, прогностические способности, широкая эрудиция. Всеми этими качествами обладал политический обозреватель газеты «Известия» Александр Бовин, который долгие годы вел авторскую программу «Мир за неделю» на «Радио России».
В «Известиях» он проработал до ноября 1991 года политическим обозревателем. В этом качестве, начиная с 1975 года, он в течение почти 16 лет вел знаменитую передачу «Международная панорама». В 1974 году Бовин принимал участие в создании «9 студии» — первой, до «Панорамы», информационной передачи о международной политике. В «Международной панораме», которая по тем временам была одной из самых рейтинговых передач, Александр Бовин был, вероятно, самым любимым и популярным ведущим. Он провел 80 из 800 ее выпусков. Для телезрителей важнее комментариев ведущих были видеосюжеты, благодаря которым открывалось окно в мир, отгороженный железным занавесом. Но к Бовину это не относилось — его комментарии слушали все. Он не был формален ни внешне, ни по манере ведения программы. Большой, лохматый, обычно без галстука, Бовин говорил своим хриплым голосом с телезрителями так, как будто между ними не было расстояния, и он просто сидел у кого-то за столом. Он никогда не пользовался телесуфлером, и телезритель понимал, что он говорит от себя, а то, что он говорил, было интересно, доходчиво и важно.
Приходько Б. Право быть собой // Международная панорама. 2015. 4 августа.
Интервьюер — самостоятельная специализация, хотя нет журналиста, который не задает вопросы. Для интервьюера важны такие качества, как коммуникабельность, внимание и интерес к другому человеку, способность направлять разговор и самому быть интересным собеседником. Один из ярких интервьюеров с мировым именем — американский журналист Ларри Кинг. За свою профессиональную жизнь он провел более пятидесяти тысяч интервью. Кинг общался в эфире с политиками, деятелями культуры, известными спортсменами. Приведем фрагмент из воспоминания Дмитрия Крылова о встрече с Ларри Кингом.
«Какими основными качествами должен обладать журналист?» — спросил Ларри Кинг и сам ответил: «Качество, которое необходимо иметь людям моей профессии, — это любопытство. Если у вас его нет, я ничему вас научить не смогу. Вам должно быть интересно узнавать «что, кто, где, когда и почему». И еще добавил, что журналисту нужно обладать способностью слушать своего собеседника. Помню, Кинг внимательно посмотрел на меня и сказал с паузами: «Вы задаете правильно сформулированный вопрос и внимательно слушаете ответ. Я знаю много случаев, когда люди талантливые ничего не добивались в журналистике, потому что не умели слушать. И показал глазами, как нужно пристально смотреть и внимательно слушать».
Распопова С. Нужно ли задавать собеседнику неудобные вопросы? // Журналист.
Очеркист — автор очерковых произведений. Ему свойственна широкая эрудиция, наблюдательность, ярко выраженные литературные способности, образная метафорическая речь, способность к типизации единичных явлений и к многообразию сопоставлений и аналогий различных жизненных явлений. Автором многочисленных очерков, на которых воспитывалось не одно поколение советских людей, был Анатолий Аграновский. В 1970-е годы его называли «журналистом номер один». И сегодня многие журналисты, работающие в жанре очерка, называют себя его учениками.
Сюжетные коллизии его очерков — например, как судили председателя колхоза за то, что, найдя подходящий сарай, открыл там подсобное предприятие и наладил доходное дело, или как подпольный миллионер на закате дней разуверился в том, чему поклонялся всю жизнь, и сдал накопленное «в дар нашей Красной армии» — сюжетные эти коллизии сегодня воспринимаются как картинки советского прошлого, и только. Но чтение все равно увлекает, захватывает, потому что во всех случаях сюжетом у Аграновского, и сюжетом вполне самоценным, неустаревающим, был процесс исследования проблемы, а лирическим героем выступал сам автор с его страстью к анализу явлений и характеров, стремлением вовлечь читателя в поиск истины, уважительным вниманием к доводам реальных и воображаемых оппонентов. И конечно, с фирменной «мешающей деталью», которая вовсе не разрушала авторскую позицию, а придавала ей объем, глубину.
Выжутович В. Журналист номер один // Российская газета. 2012. 10 января.
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2.
Фельетонист — автор произведений сатирической направленности. Фельетонист — это писатель в газете. Человек, который обладает ярко выраженными литературными и аналитическими способностями, благодаря которым он обнажает абсурдные жизненные ситуации. «Король фельетона» Влас Дорошевич дружил с Чеховым и Гиляровским. Сотрудничал с журналами «Будильник», «Развлечения». Все, кто знал Дорошевича, отмечали его остроумие, наблюдательность и богатую фантазию.
Его не случайно притягивала с юности мудрость Востока, которую он всю жизнь постигал в путешествиях и написанных по впечатлениям от них сказках и легендах. «Смейтесь, чтобы не плакать», — такую запись оставлял в альбомах этот остроумнейший человек. Как настоящие сатирики, он редко смеялся.
Букчин С. Журналист на все времена // Свободная пресса. 2015. 23 января.
[Электронный ресурс]. — Режим доступа http://svpressa.ni/c.
Несмотря на то что журналисты имеют разные тематические и жанровые специализации, задача оперативного и объективного информирования аудитории делает их людьми одной профессии.
Вопросы для повторения
Примеры решения тестов
Выберите правильный ответ
Виды журналистских специализаций и профилизаций и факторы их обусловленности.
По видам журналистики, тематике журналистских произведений различают журналистов-международников, политологов, аграрников, культурологов, экологов, спортивных обозревателей и т.д. Есть журналисты, специализирующиеся на экономической тематике, финансах и бизнесе, строительстве, транспорте, морально-этической либо искусствоведческой проблематике. Свои особенности у журналистов, работающих в научно-популярных изданиях, соответствующих радио- и телепрограммах. Особого подхода требует так называемая расследовательская журналистика.
Многие профессионалы специализируются на создании определенных журналистских жанров. Так появились профессии очеркиста, фельетониста, интервьюера, шоумена и т.д. Понятно, что очеркист должен обладать образным мышлением, виртуозно владеть словом, уметь построить захватывающий сюжет и многое другое. А попробуйте представить себе фельетониста без обостренного чувства юмора.
Наконец, то, что мы назвали технологическими операциями коммуникативного процесса тоже ведет к профессиональной дифференциации. Репортер собирает информацию, литературный сотрудник в печатном органе или редактор на радио и телевидении ее обрабатывают и, соответственно, в электронной прессе ведущий либо диктор произносят подготовленный текст. Корреспондент сообщает факты – комментатор их анализирует.
Особый вид профессиональной деятельности – фотожурналистика. На газетной полосе и журнальной странице фотографии не всегда выполняют роль иллюстративного материала. Многие снимки становятся настоящими произведениями искусства и играют самостоятельную роль.
Наиболее общим и распространенным профессиональным названием является литературный работник, литсотрудник. Круг обязанностей литсотрудника не так уж широк – подготовка к печати авторских материалов, работа с письмами читателей, а мера его ответственности ограничивается тщательной проверкой подготовленных к публикации материалов.
В органах электронной прессы традиционное название этой должности – редактор. Правда, у редактора на радио и ТВ и круг обязанностей шире, и мера ответственности иная. На радио и ТВ редактор – организатор всего творческого процесса по подготовке передачи. Здесь редактирование начинается с разработки замысла, включает в себя подбор авторов и участников-исполнителей этого замысла и завершается корректировкой сценария во время прямого эфира либо его фиксированного варианта во время монтажа отснятого (записанного) материала. Редактор не просто принимает участие в работе над передачей на всех ее этапах от заявки до выдачи в эфир, но в большинстве случаев играет при этом руководящую роль либо выступает своеобразным арбитром в творческих спорах других участников бригады, работающих над программой.
В тех случаях, когда журналисту доверяют подготовку собственных материалов, первой ступенькой творческой карьеры становится должность корреспондента. Корреспондент, специализирующийся на подготовке новостей, называется репортером. Действительно, во многих газетах, особенно на Западе, репортеры – люди “безымянные”. Как пчелы носят в улей свои взятки, так газетные репортеры передают в редакции то, что удалось узнать, а уже другие – литературные сотрудники – обрабатывают сообщения, группируют их по рубрикам, так или иначе готовят к публикации.
Еще сложней работа телевизионного репортера, ибо ему нужно зафиксировать само событие, а, стало быть, вовремя оказаться в нужной точке, успеть развернуть аппаратуру, обеспечить качественные изображение и звук, а затем смонтировать пленку предельно лаконично, точно, убедительно.
В отличие от репортера, корреспондент, работающий в отраслевом отделе (соответствующем подразделении, редакции радио или телевидения), готовит более объемные материалы. В арсенале таких корреспондентов и жанры информационной публицистики: развернутые заметки (комментированная информация), отчеты, корреспонденции, репортажи; и жанры аналитической публицистики: проблемные и передовые статьи, аналитические обзоры, проблемные интервью; и даже художественные жанры: очерки, фельетоны, эссе.
Важными разновидностями профессии корреспондента являются собственный и специальный корреспонденты (собкор и спецкор). Собственный корреспондент живет и работает в той или иной местности, удаленной от редакции, и, соответственно, готовит все материалы из данного региона. Эта должность требует высокойквалификации, жанрово-тематического универсализма, а кроме того, строгой самодисциплины, организованности, ибо собкор трудится вдалеке от редакционного коллектива, от руководства редакции, он сам отвечает за режим работы и ее результативность.
Для журналиста-международника, работающего в зарубежном корпункте, важно в совершенстве владеть языком страны пребывания, знать ее специфику. Так же и собкор внутри страны должен хорошо знать особенности, что называется, “подноготную” того региона, за который он отвечает.
И, наконец, высший уровень корреспондентской квалификации – работа специального корреспондента. Спецкор – это не просто журналист, специализирующийся на той или иной тематике. Пожалуй, в этом случае уместно говорить о проблематике, ибо любой материал, подготовленный спецкором и соответствующий жанру специального репортажа, отмечен глубоким проникновением в суть актуальной проблемы.
Иногда в редакциях газет, в информационных агентствах работают журналисты, чье призвание – находить интересных людей или получить доступ к VIP – очень важным персонам – и брать у них интервью. А уж на ТВ и радио интервьюер – весьма распространенная профессия.
Опытные, квалифицированные журналисты, обладающие способностью к аналитическому мышлению, в конце концов становятся комментаторами и обозревателями. В первом случае речь идет об анализе тех или иных явлений общественной жизни. Так важно объяснить аудитории процессы, происходящие в области политики, экономики, образования и науки, культуры и спорта, обнаружить здесь причинно-следственные связи, растолковать особенности нового законодательства.
Во втором случае журналист группирует события и факты одного рода с определенной авторской целью, рассматривает их во взаимодействии, отыскивает в единичном – общее. Обозрение отличается широтой использованного материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие.
Радио, и особенно телевидение, в качестве самой заметной и очень ответственной выдвинули профессию ведущего. Прежде всего, это ведущие информационных программ. Профессия ведущего имеет широкий, по преимуществу жанровый спектр. Здесь и ведущие дискуссионных передач, всевозможных “круглых столов”, студийных пресс-конференций, и ведущие еще более многочисленных телеигр.
В принципе, тележурналистами называются представители всех творческих профессий, занятых при подготовке программ – режиссеры и операторы, звукорежиссеры и микрооператоры, осветители и дикторы.
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 81 ; Нарушение авторских прав
15. Виды журналистских специализаций и профилизаций и факторы их обусловленности.
По родам журналистики дифференциация профессий очевидна: газетчик (корреспондент журнала, редактор информационного агентства – т.е. сотрудники различных печатных органов), радиожурналист и тележурналист (представители электронной прессы).
По видам журналистики, тематике журналистских произведений различают журналистов-международников, политологов, аграрников, культурологов, экологов, спортивных обозревателей и т.д. Есть журналисты, специализирующиеся на экономической тематике, финансах и бизнесе, строительстве, транспорте, морально-этической либо искусствоведческой проблематике. Свои особенности у журналистов, работающих в научно-популярных изданиях, соответствующих радио- и телепрограммах. Особого подхода требует так называемая расследовательская журналистика.
Многие профессионалы специализируются на создании определенных журналистских жанров. Так появились профессии очеркиста, фельетониста, интервьюера, шоумена и т.д. Понятно, что очеркист должен обладать образным мышлением, виртуозно владеть словом, уметь построить захватывающий сюжет и многое другое. А попробуйте представить себе фельетониста без обостренного чувства юмора.
Наконец, то, что мы назвали технологическими операциями коммуникативного процесса тоже ведет к профессиональной дифференциации. Репортер собирает информацию, литературный сотрудник в печатном органе или редактор на радио и телевидении ее обрабатывают и, соответственно, в электронной прессе ведущий либо диктор произносят подготовленный текст. Корреспондент сообщает факты – комментатор их анализирует.
Особый вид профессиональной деятельности – фотожурналистика. На газетной полосе и журнальной странице фотографии не всегда выполняют роль иллюстративного материала. Многие снимки становятся настоящими произведениями искусства и играют самостоятельную роль.
Наиболее общим и распространенным профессиональным названием является литературный работник, литсотрудник. Круг обязанностей литсотрудника не так уж широк – подготовка к печати авторских материалов, работа с письмами читателей, а мера его ответственности ограничивается тщательной проверкой подготовленных к публикации материалов.
В органах электронной прессы традиционное название этой должности – редактор. Правда, у редактора на радио и ТВ и круг обязанностей шире, и мера ответственности иная. На радио и ТВ редактор – организатор всего творческого процесса по подготовке передачи. Здесь редактирование начинается с разработки замысла, включает в себя подбор авторов и участников-исполнителей этого замысла и завершается корректировкой сценария во время прямого эфира либо его фиксированного варианта во время монтажа отснятого (записанного) материала. Редактор не просто принимает участие в работе над передачей на всех ее этапах от заявки до выдачи в эфир, но в большинстве случаев играет при этом руководящую роль либо выступает своеобразным арбитром в творческих спорах других участников бригады, работающих над программой.
В тех случаях, когда журналисту доверяют подготовку собственных материалов, первой ступенькой творческой карьеры становится должность корреспондента. Корреспондент, специализирующийся на подготовке новостей, называется репортером. Действительно, во многих газетах, особенно на Западе, репортеры – люди “безымянные”. Как пчелы носят в улей свои взятки, так газетные репортеры передают в редакции то, что удалось узнать, а уже другие – литературные сотрудники – обрабатывают сообщения, группируют их по рубрикам, так или иначе готовят к публикации.
Еще сложней работа телевизионного репортера, ибо ему нужно зафиксировать само событие, а, стало быть, вовремя оказаться в нужной точке, успеть развернуть аппаратуру, обеспечить качественные изображение и звук, а затем смонтировать пленку предельно лаконично, точно, убедительно.
В отличие от репортера, корреспондент, работающий в отраслевом отделе (соответствующем подразделении, редакции радио или телевидения), готовит более объемные материалы. В арсенале таких корреспондентов и жанры информационной публицистики: развернутые заметки (комментированная информация), отчеты, корреспонденции, репортажи; и жанры аналитической публицистики: проблемные и передовые статьи, аналитические обзоры, проблемные интервью; и даже художественные жанры: очерки, фельетоны, эссе.
Важными разновидностями профессии корреспондента являются собственный и специальный корреспонденты (собкор и спецкор). Собственный корреспондент живет и работает в той или иной местности, удаленной от редакции, и, соответственно, готовит все материалы из данного региона. Эта должность требует высокой квалификации, жанрово-тематического универсализма, а кроме того, строгой самодисциплины, организованности, ибо собкор трудится вдалеке от редакционного коллектива, от руководства редакции, он сам отвечает за режим работы и ее результативность.
Для журналиста-международника, работающего в зарубежном корпункте, важно в совершенстве владеть языком страны пребывания, знать ее специфику. Так же и собкор внутри страны должен хорошо знать особенности, что называется, “подноготную” того региона, за который он отвечает.
И, наконец, высший уровень корреспондентской квалификации – работа специального корреспондента. Спецкор – это не просто журналист, специализирующийся на той или иной тематике. Пожалуй, в этом случае уместно говорить о проблематике, ибо любой материал, подготовленный спецкором и соответствующий жанру специального репортажа, отмечен глубоким проникновением в суть актуальной проблемы.
Иногда в редакциях газет, в информационных агентствах работают журналисты, чье призвание – находить интересных людей или получить доступ к VIP – очень важным персонам – и брать у них интервью. А уж на ТВ и радио интервьюер – весьма распространенная профессия.
Опытные, квалифицированные журналисты, обладающие способностью к аналитическому мышлению, в конце концов становятся комментаторами и обозревателями.
Во втором случае журналист группирует события и факты одного рода с определенной авторской целью, рассматривает их во взаимодействии, отыскивает в единичном – общее. Обозрение отличается широтой использованного материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие.
Радио, и особенно телевидение, в качестве самой заметной и очень ответственной выдвинули профессию ведущего. Прежде всего, это ведущие информационных программ. Профессия ведущего имеет широкий, по преимуществу жанровый спектр. Здесь и ведущие дискуссионных передач, всевозможных “круглых столов”, студийных пресс-конференций, и ведущие еще более многочисленных телеигр.
В принципе, тележурналистами называются представители всех творческих профессий, занятых при подготовке программ – режиссеры и операторы, звукорежиссеры и микрооператоры, осветители и дикторы.