какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха». Моножурнализм Ф.М. Достоевского «Дневник писателя» : особенности содержания и стиля.

В 60-е годы XIX века свою журналистскую деятельность начал русский писатель Ф.М. Достоевский. Вместе с братом Михаилом в 1861—1863 гг. он издавал журнал «Время». Здесь были опубликованы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, «Житейские сцены» Н.А. Плещеева, «Грех да беда на кого не живет» А.Н. Островского и др. Большое место отводилось французской уголовной хронике, мастерски обработанной в редакции; в статьях затрагивались вопросы воспитания молодежи; имелись отделы внутренних новостей и иностранных известий. Журнал был разнообразным и интересным для публики и собирал до четырех тысяч подписчиков (подписка на год – 16 руб.). Для связи с подписчиками у Достоевских были штатные сотрудники, которые собирали информацию о подписчиках по губерниям.

Достоевский вел критику, полемизировал с Добролюбовым по вопросам искусства, литературы.

Существенную роль в журнале играл критик-идеалист Н.Н. Страхов, который с согласия издателей защищал некую особую самобытность русского народа, развивал идеи так называемого почвенничества в противовес западничеству, умозрительному западноевропейскому утопическому социализму. Журнал утверждал, что беда России не в крепостном праве (тем более что оно отменено), а в отрыве интеллигенции от народа. Он обвинял «Современник» в беспочвенности, в стремлении привить русскому народу западноевропейские болезни, и хотя «почвенники» не были однородны по своим взглядам, но их объединяло именно несогласие с революционными демократами. Страхов особенно горячо возражал против материального подхода к улучшению жизни народа. Изменение положения масс должно идти через моральное, религиозное усовершенствование: мир нельзя исцелить ни хлебом, ни порохом, а лишь «благой вестью». Терпение русского народа истолковывалось как заслуживающая одобрения добродетель, свою враждебность к нигилистам Страхов, по собственному признанию, старался передать и Ф.М. Достоевскому.

Вместе с тем журнал высмеивал консервативные мнения Каткова, его страх перед «Современником». Журнал возражал К. Аксакову, оспаривая мысли статьи «Публика — народ» о крайней противоположности идеалов и привычек народа и привилегированной части населения, господ.

Салтыков-Щедрин, Антонович в «Современнике» не раз выступали против непоследовательности позиции «Времени», консервативности ряда пунктов его социальной программы, отрицания необходимости борьбы.

В 1863 г. в связи с освещением в журнале причин польского восстания журнал был закрыт правительством. Но Ф.М. Достоевский продолжил свою издательскую деятельность, предприняв ежемесячник под названием «Эпоха», который выходил два года (1864—1865). Журнал «Эпоха» продолжал защищать идеи почвенничества, обсуждал новую судебную реформу и активизировал полемику по ряду вопросов с демократическими журналами «Современник» и «Русское слово». «Эпоха» прекратила выход в начале 1865 г., не пользуясь успехом у читателей.

В январе 1876 г. Достоевский начинает издавать моножурнал «Дневник писателя». Январский выпуск (2000 экз.) расходится в два дня, печатается дополнительный тираж. Февральский выпуск выйдет тиражом 6000 экз. «Дневник писателя» становится трибуной, с которой Достоевский высказывает свои самые глубокие философские, политические, исторические воззрения, рассматривая сквозь их «магический кристалл» современность. «Дневник» 1876—1877 — сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, «антикритик», мемуаров и художественных произведений. В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг., от консервативных утопий — до народнических и социалистических идей.

«Дневник» приносил доход, гораздо больший, чем издание романов. Моножурнал «Дневник писателя», где Достоевский был одновременно и автором, и редактором, и издателем, и даже типографом, получал огромное количество писем со всей России.

Источник

Тест по творчеству Ф.М.Достоевского

Тест по творчеству Ф.М. Достоевского

Укажите годы жизни Ф.М. Достоевского

2. В каком учебном заведении получил образование Ф.М. Достоевский?

а) в Петербургском университете

а) в Высшем военном инженерном училище

в) в Царскосельском лицее

г) в Московском университете

3. Укажите причину ареста Ф.М. Достоевского.

а) нелегальное издание антиправительственного журнала, членство в политическом кружке Петрашевского

б) публикация романа «Бедные люди»

в) открытый призыв к свержению самодержавия

г) совершение уголовного преступления

4. Сколько лет пробыл Ф.М. Достоевский на каторге и в ссылке?

5. Как назывался журнал, который Ф.М. Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?

б) «Отечественные записки»

6. Соотнесите периоды творчества Ф.М. Достоевского с произведениями, созданными в эти периоды.

а) досибирский период

б) сибирский период

А) «Записки из Мёртвого дома», «Село Степанчиково и его обитатели»

Б) «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Бедные люди»

В) «Игрок», «Братья Карамазовы», «Идиот»

7. Укажите основную тему раннего творчества Ф.М. Достоевского.

а) тема сильной личности, «сверхчеловека»

б) тема «униженных и оскорблённых»

в) тема крепостничества

г) тема социального протеста

8. К какому сословию принадлежал Раскольников?

9. Укажите имя и отчество Раскольникова.

а) Роман Родионович

б) Григорий Романович

в) Родион Романович

г) Григорий Родионович

10. Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?

11. Укажите, как звали старуху-процентщицу.

а) Александра Ивановна

в) Елизавета Ивановна

г) Анастасия Ивановна

12. Какое событие произошло не до, а после совершения Раскольниковым преступления?

а) разговор двух офицеров в распивочной о бесполезной старухе-процентщице

б) встреча с Семёном Мармеладовым

в) знакомство с Соней Мармеладовой

г) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни

13. Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы.

а) он хочет достать деньги и помочь страдающим матери и сестре

б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение

в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором оказался

г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей принадлежит ( к «наполеонам или к «материалу»)

14. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

а) в спешке забыл взять деньги

б) деньги не являлись целью преступления

в) из-за страха быть разоблачённым
г) герой, спрятав деньги, не смог потом вспомнить место тайника

15. Кто взял на себя вину Раскольникова?

в) Соня Мармеладова

г) Аркадий Свидригайлов

16. Петербург в романе «Преступление и наказание» является:

а) декоративным фоном

б) психологическим фоном

в) соучастником преступления, героем романа

17. Кто из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» выражает черты сознательного негодяя, то есть так же, как и Раскольников обосновывает принципы своего существования своеобразной теорией (теорией «целого кафтана»), являясь идейным двойником главного героя?

г) Порфирий Петрович

18. Какой смысл заключён в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены

б) несоответствие наказания совершенному преступлению

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление

а) Катерина Ивановна

б) Соня Мармеладова

в) девочка на бульваре

20. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони Мармеладовой потому, что:

а) она тоже «переступила» нормы человеческой морали

б) она не выдаст его

в) она сможет понять Раскольникова

г) ему больше не к кому идти

21. Какое событие в романе явилось началом крушения «идеи» Раскольникова?

а) разговор с Порфирием Петровичем

б) встреча с Мармеладовым

в) второе свидание с Соней

г) самоубийство Свидригайлова

22. Система образов романа «Преступление и наказание» построено по принципу двойничества. Укажите, кто является двойником Сони Мармеладовой.

г) Амалия Людвиговна

23. Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)

б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

г) внутренний ( происходящий в душе героя)

а) раскрывая внутренний мир героя, автор не стремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении психологического состояния героя: жесте, мимике, движении. Автор привлекает результат переживаний героя

б) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируя свои поступки

в) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека. Н.Г. Чернышевский назвал этот принцип психологизма «диалектикой души»

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Номер материала: ДВ-574001

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Компью А рт

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братомАлексей Венгеров профессор, докт. техн. наук

В 2011 году будет отмечаться 190 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти Ф.М. Достоевского. В связи с этим мы решили рассказать о взаимоотношениях Ф.М. Достоевского с издательствами, с коллегами по цеху, а также о художниках, которые оформляли его произведения. Мы рассмотрим два издания его произведений: известного со школьной скамьи романа «Преступление и наказание» и рассказа «Скверный анекдот».

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Преступление и наказание (1877 г.)

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: В 2 т. 4-е изд. СПб: Типография бр. Пантелеевых, 1877. Т. 1. 314 с., т. 2. 318 с; 23,5Ѕ15,5 см. Тираж 2000 экз.
В полукожаном пер. последней четверти XIX в., с сохранением передних и задних печатных обложек обеих частей. Крышки переплета оклеены «мраморной» бумагой, на корешке тисненное золотом заглавие. Блоки не обрезаны. На переднем форзаце экслибрис драматурга А.Н. Островского. На передней обложке т. 2 владельческая надпись простым карандашом: «А. Островский». На шмуцтитулах, титульных листах и в тексте обоих томов многочисленные штемпельные экслибрисы: «Юрий Шубин». В тексте первого тома многочисленные пометы простым карандашом: вписанные названия глав, отчеркивания и т.д.

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Первая полоса издания

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Дарственная надпись А.Н. Островскому от автора романа

Как и ожидалось, роман увидел свет на страницах «Русского вестника»: журнал печатал его с перерывами с января по декабрь 1866 года. Второе (первое отдельное) издание романа Достоевский быстро «сторговал» петербургским книгопродавцам, и оно вышло уже в начале 1867 года. Три года спустя роман был перепечатан в составе полного собрания сочинений писателя, изданного Ф.Т. Стелловским. «Преступление и наказание» составило здесь четвертый, заключительный том.

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Владельческая надпись А.Н. Островского на экземпляре романа

В конце декабря 1876 года (на титульном листе стоит 1877 год) появилось последнее при жизни автора (второе отдельное) издание романа в двух томах. Вероятно, Достоевский просматривал корректуру, так как в тексте имеется несколько десятков авторских исправлений. Набор производился с издания 1867 года, причем было допущено немалое количество опечаток. Отпечатанная тиражом две тысячи экземпляров, эта книга крайне редко встречается на антикварном рынке.

Однако есть издания редкие, а есть уникумы: к таковым может быть отнесено издание 1876 года с дарственной надписью Ф.М. Достоевского драматургу А.Н. Островскому. Их знакомство произошло в Москве во второй половине июня 1861 года: Достоевский просил Александра Николаевича поддержать журнал «Время» и получил согласие — там были напечатаны пьесы Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» и «Грех да беда на кого не живет». В 1864 году Островский предполагал сотрудничать с другим журналом братьев Достоевских — «Эпохой», но не успел из­за прекращения издания.

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Экслибрис А.Н. Островского

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Достоевский Ф.М. Скверный анекдот. Пер. на фр. яз. А. Ремизова и Ж. Шюзевиля; Ил. Ю. Анненкова; Пред. Л. Дюртена. Париж, 1945. 162 с.: ил., [1] л. портр; На фр. яз. В изд. обл. по рис. Ю. Анненкова и в картонной коробке. 28,2Ѕ19,3 см. Тираж 800 нумеров. экз. Экз. № 362 на бумаге fil Johannot. Ил. в тексте и буквицы — черные акватинты и акватинты в две краски

Весной 1864 года оба писателя участвовали в совместном литературном чтении. А последняя их встреча состоялась в 1880 году на пушкинских торжествах в Москве, где они оба выступили с речами, имевшими широкий резонанс и ставшими заметными вехами в культурной жизни России конца XIX века.

Известны пять писем Достоевского к Островскому и два письма Островского к Достоевскому. Однако не подлежит сомнению, что общение двух писателей было гораздо более регулярным и насыщенным: подтверждением этому служит дружеская надпись на издании «Преступления и наказания».

Автограф Ф.М. Достоевского, владельческая надпись А.Н. Островского и, наконец, экслибрис, который, по мнению специалистов, был заказан уже после смерти писателя как памятный знак для книг его личной библиотеки, указывают на то, что перед нами чудом уцелевший раритет, ценное свидетельство истории и культуры, пополняющие наши знания об отношениях двух великих русских литераторов.

Скверный анекдот (1945 г.)

Данная книга — свидетельство огромного вклада в мировую культуру русских художников и литераторов, оказавшихся в эмиграции в первой половине XX века. Речь идет о парижском издании рассказа «Скверный анекдот» Ф.М. Достоевского, получившего в переводе на французcкий язык название «Скандальная история».

Один из авторов перевода — известный прозаик Алексей Михайлович Ремизов, в 1923 году эмигрировавший из Советской России и два года спустя обосновавшийся в Париже. Переводами с немецкого и французского на русский Ремизов начал заниматься в начале века в Усть­Сысольске и Вологде, где он отбывал ссылку за активное участие в работе революционно­пропагандистских кружков. Тогда это давало возможность заработать на кусок хлеба. Десятилетия спустя ситуация повторилась: с 1931­го по 1949 год Ремизов, уже признанный литературный мэтр, не смог опубликовать ни одной своей книги и основным источником заработка для него, как когда­то, вновь стали статьи в периодических изданиях и переводы, но теперь с русского на французский.

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Титульный лист издания

Иллюстратором издания выступил Юрий Павлович Анненков, один из наиболее успешных художников русской эмиграции, в 1925 году приехавший в Париж для подготовки советского раздела международной выставки декоративных искусств и ремесел и решивший в Россию не возвращаться. Художник­универсал, Анненков и во Франции продолжал писать портреты и пейзажи, иллюстрировал многочисленные издания, оформил более 100 драматических, балетных и оперных спектаклей, создал костюмы и декорации более чем к 60 фильмам. Сумев войти в художественную элиту Запада, Анненков постоянно возвращался к русской теме. В годы немецкой оккупации, которые он, как и Ремизов, провел в Париже, Анненков стал художником­оформителем опер «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в парижских театрах.

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Нумерация экземпляра издания

Перевод «Скверного анекдота», выпущенный в 1945 году в издательстве Editions des quatre vents («На четырех ветрах»), привлекает продуманностью оформления. Как было принято для французских библиофильских изданий той поры, книга не сшита. Сброшюрованные тетради вложены в картонную коробку. Для иллюстраций в тексте и буквиц художник выбрал черную акватинту и акватинту в две краски. На отдельных листах акватинты в две краски покрашены белилами и серой краской. Черно­серо­белая гамма издания передает атмосферу рассказа, создававшегося Достоевским в 1862 году как сатира на либеральные устремления русского общества.

какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Смотреть картинку какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Картинка про какие журналы издавал достоевский вместе с братом. Фото какие журналы издавал достоевский вместе с братом

Одна из иллюстраций к «Скверному анекдоту»

Через 12 лет после появления книги Анненков вновь обратился к знакомому тексту: в 1957 году он выступил в роле режиссера спектакля «Скверный анекдот», поставленного парижским театром Viex­Colombier.

Источник

Достоевский – редактор и издатель. Журналы «Время» и «Эпоха»

Достоевский – редактор и издатель. Журналы «Время» и «Эпоха»

Достоевский довольно быстро устроился в Петербурге – он нашел старых друзей и обзавелся новыми, приступил к писательству и начал заниматься издательской деятельностью. В 1861 году вместе с братом Михаилом, который к тому времени был уже довольно известным критиком и беллетристом, Федор Михайлович начал издавать литературно-художественный журнал «Время» (1861–1863), а чуть позже – «Эпоху» (1864–1865). Прямым редактором журнала был М. М. Достоевский, поскольку Федор Достоевский все еще находился под надзором полиции. На самом же деле Михаил Михайлович занимался больше финансовыми вопросами журнала, а Федор Михайлович осуществлял литературное руководство, сочетая огромную редакторскую работу с авторской. Он писал публицистические и литературнокритические статьи, полемические заметки, художественные произведения. «Дух и направление этих журналов составляют совершенно особую полосу в петербургской журналистике, отличающейся, как известно, большой однородностью в своих стремлениях, вероятно, вследствие однородности тех условий, среди которых она развивается. Деятельность Федора Михайловича шла вразрез с этим общим петербургским настроением, и преимущественно он, силою таланта и жаром проповеди, дал значительный успех другому настроению, более широкому, – русскому, а не петербургскому», – писал H. Н. Страхов, работавший в редакции вместе с братьями Достоевскими. За короткое время журнал «Время» стал одним из самых популярных периодических литературных изданий. «Толстый журнал» быстро превратился в средоточие литературной и интеллектуальной жизни Петербурга. Братья привлекли к сотрудничеству в своем издании ведущих писателей и журналистов того времени. Теперь и начинающие литераторы могли рассчитывать на то, что их статьи, фельетоны и рассказы появятся на страницах журнала, чередуясь с более внушительными публикациями – романами с продолжением, мемуарами, научными трудами. Так, на страницах «Времени» были опубликованы «Житейские сцены» Плещеева, «Мое детство» Воронова. Издательская политика того периода была такова, что новые художественные произведения, даже вышедшие из-под пера самых известных и прославленных авторов, вначале появлялись в «толстых» журналах. Журналы завлекали подписчиков, обещая им, что за год подписки они прочтут до конца роман того или иного писателя, а интерес к новому роману подогревался журнальными рецензиями, которые появлялись еще до завершения публикации полного текста.

Журнал «Время» был разнообразным и интересным для публики и собирал немало подписчиков (по свидетельству Н. Страхова, в 1861 году у него было 2300 подписчиков, во второй год – 4302). Причина такого успеха, конечно же, – имя и деятельность Достоевского, который к этому времени был уже очень известен. В свете Федор Михайлович был неуклюж, раздражителен и угрюм, но как журналист он умел привлекать к себе внимание читателей, особенно молодых. Кроме того, репутация бывшего «политического» делала его притягательной и героической фигурой в глазах интеллигенции – особенно после «Записок из Мертвого дома», где он первым решился заговорить о жестокости российской пенитенциарной системы.

Интенсивная издательская деятельность Ф. М. Достоевского сочетала в себе редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок. Писатель вел в журнале критический отдел, который был открыт его работой «Ряд статей о русской литературе». Братья Достоевские и главные их сотрудники, Николай Страхов и Аполлон Григорьев, довольно скоро определили направление нового издания – «почвенничество». Журнал заполнил идеологическую нишу между славянофилами и западниками и сосредоточился скорее на культурных, чем на экономических сторонах жизни. Представители «почвенничества» стремились примирить национальную самобытность России с лучшими проявлениями западной цивилизации и достижениями европейской культуры.

Ф. М. Достоевский считал возвращение к «почве», народу, основам русского национального духа необходимым шагом для позитивного исторического развития России. Основой для разрешения противоречий он считал синтетическую силу русского духа, его универсальные возможности. Почвенничество понималось Достоевским как религиозная и социальная доктрина, способная переустроить жизнь на христианских началах братства и единения. Западному индивидуализму противопоставлялись национальные формы социального устройства – община и земство, а идея русской «всечеловечности» призвана была соединять мировые культурные ценности и народные идеалы. «Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная и что наша задача – создать свою новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал», – писал Ф. Достоевский в объявлении о начале издания «Времени». Это и была программа «почвенничества». Сутью этого направления было утверждение национальной самобытности и критическое отношение к западнической ориентации интеллигенции. Такая программа способна была привлечь непредвзятых читателей самых разных убеждений. И действительно, «Время» стало одним из самых популярных журналов начала 1860-х годов.

Журнал развивал идеи почвенничества в противовес западничеству, умозрительному западноевропейскому утопическому социализму. По признанию Достоевского, его «убеждения изменились постепенно и после очень-очень долгого времени» в Сибири. Суть этих перемен Достоевский в общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». «Почвенничество» было скорее попыткой очертить контуры «общей идеи», найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, «цивилизацию» и народное начало. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени» и в резкой полемике с публикациями «Современника», который братья Достоевские обвиняли в беспочвенности и в стремлении привить русскому народу «западноевропейские болезни». Суть возражений Достоевского состояла в том, что он был убежден в возможности сближения после реформы правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжил в повести «Записки из подполья», которая была напечатана в «Эпохе» в 1864 году. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!» Можно сказать, что под влиянием суровых жизненных испытаний идеалы молодости сменились смирением, и из приверженца фурьеризма Федор Достоевский превратился в славянофила-почвенника, доверяющего только уму и совести народа в его массе.

В 1862 году Ф. М. Достоевский совершил свою первую поездку за границу, посетил Францию, Англию, Италию. В Лондоне он встретился с А. И. Герценом и познакомился с М. А. Бакуниным. В письме к Н. П. Огареву Герцен сообщал о встрече с писателем: «Вчера был Достоевский, он наивный, не совсем ясный, но очень милый человек. Верит с энтузиазмом в русский народ». По возвращении из-за границы Федор Достоевский поместил в своем журнале «Зимние заметки о летних впечатлениях», в которых подверг едкой критике буржуазные порядки и нравы Западной Европы. Этот критический очерк современной жизни Франции и Англии стал первым антизападническим выступлением Достоевского.

В мае 1863 года журнал «Время» был закрыт. Запретить его издание распорядился император по просьбе министра внутренних дел. Причиной тому послужила статья друга Достоевского (впоследствии и биографа писателя), молодого философа и критика H. Н. Страхова «Роковой вопрос», посвященная польскому восстанию. В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание, быстро и жестоко подавленное введенными частями российской регулярной армии. Все крупные имперские газеты и журналы откликнулись волной дружного одобрения решительных действий правительства по предотвращению раскола страны. Федор Достоевский тоже не остался в стороне и опубликовал статью Николая Страхова, в которой тот анализировал исторические аспекты возникших событий. Статью, по утверждению Ф. Достоевского, ошибочно расценили как оправдание польского восстания. «…Растолковали ее так: что мы сами, от себя, уверяем, будто поляки до того выше нас цивилизацией, а мы ниже их, что, естественно, они правы, а мы виноваты», – писал он И. С. Тургеневу. Так или иначе, но император, сославшись в качестве оснований не только на статью Страхова, но и на «вредное направление» журнала «Время», издание запретил.

Основанный через некоторое время на пепелище «Времени» новый журнал братьев Достоевских «Эпоха» уже не имел такого читательского и, соответственно, финансового успеха. Выход первого номера планировался на начало 1864 года. Но тут в жизни писателя последовала целая полоса смертей: Федор Михайлович потерял племянницу (февраль 1864 г.), жену (апрель 1864 г.) и брата Михаила (июль 1864 г.). Эти утраты не могли не сказаться на его работоспособности. Приняв на себя после внезапной смерти брата все долги, связанные не только с журналом, но и с затеянной им новой типографией, Достоевский через год был вынужден прекратить выпуск «Эпохи». Тем более, что на журнал подписались всего лишь 1300 человек, что не могло покрыть расходов.

1864–1865-е годы стали одним из самых мрачных периодов в жизни Федора Достоевского: вслед за тем, как один за другим ушли из жизни его родные и близкие люди, умер его друг и соратник по литературе поэт А. Григорьев. Потерпела крах его журнальная деятельность; он попал в жесточайшую и многолетнюю кабалу к кредиторам. Весть о банкротстве «Эпохи» напугала издателей, и они опасались вкладывать деньги в публикацию произведений Федора Достоевского. Несчастья и беды писателя довершило то, что его отношения с женщиной, которую он страстно любил, – А. Сусловой, стали в этот период особенно болезненными и мучительными.

И все же в тяжелом для себя 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над одним из значительнейших своих произведений – романом «Преступление и наказание», который был напечатан годом позже в журнале «Русский вестник» М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные романы Достоевского печатались в этом журнале). Именно М. Каткову автор назвал тему своей новой книги – «психологический отчет одного преступления». Круг основных идей этого произведения Федор Достоевский вынашивал долгое время, возможно, еще с каторги. В основе романа «Преступление и наказание» лежит не осуждение человека и творческое оправдание его преступления, а совсем другая идея. Сам автор ясно говорил о ней: «Основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия… мысль христианская и высоконравственная; формула ее – восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысль – оправдание униженных и всеми отринутых парий общества». А это, в сущности, великий завет не только Достоевского, но и всей русской классической литературы от Пушкина до Чехова – «при полном реализме найти в человеке человека». Обыденную жизнь своих героев Достоевский поместил в обстановку символических совпадений, мучительных исповедей и напряженных философских размышлений, превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, поглощенность героев идеей – все эти особенности романа «Преступление и наказание», традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами творчества зрелого писателя. Хотя радикальная критика истолковала «Преступление и наказание» Достоевского как произведение тенденциозное, роман имел огромный успех.

Большинство исследователей считают, что именно это произведение Ф. М. Достоевского вывело его творчество на новый, более высокий уровень. И. Ф. Анненский писал: «…есть и в творчестве этого романиста поворот; только это не каторга, а 1866 год, когда вышло в свет «Преступление и наказание». Как раз в этом романе впервые мысль Достоевского расправила крылья. Из толчеи униженных и оскорбленных, от слабых сердец и прохарчинских бунтов, от конур очной мечты и подпольной злобы писатель выходит в сферу – или, может быть, тоже толчею? – высших нравственных проблем…Ни раньше, ни позже 1866 года Достоевский не был и тем чистым идеологом художественности, который создал “Преступление и наказание”».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Издатель Сабашников

Издатель Сабашников В радостной и лёгкой на подъём семье Фалилеевых Леонов прижился легко — он и сам был неизменно остроумен и прост в общении. Конечно же помогал им, чем мог: ходил в ГУМ за пайком художника, привозил его домой на салазках, иногда по дому что-нибудь

Журналы

Журналы Огонек (Россия)ARCHE (Беларусь)Профиль (Россия)Россия в глобальной политике

Издатель Сабашников

Издатель Сабашников В жизнелюбивой, веселой семье Фалилеевых Леонов прижился легко — он и сам был неизменно остроумен и прост в общении. Конечно же, помогал им, чем мог: ходил в ГУМ за пайком художника, привозил его домой на салазках, иногда по дому что-нибудь мастерил,

Журналы

Журналы 1. Театр № 2, 1956 — «Не попробовать ли?», Зиновий Гердт2. Театр № 9, 1978 — «Город на заре», Зиновий Гердт3. Театр № 5, 1984 — «Гердт Зиновий», Петр Тодоровский4. Советский журнал № 8 — апрель 1987 — «3. Гердт: «Почему я стал реже сниматься?»5. Телерадиоэфир № 9 — сентябрь

Журналы

Журналы «Вагант», «Театральная жизнь», «Вопросы литературы», «Студенческий меридиан», «Искусство кино», «Юность», «Театр», «Литературное обозрение», «Столица», «Театральная жизнь», «Наш современник»,

Типограф и издатель

Типограф и издатель Вскоре после возвращения Франклина и Кеймера из Нью-Джерси прибыло оборудование, заказанное для новой типографии на деньги отца Мередита; Франклин и Мередит рассчитались с Кеймером, на этот раз расставание с хозяином не было столь бурным, как

Журналы

Журналы Может, и был бы выбор шансон-клубов шире, если было бы где рекламировать заведения. Но с бумажными СМИ в жанре явный кризис.Первым изданием, целиком посвященным городскому романсу, стал петербургский журнал «Шансон», который начал выпускать в 1995 году в Петербурге

Из книги Н. Иоффе [26] «Время назад. Моя жизнь, моя судьба, моя эпоха»

Наше время — эпоха преобладания материи над духом, — отсюда ослабление веры и благочестия, упадок высокой морали

Наше время — эпоха преобладания материи над духом, — отсюда ослабление веры и благочестия, упадок высокой морали Но причиной всех причин безнаказанной тирании Русского Народа, открытых наглых посягательств на все святое, исторически веками созданное Русским Народом, —

Издатель, лектор, драматург

Издатель, лектор, драматург 17 января 1899 года в актовом зале Павловского института после молебствия в домовой церкви состоялось первое собрание Общества вспомоществования бывшим воспитанницам.Вслед за «адресом», торжественно поднесённым выпускницами «павлушками»

Издатель «Нивы» А. Ф. Маркс

Издатель «Нивы» А. Ф. Маркс а выставке 1883 года рядом с моим павильоном была расположена витрина Маркса, издателя «Нивы». До этого времени мы не были знакомы и только тут впервые столкнулись. Симпатичный, с дурным русским произношением немец-издатель очень мне

Ал. Лесс Издатель и писатели

Ал. Лесс Издатель и писатели Я часто встречал на различных собраниях невысокого худого человека с редкими седыми волосами, в кителе полувоенного образца, с несколькими орденскими ленточками. Это был Николай Никандрович Накоряков – старый революционер, один из пионеров

Издатель

Издатель Зима с двадцать первого на двадцать второй. Хозяйски развалившись, он сидит в ложе имажинистов. На нем бобровая шапка, шуба, крытая черным сукном, бобровый воротник с обильной сединой. Одна пола откинута, и видим – шуба-то и вся на бобрах!Есенина отозвали приятели

КОМПОЗИТОР И ИЗДАТЕЛЬ

КОМПОЗИТОР И ИЗДАТЕЛЬ Четырехчастное собрание пьес — «Klavier?bung»[332]218 (II/214)Ввиду того, что ангальт-кётенский капельмейстер и лейпцигский музикдиректор господин Иоганн Себастьян Бах намерен издать Opus клавирных сюит и уже положил [сему] начало первой партитой, за коей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *