какие журналы сейчас выпускают
12 бумажных журналов для детей, которые по-прежнему интересно читать
В июле 2018 года этому юнцу стукнет 90 лет. Вначале была биостанция — первое внешкольное учреждение России для детей, которые любят природу. После 10 лет успешной работы учитель биологии и по совместительству учредитель и идейный основатель станции предложил издавать журнал «Юный натуралист», чтобы публиковать туда работы педагогов-биологов и статьи детей со всего Союза. Вот уже почти век с журналом сотрудничают великие писатели, академики, известные артисты и даже космонавты. В рубрике «Заповедными тропами» редакторы описывают собственные путешествия по самым невероятным уголками мира — от Бали и Новосибирских островов до велопрогулок по всему Анатолийскому побережью. Есть рубрика «Почемучка», где ответят на вопрос любой сложности и рубрика «Родник», куда можно прислать собственную историю об опыте выращивания бабочек в домашних условиях или рассказ об интересных местах, в которых побывал.
О математике и физике, о лингвистике и жизни. О криптоне в лампочках и иттрии в экранах мониторов, о шахматных фокусах и Хоттабыче. Радует не только приятное оформление, но и интригующие заголовки — статью «О мертвой петле летающих вращающихся стаканчиков» немедленно хочется прочитать. Вообще, глаза разбегаются, не знаешь, с какой страницы начать: прочитать про Юпитер, где облака вытянуты по всей границе, или бежать отгадывать загадки на спортивную тему?
В постоянных рубриках решаются и обсуждаются самые интересные математические задачи с лучших олимпиад и проводятся конкурсы по русскому языку. А еще «Квантик» публикует рассказы и комиксы маленьких читателей. Журнал рассчитан на детей от 4-го класса, но по отзывам его с большим интересом читают и первоклашки, и их родители.
Еженедельный журнал про новинки детского кино, литературы, компьютерных игр, научных открытий и вообще про последние новости современного детского мира. В каждом номере постер, сказка, головоломки, ребусы и кроссворды. Для детей 7–14 лет.
Увлекательное путешествие Мурзилки на страницы советского журнала началось в конце XIX века, когда канадский художник и писатель Палмер Кокс придумал цикл стихов про маленького человечка брауни. Позже русская писательница Анна Хвольсон написала цикл рассказов про переименованного в Мурзилку маленького лесного человечка и его друзей. Тогда Мурзилка был с моноклем и во фраке. В 1924 году Мурзилка превратился в белого щенка и появлялся в паре с мальчиком Петей. Дошедший до нас знаменитый образ желтого пушистого существа в берете, шарфе и с фотоаппаратом через плечо был придуман художником Аминадавом Каневским в 1937 году. В «Мурзилке» начинали свой творческий путь и Маршак как детский поэт, и Агния Барто, и Сергей Носов. Страницы журнала по сей день наполнены лучшими образцами современной российской литературы. Тут вы найдете и интересные научно-фантастические рассказы, и детективные истории. Рубрики об искусстве, истории России, развивающие игры — «Мурзилка» верен своим традициям и от этого все еще находит отклик в сердцах юных, избалованных техническим прогрессом и переизбытком информации мальчиков и девочек.
Журнал «Читайка» хочет вернуть внимание мальчиков и девочек к хорошей литературе, привить привычку открывать книгу и оставаться наедине со своим воображением. Литературные кроссворды, загадки, биографии детских писателей-классиков и, конечно, их произведения.
Журнал для любознательных детей, которым интересно все и сразу: от устройства машин и механизмов до прогнозирования будущего. Занимательные рассказы про великих ученых и первооткрывателей разбавлены рубриками про устройство вулканов и космоса. Почти в каждом выпуске предлагается провести забавные физические эксперименты, решить задачки и подумать над ребусами.
Журнал для детей и их родителей — семейные викторины, этимология разных слов, интересные статьи вроде «Как нашелся золотой ключик» или «Кем на самом деле были мушкетеры». Есть рубрики на общие темы: про искусство, научные открытия, колонки по географии и истории. Еще журнал «Лучик» — один из учредителей престижной Горьковской премии для поэтов и писателей до 18 лет, так что, если вы заметили в вашем ребенке литературный талант, не стесняйтесь присылать его сочинения на почту издания, и, возможно, вы подарите стране великого писателя!
Занимательный журнал для детей младшего возраста. Основной персонаж — пони по имени Маша — из номера в номер учит малышей читать, писать, мастерить и даже готовить. В журнале три основные рубрики: обводки и раскраски тренируют маленькие ручки крепко держать карандаш и подготавливают ребенка к заданиям на чистописание, лабиринты и задания на сообразительность развивают мышление, логику и внимательность, шуточные и легкие задания на счет научат малыша складывать и вычитать, а красочные картинки с разными заданиями разовьют речь и концентрацию внимания ребенка.
Старый, добрый, самый советский журнал с огромным количеством ярких картинок и добрых стишков. В книге вы найдете собрание рассказов и стихов (разумеется, с картинками) из архивных выпусков журнала «Веселые картинки». Детям будет интересно разглядывать яркие рисунки лучших художников Союза, а у взрослых будет время понастольгировать и снова почувствовать себя советским ребенком, решая забавные задачки и отгадывая советские загадки.
Новый для России (издается с прошлого сентября) «Думай» вообще-то выходит в 14 странах мира и прежде всего посвящен науке: математике, физике, химии, биологии, технологиям, географии, обществознанию, медицине и космосу. Разумеется, этот список неполный. Из названия понятно, кому адресовано издание — всем, кто хочет научиться учиться: и взрослым, и детям, а особенно подросткам. И, кстати, никакой конкуренции с сетью: в журнале только проверенная информация, без фейков, и простые, понятные иллюстрации. Главное — научить подростков мыслить, искать и проверять на достоверность информацию, увлекаться интересным. Как колонизировать космос, как не заблудиться внутри фрактала, как понять гориллу — обо всем прочитаете внутри. Журнал поддерживают ведущие образовательные проекты: например, Coddy и школа «Летово».
«ЕЖ», он на самом деле не колючий с иголками, он просто «Еженедельный журнал» и выходил всего ничего — 7 лет: с 1928 по 1935 год. Но лучшего способа узнать, о чем думали, мечтали, чем жили дети через десять лет после революции, нет. «ЕЖ» — настоящая машина времени: этические вопросы пионерии, краткое изложение «Капитала» для детей, биографии видных ученых и общественных деятелей, ребусы, новости науки и, конечно, наглядные чертежи моделей «сделай сам» — от скворечника до автомобиля. Просто читай и делай.
Удивительно приятное, увесистое издание лучших материалов одного из главных детских журналов страны. Немного жаль, что номера публикуются не полностью: в сборник попали отдельные, лучшие, на взгляд издателя, материалы. Но даже так, листая страницы, не перестаешь удивляться: события из учебника истории предстают здесь в совсем ином свете. Язык, на котором не то что уже не говорят, даже не пишут, особая манера иллюстрирования — и все это о событиях самого неоднозначного периода в истории страны: первый том включает материалы 1924–1954 годов.
Зачем издавать независимые журналы в 2021 году? Рассказывают их создатели Авторы самиздатов «Незнание», Ornament, My Day Book и Grandmama’s Print
Выпускать печатное издание сейчас кажется необычной и невыгодной идеей. Все больше крупных журналов уходят в онлайн, а независимым проектам приходится еще сложнее. Затраты на печать, сложности с распространением и продвижением — и это только некоторые проблемы, с которыми сталкиваются начинающие издания. Тем не менее независимые печатные издания в России продолжают появляться даже в последнее время. The Village поговорил с создателями молодых печатных журналов и узнал, кому такие проекты до сих пор нужны, насколько сложно сделать печатное издание с нуля, как выбрать тему для выпуска, где их можно купить и многое другое.
Ornament
Маргарита Якунина
Когда появились электронные читалки и планшеты, люди начали говорить, что печатным книгам пришел конец. И да, на какое-то время диджитал захватил внимание читающих людей, я сама перешла на чтение электронных книг. Но этот период быстро закончился. Оказалось, что печатное и электронное издание — не одно и то же. Людям все еще нравится читать, листать, нюхать (бывают и такие) книги и журналы.
Есть и другая, более глобальная, проблема — экология. Люди начинают отказываться от печатной продукции из-за разумного потребления. Но, как показала практика, это возражение можно обойти. Нужно делать такое красивое печатное издание, ценность которого будет только увеличиваться со временем и которое захочется коллекционировать.
Света Храновская
Мы пишем про авторское кино, пока не уходя в классику и ретроспективы. В основном, рассказываем о популярных фильмах современных режиссеров и этим стараемся вывести читателя на более глубокое понимание авторского кино.
Так было с первым выпуском: многие видели на обложке Лобби Боя из фильма «Отель „Гранд Будапешт“» и покупали журнал из-за любимого фильма и красивых иллюстраций в розовой гамме. А потом писали нам в директ, что после прочтения номера пересмотрели всего Андерсона. Кто-то и вовсе пошел менять свои отзывы на «Кинопоиске» — отношение к фильмам поменялось.
Когда мы выбираем тему выпуска, то ориентируемся на личный интерес. Пока это происходит очень органично. Из разговоров о кино или после просмотра чего-то, что вызвало бурю эмоций. Так, например, было с номером о «Молодом/Новом папе» Соррентино.
Когда вышел «Новый папа», мы начали смотреть его всей редакцией, и где-то между 6 и 7 сериями мы с Марго (Маргарита Якунина, главный редактор Ornament. — Прим. ред.) созвонились и поняли, что хотим сдвинуть следующие выпуски, чтобы сразу после «Твин Пикса» начать работать над номером про «Папу». Сериал нас так впечатлил, что мы просто не могли не сделать о нем выпуск. Нам хотелось раздать эти чувства.
Конечно, мы не игнорируем и запросы читателей и периодически спрашиваем в инстаграме, каких выпусков от нас ждут. Пока получается так, что темы, которые интересны нам, интересны и нашей аудитории.
У нас в команде нет критиков и киноведов. Это осознанное решение. Мы не занимаемся кинокритикой, а делаем журнал для тех, кто просто любит кино и хочет больше узнать о любимом режиссере, фильмах, сериалах. Поэтому мы делаем ставку на то, как хорошо автор умеет работать с источниками, как доступно и интересно он может рассказывать о кино. Мы пытались привлечь к работе ребят из сферы, но не сложилось. Оказалось, что доступно писать о кино важнее, чем знать о кино всё, но не уметь рассказать понятным языком.
Как шеф-редактор я курирую все материалы номера. У нас получается что-то вроде совместного творчества: я прохожу с авторами через все этапы работы над текстом — изучение темы, концепция, план, драфт, готовый текст. А финально материалы читает Марго, когда все тексты написаны и можно посмотреть на номер целиком глазами читателя.
Маргарита Якунина
Наш журнал коллекционный, и каждый номер мы продумываем в своем стиле, чтобы он отличался от предыдущих, а визуальные решения работали на тему выпуска. Вдохновение к номеру — это микс из эстетики фильмов, вариаций стилей в иллюстрации и трендов в верстке и типографике.
В фильмах, о которых мы пишем, много подсказок к дизайну выпуска. В том же номере про Вуди Аллена в заголовках мы сейчас используем шрифт Windsor Light Condensed — тот самый из титров к каждому фильму Аллена, начиная с «Энни Холл». Внутри будет несколько разворотов, напоминающих стиль псевдодокументалистики из ранних фильмов Вуди, а местами мы пародируем The New Yorker — журнал, для которого долгое время Аллен писал.
В номере о «Твин Пиксе» мы сделали вставку из полупрозрачной кальки, наложенной на портрет Лоры Палмер. Получился эффект, имитирующий тело Лоры под полиэтиленовым пакетом (кадр из 1 серии 1 сезона).
Номер о сериале «Молодой Папа» мы решили сделать больше по размеру, использовали дизайнерскую глянцевую бумагу и подобрали шрифты, отсылающие к fashion-изданиям.
Мы любим экспериментировать и удивлять читателей, чтобы, ожидая новый выпуск, никто не мог угадать, каким он будет. Нам важно дарить это вдохновение, потому что среди наших читателей много визуальных эстетов и людей творческих профессий — дизайнеров, иллюстраторов, фотографов.
Grandmama’s Print
Мария Ермоленко
основательница Grandmama’s Print
Фотография на экране и фотография на бумаге — это два разных снимка.
Наш журнал с этими текстами и картинками никогда не потеряет актуальности: у нас нет срочной новостной повестки, мы собираем альманах для медленных настольных просмотров. Это про ощущения, тактильность, коллекционирование.
Запускать печатный журнал в России очень сложно. Но я бесконечно люблю фотографию и работу с изображением и мне хочется делиться этой любовью. Мне очень хочется верить, что мы разбудим интерес не только у фотографов, но и у людей из других сфер. Надеюсь, что мы стараемся не зря, и с каждым новым выпуском к нам будет приходить все больше читателей.
Во время обучения в «Фотографике» (академия документальной и арт-фотографии в Санкт-Петербурге. — Прим. ред.) я начала изучать зарубежные онлайн-платформы о современной проектной фотографии (YET, Phases, GUP и так далее). Меня возмущало, что в России нет аналогичного ресурса и что здесь индустрия фотографии очень медленно развивается. Так я прожила примерно три года, а затем в 2020 году на карантине решила собрать свой журнал о современной проектной фотографии.
Сначала была только онлайн-платформа, но уже через полгода мы запустили печатный журнал, начались презентации, первые продажи и так далее. Сейчас мы усиленно работаем над вторым печатным выпуском. Журнал планируем выпускать каждые полгода, а если дела пойдут хорошо, то и три раза в год.
Темы выпусков как-то сами появляются. В первом печатном номере мы выбрали тему «Начало» — понятно почему. А уже рефлексия работы над первым номером подтолкнула нас ко второй теме — «Ошибки». Сейчас мы как раз собираем в нашем инстаграме средства на второй выпуск.
Влада Ворожцова
У журнала нет фирменного стиля, который бы ограничивал меня четкими рамками при создании дизайна. Но образ Grandmama’s Print уже сложился — и это отражение наших визуальных предпочтений в фотографии и других искусствах. Это то, что задает определенный вектор при работе над дизайном журнала, но при этом позволяет быть гибкой и пробовать разные визуальные приемы в зависимости от поставленной задачи.
В первом печатном номере мы хотели создать возможность комфортной коммуникации с журналом. Поэтому в дизайне я стремилась к простоте и воздушности, чтобы ничего не препятствовало изучению фотографии и текстов. И в то же время было важно добавить динамичности композиции и расставить акценты, подчеркивающие тему каждого фотопроекта.
Если говорить об источниках вдохновения, то, конечно, никуда без зарубежных журналов о современной фотографии: Foam, YET, Phases, Youthes и других. Также ребята из редакции постоянно присылают мне разные референсы, которые они увидели в книгах, журналах или на просторах интернета. Я все это смотрю, изучаю, отмечаю для себя то, что нравится, и отпускаю. Уже потом, приступая к верстке макета, из всего увиденного в голове рождается «картинка», которую начинаю воплощать.
Когда дело дошло до выбора места, где печатать тираж, то мы прежде всего искали типографию с офсетной машиной (технология печати через промежуточную пластину. — Прим. ред.). Во-первых, нам нужна была печать на матовой бумаге, чтобы избежать блеска и бликов, которые искажают восприятие фотографии. Во-вторых, таким способом печатать крупные тиражи более выгодно. А в нашем случае бюджет был ограничен.
Алла Мирзаи
Классный продукт продвигает себя сам, мы только направляем.
Серьезно, для всех оказывается сюрпризом, что издание русское и так стильно сделано. Магазины берут его с большим интересом. Уже сейчас журнал можно купить в концептуальных книжных — в Lebigmag и в «Подписных изданиях». Планируем стоять в самых модных местах Москвы и Петербурга, без лишней скромности.
В продвижении очень помогают блогеры, фотографы, друзья, которые рассказывают про журнал в инстаграме. Сейчас это наш основной канал, все силы вкладываем в него.
Изначально проект запускался как онлайн-платформа: сайт и актуальные соцсети. По техническим причинам сайт сейчас не работает — переделываем. А пока развиваем инстаграм и думаем над видеоформатами. Скоро запустим подписку на Patreon, в будущем к списку добавятся каналы на YouTube и в Telegram.
Сейчас журнал можно купить у нас в инстаграме. И заодно пообщаться с кем-то из команды, например, спросить, когда выйдет второй номер. Кстати, он выйдет в ноябре!
«Незнание»
Арина Бойко
Я каждый раз задаю себе вопрос: «Нужны ли до сих пор печатные издания?», когда отправляю в типографию новый номер. Но мои сомнения связаны скорее с обеспокоенностью экологией: зачем вырубать лес и тратить воду? Зачем вообще производить что-то материальное в мире перепроизводства? Меня успокаивает, что у нас совсем небольшой тираж — наш вред по масштабам несопоставим с вредом корпораций. Я сама пишу и знаю, что увидеть свой текст на бумаге — очень крутое чувство, и читать мне всегда приятнее физическую копию. Так что я не думаю, что в ближайшее время все массово откажутся от печати по каким-то причинам.
Саня Гусева
Журнал «Незнание» мы создали втроем — Арина Бойко, я и Лиза Каменская. Мы писательницы, и два года назад нам очень не хватало площадок, где можно было бы публиковать экспериментальные, внежанровые, современные тексты. Поэтому мы решили сделать собственный тонкий (как альтернативу толстым) журнал для таких же авторов и авторок, как мы, которым важна самобытность и комьюнити.
Тема выпуска может быть абсолютно любой, главное, чтобы нам самим было интересно. У каждого номера есть приглашенный ридер (например, с нами делали выпуски Кристина Вазовски, издание «Открытые», сайт She is an expert), вместе с которым мы отбираем тексты на определенную тему. Конечно, от номера к номеру мы стараемся усложнять задачу себе и авторам. Делали номер про кринж, потому что нас занимала эта эмоция; про квир-литературу, потому что в современной русской прозе почти не представлены подобные тексты; про теоретический автофикшн — жанр, который только-только зарождается в российском литературном поле. Тема следующего номера — сила: он будет про магию, созидательность и игру в жанры.
Арина Бойко
Мне кажется, что у «Незнания» сейчас сложился свой визуальный стиль в плане верстки. К каждому номеру мы вместе с арт-директоркой Аней Кручиновой собираем референсы для нашей команды иллюстраторов, чтобы номер получился визуально цельным. Потом Аня объединяет тексты и иллюстрации в финальный макет, мы вместе что-то меняем и докручиваем. После начинается моя любимая часть — выбор бумаги и общение с типографией. С тех пор как мы издаем журнал, я по-другому смотрю на книги и зины: первым делом выясняю, какая в них бумага, какой картон на обложке, что за типография.
Лиза Каменская
«Незнание» работает по принципу опен-колла (открытого приема текстов): мы объявляем тему, публикуем пояснение, технические требования и обозначаем дедлайн. Любой человек может прислать свой текст, даже если он впервые пробует свои силы в письме. Нам кажется, что это классный способ искать новые имена и давать писателям и писательницам шанс быть опубликованными, даже если у них нет социального капитала или нужного образования. Когда мы выбираем текст, то согласовываем его с авторами и даем время на финальную редактуру.
Раньше мы распространяли журнал самостоятельно на наших презентациях, сейчас работаем с книжными. Нас можно найти в «Маршаке», «Фаланстере», «Подписных изданиях», «Смене» и других независимых книжных страны и мира (как-то мы даже отправляли журналы в Амстердам и Сан-Франциско). Со временем мы выкладываем PDF-версии выпусков на сайт, потому что считаем, что литература должна быть доступной.
У нас есть сайт, инстаграм и Patreon. Нам важно платить всем, кто работает над созданием журнала — и Patreon в этом очень помогает. Благодаря поддержке подписчиков мы можем оставаться нон-профит-изданием и при этом развивать проект.
My Day Book
Саша Лебедев
главный редактор My Day Book
Все начиналось с тиража в 100 экземпляров. Печатались мы в Минске, в тот момент это было выгоднее, чем в Москве. Тираж стоил около 50 тысяч рублей, реализовали мы его за два дня. Перевозили выпуски через приложение BlaBlaCar, в багажнике случайных попутчиков: я бронировал место, просил водителя приехать на адрес, погрузить коробки, а на следующий день встречал его в Москве. Это стоило в районе 2 тысяч рублей. Затем мы начали увеличивать тираж: сначала это было 300 экземпляров, затем 500. А один наш журнал весит порядка 900 граммов — получается почти полтонны груза. Нам пришлось искать другие варианты транспортировки. «СДЭК» оценил ту перевозку в 110 тысяч рублей — для нас это было очень дорого. И я нашел на «Авито» водителя, который вез из Москвы в Минск на собственной газели тракторные покрышки и возвращался обратно пустым, и за 3 тысячи рублей и бутылку водки он согласился привезти 500 экземпляров к нам на склад. Только спустя полтора года мы начали печататься в Москве.
Я понимаю, что ниша печатных изданий на сегодняшний день не самая актуальная и востребованная. Эта история в лучшем случае выползает на второй план, а где-то даже исчезает. Но я верю в цикличность — все вещи повторяются. Поэтому наверняка в ближайшие несколько лет тема печатных изданий всплывет снова. Но даже если этого не произойдет, это колоссальный опыт и прекрасное время.
Тема издания — биографии. Нам абсолютно не важен возраст, талант и семейное положение героя, как и то, чем он занимается и где живет, — мы стараемся искать тех, кто к чему-то пришел из-за должного отношения. При этом нет ни правильного, ни неправильного — у каждого есть своя уникальная история, которая не связана с общепринятыми алгоритмами, нормами и рецептами.
При подборе участников я отталкиваюсь от внутренних симпатий или отвращений — мне должно быть интересно. Затем я думаю о среднем возрасте, сферах деятельности и о том, как эти люди будут сочетаться между собой. Мне важно, чтобы человек, взявший в руки My Day, задался вопросом, как эти люди связаны. Какие пересечения имеют Виктор Гусев и Ваня Namer, Лиза Елка и Artur Kreem, Дима Оскес и Варя Шмыкова. Для меня важен диссонанс, абсурд и непривычность. Встретиться можно с кем угодно — все мы знакомы через два-три рукопожатия, это лишь вопрос времени и желания.
Недавно у нас вышел седьмой выпуск. Впервые за два с половиной года, после того, как я получил тираж, я не стал кому-то звонить и с кем-то ругаться. Я самокритичен к тому, что делаю, по закону бутерброда ты всегда открываешь тот разворот, на котором что-то не так, и начинается паника. Но в этот раз, держа в руках нашу последнюю работу, я был спокоен. Мне повезло с командой и с людьми, которые меня поддерживают.
Да и вообще, все, что есть сейчас, — все это благодаря прекрасным людям. Подписки, рекламные интеграции, лекции, презентации, мероприятия, продажи в конце концов. За два года мы успели поработать с Wood Wood, Puma, Red Bull, Briket Market (Универмаг «Цветной») и многими другими, вышли на тираж в 1 500 экземпляров — это сумасшедшие цифры. Каждые три-четыре месяца, вне зависимости от того, что происходит в жизни, мне приходится находить 400–500 тысяч рублей, чтобы все это функционировало и росло.
Они не всегда у меня есть, были разные ситуации. Брать в долг я не люблю, поэтому за это время я узнал, что такое ломбарды, научился договариваться и находить компромиссы. Я всегда говорю ребятам, что сейчас мы возводим некий фундамент, на котором в перспективе построится красивый-красивый дом.
Сейчас мы представлены в 15 городах России и Европы. В книжных и мультибрендовых магазинах, библиотеках и кофейнях. Скоро мы планируем начать издаваться на английском языке — начали работу над новым выпуском, который выйдет этой осенью. Мы уже анонсировали первого героя — им стала Джоанна Стингрей, наша первая иностранная участница.