какие журналы желтая пресса
Как в России появилась жёлтая пресса?
Сегодня премия Пулитцера — престижная награда. Журналист, который хочет получить её, должен провести настоящее расследование. При малейшем намёке на ложь кандидат вылетит из списков. И в этом есть некая ирония, ведь Пулитцер — «отец» жёлтой прессы.
В первой бульварной газете в России печатались такие литературные гиганты, как Чехов, Плещеев, Гиляровский. За право попасть на страницы издания ещё нужно было побороться. Чем же манили жёлтые страницы талантливых писателей?
Бульварная пресса мистера Пулитцера
Что такое жёлтая пресса? Это — катализатор слухов и домыслов. Даже серьёзные современные издания нередко используют непроверенную информацию. И всё ради привлечения внимания публики. В конце XIX века это удивительное свойство жёлтой прессы открыл Пулитцер. Благодаря ему за скандальной прессой прочно закрепился её цвет. Точнее, благодаря невероятно громкому конфликту между двумя гигантами американской журналистики.
В 1897 году на страницах издания, которое принадлежало Пулитцеру, появился броский рисунок. «Жёлтый малыш» — первый в мире авторский комикс. К тому же, рисунки печатали на первой полосе воскресного номера. Комикс знакомил читателей с неординарным ребёнком — лысым малышом со странной наружностью. Более всего внимание читателей привлекали его торчащие зубы и безразмерная жёлтая рубашка. Всё, что делал ребёнок — болтался по нарисованным трущобам и бездельничал. То и дело на рубашке появлялись глуповатые слоганы, написанные на грубом сленге. Фразы точно пародировали рекламные вывески известных марок. Вот таким был этот необычный ребёнок.
«Жёлтый малыш» создавался не для развлечения. Его задумали для того, чтобы показать Западу настроения в Японии. Тема была как никогда актуальна, так как в 1895 году Америку взбудоражили известия о войне между Китаем и Японией. В малыше отлично просматривались черты азиатских детей. Американская пресса как бы высмеивала поведение своих желтолицых соседей.
Комикс про жёлтого малыша
Пулитцер был доволен реакцией читателей. Спрос на его журнал взлетел. Однако конкурент Пулитцера Рэндольф Хёрст тоже правильно оценил возможности «малыша». В результате началась газетная чехарда: ребёнка в жёлтой рубашке печатали то в одном, то в другом издании. Конфликт издателей расширил аудиторию журналов и открыл им правду: пресса необязательно должна сообщать факты. «Жёлтый малыш» играл на эмоциях. И приносил невероятную прибыль. Пулитцеру и пришла в голову мысль о расширении формата своего журнала. И «желтизна» перекинулась с нарисованного ребёнка на прессу в целом.
Конечно, существует и более прозаичная версия появления жёлтой прессы. Считается, что первые бульварные издания печатались на низкопробной бумаге. Она имела не благородный белый, а грязный жёлтый цвет. Отсюда и пошло увязывание новостей, граничащих с домыслами и слухами, с низким качеством самих газет. Интересно, что в России жёлтая пресса появилась на 20 лет раньше, чем в Америке. Правда, изначально она разительно отличалась от заграничных аналогов.
Газета «Московский листок» — первое бульварное чтиво России
Николай Пастухов организовал работу редакции особенным образом. Если в городе случалась чертовщина — он тут же узнавал об этом. В редакции действовало обязательное правило: сводка о вечернем событии появлялась уже в утреннем номере. Оперативность Пастухову обеспечивала обширная сеть осведомителей. За проверенные сообщения он платил приличные гонорары. Ничто в Москве не проходило мимо издания. Ни одно известие не могло застать Пастухова врасплох. «Московский листок» оперативно сообщал читателям о пожарах, бедствиях, убийствах, кражах, погромах и авариях.
Аристократия, привыкшая к журналам «высшего класса», откровенно не любила «Московский листок». Несмотря на это, она же и не пропускала ни одного номера. Сведения из первых рук также нравились рабочим и мещанам. Новости подавались настолько незамысловатым языком, что отлично понимались публикой любого уровня образования. После того, как читатели «распробовали» городские сводки, ассортимент издания расширился. Добавились сатирические рассказы Чехова и критические обзоры Плещеева. Пастухов щедро платил талантливым писателям за развлечение своей публики. Однажды он даже оплатил работу Константина Бальмонта. Писатель брал с издателей баснословные по тем временам деньги: рубль за одну строчку.
В 1881 году тираж газеты составлял пять тысяч номеров. В 1907 году он вырос до 35 тысяч. Увеличение дохода приумножило достаток самого Пастухова. Однако часть денег редактор вложил в расширение издательства. В 1895 году, во время расцвета «Московского листка», открылись несколько типографий. В итоге газета немного «растолстела»: количество листков увеличилось до шести. Разрослась и информаторская сеть Пастухова. Она увеличилась настолько, что у редактора появились свои люди за рубежом. Благодаря этому появилась колонка «Заграничные новости». Информаторы в разных странах сообщали Пастухову свежие слухи, и их тут же печатали.
Цензура в период перестройки
В 1908 году в Петербурге появилось своё жёлтое издание. так же, как и «Московский листок», нацелилась на массовую публику. Полосы издания состояли из небольших заметок, фельетонов, политических сводок, новостей, сообщений рубежа. Издание отличалось очень низкой стоимостью по сравнению с престижными журналами. «Копейка» переняла стиль «Листка»: новости и обзоры писались понятным, сжатым и общедоступным языком. Кроме того, была у газеты и отличительная черта. Издавались многочисленные приложения к «Копейке». Например, журнал с огромным количеством разнообразных рисунков и литературными материалами.
Перебругская и московская жёлтые газеты успешно издавались до 1917 года. Затем подобная пресса столкнулась с проблемами политического толка. После большевистского переворота каждое слово в журналах и газетах рассматривали чуть ли не под лупой. Главной задачей прессы того времени было упрочнение позиции правящей партии. Госорганы СССР жёстко контролировали печатные издания, радиовещание, музыкальные и сценические произведения. закрылась в 1918 году, не выдержав цензуры. Детище Пастухова «погибло» примерно в этот же момент. Перед закрытием оба издания превратились в сугубо политические. Но именно они — первые ласточки русской жёлтой прессы.
Желтая пресса – что это такое, почему она так называется и почему не надо ее читать
Газеты и журналы о скандалах, сплетнях и слухах. Обходите их стороной.
Желтая пресса – это общее название журналов и газет на «скандальные» темы. Там часто пишут про звезд шоу-бизнеса, популярных киноактеров и музыкантов. Журналисты желтой прессы рассказывают о личной жизни известных персон, о слухах и сплетнях.
В этой статье я постараюсь вам объяснить, почему желтая пресса популярна и почему вам не надо ее читать.
Почему существует желтая пресса
Потому что нам всем хочется заглянуть «в замочную скважину». Человек так устроен, что ему всегда бывает интересно подсмотреть за чужой жизнью, узнать что-то, что можно будет обсудить потом с большинством других людей.
Еще одна причина – собственная самооценка, чувство собственной важности и желание ощущать психологический комфорт. Когда мы читаем о провалах и неудачах в чьей-то жизни, наш мозг реагирует на них примерно так: «Фух, а у меня-то все хорошо, меня это всё миновало».
Когда мы узнаем из желтой прессы о том, что кто-то из знаменитостей «развелся», поссорился с другой знаменитостью или, допустим, был арестован за неподобающее поведение, мы думаем: «А я вот не такой. Я примерный семьянин. Я всегда веду себя достойно». И наше чувство собственной важности разрастается всё шире и шире.
Почему она так популярна
Потому что она рассчитана на большинство людей. Подумайте сами, что легче – читать о разводе звезды шоу-бизнеса или читать «Анну Каренину» Толстого? О разводе, конечно. Там короткие предложения, там все написано понятно, много эмоций и «не надо думать».
А когда читаешь Толстого, предложения длинные, громоздкие, надо напрягаться, концентрироваться, работать головой.
Желтая пресса популярна за счет подсознательного стремления человека быть частью «толпы». Она позволяет отдельным людям «влиться» в социум, начать говорить о том, о чем все говорят.
Надо ли читать желтую прессу
Нет. Анна Рузвельт однажды сказала, что великие умы стремятся обсуждать идеи, средние – события, а мелкие – людей. Желтая пресса – это как раз обсуждение людей, конкретных популярных личностей.
Это обсуждение вам ничего не даст. Оно не сделает вас более мудрым и опытным человеком.
Вот интересный фрагмент из интервью Татьяны Черниговской как раз на эту тему.
Помните о соотношении 80/20? 80 процентов людей – бедные и только 20 процентов – богатые. 20 % людей – успешные, 80 % – неудачники.
С кем вы хотите быть? С 80 % тех, кто читает желтую прессу и живет совершенно никчемной жизнью? Или с 20 % – с теми, кто добивается в жизни успеха, воплощает свои мечты, ставит цели и идет к ним?
Если не желтая пресса, то что
Некоторые люди думают, что если не читать желтую прессу, остается только «классическая литература»: Толстой, Пушкин, Чехов, Лермонтов и прочие. И сразу становится «скучно», потому что «эту классику» читать «вообще невыносимо».
Желтую прессу совсем не обязательно менять на классику. Можно заменить ее на книги по личностному росту и саморазвитию. Я, например, с удовольствием читал и перечитывал вот эти книги:
Когда потом я начал работать в интернете и общаться с крупными веб-мастерами, владельцами успешных информационных проектов, – выяснилось, что они читают те же самые книги.
И я сразу подумал, что есть как бы два уровня людей. Одни читают желтую прессу и совершенно не задумываются о личностном росте, а другие читают мотивирующую литературу и стремятся к постоянному самосовершенствованию.
Естественно, я предпочел быть со второй группой людей, а не с первой.
Заключение
Уважаемые читатели, в этой статье я хотел вам рассказать про желтую прессу. Я постарался простыми словами объяснить вам, что это такое и почему желтую прессу никогда не надо покупать и читать.
Согласны ли вы со мной? Был ли в вашей жизни период, когда вы «зачитывались» желтой прессой? Или, может быть, вы читаете ее сейчас?
Желтая пресса
«Жёлтая пресса» (бульварная, таблоидная) — разговорный термин означающий коммерческие средства массовой информации, доступные по цене и специализирующиеся на слухах, сенсациях (зачастую, мнимых), скандалах, сплетнях, сексе. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Таким образом учредители не стявят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости.
Повсеместный гедонизм превратил желтые СМИ, а их влияние повсеместно, в поставщика инфотейнмента» (и его составной части – политейнмента). А отсюда – и многочисленные отступления от канона истинности, серьезности, ответственности в мировых массмедиа. Инфотейнмент – это «приятная информация» или информационное удовольствие. |
Альманах факультета журналистики Воронежского государственного университета и Академии наук региональной печати «Акценты. Новое в массовой коммуникации», выпуск 5-6 (68-69),2007. В. Хорольский. Отечественные и зарубежные ученые о глобальных проблемах массмедийной коммуникации
Содержание
Происхождение названия
Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal» Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году. Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал — желтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.
История развития
С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.
Эти новые возможности, для повышения уровня популярности издания использовал Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания, так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер первым, а за ним и Херст, использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.
В России
До перестройки все печатные издания подвергались цензуре и главный редактор мог поплатиться должностью, если пропустит в номер некорректный материал. Во время Перестройки была объявлена гласность (позже — свобода слова), после чего некоторые газеты стали печатать статьи, основанные на выдумках, в целях поднятия продаваемости тиража и использовать методы жёлтой прессы.
Первые представители направления появились в 90-е годы XX века — таблоид «Экспресс-газета», еженедельник «Мегаполис Экспресс». Ныне к типичной жёлтой прессе относят ряд изданий, в частности, газеты «Твой день» (бывш. «Жизнь»)», «Комсомольскую правду» [1] и др. В 2009 году Общественная коллегия по жалобам на прессу, в составе которой известные журналисты Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе, Даниил Дондурей, Алексей Кара-Мурза, Михаил Ненашев, Георгий Сатаров, признала жёлтой газету «Известия, которая, по мнению членов коллегии, в настоящее время из респектабельного, «качественного издания» перешла в разряд бульварных газет [2] «
Типологические черты и используемые методы
В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:
В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания выделяют
Жёлтая пресса и таблоиды
Пришло время выяснить, почему газеты и журналы, раздувающие свою популярность сенсационно-скандальными непроверенными публикациями, называются «жёлтыми», а не, допустим, «малиновыми в крапинку». И применяемый к ним термин – «таблоид» – откуда взялся и что означает?
Понятие «жёлтая пресса» появилось в конце XIX века. Самая распространённая среди непосвященных людей версия о «желтизне» периодических изданий – тот факт, что они печатались в то время на дешёвой бумаге, которая быстро желтеет. Это действительно так, но, тем не менее, никому не приходит в голову обвинять в распространении слухов и сплетен напечатанный тогда же на такой же бумаге знаменитый телефонный справочник «Жёлтые страницы».
Тут дело в другом. У «жёлтой журналистики» (английское выражение yellow journalism – аналог нашего «жёлтая пресса») есть отцы-основатели. Да ещё какие! Один – Джозеф Пулитцер – основатель премии в области журналистики, владелец и главный редактор нью-йоркской газеты The World, считавший, что газетный выпуск без сенсации годится лишь на обёртку для рыбы. Второй – его талантливый ученик, ставший его же основным конкурентом – Уильям Рэндольф Хёрст, главред The New York Journal. В середине 90-х годов девятнадцатого века Хёрст активно переманивал в свою газету лучших репортёров Пулитцера. Не обошёл он вниманием и художника Ричарда Аутколта, рисовавшего для The World комиксы, главный персонаж которых – «жёлтый малыш» (yellow kid) – и его едкие злободневные высказывания вызывали большой интерес у публики. Лишившись автора популярного комикса, Пулитцер нанял другого художника, который продолжил рисовать для газеты приключения лысого ушастого мальца в жёлтой рубашке до пят.
Разгорелась нешуточная борьба за права на использование этого образа. И вот именно тогда, в 1897 году, редактор газеты New York Press назвал спорившие о «жёлтом малыше» издания «жёлтыми». Спустя год, когда комикс перестали печатать обе газеты, «Нью-Йорк Пресс» продолжала величать их «жёлтыми», а на вопрос почему, отвечала «потому что они “жёлтые”».
История же слова «таблоид» уходит в… фармацевтику. В 1884 году компания Burroughs Wellcome & Co. зарегистрировала торговый знак Tabloid для своего оборудования по выпуску пилюль. В начале двадцатого века появился термин «таблоидная пресса» – по аналогии с таблетками так стали называть газеты небольшого формата, в которые умещалось много историй, обычно скандального характера. Сейчас таблоидом называется газетный формат с полосами примерно 60 на 40 см, это в два раза уже, чем стандартные широкополосные газеты. В наше время многие солидные газеты перешли на этот формат (он удобнее для чтения и оттого более популярен), и поэтому использовать слово «таблоид» как синоним выражения «жёлтая газета» не рекомендуется.
Мы вас защитим. Почему жёлтая пресса всегда на стороне народа
Сегодня исполняется 105 лет со дня смерти Джозефа Пулитцера — родоначальника жёлтой прессы. Лайф рассказывает историю противостояния Пулитцера с его учеником Уильямом Рэндольфом Хёрстом, которая заложила основы всей современной журналистики: не только таблоидов, но и вполне себе респектабельных изданий.
Некоторые факты в данной статье искажены в угоду хорошей истории.
БИТВА ДВУХ МЕДИАМАГНАТОВ
Джозеф Пулитцер — выходец из семьи еврейских иммигрантов. Уильям Хёрст — типичный мажор из Кембриджа. Первый поднялся с самых низов, у второго было за плечами состояние папаши. Юный Уильям был вдохновлён успехами Пулитцера. Ему не терпелось выйти из тени отца, богатого промышленника. Первую газету он заполучил совершенно случайно. Его отцу досталось издание San Francisco Examiner в качестве уплаты карточного долга. Не зная что с ним делать, он отдал его сыну. Хёрст закупил новое оборудование, уволил множество людей и вступил в схватку со своим кумиром и его The New York World.
Принято считать, что у Пулитцера были, скажем так, какие-то идеалы. Для него скандалы стали всего лишь инструментом для привлечения внимания к проблемам простых людей — заводских рабочих и жителей трущоб. Об их жизни он знал не понаслышке. Хёрст был испорчен, амбициозен и использовал скандалы для того, чтобы стать, как теперь говорят, медийной персоной. Чтобы оценить масштабы его нарциссизма, можете посмотреть фильм «Гражданин Кейн», главный герой которого был списан Орсоном Уэллсом с Хёрста.
Кадр фильма: «Гражданин Кейн»/Кинопоиск
ХЁРСТ ПЕРЕМАНИЛ У ПУЛИТЦЕРА СОТРУДНИКОВ!
Истории двух медиамагнатов очень похожи. Оба получили в распоряжение убыточные газеты (Пулитцер — в Сент-Луисе, Хёрст — в Сан-Франциско), вознесли их на финансовые высоты, а затем отправились покорять Нью-Йорк. Зная, с каким сильным противником он столкнулся, Хёрст пошёл на самые радикальные меры. Пока Пулитцер был в отпуске, он переманил у него лучших сотрудников в свою газету The New York Journal, посулив им огромные деньги. С его дерзкой «охотой за головами» связана история, которая подарила жёлтой прессе её название.
В The New York World выходил популярный комикс «Жёлтый малыш». Его главным героем был лопоухий ребёнок в ночной рубашке, который остроумно комментировал злободневные новости. Этакий Барт Симпсон конца XIX века. Реплики малыша появлялись прямо на его долгополой рубахе вместо диалоговых «пузырей», которые вошли в комиксы позже. Такой ход должен был высмеивать рекламные слоганы на билбордах. Первые выпуски «Жёлтого малыша» были чёрно-белыми и особой популярностью не пользовались. В 1895 году появилась первая цветная серия, и с тех пор лопоухий сатирик прочно обосновался в The New York World Пулитцера.
Фото: © wikipedia.org
Комиксы рисовал художник Ричард Аутколт. Вдохновившись успехами «Жёлтого малыша», художника перекупил Хёрст. Пулитцер тут же нанял нового художника, и в итоге комиксы про малыша выходили в обоих изданиях в течение трёх лет. Пулитцер и Хёрст отдавали под «Жёлтого малыша» всё больше и больше газетных полос. Главред New York Press, который терпеть не мог вышеупомянутые издания, назвал их стиль «журналистикой жёлтого малыша», намекая на то, что дурацкий комикс вытеснил с их страниц новости и статьи. В конце концов термин был обточен до «жёлтой журналистики».
На этом Хёрст не остановился. Он опустил цену The New York Journal до одного цента — газета Пулитцера стоила вдвое дороже. Хёрст затопил страницы своей газеты скандалами и преступлениями. Всего за несколько месяцев Хёрст стал серьёзным противником Пулитцера.
18-ЛЕТНЮЮ КУБИНСКУЮ ДЕВУШКУ УДЕРЖИВАЮТ В ПЛЕНУ ИСПАНЦЫ
Пулитцер столкнулся со своим худшим врагом — беспринципным богачом. Именно такие, как Хёрст, раньше были основными читателями прессы. Пулитцер развернул её лицом к народу, но его достижениями воспользовался зарвавшийся элитарий. Таких он не любил больше всего.
ВО ВЗРЫВЕ В ГАВАНЕ ПОГИБЛО 266 АМЕРИКАНСКИХ МОРЯКОВ
Пулитцер не мог опуститься до уровня своего противника. В его редакции царил культ объективности, он освещал события, а не делал их. И всё же ему пришлось включиться в освещение взрыва броненосца: без твёрдых доказательств, основываясь на одних только спекуляциях. Между изданиями началась перестрелка громкими заголовками и разоблачениями. Прошло два месяца, и Америка объявила Испании войну. Пулитцер и Хёрст вложили в освещение войны безумные деньги. Затраты Хёрста окупились: конфликт позволил ему выйти на отметку в 1 миллион читателей. Пулитцер понёс тяжёлые финансовые потери и был вынужден столкнуться с тяжёлым выбором: или повысить цены на газету, или срезать зарплаты сотрудникам. В конце концов, Пулитцер переживает предательство: после истории с Кубой к Хёрсту уходит его лучший редактор, Артур Брисбен. Хёрст победил.
МЕДИАМАГНАТЫ ПУСТИЛИ ПО МИРУ МАЛЕНЬКИХ МАЛЬЧИКОВ!
В журналистике было одно важное звено, на которое никто не обращал внимания, — мальчики-разносчики. Они выкупали пачку газет по сниженной цене и мгновенно распродавали их на улице, выкрикивая заголовки. На это они и жили: подавляющее большинство разносчиков были беспризорниками. Пулитцер, который и сам когда-то был разносчиком, снова наступает себе на горло. Он поднимает закупочную цену своих газет и обязывает разносчиков распродавать всю партию. Компенсация за непроданные копии была отменена. Хёрст делает то же самое, однако для него это было проще некуда: на детей ему было плевать. Разносчики устроили забастовку и заблокировали Бруклинский мост. Забастовка бьёт по кошелькам обоих медиамагнатов, однако Пулитцеру она стоит ещё и репутации. Двум медиамагнатам приходится объединиться и пойти на уступки разносчикам. Дети победили.
ХЁРСТ ПОБЕДИЛ ПОЛУСЛЕПОГО СТАРИКА
В последние годы Пулитцер почти ослеп и стал болезненно воспринимать шум. Ему пришлось отойти от дел. Однако моральная победа осталась за ним. Он открыл одну из первых школ журналистики и подарил своё состояние Пулитцеровской премии — высшей награде в области журналистики. Хёрст же так и остался одиозной фигурой: закатывал сумасшедшие вечеринки в стиле Гэтсби, влипал в бесконечные скандалы и, как апофеоз всего этого, сошёлся с Гитлером и ввязался в нацистскую пропаганду. Он глубоко погряз в политике, однако президентом США стать не смог. По сравнению с ним Трамп показался бы просто душкой, а Никсон — мелким дилетантом. Кадр видео: youtube/American Genius
ВСЁ, ЧТО ВЫ БОЯЛИСЬ СПРОСИТЬ О ЖЁЛТОЙ ПРЕССЕ
1. Чем жёлтая пресса отличается от обычной?
2. А чем жёлтая пресса отличается от таблоида?
Таблоид характеризует не содержание, а определённый тип вёрстки. Хотя сейчас оба термина благополучно смешались и употребляются как синонимы.
3. «Желтуха» — это плохо?
4. А Лайф — это жёлтая пресса?