какие значения критерия уровня значимости приемлемы в агрономии
Уровни значимости критерия
Уровень значимости – вероятность ошибочного отклонения (отвержения) гипотезы, в то время как она на самом деле верна. Речь идет об отклонении нулевой гипотезы.
1. 1-й уровень значимости: α ≤ 0,05.
Это 5%-ный уровень значимости. До 5% составляет вероятность того, что мы ошибочно сделали вывод о том, что различия достоверны, в то время как они недостоверны на самом деле. Можно сказать и по-другому: мы лишь на 95% уверены в том, что различия действительно достоверны.
2. 2-й уровень значимости: α ≤ 0,01.
Это 1%-ный уровень значимости. Вероятность ошибочного вывода о том, что различия достоверны, составляет не более 1%. Можно сказать и по-другому: мы на 99% уверены в том, что различия действительно достоверны.
3. 3-й уровень значимости: α ≤ 0,001.
В области ФК и спорта достаточен уровень значимости α = 0,05, более серьезные выводы рекомендуется давать, используя уровень значимости α = 0,01 или α = 0,001.
7.2. F- критерий Фишера
Пример 4. В экспериментальной группе школьников средний прирост результатов в прыжках в длину с разбега, после применения новой методики обучения, составил 10 см ( 10 см). В контрольной группе, где применялось традиционная методика, 4 см (
4 см). Исходные данные:
Экспериментальная группа (xi): 17; 11; 3; 8; 9; 12; 10; 13; 10; 7.
Контрольная группа (yi): 8; 1; 6; 2; 3; 0; 4; 7; 5; 4.
Можно ли утверждать, что нововведения эффективнее повлияли на процесс формирования изучаемого двигательного действия по сравнению с традиционной методикой?
1) Задаемся уровнем значимости α = 0,05.
2) Вычисляем исправленные выборочные дисперсии из нашего примера по формуле:
4) Из таблицы 3 приложения при α =0,05; df1 = n1 – 1 = 9; df2 = n2 – 1 = 9; находим F0,05 = 3,18
5) Сравниваем между собой значения F и F0,05.
Вывод. Поскольку F
Общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на распределении Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках. t-статистика строится обычно по следующему общему принципу: в числителе случайная величина с нулевым математическим ожиданием (при выполнении нулевой гипотезы), а в знаменателе — выборочное стандартное отклонение этой случайной величины, получаемое как квадратный корень из несмещенной оценки дисперсии.
Устанавливает доказательство достоверного различия или, наоборот, отсутствие различия в двух выборочных средних значениях для независимых выборок. Рассмотрим последовательность вычислений, используя пример 4:
1) Принимаем предположение о нормальности распределения генеральных совокупностей, из которых получены данные. Формулируем гипотезы:
Нулевая гипотеза Ho: =
.
Альтернативная гипотеза: H1: ≠
.
Задаемся уровнем значимости α = 0,05.
2) В результате предварительной проверки при использовании критерия Фишера установлено, что различие дисперсий статистически недостоверно: D(x) = D(y).
3) Так как генеральные дисперсии D(x) и D(y) одинаковы, а n1 и n2 – объёмы малых независимых выборок, то наблюдаемое значение критерия равно:
Вычисляем число степеней свободы по формуле
Нулевая гипотеза отвергается, если │ │ ˃
, Из таблицы 1 приложения находим критическое значение t – критерия при α = 0,05;
=18:
= 2,101
Вывод: поскольку >
(4,18 ˃ 2,101), то на уровне значимости 0,05 мы отвергаем гипотезу Н0 и принимаем альтернативную гипотезу Н1.
Таким образом, нововведения успешнее решают задачу обучения школьников прыжкам в длину с разбега, чем традиционная методика.
Далее рассмотрим сравнение двух выборочных средних значений для связанных выборок (парное сравнение).
Условия применения – разность связанных пар результатов измерения. Делается предположение о нормальном распределении этих разностей в генеральной совокупности с параметрами
.
Пример 5. Группа 10 школьников в течение летних каникул находилась в летнем оздоровительном лагере. До и после сезона у них измеряли жизненную емкость легких (ЖЕЛ). По результатам измерений нужно определить, достоверно ли изменился этот показатель под влиянием физических упражнений на свежем воздухе.
Исходные данные до эксперимента (xi; мл) 3400; 3600; 3000; 3500; 2900; 3100; 3200; 3400; 3200; 3400, т.е. объем выборки n = 10.
После эксперимента (yi; мл): 3800; 3700; 3300; 3600; 3100; 3200; 3200; 3300; 3500; 3600.
1) Находим разность связанных пар результатов измерения di:
;
2) Формулируем гипотезы:
Нулевая гипотеза Ho: =
Альтернативная гипотеза: H1: ≠ 0.
3) Задаемся уровнем значимости α = 0,05
5) Значение t- критерия определяем по формуле для связанных пар:
Из таблицы 1 приложения находим критическое значение t – критерия при α = 0,05; = n – 1 = 9:
= 2,262
Вывод:Поскольку t > tкр (3,36 > 2,262)наблюдаемое различие по показателю ЖЕЛ является статистически достоверным на уровне значимости α=0,05.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В.В. Основы отбора, за и контроля в спорте / В.В. Афанасьев, А.В. Муравьев, И.А. Осетров. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. − 278 с.
2. Биленко, А.Г. Основы спортивной метрологии: Учебное пособие /А.Г. Биленко, Л.П. Говорков; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2005. – 138 с.
3. Губа В.П. Измерения и вычисления в спортивно- педагогической практике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.П. Губа, М.П.Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков. – М.: ФиС, 2006. – 220 с.
5. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: учебник / В.Б. Коренберг – М.: Физическая культура, 2008. – 368 с.
6. Начинская, С. В. Спортивная метрология. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Начинская.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
7. Начинская С.В. Применение статистических методов в сфере физической культуры / Начинская С.В – СПб., 2000. – 260 с.
8. Смирнов, Ю. И. Спортивная метрология: учеб. для студ. пед. вузов / Ю. И Смирнов, М. М. Полевщиков. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 232 с.
Основы научных исследований в агрономии → Наименьшая существенная..
Агрономия Моисейченко В.Ф. «Основы научных исследований в агрономии» 133
Моисейченко В.Ф., Трифонова М.Ф., Заверюха А.X., Ещенко В.Е. Основы научных исследований в агрономии: Учебник. Под редакцией А. А. Белоусовой — M.: Колос, 1996. — 336 c.
ISBN 5-10-003276-6
Предыдущая 134 >> Следующая
Наименьшая существенная разность (HCP) — величина, указывающая границу возможных случайных отклонений в эксперименте; это та минимальная разность в урожаях между средними, которая в данном опыте признается существенной при 5%-ном (НСР05) или 1%-ном (HCPoi) уровне значимости.
Опыт — исследование, осуществляемое на специально выделенном участке для оценки действия различных вариантов (сортов) на урожай растений и его качество.
Ошибка опыта, выборка — мера расхождения между результатами выборочного исследования и истинным значением измеряемой величины. При обработке результатов опыта методом дисперсионного анализа определяют обобщенную ошибку средних, выражаемую в тех же единицах измерения, что и изучаемый признак. Ошибку выраженную в процентах от соответствующей средней, называют относительной ошибкой опыта или выборки (?%). В полевом опыте величину Sx% (старое обозначение т% или P), часто без учета уровня урожайности, используют в качестве показателя, характеризующего точность полевого опыта.
Относительная ошибка — ошибка средней, выраженная в процентах от соответствующей средней.
Повторение — часть площади опытного участка, включающая делянки с полным набором вариантов схемы опыта.
Повторность — число одноименных делянок каждого варианта в данном полевом опыте. Повторность опыта во времени — число лет испытания агротехнических приемов или сортов.
Производственный сельскохозяйственный опыт — комплексные исследования, которые проводятся в производственных условиях бригадами, отделениями, хозяйствами или группой хозяйств и отвечают конкретным задачам производства, его развития и совершенствования.
Рекогносцировочный (разведывательный) посев — сплошной посев одной культуры, предшествующий закладке опыта и проводимый для выявления степени однородности (путем дробного учета урожая) почвенного плодородия на площади опыта.
Систематическое размещение вариантов — схема, при которой порядок следования вариантов в каждом повторении под
330
чиняется определенной системе (последовательно, в шахматном порядке).
Схема опыта — совокупность опытных и контрольных вариантов, объединенных общей идеей. •
Типичность (репрезентативность) — соответствие проведения опыта почвенно-климатическим и агротехническим условиям сельскохозяйственного производства данной зоны.
Уровень значимости — риск сделать ошибочное заключение. В агрономических исследованиях допускается 5 и 1 %. Обозначается буквой Рь
Учет урожая сплошной — метод учета урожая, при котором взвешивают и учитывают всю товарную часть продукции со всей площади каждой учетной делянки опыта.
Факториальный опыт (ПФЭ) — многофакторный опыт, схема которого включает все возможные сочетания (комбинации) факторов, что позволяет установить действие и взаимодействие изучаемых факторов.
Число степеней свободы — число свободно варьирующих величин. Обозначается буквой v и в простейшем случае равно числу всех наблюдении, уменьшенному на единицу (л — 1).
10. БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН
Ii — средняя генеральной совокупности;
ст2 — дисперсия генеральной совокупности;
а —- стандартное отклонение генеральной совокупности;
X— значение варьирующего признака;
х — средняя арифметическая;
S — сумма;
S2 — дисперсия, средний квадрат;
s — стандартное отклонение, среднее квадратическое отклонение;
V— коэффициент вариации, изменчивости;
Sx — ошибка средней арифметической;
Sx % — относительная ошибка средней арифметической;
а — разность между средними арифметическими;
H — средняя разности;
Sd- ошибка разности между средними арифметическими; #0 — нулевая гипотеза;
‘факт — критерий Стьюдента фактический (расчетный); Р— уровень вероятности (значимости);
/0,95, /Ь,99 — теоретические значения критериев Стьюдента для уровней вероятности Ро,95 и %995
Рфакт — критерий Фишера фактический (расчетный);
Fo,95, F0)99 — критерии Фишера теоретические для уровней вероятности Ро,95 и Ро,99;
Хфакг — критерий хи-квадрат расчетный;
331
критерии хи-квадрат для уровней вероятности Л),95 и jPo,99J
HCPos95, НСРо>99 — наименьшие существенные разности для
уровней вероятности Ро,95 и ^о,99>» / — число вариантов;’ п — число повторностей, объем выборки; N- число делянок в опыте, общее число наблюдений; V — число степеней свободы; С — корректирующий фактор;
Су, Ср, Cv, Cz — суммы квадратов рассеиваний: общего, повторений, вариантов, остатка (ошибки);
г — коэффициент линейной корреляции;
sr — ошибка коэффициента линейной корреляции;
Ryx — коэффициент регрессии Y по X;
SR — ошибка коэффициента регрессии;
rxy-z> гхгу — частные линейные коэффициенты корреляции;
Rxyz, Ry-Xi — множественные линейные коэффициенты корреляции;
г\ху — корреляционное отношение Y по X;
cov — ковариация;
h2 — коэффициент наследуемости.
332
Тесты по Методика и ОИА
Тестовые задания для проведения модульно-рейтингового контроля По дисциплине «Методика и организация исследований в агрономии»
Вопросы тестового контроля знаний
1. Причины непрерывного возрастания роли науки?
А) Из-за увеличения численности населения
Б) Из-за неизбежного уменьшения площади с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека
В) Из-за неизбежного возрастания потребностей человека
Г) Из-за увеличения численности населения, неизбежного уменьшения площади с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека, а также возрастания потребностей человека*
2. Что подразумевается под: «комплексом наук, разрабатывающих теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества продукции, снижение ресурсоемкости производства и охраны окружающей среды»?
Г) Земледелие и агрохимия
3. Какая агрономия разрабатывает теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества и т. д.?
В) Прикладная и научная
4. В каких направлениях проводит исследования научная агрономия?
А) Изыскание способов направленного изменения природы растений и создание новых форм и культур растений, наиболее приспособленных к условиям определенной зоны
Б) Изменение условий внешней среды в соответствии с потребностями культурных растений
В) Изыскание способов сокращения ресурсоемкости производства и охрана окружающей среды
Г) Все пункты а, б и в*
5. Какие виды познавательной деятельности использует человек?
А) Изучение и испытание
Б) Изучение, исследование и испытание*
6. Что является объектом исследования в научной агрономии?
А) Растения, среда их обитания и урожай*
В) Метеорологические показания
Г) Обработка почвы, нормы удобрений и нормы высева
7. Что означает: «свойство объектов одного класса отличаться друг от друга по одному и тому же признаку даже в однородных совокупностях»?
8. Определите вид изменчивости – урожайность озимой пшеницы?
А) Качественная двухранговая
Б) Количественная дискретная (прерывистая)
В) Количественная непрерывная*
Г) Качественная многоранговая
9. Определите вид изменчивости – количество зерен в колосе?
А) Качественная двухранговая
Б) Количественная дискретная (прерывистая) *
В) Количественная непрерывная
Г) Качественная многоранговая
10. Определите вид изменчивости – приживаемость саженцев?
А) Качественная двухранговая*
Б) Количественная дискретная (прерывистая)
В) Количественная непрерывная
Г) Качественная многоранговая
11. Определите вид изменчивости – окраска томатов перед уборкой?
А) Качественная двухранговая
Б) Количественная дискретная (прерывистая)
В) Количественная непрерывная
Г) Качественная многоранговая*
12. Что означает: «часть объектов генеральной совокупности, включенных в обследование для характеристики совокупности по нужным признакам»?
В) Определенное множество
13. Какие этапы научного планирования выделяются при проведении исследований?
А) Планирование, проведение эксперимента, формулирование выводов
Б) Планирование, закладка эксперимента, накопление первичных данных, математический анализ с последующим формулированием выводов и предложений производству*
В) Проведение исследований, математическая обработка полученных данных
Г) Планирование, накопление первичных данных, формулирование выводов и предложений производству
14. Какие методы предназначены для накопления первичных данных об объектах исследования?
А) Наблюдение и дисперсионный анализ
Б) Эксперимент и вариационный анализ
В) Наблюдение и эксперимент*
Г) Вариационный анализ и дисперсионный анализ
15. Какой из экспериментов является основным в агрономии?
Б) Лабораторный и вегетационный
В) Лабораторный, вегетационный и лизиметрический
16. В каких экспериментах для проведения исследований используются вегетационные сосуды?
17. Какой эксперимент предназначен для исследования процессов перемещения в почве воды и растворенных в ней питательных веществ?
18. Какой из методов научного исследования подразумевает «искусственное создание разных условий для исследуемых растений с целью определения наиболее эффективных в процессе учетов и наблюдений»?
19. Что называют вариантами опыта?
А) Обработку почвы и удобрения
Б) Определенная разновидность исследуемого фактора, от которого надеются получать лучшие результаты *
В) Повторения в опыте
Г) Разновидности опытов
20. Какие разновидности контрольных вариантов используют в агрономии?
А) Абсолютный и видоизмененный
Б) Опытный, производственный и видоизмененный
В) Нулевой и сельскохозяйственный
Г) Абсолютный и производственный*
21. Чем отличается абсолютный контроль от производственного?
А) В абсолютном контроле исследуемый фактор исключен из технологии*
Б) В абсолютном контроле дозы факторов рассчитываются на планируемый урожай
В) В абсолютном контроле применяются завышенные дозы исследуемого фактора
Г) На вариантах абсолютного контроля ожидают получать высокую урожайность исследуемых культур
22. Что такое схема эксперимента?
А) Размещение вариантов и повторений на опытном участке
Б) Перечень опытных и контрольных вариантов, включаемых в эксперимент для проверки гипотезы*
В) Чертеж, на котором размещены границы эксперимента
Г) Перечень методов исследования, которые планируется проводить в эксперименте
23. Что означает: «наименьшая земельная площадка определенного размера и формы на которой размещают один какой-то вариант опыта»?
24. Из чего состоит опытная делянка?
А) Из учетной площади
Б) Из учетной площади и защитной зоны*
В) Из повторений и повторностей
Г) Из учетной площади и боковой защитной зоны
25. Что такое «повторность опыта»?
А) Количество делянок с одним и тем же вариантом на всем опытном участке*
Б) Часть площади опытного участка с полным набором вариантов
В) Часть землепользования на которой один раз размещены все варианты
Г) Количество делянок с контрольным вариантом на всем опытном поле
26. Какая продолжительность во времени кратковременных опытов?
27. Какая продолжительность во времени многолетних опытов?
28. В каких опытах изучается влияние нескольких факторов?
29. Для культур с небольшой площадью питания (злаковые зерновые и др.) используются делянки учетной площадью.
30. Для пропашных культур учетная площадь опытной делянки должна составлять не менее.
31. Если на опытном участке наблюдается сильное варьирование почвенных условий, то в этом случае надо.
А) Увеличить повторность опыта*
Б) Увеличить площадь эксперимента
В) Увеличить число вариантов в схеме эксперимента
Г) Уменьшить норму высева культуры
32. Что означает: «научное предположение, истинное значение которого является неопределенным «?
33. Что означает: «целенаправленное сосредоточение внимания исследователя на явлениях эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация»?
В) Статистический анализ
34. Что подразумевается под принципом (правилом) единственного различия?
А) Размеры и направление делянок должны быть одинаковыми на всем опытном участке
Б) Технология возделывания и условия на опытном участке, кроме исследуемых факторов, должны быть одинаковыми*
В) При математическом анализе данные должны отличаться на определенную величину
Г) Исследуемые совокупности растений не должны значительно отличаться друг от друга
35. Что означает «воспроизводимость результатов опыта»?
А) При повторе опыта в идентичных условиях и при аналогичных методиках должны получить аналогичные результаты*
Б) Результаты опыта должны быть такими же и в других почвенно-климатических зонах
В) В следующем году исследований результаты опыта должны повториться
Г) Что даже при изменении условий опыта и методик исследования результаты опыта должны подтвердиться
36. Какие значения критерия уровня значимости приемлемы в агрономии?
37. Какие значения критерия уровня значимости используются в агрономии при исследовании эффективности гербицидов и других пестицидов?
38. Если уровень значимости 5%-ный, чему будет равен уровень вероятности?
39. Как расшифровывается НСР
А) Наибольший существенный результат
Б) Head Certain Point
В) Наибольшая средняя разница
Г) Наименьшая существенная разность*
40. Какая разновидность ошибок приводит к завышению или занижению результатов исследований под действием определенных факторов (закономерных изменений плодородия почвы и др.)?
41. Как называются ошибки, возникающие при просчетах в процессе работы?
42. В каком направлении нужно производить посев семян на опытном поле при изучении систем обработки почвы?
В) Первый и последний ярус делянок поперек основного направления, внутри опыта вдоль
Г) Делянки обработки почвы засевают вдоль проведенной основной обработки, а делянки удобрения поперек
43. С какой целью закладываются повторения эксперимента?
А) Для увеличения числа делянок
Б) Для увеличения повторности эксперимента
В) Для учета влияния почвенных условий в опыте
Г) Для уменьшения погрешности эксперимента*
44. При рендомизированном размещении варианты в опыте размещаются?
В) один вариант контроля чередуется с одним опытным вариантом
Г) один вариант контроля чередуется с двумя опытным вариантом
45. Какой из вариантов ответа относится к систематическому размещению вариантов в опыте?
46. Какое размещение вариантов в опыте относится к Дактиль-методу?
47. Чем отличается метод полной рендомизации от метода рендомизированных повторений?
А) В методе полной рендомизации не создаются повторения*
Б) В методе полной рендомизации больше вариантов
В) В методе полной рендомизации меньше погрешность опыта
Г) В методе полной рендомизации варианты внутри повторений размещаются по жребию (случайно)
48. В каком методе размещения вариантов повторения закладываются в 2-х направлениях – горизонтально и вертикально?
А) Метод полной рендомизации
Б) Метод рендомизированных повторений
Г) Латинский квадрат и латинский прямоугольник*
49. В каком методе размещения вариантов число вариантов должно равняться числу повторностей?
А) Метод полной рендомизации
Б) Метод рендомизированных повторений
В) Латинский квадрат*
Г) Латинский прямоугольник
50. Для чего используют рекогносцировочные посевы?
А) Для определения варьирования плодородия почвы*
Б) Для определения влияния сорта на урожайность культуры
В) Для снижения засоренности полей
Г) Для снижения фитопатогенной микрофлоры на поле
51. Что называют варьированием?
А) Применение различных доз удобрений в опыте
Б) Способность одних растений отличаться от других
В) Влияние неконтролируемых факторов
Г) Изменчивость свойств растений и их среды обитания*
52. Каким символом обозначается дисперсия?
53. Какая из моделей дисперсионного анализа относится к методу рендомизированных повторений?
54. Какая из моделей дисперсионного анализа относится к двухфакторному опыту?
55. Какой показатель находится по формуле: ?
А) Стандартное отклонение
Б) Коэффициент вариации*
В) Допустимая относительная ошибка
56. Какой показатель находится по формуле: ?
А) Head Certain Point
Б) Наибольший существенный результат
В) Наименьшая существенная разность*
Г) Наибольшая средняя разница
57. По какой формуле находится стандартное отклонение?
А)
Б)
В) *
Г)
58. По какой формуле находят погрешность выборочной средней?
А) *
Б)
В)
Г)
59. Какая будет степень изменчивости признаков при V = 12 %
60. Какая будет степень изменчивости признаков при V = 35 %
61. По этой формуле рассчитывают?
А) Распределение Стьюдента
Б) Закон нормального распределения Гаусса
В) Распределение Фишера*
Г) Распределение Пирсона
62. Какая проявляется форма корреляции, когда при увеличении одних признаков соответственно увеличиваются другие признаки?
63. Когда исследуется связь между двумя признаками, то это корреляция?
64. Степень и особенности изменения одного из признаков (Х) на единицу другого (Y) – это.