какие значения модулей зубьев соответствуют гост 9563 60
ГОСТ 9563-60
Основные нормы взаимозаменяемости. Колеса зубчатые. Модули
Купить ГОСТ 9563-60 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Распространяется на эвольвентные цилиндрические зубчатые колеса и конические зубчатые колеса с прямыми зубьями и устанавливает:
Стандарт полностью соответсвует СТ СЭВ 310-76
Дата введения | 01.07.1962 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.01.1976 |
Актуализация | 01.02.2020 |
Этот ГОСТ находится в:
Организации:
Basic norms of interchangeability. Gears. Modules
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ
КОЛЕСА ЗУБЧАТЫЕ. МОДУЛИ
ГОСТ 9563-60 |СТ СЭВ 310—76)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
УДК 621.83/85 :006.354
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Основные нормы взаимозаменяемости
КОЛЕСА ЗУБЧАТЫЕ. МОДУЛИ
Basic norms of interchangeability. Gears. Modules
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 9 декабря 1960 г. Срок введения установлен
Проверен в 1979 г. Срок действия продлен до 01.01.89
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на эвольвентные цилиндрические зубчатые колеса и конические зубчатые колеса с прямыми зубьями и устанавливает:
для цилиндрических колес — значения нормальных модулей; для конических колес — значения внешних окружных делительных модулей.
2. Числовые значения модулей должны соответствовать указанным в таблице.
Глава 8. зацепления зубчатые
Зацепления зубчатые относятся к передачам (подвижным соединениям) и передают движение от двигателя к исполнительным механизмам. К составным частям зубчатых передач относятся зубчатые колеса (цилиндрические, конические), червяки, рейки.
Диаметр делительной окружности d является одним из основных параметров, по которому производят расчет зубчатого колеса:
где z – число зубьев;
Модуль зацепления m – это часть диаметра делительной окружности, приходящейся на один зуб:
где t – шаг зацепления.
Диаметр окружности выступов зубьев :
Диаметр окружности впадин :
Служит для передачи вращения при параллельных осях валов.
ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m = 0,05…100 мм.
Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …
Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …
Служит для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное.
ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m = 0,05…100 мм.
Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …
Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …
Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.
Служит для передачи вращательного движения между валами со скрещивающимися осями.
ГОСТ 19672-74 устанавливает два ряда значений модулей m (мм).
Ряд 1: … 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10 …
Ряд 2: … 1,5; 3; 3,5; 6; 7 …
Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.
Служит для передачи вращения при пересекающихся осях валов.
ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m = 0,05…100 мм.
Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …
Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …
Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.
Модуль зубьев по ГОСТ 9563-80
Ряды | Модуль, мм | |
1-й | 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12 | |
2-й | 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 | |
25ХГМ | 32…45 | 750 |
25ХГТ | 27…35 | 680 |
Допускаемое изгибное напряжение определяется приближенно по выражению:
где σFlimb – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба, табл. 2.34.
YN – коэффициент долговечности при изгибе:
,
где qF – показатель степени кривой усталости по изгибным напряжениям. Значение qF определяется по табл. 2. 35, при этом коэффициент YN не должен превышать максимального значения YN max;
NFE – эквивалентное число циклов перемены напряжений:
Меньшее значение NΣ принимается для универсального станка, большее – для специального. При NFE ≥ 4·10 6 коэффициент YN = 1.
Таблица 2.35
Показатели степени кривой усталости qF, qН
и коэффициенты приведения μF, μН
Термообработка | qF | qH | μF | μН | YNmax | ZNmax | |||||||||||||||
Зубчатые колеса с однородной структурой материала, включая закаленные при нагреве ТВЧ со сквозной закалкой, и зубчатые колеса со шлифованной переходной поверхностью, независимо от твердости и термообработки их зубьев | 6 | 6 | 0,038 | 0,125 | 4 | 2,6 | |||||||||||||||
Азотированные, цементированные и нитроцементированные зубчатые колеса с нешлифованной переходной поверхностью | 9 | 6 | 0,016 | 0,125 | 2,5 | 1,8 | |||||||||||||||
β = 0º | 1 | 1,05 | 1,07 | 1,05 | 1,07 | 1,1 | 1,1 | 1,12 | 1,13 | 1,1 | 1,1 | 1,15 | 1,2 | 1,2 | 1,25 | ||||||
β > 0º | 1 | 1,07 | 1,1 | 1,07 | 1,1 | 1,14 | 1,14 | 1,17 | 1,18 | 1,14 | 1,14 | 1,21 | 1,28 | 1,28 | 1,35 | ||||||
β = 0º | 1,05 | 1,07 | 1,1 | 1,08 | 1,1 | 1,15 | 1,18 | 1,2 | 1,2 | 1,15 | 1,2 | 1,25 | 1,2 | 1,3 | 1,35 | ||||||
β > 0º | 1,07 | 1,1 | 1,14 | 1,11 | 1,14 | 1,21 | 1,25 | 1,28 | 1,28 | 1,21 | 1,28 | 1,35 | 1,28 | 1,42 | 1,49 | ||||||
β = 0º | 1,05 | 1,1 | 1,15 | 1,1 | 1,15 | 1,2 | 1,2 | 1,25 | 1,3 | 1,2 | 1,25 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,45 | ||||||
β > 0º | 1,07 | 1,14 | 1,21 | 1,14 | 1,21 | 1,28 | 1,28 | 1,35 | 1,42 | 1,28 | 1,35 | 1,42 | 1,42 | 1,56 | 1,63 | ||||||
β = 0º | 1,1 | 1,15 | 1,2 | 1,15 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,35 | 1,45 | 1,3 | 1,35 | 1,45 | 1,45 | 1,6 | 1,65 | ||||||
β > 0º | 1,14 | 1,21 | 1,28 | 1,21 | 1,28 | 1,42 | 1,42 | 1,49 | 1,63 | 1,42 | 1,49 | 1,63 | 1,63 | 1,84 | 1,91 | ||||||
β = 0º | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,6 | 1,8 | 1,9 | ||||||
β > 0º | 1,14 | 1,28 | 1,42 | 1,28 | 1,42 | 1,56 | 1,56 | 1,7 | 1,84 | 1,56 | 1,7 | 1,84 | 1,84 | 2,12 | 2,26 | ||||||
β = 0º | 1,15 | 1,25 | 1,35 | 1,25 | 1,35 | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,75 | – | – | – | – | – | – | ||||||
β > 0º | 1,21 | 1,35 | 1,49 | 1,35 | 1,49 | 1,7 | 1,7 | 1,84 | 2,05 | – | – | – | – | – | – | ||||||
H, HB | 200 | 250 | 285 | 450 | 520 | 530 | 550 | 560 и более |
NHlim | 10 7 | 17·10 6 | 23,4·10 6 | 70·10 6 | 99·10 6 | 104·10 6 | 113·10 6 | 120·10 6 |
График для пересчета единиц твердости HRC и HV в единицы твердости по Бринеллю HB представлен на рис. 2.33.
Величины расчетных контактных напряжений одинаковы для шестерни и колеса, поэтому за расчетное допускаемое контактное напряжение принимают:
Конструкция зубчатых колес
Конструкция зубчатых колес зависит от геометрических размеров, способа получения заготовки, применяемого материала, технологии изготовления и других факторов.
При соотношении диаметров колеса и вала менее двух, или если толщина стенки в корпусе колеса между впадиной зуба и шпоночным пазом менее двух модулей, целесообразно давать конструкцию в виде вала-шестерни. В остальных случаях подобные конструкции – сборные с применением шпоночного или шлицевого соединения. Изготавливают зубчатые колеса из прутка при небольших габаритных размерах в условиях мелкосерийного производства (рис. 2.34, а) или ковкой в штампах (рис. 2.34, б) в условиях среднесерийного производства. Соотношения размеров зубчатого колеса следующие:
где m – модуль зубьев, мм; d – внутренний диаметр ступицы (диаметр вала, на который устанавливается зубчатое колесо), мм; z – число зубьев на колесе. Выточки глубиной 1. 2 мм на боковой поверхности зубчатого колеса (рис. 2.34, а) диаметром менее 80 мм допустимо не делать.
В коробках скоростей часто используются зубчатые блоки из двух колес (рис. 2.35) для переключения которых используются специальная вилка 1, соединяемая с подвижным блоком колес через радиальный шариковый подшипник 2. Длину ступицы колеса 3 необходимо согласовывать с расчетной длиной шпонки 4 по передаваемому крутящему моменту. Причем данное условие относится также и к одиночным зубчатым колесам.
Сборные конструкции зубчатых блоков применяются в приводах, если окружная скорость передачи более 6 м/с, поскольку профиль зуба необходимо шлифовать. При скоростях менее 6 м/с допустимо зубчатый блок делать монолитным с расстоянием между колесами в 6…8 мм для выхода долбяка при нарезании зубчатого профиля на колесе.
Располагаться зубчатые колеса на валу должны таким образом, чтобы ступицы колес находились на участке вала, передающим крутящий момент. Например, в схеме привода на рис. 2.12, а у первой пары колес, передающей вращение с первого вал на второй, ступицы у зубчатых колес должны находиться с разных сторон. У ведущего колеса слева, у ведомого – справа, так как именно на этих участках происходит закручивание валов. Ступицы способствуют выравниванию напряжений смятия в шпоночных (или шлицевых соединениях).
| |
а) | б) |
Рис. 2.34. Варианты формы зубчатого колеса получаемой:
Рис. 2.35. Конструкция сборного зубчатого колеса
РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Ременные передачи широко применяются в приводах главного движения токарных, фрезерных и шлифовальных станков для сообщения вращательного движения, как валам коробок скоростей, так и непосредственно шпинделя.
Основные достоинства ременных передач обусловлены способностью смягчать ударную нагрузку при резании, обеспечивать плавную и бесшумную работу и возможностью вращаться с высокими окружными скоростями, что особенно актуально для современных режимов резания. Однако необходимо иметь в виду, что ременные передачи дают дополнительную нагрузку на опоры валов от сил предварительного натяжения ветвей ремня, не гарантируют постоянство передаточного отношения в передачи из-за возможности проскальзывания ремня по рабочей поверхности шкивов (в особенности при попадании масла) и обладают относительно невысокой долговечностью ремня.
В станкостроении в основном используются три разновидности ременных передач: клиноременная, поликлиновая и зубчато-ременная, основные технические характеристики которых приведены в табл. 2.39.
Таблица 2.39
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Какие значения модулей зубьев соответствуют гост 9563 60
ГОСТ 13755-2015
(ISO 53:1998)
Основные нормы взаимозаменяемости
ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ЭВОЛЬВЕНТНЫЕ
Basic norm of interchangeability. Cylindrical gears for general and heavy engineering. Standard basic racks tooth profile
Дата введения 2017-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И.Баранова» (ФГУП «ЦИАМ им.П.И.Баранова») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 258 «Зубчатые передачи и конструктивные элементы деталей машин»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 27 августа 2015 г. N 79-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 ноября 2015 г. N 1786-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 13755-2015 (ISO 53:1998) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 года
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 60 «Зубчатые передачи» Международной организации по стандартизации (ISO).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для увязки с наименованиями, принятыми в существующем комплексе межгосударственных стандартов.
Ссылки на международные стандарты заменены ссылками на соответствующие межгосударственные стандарты. Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДБ
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает параметры стандартного исходного контура зубьев цилиндрических эвольвентных зубчатых передач (внешнего или внутреннего зацепления) для общего и тяжелого машиностроения с модулем от 1 мм и более по ГОСТ 9563.
Параметры исходного контура внешних и внутренних зубьев должны быть заданы для условий правильного зацепления, а именно: при отсутствии подрезания зубьев, без интерференции, без заострения вершины зубьев и т.д. В противном случае параметры исходного контура необходимо вычислять исходя из конкретных условий.
Стандартный исходный контур зуба рейки, установленный настоящим стандартом, для системы эвольвентных зубчатых колес является геометрической базой, определяющей размеры их зубьев.
Стандартный исходный контур зуба рейки не определяет параметры режущего инструмента, но его геометрия может быть определена по стандартному исходному контуру зуба рейки с учетом припуска под финишную обработку, полноты активного профиля и т.д.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты*:
ГОСТ 9563-60 Основные нормы взаимозаменяемости. Колеса зубчатые. Модули.
ГОСТ 16530-83 Передачи зубчатые. Общие термины, определения и обозначения
ГОСТ 16531-83 Передачи зубчатые цилиндрические. Термины, определения и обозначения
ГОСТ 16532-70 Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16530 и ГОСТ 16531, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 стандартный исходный контур зуба рейки (standard basic rack tooth profile): Очертание зуба в нормальном сечении зубьев исходной рейки, которое соответствует зубчатому колесу внешнего зацепления с числом зубьев z= и диаметру d= (см. рисунок 1).
3.2 совпадающий стандартный исходный контур зуба рейки (mating standard basic rack tooth profile): Очертание зуба рейки, симметричного к стандартному исходному контуру зуба рейки по делительной прямой Р-Р и смещенного на половину шага относительно него (см. рисунок 1).
4 Обозначения и единицы измерения
Обозначения параметров, используемые в настоящем стандарте, и единицы их измерений приведены в таблице 1.
Единица измерения параметра
Радиальный зазор между стандартным исходным контуром и совпадающим исходным контуром
Окружная ширина впадины стандартного исходного контура
Высота головки зуба стандартного исходного контура
Высота ножки зуба стандартного исходного контура
Прямолинейный участок по высоте ножки стандартного исходного контура
Высота зуба стандартного исходного контура
Общая высота стандартного исходного контура и совпадающего исходного контура
- какие значения могут принимать синус и косинус
- какие значения может иметь географическая широта