какие знаки арифметических операций используются в qbasic

Выражения в языке QBASIC

В языке QBASIC используются:

Арифметические выражения

Операндами арифметического выражения могут быть переменные, константы, функции и другие арифметические выражения. В арифметических выражениях используются следующие арифметические операции.

Знак операцииНазваниеПример
^возведение в степеньX^Y
*умножениеX*Y
/делениеX/Y
+сложениеX+Y
вычитаниеX-Y
\деление нацелоX\Y; 10\4 (ответ-2)
MODвычисление остатка от целочисленного деленияX MOD Y 10 MOD 3 (ответ-1)

Операции расположены в порядке уменьшения приоритета. Для изменения приоритета используются круглые скобки.

х 2 – х + 2 на языке QBASIC ( х ^ 2 – х + 2 ) / (х ^ 4+5*х^2+40)

Условные выражения

Операндами условного выражения могут быть переменные, числа, функции, строки символов. Знаками отношения в условных выражениях служат:

>— больше;

Условное выражение принимает булево (логическое) значение: TRUE или FALSE.

Условные выражения широко используются в операциях ветвления и в организации циклов. Например:

Логические выражения

Операндами логического выражения являются условные выражения, которые соединяются между собой знаками логических операций AND («И», конъюнкция), OR («ИЛИ», дизъюнкция), NOT (отрицание), например:

Логическое выражение принимает булево (логическое) значение: TRUE или FALSE.

Так же, как и условные выражения, логические выражения применяются в операциях ветвления и в организации циклов, например:

Символьные выражения

Встроенные функции

Например: Записать выражения на языке программирования QBASIC

Записать выражения на языке программирования QBASIC

;

tg 2 x

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic
какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

½x½+ sin x 3

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic√|х-1| • ³√| у |

A=
;

(1+Y)(X+Y(X²+4))

B =

1+cos(Y-Z)

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasicх 4

Sin2 Z

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

B = х ( arctg 2 Z – l – ( x + 3) )

Источник

Выражения в языке QBASIC

В языке QBASIC используются:

Арифметические выражения

Операндами арифметического выражения могут быть переменные, константы, функции и другие арифметические выражения. В арифметических выражениях используются следующие арифметические операции.

Знак операцииНазваниеПример
^возведение в степеньX^Y
*умножениеX*Y
/делениеX/Y
+сложениеX+Y
вычитаниеX-Y
\деление нацелоX\Y; 10\4 (ответ-2)
MODвычисление остатка от целочисленного деленияX MOD Y 10 MOD 3 (ответ-1)

Операции расположены в порядке уменьшения приоритета. Для изменения приоритета используются круглые скобки.

х 2 – х + 2 на языке QBASIC ( х ^ 2 – х + 2 ) / (х ^ 4+5*х^2+40)

Условные выражения

Операндами условного выражения могут быть переменные, числа, функции, строки символов. Знаками отношения в условных выражениях служат:

>— больше;

Условное выражение принимает булево (логическое) значение: TRUE или FALSE.

Условные выражения широко используются в операциях ветвления и в организации циклов. Например:

Логические выражения

Операндами логического выражения являются условные выражения, которые соединяются между собой знаками логических операций AND («И», конъюнкция), OR («ИЛИ», дизъюнкция), NOT (отрицание), например:

Логическое выражение принимает булево (логическое) значение: TRUE или FALSE.

Так же, как и условные выражения, логические выражения применяются в операциях ветвления и в организации циклов, например:

Символьные выражения

Встроенные функции

Например: Записать выражения на языке программирования QBASIC

Записать выражения на языке программирования QBASIC

;

tg 2 x

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic
какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

½x½+ sin x 3

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic√|х-1| • ³√| у |

A=
;

(1+Y)(X+Y(X²+4))

B =

1+cos(Y-Z)

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasicх 4

2 + sin 2 Z

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

B = х ( arctg 2 Z – l – ( x + 3) )

Источник

Алфавит QBASIC

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

Алфавит QBASIC

Алфавит языка BASIC включает:

¨ Все латинские прописные и строчные буквы;

¨ Разделители и прочие символы:

! – признак вещественной величины;

Используются также буквы русского алфавита, но в текстовых константах или комментариях.

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

Данные в языке QBASIC

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic
какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasicкакие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

Помните! Разделителем целой и дробной частей является точка.

102! – константа, числовая, вещественная, обычной точности.

“План на неделю” – константа текстовая. Заключается в кавычки.

Переменные

Переменная – это величина, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы, обозначается именем (идентификатором).

Имя переменной – это произвольный набор символов, который может содержать о 1 до 40 символов. Первый символ должен быть латинской буквой, а остальные – латинские буквы или цифры. Регистр букв не имеет значения.

Примеры имен: A; dN; GodRozd; k1%; dlina!

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

Тип переменной BASIC различает пять типов данных. Когда записано с=a+b+2, BASIC должен знать, какой тип чисел имеется в виду. BASIC распознает тип переменной по суффиксу, т. е. по последнему символу в имени переменной.

какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Смотреть картинку какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Картинка про какие знаки арифметических операций используются в qbasic. Фото какие знаки арифметических операций используются в qbasic

Применение суффиксов не всегда удобно: они загромождают текст, да и ошибиться в них легко.

Поэтому в BASIC предусмотрен другой способ описания типа переменной.

Общий формат команды описания типа:

DEFINT X-X (целые числа, INTeger)

DEFLNG XX (длинные целые числа, LoNG)

DEFSNG XX (вещественные числа обычной точности, SiNGle)

DEFDBL XX (вещественные числа двойной точности, DouBLe)

DEFLNG A-D, все переменные, имена которых начинаются с букв, лежащих в указанном диапазоне, т. е. с A до D, будут считаться длинными целыми (aRc, BT, DLINA и т. п.)

Константы

Константы (числовые или строковые) не меняются в ходе исполнения программы. Значения констант записываются явно, числом или строкой символов. Например:

Существует специальный оператор для описания констант.

Формат описания констант:

CONST имя переменной=константа

Если переменная описана как константа с помощью CONST, QBASIC не позволит случайно изменить ее значение.

INPUT «Введите три значения»; A, B, C

Выражения в языке QBASIC

В языке QBASIC используются:

Арифметические выражения

Операндами арифметического выражения могут быть переменные, константы, функции и другие арифметические выражения. В арифметических выражениях используются следующие арифметические операции.

Источник

МОУ ЛИЦЕЙ Г ЛОБНЯ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ХХI ВЕКЕ Выпуск 2 Москва 2003

В Qbasic существует 5-ть категорий операций:

В Qbasic существует следующие арифметические операции, кот. перечисленные в порядке убывания приоритета выполнения:

возведения в степень

присвоению знаку числу

остаток после целочисленного деления

В выражении сначала выполняются операторы более высокого приоритета, затем операторы одного уровня, слева направо. Скобки нарушают естественный порядок вычисления выражения.

Функциональные операции определяют работу с функциями.

Вычисление квадратно корня x

Экспонента (основание натурального логарифма )

Математическая функция, отбрасывает дробную часть

Математическая функция, возвращает наибольшее целое, меньше или равное числовому выражению.

Функция, преобразующая выражение в целое число путём округления части выражения

Выдаёт случайное число в диапазоне от 0 до 1

Операции отношения используются для сравнения арифметических и строковых выражений.

В Qbasic существует 6-ть операций отношения:

Равно

Конкатенация – это сложение 2-х символьных строк, для этого используют символ (+).

A$=”FILE”


B$=”NAME”

Сравнение строк производится при помощи операторов сравнения. Если одна из сравниваемых строк короче другой, то она считается меньшей (если до этого места строки были равными). При сравнении учитывается начальные и конечные пробелы.

Величины могут быть переменными и константами.

Переменная – это величина, которая может меняться при выполнении программ.

В Qbasic переменные бывают 3-х типов:

Числовые;

Символьные;

Переменные пользовательского типа (записи).

Числовые переменные представляют собой числа. Они бывают целые, длинно целые, обычной точности и двойной точности.

Целые (INTEGER) – занимают 2 байта и используются в диапазоне от –32768 до +32768.

Присвоить целый тип можно следующим образом:

Поставить в начало программы оператор объявления целого типа данных DEFINT ;

Задать переменную с помощью суффикса % ;

Использовать оператор описания переменных.

Длинно целые (LONG) – занимает 4 байта, используется для операций с целочисленными переменными, выходящих за рамки диапазона целых чисел в Qbasic.

Присвоить переменную можно следующим образом:

Поставить в начало программы оператор объявления длинно целого типа данных DEFLNG ;

Задать переменную с помощью суффикса &;

Использовать оператор описания переменных.

Обычной точности (SINGLE) – занимает 4 байта. Если тип числовой переменной не задан оператором DEF типом, суффиксом или оператором описания типа, то она автоматически становится обычной точности.

Присвоить переменную можно следующим образом:

Поставить в начало программы оператор объявления данных обычной точности DEFSNG ;

Использовать оператор описания переменных.

Двойной точности (DOUBLE) – занимает 4 байта. Обычно применяется для точных математических вычислений, не допускающих потерю значимости.

Присвоить переменную можно следующим образом:

Поставить в начало программы оператор объявления длинно типа данных типа данных DEFLNG или DEFDBL ;

Задать переменную с помощью суффикса #;

Использовать оператор описания переменных.

Символьные переменные (строки) – могут включать в себя любые символы. Для присваивания значения символьной переменной, значение берётся в кавычки.

Символьные переменные бывают переменной и фиксированной длинны.

Строка переменной длинны (STRING) – включает до 32567 символов.

Присвоить переменную можно следующим образом:

Поставить в начало программы оператор объявления типа строки переменной длинны DEFSTR;

Использовать оператор описания переменных.

Константы – это заранее объявленные величины, которые не меняются в процессе выполнения программы.

В Qbasic существует 2-а типа констант – именованные и неименованные.

Они бывают символьные и числовые, и используются в программе, когда их значение известно и не подлежит изменению.

Символьные константы – это последовательность до 32767 алфавитно-числовых символов и символов перевода каретки  и пропуска строки. Они обязательно должны заключатся в кавычки (кавычки не входят).

Числовые константы – представляют собой положительные и отрицательные числа. Они могут быть тех же типов, что и переменные (целые, длинно целые, обычной и двойной точности).

Они так же бывают символьные и числовые, тех же типов, что и неименованные. Чтобы использовать именованную константу её необходимо объявить при помощи ключевого слова CONST.

CONST D%=512 (целочисленная константа D присваивается значение 512)

В дальнейшем к этой константе можно обратится по имени DIM.


DIM tovar$ (D)

Символьные константы объявляются и используются аналогично.

Ввод-вывод на внешние устройства

INPUT – оператор ввода, считывающий данные с клавиатуры во время выполнения программы и размещающий их в списке переменных.

INPUT; [“вопрос”;/,] переменная,

“ вопрос” – символьная константа, приглашающая к вводу данных;

переменные – список переменных, разделённых запятыми, принимающие введённые значения.

Переменные могут быть числовыми или символьными, элементами массивов или элементами записей. Типы данных в списке и вводимых с клавиатуры должны совпадать.

PRINT – оператор вывода, выдающий данные на экран.

список_выражений – выражения любого типа, кроме пользовательского. Символьные константы в списке выражений должны заключатся в кавычки.

INPUT “введите своё имя ”, a$

INPUT “введите свою фамилию ”, b$

INPUT “введите своё отчество ”, d$


PRINT

Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор – это средство ветвления вычислительного процесса.

В Qbasic существует 2-а вида условных операторов:

IF…THEN


SELECT…CASE

Структура условного оператора имеет вид:

IF «условие» THEN «оператор 1» ELSE «оператор 2»

зарезервированные слова (если, то, иначе)

Используется когда проверяется одно или два условия в программе.

IF Printer% = TRUE THEN PRINT “Принтер готов к работе” ELSE PRINT “У принтера выходной”


END IF

Вначале вычисляется условное выражение «условие», если результат есть TRUE (истина), то выполняется «оператор 1», а «оператор 2» пропускается; если результат есть FALSA (ложь), то наоборот.

Структура условного оператора имеет вид:

SELECT CASE выражение

зарезервированное слово (выбор случая),

выражение – любое числовое или текстовое выражение;

условие – одно или несколько логических выражений, разделённых запятыми;

(операторы) – блок, который содержит любое количество операторов.

PRINT “какая река течёт в Дубне”

PRINT, “ответ правильный”

PRINT, “ответ не верный”

Так же существуют и другие формы записи условных выражений в блоках CASE.

CASE значение 1 TO значение 2

В этом формате проверяется, принадлежит ли значение выражения области [ значение 1 – значение 2 ]; если это так, то выполняется соответствующий блок операторов.

Пример: SELECT CASE a

CASE IS относительное значение

Пример: SELECT CASE a

Условие может иметь более сложный вид:

В этом случае выражение и значение проверяются на равенство друг другу.

В Qbasic существует 3-и вида циклов:

Циклический алгоритм типа « для »

Цикл FOR…NEXT – это цикл с заранее заданным количеством повторений.

FOR счётчик = начало TO конец [STEP шаг ]

[ тело цикла [EXIT FOR]]

NEXT [ счётчик ][, счётчик ]…

Циклический алгоритм типа « пока »

(тело цикла) – последовательность операторов.

Источник

Элементы языка QBASIC

Ключевые слова


Синтаксические соглашения



ЭлементЗначение
Ключевое словоКлючевые слова QBASIC всегда записываются большими (заглавными) буквами
Метка-заполнительВыражение
[ ]Необязательный параметр
Выбор одного из альтернативных значений
:Три точки, следующие одна за другой, обозначают, что предшествующий элемент может повторяться
Ключевое слово1
.
.
.
Ключевое слово2
Три точки одна под другой обозначают несущественный в данном контексте фрагмент программы.

Комментарии

Пример:
‘Это комментарий
‘PRINT без дополнений выводит на экран пустую строку
PRINT
PRINT ‘За каждым оператором следует комментарий
PRINT
‘Вывод пустой строки
PRINT

Примечание:Вся последняя строка интерпретируется QBASIC как комментарий, т.е. включенный в эту строку оператор PRINT не выполняется. Теперь перейдем к рассмотрению арифметических выражений.

Арифметические выражения.

Сложные арифметические выражения можно получить, если связать в программе числа друг с другом, например, для вычислений. Символы, с помощью которых числа вступают друг с другом в некоторые отношения, называют знаками операций. Эти знаки имеют следующие значения:

ЗнакЗначение
*умножение
/деление
+сложение
вычитание
(открывающая скобка
)закрывающая скобка
^возведение в степень
Примечание:В QBASIC операции «*», «/», «^» имеют больший риоритет, чем операции «+»,»-«. Впрочем на последовательность вычислений можно влиять, применяя в нужных местах круглые скобки.

Строковые выражения

Примеры:
» Задайте высоту»
» 2345,34″
» Программа окончена? (Y/N)»
» Эта программа вычисляет объем бруса»

Примечание:Так как кавычка является ограничивающим текст знаком, то его нельзя применять в качестве элемента самого текста (например, «Введите «Y/N»). Чтобы включить кавычку в текст, используйте функцию CHR$ (см. главу «Обработка строк»)

Типы данных


Стандартные типы данных.


Константы и переменные.


Константы.


Переменные.

Так же, как и константы, переменные определяют в самом начале программы. В отличие от констант, значения переменных могут меняться в процессе выполнения программы.

Примечание:BASIC часто критикуют за то, что переменные не обязательно объявлять в начале программы. Если во время работы программы необходима переменная,ее можно просто применять. В других языках программирования (Паскаль, Си, Кобол и др.) переменные объявляются в начале программы. В своих собственных интересах программисту следует привыкать к объявлению переменных в начале программы, так как в этом случае значительно повышается наглядность программы. Кроме того, легче будет осваивать другие языки программирования.

Примеры:
DIM SHARED height!
DIM breadth!
DIM height!, length!, okl$, telefon$

Примечание:Следите за тем, чтобы имена переменных и констант соответствовали их содержанию. С переменными height!, telefon$, length! сразу ассоциируется их применение.

Присвоение значений переменным.

Имя_переменной = <Строковое_выражение | Арифметическое_выражение>
При присвоении значения необходимо следить за тем, чтобы тип переменной соответствовал типу выражения, расположенного справа от знака равенства. Если Вы попробуете присвоить строковое выражение арифметической переменной или наоборот, то получите ошибку несоответствия типов. Необходимо также точно соблюдать соответствие между типом числовой переменной и типом арифметического выражения, чтобы избежать ошибок при вычислениях.

Следует следить за тем, чтобы при вычислениях не было переполнения значения переменной.

Конструкции, в которых переменная находится слева и справа от знака равенства, применяются очень часто. Интерпретация такого выражения достаточно проста. Сначала вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака равенства с учетом текущих значений переменных, и только после этого происходит присвоение значение переменной, расположенной слева от знака равенства.

Ввод/вывод.


Вывод на экран.


Очистка экрана.

Пример:
‘В данной программе демонстрируется очистка экрана
CLS
‘Экран очищен
PRINT «Вывод в левый верхний угол, «;
PRINT «остальное поле экрана свободно»
‘Конец программы

Ввод с клавиатуры.

Пример 2:
Предыдущая программа имеет очевидный недостаток, так как на экране не видно, что собственно требуется вводить. Однако в операторе INPUT имеется возможность перед каждым вводом данных выводить на экран текст.
‘Пример 2
DIM height!, breadth!, length!
CLS
INPUT «Введите, пожалуйста, высоту :»; height!
INPUT «Введите, пожалуйста, ширину :»; breadth!
INPUT «Введите, пожалуйста, длину :»; length!
PRINT
PRINT «Результат V=»; height! * breadth! * length!
‘Конец программы

Применение точки с запятой приводит к тому, что после вывода текста на экране появляется знак вопроса, вывод которого можно отменить, если точку с запятой заменить запятой. Предложение INPUT будет выглядеть так:
INPUT «Введите, пожалуйста, высоту :», height!

Примечание:Оператор INPUT проверяет, соответствует ли тип вводимой величины типу указанной переменной. Если число с плавающей запятой записать в переменную типа INTEGER, то вводимая величина будет округлена до ближайшего большего целого числа. Если текст вводится в числовую переменную, QBASIC отказывается воспринимать данные и выдает сообщение об ошибке — «Redo from start» (Начните еще раз).

Форматированный вывод на экран.


Позиционирование курсора.

‘Вывод в десятую строку после CLS
CLS
LOCATE 10
PRINT «Вывод появляется в десятой строке экрана»
‘Конец программы

Вывод пробелов.

Пример:
CLS
PRINT «Text Г; SPC(10); «Text 2»

Функция табуляции.


Остановка программы.

STOP
Он останавливает выполнение программы на том месте, где стоит.

Управляющие операторы.


Оператор безусловного перехода.

GOTO Метка_перехода
Метка_перехода Объявленная в программе метка. Метка объявляется произвольным именем, заканчивающимся двоеточием.
Пример 1:
В приведенной ниже программе происходит переход к последнему оператору PRINT, В результате на экране получаем сообщение «Хелло, Долли!».

Пример 2:
В этом примере представлена «бесконечная» (зациклившаяся) программа, которая всегда возвращается к своему началу.

‘Зациклившаяся программа (прервать нажатием клавиш «CTRL» + «Pause»)
anfang:
PRINT 234.23
GOTO anfang ‘Недосягаемый конец программы

Пример 3:
Последний пример показывает, насколько плохую услугу при конструировании программ оказывает оператор GOTO.

‘Как не надо писать программы
anfang:
GOTO schritti
schritt4:
PRINT «совсем непонятная »
GOTO schritt5
schritt6:
GOTO ende
schritti:
CLS
GOTO schritt2
schrin3:
PRINT «простая, но »
GOTO schritt4
schritt2:
PRINT «Это очень»
GOTO schrin3
Schritt5:
PRINT «программа.»
GOTO schritt6
PRINT «Здесь работает Goto-»
ende:
PRINT «Наконец готово!»
‘Конец программы

ОперацияЗначение
>больше
меньше
>=больше или равно
меньше или равно
=равно
<>Не равно

Схематически условие можно представить следующим образом:
Выражение_1 Операция_сравнения Выражение_2
Для того чтобы сравнить строки (т.е. применить операторы «>» или «

Итак, Строка_1 больше (меньше) Строки_2, если при посимвольном сравнении строк код первого несовпадающего символа из Строки_1 больше (меньше) кода соответствующего символа из Строки_2.
Числовые переменные(константы) сравниваются обычным образом.

Пример
‘Использование логических выражений
А=2>5
B=6
C=8<>9
PRINT A
PRINT B
PRINT C
END
‘Конец программы

В результате на экране вы увидите:
0
-1
-1

Выражение АВыражение ВA AND BA OR BNOT AA XOR B
000010
010111
100101
111100

Приоритет
В первую очередь вычисляется значение функции под операцией NOT, потом AND, и в конце OR, XOR.

Пример
‘Использование в логических выражениях логические операции
А=((2>5) AND (6 9))
PRINT A
END
‘Конец программы
В результате на экране вы увидите:
0

Оператор условного перехода в программе.


Цикл WHILE.


Цикл DO.

Операторы между FOR и NEXT повторяются до тех пор, пока управляющая переменная цикла не превысит конечное значение. После каждого прохождения цикла переменная цикла изменяется на величину шага. Если шаг — положительное число, то начальное значение переменной цикла должно быть меньше конечного значения, иначе цикл ни разу не выполнится, и, наоборот, если шаг отрицательный, то начальное значение переменной цикла должно быть больше конечного, иначе опять-таки цикл ни разу не отработает. В остальных случаях количество прохождений цикла с шагом — это ближайшее большее целое от выражения: «( конечное значение — начальное значение+1) / шаг», если шаг положительный, и «(конечное значение—начальное значение-1) / шаг», если шаг отрицательный.

Оператор выбора SELECT CASE.

Пример 2:
Иногда важно, в какой последовательности располагаются CASE-ветви. Рассмотрим пример.
‘SELECT. CASE с подвохом
DIM zahl%
CLS
INPUT «Ввести число «; zahl%
SELECT CASE zahl%
CASE IS
PRINT «Число меньше 10»
CASE IS
PRINT «Число меньше 20»
CASE IS
PRINT «Число меньше 5»
CASE ELSE
PRINT «Решение не встретилось»
END SELECT ‘Конец программы

Третья CASE-ветвь никогда не будет выполнена, так как число, которое меньше 5, всегда меньше 10, а значит, после первой CASE-ветви выполнение оператора SELECT завершится.

Логические операции.

‘Пример, подводящий читателя к применению более сложных логических условий
DIM zahl1%, zahl2%
CLS
INPUT «Ввести число 1, zahl1%
INPUT «Ввести число 2», zahl2%
‘Конец программы

Предположим входные данные должны вводится только тогда, когда zahll % больше нуля, и одновременно zahl1% меньше нуля. Как проверить одно из условий, Вы уже знаете. Рассмотрим способ, позволяющий объединить оба условия.

Условие_1 AND Условие_2 [AND Условие_3] …
Результат такого объединения лишь тогда истинен, когда истинно каждое отдельное условие.
Таблицу истинности данной операции смотри в главе Условия
Пример :
DIM zahl1%, zahl2%
CLS
DO
INPUT «Введите число 1> 0», zahl1%
INPUT «Введите число 2
LOOP UNTIL zahll %>0 AND zahl2%
PRINT «Спасибо за корректный ввод»
‘Конец программы

Только тогда, когда zahl1% > 0 и zahl2%

Условие_1 OR Условие_2 [OR Условие_3. ]
Результат такого объединения только тогда ложен, когда ложны все составляющие:
Таблицу истинности данной операции смотри в главе Условия

Пример:
DIM zahl1%, zahl2%
CLS
DO
PRINT «Число 1 или число 2 должно быть больше нуля»
INPUT «Введите число 1», zahl1%
INPUT «Введите число 2», zahl2%
LOOP UNTIL zahl1% >0 OR zahl2% >0
PRINT «Спасибо за корректный ввод»
‘Конец программы

В этом примере выход из LOOP-цикла не произойдет только в том случае, если значение каждого из вводимых чисел будет меньше или равно нулю.

Логическое отрицание (NOT).

Таблицу истинности данной операции смотри в главе Условия

Пример:
DIM zahl%
CLS
INPUT «Введите число » zahl%
IF NOTzahl% > 0 THEN
PRINT «Число не больше нуля»
ELSE
PRINT «Число больше нуля»
END IF
‘Конец программы

Обработка строк


Определение длины строки.

Пример:
DIM a$, 1аеngе%
PRINT LEN(«Сегодня понедельник»)
INPUT «Ввести текст «;а$
1aenge% = LEN(a$)
PRINT a$; «Длина «;1аеnge,» символов «

Получение символов кода ASCII.

‘ASCII-символьное предложение
DIM ascll%
DO
INPUT «Ввести ASCII-значение «, ascii%
LOOP UNTIL ascii% > 0 AND ascii%
PRINT «Код ASCII «; ascll%;» соответствует символу «;CHR$(ascii%)

Получение ASCII-кода символа.


Выделение левых крайних символов строки.


Выделение правых крайних символов строки.


Выбор подстроки.


Получение строчных символов.


Получение заглавных символов.

Пример:
‘UCASE$
PRINT UCASE$ («hut of brown now sit down»)

Устранение ведущих пробелов.


Создание строки из пробелов.

Пример:
DIM leer$
leer$-SPACES$(45) PRINT LEN(leer$)

Преобразование строки в число.

Пример:
PRINT VAL(«234.23) PRINT VAL(«Hallo») PRINT VAL(«43D12)

Математические вычисления.


Абсолютное значение числа.


Тригонометрические функции.


SIN (угол)Функция синус угла
COS (угол)Функция косинус угла
TAN (угол)Функция тангенс угла
ATN (арифм.выраж.)Функция арктангенс угла

Функция вычисления экспоненты.


Вычисление натурального логарифма.

Пример:
‘Функция LOG
DIMx!
CLS
INPUT «Задать аргумент функции «,х!
PRINT «ln(«;x!;»)-«; LOG(x!)
‘проверка
PRINT «так как е^»; LOG(x!); «-х- «; EXP(LOG(x!))

Преобразование к типу INTEGER.


Выделение целой части числа.


Извлечение квадратного корня.


Определение знака числа (функция сигнатуры).


Преобразование числа в строку.


Массивы в QBASIC.

Dim artpi1!, artpr2. artpr20!
Ввод данных выглядит примерно так:
INPUT «Artpri «,artpr1!
INPUT «Artpr 20 «,anpr20!
Перечень подобных примеров можно продолжить (вывод наименований товаров, суммирование цен, стирание старых цен и т.п.). Значительно удобнее в подобных случаях вместо 20 отдельных полей данных использовать массив из 20 элементов и отдельный элемент идентифицировать с помощью числового индекса. Причем индекс может изменятся, например, как переменная цикла. Массив объявляется командой DIM :
DIM [SHARED] Переменная [Размерность]
В отличие от объявления простых переменных появляется новая спецификация — размерность. В ней указывается максимальное значение индекса массива. В программе для выбора элемента из массива используется индекс. При программировании вышеописанного примера отчетливо видны преимущества применения массивов.
Пример:
‘Упражнение с использованием массива
DIM artpr!(1 TO 20) ‘массив цен
DIM 1% ‘индекс-переменная
CLS
‘Ввод цен для 20 наименований товаров
FOR i%-1 T0 20
PRINT «Ввести стоимость «; 1%; «-го товара»;
‘Ввод в элемемент массива с индексом 1% INPUT «»,artpr(l%)
NEXT I %
‘Вывод 20 наименований
CLS
‘Вывод в строку
‘суммы, количества, среднего значения, Max, Min

Пример:
‘Использование трехмерных массивов
DIM zahl%(1 TO 10, 4 ТО 16, 6 ТО 30)
zahl%(1,5,23)=13
PRINTzahl%(1,523)

Функции и процедуры, определенные пользователем.


Собственные функции.

Покажем создание функции извлечения корня, упомянутой в главе «Математические вычисления», функция должна извлекать из числа корень любой степени. Начнем с главной программы:
‘Главная программа для функции извлечения корня
DIM argument!, wurz%
CLS
DO
INPUT «Ввести аргумент: «, argument!
INPUT «Ввести степень корня: «, wurz%
LOOP WHILE argument!
PRINT
PRINT wurzel!(argument!, wurz%)
‘Конец главной программы

Собственные процедуры.

‘Программа, иллюстрирующая понятие процедуры PRINT «A»
PRINT «В»
PRINT «B1»
PRINT «B2»
PRINT «С»
PRINT «В»
PRINT «B1»
PRINT «B2»
PRINT «erf»
PRINT «B»
PRINT «B1»
PRINT «B2»
PRINT «ugh»
‘Конец программы

Задайте в программе команду «SUB beispiel» и получите пустой шаблон процедуры: Внесите туда операторы, которые повторяются в главной программе. Теперь достаточно из главной программы вызвать процедуру там, где это требуется. Таким образом, получаем новый вариант программы в таком виде:

Другие операторы.


Обработка даты компьютера.


Обработка компьютерного времени.

Пример:
DIMtlmS
PRINT TIME$
Tim$=TIME$
TIME$-«12:12:00″»
PRINT «Предшествующее время:»; tlm$;последующее время: «;TIME$

Обмен значениями.

Пример:
‘Программа для демонстрации SWAP
DIMa%,b%,aS,bS
а%=1
b%=4
a$= «А»
b$=»B»
SWAPa%,b%
SWAP aS, bS
PRINT «a%-«; a%, «b%-«; b%, «aS-«; aS, «bS»; bS

Опрос клавиатуры.

Пример 1:
‘INKEY$ для программных прерываний
CLS
PRINT «Для продолжения нажать любую клавишу»
DO WHILE INKEY$-«»
LOOP
PRINT «Спасибо!»
‘Конец программы

Из этого примера видно, что специальные клавиши отличаются тем, что их коды состоят из двух символов.

Установка цветов экрана.


Работа с файлами.


Введение и основные функции.

Функция EOF
Функция EOF (Номер_файла) применяется с аргументом Номер_файла и возвращает логическое значение «истина», если достигнут конец файла, и «ложь» — в противном случае.

Отдельные записи файла считываются одним из вариантов команды INPUT. Ранее было рассмотрено считывание данных с клавиатуры и запоминание полученной информации в переменных. Для того чтобы читать данные из файла, следует применять оператор INPUT в таком виде:
INPUT #Номер_фаила, Поле_данных_1 [,Поле_данных_2]. [,Поле_данных_n]
‘Работа с файлами
‘Программа для последовательного чтения адресов
‘Объявление полей данных
DIM nachname$, vornameS, strasse$, plz$, ort$, telefon$,stichwort$
‘Открыть файл в режиме INPUT
OPEN «adresse.asc FOR INPUT AS #1
CLS
‘Читать файл до тех пор, пока функция EOF не примет
‘значение «ложь» (0)
DO UNTIL EOF(1)
‘0 до тех пор, пока не достигнут конец файла
‘Читать запись
INPUT #1,nachname$,vornamee$,strasse$,plz$,ort$,telefon$, stichworrtS
‘Вывести на экран
PRINT nachname$,» «; vorname$; » «; strasse$
PRINT plz$; » «; ort$, » «, telefonS; » «; stichwort$
PRINT LOOP
‘Закрыть файл CLOSE *1

Работа с адресами в справочнике.

Ну что теперь мы имеем рамочку в центре экрана и внутри написано ОК. Далее. Во первых нам нужен обработчик клавиш для передвижения по меню, а во вторых требуется составить алгоритм прорисовки экрана после каждого нового перехода от одного пункта к другому. Попробуйте составить программу самостоятельно

Обработка ошибок.

‘Программа, при выполнении которой возможна ошибка
DIM a!
INPUT «Введите, пожалуйста, число «,а!
PRINT 5000 / а!
‘Конец программы

Эта программа работает до тех пор, пока в качестве входной информации не будет введен нуль. При вводе «нуля» диагностируется ошибка (Run-time error), так как операция деления на нуль недопустима. Такая ситуация должна быть предупреждена программистом введением контроля над вводимым числом. Однако имеется целый ряд ситуаций, приводящих к ошибкам, которые нельзя устранить, используя контроль вводимых данных. Рассмотрим следующий пример: Вызовите программу, не включив принтер. Вы получите сообщение об ошибке (Run- time error). To же самое произойдет, если Вы выключите принтер (или установите его в режим «OFFLINE») в то время, когда программа пытается передавать ему данные. Рассмотрим методы, которые позволяют программе реагировать на такие ошибки.
Оператор ON ERROR GOTO
Определяет подпрограмму обработки ошибок и имеет формат:
ON ERROR GOTO Метка
Если в процессе выполнения программы произошла ошибка, то оператор ON ERROR GOTO передаст управление на определенную метку. При этом стандартный метод обработки ошибок выполнения QBASIC блокируется. Подпрограмма обработки ошибок всегда должна завершаться оператором RESUME NEXT. Точное значение этого оператора будет объяснено ниже.
‘Программа с ошибкой деления
ON ERROR GOTO FehlerHandler
PRINT «Вывод проведенных вычислений»
‘строка-провокатор
PRINT 1000/0
END ‘здесь основная программа кончается
‘Конец программы
‘начало собственной программы обработки ошибок
FehlerHandler:
PRINT «Найдена ошибка»
PRINT RESUME NEXT

Графические возможности Basica


Переход в графический режим экрана


Параметры некоторых режимов(для VGA мониторов).


Операторы, реализующие графику

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *