какие знаки должны быть представлены на оси колесной пары
В Поездку
Все для локомотивной бригады
12. Маркирование и клеймение колесных пар и их составных частей
Колесные пары после формирования, ремонта и освидетельствования подвергают маркировке. Знаки и клейма маркировки должны быть высотой от 6 до 10 мм.
12.1 При формировании, ремонте и освидетельствовании колесных пар применяются следующие знаки и клейма:
12.2 Новые составные части колесных пар, поступающие на предприятия, должны иметь следующие четко обозначенные знаки и клейма (маркировку), предусмотренные стандартами и техническим условиями;
Рис. 24 Знаки маркировки и клейма на черновой оси колесной пары
1 — две последние цифры года изготовления, 2 — номер плавки, 3 —условный номер предприятия — изготовителя 4 — порядковый номер оси, 5 — клейма службы технического контроля предприятия-изготовителя и заказчика.
Рис. 25 Знаки маркировки и клейма на правом торце оси колесной пары с подшипниками скольжения и качения без торцового крепления гайкой
Рис. 26 Знаки маркировки и клейма на правом торце оси колесной пары с подшипниками качения с торцовым креплением гайкой
Рис. 27 Знаки маркировки и клейма на правом торце оси колесной пары с подшипниками качения с торцовым крепление шайбой
В соответствии с рисунками 25, 26, 27 в зоне I наносят знаки маркировки и клеймения при изготовлении оси, в зоне II- при формировании колесной пары, в зоне III- при переформировании колесной пары:
Рис. 28 Знаки маркировки и клейма на наружной грани бандажа
На импортных бандажах наносятся следующие знаки: знак фирмы, две последние цифры года изготовления, номер плавки, номер бандажа. При сквозной нумерации плавок (не по годам) год изготовления не наносится. Порядковый номер бандажа отдельными фирмами не наносится.
Рис. 29 Знаки маркировки и клейма на наружном торце ступицы центра
Рис. 30 Знаки маркировки и клейма наружной боковой поверхности обода цельнокатаного колеса
Рис. 31 Знаки маркировки и клейма зубчатого колеса и венца
а) на зубчатом колесе; б) на венце зубчатого колеса:
12.3 При обработке осей и венцов зубчатых колес перенос знаков с необработанной поверхности на торец оси и боковую грань венца производится под контролем ОТК на заводе, а в ремонтных депо — под контролем приемщика локомотивов и МВПС.
Перенос знаков и правильность обработки и состояния осей соответствию технической документации удостоверяется постановкой клейма работника ОТК и представителя заказчика («Серп и молот») с постановкой условного номера, присвоенного предприятию, производившему обработку.
12.4 Новые оси, бандажи, цельнокатаные колеса, центры, венцы и зубчатые колеса, поступающие от заводов-изготовителей без приемочных клейм инспектора-приемщика, а также с неясной маркировкой, браковать с представлением рекламации.
12.5 Клеймение колесных пар могут производить только работники, имеющие право производить освидетельствование колесных пар.
12.7 При полном освидетельствовании колесных пар на левом торце осей ставятся знаки и клейма (рисунок32). Впереди вышеуказанных клейм при смене бандажа дополнительно ставится клеймо «СБ», а при перепрессовке одного из колесных центров (цельнокатаного колеса) — клеймо «ЛД» или «ПД» в зависимости от того, с какой стороны колесной пары перепрессовывался колесный центр.При перепрессовке зубчатого колеса – клеймо «ЛЗД» или «ПЗД» — левого или правого зубчатого колеса.
При сборке колесной пары тепловым методом после распрессовки – клеймо «ЛДТ» или «ПДТ» — левого или правого колесного центра (цельнокатаного колеса), клеймо «ЛЗДТ» или «ПЗДТ» — левого или правого зубчатого колеса.
12.8 После постановки клейм торцы осей с торцовым упором необходимо обработать. Параметр шероховатости поверхности Ra должен быть не более 1,25 мкм.
Запрещается заварка или зачеканка знаков и клейм изготовления на правом торце оси. Они должны сохраняться на все время эксплуатации оси, а клейма формирования (переформирования) колесной пары должны сохраняться до следующего переформирования.
При заполнении всех секторов левого торца оси производится зачистка знаков предыдущих полных освидетельствований или механическая обработка.Далее торец вновь используется для постановки знаков полного освидетельствования колесной пары. Если при этом не производится перепрессовка колесного центра (цельнокатаного колеса) и на торце оси имеются клейма о ранее производившейся перепрессовке, последнее необходимо сохранить до следующей перепрессовки соответствующего центра (цельнокатаногоколеса).
Рис. 32 Знаки и клейма на левом торце оси колесной пары
а) тепловозов с торцевыми упорами качения; б) тепловозов с торцевым упором скольжения; в) электровозов и МВПС на подшипниках качения без торцевого упора;
12.9 При ремонте и освидетельствовании колесных пар в условиях ремонтных депо нигде и никаких клейм ставить не требуется, за исключением ремонтных депо, которые производят полное освидетельствование и ремонт колесных пар со сменой составных частей.
12.10 Колесные пары, не имеющие на осях клейм и знаков завода-изготовителя, или при неясности имеющихся клейм и знаков разрешается эксплуатировать при условии, что на осях имеется знак переформирования. При неясностиили отсутствиизнаков и клейм формирования см. пункт 4.1 таблицы 9.
12.11 Инспекторы-приемщики на заводах клейма «Серп и молот» получают непосредственно от ОАО «РЖД». Остальные знаки и клейма изготавливаются или заказываются непосредственно ремонтными предприятиями и выдаются соответствующим работникам под расписку.
12.12 Каждая выдача знаков и клейм записывается в прошнурованную книгу с указанием даты, наименования пункта, наименования знаков и клейм, фамилии и должности лиц, получивших знаки и клейма. Клейма, знаки и книга их учета хранятся в сейфе или металлическом запираемом ящике.
12.13 Запрещается передача знаков и клейм одного ремонтного предприятия другому, а также выдача их работникам, не имеющим удостоверения на право производства освидетельствования колесных пар.
12.14 Притупившиеся или сломанные знаки и клейма приводятся в полную негодность стачиванием их на наждачном круге и списываются, о чем делается отметка в книге регистрации выдачи знаков и клейм против ранее сделанной записи об их выдаче.
На приведенные в негодность клейма «Серп и молот» составляется акт. Получение от ОАО «РЖД» новых клейм взамен пришедших в негодность производится с обязательным предъявлением указанного акта.
Знаки и клейма колесных пар
Новые элементы колесных пар, поступающие на ремонтные пункты, должны иметь четко обозначенные знаки и клейма, предусмотренные стандартами и Инструкцией по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава.
Необработанные оси на средней или на подступичной части имеют знаки и клейма изображенные на рис. 4.8, которые обозначают:
Рис. 4.8. Знаки и клейма на необработанной оси колесной пары
После обработки ось колесной пары подвергают ультразвуковому и магнитному дефек- тоскопированию. Затем на правом и левом торце оси ставят клейма (рис. 4.9), которые обозначают:
Рис. 4.9. Клейма на оси колесной пары
Рис. 4.10. Знаки и клейма
У бандажных колес клейма ставят на наружном торце ступицы колесного центра и на наружной грани бандажа, а у прицепных вагонов электропоездов — на наружной боковой поверхности обода цельнокатаного колеса (рис. 4.10):
На импортных бандажах наносятся следующие знаки: знак фирмы, две последние цифры года изготовления, номер плавки, номер бандажа. При сквозной нумерации плавок (не по годам) год изготовления не наносится. Порядковый номер бандажа отдельными фирмами не наносится;
Каждая выдача знаков и клейм записывается в пронумерованную книгу с указанием даты, наименования пункта, наименования знаков и клейм, фамилии и должности лиц, получивших знаки и клейма. Клейма, знаки и книга их учета хранятся в сейфе или в металлическом запираемом ящике. Запрещается передача знаков и клейм одного ремонтного пункта другому, а также их работникам, не имеющим удостоверения на право производства освидетельствования колесных пар.
Знаки и клейма на торцах шеек оси колесных пар
Знаки и клейма на торцах шеек оси колесных пар
При формировании колесных пар из новых элементов, а также при ремонте со сменой элементов на торце оси с правой стороны наносят соответствующие знаки и клейма (рис. 5.4).
Знаки и клейма, наносимые на торцы шейки правой стороны колесной пары (см.рис. 5.4): 1 — знак формирования; 2— клеймо ОТК; 3 — условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару; 4— приемочные клейма ОАО «РЖД»; 5—дата формирования; 6 — клейма, относящиеся к изготовлению оси.
Правой стороной колесной пары и оси считается сторона, на торце которой выбиты знаки и клейма, относящиеся к изготовлению оси.
После опробования ступиц колес на сдвиг на торце оси с правой стороны колесной пары наносят знак опробования на сдвиг 6 (рис. 5.5) (две последовательно поставленные буквы ФФ), условный номер завода или ВКМ 4, дату опробования на сдвиг 3, приемочные клейма ОАО «РЖД» 7. Опробование на сдвиг производится при наличии у колесной пары признаков ослабления колес на осях.
На рис. 5.5; 1 — знак формирования; 2, 4, 8 — условные номера заводов или ВКМ; 3 — дата формирования (месяц, год); 5, 7— приемочные клейма ОАО «РЖД»; 6 — знак опробования на сдвиг (две буквы ФФ); 9 — дата освидетельствования; 10 — буквы РК и дата установки привода.
Таким образом, на торце правой стороны оси колесной пары наносятся знаки и клейма, относящиеся к:
• формированию колесной пары;
• опробованию на сдвиг.
На рис. 5.6: 1 — условный номер предприятия, производившего монтаж буксовых узлов и полное освидетельствование колесной пары; 2 — знак монтажа буксовых узлов; 3 — дата монтажа.
На торце с левой стороны оси колесной пары наносятся знаки и клейма (см.рис.5.6):
• при монтаже буксовых узлов на предприятиях, которые не производили формирование колесных пар;
• при полном освидетельствовании колесной пары (полное освидетельствование колесной пары производится при формировании колесных пар и ремонте со сменой элементов, при опробовании ступиц колес на сдвиг, при полной ревизии букс, после схода вагона с рельсов, крушений и аварий поездов и др.).
Маркировка, и клеймение колесных пар и их элементов.
При ремонте, новом формировании и полном освидетельствовании колесных пар применяются следующие знаки и клейма:
— клеймо в форме прямоугольника с закругленными углами, указывающее присвоенный условный номер ремонтному пункту, которому разрешено производить: изготовление элементов, новое формирование и полное освидетельствование;
— цифры и буквы для обозначения даты (месяца и две последние цифры года) и других данных. Цифры и буквы должны быть высотой от 6 до 10 мм, согласно действующим стандартам, техническим условиям и чертежам;
— клеймо приемки («Серп и молот») или прямоугольник с номером и серпом и молотом;
— клеймо контрольного мастера службы технического контроля, требования к клейму службы технического контроля устанавливаются заводом (ремонтным пунктом), производящим ремонт;
— клейма в форме круга с буквами «Ф», «ФТ», «ТК», «ТЗ», обозначающие формирование новой колесной пары прессовым, тепловым или комбинированным методом;
— клеймо в форме круга с буквой «Б», обозначающее динамическую балансировку колесной пары;
— клеймо в форме круга с буквой «Д», обозначающее переформирование колесной пары (распрессовка с оси всех элементов);
— клеймо в форме круга с буквами «ЛД», обозначающее перепрессовку левого, а с буквами «ПД» — правого колесного центра или цельнокатаного колеса;
— клеймо в форме круга с буквами «СБ», обозначающее смену бандажей;
— клейма и знаки, обозначающие межоперационную, внутрицеховую, межцеховую приемку элементов колесной пары, вид и порядок применения которых устанавливаются приказом руководителя предприятия. Эти клейма и знаки не должны ставиться в местах, предусмотренных для расположения знаков и клейм, установленных настоящим руководством.
Новые элементы колесных пар, поступающие на ремонтные пункты, должны иметь следующие четко обозначенные знаки, клейма и маркировку:
Необработанные (в черном виде) оси на средней или подступичной части – в соответствии с рис.1.
Окончательно обработанные оси на правом торце – в соответствии с рис. 2, 3
Рис. 2.– Знаки и клейма на правом торце оси колесной пары:
Рис. 3 – Знаки и клейма на правом торце оси колесной пары локомотива с внутренними буксовыми шейками, а также колесных пар электровозов с наружными буксовыми шейками на подшипниках скольжения и колесных пар тепловозов с торцовыми упорами качения:
Бандажи на боковой наружной грани бандажа – в соответствии с рис. 4
Рис. – 4 Знаки и клейма на наружной грани бандажа. 1 – условный номер предприятия изготовителя, 2 – год (две последние цифры) изготовления, 3 – марка бандажа, 4 – клейма приемки, 5 — номер плавки, 6 — порядковый номер бандажа по системе нумерации предприятия-изготовителя.
На импортных бандажах наносятся следующие знаки: знак фирмы, две последние цифры года изготовления, номер плавки, номер бандажа. При сквозной нумерации плавок (не по годам) год изготовления не наносится. Порядковый номер бандажа отдельными фирмами не наносится.
Литые центры на наружной стороне ступицы или диска – в соответствии с рис. 5
Цельнокатаные колеса на наружной боковой поверхности обода – в соответствии с рис. 6.
Зубчатое колесо или венец локомотива – в соответствии с рис. 7.
При обработке осей и венцов зубчатых колес перенос знаков с необработанной поверхности на торец оси и боковую грань венца производит служба технического контроля на заводе, а в локомотивных депо — приемщик локомотивов.
Перенос знаков и правильность обработки и состояния осей соответствию технической документации удостоверяется постановкой клейма контрольного мастера службы технического контроля и приемщика («Серп и молот») с постановкой условного номера, присвоенного пункту, производившему обработку.
Клеймение колесных пар имеют право производить: начальники, заместители начальников, технологи и мастера колесных цехов, начальники службы технического контроля и мастера службы технического контроля колесных цехов, заводские инспектора-приемщики и приемщики локомотивов в депо, заместители начальников депо по ремонту и главные инженеры заводов и депо, мастера цехов периодического ремонта в депо.
При формировании колесных пар и смене оси, необходимо наносить клейма и знаки на торце оси (или цилиндрическом пояске конца оси с торцовым упором) колесной пары (рисунки 2, 3, 8). Впереди вышеуказанных клейм при смене бандажей дополнительно ставится клеймо «СБ» (кроме формирования).
Сторона колесной пары, на торце оси которой находятся знаки и клейма, относящиеся к изготовителю оси, считается правой.
При смене зубчатого колеса или венца на них наносятся знаки и клейма рис.7, позиции 6 – 9.
Рисунок 8 – Знаки и клейма на левом торце оси колесной пары:
После постановки клейм торцы осей с торцовым упором необходимо обработать.
Запрещается заварка или зачеканка знаков и клейм изготовления и формирования на правом торце оси. Они должны сохраняться на все время эксплуатации оси, а клейма формирования (переформирования) колесной пары должны сохраняться до следующего переформирования.
При заполнении всех секторов левого торца оси производится заварка знаков предыдущих полных освидетельствований и после тщательной зачистки или механической обработки торец вновь используется для постановки знаков полного освидетельствования колесной пары. Если при этом не производится перепрессовка колесного центра (цельнокатаного колеса) и на торце оси имеются клейма о ранее производившейся перепрессовке, последнее необходимо сохранить до следующей перепрессовки соответствующего центра (цельнокатаного колеса).
Колесные пары, не имеющие на осях клейм и знаков завода-изготовителя, или при неясности имеющихся клейм и знаков разрешается эксплуатировать при условии, что на осях имеется знак «Д».
Колесную пару, принятую после ремонта, формирования или полного освидетельствования окрашивают в соответствии с требованиями ремонтных чертежей.
Окраску производят:
1. Средней части оси – предподступичных и подступичных частей оси, между лабиринтными кольцами и ступицами колес, а также открытые поверхности оси между центрами и подшипниковыми узлами осевых редукторов – эмалью черного или темно-серого цвета.
2. Наружных граней бандажей – эмалью белого цвета.
3. Контрольных полос шириной 25 мм:
— на бандаже по всей его толщине – эмалью красного цвета;
— на ободе центра (в продолжение полосы на бандаже) по всей его толщине – эмалью белого цвета.
4. Контрольных полос шириной 10 мм:
— на бандаже с наплавленными гребнями – эмалью зеленого цвета с левой стороны от красной полосы (при расположении контрольных полос в зоне контакта бандажа с рельсом);
— на бандаже с упрочненными гребнями – эмалью желтого цвета с правой стороны от красной полосы (при расположении контрольных полос в зоне контакта бандажа с рельсом).
У колесных пар, подкатываемых под локомотив при текущих ремонтах ТР-2 и ТР-3, разрешается окрашивать только наружные грани бандажей.
Какие знаки должны быть представлены на оси колесной пары
ДИРЕКЦИЯ СОВЕТА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
Согласовано Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (Протокол от 4-6 сентября 2012г.) | Утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от «16-17» октября 2012 г. № 57) |
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА» (ОАО «ВНИИЖТ»)
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
КОЛЕСНЫХ ПАР С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 (1524 мм)
РАЗРАБОТАН
Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)
ПРЕДСТАВЛЕН
Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)
УТВЕРЖДЕН
СОВЕТОМ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ОТ «16-17» октября 2012 г. № 57
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 2013 года
ВЗАМЕН
ЦВ/3429 и 3-ЦВРК в части ремонта и технического обслуживания колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
28. МАРКИРОВАНИЕ И КЛЕЙМЕНИЕ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
28.1 Колесные пары и их элементы должны иметь знаки маркирования и клейма, относящиеся:
— к изготовлению осей, предусмотренные ГОСТ 31334;
— к изготовлению колес, предусмотренные ГОСТ 10791;
— к формированию колесных пар, предусмотренные ГОСТ 4835;
— к проведению текущего, среднего и капитального ремонтов, а также восстановлению профиля поверхности катания колес, предусмотренные настоящим РД.
28.3 Клейма и знаки маркировки, относящиеся к изготовлению оси, наносятся на торец оси (рисунок 28.2). Сторона оси, на торце которой выбиты клейма и знаки маркировки, относящиеся к ее изготовлению, считается правой стороной оси (колесной пары).
28.4 Клейма и знаки маркировки, относящиеся к изготовлению колеса, наносятся на наружную боковую поверхность обода колеса (рисунок 28.3).
28.5 Клейма и знаки маркировки, относящиеся к новому формированию или проведению капитального ремонта колесной пары, наносятся на торце оси правой стороны колесной пары (рисунок 28.4);
28.6 Клейма и знаки маркировки, относящиеся к проведению среднего о ремонта колесной пары, наносятся:
28.6.1 на торце оси с левой стороны колесной пары (рисунок 28.5); ось типа РУ1 оси типа РУ1Ш или РВ2Ш
28.6.2 на бирке, устанавливаемой под левый верхний болт крышки крепительной с правой стороны колесной пары, оборудованной буксовыми узлами с подшипниками в корпусах букс (рисунок 28.6).