какие знаки пдд должны знать дошкольники
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста
Ляйле Мулкоманова
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«Красный человечек – стоим, зеленый человечек – идем».
В большинстве семей с этой фразы родители начинают объяснять правила дорожного движения своим детям. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Поэтому сегодня этот вопрос стал еще более актуальным и острым. А значит, ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников.
Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Что же должен усвоить ребенок, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице?
Сюда относится много факторов. Дети должны научиться понимать, что является участником дорожного движения, какие бывают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток). Маленькие пешеходы должны знать правила движения по тротуарам и обочинам и правила перехода проезжей части. Немаловажным в процессе обучения правил дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. И главное, что дети должны запомнить и понять – это то, что они ни в коем случае не должны выходить на прогулку без взрослых. В случае, когда обучением занимаются родители, оптимальным будет вариант ненавязчивых рассказов в процессе прогулок, наглядно используя дорожные ситуации. Ребенку нужно своими словами рассказывать о правилах дорожного движения и только в тех объемах, какие он способен усвоить. Идя по улице с малышом, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу, нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить и том, как и где нельзя этого делать. Эффективно на процесс восприятия ребенком информации о правилах движения будет влиять указание на пешеходов или водителей, которые эти правила нарушили.
Очень важным моментом в обучении дошкольников правилам дорожного движения являются и развитие пространственного представления и представления о скорости движения. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимая такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также малышу необходимо правильно воспринимать и скорость движения, как транспорта,так и пешеходов: быстро, медленно, поворачивает, останавливается.
В процессе обучения очень важно не пугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность или невнимательность. Нужно наоборот, развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным методом обучения детей правилам дорожного движения является также чтение им стихов, загадок, детских книжек, посвященных безопасности движения. Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или воспитатели дошкольных образовательных учреждений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Правилабезопасного поведения на улице:
На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.
Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу.
Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.
Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть.
Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.
ПОМНИТЕ! Все взрослые являются примером для детей!
Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Конспект занятия в подготовительной группе «Дорожные знаки»
Наталья Янышевская
Конспект занятия в подготовительной группе «Дорожные знаки»
Конспект занятия в подготовительной группе «Дорожные Знаки»
Цель: Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса.
Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни. дать представления о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей обстановке.
Материал: Карточки с различными видами дорожных знаков: предупреждающих, запрещающих, указательных, предписывающих;
Предварительная работа: Беседа о городе, рассматривание дорожных знаков; дидактические игры «Осторожный пешеход», «Азбука дорожных знаков», «Умные машины», «; чтение художественной литературы по теме ПДД; знакомство с дорожными знаками в повседневной жизни.
На дорогах знаков много,
Их все дети должны знать!
И все правила движения
Должны точно выполнять.
Воспитатель: Ребята, а что нам помогает ориентироваться на дорогах?
Дети: Специальные знаки.
Воспитатель: Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чем он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.
Воспитатель: Все дорожные знаки делятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные и знаки сервиса (обслуживания)
Бывают «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход». Пешеход должен переходить дорогу только по этим переходам.
Они предупреждают о чем — то Знак «Пешеходный переход». Предназначен он только для водителей: предупреждает о том, что впереди пешеходный переход. Получив такое предупреждение, водитель должен быть очень внимательным. Но пешеходам переходить дорогу по этому знаку нельзя.
Знак «Дорожные работы» : предупреждает о том, что впереди на проезжей части, обочинах, тротуарах ведутся работы. За этим знаком могут оказаться ямы, строительные материалы, машины и механизмы.
Знак «Дети» устанавливают у школ и детских парков. Водители и пешеходы здесь должны быть особенно осторожны.
Всем пешеходам нужно запомнить знак «Движение пешеходов запрещено». Это единственный запрещающий знак, который относится только к пешеходам. Пешеход, изображенный на этом знаке, перечеркнут красной чертой.
Игра «Что будет, если…»:
А теперь давайте поиграем в игру Я вам буду сдавать вопросы, а вы — на них отвечать.
Воспитатель: Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?
Дети: Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса.
Воспитатель. Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
Дети. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением.
Воспитатель. Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?
Дети. Водитель поедет на красный свет и собьёт пешехода.
Воспитатель. Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?
Дети. Его автомобиль столкнётся с другим автомобилем, который двигается правильно — по правой стороне.
Физкультминутка. «Постовой»
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте).
Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз).
Здесь машины едут прямо (руки перед собой).
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны).
Посмотрите, улыбнулся (руки на пояс).
Приглашает нас идти (шагаем на месте).
Вы машины, не спешите (хлопки руками).
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте).
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель. Предлагаю нам всем вместе поиграть, слушайте внимательно вопросы и дружно отвечайте.
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.
— Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?
— Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
— Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,
— А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит?
— Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?
— Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
— Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Воспитатель: Я буду загадывать загадку и показывать дорожный знак а вы давать его правильное название.
По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает?
Дай машине тихий ход…. (пешеходный переход)
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали вкруг?
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу.
Словно мы на карусели!
Здесь дороги нет прямой. (круговое движение)
Коль водитель вышел весь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб, не нужная ему,
Не мешала никому. (Знак «Место стоянки» Р)
Я на мыл в дороге рук,
Заболел и вижу пункт
Путь не близок на беду
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный пункт …. (питания)
Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу (Знак «Главная дорога»)
Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
Рядышком бензоколонка!» (Знак «Автозаправочная станция»)
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Знак «Место остановки автобуса»)
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича! (Знак «Въезд запрещен»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
Итог:
— С какими группами знаков мы познакомились?
-Какая главная задача всех знаков?
Я желаю вам быть внимательными на улицах нашего города.
Сколько знаний вдоль дорог
Их обязан твёрдо знать,
Чтоб домой добраться.
Компьютерная игра по ПДД «Какой знак лишний?» Данное пособие предназначено для детей старшего возраста. Основная цель пособия: ознакомление и закрепление основных групп дорожных знаков:.
Как объяснять дошкольникам правила дорожного движения?
Мы живем в мире, который населяют свыше 7 миллиардов людей, и примерно каждый 7-й житель водит машину. При таком изобилии транспортных средств знать ПДД нужно даже дошкольникам. Родитель не всегда на 100% включен в ситуацию, а для столкновения с движущимся автомобилем достаточно доли секунды. Рассказывать, как безопасно перейти дорогу, нужно начиная с 3-4 лет. К школе ребенок должен знать правила поведения пешехода назубок. Но что делать, если таких знаний еще нет или они недостаточны?
Когда и как изучать ПДД
Еще с пеленок дети стремятся копировать взрослых. Поведение мамы и папы на дороге – главный пример, который «откладывается на подкорке». Если родители нарушают правила (в спешке, по невнимательности), ребенок бессознательно будет действовать так же вне зависимости от того, знает он ПДД или нет. Поэтому первый и главный урок, который могут преподать взрослые детям, – показать на деле, что они сознательные пешеходы.
Когда начинать изучать с ребенком ПДД? Читать всевозможные стишки, слушать песенки, смотреть мультики о поведении на дороге можно уже с 1 года. С 3-4 лет следует проводить разъяснительные беседы. Например, говорить с ребенком на тему того, что для полной остановки автомобилю понадобится время, что он не умеет мгновенно тормозить. Еще в период посещения детского сада малыш должен усвоить, что такое дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор – и как ими пользоваться.
Как помочь дошкольнику усвоить ПДД? С детьми 3-7 лет уроки проводятся в игровой форме и с наглядными примерами – так материал быстрее и полнее усваивается. Кроме того, важно учитывать восприятие мира, характерное для этого возраста, уровень возможностей психики.
Нужно учитывать специфику поведения ребенка в опасной ситуации. Девять из десяти детей при виде несущегося на них автомобиля впадают в ступор и закрывают лицо руками. Десятый бросается в паническое бегство, чаще всего прямо под колеса машины. Поэтому, каким бы ни был смышленым малыш, переводить через дорогу его должен взрослый, крепко держа за руку.
Список правил
Знания сигналов светофора и зебры для дошкольника недостаточно, картина дороги от этого не будет полной. Нужно объяснить малышу, какие виды транспорта бывают, как они передвигаются, поговорить с ним о предназначении тротуаров, подземных переходов, о полосах движения.
5 правил дорожного движения для дошкольников:
Опасные ситуации на дороге
В одночасье на проезжей части находится от нескольких десятков до сотен людей. Даже если один из них совершит ошибку, может случиться ДТП. Это человеческий фактор, и ребенок должен о нем знать.
Вот наиболее опасные неожиданности, с которыми можно столкнуться на дороге:
Стихи, загадки, песни по теме
Существует немало детских печатных изданий, по которым можно учить детей дошкольного возраста ПДД. Например, пользуется популярностью книга С. Волкова «Про правила дорожного движения», А. Усачева с аналогичным названием. Интересны на тему дорожных правил стихи И. Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть».
Пример стихотворения для дошкольников:
Всем ребятам умным ясно:
Где дорога – там опасно!
Отыщи-ка, пешеход
Черно-белый переход!
Не горит зеленый свет?
Светофора вовсе нет?
Что такое? Как же так?
Посмотри на синий знак.
Человечек в нем идет?
Значит, это – переход.
У дороги смирно встань,
Не беги, не хулигань,
Маму за руку бери,
Вправо-влево посмотри!
Приглашает переход:
— Проходи по мне вперед!
В стихах есть рифма и поэтому они легче запоминаются ребенком. Вот еще один стихотворный вариант ПДД для дошколят:
Быстрая в горе езда? – Да.
Правила знаешь движения? – Да.
Вот в светофоре горит красный свет,
Можно идти через улицу? – Нет.
Ну, а зеленый горит, вот тогда
Можно идти через улицу? – Да.
Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается? – Нет.
Старушка, преклонные очень года,
Ты место в трамвае уступишь ей? – Да.
После нескольких прочтений отвечать «да» или «нет» будет сам ребенок. Для закрепления материала очень хорошо слушать песни А.Усачева, А.Пинегина «Дорога не тропинка» и «Этот мир состоит из пешеходов» из сборника детских песен.
Полезно и очень увлекательно загадывать малышу загадки. Пример:
Иллюстрированные инструкции
Известно, что человек обладает несколькими видами памяти. Помимо слуховой, есть еще тактильная и зрительная. Детей дошкольного возраста рекомендуется обучать по картинкам. Яркие иллюстрации вызывают интерес, и даже если какие-то слова взрослого малыш прослушал, в памяти отложится изображение.
Пример картинки, которая подходит для занятия по изучению ПДД для дошкольника:
4 варианта игры
Редкий ребенок будет долго сидеть за книжками и слушать стихи. Тем более если за окном пригревает солнышко и песочные дела ждут. Не стоит расстраиваться или раздражаться на невнимательность. Можно поиграть с ребенком в интересную игру в ПДД, от которой он наверняка не откажется. Лучше всего ее проводить на улице с другими ребятишками, во дворе или детском саду.
Итак, приведем 4 варианта обучающих игр.
Говорить о ПДД с ребенком нужно часто, не эпизодически. Переходя дорогу, стоит обратить внимание малыша на сигнал светофора. С детьми постарше можно попробовать поменяться ролями – он взрослый, переводит через дорогу маленького папу или маму.
Учить ПДД никогда не рано. При игровом методе обучения ребенок впитает информацию очень скоро. Дальше – дело повторения. Помимо вышеуказанных способов, для закрепления материала можно делать с малышом поделки: лепить из пластилина светофор, зебру, знаки, делать макеты из картона, аппликации. Это не менее интересно, чем катать машинки и расчесывать кукол. Тем более что на кону стоит безопасность ребенка.
Формирование знаний о дорожных знаках у детей 6–7 лет
Елена Кудряшова
Формирование знаний о дорожных знаках у детей 6–7 лет
В Российской Федерации правила дорожного движения – это основополагающий закон, который регулирует взаимоотношение всех участников дорожного движения. Они все руководствуются разрешениями или запретами, прописанными в правилах дорожного движения.
Воспитание культуры безопасности – одно приоритетных направлений педагогики безопасности. Педагогика безопасности имеет предпосылки для выделения в новое научное направление в педагогике [2] и ставит перед собой задачи изучения закономерностей обучения, воспитания и развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности. Вслед за А. М. Новиковым, который считает, что «необходимо заново переосмыслить, что такое в современных условиях обучение, воспитание, развитие», [3] на данном этапе становления педагогики безопасности необходимо уточнить, чему учить, что воспитывать и развивать у детей, учащихся, студентов, специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.
Анализ литературы позволяет составить характеристику ребенка,обладающего культурой безопасности жизнедеятельности: это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту.
Задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях введения ФГОС ДО остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Воспитание культуры безопасности должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; воспитание у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же важно развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Необходимо формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, к различным видам труда и творчества.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.
Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожномдвижении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения, потребность в движении преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, недостаток знаний об источниках опасности, переоценка своих возможностей.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.
Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.
Чтобы обеспечить безопасность детей, им необходимо овладеть некоторыми знаниями и умениями, такими как наблюдательность, умение анализировать свои ошибки, которые привели к неприятностям, умение предвидеть возможные последствия тех или иных своих поступков, а также овладение навыками грамотных действий в случае проявления опасностей Данной проблемой занимались такие ученые, как Н. К. Иванова, Л. Г Татарникова, И. К. Топорников, З. И. Береснева, Н. Н. Поддьяков и др.
Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги,ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, Л. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина. Обобщался опыт работы дошкольных учреждений в этом направлении А. Д. Добрушиным, В. Н. Зимониной, Н. И. Клочановым, Л. А. Комлевой, Л. В. Куцаковой, Е. А. Козловской, С. А. Козловским, С. И. Мерзляковой, И. С. Окуневым, В. Н. Сахаровой.
Таким образом, основываясь на анализе теоретических источников, нами выявлено противоречие между объективной потребностью в формировании знаний о дорожных знаках у детей 6-7 лет и уровнем практической разработанности данной проблемы.Выявленное противоречие обуславливает постановку проблемы: каковы педагогические условия формирования знаний о дорожных знаках у детей 6-7 лет? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад № 10» г.Чебоксары Чувашской Республики с детьми двух групп в количестве 40 человек: 20 детей экспериментальная группа (ЭГ, 20 детей контрольная группа (КГ).
Целью констатирующего этапа стало определение уровня знаний о дорожных знаках у детей 6-7 лет.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики: беседа с детьми и показ им изображений знаков дорожного движения; диагностическое задание «Проверь себя».
Анализ полученных результатов показал, что больше половины детей показали средний и низкий уровень знаний о дорожных знаках. Дети, показавшие высокий уровень знаний, правильно назвали большое количество знаков и объяснили, для чего их применяют. Мальчики уверено рассказали о строении автомобиля, помимо основных деталей, называли и дополнительные,такие как: тормоз, сцепление и коробка переключения передач. Испытуемые со средним уровнем знаний не смогли назвать знаки «Осторожно, дети!» и «Опасный поворот», не всегда могли объяснить, для чего нужны знаки «Въезд запрещен» и «Проход закрыт» и где именно они устанавливаются. Например, знак «Осторожно, дети!» расшифровали, что нельзя бегать на дороге, а знак «Опасный поворот» как неровная дорога. Правильно отвечали на вопрос о транспорте, но не могли рассказать о правах пешеходов, говорили, что пешеход имеет право играть на проезжей части.
Констатирующий срез показал, что испытуемые имеют представления о дорожных знаках и правилах дорожного движения. Но они недостаточно точно могут называть названия дорожных знаков и объяснять для чего их используют. Они также не всегда хорошо ориентируются в правилах дорожного движения, необходимых для их возрастной группы. Поэтому у старших дошкольников нужно продолжать формировать знания о дорожных знаках.
С целью формирования знаний о дорожных знаках у детей 6-7 лет нами была разработана программа с использованием игровой деятельность.
Работа проводилась с детьми экспериментальной группы. В ней принимали участие 20 детей 6-7 лет.
При построении программы, нацеленной на формирование знаний о дорожных знаках у детей 6-7 лет,мы опирались на следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3.Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. Следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Реализация программы осуществлялось в три этапа: подготовительный; основной; заключительный. Рассмотрим их более подробно.
На первом этапе мы закрепляли ранее полученные знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках, развивали стремление правильно вести себя в транспорте и на улице. Для этого мы наблюдали за движением транспорта, рассматривали различные иллюстрации. Мы использовали плакаты на тему «Правила поведения пешеходов», карточки–дорожные знаки.
На втором этапе мы знакомили детей с назначением дорожных знаков. Познакомили с предупреждающими, указательными, запрещающими, предписывающими дорожными знаками и знаками сервиса, учили различать дорожные знаки. Для этого мы использовали дорожные знаки,
На заключительном этапе мы закрепляли знания детей о работе светофора, играя в игру «Стоп», о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора, воспитывали культуру поведения на улице, закрепляли навыки выполнения правил дорожного движения, а в конце нами была проведена викторина «Автогонщик, вперед!» и игра «Страна ПДДейка».
На контрольном этапе использовался тот же комплекс методик, что и на констатирующем этапе.
Диагностический срез выявил значительную динамику уровней сформированности знаний о правилах дорожного движения. Значительно увеличилось число детей, показавших высокий уровень знаний. Испытуемые легко и быстро отвечали на все вопросы о знаках дорожного движения, их значении.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проделанной работы.
Список использованных источников
1. Авдеева, Н. Н.Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : Детство-Пресс, 2016.
2. Вепренцева, Е. А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения / Е. А. Вепренцева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 3. – С. 19–20.
3. Немсадзе, В.Детский травматизм : книга для родителей / В. Немсадзе, Г. Амбернади. – М. : Советский спорт, 1999.
4. Никифорова, О. Дорожные знаки / О. Никифорова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 9–10.
Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста Эссе на тему: «Миссия педагога» Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители.
Формирование знаний дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством изучения дорожной грамоты Здравствуйте уважаемые коллеги. Я, Чапурина Ксения Владимировна, из Шапшинского сада «Алёнушка» воспитатель детей дошкольного возраста.
Формирование у детей дошкольного возраста знаний о народном творчестве. Музыкальное развлечение «Осенние посиделки» Формирование знаний о народном фольклоре через приобщение дошкольников к русским народным традициям. Что может быть более доступно детям,.
Формирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗ Службы всякие нужны! Службы всякие важны! А сегодня наш рассказ о службе от бед спасающей нас. Если – пожар, наводненье, обвал – Сразу.
Формирование у детей знаний о безопасных и опасных грибах в лесу. Презентация по ОБЖ «Грибы съедобные и несъедобные» ЦАРЬ ГРИБОВ – БЕЛЫЙ ГРИБ У пригорка на дорожке Гриб стоит на толстой ножке. От дождя немного влажный, Белый гриб – большой и важный. СЪЕДОБНЫЕ.
Конспект образовательной ситуации по ПДД для детей 6–7 лет «Дорожный знак тебе не враг. Виды дорожных знаков» Методическая разработка для проведения занятия по правилам дорожного движения для детей 6-7 лет Тема «Дорожный знак тебе не враг. Виды дорожных.
Проект по экологии «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 3–4 лет и воспитания бережного отношения к ним» Тип проекта: творческо-информационный; долгосрочный Сроки проведения: Декабрь – Май Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатели,.
Формирование познавательного интереса у детей и закреплении знаний о живой природе. Презентация «Птицы в городе» От имени этой птицы идет название всех птичьих домиков. Считается, что скворечники нужны всем птичкам, для того, чтобы вывести там потомство.
Развлечение по ПДД «Истории о дорожных знаках» Истории о дорожных знаках Вед. : Девчонки и мальчишки, а также их родители! О правилах движения услышать не хотите ли? Истории о Правилах.
Презентация на формирование у детей знаний о весенних изменениях в природе, бережному отношению к ней «Весенние цветы» Весна наступает, солнца прибавляет. В проталинах появляются первые цветы-подснежники, затем появляются ландыши, одуванчики, мать-и-мачеха.