какие знаки препинания завершают предложения в пунктуации
Какие знаки препинания завершают предложения в пунктуации
Пунктуа́ция — это система знаков препинания и правил их употребления.
Что изучает пунктуация
Пунктуацией в языкознании называется его раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме.
Без знаков препинания письменная речь сольется в единый поток речи, в котором будет непросто разобраться. А в некоторых случаях без знаков препинания в тексте возникнет двусмысленность. Помните, пресловутую фразу «казнить нельзя помиловать»?
Пунктуация призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
Слово «пунктуация», как и множество слов, заканчивающихся на -ция, является заимствованным из латинского языка. Латинское слово punctum переведем как «точка».
Принципы пунктуации
Интонационный принцип — основа пунктуации русского языка.
Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский считали, что знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи. С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д.
Ученый Я. К. Грот указывал синтаксический принцип пунктуации. Он считал, что знаки препинания делают более наглядным синтаксический строй письменной речи, выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений.
Логический принцип пунктуации обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания. Смысловой принцип особенно заметен при особоблении второстепенных членов предложения, а также в присоединительных и уточняющих конструкциях.
Очевидно, что все указанные принципы пунктуации совмещаются в единой системе пунктуации русского языка.
Знаки препинания
В русском языке основных десять знаков препинания. Перечислим их:
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте смысловых границ, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания делят текст на части — предложения, а внутри сложных предложений отделяют, например, простые предложения друг от друга или главное предложение от подчиненного и т.д.
Разделы русской пунктуации и основные группы правил
Видеоурок «Что такое синтаксис и пунктуация»
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §2. Пунктуация. Пунктационный разбор. Упражнение №*
Что изучается в пунктуации?
Какие знаки препинания завершают предложения?
В каком случае в конце предложения могут стоять одновременно вопросительный и восклицательный знаки?
Какие знаки препинания отделяют друг от друга простые предложения в сложных?
Когда не ставится запятая между однородными членами?
Какие знаки препинания выделяют в предложениях обращения? Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге. Приведите примеры.
Решение
В пунктуации изучаются знаки препинания и правила их постановки.
Предложение завершают точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.
Если в предложении передается вопрос и возмущение, то в конце одновременно ставятся вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и точка с запятой отделяют друг от друга простые предложения в сложных.
Если между двумя однородными членами стоит союз «и», то запятая не ставится.
Обращение в предложениях выделяются запятыми.
Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи. Если слова автора стоят вначале предложения, то после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. Саша сказала: «Я послезавтра поеду в Москву». Если слова автора стоят после прямой речи, то они отделяются запятой и тире. «Я многим обязан своим родителям», − сказал Василий.
Если предложение в прямой речи вопросительное или восклицательное, то слова автора после прямой речи отделяются только тире. «Не заходите сюда!» − строго крикнул сторож. Диалог состоит из реплик. На письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире. Например:
− Кто там?
− Это я, твой друг Саша.
20. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи
§75. Точка
1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин).
Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова. |
2. Точка ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания, например: А ты не огорчайся, Оля. (Эренбург); Ну, ладно, поползли. (Симонов).
Примечание. Точка может стоять перед присоединительными конструкциями, начинающимися с союзов, или бессоюзными, которые при другой пунктуации играли бы роль членов предложения, например: Приволокла матрац и подушку. И примус. И оклеила перегородку газетами (В. Панова); Вы мне подарили голубое платье. Фланелевое. Теплое (Н. Ильина). Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка, например: «Статья 1. Предпринимательство.
1. Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.
2. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.
(Из Закона Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности»)»
Примечание. При наличии в рубриках подпунктов последние обычно разделяются точкой с запятой (реже запятой), например: «2. Объединение создается на основе:
– добровольности вхождения предприятий в объединение и выхода на условиях, определяемых уставом объединения;
– свободы выбора организационной формы объединения;
(Из Закона Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности»)»
4. Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение, например: То, что на военном языке называется переходом к обороне, начинается так. (Казакевич) (дальше – развернутое изложение); Новый двигатель имеет следующее устройство. (дальше – пространное описание).
§76. Вопросительный знак
1. Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе вопрос, например: Да разве братец ихний приехали? ВладимирИваныч? (Чехов); Что он мог сказать этому человеку? Что гибель лесов несет стране разорение? (Паустовский); Как попадают на этот таинственный Архипелаг? (Солженицын).
Примечание. Вопросительный знак может ставиться в вопросительных предложениях после отдельных членов (обычно однородных) с целью расчленения вопроса, например: Зачем же здесь? и в этот час? (Грибоедов); Что я – попугай? индейка? (Маяковский). |
2. Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если все образующие его части или только последняя из них заключает в себе вопрос, например: В ней сердце долго ли страдало, или скоро слез прошла пора? (Пушкин); Я ничего не отвечал, да и зачем мне было отвечать? (Тургенев).
1. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главном и в придаточном предложениях или только в главном, например: Хочется вам узнать, какие сражения бывают? (Л. Толстой); Разве я могу допустить, чтоб он был голоден или не одет?(А. Островский).
2. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если придаточное предложение содержит в себе прямой вопрос, например: Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Чехов).
Примечание. Если придаточное предложение образует косвенный вопрос, то в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак обычно не ставится, например: Не знаю, сколько времени я пробыл в этом положении (Л Толстой); Ты не сказала нам, почему не ходишь в училище (Федин). Постановка вопросительного знака после предложения с косвенным вопросом встречается, если последний содержит сильно выраженную вопросительную интонацию, например: Не понимаю, что тебе нужно? (Чехов); Я спросил, как же он стал отшельником? (Горький). |
3. Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если образующие его части (на письме разделяемые запятыми) или только последняя часть (перед которой стоит двоеточие или тире) содержат прямой вопрос, например: Но откуда вы явились, где вы были до сих пор,что делали, как поживали? (А. Островский); Открой, ответь на мой вопрос: твой день был ярок? (Блок); Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (Крылов).
§77. Восклицательный знак
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (в том числе слова-предложения), например: Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех! (Чехов); Скорее шинель и шапку! (А.Н. Толстой).
Примечание 1. В зависимости от оттенка значения и от интонации некоторые предложения допускают постановку в конце их вопросительного или восклицательного знака либо того и другого вместе. Ср.: Неужели вы не знаете таких простых вещей! – Неужели вы не знаете таких простых вещей? –Неужели вы не знаете таких простых вещей?!
Примечание 2. В восклицательных предложениях встречается постановка восклицательного знака после каждого из однородных членов для обозначения эмоциональной, прерывистой речи, например. Играл! проигрывал! в опеку взят указом! (Грибоедов).
§78. Многоточие
1. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, неожиданный переход от одной мысли к другой и т.д., например: В департаменте. но лучше не называть, в каком департаменте (Гоголь); Дубровский молчал. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря. (Пушкин); Затем [он] пересек улицу, поднялся на крыльцо, к порогу и. обнаружил того самого лейтенанта, которого видел вчера на хуторе у опушки леса (В. Богомолов).
2. Многоточие в начале текста – отточие – указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени.
Знаки препинания: завершения
Знаки завершения заканчивают фразу и ставятся в конце предложений. К знакам завершения относятся следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
Название | Обозначение | Тип предложения |
---|---|---|
точка | . | повествовательное |
вопросительный знак | ? | вопросительное |
восклицательный знак | ! | восклицательное |
многоточие | . | повествовательное |
Возможны случаи: а) знаки завершения могут использоваться в середине предложения, б) в предложении могут одновременно использоваться разные знаки завершения. Примеры для этих случаев приведены в статье ниже.
Точка
Точка — родоначальница пунктуации. Этот знак препинания используется для разделения предложений на письме. Читающему нужно как-то указать, что оно закончено. Поэтому она ставится в конце повествовательного предложения как полного, так и неполного. Точку не ставят в заголовках и тех предложений, которые заканчиваются многоточием, вопросительным или восклицательным знаком. Кроме этого, она используется для сокращения слов.
Примеры
Николай, мы с тобой очень редко видимся.
К счастью, я вышла раньше, поэтому не опоздала.
На деревьях, на крышах домов, на дороге лежал первый снег.
Ночь. Тихо.
Прописан на ул. Никольской в г. Москва. Во втором веке до н.э. случилось важное историческое событие.
Вопросительный знак
Вопросительный знак — это знак препинания, используемый в конце предложения, в котором заключается вопрос о чем-либо. Реже его ставят при перечислении однородных членов. Раньше он назывался «вопросительная точка», которая берет свое начало из латинского языка, а точнее, из слова «quaestio», что означает «поиск ответа». В одно время в конце предложения ставились две буквы этого слова одна под другой: q и o. Постепенно это обозначение переросло в завиток с точкой внизу, то есть в вопросительный знак.
Примеры
Виктор, разве ты не мог сходить в библиотеку и взять книгу?
Кстати, отчего у тебя такой радостный вид?
Что это за люди, что за хулиганы?
Что случилось сегодня ночью?
Ну, какое тебе до этого дело?
Восклицательный знак
Восклицательный знак — это самый «радостный» знак препинания, чаще всего он обозначает восхищение, восторженное восклицание. Ставится в конце предложения. Раньше он имел другое название — «знак удивления». Считается, что он пришел к нам из латинского языка: слово «lo» обозначает большую радость, а позднее букву «l» стали писать над «o». Так и появился новый удивительно радостный знак.
Примеры
Какое счастье, Маша!
Вот, по-видимому, такие чудеса бывают на свете!
О, какой прекрасный, тихий, теплый вечер!
Вперед! За мной!
Многоточие
Многоточие — знак препинания, который обозначает паузу или используется в том случае, если какая-то часть предложения опущена, потому что неважная, или читатель сам должен догадаться, о чем дальше идет речь. Часто многоточие содержит скрытый смысл текста: вздох, паузу, задумчивость, чтобы читатель услышал, например, весеннюю капель, тишину или щебет птиц. Раньше многоточие называли «пресекательным» знаком.
Примеры
Людмила, посмотри, ты же без конца всё пишешь-пишешь. Бабочки, цветочки какие-то. Ничего не понятно. Взять бы все и порвать на части.
Вера молчала. Внезапно, к удивлению всех, подпрыгнула, расхохоталась и бросилась в пляс.
Кажется, что-то припоминаю. Охотничий домик в лесу, огромная, пышная белая черемуха у речки.
Особые случаи
Восклицательный знак в середине предложения
— Граждане! не задерживаемся, проходим!
— Ты всех ненавидел: папу! маму! сестер! брата!
А нынче, ох! все растащили, ничего хорошего людям не оставили.
Три восклицательных знака
Уходи отсюда и никогда больше не приходи.
Восклицательный знак в скобках как собственное выражение отношения к цитируемому фрагменту
Я полностью согласен с нашим докладчиком: «Не случайно наши русские классики рекомендовали (!) читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, поговорки, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи.»
Вопросительный знак в середине предложения
«Что тебе испечь — пирожки? булочки? ватрушки?
Вопросительный знак как выражение сомнения
В кабинет зашли какие-то люди, рабочие или проверяющие (?) и начали громко разговаривать.
Одновременное использование вопросительного и восклицательного знаков
А оно надо?!
Неужели можно равнодушно смотреть на это безобразие?!
Одновременное использование восклицания и многоточия
И вот она вошла. Счастье светилось на ее лице. Никто не мог подозревать, что она недавно пережила горе.
Светает. Лучи солнца скользят по старому пыльному комоду. Дом начинает просыпаться.
Одновременное использование вопроса и многоточия
Ну, что ты за человек. Когда ты будешь думать своей головой.
Многоточие в середине предложения
Когда я жил в деревне. нет, лучше не вспоминать. тяжелые тогда были времена. послевоенные.
Ве. Ве. Верочка, милая, прости меня, глупую!
Многоточие в начале предложения
. Так прошло несколько лет с того времени. Все изменилось, и мы стали другие.
На сайте можно подобрать предложения и подобрать словосочетания к словам в режиме онлайн.
Пунктуация – что это такое понятным языком, что она изучает и как быстро освоить тонкости пунктуации в русском языке
Наука о знаках препинания.
Пунктуация – это один из разделов языкознания. Она изучает знаки препинания: их функции, правила постановки, историю возникновения, возможности замены одного знака другим и так далее. Особенность пунктуации в русском языке – ее четкая нормированность. То есть у нас каждый знак можно объяснить, на каждую запятую есть четкое правило. Бывают, конечно, случаи вариативной постановки знаков, но их мало.
Давайте знакомиться с этим разделом лингвистики ближе.
Знаки препинания в пунктуации
Знаков препинания в русском языке десять. Ниже я перечислю и кратко поясню их основные функции. Функций в разных контекстах может быть больше, я буду называть основные.
Чтобы вы легко запомнили все знаки препинания, я поделю их на группы. Первая – знаки, которые «завершают» предложение и всегда ставятся в конце предложения.
Точка. Точки нужны, чтобы «сигналить» читателю, что предложение завершилось. Когда мы глазами видим точку, мы понимаем, что надо понизить интонацию и показать, что мысль завершена. После точки начнется другая мысль. Еще точки могут выполнять функции градации – это когда автор намеренно разбивает одно предложение на несколько, чтобы «поостанавливать» читателя, заставить его делать паузы и задумываться: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» (Из Мандельштама).
Вопросительный знак. Обозначает, что закончилось предложение, в котором содержался какой-то вопрос. При этом в предложении могут быть вопросительные слова, а могут и не быть: «Сколько вам лет? Восемнадцать есть?»
Иногда вопросительные знаки нужны для того, чтобы задать риторический вопрос – такой, который человек задает сам себе, не ожидая на него ответа: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» (из песни Витаса).
Восклицательный знак обозначает конец предложения, которое содержало в себе восклицание. Восклицание может помогать выразить восторг: «Ах, какие розы!», приказ: «Рот закрой» или даже оскорбление: «Болван!»
Восклицательный и вопросительный знаки могут ставиться вместе. Например, чтобы показать и возмущение человека, и его сомнения в чем-то. Когда в одном из мультиков про Астерикса и Обеликса викинги похитили племянника вождя и Астерикс с Обеликсом ему [вождю] сообщили об этом, он воскликнул: «ВИКИНГИ?!»
Следующие знаки находятся только внутри предложения и никогда его не завершают.
Запятая. Она нужна для двух целей. Чтобы разделять что-то и чтобы выделять. Разделять она может:
Еще запятая может выделять:
Как понять «разделяет и выделяет»
Разделять можно одинаковые вещи, то есть однородные члены или простые предложения в составе сложного. Смотрите: «Андрей, Миша, Витя, Коля пришли ко мне в гости» – мы «разделяем» эти подлежащие, потому что они «одинаковые», однородные. И нам важно, чтобы они не «склеились» в одно.
А вот «выделяем» мы то, что как раз «не одинаковое». То есть что-то, что отличается от всех остальных слов. Мы выделяем обращения, потому что они «особенные», они не являются членами предложения: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром». Мы выделяем причастные и деепричастные обороты, потому что они тоже отличаются от остальных слов, это часто подчеркивается даже интонацией.
Но в предложении «Я отдыхал, играя на скрипке, слушая дождь и посматривая в окно» первая запятая будет выделять обособленные деепричастные обороты от всего остального предложения, а вторая – разделять два ОДИНАКОВЫХ деепричастных оборота.
Некоторые учителя говорят, что если запятая «разделяет» – она одна: «Маша, Вика». А если «выделяет» – то запятых две: «Эй, мальчик, подойди-ка сюда». По идее, да. Но школьники могут путаться, потому что выделяемое слово может быть в начале или конце предложения и тогда вторая запятая «пропадет». Сравните: «Подойди-ка сюда, мальчик», «Мальчик, подойди-ка сюда».
Скобки. Тоже выделяют что-либо, поэтому скобок всегда две: «Андрей Николаевич (учитель физкультуры) поставил мне 5». Скобками мы часто выделяем вставные конструкции. Я напишу про них в отдельной статье.
Точка с запятой. Скажу про этот знак так. Он используется, когда в предложении «много всего» и «черт ногу сломит». Автор столько всего понаписал, что запятые уже «не справляются» с разделением и приходится использовать точки с запятыми. Типичный тому пример – русская классика в лице Чехова:
Три точки с запятой. Три! Не судьба была точки поставить.
Тире. Очень сложный знак. Он может выделять, как скобки и запятые: «Андрей Николаевич – учитель физкультуры – поставил мне 5».
Но в этой функции чаще используются именно скобки или запятые, но не тире.
Тире может выполнять разделительную функцию и ставиться между частями сложного предложения: «Начался дождь – мы сидим дома». Может употребляться на месте пропущенных слов: «Курить – здоровью вредить». Тире тут на месте пропущенного слова «значит».
Об этом знаке мы поговорим в отдельной статье. Заодно и ставить его научимся правильно.
Двоеточие. С ним такая же сложная ситуация. Самые частые функции двоеточия – отделять однородные члены от обобщающего слова и разделять простые предложения в сложном. Пример с обобщающим словом: «Мне всё надоело: крики, ругань, злоба и ненависть». Однородные члены «крики», «ругань» и пр. относятся к обобщающему слову «всё». Пример с разделением простых предложений: «Мы сидим дома: начался дождь».
Тире – это как «стрелочка», которая обозначает следствие. «Начался дождь – мы сидим дома» = «Начался дождь, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, мы сидим дома».
А двоеточие – это как бы «обратная стрелка», то есть сначала следствие, а потом причина: «Мы сидим дома: начался дождь» = «Мы сидим дома ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО начался дождь».
Кавычки. Только выделительный знак. Поэтому он всегда двойной. Кавычки могут выделять:
Третья группа – знак, который может быть и в середине предложения, и в конце.
Он только один – многоточие. Многоточие нужно для того, чтобы показать незавершенность мысли. То есть автор «думал-думал» и «недодумал»: «Хотя… может, она и права», «Был ли я прав? Хороший вопрос…»
Не надо ставить многоточие после каждого слова. Все люди прекрасно понимают, что вы таким способом не «задумываетесь», а просто не знаете правил русского и боитесь выглядеть неграмотным.
Что такое пунктограмма
Это знак, который надо проверить правилом. Например: «Весной(,) когда в саду распускались цветы(,) и рассветы были(,) как пламя над крышами(,) хотелось просто выйти на улицу и бродить(,) бродить(,) бродить по городу».
В этом предложении шесть пунктограмм. Где-то знак нужен, где-то нет.
Как проверить пунктограмму? Надо применить правило. Например:
Результат: «Весной, когда в саду распускались цветы и рассветы были как пламя над крышами, хотелось просто выйти на улицу и бродить, бродить, бродить по городу».
Иногда пунктуация проверяется интонацией: «Ученики учатся, потому что хотят быть умными» – «Ученики учатся потому, что хотят быть умными».
Проверка интонацией встречается очень редко. Не надо ставить запятые там, где вы голосом делаете паузу или что-то еще в этом роде. Учите правила и применяйте их.
Как научиться правильно ставить знаки препинания
Надо повторить вот эти темы:
Вам надо понять, какие слова выделяются знаками (как раз обособленные определения и дополнения, обращения и пр) и как «видеть» границы сложных предложений. Если освоите этот материал – в 90 % случаев будете ставить знаки правильно.
Чтобы это сделать – рекомендую вам вот этот учебник русского В. В. Бабайцевой. В нем собрана вся теория с 5 по 9 класс, учебник написан понятным языком. Купите и прочитайте.
Еще есть справочник Розенталя – тоже хорошая вещь, но более углубленная. Вам может быть сложновато его читать. Детям в школе – тем более.
Полезные материалы по теме статьи
Советую вам посмотреть мои подборки курсов по русскому языку. На данный момент у нас вышли вот эти три подборки:
Подпишитесь на обновления нашего сайта. Я планирую выписать статьи по всем темам русского языка – по мере их появления вам на почту будут приходить письма с ссылками.
Напишите, как вам статья
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, была ли эта статья для вас полезной. Сумел ли я объяснить вам, что такое пунктуация и какие знаки препинания она изучает. Если статья вам кажется поверхностной или, наоборот, слишком углубленной и сложной – скажите мне об этом.
Я хочу, чтобы все статьи в рубрике Образование читались легко и приносили пользу ученикам и их родителям.