какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицы

Символичность одного из сюжетов Ветхого Завета в иконе «Святая Троица»

какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицы. Смотреть фото какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицы. Смотреть картинку какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицы. Картинка про какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицы. Фото какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицы

какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицы. Смотреть фото какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицы. Смотреть картинку какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицы. Картинка про какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицы. Фото какие знаки символы раскрывают смысл праздника троицыОдной из самых почитаемых икон, считающихся настоящим шедевром иконописи, является «Святая Троица» Андрея Рублёва, написанная в 1411 году. Её уникальность заключается в большой символичности, начиная от общей идеи круга, символизирующей бесконечную любовь и вечность божественного триединства, и заканчивая нестандартностью каждого элемента в отдельности. Общее изображение отличается от итальянского стиля XV века, потому как оно не вписывается в круг, а образовывает его ликами ангелов.

Основой иконы стал сюжет из Ветхого Завета под названием «Гостеприимство Авраама». Художник Рублёв решил сделать особый акцент на образах ангелов, опустив при этом значимость бытовых деталей. На картине ангелы предстают беседующими — они сидят за одним столом, где в дальнейшем развивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей.

Символика скрывается не только в «обнаженном сюжете», но и в присутствующих деталях и даже используемых при написании иконы цветах.

12 основных символов иконы «Святая Троица»:

Увидеть икону можно в Государственной Галерее по адресу: город Москва, Лаврушинский переулок, дом 10, — совсем рядом с нашим шоу-румом на Третьяковской/Новокузнецкой. Ждём вас в гости!

Источник

Какие знаки-символы раскрывают смысл праздника Троица?

Троица: Приметы, Обряды. Смысл Праздника

23 июня в России отмечается православный праздник Троица. Этот праздник всегда попадает на воскресный день, потому что отмечается через 50 дней после Воскресения Христова – праздника Пасхи.
В православной традиции, в этот день празднуют рождение Церкви. Считается, что в этот день Святой Дух сошел на апостолов, и они стали проповедовать на иных языках, которых ранее не знали, получили дар разуметь Священное Писание. Поэтому и говорят, что в этот день родилась Церковь.
Есть старинная традиция в Троицу украшать свои жилища и храмы зелеными побегами в знак того, что Святой Дух обновляет всякого человека.
Но на Руси Троица была любимым праздником и в дохристианскую эпоху. Тогда славяне украшали свои жилища зеленью, поскольку считалось, что она может спрятать, защитить дом от злых духов.
На луг за душистыми травами обычно отправлялись молодицы, девушки и дети. Собирали чабрец, полынь, любисток, аир. Вечером всей семьей украшали дом ветками клена, ясеня, березы, липы, ольхи или тополя. Украшали не только комнаты, но и двери, ставни, ворота и загоны для скота. Засыпали свежескошенной травой полы. Многие прихожане берут в храм небольшие букеты из березовых веток, цветов, да и вообще любой травы. Затем их хранят весь год. Считается, что они обладают целебной силой: можно заваривать чаи и настои и использовать в лечебных целях.
В Троицу традиционно проводились девичьи гуляния. В березовой роще девушки пели песни, завивали в виде арки вершины или ветви берез, водили хороводы и проводили обряд кумления: две подружки на пару проходили под березовой аркой, целовались, обменивались подарками (колечками, лентами и др.) и называли друг друга кумой. Там же проводили ритуальную трапезу — жарили яичницу
Девушки в Троицу еще и гадали на суженого – пускали по воде венки. Венки, сплетенные на себя, девушки бросали в воду и внимательно следили. Если поплывет, значит, все будет хорошо. Если утонет, это дурная примета. «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок — то будя женишок», – загадывали девушки. На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли ещё им быть в доме отца — сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать еще замужеств
Чем еще славится праздник Троицы?
Это воплощение символа веры, единение христианства и язычества. Наши предки считали, что за Троицей шла русальная неделя. По народным поверьям, именно в это время русалки, обитательницы рек и озер, странствуют по земле, гуляют по лесам, избирая себе приютом старые деревья, особенно, дубы. Они качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищенную у тех хозяек, которые ложатся спать без молитвы. Да и в славянской традиции русалки совсем не похожи на своих западноевропейских сестер, которых обычно представляют в виде девушки с рыбьим хвостом.
Принято было считать, что постеленные на полу в домах мята, чабрец, а также разложенный на окнах чеснок, послужат защитой от нечисти и русалок…

Источник

Об изображении Святой Троицы

инок Гри­го­рий (Круг)

«Свят, свят, свят Гос­подь Саваоф!»

Бог, почи­та­е­мый во Отце и Сыне и Святом Духе, Троица Святая, обле­кает Цер­ковь в три­сол­неч­ный свет. Три­сол­неч­ный свет пра­во­сла­вия. И в этот три­еди­ный свет мы всту­паем и сопря­га­емся с ним лишь посред­ством нелож­ного испо­ве­да­ния Святой Троицы. Омра­чен­ное, лишен­ное чистоты испо­ве­да­ние засло­няет от нас боже­ствен­ную три­сол­неч­ную славу, ста­но­вится непро­ни­ца­е­мым сре­до­сте­нием, не давая нам при­об­щиться к этому свету и напол­ниться им, подобно тому, как полон был им Спа­си­тель в Пре­об­ра­же­нии. Можно ска­зать, что не полное, более иска­жен­ное испо­ве­да­ние Святой Троицы лежит непре­одо­ли­мым пре­пят­ствием на нашем пути на Фавор­скую гору, к источ­нику три­свет­лой славы Пре­об­ра­же­ния, к свя­то­сти, кото­рая одна может быть завер­ше­нием пути. Испо­ве­да­ние Святой Троицы, выра­жен­ное в Сим­воле Веры, в молит­вах, в изре­че­ниях отцов, во всем бого­слу­жеб­ном богат­стве святой Церкви, должно быть выра­жено и в иконе. Икона Святой Троицы должна быть той цар­ской печа­тью, кото­рая дает этому испо­ве­да­нию завер­ша­ю­щую силу.

Икона Троицы явля­ется испо­ве­да­нием трии­по­стас­ного един­ства Бога, не менее пол­но­цен­ным, чем то, кото­рое выра­жено словом и явля­ется источ­ни­ком дог­ма­ти­че­ского испо­ве­да­ния Святой Троицы. Сло­вес­ное выра­же­ние истины веры не дается гото­вым, но хра­нится и живет в Церкви, заклю­чен­ное в Свя­щен­ном Писа­нии, и тре­бует осо­бого сло­вес­ного выра­же­ния, как бы совер­шен­ного испо­ве­да­ния Цер­ко­вью этой истины, кото­рое ложится покро­вом или как бы броней, защи­щает истину от иска­же­ний или пол­ного ее извра­ще­ния, стре­мя­щихся омра­чить Цер­ковь, про­ни­кая в нее извне. И как в Церкви дей­ствием Божиим и собор­ным еди­но­мыс­лен­ным уси­лием созда­ется и нако­нец рож­да­ется лишен­ное вся­кого порока цер­ков­ное опре­де­ле­ние, испо­ве­ду­ю­щее истину, так и в созда­нии иконы мысль не всегда бывает выра­жена окон­ча­тель­ным и совер­шенно неиз­ме­ня­е­мым обра­зом, но воз­во­дится дей­ствием бла­го­дати и подвига на одетую немерк­ну­щей белиз­ной высоту.

Такое воз­вы­ше­ние и очи­ще­ние образа можно про­сле­дить и в созда­нии иконы Святой Троицы, име­ю­щей бес­ко­нечно важное дог­ма­ти­че­ское зна­че­ние, сви­де­тель­ству­ю­щей о трии­по­стас­ном един­стве Божием, изоб­ра­жа­ю­щей в той мере, в какой это может быть доступно, Бога в трех Лицах. Дума­ется, что образ Святой Троицы и есть та икона, без кото­рой нет пол­ноты и нет завер­ше­ния. И она не может быть выра­жена во всей своей пол­ноте иначе, как в явле­нии трех Анге­лов, ибо в этой иконе, глу­боко сим­во­ли­че­ской, изоб­ра­жены все три Лица Святой Троицы. И то изоб­ра­же­ние пер­вого Лица, кото­рое не нахо­дит пол­ноты в образе Вет­хого Денми, ста­но­вится, осво­бо­див­шись от тяже­сти чисто чело­ве­че­ского образа, достой­ным изоб­ра­же­нием, в той мере, в кото­рой это мыс­лимо.

Образ Троицы, печать всего сущего, вся­кого жиз­нен­ного устро­е­ния, не оста­ется оди­но­ким. Но как Пер­во­об­раз порож­дает к жизни бес­ко­неч­ное мно­же­ство подо­бий, вле­ку­щихся, по своему смыслу, к источ­нику, так и икона Святой Троицы порож­дает мно­же­ство святых изоб­ра­же­ний, срод­ных себе, как бы отра­жа­ю­щих три­сол­неч­ный свет и состав­ля­ю­щих Тро­ич­ное един­ство. Напри­мер, иконы трех Архи­стра­ти­гов, трех Свя­ти­те­лей, трех отро­ков в пещи и икона муче­ни­ков, состав­ля­ю­щих триаду, Трех царей, при­шед­ших покло­ниться Христу, а также и все иконы, где не сохра­нено число три, но кото­рые рож­дены все тем же три­еди­ным источ­ни­ком славы, три­сол­неч­ным светом Троицы, кото­рая, изли­вая этот свет, рож­дает повсюду нечто подоб­ное себе и влечет все устро­ить по своему подо­бию.

Эта устро­я­ю­щая сила Святой Троицы, зало­жен­ная в самую основу миро­зда­ния, как гово­рит об этом Васи­лий Вели­кий в Шестод­неве, про­сти­ра­ется на все и все ищет сде­лать при­част­ным своей жизни. В этом смысле икона Святой Троицы должна найти в Церкви свое наи­бо­лее полное, наи­бо­лее совер­шен­ное выра­же­ние, чтобы стать источ­ни­ком вся­кого согла­сия. Дума­ется, что икона Троицы в образе трех Анге­лов и явля­ется наи­бо­лее совер­шен­ным выра­же­нием Святой Троицы в тех пре­де­лах, какие могут быть доступны.

Образ Святой Троицы никак нельзя пони­мать прямым или грубо веще­ствен­ным обра­зом. Та основа почи­та­ния икон, кото­рая дана нам Седь­мым Все­лен­ским Собо­ром, основа, кото­рая выра­жена сло­вами: «Почи­та­ние образа пере­хо­дит на Пер­во­об­раз­ное», в полной мере и даже особым обра­зом отно­сится и к иконе Святой Троицы. Образ этот напи­сан так, чтобы воз­ве­сти созна­ние к умо­по­сти­же­нию и к созер­ца­нию света Троицы, и самое раз­ви­тие иконы ведет нас от вполне ося­за­е­мого вет­хо­за­вет­ного собы­тия к совер­шенно очи­щен­ной, лишен­ной земных подроб­но­стей горней чистоте, воз­во­дит ум к небес­ной нашей родине, к Цар­ству Отца и Сына и Свя­того Духа. И ангель­ский харак­тер трех Лиц Троицы явля­ется для нас этой веду­щей силой, помо­гает нам взойти на эту высоту, про­ник­нуть к высоте небес­ной. Ангель­ский харак­тер изоб­ра­же­ний сооб­щает всему ту лег­кость, кото­рая не была бы мыс­лима, если бы изоб­ра­же­ния носили лишь чело­ве­че­ский харак­тер. И дей­стви­тельно, изоб­ра­же­ние Святой Троицы в образе трех мужей, кото­рое суще­ство­вало в древ­но­сти, напри­мер, в моза­и­ках храма в Равенне, в даль­ней­шем уже не повто­ря­ется. Всем трем послан­цам при­да­ются ангель­ские крылья, чтобы под­черк­нуть незем­ную их при­роду и воз­ве­сти созна­ние от вет­хо­за­вет­ного собы­тия к образу Троицы, изоб­ра­жен­ной не в каком-либо явле­нии, но в прис­но­бы­тии, осво­бож­ден­ной от всего вре­мен­ного и повест­во­ва­тель­ного. От явле­ния трех мужей Авра­аму созна­ние воз­во­дит к созер­ца­нию Анге­лов Вели­кого Совета.

Троица Святая неизоб­ра­зима в своем суще­стве, и если Цер­ковь и имеет и чтит изоб­ра­же­ние Святой Троицы, то изоб­ра­же­ние это никак нельзя почи­тать как изоб­ра­же­ние суще­ства Божия, и нельзя это изоб­ра­же­ние рас­смат­ри­вать как изоб­ра­же­ние есте­ства Божия, но сле­дует, дума­ется нам, отне­стись к этой иконе как к изоб­ра­же­нию глу­бо­чай­шим обра­зом сим­во­ли­че­скому, и только так этот образ может быть совер­шен­ным. Вне сим­во­ли­че­ского разу­ме­ния иконы Святой Троицы не может быть пра­виль­ного почи­та­ния ее, и, можно ска­зать, – не может воз­ник­нуть самое изоб­ра­же­ние Святой Троицы. Самая пол­нота разу­ме­ния Святой Троицы дана и открыта в Сион­ской гор­нице Соше­ствием Духа Свя­того, про­све­ща­ю­щаго вся­че­ская, и лишь в свете Пяти­де­сят­ницы могла воз­ник­нуть икона Святой Троицы.

Она может быть почи­та­ема только как икона сим­во­ли­че­ская: «Чтобы легче можно было понять сим­во­ли­че­скую при­роду свя­щен­ных изоб­ра­же­ний, хоте­лось бы при­ве­сти главу из книги св. Иоанна Дамас­кина «Точное изло­же­ние Пра­во­слав­ной веры», нося­щую назва­ние: «О том, что гово­рится о Боге телес­ным обра­зом». Глава начи­на­ется таким опре­де­ле­нием: «Так как мы нахо­дим, что в Боже­ствен­ном Писа­нии весьма многое сим­во­ли­че­ски ска­зано о Боге очень телес­ным обра­зом, то должно знать, что нам как людям, обле­чен­ным этой грубой плотью, невоз­можно мыс­лить или гово­рить о боже­ствен­ных и высо­ких, неве­ще­ствен­ных дей­ствиях Боже­ства, если бы мы не вос­поль­зо­ва­лись подо­би­ями и обра­зами и сим­во­лами, соот­вет­ству­ю­щими нашей при­роде. Поэтому то, что ска­зано о Боге очень телес­ным обра­зом, ска­зано сим­во­ли­че­ски и имеет очень воз­вы­шен­ный смысл, ибо Боже­ство просто и не имеет формы». Святой Иоанн Дамас­кин далее при­во­дит при­меры таких сим­во­ли­че­ских и образ­ных опре­де­ле­ний: «Итак, очи Божий и вежди и зрение да поймем как силу Его созер­ца­тель­ную, с одной сто­роны, и с другой – как знание Его, от кото­рого ничего не скро­ется. Да поймем, что у нас при посред­стве этого чув­ства про­ис­хо­дит и более совер­шен­ное знание и более полное убеж­де­ние. Уши же Его и слух – как склон­ность Его к мило­сти и как рас­по­ло­жен­ность к при­ня­тию нашего моле­ния. Уста же и речь – как то, что изъ­яс­няет Его Самого, вслед­ствие того, что у нас заклю­ча­ю­щи­еся в сердце помыш­ле­ния пока­зы­ва­ются через посред­ство уст и речи. И просто ска­зать, все то, что телес­ным обра­зом ска­зано о Боге, имеет неко­то­рый сокро­вен­ный смысл, посред­ством того, что было с нами, науча­ю­щий тому, что выше нас».

Слово свя­того Иоанна Дамас­кина вводит в разу­ме­ние цер­ков­ного сим­во­лизма, без кото­рого немыс­лимо разу­ме­ние ни пра­во­слав­ного литур­ги­че­ского тор­же­ства, ни пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии, ни (если обоб­щать) самого сокро­вен­ного мисти­че­ского опыта подвиж­ни­ков пра­во­слав­ной Церкви. Только этот сим­во­ли­че­ский язык Церкви и может быть мыслим там, где чело­ве­че­ское знание каса­ется непо­сти­жи­мого.

Символ, по своему основ­ному зна­че­нию, есть связь. Как же понять этот сим­во­лизм в жизни Церкви, в осо­бен­но­сти в отно­ше­нии свя­щен­ных изоб­ра­же­ний – икон, чтимых Цер­ко­вью? Самое стро­е­ние мира в своем созда­нии в пред­веч­ном Божием совете, несет в себе сим­во­ли­че­скую при­роду, вернее, сим­во­ли­че­ское устрой­ство. Мир создан так, чтобы таин­ствен­ным обра­зом сви­де­тель­ство­вать о Создав­шем его. Все в сотво­рен­ном мире, и каждое отдель­ное созда­ние в нем, и соче­та­ние этих создан­ных боже­ствен­ным изво­ле­нием тво­ре­ний, и все миро­зда­ние в его вели­ком и непо­сти­жи­мом целом, носит в себе как бы боже­ствен­ную печать, некий отпе­ча­ток Боже­ства, как бы цар­скую печать, сви­де­тель­ству­ю­щую о том, что мир есть цар­ское досто­я­ние. И это как бы ино­ска­за­ние о Боге, заклю­чен­ное во всем, что создано, делает все сотво­рен­ное, все миро­зда­ние не затво­рен­ным в самом себе, не обособ­лен­ным в своем бытии, но как бы пред­веч­ным боже­ствен­ным замыс­лом, обра­щен­ным лицом своим к Создав­шему все пре­муд­ро­стью, о чем гово­рит пред­на­чи­на­тель­ный псалом: «Вся пре­муд­ро­стию сотво­рил еси» и «слава силе Твоей Гос­поди».

Святой Васи­лий Вели­кий в Шестод­неве гово­рит: «Мир есть худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, под­ле­жа­щее созер­ца­нию вся­кого, так что через него позна­ется пре­муд­рость его Творца…» И далее: «Про­сла­вим наи­луч­шего Худож­ника, пре­щедро и искусно сотво­рив­шего мир, и из кра­соты види­мого ура­зу­меем Пре­вос­хо­дя­щего всех кра­со­тою, из вели­чия сих чув­ствен­ных и огра­ни­чен­ных тел пове­даем о Бес­ко­неч­ном пре­выше вся­кого вели­чия. И целый мир, состо­я­щий из раз­но­род­ных частей, связал Он (Бог) каким-то нераз­рыв­ным союзом любви в единое обще­ние и в одну гар­мо­нию».

Пре­муд­рость сотво­ре­ния мира заклю­ча­ется в том, что все создан­ное обра­щено к Созда­телю, все явля­ется таин­ствен­ным сви­де­тель­ством, ино­ска­за­нием, прит­чей о Святой Живо­на­чаль­ной Троице, создав­шей мир. На всем, что создано, лежит огнен­ная печать пред­веч­ного Боже­ствен­ного замысла. Все создан­ное наде­лено особым данным ему Богосмыс­лом, гово­ря­щем о Боге, и эта сим­во­ли­че­ская при­рода тво­ре­ния охва­ты­вает весь мир и все созда­ния, от высших тво­ре­ний ипо­стас­ных чино­на­ча­лий Анге­лов и чело­ве­че­ского рода и даже до самых скром­ных, самых сми­рен­ных созда­ний, кото­рые могут пред­ста­виться как бы совсем лишен­ными смысла. И эта боже­ствен­ная печать, почив­шая на всяком тво­ре­нии, с осо­бен­ной пол­но­той, с особой славой отпе­чат­ле­лась на ипо­стас­ных тво­ре­ниях, на Анге­лах, как на пер­вен­цах Божим, и на послед­нем, завер­ша­ю­щем миро­зда­ние тво­ре­нии, на чело­веке. В книге Бытия ука­зы­ва­ется, что чело­век в самом созда­нии своем наде­лен обра­зом и подо­бием Божиим.

Дух Святой соше­ствием Своим испол­няет Цер­ковь славой Пре­свя­той Троицы, и слава эта ста­но­вится для Церкви ее дыха­нием, ее светом, ее славой. И в связи с этим и зна­че­ние этого образа не должно быть лишь отно­си­тель­ным, при­бли­зи­тель­ным, не име­ю­щим основ­ного зна­че­ния.

Цер­ковь имеет много изоб­ра­же­ний Святой Троицы очень раз­лич­ных по своей ико­но­гра­фии. Но та икона, кото­рой опре­де­ля­ется самый празд­ник Святой Троицы, неиз­менно одна – это изоб­ра­же­ние Святой Троицы в образе трех Анге­лов. Про­об­ра­зом ее было явле­ние Святой Троицы в образе трех пут­ни­ков Авра­аму и Сарре у дуб­равы Мамре.

Образ этот возник в глу­бо­кой древ­но­сти. Так, о нем сви­де­тель­ствует св. Иоанн Дамас­кин как об изоб­ра­же­нии, задолго до него суще­ство­вав­шем.

Явле­ние Троицы носило таин­ствен­ный, не вполне изъ­яс­ни­мый харак­тер. Самое явле­ние Послан­цев Авра­аму иногда пред­став­ля­ется в образе чисто чело­ве­че­ском, в образе трех пут­ни­ков, и так изоб­ра­жа­ется в Церкви, осо­бенно в дои­ко­но­бор­че­ские вре­мена. Такие изоб­ра­же­ния Троицы мы видим в моза­и­ках Равенны, в Риме – в храме Святой Марии Маджи­оре…

Дума­ется, что именно этот образ (явле­ние трех Анге­лов) связан нераз­рывно с празд­ни­ком Святой Троицы. Цер­ковь избрала именно эту икону, а не какую-либо иную, не слу­чайно, но потому, что она с наи­бо­лее воз­мож­ной пол­но­той выра­жает дог­ма­ти­че­ское испо­ве­да­ние Святой Троицы и, можно ска­зать, рож­дена этим испо­ве­да­нием.

Самая ико­но­гра­фия носит двой­ствен­ный харак­тер. Иногда три Ангела изоб­ра­жа­ются в совер­шенно равном досто­ин­стве, а иногда сред­ний ангел больше и вели­че­ствен­нее двух других. Явле­нию трех Анге­лов Авра­аму при­да­ва­лось разное тол­ко­ва­ние. Одни пред­по­ла­гали, что тремя Анге­лами было второе Лицо Святой Троицы в сопро­вож­де­нии двух Анге­лов, как бы образно зна­ме­ну­ю­щих первую и третью Ипо­стась. Другие видели в явле­нии трех Анге­лов явле­ние Самой Пре­свя­той Живо­на­чаль­ной Троицы, полное и совер­шен­ное. И это второе пони­ма­ние все больше и больше с веками укреп­ля­лось в Церкви и утвер­жда­лось в изоб­ра­же­нии празд­ника. Но было и есть стрем­ле­ние при­ми­рить эти, как бы непри­ми­ри­мые, основы в изоб­ра­же­нии Троицы. Наи­бо­лее полно и глу­боко такое пони­ма­ние выра­зи­лось в иконе, напи­сан­ной пре­по­доб­ным Андреем Руб­ле­вым для Тро­иц­кого собора Троице-Сер­ги­ев­ского мона­стыря. Потому Сто­гла­вый собор утвер­дил эту икону как обра­зец того, как должно писать икону Святой Троицы.

Первый Ангел, изоб­ра­жен­ный в левой части иконы, обла­чен в синее нижнее оде­я­ние, образ боже­ствен­ной, небес­ной его при­роды, и свет­ло­ли­ло­вое верх­нее оде­я­ние, – сви­де­тель­ству­ю­щее о боже­ствен­ной непо­сти­жи­мо­сти и цар­ствен­ном досто­ин­стве этого Ангела. Сзади него, над главою, воз­вы­ша­ется дом, жилище Авра­ама, и жерт­вен­ник перед жили­щем. В тол­ко­ва­нии этой иконы изоб­ра­же­нию жилища при­да­ва­лось сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Дом явля­ется как бы обра­зом домо­стро­и­тель­ства Боже­ствен­ной бла­го­дати, и то, что изоб­ра­же­ние здания поме­щено над главою пер­вого Ангела, ука­зы­вает на него как на началь­ника (в смысле его оте­че­ской при­роды) этого домо­стро­и­тель­ства. Та же оте­че­ская началь­ствен­ность ска­зы­ва­ется и во всем его облике. Глава Его почти не накло­нена, стан также не скло­нен, взгляд обра­щен к двум другим Анге­лам. Все, и черты, и выра­же­ние лика, и уло­же­ние рук, и то, как Он вос­се­дает, все гово­рит о Его оте­че­ском досто­ин­стве. Два других Ангела скло­нены гла­вами и обра­щены взором к пер­вому в глу­бо­ком вни­ма­нии, как бы ведя беседу.

Второй Ангел поме­щен в сред­ней части иконы. Его сере­дин­ное поло­же­ние опре­де­ля­ется зна­че­нием второй ипо­стаси в недрах Святой Троицы и в деле домо­стро­и­тель­ства, в про­мыс­ли­тель­ной заботе Бога о мире. Над главою Его про­сти­рает свои ветви дуб. Обла­че­ние вто­рого Ангела соот­вет­ствует тому, в каком обычно изоб­ра­жа­ется Спа­си­тель. Нижнее имеет темно-баг­ро­вый цвет, зна­ме­ну­ю­щий собой вопло­ще­ние, синий хитон, сво­бод­ными склад­ками обле­га­ю­щий стан Ангела зна­ме­нует своим цветом Его Боже­ствен­ное досто­ин­ство, небес­ность Его при­роды. Ангел скло­нен и обра­щен главою и дви­же­нием стана к пер­вому Ангелу в сокро­вен­ной беседе. Осе­ня­ю­щее Его дерево явля­ется напо­ми­на­нием о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крест­ном.

Ангел, поме­щен­ный с правой сто­роны иконы, явля­ется тре­тьим Лицом Святой Троицы – ипо­ста­сью Свя­того Духа. Его нижнее обла­че­ние тем­ного, про­зрачно-синего цвета. Верх­нее – лег­чай­шего дым­чато-зеле­ного – про­зе­лень выра­жает наиме­но­ва­ние Свя­того Духа живо­тво­ря­щим, явля­ется обра­зом неис­ся­ка­е­мого, извеч­ного живо­тво­ре­ния всего сущего: «Святым Духом всякая душа живится и чисто­тою воз­вы­ша­ется, свет­ле­ется Тро­и­че­ским един­ством свя­щен­но­тайне». Это воз­вы­ше­ние чисто­тою и выра­жает осе­ня­ю­щая тре­тьего Ангела гора.

Рас­по­ло­же­ние трех Лиц на иконе тес­ней­шим обра­зом свя­зано и соот­вет­ствует порядку, кото­рым про­ник­нут всякий бого­слу­жеб­ный воз­глас, всякое обра­ще­ние и испо­ве­да­ние Святой Троицы. Это та же после­до­ва­тель­ность, кото­рая опре­де­ляет рас­по­ло­же­ние членов Сим­вола Веры, тот поря­док, кото­рый заклю­чен в словах молитвы Гос­под­ней: «Да свя­тится имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя». Самое рас­по­ло­же­ние и основ­ное очер­та­ние изоб­ра­же­ний глу­бо­чай­шим и сокро­вен­ным обра­зом сопря­жено с поряд­ком хра­мо­вой молитвы и с внут­рен­ним молит­вен­ным дви­же­нием. Самые очер­та­ния трех сидя­щих Анге­лов, несу­щих жезлы и бла­го­слов­ля­ю­щих тра­пезу, тес­ней­шим обра­зом сопря­жены со всеми трое­крат­ными обра­зами и со всеми бого­слу­жеб­ными обра­ще­ни­ями к покло­ня­е­мому в Троице Еди­ному Богу.

В празд­нике Пяти­де­сят­ницы – соше­ствии Свя­того Духа – откры­ва­ется пол­нота Бого­во­пло­ще­ния. Празд­ник этот есть откро­ве­ние трех Лиц Пре­свя­той Троицы, и в этом смысле икона Троицы явля­ется осно­ва­нием для изоб­ра­же­ния всех трех Лиц. В иконе Пре­свя­той Троицы мерк­нет пред­став­ле­ние о первом Лице как совер­шенно неизоб­ра­зи­мом. Так же, как золо­тые Херу­вимы в скинии над ков­че­гом Завета были окон­ча­нием запрета, нало­жен­ного на всякое свя­щен­ное изоб­ра­же­ние, ибо запрет этот, данный Мои­сеем, был не запре­том по суще­ству, отри­цав­шим всякую воз­мож­ность изоб­ра­же­ния, но мерой воз­дер­жа­ния, запре­том, подоб­ным посту, воз­дер­жа­нием от того, что может быть не вполне полезно или, вернее всего, несвое­вре­менно. Бого­во­пло­ще­ние стало источ­ни­ком света, кото­рый, изли­ва­ясь на все вокруг, утвер­ждает все в своем види­мом бытии, делает все види­мым и даже неизоб­ра­зи­мое до неко­то­рой сте­пени изоб­ра­зи­мым. В свете Бого­во­пло­ще­ния, и только в нем, ста­но­вится воз­мож­ным и изоб­ра­же­ние Бога Отца. «Видяй Меня, видяй и Отца» – вот тот свет, кото­рый изли­ва­ется на образ Отца и делает Его как бы лишь отча­сти види­мым. И этой види­мо­стью лишь отча­сти про­ник­нуты и все изоб­ра­же­ния Бога Отца. Не в полной и окон­ча­тель­ной ясно­сти видим мы изоб­ра­же­ние первой ипо­стаси в стен­ной рос­писи храмов и на изоб­ра­же­ниях на кре­стах и на иконах, и не в само­до­вле­ю­щей силе, но во вза­и­мо­от­но­ше­нии с дру­гими Лицами Пре­свя­той Троицы или как бы выра­же­нием Своего бла­го­дат­ного при­сут­ствия в Церкви и спа­си­тель­ного дей­ствия в мире.

Все три Лица имеют пол­ноту чело­ве­че­ского досто­ин­ства, и в изоб­ра­же­нии ликов, и в оде­я­ниях, кото­рые носят при­су­щий людям харак­тер. Это не слу­жеб­ное оде­я­ние Анге­лов, они не обла­чены в сти­хари, руки их не охва­чены в запя­стьях, стан их не пре­по­я­сан поясом, но одеты они так, как при­ли­че­ствует людям – нижнее длин­ное оде­я­ние, тунику, и верх­нее оде­я­ние, лежа­щее сво­бод­ными склад­ками, – хитон. Но крылья сплошь испещ­рены золо­тыми лучами, и весь облик стран­ни­ков и убран­ство их волос – все носит печать ангель­ской славы, все сви­де­тель­ствует о незем­ной при­роде трех послан­цев, и все они наде­лены рав­ными досто­ин­ствам, чего нет ни в одном изоб­ра­же­нии Троицы. И эта пол­нота и опре­де­ляет избра­ние этой иконы, потому что пол­но­цен­ной иконой может быть только личное ипо­стас­ное изоб­ра­же­ние. Святой иконой может быть по праву лишь такой образ, кото­рый имеет лицо-лик, и лик чело­ве­че­ский, пре­об­ра­жен­ный боже­ствен­ным изме­не­нием. Это та дан­ность, кото­рая легла в основу всякой иконы, это то, что дано нам Самим Спа­си­те­лем в напе­чат­ле­нии Своего Лика на убрусе, как иконе икон, как источ­нике вся­кого изоб­ра­же­ния.

И даже лики Анге­лов мы не можем мыс­лить или изоб­ра­жать иначе как в чело­ве­че­ском образе. Изоб­ра­же­ния, напри­мер, пре­сто­лов в виде огнен­ных колес не могут быть само­до­вле­ю­щей иконой. И сим­волы еван­ге­ли­стов также не явля­ются само­сто­я­тель­ной иконой: орел, дер­жа­щий еван­ге­лие, не может явиться иконой еван­ге­ли­ста Иоанна, но лишь его сим­во­лом. Таким же сим­во­лом, но не пол­но­мощ­ной иконой, явля­ется изоб­ра­же­ние Духа Свя­того в виде голубя. И быть может самой непо­вто­ри­мой, самой дра­го­цен­ной осо­бен­но­стью иконы Троицы в образе трех Анге­лов явля­ется то, что третье Лицо Святой Троицы – Дух Святой – изоб­ра­жа­ется ипо­стасно равно с первым и вторым Лицом Святой Троицы и имеет в Своем изоб­ра­же­нии пол­ноту ангель­ского и чело­ве­че­ского образа. Эта пол­нота в изоб­ра­же­нии всех трех Лиц и опре­де­ляет ту осо­бен­ность, кото­рой отме­чен образ Троицы в явле­нии трех Анге­лов. Во всех иных изоб­ра­же­ниях Бог Дух Святой не выра­жен лично и не имеет пол­ноты изоб­ра­же­ния. Образ голубя, кото­рый бла­го­во­лил при­нять на Себя Дух Святой, дает нам неко­то­рое, как бы данное в ино­ска­за­нии, пред­став­ле­ние о свой­ствах Духа Свя­того, но не может быть для нас вполне Его иконой, как не может быть иконой Его явле­ние в образе света, облака, или огнен­ных языков. И это одна из основ­ных причин, в силу кото­рой все иные иконы Троицы не могут до конца осу­ще­ствиться и стать зна­ме­нием Святой Троицы.

Анге­лам на иконе Троицы при­даны чело­ве­че­ские черты, но не сле­дует пони­мать эту чело­веч­ность как нечто отно­ся­ще­еся к самой при­роде Боже­ства. Такое пони­ма­ние не может найти приют в Церкви и освя­титься цер­ков­ным бла­го­сло­ве­нием. Черты ангель­ского и чело­ве­че­ского досто­ин­ства ни в какой мере не сви­де­тель­ствуют о каком-либо чело­ве­ко­по­до­бии, скры­том в самом суще­стве Божием, в его непо­сти­жи­мой сущ­но­сти. Надо думать, такое пони­ма­ние, рож­ден­ное вне Церкви Хри­сто­вой, нико­гда не вольется в чистей­ший поток истин­ного оте­че­ского бого­сло­вия. Образ чело­ве­че­ский и образ ангель­ский взят для изоб­ра­же­ния Святой Троицы не потому, что в самой боже­ствен­ной при­роде есть нечто подоб­ное, но потому, что такой образ (из того, что доступно вооб­ра­же­нию) указан нам в самом явле­нии трех Анге­лов Авра­аму. И лишь пре­дельно сим­во­ли­че­ски может пони­маться этот образ, и лишь так может быть мыс­лимо изоб­ра­же­ние всех трех Лиц. Весь строй этой иконы сви­де­тель­ствует о край­ней сдер­жан­но­сти и край­ней осто­рож­но­сти, с кото­рой созда­вался образ. Образ Святой Троицы поме­щен в ико­но­стасе в сере­дине, над самыми Цар­скими вра­тами, в той части ико­но­стаса, кото­рая носит назва­ние сень. Сень обычно рас­по­ло­жена не на одном уровне с ико­нами, но несколько в глу­бине, и по обычаю бывает осо­бенно тонко и богато укра­шена. Это особое место, кото­рое отво­дится сени в общем строе ико­но­стаса, выра­жает особую ее свя­щен­ность, особую высоту ее назна­че­ния. Самое слово «сень» гово­рит о ее смысле. Это бла­го­сло­ве­ние свыше, про­стер­тое над свя­ты­ней, освя­ща­ю­щее то, над чем она про­сти­ра­ется, и вместе с тем охра­ня­ю­щее свя­тыню, явля­ю­ще­еся как бы ее ограж­де­нием. Такой неру­ко­твор­ной сенью, могу­щей быть про­об­ра­зом вся­кого осе­не­ния, был облик славы, осе­нив­ший скинию Завета. Такой, уже руко­твор­ной, сенью явля­лись Херу­вимы славы, осе­няв­шие алтарь. Два Херу­вима, сотво­рен­ных из меди, сопри­ка­са­ются друг с другом кры­льями, как бы обра­зуя сень над ков­че­гом Завета про­стер­тыми кры­льями, ограж­дая ими свя­щен­ный ковчег. В даль­ней­шем, в храме Соло­мона, пре­стол, перед кото­рым свя­щен­ник совер­шал свя­щен­но­дей­ствие, имел над собой неко­то­рый полог, утвер­жден­ный на стол­бах и осе­няв­ший пре­стол. Этот полог, веду­щий про­ис­хож­де­ние от вет­хо­за­вет­ного храма, сохра­нил свое место и в храмах хри­сти­ан­ских, и так же про­стерт над пре­сто­лами хри­сти­ан­ских храмов, обра­зуя как бы небес­ный свод. Во внут­рен­ней части полога уста­но­вился обычай изоб­ра­жать заклю­чен­ный в круг образ Святой Троицы в явле­нии трех Анге­лов. Но Авраам и Сарра обычно не изоб­ра­жа­ются на иконе. Своей про­сто­той и отсут­ствием част­но­стей образ стре­мится выра­зить Святую Троицу не в явле­нии Авра­аму, но как бы в прис­но­бы­тии. Внут­рен­ний свод сени, или киво­рия, име­ю­щий изоб­ра­же­ние Святой Троицы, обра­зует как бы небес­ный свод, про­стер­тый над пре­сто­лом. В даль­ней­шем, когда алтар­ная пре­града напол­ни­лась ико­нами и пре­вра­ти­лась в ико­но­стас, над Цар­скими вра­тами под тяблом – попе­реч­ной пере­кла­ди­ной, под­дер­жи­ва­ю­щей деи­сус­ный чин, – воз­никла особая ико­но­стас­ная часть, нося­щая, так же как и над­пре­столь­ное осе­не­ние, назва­ние сени. Сень эта, поме­ща­ю­ща­яся над Цар­скими вра­тами ико­но­стаса, свя­зана глу­бо­ким род­ством с сенью, поме­щен­ной над пре­сто­лом.

Образ Троицы преп. Андрея Руб­лева, отме­чен­ный Сто­гла­вым собо­ром, не погиб, не забылся, но все более ста­но­вится общим досто­я­нием, общей радо­стью. Очи­щен­ный от потем­нев­шей олифы и позд­ней­ших запи­сей, осво­бож­ден­ный от пре­крас­ных, но отя­го­щав­ших его риз, он поки­нул цер­ков­ную ограду и нахо­дится сейчас в Тре­тья­ков­ской гале­рее. Он не в ико­но­стасе Тро­иц­кого собора, но обра­щен к людям, в боль­шин­стве своем далеко отсто­я­щим от Церкви. Образ Троицы близок не только людям, нико­гда не поки­дав­шим Цер­ковь, но и далеко ушед­шим от нее, и даже, как это ни странно, враж­деб­ным ей. И надо в этом усмат­ри­вать изво­ле­ние Самой Живо­нос­ной Троицы. Это бла­го­ве­стие, вле­ку­щее всех к источ­нику неис­ся­ка­е­мой жизни…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *