какие знаменитые картины есть в третьяковской галерее
Арт-попса: выбираем самые-самые известные картины из Третьяковки
Современное искусство нынче в моде, однако залы постоянных коллекций пустуют, в то время как там хранятся настоящие шедевры. Вместо того, чтобы стоять в #очерединасерова, можно сходить и посмотреть картины великих мастеров в любой день. Кроме понедельника, когда музеи и галереи не работают.
Иван Шишкина «Утро в сосновом лесу»
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Даже те, кто не любит сладкое, знают конфеты с мишками на фантике. Эта картина Шишкина стала известнее своего автора. Но надо признать, что ее популярность – не феномен современного массмаркета. Еще коллекционер Павел Третьяков, купивший ее у художника, называл ее полнейшим отображением художественного замысла Шишкина. «Утро в сосновом бору», по его словам, «говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». И это несмотря на то, что мишек рисовал не Шишкин, а его друг Константин Савицкий. А Шишкин животных рисовать не умел.
«Всадница» Карла Брюллова
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Еще одна картина, которую все видели на конфетах – «Всадница» Карла Брюллова. За этой картиной стоит большая история любви художника к Юлии Самойловой: они жили в Италии, она была замужем, он был женат, но он рисовал ее до бесконечности, а она поддерживала его в финансовом плане.
Карл Брюллов «Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой – Джованнины и Амацилии)»
«Черный Квадрат» Казимира Малевича
Более известное произведение в русском искусстве сложно себе представить. В 2015 году, когда картина отмечала 100-летие, специалисты Третьяковской галереи провели большое исследование, результатом которого стало сенсация: под оригинальным черным квадратом нашли еще два изображения, сделанных в разные периоды творчества. О том, что под черной краской что-то есть, знали давно: в кракелюрах видна зеленая, розовая, голубая и желтая краски. В 2015 году при помощи метода флуоресцентного анализа удалось выявить очертания абстрактных цветных форм и определить, что именно там изображено. Тогда же удалось выяснить, что в углу холста сохранилась авторская надпись «Битва негров ночью», отсылающая к работе Альфонса Алле «Бой негров ночью в темной пещере» 1882 года. Надпись была сделана карандашом поверх слоя белил и сохранилась достаточно плохо, или же была намеренно стерта. Тем не менее, благодаря этому сотрудники музея поняли, что картина все эти годы весела вверх ногами.
«Девочка с персиками» Валентина Серова
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Картина, известность которой среди произведений русского искусства можно сравнить разве что с «Черным квадратом», является портретом Веры Мамонтовой, старшей дочери великого русского коллекционера и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Эта работа стала ярким примером русского импрессионизма – термина искусственного, но вполне понятного каждому. Дело в том, что импрессионизм – целиком и полностью французское явление, но русские художники быстро научились приемам иностранных живописцев и органично использовали их у себя на родине. Эта картина была написана дробными мазками теплых и холодных оттенков, положенных на холст рядом друг с другом.
Валентин Серов «Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой»
«Над городом» Марка Шагала
Картина «Над городом» стала одним из самых узнаваемых произведений Шагала. На ней художник изобразил себя вместе со своей супругой Беллой Розенфельд, пролетающими над Витебском, и при этом подчеркнул метафоричность возвышенных чувств и краткости бытия. Со временем этот сюрреалистично-экспрессионистский мотив в его живописи становился все более декоративным и свободным, но вид маленького провинциального родного города всегда оставался неизменным.
Марк Шагал «Над городом»
«Демон (сидящий)» Михаила Врубеля
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Михаил Врубель «Демон (сидящий)»
«Аленушка» Виктор Васнецов
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Самый «сказочный» из русских художников Виктор Васнецов создал целую галерею образов, вдохновленных фольклором. Изначально картина называлась «Дурочка Аленушка», но ничего оскорбительного художник в это название не вкладывал. «Дурочка» означало «юродивая». Однако в итоге Васнецов поменял название работы.
Виктор Васнецов «Аленушка»
«Комозиция VII» Василия Кандинского
Кандинский стал самым известным русским художником в Европе: свое время в Германии он основал группу «Синий всадник», а сегодня даже в парижском Центре Помпиду есть целая коллекция его работ. Его работы стали настоящей революцией в беспредметном искусстве, при том в искусстве мирового масштаба.
Василий Кандинский, Комозиция VII, 1913
«Неизвестная», Ивана Крамского
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Не зря Крамской назвал свою модель «Неизвестной»: даже современников волновал этот образ шикарной женщины с чувственными губами и томным взглядом. Ее личность, а также то, кем она была для Крамского, до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.
Иван Крамской «Неизвестная»
«Боярыня Морозова» Василия Сурикова
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Одно из главных произведений Василия Сурикова «Боярыня Морозова» было написано в 1887 году. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне и дух, и силу, и здоровье,» – говорил художник. Сурикова считают лучшим мастером снега в русской живописи: у него много произведений с заснеженным фоном. Это не только «Боярыня Морозова», но и «Взятие снежного городка», и «Переход Суворова через Альпы» из Русского музея, и множество зимних пейзажей с московскими двориками и улицами.
Илья Репин писал о нем так: «Самое ценное в Сурикове – глубокая правда мистической поэзии. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова – магические сны. Такого дара сновидца я не знаю ни в ком из наших художников». Сюжетом картины стал эпизод мученической жизни боярыни Феодосии Морозовой, сподвижницы неистового протопопа Аввакума и противницы церковных реформ патриарха Никона; по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку. Для «Боярыни Морозовой» Суриков сделал бесчисленное множество эскизов и портретных зарисовок (кстати, их также можно увидеть в Третьяковке). Каждого персонажа он разрабатывал в отдельности, тщательно продумывая костюмы и позы. Эти эскизы прекрасны и самоценны, их можно разглядывать до бесконечности, изучая, как художник лепит форму из отдельных импрессионистических разноцветных мазков. Долгое время он не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тетка Сурикова – Авдотья Васильевна Торгошина.
Самые известные картины Третьяковской галереи
Третьяковская галерея – знаменитый художественный музей в Москве, созданный стараниями одного человека, купца Павла Третьякова. Он искренне верил в будущее русского искусства. В 1856 году он купил первую картину, это было «Искушение» Шильдера. Уже через 11 лет картинная галерея была открыта для посетителей.
Сейчас в России нет такого человека, который бы не слышал о «Третьяковке». Каждый должен побывать там хотя бы раз в жизни. Экспозиция музея поражает своим разнообразием. Более 180 тысяч предметов: картины, скульптуры, драгоценности, изготовленные в разные временные отрезки.
Ниже представлен рейтинг самых известных картин Третьяковской галереи. Если вы решили ее посетить, но далеки от искусства, и не знаете, на что следует обратить внимание, вам поможет наша статья.
10. «Грачи прилетели», А. К. Саврасов
Эту картину считают самым известным произведением Саврасова. В 1871 году художник посетил село Молвитино. Алексей Кондратьевич очень любил весну. Его вдохновила природа и небольшая церковь (хотя она ничем не отличалась от тысячи других).
Саврасов сразу же приступил к работе. Летом этого же года картина была готова и продана Третьякову.
Она очень полюбилась русскому народу своей простотой, понятна для каждого человека, здесь нет образов и символов. Одно название способно подарить человеку ощущение весны. На первый взгляд пейзаж не отличается оригинальностью. Серый весенний день, грачи облепили березы. На переднем плане – грязный снег, на заднем – церковь и поле.
Художнику удалось передать атмосферу весны, создать ощущение жизни. Успех этого полотна не смог повторить ни один художник, даже сам Саврасов.
9. «Радуга», И. К. Айвазовский
Картина написана в 1873 году, тогда же Третьяков приобрел ее для своей галереи.
«Радуга» выделяется на фоне остальных картин Айвазовского, художник написал ее в нетипичной для себя манере.
Здесь изображено штормовое море, корабль и люди, которые пытаются бороться со стихией. Они надеются на то, что им удастся выжить. Радуга дарит им надежду на благоприятный исход, на спасение. Это символ победы. Именно поэтому картина привлекает внимание большого количества людей.
Если не присматриваться к ней, может показаться, что здесь изображено обычное кораблекрушение. Да, она трагична, но имеет положительный посыл. Художник словно говорит: «Нет ничего невозможного».
8. «Апофеоз войны», В. В. Верещагин
Художник создал это произведение искусства в 1871 году.
Картина выглядит довольно необычно, можно сказать, устрашающе. На ней представлена выжженная пустыня, где нет ничего живого. На переднем плане изображена пирамида из человеческих черепов, на заднем – разрушенный город.
Над горой черепов кружатся вороны, они живые, но это символ смерти. Изначально Верещагин хотел изобразить последствия войны в Туркестане. Художника поразила жестокость тех военных действий.
7. «Княжна Тараканова», К. Д. Флавицкий
Картина написана в 1864 году, Третьяков купил ее для своей галереи уже после смерти художника.
Сюжетом произведения стало предание о гибели молодой женщины. Княжна Тараканова – самозванка, авантюристка, которая выдавала себя за наследницу русского престола (дочь Елизаветы Петровны).
На картине изображена девушка, которая стоит на кровати в тюремной камере. Комнату заполняет вода. У ее ног крысы, которые заползают на кровать. Они надеются на спасение, а княжна Тараканова понимает, что ей никто уже не поможет.
Девушка закрыла глаза и подняла лицо к небу. Картина основана на контрастах, благодаря мелким деталям ему удалось передать трагичность происходящего события. Царская семья была очень недовольна произведением Флавицкого.
Флавицкий решил написать картину на основании известного предания. Благодаря художнику, люди стали думать, что княжна действительно погибла от наводнения.
6. «Явление Мессии», А. А. Иванов
У этой картины удивительная история. Александр Андреевич начал свою работу над ней в 1837 году. У него была мечта – изобразить явление Христа народу на большом полотне. На реализацию этого замысла ушло 20 лет, но Иванов так и не успел завершить начатое. Он скончался.
За основу сюжета взята первая глава Евангелия от Иоанна. Художник написал более 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков купил эти эскизы для своей галереи.
Оригинал приобрел император Александр II. Он подарил «Явление Месси» Румянцевскому музею. В 1925 году музей расформировали, картину отдали в Третьяковскую галерею. Для нее даже построили специальное помещение.
5. «Иван Грозный убивает своего сына», И. Е. Репин
Первая картина, которая подверглась цензуре. Император Александр III не оценил замысел художника и запретил показывать картину на выставках.
Самое главное здесь – это эмоции. Иван Грозный испытывает сильное раскаяние, теперь он не царь, а обезумевший от горя отец. Царевич прощает своего убийцу, на лице его спокойствие и кротость. Через три месяца запрет на показ был снят.
Интересный факт. У картины очень сложная судьба. Над ней неоднократно совершали акты вандализма. Первый раз в 1913 году посетитель галереи нанес несколько ударов ножом. Тогда Репину пришлось заново рисовать голову Ивана Грозного.
В 2018 году снова произошло нападение. Мужчина схватил металлическую стойку и нанес несколько ударов по картине. Ее до сих реставрируют.
4. «Неравный брак», В. В. Пукирев
За это произведение искусства художника наградили званием профессора. Он написал ее в 1863, в 1871 году ее выкупил Третьяков.
Название картины говорит само за себя. Венчаются молодая девушка-бесприданница и пожилой чиновник.
Есть несколько версий возникновения замысла картины. По одной версии, это личная драма художника, по другой – его близкого друга.
Эта картина привлекает внимание, потому что здесь присутствуют личные переживания, страдания. Если не обращать внимания на детали, картина воспринимается просто как красивое полотно.
Это настоящий шедевр, Пукиреву больше не удалось создать что-либо подобное, его даже называли художником одной картины.
3. «Боярыня Морозова», В. И. Суриков
Произведение искусства создано в 1887 году, вскоре Третьяков приобрел его для своей коллекции.
В основе картины события, происходящие в XVII веке, (раскол церкви). Морозова Феодосия – сторонница старой веры. В 1671 году ее арестовали, а в 1673 году она умерла в заточении.
На картине изображена сцена, когда боярыню везут к месту заключения. Но Морозова бесстрашна, она так сильно верит, что готова даже умереть за свои убеждения.
Картина получила самые разнообразные оценки. Сейчас ее считают одним из выдающихся полотен Третьяковской галереи.
2. «Неизвестная», И. Н. Крамской
Написана в 1883 году. На картине изображена молодая женщина. Она едет в экипаже по Невскому проспекту, вдали виднеется здание Александринского театра. Женщина одета по моде, она очень привлекательна.
Невозможно отвести взгляд от ее глаз. Удивительное выражение: превосходство, таинственность, грусть.
До сих пор неизвестно, кто стал прототипом картины Крамского. Искусствоведы выдвигают разные версии, но ни одна из них не имеет неоспоримых доказательств.
1. «Богатыри», В. М. Васнецов
В 1898 году Третьяков купил знаменитую картину у Васнецова. Художник работал над ней около двух десятков лет. Это изображение трех богатырей, легендарных Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича.
Картина символизирует дух русского народа. Каждый богатырь наделен определенными качествами, которые так характерны для русского человека. Илья Муромец спокоен и уверен в себе, это сила и могущество. Добрыня Никитич – представительный и величавый, он умен и обладает глубокими знаниями. Алеша Попович – смелый, но молодой и веселый.
Здесь много деталей, следует уделить им особое внимание, каждая из них имеет свой смысл.
Шедевры Третьяковской галереи
Одно из крупнейших в мире собраний русской живописи, Третьяковская галерея основана купцом и меценатом Павлом Третьяковым, который с 1850-х годов собирал произведения лучших художников своего времени. Наш материал — о самых ценных её сокровищах.
«Явление Христа народу» А.А. Иванов
А.А. Иванова можно назвать «художником одной картины». Эпическое полотно «Явление Христа народу» он писал 20 лет. На картине изображен момент сошествия Христа к реке Иордан и встречи его с Иоанном Крестителем. Моделями для многих персонажей картины послужили реальные люди – в частности, сам художник и его друг Н.В. Гоголь.
Картина была выставлена в Санкт-Петербурге в мае 1858 года, а через полтора месяца художник скончался. Когда в 1925 году картину было решено переместить в Третьяковскую галерею, для громадного полотна размером 5,4 х 7,5 метров не нашлось подходящего по размеру помещения, и для нее к основному зданию галереи пришлось пристраивать отдельный зал.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына»), И. Е. Репин
Картина «Иван Грозный» стала первым в истории России произведением живописи, которое подверглось цензуре. Император Александр III запретил П. Третьякову, который купил картину, выставлять ее либо показывать частным образом. Сам Третьяков испытывал настолько сильное негативное эмоциональное воздействие этого произведения, что ему пришлось переместить полотно в отдельное помещение. В 1913 году картина подверглась вандализму – была изрезана неуравновешенным старообрядцем-иконописцем. В 2013 г. группа агрессивных православных активистов попыталась организовать удаление картины из экспозиции музея.
«Апофеоз войны» В.В. Верещагин
Сам Верещагин с горькой иронией определял жанр своей картины так: «если не считать ворон, то это натюрморт, в переводе с французского «мертвая природа»». Действительно, огромная гора черепов, иссеченных саблями и пробитых пулями, в иссохшей каменной пустыне под ярко-синим небом – «мертвая природа», закономерный итог любых военных конфликтов. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
«Боярыня Морозова» В. И. Суриков
«Кружевница» В. А.Тропинин
До 47-летнего возраста В.А. Тропинин был крепостным. Правда, его хозяин, граф Морков, заметил художественное дарование юноши и на несколько лет отправил его учиться в петербургскую Академию художеств, но позже Тропинину пришлось долгие годы совмещать обязанности придворного живописца и слуги. Он получил «вольную» лишь в 1823 г., и в этом же году написал картину «Кружевница», поразившую художественных критиков лиризмом и непосредственностью. Произведение пронизано духом интимности и радости повседневной жизни. Задушевные женские образы Тропинина стали классикой русской живописи, а его самого называли «Русским Рембрандтом».
«Утро в сосновом лесу» И. Шишкин, К. Савицкий
Картина «Утро в сосновом лесу» больше известна в России под народным названием «Три медведя». Во времена СССР выпускались популярные шоколадные конфеты «Мишка косолапый», на обертке которых была изображена репродукция этого произведения. На самом деле медведей на картине четыре, а не три. Затянутый утренним туманом вековой бор принадлежит кисти непревзойденного мастера пейзажа И. Шишкина, забавных медвежат написал художник Константин Савицкий. Но после приобретения картины П. Третьяков стер подпись Савицкого, поэтому ее авторство долго приписывали одному Шишкину.
«Демон сидящий» М. Врубель
«Богатыри» В. Васнецов
В. Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, доводя до совершенства каждую деталь. Он считал эту работу своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом». Меценат Савва Мамонтов построил в имении Абрамцево отдельный павильон, где Васнецов мог работать над огромным полотном. Прообразом Ильи Муромца стал кузнец из Абрамцева Иван Петров, Алеши Поповича – младший сын Мамонтова Андрей. А вот Добрыня Никитич – собирательный образ самого художника, его отца и деда.
«Девочка с персиками» В.А. Серов
«Купание красного коня» К.П. Петров-Водкин
«Купание красного коня» К. Петрова-Водкина – одно из самых необычных и символичных живописных произведений начала ХХ века. Оригинальная сферическая перспектива и цветовая гамма картины созданы под влиянием традиций русской иконописи и итальянских фресок. Когда критики обвинили художника в том, что красных коней не бывает, он показал им древнерусские иконы, на которых кони были того же цвета. В русской иконописи красный цвет обозначает величие жизни, а иногда и жертву. Современники считали картину Петрова-Водкина пророческой и ассоциировали красного коня с Россией, которую не в силах удержать юный хрупкий всадник.
Самые известные картины Третьяковской галереи
Всем привет! Надеюсь, в вашем городе весна уже потихоньку вступает в свои права, а я сегодня хочу вернуться к новогодним праздникам и рассказать о посещении Третьяковской галереи.
Вообще, я считаю, что в Третьяковке нужно побывать хотя бы раз в жизни. Этакий «must see» для русского человека. Знатоки искусства советуют «прикасаться к прекрасному» поэтапно, чтобы не получить обратную реакцию.
Одним морозным новогодним утром автор статьи приехала на Лаврушенский переулок 10, чтобы наконец-то своими глазами увидеть оригиналы картин, которые раньше разве что в учебниках попадались. Нет, я конечно предполагала, что на вход будет очередь, но даже не предполагала, что очередь будет такая….
Видите вдалеке светло-желтое здание? Нам туда. А народ все прибывал и прибывал. Сначала, я решила, что именно сегодня в Третьяковку бесплатный вход. Оказалось, что — нет. Просто праздники, туристы и общий ажиотаж сделали свое дело.
Надо сразу оговориться, что у Третьяковской галереи два адреса: Лаврушенский переулок и Крымский вал. На Лаврушенском переулке экспонируются картины XI — начало XX века, а на Крымском валу — XX в. В любом случае, столько прекрасного за один день, я бы не вынесла, поэтому выбрала историческое здание на Лаврушенском.
Долго ли коротко, но прошло 1,5 часа. Охрана пропускала страждущих порциями, а экскурсионные группы — без очереди. Отбросив все эпитеты, скажу, что я околела до дури и пошла греться пить чай в близлежащую кафешку. Потом случилось счастье и меня пропустили в теплое помещение галереи. «Ну, наконец-то, сейчас я увижу такие знакомые с детства картины» — подумала я. Не тут-то было 🙂
Увидев очередь в гардероб, мне стало дурно. Это еще минут 20-30 времени, но по крайней мере в тепле. Я решила вопрос проще, запихнула куртку в рюкзак, рюкзак сдала в камеру хранения и тем самым сэкономила время. Кстати, билет был куплен в специальном автомате на входе, стоимость 400 руб. Для определенных категорий граждан есть скидки.
По Третьяковской галерее интересно ходить с гидом. Кто еще расскажет вам различные интересные детали? Я примкнула к одной из групп и немного послушала рассказ.
Картины буду показывать в произвольном порядке, не привязываясь к залам галереи.
Карл Брюллов — Всадница
На картине изображена Джованина (на коне) и Амалиция Пачини, воспитанницы графини Самойловой. А все видят зеленую вуаль на шляпе? Я и сама никогда раньше не обращала внимание на эту деталь. Именно эта часть дамского гардероба придает динамику картине. Некоторые критики высказывались негативно относительно «застывшего» лица всадницы, но стоит только посмотреть на вздыбленного коня и все сразу становится на свои места.
А.А. Иванов — Явление Христа народу
Полотно просто огромное. К сожалению, мне никак не удалось сфотографировать картину без людей. Помимо того, что в галерее и так было много народа, так еще и каждый норовил запечатлеть себя на фоне картины. Зачем? Не понятно.
Александр Иванов работал над картиной 20 лет и все равно не успел ее закончить. Только представьте себе — 20 лет! Помимо этого, Иванов сделал 600 этюдов с натуры (когда подбирал персонажей).
По центру — Иоанн Креститель, указывающего на приближающегося Иисуса. Фигура Мессии немного размыта. Слева от Иоанна группа апостолов, справа — абсолютно разные люди, и стар, и млад. И эмоции у них на лице разные. Кто-то радуется, кто-то смотрит с недоверием. Справа от Христа, человек в красной накидке, с недоверием оглядывается на Иисуса. Николай Васильевич Гоголь был другом Иванова и послужил прототипом для персонажа. Художник навсегда запечатлел его профиль на холсте. А человек в серой шляпе и с посохом, сразу за Иоанном, сам автор полотна. Иванов решил увековечить себя в образе странника.
Обратите внимание на двух людей слева картины — молодой парень и старик. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что накидка старика серого цвета, а отражение в воде — красного отттенка. По центру картины, мужчина в голубом одеянии — у него лицо зеленоватого оттенка. Это и есть те самые недоделки, которые не успел завершить художник.
Василий Перов — Тройка
«Тройка» — печально известная картина Василия Перова. Художник долго не мог найти прототип для паренька в центре композиции. Нужный типаж он случайно увидел в толпе переселенцев и попросил мать мальчика дать разрешение на позирование ему. Она согласилась. Через некоторое время после завершения картины, в двери дома Перова постучала изможденная женщина, та самая мать мальчика Васи. Она рассказала художнику, что Васенька умер и просила продать ей картину. В то время «Тройка» уже находилась в картинной галерее и купить ее не было никакой возможности.
Василий Перов — Приезд гувернантки в купеческий дом
Еще одна известная картина Перова. Опечалено склонив голову, молодая гувернантка ждет указаний своего хозяина. У прислуги на лице любопытство, а вот молодой барчонок смотрит свысока.
Картина «Три богатыря» известная всем нам с детства. Ракурс я взяла неудачный, но по другому никак сфотографировать не удавалось 🙁
Зато понятны масштабы.
Васнецов — Три богатыря
Художник создавал картину около 30 лет. Мало кто знает, что в качестве Добрыни Никитича Васнецов изобразил самого себя. Факт этот не подтвержден документально, но уж больно хороша история).
Я уже никогда не вспомню откуда знаю ту или иную картину. Так вышло и с Боярыней Морозовой. Глубинная память срабатывает резко, словно по щелчку. Подходишь к картине и уже знаешь как она называется.
Справа от саней расположилась знать, а слева — простой народ. Бегущий мальчик придает картине дополнительную динамику. Рядом с основной картиной, в Третьяковской галерее размещены первоначальные наброски. Очень похоже, но все таки разницу легко уловить.
В.Суриков — Боярыня Морозова
Репин — Письмо запорожцев турецкому султану
Казаки пишут, смеются и явно издеваются). Репин запечатлел абсолютно реальное историческое событие. Турецкий султан ультимативно предложил запорожским казакам перестать нападать на «Блистательную Порту» и сдаться. Самое интересное, что оригинальный ответ казаков сохранился. Текст полон самых изысканных ругательств.
Верещагин — Апофеоз войны
Шишкин — Утро в сосновом бору
Добрая, известная с детства картина. Мало кто знает, что Иван Шишкин писал эту картину в соавторстве с Константином Савицким. Шишкин был пейзажистом, а Савицкий нарисовал медведей. Третьяков в свое время стер имя Савицкого с картины, посчитав, что его вклад слишком мал.
Кстати, в медвежьих семьях не бывает трех медвежат, только один или два. Об этом нам рассказал гид Третьяковской галереи. Просто три медвеженка и крупный медведь по центру, смотрятся более интересно.
В. Суриков — Утро стрелецкой казни
«Утро стрелецкой казни» самое первое большое полотно Сурикова. Хотя художник перенес на картину печальное событие исторической расправы, но зритель не наблюдает, ни на переднем плане, ни на заднем, казненных стрельцов. По одной из версий, Суриков сначала хотел изобразить на картине повешенных и даже создал эскизы, но одна из служанок была настолько шокирована увиденным, что упала в обморок.
М. Врубель — Демон сидящий
Картину можно трактовать по-разному. Кто-то видит уставшего и обессилившего мужчину-демона, а кто-то — сильную, благородную личность, выступающую на стороне добро, но зло управляет им и побеждает. Наверное, в этом и есть особенность картин — каждый видит что-то свое.
И еще несколько экспонатов Третьяковки:
Саврасов — Грачи прилетели
На самом деле, картина очень маленькая. Фотографии обманчивы 🙂
Перов — Охотники на привале
Васнецов — Иван-Царевич на Сером Волке
Репин — Иван Грозный и сын его Иван
Эпизод с убийством собственного сына до сих пор не доказан историкам.
Все известные картины из Третьяковки показать просто невозможно. Это нужно видеть собственными глазами. У каждого из нас есть свои собственные воспоминания и ассоциации, связанные с легендарными полотнами. Они всплывают из потаенных уголков памяти внезапно…
До сих пор не могу провести параллели с картиной Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке». Какое-то далекое воспоминание шевелится в подсознании, но никак не выплывет наружу. То ли тканное полотно на стене из детства грезится, то ли картинка из какой-то книги…
В Третьяковской галерее проводятся индивидуальные экскурсии и даже квест для детей и взрослых, а в наше неспокойное время можно даже посетить Третьяковку не выходя из дома — Онлайн-экскурсия по Третьяковке: от Рублёва до Айвазовского за 500 рублей.
Оксана, замечательная статья! В это воскресенье тоже гуляла по Третьяковской галерее. Очередь в галерею была не такая большая, мне удалось постоять в ней 30-40 мин. В гардеробе совсем не было очереди. Очень интересно прикоснуться к прекрасному, размеры картин впечатляют, рассказы экскурсовода позволяют увидеть детали, которым раньше не придавали значение.