какие знания и навыки необходимы автомобильному диагносту
Диагност, технический консультант
Что необходимо знать для получения одной из самых востребованных профессий.
Диагност — это уникальный специалист в автобизнесе, который досконально разбирается в устройстве двигателя и его взаимодействии с другими системами автомобиля. Современный автосервис невозможен без диагностики неисправностей. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Диагност обладает совершенно особым складом ума, ведь для комплексной оценки неисправностей необходимы знания по механическому устройству автомобиля, принципам работы двигателя и его систем, электронному оборудованию. Поэтому хорошим диагностом становятся только с приобретением опыта работы по разным специальностям автосервиса.
Профессия диагноста чрезвычайно востребована. Ведь грамотная и точная диагностика неисправностей автомобиля — это залог качественного ремонта, экономии времени и средств владельца. Хороший диагност — настоящая гордость любого автосервиса.
Особенности профессии
Современный автомобиль — это сложная система, состоящая из электронного оборудования и сотни различных механизмов, которые управляются бортовым компьютером. В таком сложном устройстве заложена возможность кодирования любой неисправности и её сохранения в памяти компьютера. Но не всегда коды ошибок означают ту неисправность, о которой сигнализируют. Точную диагностику может провести только специалист после тщательного изучения и сопоставления работы систем подачи топлива, зажигания, различных специальных измерений. Решающую роль в постановке «диагноза» играет не диагностическое оборудование, а мастерство и опыт диагноста.
В настоящее время имеется множество сложнейших приборов для диагностики автомобиля, но они только помогают найти направление поиска. Человека ничто не заменит. Автомобиль — очень сложная система, где всё взаимосвязано. Диагност видит эти связи и последовательно, методом исключения приближается к определению неисправности или некорректно работающего блока управления.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Профессия диагноста считается престижной, востребованной и, соответственно, высокооплачиваемой.
Минусы
Место работы
Крупные автотехцентры, станции технического обслуживания, крупные и мелкие автосервисы, автобазы.
Важные качества
Необходимые знания:
— автомобильный сканер REFLEX
— автомобильный сканер GENISYS
— автомобильный сканер NEMISYS.
Обучение на диагноста, технического консультанта
Обучение диагностов автобизнеса — важнейшая проблема. ВУЗы, как правило, далеки от реальной практики и действующих технологий. У них не бывает дорогостоящего специализированного оборудования и условий для освоения ценных практических навыков. Поэтому подготовку настоящих диагностов, идущих в ногу с развитием прогресса, успешно осуществляют учебные центры на базе дилерских комплексов. Например, Академия Автомобильных Технологий — образовательное учреждение дополнительного профессионального образования нового типа в сфере автосервиса, которая базируется на территории ведущего мультибрендового дилерского комплекса ГК «FAVORIT MOTORS», своего эксклюзивного партнера. Он специализируется на продаже и сервисном обслуживании автомобилей KIA, SKODA, FIAT, PEUGEOT, CITROEN и др.
Программы обучения профессионально ориентированы, в ходе учебного процесса используются автомобили и оборудование партнера. В обучении сочетаются изучение теоретических основ и каждодневное решение практических вопросов на рабочем месте.
Какие знания и навыки необходимы автомобильному диагносту
Начну с этих слов на форуме компании Легион-Автодата:
«…Хочется не просто читать коды, а понимать, что говорят датчики…»,- forum.autodata.ru/
«Где и как обучают автомобильной диагностике»
Открываю дверь и попадаю в рабочее помещение автосервиса «ИнжКар» www.injcar.ru
Думал, что это и есть «весь автосервис», но ошибался. Как оказалось, есть ещё много помещений, где проводятся другие работы. Вот, например, кузовной ремонт и покраска:
А это слесарный пост, где в данный момент проводится работа по замене системы выхлопа:
И как принято в больших и серьёзных автосервисах, есть помещение для клиентов, откуда они могут наблюдать за ходом ремонта своего автомобиля:
Детский уголок. «Мелочь, а приятно», как говорится.
Нет, от сути не уклоняюсь, надо же показать, в каких условиях работают эти курсы для обучения автодиагностов. А что написано в Интернете об этом?
«Подробный и глубокий курс от самых основ до конкретных практических навыков с глубоким погружением в основы профессии. 20 дней плотно спрессованной информации теория + мастер класс + практика по профессии «Мастер-диагност бензиновых систем управления впрыском топлива»,- http://www.injcar.ru/obuchenie/
Понятно. Но доверять надо конкретике: окончив осмотр автосервиса, иду в конец ремонтной зоны, где около автомобиля собралась группа людей.
Для начала представлю руководителя курсов. Это Рязанов Фёдор Александрович, знакомый читателям статей Легион-Автодаты:
Это практические занятия на конкретном автомобиле: Mazda выпуска 2000 года. На фото ниже Рязанов Ф.А. (справа) и курсанты его курса, приехавшие из разных мест: из Грозного, Ставрополя, Подмосковья, республики Адыгея.
Претензии клиента: «Плохо заводится. Плохо работает на холостом ходу. Горит ЧЕК на панели приборов». Что происходит при попытке запустить мотор:
— стартер крутит с трудом
— мотор еле-еле заводится и его начинает «колбасить»
Предоставим слово руководителю курсов обучения Рязанову Ф.А:
«Силовой агрегат любого автомобиля условно можно разделить на 3 системы:
1. Двигатель и воздушный тракт. Контролируется вакуумметром.
2. Топливоподача. Контролируется лямбда-зондами.
3. Зажигание. Контролируется искровым пробойником.
Отправной точкой для нахождения дефекта на этой Мазде явились «кривые» показания вакуумметра. При норме 20-30 кРа («зеленая зона») он не дотягивал даже до ее половины. Черная кошка сидит тут!
Систему топливоподачи на «кривом» двигателе проверять смысла нет. Даже в учебных целях.
Второй вероятной причиной являются проблемы с EGR.
Во время этого занятия использовалась осциллограмма из форума Легион-Автодата:
Действительно: хорошую штуку организовали участники форума: «Библиотеку осциллограмм»,- http://forum.autodata.ru/221/ (к слову: в разделе «»Инструменты для работы» *Мелочи и всякие «know how», без которых не обойтись*,- http://forum.autodata.ru/7/24057/, можно найти много «полезностей», которыми поделились автомобильные диагносты).
Это и есть то самое, что называется «наработка опыта». Или «наработка отказов». Слушатели курсов с самого начала начинают понимают: «Искать и устранять неисправности на автомобиле надо в комплексе, применяя все доступные форматы знаний».
А теперь вспомните, какой автомобиль был выбран для проведения этих практических занятий? Да, старый по году выпуска. Что тут сложного? А то, что на нём «не было кодов неисправностей«.
Вы были на Конференциях «Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов»? autodata.ru/article/all/vtoraya_konferentsiya_den_vtoroy/
Так вот, в перерывах между лекциями беседовал с Газетиным С.П. (на фото ниже).
Не буду говорить насчёт его уникальных знаний в области диагностики и ремонта автомобилей, приведу только выжимку из нашей беседы насчёт «страшного сна большинства авто диагностов»:
«-Это когда машина приходит на ремонт, подключают сканер, а кодов неисправностей нет. И всё. Приплыли. Базовых знаний нет, а «верхушки знаний», которые нахватались, тут не помогут. И начинается катавасия».
«Арендовав гаражик, прикупив минимум оборудования, они оккупировали Интернет и начали шерстить технические форумы. Начали задавать разные вопросы, в том числе и откровенно глупые и сильно обижались, когда их вежливо…отмалчивали. Потому что постоянные участники того или иного форума начали понимать «кто они и что они».
Таких людей можно назвать «диагносты-однодневки». Как бабочек: день полетали и всё».
«Однодневки» свою клиентуру нашли. И нашли её за счет «смешных» цен на выполняемые работы.
Но низкая цена никогда не предполагает Качество».
autodata.ru/article/all/diagnost_odnodnevka/
Вот такой сложный автомобиль (а тем более для начинающих: «коды неисправностей отсутствовали»), был выбран для обучения. С одной стороны это «учить плавать, бросив в воду». Но если при этом «поддерживать и показывать», то это хороший способ.
Само обучение на данном уроке было построено верно, по принципу «от простого к сложному». На мой взгляд, польза от такого обучения быть должна.
Теперь обещанный бонус:
Как выбрать курсы обучения в Интернете
Это не советы и не рекомендации. Это моё личное понимание. Прошу это учесть, так как у каждого свой угол зрения.
68.600 (шестьдесят восемь тысяч шестьсот) ответов дал Google на этот вопрос.
Ух ты. Много. Посмотрим? Навскидку и без выбора. Открываем…
Мигает реклама. Всплывает окно, куда надо вбить телефон и они перезвонят …а сразу же после этого всплывает другое окно: «Где вы находитесь?» и всплывает третье окно с выбором региона … потом четвёртое окно с городом и так далее. Бред. Да какой дурак будет ходить по этим всплывающим окнам и тыкать в строчки всплывающего меню. Человек просто закроет этот сайт и пойдёт дальше.
И я закрыл. Наверняка сайт смотрело Руководство сайта и, если «такое всплывающее разнообразие» ему нравится, значит, оно совсем не ценит время людей. Нет, с такими не по пути.
«Видеокурсы по диагностике … по чип-тюнингу … как сделать автосервис прибыльным …». Замечательно. Но это уже для полу-продвинутых спецов.
Специалисты авто диагностики, которые «супер», давно уже всё знают, и уже сделали свой автосервис прибыльным.
Предложений много, десятки тысяч. И куда пойти учиться? Мы же так устроены, что нам «надо товар пощупать». А как это сделать? Довериться словам?
И опять-таки, на мой взгляд:
«Какими свойствами должен обладать сайт, который предлагает обучение»?
Какие знания и навыки необходимы автомобильному диагносту
© А.Пахомов (aka IS_ 18 )
Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно.
Диагност
Основные требования к кандидату в автодиагносты – желание, возможность и способность к самообучению, достаточные (в идеале – глубокие) знания теории ДВС, умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электросхемы, умение пользоваться компьютером, электронными базами и другой справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием, приборами. Приветствуются знания электроники и «умение паять».
Вы должны четко представлять себе специфику данной «отрасли»: в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с системой впрыска. Диагност должен на «отлично» знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий. В этой профессии, как и во многих других, знаний не бывает много. Не последнее место занимает умение аккумулировать и применять полученный опыт.
Предположим, все это у Вас есть (фантастика!), теперь нужно составить необходимый набор оборудования. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но постепенно Вы сами придете к выводу, что без хорошего инструмента – не жизнь 🙂
Обучение
Где можно освоить профессию автодианоста? К сожалению, практически нигде. Многочисленные курсы, как правило, организуются для получения прибыли, а не для реального обучения. Результат практически такой же, как обучение вождению автомобиля в автошколе, цель – получить права, а дальше – естественный отбор. Наш сайт может предложить Вам «заочное» обучение азам автодиагностики – уникальные, не имеющие аналогов, видеокурcы для начинающих «Обучение диагностике автомобиля». Подробнее.
Оборудование
Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.
Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.
Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.
Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В‑третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.
Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:
Рассмотрим каждую подробнее.
Сканеры
Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ). Так вот сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ). Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:
Следует совершенно четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ.
Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Кстати, про массы полезно почитать здесь. Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:
Следует добавить, что протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому, если Вы занимаетесь иномарками, то будете вынуждены покупать несколько сканеров либо один универсальный, но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора.
Мотортестеры
Это совершенно другой тип диагностического оборудования. Мотор-тестер – это как раз и есть измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов, это и осциллограммы высокого напряжения, и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.
Как всем известно, в цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (зрительно или как-то еще) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотортестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного (высокого) напряжения. На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, ВВ-проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже неисправность ЭБУ. Как научиться извлекать ценнейшую информацию из формы вторичного напряжения, замечательно описано на сайте производителя мотортестера «МотоDoc». Кроме того, очень интересные примеры осциллограмм, снятых на двигателях с дефектными узлами и элементами, можно посмотреть тут или тут.
Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, – давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:
Согласитесь, список внушительный. Одна только правильность установки фаз чего стоит. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.
С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора позволяет сделать вывод о его «здоровье». Как это сделать – почитайте здесь.
Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о его работоспособности.
Ну что, впечатляет? Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер – самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. По соотношению цена/качество я бы посоветовал обратить внимание на продукцию Quantex Laboratory. Там же Вы найдете обучающие ролики и форум по пользованию этим прибором.
Газоанализаторы
Здесь я скажу единственное – на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, – достояние истории. И еще – газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации. Как этой информацией пользоваться, довольно доходчиво описано здесь.
Краткий итог
Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга. Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то они у каждого уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.
Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно. Это:
Чип – тюнингом будем заниматься?
Тогда еще одна статья расходов:
Не забывайте и о том, что у Вас должны быть все необходимые слесарные инструменты как можно более высокого качества. Подавляющее большинство клиентов приезжает «переписать программу, а то что-то не едет», а автомобиль просто нуждается в ремонте.
И последнее, без чего не обходится диагностический участок, – это информация. Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.
Как делается диагностика
Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения. Для сбора применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.
Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.
Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд. Но в любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится Вам при диагностике иномарок, на которые очень активно пересаживается население нашей страны.
Сломался у мужика автомобиль. Приезжает он на СТО, объясняет проблему Механик поднял капот, посмотрел, послушал, ушел. Возвращается с молотком.
Подходит к открытому капоту, размахивается, и ка-а-ак треснет им куда-то с размаху. Машина сразу заработала! Мужик на радостях спрашивает:
Старинный анекдот про автосервис
Какой он, настоящий диагност? Какими знаниями и умениями должен обладать для успешного выполнения работы? Как выявить (проверить) наличие у него этих знаний и умений? И главное, где и как искать такого специалиста? Именно на эти вопросы Вы получите ответы в данном материале.
Это так называемые диагносты последней технической волны, те, для кого самым первым (а иногда и единственным) диагностическим прибором стал сканер. Ко всему остальному инструментарию диагноста, такому как, например, осциллограф и мультиметр, понятиям «Ом», «Ток», «Напряжение» они относятся с враждебным непониманием и призрением.
Все эти эпитеты можно объединить воедино компетенцией «Новаторство» (1).
Самыми яркими индикаторами наличия данной компетенции можно назвать:
— умение быстро и эффективно вырабатывать новые идеи для решения проблем;
— учет как можно большего числа различных мнений;
— умение использовать имеющийся опыт в различных ситуациях;
Для того чтобы понять, насколько развита данная компетенция, можно использовать один из предлагаемых ниже инструментов.
1.Попросите Вашего претендента на должность диагноста рассказать Вам на примере одной из запомнившихся ему ярких задач, которую ему приходилось выполнять, об одном из оригинальных (абсолютно новых) подходов к решению проблемы, который он разработал сам (В чем заключалась проблема? Каким образом он пришел именно к этому походу? Какие еще варианты решения этой проблемы он анализировал? Почему он решил, что традиционные методы в этом случае не дадут результатов? Каков был итог?)
2. Попросите кандидата привести Вам пример из его практики, когда для решения очередной проблемы ему пришлось использовать уже имеющийся у него опыт решения аналогичных проблем.
3. Попросите его привести яркий пример из его профессиональной деятельности, когда ему пришлось столкнуться на практике с проблемой, которая, как ему казалось, просто не имеет решения. Пусть расскажет о случае, когда он пытался разрешить проблему, но так и не смог этого сделать. Какими путями он пытался разрешить задачу? Почему именно эти пути он считал наиболее оптимальными, применимо к этой задаче? Почему, по его мнению, он потерпел неудачу? Как решал бы эту проблему, столкнись он с ней на сегодняшний день?
Итак, для анализа уровня развития у кандидата компетенции «Память» (2) Вы можете задать ему один вопросов, которые привожу ниже.
1.Спросите его, приходилось ли ему работать в условиях, когда необходимо было диагностировать несколько автомобилей одновременно? Как он действовал в подобной ситуации, чтобы не упустить важных моментов? Каковы были результаты такой работы?
2.Попросите Вашего диагноста рассказать о ситуации из его практики, когда по каким-либо причинам он таки упустил из памяти некоторые важные моменты в работе. Пусть он расскажет о подобной ситуации на примере подобного случая из его опыта (Что он забыл сделать? Какую Важную деталь упустил? Почему? Что произошло в результате? Как ему удалось все же исправить ситуацию?)
Следующим неопровержимым фактом, дополняющим портрет квалифицированного диагноста, является то, что он, бесспорно, должен быть отличным аналитиком, способным работать с большими массивами данных (большим объемом исходной и установленной в процессе диагностики информации), выстраивать логические цепочки из фактов, проверять их и создавать из отдельных фрагментов цепочки цельную картинку случая, с которым столкнулся в работе. Все эти характеристики относятся к компетенции «Анализ проблем» (3).
Индикаторами наличия данной компетенции у кандидата являются:
— умение выявлять основные проблемы и возможности их решения;
— умение собрать всю необходимую информацию для решения проблемы;
— умение сравнивать и анализировать различную информацию, взятую из разных источников и делать правильные умозаключения;
— хорошие счетные навыки.
Для выявления уровня развития данной компетенции у кандидата достаточно будет попросить его рассказать о самой сложной проблеме с автомобилем, которую ему доводилось диагностировать. В чем заключалась сложность задачи для него? Каким образом ему удалось достичь понимания проблемы? Какие действия он предпринял для этого (попросите прорисовать логическую цепочку его умозаключений). Каков был результат диагностики и дальнейшее решение выявленной проблемы?
Итак, основными индикаторами «Обучаемости» (4) являются:
— использование различных источников информации с целью получения новых знаний;
— стремление к глубокому пониманию вопросов его профессиональной деятельности;
— любознательность, стремление к новому;
— умение учиться на ошибках, улучшать свои прежние навыки и знания и осваивать новые;
— грамотное применение полученных знаний / опыта на практике (умело интегрирует прошлые и новые знания).
Для выявления этой компетенции у кандидата:
1.Попросите его рассказать о начале своей карьеры диагноста. С чего он начинал? Какими навыками ему удавалось овладеть быстро, а на что приходилось потратить довольно много времени и почему? Где он черпал информацию, необходимую для работы на том этапе?
2.Каким образом и как часто он обновляет свои знания сейчас? Как удается идти в ногу с техническим прогрессом и всегда быть в курсе всех изменений и новшеств автобизнеса? Каких знаний ему не хватает на данный момент? Что он делает для того, чтобы ими овладеть?
3.Попросите его рассказать о случае из его практики, когда ему необходимо было взять в работу автомобиль, с диагностикой которого он ранее не сталкивался. Каковы были его действия и каков был конечный результат работы?
Поэтому в данном пункте предлагаю компетенции «Ответственность» (5) и «Ориентация на качество, внимание к деталям» (6) рассмотреть как комплекс взаимодополняющих условий.
Основными индикаторами этих компетенций являются:
— выяснение всех деталей и подробностей задачи;
— осуществление работы с точностью до последней детали;
— проверка работы на аккуратность и завершенность;
— выполнение работы согласно правилам и инструкциям.
Очень ярко наличие данной компетенции проиллюстрируют действия кандидата в ситуации, когда в процессе диагностики проблемы, с которой обратился клиент, была выявлена не менее важная проблема, о которой клиент может и не догадываться. Спросите кандидата, приходилось ли ему сталкиваться с такими ситуациями, и как он поступал в таком случае (пусть он расскажет Вам об этом на примере из его собственной практики).
Логично допустить, что безответственный кандидат может либо просто не заметить дополнительных деталей, либо не придать им значения, не оповестив клиента о них.
Профессиональный диагност, безусловно,- личность инициативная. Он сверхактивен, так как непосредственно заинтересован в том, чтобы докопаться до сути проблемы, а не поверхностно устранить видимые признаки истинной неисправности автомобиля. Он зачастую выступает генератором идей по решению той или иной задачи, не дожидаясь указаний либо рекомендаций к действию.
Дабы проанализировать степень «Инициативности»
(7) у кандидата, достаточно будет попросить его рассказать о его наибольших с его точки зрения профессиональных достижениях. Попросите привести конкретные примеры достижений. Поинтересуйтесь, с какими сложностями он сталкивался на пути к ним? Какие инициативы предпринимал?
Итак, основными индикаторами для этой компетенции являются:
— преодоление препятствий на пути к достижению целей;
— многократные попытки все-таки достичь желаемого результата;
— доведение дела до логического конца.
Для того чтобы понять, на сколько настойчив Ваш кандидат, попросите его рассказать именно о таком случае, который я проиллюстрировала выше.
Пусть он расскажет Вам о запомнившейся ему сложной задаче, для выполнения которой ему пришлось проявить немалую настойчивость. В чем заключалась эта работа? Какие сложности пришлось преодолеть для достижения конечного результата работы? Каким образом в итоге удалось достичь результата?
Вы можете немного спровоцировать кандидата вопросом: не хотелось ли ему бросить такую «непокорную» задачу. Что все-таки заставило его довести дело до конца?
Кандидат, обладающий достаточным уровнем «Профессионально-технических знаний» (9):
— свободно ориентируется в технической терминологии и самом технологическом процессе диагностики автомобилей;
— владеет необходимыми навыкам и методами диагностики;
— умеет применять те или иные навыки и методы в конкретной ситуации;
— способен на практике выполнять сложные операции в области диагностики;
По большому счету, ответы кандидата на все вышеприведенные вопросы для выявления той или иной компетенции также с успехом могут проиллюстрировать Вам уровень его профессионально-технических знаний. Но также для выявления этой компетенции Вы можете задать кандидату комплекс уточняющих вопросов, которые оста-точно помогут Вам убедиться в его профессионализме.
1. Попросите кандидата рассказать Вам о его профессионально-техническом образовании. Как именно оно помогает ему в работе? Попросите его привести пример из его практики, как и где ему удалось его применить.
2. Каким диагностическим оборудованием он умеет пользоваться? Каков уровень его владения этим оборудованием? Попросите привести пример из его практики использования этого оборудования (для решения каких задач применял, каковы были результаты?).
3. Попросите его привести пример выполненной работы, которая отражает уровень его умения использовать (читать) электронные схемы автомобиля. Как часто ему приходится к ним обращаться и в каких случаях?
Для данной компетенции список вопросов можно продолжать бесконечно, и Вы сами, занимаясь подбором диагноста, несомненно, это сделаете. Хотелось бы обратить Ваше внимание, что для выявления данной компетенции не может быть корректных либо некорректных вопросов. Поскольку, дабы понять, что перед Вами именно тот, человек, которого Вы ищете (соответствующий специализации компании, уровню задач, предполагаемых к выполнению, и способный с ними справиться), Вы вправе задавать кандидату те профессионально-технические вопросы, которые считаете нужными для Вашего понимания уровня его профессионализма.
Перечислением характеристик идеального кандидата в диагносты можно заниматься бесконечно. Полагаю, описанного выше, вполне достаточно, чтобы четко представить себе, каким должен быть этот специалист и как выявить наличие у кандидатов на эту должность необходимых компетенций для эффективного выполнения этой работы.
Можно, конечно же, растить такого специалиста у себя на станции, но это вопрос не только времени, но и немалых финансовых затрат со стороны Вас как работодателя.
В этом поиске, Вы столкнетесь с не совсем стандартной и простой ситуацией, сложность которой заключается в том, что все специалисты высокого уровня либо уже работают (причем на себя), либо работают у конкурента, который вряд ли захочет отдавать Вам свое «сокровище» и т. п. В любом случае, хороший диагност вряд ли относится к разряду специалистов, свободно разгуливающих по рынку труда в активном поиске работы.
Поэтому, дабы его найти, придется использовать немалый арсенал методов и путей поиска, чередуя стандартные, всем известные методы, с не совсем стандартными, включая сообразительность и смекалку.
К стандартным методам поиска персонала в автосервис относятся:
— размещение вакансии в сети Интернет на порталах по трудоустройству, в СМИ;
— поиск резюме в Интернете;
— поиск внутри компании;
— использование личных контактов, рекомендаций работников компании;
— сотрудничество с центрами занятости и учебными заведениями, участие в ярмарках вакансий;
— обращение в рекрутинговые и кадровые агентства
— столбовый метод и т. д.
Как уже отмечалось выше, при работе с этой вакансией не стоит ограничиваться исключительно стандартными методами поиска, так как они не всегда дают ожидаемый Вами эффект.
Итак, вооружитесь терпением и погрузитесь, так сказать, в «среду обитания» диагностов.
— Специализированные форумы на автомобильную тематику (форумы диагностов, автоэлектриков, специалистов занимающихся тюнингом, форумы автомобильных клубов и т д.).
Ознакомьтесь с тематикой форума касательно диагностики. Обратите внимание на посты людей, которые в них участвуют, консультируют (кто, что и насколько грамотно пишет), выделите для себя несколько людей, посты которых наиболее для Вас интересны. Зачастую среди них могут оказаться как сами диагносты, так и люди, которые могут их рекомендовать (например, их клиенты). Смело контактируйте. Возможно, кто-то из специалистов на данный момент готов рассмотреть предложения работы либо, если не заинтересован сам, сможет порекомендовать Вам лицо заинтересованное. Так, по цепочке из рекомендаций, при упорной работе, не исключено, что будет найден нужный Вам человек.
Схема использования аналогична работе с форумами.
«Прошерстите» Интернет на предмет профессиональных блогов. Зачастую у некоторых диагностов есть либо свой сайт, либо блог, в котором он делится с читателями информацией о своей работе и не только. Ознакомьтесь с информацией, размещенной там, определите, насколько она Вам интересна и, соответственно, насколько интересен ее автор. Контактируйте, заинтересовывайте, либо просите рекомендовать Вам заинтересованных в поиске работы специалистов.
— Сайты профессиональных сообществ и т. д.
2.Посещайте мероприятия и места, где можно встретить диагностов (это также позволит вам «обрасти» нужными знакомствами и, как результат, рекомендациями):
— встречи клубов по интересам и обмену опытом (так называемые «тусовки» диагностов);
например, журнал «Автомастер» ежегодно проводит «Слеты диагностов»;
— профильные автомобильные выставки;
— обучающие мероприятия Стам можно встретить как перспективных новичков, так и получить рекомендации «бывалых»).
Будьте активны в своих поисках, и они обязательно увенчаются успехом!