какие знания и умения необходимы педагогу
Навыки успешного преподавателя
Какие качества делают преподавателя успешным? Какими навыками, талантами и характеристиками он должен обладать? Хотя у каждого преподавателя есть свой особый, уникальный стиль, существуют универсальные качества, которые помогут преподавателю стать лучше.
Отличные коммуникативные навыки. Казалось бы, что самой важной характеристикой преподавателя является наличие знаний, однако не менее важным является навык передачи этих знаний. Независимо от того, насколько осведомлен человек, если он не может передать то, что знает, другим людям понятным и интересным способом, само знание становится бесполезным. Коммуникативные навыки, заключающиеся в вербальных и невербальных способах передачи информации, помогают доносить знания более эффективно. Это также означает понимание того, когда аудитория поняла сообщение, а когда — нет. Хороший преподаватель часто перефразирует свою мысль, использует иллюстрацию или текст, если становится очевидным, что студенты не поняли его.
Постановка целей. Объяснение ожиданий, реалистичных целей обучения, без постановки сильных ограничений позволяет преподавателю извлечь максимальный потенциал из каждого ученика. Успешные преподаватели имеют высокие стандарты, постоянно побуждают студентов делать все возможное и поощряют их учиться с максимальной отдачей. Постановка целей связана еще с двумя важными задачами преподавателя, заключающимися в реагировании на изменения успеваемости и обеспечении обратной связи. Хороший преподаватель выясняет причины плохой успеваемости и составляет план, чтобы вернуть студента в нужное русло. Формулировка реакции на негативное поведение требует такта и тонкости, которые аккуратно подводят студента к изменениям. Исследования педагогических навыков показывают, что донесение положительной обратной связи: поощрение, похвала, благодарность, являются критически важным навыком для преподавателей. Хорошо построенная обратная связь не просто состоит в том, чтобы сказать правильно ли студент сделал задание или нет, а ведет к самокоррекции и саморегуляции студента. Например, вместо того, чтобы просто сказать студенту: «Вы правильно изложили точку зрения автора», хороший преподаватель дает более подробный отзыв. Частый, подробный и конкретный отзыв помогает учащимся понять, что от них хотят и показать нужный результат.
Превосходные навыки слушателя. В идеальной учебной среде учителя задают важные вопросы, а затем активно и внимательно слушают, что говорят ученики. Преподаватели, которые умеют слушать и наблюдать, часто улавливают страхи и неуверенность студентов. Эффективные навыки слушания также помогают преподавателю лучше понимать студентов и адаптировать уроки под их потребности.
Глубокое знание и страсть к предмету. Преподаватель понимает, что знание предмета не является фиксированной совокупностью фактов, а является сложным и постоянно развивающимся процессом. Поэтому он стремится быть в курсе новых идей в этой области. Любовь к предмету побуждает человека учиться больше, копать глубже и усерднее думать, она вдохновляет на поиск более глубоких знаний. Лучшие преподаватели — это те, кто явно любит свои предметы и передает эту страсть и желание учиться своим студентам. Когда преподаватель не только имеет правильный ответ на вопрос ученика, но и может расширить обсуждение яркими примерами, фактами и забавными анекдотами, то каждый урок становится вдохновляющим.
Желание осваивать новое. Независимо от того, изучает ли преподаватель психологические аспекты образовательной деятельности или современные технологии для дистанционного обучения, такая целенаправленная деятельность является ключом к расширению знаний студентов. Для преподавателей важно никогда не быть слишком уверенными в своих знаниях и оставаться открытыми для новых впечатлений. Независимо от уровня образования, он всегда может чему-то научиться у всех, с кем общается, включая коллег и студентов.
Способность выстраивать прочные отношения со студентами. Не только ум, но и сердце помогает учить. Чтобы создать успешную учебную среду, преподавателю необходимо сформировать доверительные отношения со студентами. Успешные преподаватели помогают, делают лучше и совершенствуют. Еще один ключ к вовлечению студентов и улучшению их обучения заключается в том, чтобы относиться к каждому студенту как к личности, проявляя сочувствие и понимание. Очень важно быть наблюдательным, внимательным, чутким и по возможности иметь позитивный настрой, хотя иногда это слишком трудно. Отличные преподаватели понимают важность создания благоприятных условий для обучения, способствуя здоровым и уважительным отношениям между учениками. Они знают, как устанавливать руководящие принципы и назначать роли, чтобы заручиться поддержкой и участием. В идеале каждый студент должен чувствовать не только, что его принимают, но и то, что его присутствие является необходимым. Сочувствие и понимание со стороны преподавателя помочь установить связь со студентом, напрямую повлиять на его обучение в классе.
Дружелюбие и доступность. Поскольку работа преподавателя заключается в том, чтобы помочь студентам учиться, преподаватели не могут быть неприступными и высокомерными звездами. У студентов будут вопросы, на которые невозможно ответить, если преподаватель недружелюбен и с ним сложно разговаривать. Если ученики считают преподавателя своим врагом, они, конечно, многому не научатся. Лучшие преподаватели открыты и приветливы. Преподавание является одной из самых сложных работ и лучшие преподаватели делают все, чтобы помочь своим ученикам. Они всегда находят время и всегда готовы помочь. Если что-то не получается, они будут работать без устали, пока не найдут решение.
Подготовленность. Мало кому доступен навык эффектной импровизации, и если преподаватель приходит на урок без хорошо подготовленного плана, ничего не выйдет. Организация времени и подготовка материалов напрямую влияют на обучение. Хорошие преподаватели проводят бесконечные часы, готовясь, разрабатывая лекции, узнавая больше и думая о новых и интересных способах изучения материала. У хороших преподавателей есть план лекций и заданий, которые они постоянно совершенствуют, чтобы обеспечить максимальное понимание и интерес.
Адаптивность. Преподаватели должны уметь работать в постоянно меняющейся среде и корректировать свои методы преподавания в зависимости от студентов, ресурсов, практики и требований. Постоянные изменения в сфере образования, особенно переход на смешанные форматы учебного процесса, включающие технологии, заставляют преподавателей быть адаптивными. Изменения происходят всегда, и научиться приспосабливаться к ним является одним из ключевых навыков преподавателя. Использование современных образовательных технологий на лекциях и семинарах облегчает обучение на всех уровнях.
Обмен информацией и самоаудит. Образование является очень практической областью и часто требует экспериментов, чтобы определить, какие методы общения со студентами работают лучше всего. Для того чтобы быть хорошим преподавателем, нужно делиться своими результатами и лучшими практиками в этой области с другими. Наблюдение за коллегами дает преподавателям возможность учиться друг у друга, помогает познакомиться с различными учебными стилями и стратегиями, стимулируя критический анализ собственной методологии. Некоторые преподаватели не только изучают новые инструменты, но и проводят самоаудит, с помощью дневников или даже записей урока на аудио или видео. Записи уроков могут отразить динамические, повседневные процессы, которые заметны только при отстранении.
Заключение: Нет единого ответа на вопрос, какие качества делают преподавателя успешным. Тем, кто никогда не учил, трудно понять, насколько разнообразен и динамичен набор навыков, необходимый для успеха в напряженной и требовательной обстановке учебного заведения. Однако развивая мягкие навыки, можно стать если не самым лучшим, то точно хорошим преподавателем и завоевать любовь студентов.
Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный учитель
Хороший преподаватель — это не только знание предмета и любовь к детям. Разбираемся, на чём строится компетентность преподавателя по профстандарту в России и какие качества полезны педагогам 21 века. Вы поймёте, на что ориентироваться при выборе учителя.
Профессиональный стандарт педагога
Существует документ, который определяет, какими профессиональными качествами должен обладать учитель в Российской Федерации — это профессиональный стандарт педагога.
Приказ появился в 2013 году, и в нём указывалось, что документ вступит в силу в 2015. Однако срок неоднократно переносился. Полный переход на новый стандарт должен осуществиться до конца 2020 года.
В документе проводится разделение между учителями дошкольного образования, начального, среднего, высшего и других. Тем не менее есть общие установки, какую работу должен выполнять учитель вне зависимости от уровня.
Согласно документу, государство ожидает от учителей следующие умения:
Помимо пояснений, какие качества должны быть у учителя, подчёркивается, что учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики. Педагогическая этика имеет равную ценность со знаниями, которыми обладает педагог.
Важно не только чему он научит, но и как он научит, как будет общаться с обучающимися, осуществлять дисциплинарные меры, мотивировать и решать различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время.
Какими хотят видеть учителей дети и родители
У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.
1. Саморазвитие и умение признавать ошибки
Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие.
2. Техническая грамотность
Одна из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке, — это компьютерная грамотность. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят онлайн, поэтому наши преподаватели составляют яркие презентации к урокам, используют интерактивные возможности платформы и специально обучаются удерживать внимание учеников сквозь монитор компьютера.
3. Опыт работы
Профессионализм всегда нарабатывается опытом. У педагогов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» в среднем около 10 лет стажа. Многие из них являются кандидатами наук, экспертами ГИА и олимпиад.
4. Умение общаться
Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель. В «Фоксфорде» педагоги обращаются на «вы» к детям независимо от возраста. Занятия проходят в атмосфере взаимного уважения. Учитель никогда не повысит голос и не перейдёт границы допустимого в общении с учениками.
5. Понимание, что волнует подростков
Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днём и не адаптируется к течению времени. Современный педагог понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык. А иногда учителей и детей даже объединяют общие увлечения — например, преподаватель литературы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» Юлия Дэль обожает кей-поп, как и многие школьники.
А по-вашему, какими качествами должен обладать учитель? Делитесь мнением в комментариях.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Статья» Профессиональные умения педагога»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. АСТРАХАНИ« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 »
Профессиональные знания и умения педагога
Учитель английского языка
МБОУ г. Астрахани СОШ№29
Ляхова Алевтина Николаевна
Профессиональные знания и умения педагога
Знания – совокупность представлений и понятий о предметах, явлениях и законах действительности, формируемых в результате целенаправленного педагогического процесса и самообразования. Знания преподавателя обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой — к учащимся.
Система профессионально-педагогических знаний охватывает:
знания объекта, на который направлена деятельность педагога (содержание образования, учащийся как личность и его учебная деятельность);
знания своей профессиональной деятельности во всем ее многообразии;
знания о себе как субъекте, осуществляющем деятельность (о себе как о педагоге и о себе как о личности со всеми ее достоинствами и недостатками, психологическими особенностями, социальными проявлениями и возможностями);
знания процесса обучения и средств осуществления педагогической коммуникации на каждом из трех уровней – общепедагогическом, дидактическом и методическом.
Под педагогическим умением будем понимать «владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний» (О.А. Абдуллина). Профессионально-педагогические умения должны охватывать те же составные части, что и знания. В наиболее полной мере педагогические умения представлены в исследованиях А. К. Марковой. Она выделяет четыре основных вида умений, включающие в общей сложности девять групп.
Первый вид умений – психолого-педагогические. Их центральной составляющей является умение учителя работать в изменяющихся педагогических ситуациях, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся и заботясь об их психическом развитии. Психолого-педагогические умения можно разделить на три группы:
1) умения поставить педагогическую задачу и при ее постановке ориентироваться на ученика как на активно развивающегося соучастника образовательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию, принимать педагогические решения в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач;
2) умения, связанные с самим процессом обучения, с ответами на вопросы, чему, кого и как учить. На вопрос «чему учить» отвечают умения работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи преподаваемого предмета, обновлять учебный предмет, интерпретировать связанную с предметом информацию из СМИ, устанавливать межпредметные связи, формировать у школьников общеучебные умения и навыки. На вопрос «кого учить» отвечают умения изучать психические функции учащихся и характеристики их обученности и воспитанности, видеть реальные учебные возможности школьников, различать их успеваемость и личностные качества, выявлять не только наличный уровень развития, но и зону ближайшего развития, предвидеть возможные затруднения учащихся, исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности, расширять возможности их самостоятельной работы, работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, строя для них индивидуальные программы. На вопрос «как учить» отвечают умения применять оптимальные сочетания приемов и форм обучения и воспитания, сравнивать и обобщать педагогические ситуации, применять дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся, находить разные способы решения типичных педагогических задач и т. д.;
3) умения использовать психолого-педагогические знания и последнюю информацию по психологии и педагогике, передовой педагогический опыт, фиксировать процесс и результаты своего труда, соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе, видеть сильные и слабые стороны своего труда, формировать и оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей, строить планы развития и совершенствования своей педагогической деятельности.
Второй вид умений – коммуникативные. Коммуникативные умения связаны с созданием атмосферы психологической безопасности для другого человека и обеспечением условий для самореализации его личности. В реализации коммуникативных умений большую роль играют педагогический такт учителя, его позиция как партнера по общению. В общей нумерации групп педагогических умений коммуникативные умения представлены четвертой и пятой группами:
4) умения ставить коммуникативные задачи, создавать условия психологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению;
5) умения, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умения понять позицию другого, проявить интерес к его личности, интерпретировать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения, создать обстановку доверительности и терпимости, использовать преимущественно организующие, а не дисциплинирующие и оценивающие воздействия, использовать демократический стиль руководства, быть готовым поблагодарить ученика и при необходимости извиниться перед ним, поддерживать равное отношение ко всем детям, с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, отказаться от корпоративного стереотипа «Учитель всегда прав», создавать условия для появления у ученика желаемых качеств, не бояться обратной связи с учениками.
Третий вид умений – самонаправленные. Данные умения необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя. Они напрямую отражают соответствие учителя требованию постоянного роста и совершенствования. В общей классификации это шестая и седьмая группы:
6) умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии и способного противостоять трудностям, реализовывать и развивать свои педагогические способности, управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер, воспринимать свои позитивные возможности, овладевать эталонами труда (педагогическим мастерством), осуществлять творческий поиск;
7) умения осознавать перспективы своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, укреплять свои сильные стороны и устранять слабые, использовать компенсаторные возможности своих способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.
Четвертый вид умений – диагностико-прогностические. Они необходимы учителю для составления верного представления об учащихся, причем не только в настоящее время, но и представления о том, что из них может получиться в будущем. В этот вид умений входят восьмая и девятая группы:
8) умения определять знания учащихся в начале и конце учебного года, определять сформированность их деятельности, умений и навыков, выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, объем необходимой помощи), определять причины отставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, стимулировать учащихся к самообучению и непрерывному образованию;
9) умения оценивать состояние воспитанности и воспитуемости школьников, распознавать по поведению учащихся их нравственные нормы и убеждения, которыми они руководствуются, видеть личность ученика в целом во взаимосвязи того, что он говорит, думает и делает, создавать условия для развития необходимых личностных качеств у отдельных учеников.
Статья «Навыки необходимые педагогу в современной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА)
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель»
Лев Николаевич Толстой
Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идет активная дискуссия о профильном обучении. От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание занятия в соответствии с целями. По мере того, как меняются образовательные цели, должны измениться учебные планы, методы обучения и способы оценки. Эти изменения потребуют большего профессионализма от учителей и администрации, затронут многие аспекты их человеческого капитала, включая подготовку учителей, их профессиональное развитие, мобильность и культурные принципы учительской профессии.
Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога:
Профессиональная направленность – это качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Это качества: профессиональная позиция, ориентация, мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественная активность, социальный оптимизм.
Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно – воспитательные задачи, создавая условия для формирования личности другого человека.
Профессионально – важные качества это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
Каждый человек за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Поэтому профессия педагога – одна из важнейших в мире. Педагог – человек, который ведет ребенка. Но сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е. вопросами воспитания, образования и обучения. Стоит обратить внимание на слово «профессионализм». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям [3].
На уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации – необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. Но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.
В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:
когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока
когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз
суперпрофессионализм или мастерство
приближение к вершине профессиональных достижений
когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов
Самой главной составляющей профессионализма является компетентность (способность к актуальному выполнению деятельности). А. К. Маркова [3] выделяет четыре вида профессиональной компетентности:
От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Поэтому в работе учителя, должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Задача учителя заключается не в передаче знания, а в поддержке зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности, обучении новым способам мышления. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью.
Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя, но и воспитать других, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие общекультурной компетенции, которая интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя. Формирование общекультурной компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности. В связи с этим, ряд авторов выделяют пять основных видов компетентности: мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные [2]. Ориентироваться нужно не на какие-то новомодные течения, а на личность ребёнка, нужно постараться создать ему комфортные условия для учёбы и существования в коллективе. Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, руководить групповой проектной деятельностью учащихся, обладать исследовательским мышлением. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе. Применение компьютерных технологий на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Задача учителя на этих уроках – сформировать у учеников информационную компетентность. Эти уроки позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывать навыки работы на компьютере. Уметь вести занятия в режиме дискуссии и диалога, создавая атмосферу, в которой учащиеся сами хотели бы высказывать свои мнения, точки зрения на обсуждаемый предмет. В.П.Беспалько отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни [1]. Нужно и не забывать, что здоровье является одним из условий профессиональной компетентности современного педагога. Оно составляет главную основу продуктивности всех аспектов его труда. Профилактика профессионального выгорания педагогов, работа по сохранению педагогического долголетия актуальны и необходимы, так как от здоровья педагога, его эмоциональной уравновешенности зависит здоровье поколения. Чтобы работа стала творческой, человек обязательно должен чувствовать поддержку. Поэтому ученик должен чувствовать поддержку, когда творит в своей учебной деятельности.
Педагогам в «современной школе», необходимо делать акцент на урок, как средство воспитания, которое представляет, возможность каждому не только проявить себя и почувствовать успех, но и ощутить трудности, которые ведут к нему, так и на жизнь вне урока, помогая каждому ученику открыть и развить его таланты. Приоритетны и методы воспитания, такие, как метод уважения детской личности, убеждение, самопознание, самоанализа. Важен метод убеждения, который широко применим в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения. Если учитель будет бережно относиться к ученику, сможет помочь ему осмыслить свой труд и увидеть его полезность, то в нём обнаружится мощный потенциал творческой активности. Способность найти свою личную грань, определить собственную оптимальную дистанцию между собой и своими учениками – одно из необходимых профессиональных качеств учителя в «современной школе». Вместе с тем развивается личность самого педагога. В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.
Современный учитель действительно творческий человек. К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению профессионального мастерства путём самообразования. Например, в психологии было доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнить следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причины и следствия, планировать и выполнять практическую деятельность. Для школьников учитель не только носитель знаний по определённому предмету, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд. Общение с учащимися, собственный опыт, опыт других учителей и целых коллективов, общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная интуиция, являются основными источниками творчества учителя. Согласитесь, учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.
Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участия в экспертных комиссиях и проектах с применением ИКТ, путешествия, рождают уверенность в свои силы, и ведут вперёд. Конкурсы открывают новые таланты, создают плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста коллег.
Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Само включение в конкурсы способствуют ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе. Поэтому, в «современной школе», участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагога в профессиональной деятельности, так и ученика в школьной жизни. Высокая степень развития творческой активности педагога будет являться важнейшим условием формирования творчески активной личности современных школьников.
Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. Еще одно качество связано с педагогическим общением. Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью.
Идеал педагога – это сплав социального заказа общества и педагогическое кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии в видении себя в педагогическом процессе. Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и творческий характер.