какие знания нужны человеку в жизни
Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке
Знание и умение формируют навык
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире
В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.
В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.
Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.
Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.
«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни
Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.
Вещи, которые в 21 веке должен знать каждый
Наука — это система знаний и накопленный опыт человечества в той или иной сфере. Во все времена рядом с наукой в ногу шагала псевдонаука. В Средние века, например, химии бросала вызов алхимия. Приверженцы этой псевдонауки всерьёз пытались создать эликсир бессмертия, превратить металл или камень в золото и создать прочие «мана поты». Наряду с астрономией, за которую могли и на костёр отправить, была популярна астрология, которая вообще не является наукой. Но она была настолько популярна, что каждый королевский двор имел своего астролога.
Характер противостояния изменился со временем. Если раньше настоящую науку гнобили за то, что она являлась новым взглядом на устоявшиеся вещи, то сегодня псевдонаучные гипотезы популярны исключительно от малообразованности. Всякие гипотезы о плоской или полой Земле, всевозможные теории заговоров популярны потому, что кажутся удивительными и интересными. На деле же официальная наука, кроме того, что имеет логическое обоснование и подкреплена множеством опытов, ещё и зачастую оказывается куда удивительнее, куда фантастичнее, чем любая теория заговора и любая псевдонаучная гипотеза.
Если хочешь выделяться из общей массы этих экспертов, то тебе прямо по курсу — там можно освежить память, а возможно, и подобрать что-то, о чём не знал.
Астрономия
Человек в 21 веке обязан иметь хотя бы поверхностные представления об астрономии, и уж совсем недопустимо путать её с астрологией. Астрономия изучает Вселенную, объединяет в себе множество других наук — от химии с физикой до истории с философией. Пробежимся очень коротко по нескольким пунктам.
1. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун — это азбука астрономии, порядок планет Солнечной системы. Должно от зубов отскакивать, как азбука или счёт до 10.
2. Солнцу, как и всей Системе, около 4.5 миллиардов лет, а Вселенной — около 14.
3. Световой год — это не время, а расстояние. Примерно 9.5 триллионов км, или расстояние, которое свет проходит за год. От Земли до Луны — одна световая секунда.
4. Горизонт событий — это расстояние, за пределами которого никакие события никак и никогда не окажут никакого влияния на наблюдателя (на человечество, например). То есть «где-то там», очень-очень далеко, что-то происходит, но мы никогда не увидим даже света оттуда, не почувствуем магнитных волн, никогда не узнаем, что именно там происходит. Для нас «это» по сути не существует — оно за «горизонтом событий».
5. Американцы были на Луне, и это хорошо для всего человечества.
История
1. Знаменитое вымирание динозавров было не единственным и даже не крупнейшим. Во время «Великого» пермского вымирания с лица Земли исчезло около 80 % всего живого, что в 2 раза больше, чем во время мелового вымирания динозавров.
3. Рим отличается от Древней Греции тем, что в Греции были мифы и легенды, а в Риме — история. Такого влияния, как Рим на Европу (а может, и на весь мир), не оказала ни одна страна. В общем-то, мы до сих пор живём по Римскому праву, несколько видоизменённому естественно.
4. Тордесильясский договор — договор о буквальном разделе всего мира между Испанией и Португалией — был подписан в 1494 году. «Американцами», которые истребили индейцев, в действительности были испанцы. Именно они уничтожили империи инков и ацтеков. Во имя добра, естественно.
География
География имеет врождённый иммунитет к искажению: чтобы выдвигать чудесные гипотезы по этой науке, её всё же нужно хоть немного изучить. Этого достаточно для отпугивания 99 % «экспертов», но некоторые, наиболее настойчивые, пробиваются и сюда. Полая Земля, Всемирный потоп, воронки от ядерных взрывов несколько веков назад и прочее. Изучение географии расширяет общий кругозор, ведь наша планета огромна и невероятно разнообразна.
1. На Земле 6 континентов: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида. Иногда Европу и Азию делят на два разных континента, а Америки объединяют в один. На Земле 5 океанов: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий, Индийский и Южный океан, получивший свой статус только в 2000 году. Это азбука географии — тоже должна от зубов отскакивать.
2. В мире 196 стран. Больше всего — в Африке (54). Европа — 44, Азия — 47, обе Америки — 35 и Океания — 14.
3. Америка носит такое название в честь английского мецената Ричарда Америке, который спонсировал экспедицию в Новый Свет. Эта экспедиция под руководством Джона Кабота достигла Америки в 1497 году — именно Джон стал первым официально зарегистрированным европейцем, посетившим новый континент. Достижение оспаривается Испанией, по представлению которой Америку открыл Колумб в 1492 году, хотя и не совершал высадку.
4. Пангея — не единственный существовавший суперконтинент. До неё были и другие, например: Колумбия, Родиния, Паннотия, Лавруссия. Через 300 млн лет возникнет очередной суперконтинент — Пангея Ультима.
5. Летом жарко, а зимой холодно, не потому что Земля отдаляется от Солнца, а потому что имеет наклон оси в 23 градуса и вращается вокруг Солнца. Таким образом, одно из полушарий в определённый период времени получает меньше света и тепла. Без этого наклона не было бы времён года.