какие знания нужны журналисту

Журналист

Журналистика (от французского journal – дневник, газета) – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.).

Журналист — человек занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

В связи с этим журналистика делится на множество подвидов (специализаций): газетная журналистика, фото- радио- и тележурналистика, интернет-журналистика, связи с общественностью (PR). Журналистика – это не только сиюминутные новости. Среди тем, которые она охватывает, – международные отношения, экономика, которые требуют особой подготовки. Статьи, заметки, телевизионные репортажи – это работа корреспондентов. Но к числу журналистов относятся также редакторы, и дизайнеры, работающие в издательствах, на радио и ТВ, а также работники секретариата редакций. Все они – участники информационного процесса.

13 января в России отмечается День российской печати. Это профессиональный праздник, история которого насчитывает более 300 лет. Считается, что в нашей стране журналистика возникла в 1702 году, когда по личному указу и личному участию царя Петра Великого (1672 – 1725) появилась первая печатная газета “Ведомости”, издававшаяся типографским способом. С этих пор ведет свое развитие и становление российская печать, хотя еще в 1621 году возникла первая российская непечатная газета “Куранты”. Она была рукописная, выпускалась в виде свитка в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц. Дьяки распространяли ее для ограниченного круга лиц – царя Алексея Михайловича (1629 – 1676) и его приближенных. Газета содержала информацию на военные, дипломатические, придворные и торговые темы из зарубежных газет.

Русская газета “Ведомости” имела серьезные отличия от первых газет других европейских стран. Она была скорее не коммерческим изданием, а служила для разъяснения сути проводимой политики государя и его реформ. С самого начала русская газета была проводником определенной политики, пропагандистом, а порой и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ или защиты национальной независимости и самостоятельности. Газета дала начало быстрому развитию журналистики в России и способствовала культурному развитию страны. В 1755 году была создана газета “Московские ведомости” под руководством ученого и основателя Московского университета М.В. Ломоносова (1711-1765). В настоящий время в российском реестре печатных СМИ зарегистрировано свыше 74 000 изданий (хотя на рынке присутствует менее половины), а совокупный тираж изданий составляет около 5 миллиардов экземпляров.

Будущим журналистам надо понимать, что данная профессия – это не только творчество, но и большая ответственность за каждое написанное и сказанное слово. Каждый профессиональный журналист должен уметь доносить объективную информацию до аудитории. Считается, что основная функция журналистской деятельности – создание информационного канала между государством и обществом, а также формирование общественного мнения.

Можно выделить три этапа работы журналиста:

Обучение на журналиста

Традиционно считается, что будущие журналисты заканчивают факультеты журналистики. Однако хорошие специалисты получаются из филологов, философов, лингвистов. Также очень распространена схема, согласно которой журналист специализируется на какой-то одной области (например, компьютеры, автомобили, искусство). В этом случае, важно чтобы автор статьи разбирался в материале лучше, чем читатель. В связи с этим почти половина журналистов имеет не профильное образование, а порой даже техническое.

Источник

Профессия журналист: вымирающий вид, или что говорят прогнозы

Чем занимается журналист? Чем отличается хороший журналист? Что угрожает журналистике и стоит ли ее выбирать сегодняшним выпускникам?

Интригует, не правда ли? Неужели журналисты станут невостребованными? И как быть, если все-таки чувствуешь призвание к журналистике? Поговорим о требованиях к профессии журналиста, смежных профессиях, уровне зарплат и востребованности журналистов сегодня.

Профессия журналиста

Благодаря работе журналиста мы узнаем информацию за пределами своего круга общения – какой прогноз погоды на завтра, стоит ли покупать новый гаджет, что происходит в горячих точках планеты, кто стал президентом в нашей или соседней стране. Поэтому, определенно, без труда журналиста в мире наступила бы великая тишина и всеобщее незнание.

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

Какие бывают журналисты и что они делают

При выпуске новостей журналистам не обойтись без представителей других творческих профессий: фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик, оператор, звукорежиссер.

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

Что угрожает журналистике

Как вы понимаете, ей грозит далеко не роботизация, потому что написать хороший, вызывающий эмоции текст для человека может только человек. На традиционную печатную журналистику наступает интернет и социальные сети. Пост очевидца событий в Instagram, а не статья в газете расскажет читателю о наводнении или флешмобе. Репортеры все меньше ездят в командировки, потому что можно просто посмотреть прямую трансляцию на youtube, которую ведут очевидцы происшествия. Популярные люди могут рассказывать о себе не только в интервью телеканалу, но и просто в своем Instagram. Журналист оказывается только посредником в передаче информации.

Теперь практически каждый человек может стать журналистом в своих социальных сетях. Поэтому самой свободной прессой стали личные блоги, которым читатели доверяют больше, чем авторитетному традиционному изданию.

Что делать профессиональным журналистам в такой обстановке? Меняться и идти в ногу со временем. Вести свои блоги, только лучше и эмоциональнее, чем это делают непрофессиональные авторы. При этом оставаться честным и непредвзятым. Видео и публикации современных онлайн-СМИ профессионалы называют модным словом «контент». Так вот, профессиональный журналист может создавать самый качественный контент, и люди к нему потянутся.

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

Смежные профессии

Если вы думаете о фундаментальном образовании в журналистике, то присмотритесь и к этим профессиям.

Плюсы и минусы профессии журналиста

+ творческая разнообразная работа
+ новые знакомства и общение
ненормированный график
высокий уровень стресса и часто авральный режим работы

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

Какими качествами должен обладать хороший журналист

Коммуникабельность
Грамотная письменная и устная речь
Эмоциональный интеллект
Аналитический склад ума
Умение анализировать большие объемы информации
Толерантность
Хороший внешний вид
Энергичность
Креативность

Где учиться

Самими сильными российскими вузам, которые готовят журналистов, считаются:
• МГУ им. М.В. Ломоносова (в Москве)
• НИУ ВШЭ (в Москве)
• МГИМО (в Москве)
• СПбГУ (в Санкт-Петербурге)
• УРФУ (в Екатеринбурге)

Чтобы поступить на журналистику после 11 класса, вам необходимо будет сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранному языку и, во многих вузах, творческий конкурс (ДВИ).

Где работать

• В издательствах
• В средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-издания
• На фрилансе
• Открыть свое медиа

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

Оплата труда (диапазон зарплат)

Несмотря на это, унывать не стоит. Журналистика дает возможность работать в разных смежных специальностях с высокими зарплатами.

Что делать уже сейчас, чтобы стать журналистом

✔ Завести свой блог, влог и делиться с окружающими событиями и мыслями, которые вас волнуют.
✔ Вести школьные группы в соцсетях и писать статьи на школьный сайт.
✔ Изучить книги и блог Максима Ильяхова, «Писать легко» Ольги Соломатиной, «Универсальный журналист» Дэвида Рэндалла, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Ларри Кинга.
✔ Посмотреть интервью и видеоблоги Владимира Познера, Юрия Дудя, Леонида Парфенова, Евгения Савина.
✔ Изучить современные сервисы для журналистов, например, pressfeed.ru.
✔ Много читать. Выбирать литературу разных жанров, отмечая писательские удачи и неудачи.
✔ Выступать перед публикой при любом удобном случае.
✔ Посмотреть фильмы о писателях и журналистах: «Общество мертвых поэтов», «В центре внимания» (18+), «Плутовство», «Дьявол носит Прада» и т.д.

Удачи вам! Пишите и сокращайте!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Источник

Профессия: журналист

В чём заключается работа журналиста, где готовят лучших специалистов и сколько журналист зарабатывает.

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

Обозревать культурные события или делать расследования? Стать корреспондентом и писать репортажи или работать с большими данными? Всё это могут делать (и делают) — журналисты. Разбираемся в сути этой профессии, в её актуальных направлениях и в том, кому стоит попробовать себя в этом деле.

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

Суть профессии журналиста

Журналист собирает информацию и распространяет её в средствах массовой информации — СМИ. Он пишет тексты, создаёт аудио- и визуальные программы: репортажи, статьи, интервью.

Понятие «журналист» — достаточно широкое. Это и репортёры, выходящие на улицу для сбора и комментирования новостей, и редакторы новостей на интернет-порталах, и дикторы на радио или телевидении. Журналисты — авторы серьёзных публицистических статей в газетах, журналах, сетевых изданиях.

Отличительные черты журналистики

Журналист всегда опирается на реальные события. В отличие от писателей, журналисты не должны ничего выдумывать. Они обязаны брать сюжеты из жизни, рассказывать о реальных людях и конкретных обстоятельствах. По этому признаку, например, нельзя отнести к журналистике постановочные телешоу.

Журналист всегда создаёт информационное послание, устное или письменное. Это может быть объёмная статья, новостная заметка, видеорепортаж или видеоролик продолжительностью от одной минуты до нескольких часов.

Журналисты, как правило, работают с актуальной информацией. Если журналист обращается к прошлому, он выступает как историк, биограф, публицист, однако грань между этими ипостасями довольно тонка. Часто к событиям прошлого необходимо обращаться, чтобы глубже проанализировать текущие события. Если материал так или иначе привязан к современности, его обычно относят к журналистике.

Какие бывают журналисты

По типу создаваемых материалов журналисты делятся на такие категории:

По направлению деятельности различают:

В последние годы активно развивается новый вид журналистики — дата-журналистика. Она подразумевает работу с большими объёмами информации, доступной через интернет и СМИ, её изучение, обработку и создание на её основе новых материалов. Дата-журналист работает с данными статистики, обрабатывает и анализирует базы данных, визуализирует информацию, создавая презентации и инфографику.

Дата-журналисты работают с любой тематикой: политика, экономика, экология, образование, культура. Например, в 2009 году газета The New York Times реализовала масштабный проект «Токсичные воды». Журналисты проанализировали множество документов и исследований об уровне загрязнения питьевой воды в США и представили свои выводы в виде инфографики и интерактивных карт.

Какие качества необходимы журналисту

❤️ Любовь к людям. Журналисту очень часто приходится работать с людьми, взаимодействовать с ними, писать о них. Чтобы делать это уважительно, он должен относиться к ним с сочувствием и симпатией. Равнодушие к чужой боли и цинизм в журналистике считаются признаками эмоционального выгорания.

💬 Общительность и коммуникабельность. Журналист должен уметь расположить к себе людей, разговорить их. Кроме того, для успешной работы ему необходимо поддерживать большое количество контактов, а для этого необходимы хорошие коммуникативные навыки.

🗣️ Умение связно излагать свои мысли устно и письменно.

✍️ Грамотность. Журналист, работающий в печатных изданиях, должен грамотно писать, то есть соблюдать все правила грамматики и синтаксиса. Корреспонденту на телевидении или радио, диктору, видеоблогеру необходимо помнить и правила орфоэпии, то есть постановки ударений.

🎤 Хорошая дикция. Актуальна не только для сотрудников аудиовизуальных СМИ, но и для журналистов, которые общаются с людьми, например, собирают информацию или берут интервью.

💻 Умение получать информацию. Это значит — находить источники информации, получать к ним доступ, задавать правильные вопросы.

🤓 Умение анализировать информацию, то есть отличать достоверные данные от недостоверных, обобщать, выделять главное, выстраивать сведения в логическую последовательность и делать выводы.

🔥 Выносливость и стрессоустойчивость. Эти качества особенно актуальны для репортёров, работающих на месте происшествия, редакторов новостных лент, военных корреспондентов. Однако и «мирные» журналисты нередко сталкиваются с необходимостью много времени проводить на ногах или в поездках.

🧠 Широкий кругозор. Журналист должен ориентироваться в самых разных сферах человеческой деятельности, хорошо знать историю и культуру, на базовом уровне разбираться в политике, экономике, юриспруденции.

Где учиться и какие предметы сдавать на журналистику

В 2018 году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ провело опрос среди работодателей. Были опрошены эксперты более 100 московских и региональных компаний, работающих в сфере массовых коммуникаций. По итогам опроса составили рейтинг лучших вузов России, где готовят журналистов. В топ-10 вошли:

Как правило, для поступления на факультет журналистики необходимо сдавать русский язык, литературу, английский язык, а также пройти дополнительное творческое испытание (творческий конкурс).

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

Поступающие на направление «реклама и связи с общественностью» вместо литературы и творческого конкурса часто сдают историю и обществознание. Конкретный набор экзаменов зависит от вуза и выбранного направления.

Востребованность профессии журналиста

🪜 Карьерная лестница

Основные ступеньки — корреспондент, редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.

Возможный вариант карьеры — работа в качестве корреспондента, автора статей, а потом эксперта по той или иной теме в разных СМИ.

⌛ График работы

Зависит от направления, в котором специализируется журналист, конкретного места работы или должности. Это может быть:

💸 Зарплата журналиста

Зависит от места работы, направления, в котором он специализируется, его известности и опыта. Если журналист официально оформлен в качестве сотрудника издания, он получает фиксированную зарплату. В Москве она составляет в среднем от 40 до 60 тысяч рублей. Редактор отдела или главный редактор получает 80–100 тысяч рублей.

В зависимости от условий трудового договора журналист дополнительно получает гонорары за опубликованные статьи или вышедшие репортажи.

Журналист, который сотрудничает с редакцией внештатно, получает только гонорары за подготовленные материалы. Размер гонорара зависит от издания и опыта работы: известному автору статей в крупном столичном СМИ заплатят больше, чем начинающему корреспонденту небольшой местной газеты. Суммы гонораров варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за материал.

Плюсы и минусы профессии журналиста

➕ Это интересно. Журналист постоянно узнаёт что-то новое, у него есть возможность попадать в такие места, куда «простым смертным» нет доступа. Профессия позволяет путешествовать и обеспечивает постоянную смену впечатлений. Опытные журналисты неплохо ориентируются во многих областях знаний.

➕ Это возможность выразить себя. Журналист — творческая профессия. Создавая авторский материал, журналист самостоятельно выбирает форму изложения: стиль, иллюстрации, ракурс, пропускает информацию через себя и доносит до читателя или зрителя собственную позицию.

➕ Это возможность прославиться. Для авторов статей, документальных фильмов и фотожурналистов проводятся профессиональные конкурсы и выставки работ, во многих странах ежегодно вручаются национальные премии в области журналистики. Актуальные сообщения и репортажи способны в одночасье сделать корреспондента знаменитым. Публика знает в лицо авторов «горячих» политических и криминальных обзоров, скандальных светских журналистов или известных блогеров.

➕ Это возможность изменить мир. Журналисты раскрывают тайны, проводят расследования, добиваются справедливости. В истории немало примеров, когда благодаря работе журналистов в буквальном смысле слова менялся ход истории. Журналисты имеют возможность формировать и изменять общественное мнение, влиять на людей, подталкивать их к тем или иным решениям и поступкам.

➖ Среди минусов профессии обычно говорят про высокий уровень стресса, ненормированный график, большую конкуренцию, эмоциональную перегрузку, психологическое напряжение, а так же ответственность за любые слова.

Изображение на обложке: Taryn Oshiro-Wachi / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Журналист

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

Существует несколько видов журналистики: газетная, интернет, фото-, теле-, радиожурналистика, PR. Журналисты – это не только корреспонденты, работающие над актуальными новостями, но и люди, создающие материал на самые разные темы, а также редакторы, дизайнеры и прочие участники информационного процесса.

Содержание:

История профессии

Профессия журналист очень древняя. Еще в Древнем Риме были люди, которые на глиняных дощечках писали важные сообщения и новости.

Как отдельная сфера деятельности журналистика возникла только в XVII в. И почти сразу же превратилась в мощный инструмент воздействия на общество. Пресса использовалась для пропаганды политических идей, в частности, в СССР газеты и журналы активно прославляли коммунистический строй.

В настоящее время СМИ служит как для информирования, так и для формирования общественного мнения, а нередко еще и для манипуляции. Поэтому иногда работа журналиста зависит не только от его способностей, но и от убеждений, моральных качеств.

Особенности профессии

Работа журналистом очень ответственная. Каждый написанное слово должно быть тщательно обдуманно, чтобы люди не восприняли информацию в искажённом виде. Часто приходится работать сверхурочно, в режиме аврала.

Профессия журналиста творческая и интересная, постоянно приходится общаться с самыми разными людьми, путешествовать и бывать там, куда большинству вход закрыт.

Обязанности

Работа журналиста состоит из трех этапов:

Важные качества

Работа журналистом требует быть общительным, располагать к себе и уметь находить подход к разным людям и разговорить любого, но при этом нужно быть вежливым, воспитанным и тактичным. Не обойтись без умения работать в команде, активности, инициативности, широкого кругозора, наблюдательности, креативности. Чтобы написать хороший текст, нужно грамотно, четко и понятно излагать свои мысли, анализировать ситуацию, смотреть на факты объективно.

Специфика профессии такова, что приходится быстро переключаться с одной работы на другую, писать в сжатые сроки. Журналист должен быть настойчивым, трудолюбивым, работоспособным, выносливым и стрессоустойчивым.

Навыки и знания

Первое, что требуется от журналиста – идеальное знание языка, безупречная грамотность и умение выражаться кратко, но интересно. Также ему необходимы навыки поиска, отбора и анализа информации, интерпретации и сопоставления фактов, выделение главного из большого объёма материала.

Хороший журналист умеет общаться на любую тему и докапываться до сути вопроса. Он должен разбираться в психологии людей. В работе пригодятся знание действующего законодательства, в частности, Закона о СМИ.

Перспективы и карьера

Профессия журналист такова, что начинать карьеру нужно с самого низа и работать поначалу приходится очень и очень много. Как правило, большинство начинает с должности внештатного корреспондента. Со временем, сделав себе имя и наработав портфолио, можно устроиться в крупное издание, на радио или телевидение.

Самая высокая ступень карьерной лестницы журналиста – главный редактор. Или же можно открыть собственное дело, заняться преподаванием.

Обучение

Будущему журналисту нужно постоянно писать. Для этого можно завести блог, заняться копирайтингом, устроиться стажером или найти другой вариант. Главное, писать постоянно и на самые разные темы в разных стилях. Также журналисту необходимо много читать и развивать аналитические способности.

Источник

Какие мягкие и жесткие навыки нужно развивать журналисту

какие знания нужны журналисту. Смотреть фото какие знания нужны журналисту. Смотреть картинку какие знания нужны журналисту. Картинка про какие знания нужны журналисту. Фото какие знания нужны журналисту

Размышляем о сферическом журналисте в вакууме

О необходимых медиаиндустриям и рынку наборах знаний и навыков регулярно ведутся разговоры, проводятся исследования, разворачиваются дебаты. Вопросы возникают на всех этапах «жизненного цикла»: от абитуриента к студенту, от выпускника и соискателя к специалисту на рынке

Во все времена во всех медиакоммуникационных сферах был слышен плач: «Выпускников много, кадров на рынке еще больше, а добротных спецов днем с огнем не сыскать».

Рынок и работодатели формируют запросы к компетенциям в первую очередь через вакансии, а соискатели стараются попасть в них через свои резюме. Здесь ценным свидетельством стало исследование СЖР и портала hh.ru, опубликованное в конце 2019 года, но актуальное по сей день.

По свидетельству авторов, они проанализировали:

около 30 тыс. резюме российских соискателей, созданных в 2018 и 2019 годах и размещенных на hh.ru, в названии которых встречались слова «журналист», «редактор» или «райтер» и размещенных в специализации «Журналистика» в сфере «Искусство, развлечения, массмедиа»;

около 11 тыс. российских вакансий, созданных в 2018 и 2019 годах, в названии которых встречались слова «журналист», «редактор» или «райтер»;

около 200 тыс. резюме с указанным журналистским образованием;

около 900 вакансий с требованием журналистского образования.

Один из самых показательных выводов исследования в контексте нашего интереса — данные о том, в каких категориях и профессиональных нишах более всего востребовано журналистское образование, навыки и качества.

Сопоставим и прокомментируем факты со стороны соискателей:

большая часть соискателей с журналистским образованием публикуют резюме в категориях маркетинга, рекламы и пиара (27%), искусства, развлечения и масс-медиа (25%) — то есть высок интерес к коммерческой реализации навыков;

по числу резюме выпускники журфаков так распределяются по специализациям: журналистика (30%), пресса (14%) и литературная, редакторская деятельность (13%). Но также популярны PR и маркетинговые коммуникации (26%), продвижение (11%), копирайтинг (9%) — более традиционные сферы применения навыков все ещеё впереди, но разрыв с коммерческими форматами работы все меньше;

89% соискателей на должность журналиста получили высшее образование, 2% — без «вышки», еще 8% — с неоконченным высшим — высшее образование по-прежнему определяет качество потенциальных кадров;

чаще всего в резюме указываются такие топ-5 навыков: написание текстов (37%), написание статей (33%), грамотная речь (33%), грамотность (31%), пользователь ПК (24%) — это базовые и даже консервативные компетенции.

А вот чего ждут и на что надеются представители вакансий:

журналистов ищут в основном СМИ, маркетинговые и рекламные агентства (38%). Компании IT-отрасли закрывают еще 22% вакансий, а еще 13% проходят как «услуги для бизнеса» — отчетливо видно, что людей с журналистскими навыками все чаще ждут не только в редакциях;

резюме чаще всего размещаются в категориях «Искусство, массмедиа» (74%), «Маркетинг» (40%), «IT, телеком» (20%) — снова заметен неочевидный спрос: журналистов ждут там, куда сами соискатели резюме не спешат загружать (особенно это заметно в IT и телекоме);

журналистское образование как требование/пожелание указывают в вакансиях сферы маркетинга и PR (68%) чаще, чем в вакансиях сферы искусства и массмедиа (46%), — видимо, диплом для смежной сферы маркетинга и PR выступает некоторой гарантией, что человек получил достаточную квалификацию;

типичные требования работодателей: «Умение работать как в команде, так и самостоятельно», «Дисциплинированность, организованность, пунктуальность», «Знание отраслевого законодательства», «Умение работать с большим потоком информации», «Высокий уровень грамотности» — можно заметить, что работодатель (помимо знания законов) делает ставку на универсальные, более мягкие компетенции (софт скиллз).

Налицо нестыковки спроса и предложения: рынок больше пытается привлечь журналистов в смежные области (реклама, маркетинг, IT и прочие), что требует корректировок в профессиональных компетенциях и личных качествах.

Базовые компетенции, бесспорно, все так же важны (умение писать, грамотность, ПК-пользователь), но конвергенция в медиа и профессиях очевидно требует и новых умений, и личных качеств: лидерство, (само)менеджмент, понимание мультимедиа, аналитики, метрик, фактчекинга, дизайна, технических особенностей медиа и прочих.

Хард/софт скиллз в журналистике

Лично я как автор, наблюдатель и исследователь медиа и происходящих вокруг процессов еще лет 10 назад начал гармонично прокачивать разные наборы навыков, работая как над мягкими компетенциями, личными качествами (софт скиллз), так и над профессиональными навыками, ремесленным мастерством (хард скиллз).

В основе такого подхода к навыкам лежит моя глубокая убежденность, что качественная журналистика — это деятельность с высокими требованиями к софт скиллз. Это подразумевает чувствительность к этическим категориям, развитый эмоциональный интеллект, стремление к эмпатии.

Речь в большей степени не про новостной или стандартизированный скоростной конвейер на базе «Яндекс.Новостей», лент агентств или рерайта. Я говорю все же про более «медленную», эксклюзивную, детализированную журналистику (что не мешает разрабатывать в этой модальности и новости).

Такой подход подразумевает, что журналистика — это функция гражданского общества. Это в принципе механизм защиты, саморазвития и в широком смысле эволюции человеческих сообществ. В этом смысле стремление журналистики к прояснению картины действительности, включая ее неприглядные стороны, — это форма иммунитета, который учится распознавать все новые «вирусы», угрожающие общественному организму.

Софт скиллы: что развивать?

Софт скиллы, или мягкие компетенции, подразумевают развитие личности и смежных умений. То есть универсальных навыков и качеств, которые пригодятся в любой предметной деятельности. Понятно, что границы зачастую условны и дискуссионны, но все же выделим такие:

• Знать Конституцию. Поможет осознать основные права и обязанности, рамочные правила, по которым в идеале должны жить все граждане страны. Если журналист стоит на страже интересов общества — знание главного закона страны и его защита должны быть в приоритете.

• Ориентироваться в отраслевых и смежных законах. Понятно, что есть законы о СМИ и рекламе, но также есть масса других, включая закон об НКО, защите чувств верующих или поправки из «пакета Яровой». Понятно, что знание законов, как и Конституции, может быть хард скиллом, например, для юриста. Но в случае с журналистом это этический компас, ориентир для принятия решений и действий, объект уважения.

• Интересоваться исследованиями общественных настроений. Здесь широта кругозора разнится от социологически точных исследований специализированных структур (типа ВЦИОМ) до быстрых опросов в соцсетях. Очень полезно не только следить и интерпретировать, но и самому уметь корректно составить опрос и сделать по его итогам выводы.

• Понимание потребностей людей. Схоже с предыдущим пунктом, но здесь речь про более универсальные категории и модели потребления разных групп людей. Здесь можно следить как за более фундаментальными открытиями, например, в нейромаркетинге, так и за локальными отчетами и исследованиями (типа Think with Google — https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/).

• Следить за лидерами мнений, группами, сообществами. Насколько позволяют любопытство и кругозор, быть в «потоке» отраслевых рассуждений, обсуждений и даже конфликтов. Не обязательно быть членом той или иной «тусовочки», чтобы разбираться в публичных позициях медиаперсон. Но идеально иметь инсайдеров и ориентироваться в подводных течениях.

• Личная социальная активность. Чтобы развивать эмпатию и эмоциональный интеллект, нужно и самому быть активным в помощи и поддержке других людей. Или хотя бы изучать разные жизненные сценарии и ситуации, чтобы видеть все их разнообразие и уметь об этом рассказывать другим.

• Неравнодушие. Последнее, но самое ценное, пожалуй. Искреннее желание быть услышанным, помогать, находить баланс интересов, выстраивать взаимопонимание между людьми.

Хард скиллы: чем владеть?

Так называемые хардскиллз, или профессиональные, ремесленные навыки, чаще всего соотносят с определенными профессиями или набором умений для выполнения конкретных задач. Вот что видится важным для журналиста в частности и медиакоммуникатора в целом:

• Редактура/владение языками. Здесь речь не только и не столько про знание иностранных языков (хотя бы базовое знание английского —– это уже отраслевой стандарт). Речь про умение объяснить, «перевести» с профессионального на общечеловеческий. Особенно это касается специализированной лексики: юристов, врачей, технарей, чиновников, нефтяников и так далее.

• Работа с аналитикой/статистикой/big data. Цифры — не враг гуманитария, а друг, товарищ и бесценный источник информации. Это не значит, что каждый обязан программировать на Python (хотя и это полезно бы), но проанализировать годовой отчет коммерческой компании или прочитать данные из Mediascope — эти навыки не менее важны, чем взять интервью или написать новостную заметку.

• Техническая грамотность/trendwatching. Трендвотчинг вообще касается не только технических новинок, а в принципе предполагает заинтересованность в новых и долгосрочных изменениях окружающего мира. А техническая грамотность помогает понять, как технологии и платформы влияют и меняют поведение и привычки людей, что происходит с медиапотреблением.

• Интерфейсы (Usability). Удобство пользования сайтом, приложением, да хоть газетой и журналом — это важнейшая часть пользовательского опыта. А от этого опыта зависит, придет ли снова к вам пользователь, сколько времени он с вами совместно проведет и с каким настроением уйдет. То, как человек взаимодействует с вашим контентом и как себя при этом ощущает, — это и есть в сумме тот продукт, который вы предлагаете людям.

• Логика/риторика/троллинг. Логика — это умение аргументированно и последовательно изложить мысль. Риторика — это умение увлечь и привлечь на свою сторону аудиторию (здесь уже не только логика и рацио, но эмоции и чувства). А троллинг — это крайняя форма агрессивного ведения коммуникации в сети: не требуется самому становиться тонким троллем, но важно распознавать намерения оппонентов и включать режим ответного троллинга или игнорирования.

• Источниковедение/Storytelling. Работа с источниками — краеугольный камень в профессии журналиста, но учат всерьез с ними работать, пожалуй, только историков да криминалистов и следователей. Лучше всего эта мышца должна быть прокачана у расследователей. В комплекте с логикой умение распознать и «разговорить» источник — мощнейшая комбинация. Но и уникальная информация из источника может так и остаться тусклым неограненным алмазом — чтобы факты засияли, их нужно предложить в виде стройной и сбалансированной истории. То есть в этой связке никак без мастерства рассказчика, сторителлинга.

• Продюсирование/менеджмент. Наконец, сегодня, чтобы сделать что-то интересное и стоящее, сначала надо выступить в роли придумывающего и организующего (продюсера). А потом четко выстроить процессы, управлять ими и контролировать результаты (менеджмент).

Если у человека развиты только софт скиллы, но отсутствует профессиональная редакторская база — очевидно, будут проблемы с медиатизацией его активности. То есть перед нами с высокой вероятностью окажется социальный активист, который при этом не умеет передавать сообщения о своей деятельности в медиаформате, не умеет выйти на аудиторию, не в состоянии создать контент приемлемого качества и обеспечить ему релевантную дистрибуцию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *