какие знания о голосе и его возможностях необходимы чтецу
Какие знания о голосе и его возможностях необходимы чтецу
Взять книгу и прочитать вслух — и всё. На самом деле, процесс не так прост. Хорошая декламация — энергозатратное и физически нелегкое дело, потому что для полноценного использования голоса необходимо прикладывать усилия. Почему? И как это правильно делать? Изучаем «технические» составляющие речевого аппарата и подсказываем лайфхаки.
Заживлять раны, рожать детей. Человеческое тело способно на многие чудеса. И производство звука — одно из них. Но это как стамеска (или ещё какой-то инструмент) — работать ими, с одной стороны, может любой. С другой — только у мастеров это получается эффективно.
То же и с голосом. На самом деле, для всех органов, которые мы используем в речи, издавание звуков — доп нагрузка. Ведь лёгкие нужны, чтобы дышать. Язык — ощущать вкус. И так далее. Речевой аппарат принято делить на 2 отдела: центральный и периферический. Центральный — это мозг. Именно он управляет процессом, а координировать нужно сразу несколько «команд» периферического.
Например, вот такое позволит растянуть связки:
Упереть кончик языка в нижние передние зубы и мычать, открыв рот, не выпуская через него воздух. Повторять в течение минуты.
А вот такое – их расслабить:
Расслабить язык, широко открыть рот и начать «скрипеть». Поток воздуха не должен быть слишком сильным. Чем расслабленнее связки, тем дольше будет получаться скрип – в идеале он должен длиться минуту-две.
Это для обычных людей рот и нос — это рот и нос. Для профессионалов это — резонаторный отдел речевого аппарата и органы артикуляции. Нос и околоносовые пазухи усиливают различные тона голоса. Пазухи — верхнечелюстные, лобные, клиновидные — у всех людей разные по объёму. Поэтому окраска голоса тоже различается. Маленькие полости, которые находятся за переносицей — решетки и клиновидные пазухи — резонируют высокие звуки. Большие — те, что во лбу и верхней челюсти — низкие тоны. Поэтому изменения в голосе заметны, даже если собственно насморка нет, но есть небольшой отёк — от простуды или переохлаждения. В помещении для записи должна быть комфортная температура.
Органы артикуляции превращают звуки в речь. Они делятся на пассивные и активные. Пассивные — те, что не шевелятся в процессе — нёбо, верхняя челюсть. Активные, напротив, подвижны. Это губы, язык, нижняя челюсть. От их положения зависит характер производимого звука. Самый активный из них, конечно, язык — но тоже неравномерно. Так на спинке языка — той самой вытянутой части, которая крепится к корню — есть три отдела — задний, передний и средний. Передний — кончик — по количеству возможных манипуляций — чемпион. Его можно положить на нижние зубы, чтобы получился звук, как [th] в английском. Прижать к задней стенке верхних зубов — выйдут [т], [д], [н], [л], [ц]. Заставить дрожать у твёрдого верхнего нёба- чтобы получилась [р]. Или опустить вниз, чтобы произнести гласные. «Запускать» органы речи стоит с разминки. Самая простая:
Если речь и после этого звучит невнятно, возможно, у вас «ленивый язык» — так это явление называют логопеды. Значит, его мышцы развиты неравномерно. Как правило, проблемы исправляют в детстве. Но даже во взрослом возрасте с этим можно бороться. Например, регулярно складывать язык то «лопаткой» — максимально делая его плоским — и «трубочкой». Гимнастике стоит уделять не меньше 15 минут в день, чтобы результат не заставил себя ждать.
Так что, с одной стороны, чтецу на свой главный инструмент даже не нужно тратить деньги — голос ведь не купить. С другой стороны, он требует других вложений: времени на упражнения и заботы о здоровье.
Методическая разработка «Искусство выразительного чтения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Искусство выразительного чтения
Грезнева Ольга Васильевна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО Центр «Созвездие»
г.Балашов Саратовской области
Художественное чтение – искусство, искусство исполнительское. На основе литературного материала чтец должен создать новое художественное произведение. Основная задача чтеца-художника – передать живую мысль в прочувственных образах искусства, воздействовать на ум, чувства и волю слушателей. Заинтересовать, побудить к самостоятельному прочтению художественных произведений. Это особенно актуально сейчас, когда падает интерес к чтению.
Искусство художественного чтения имеет долгий путь развития. Самое большое влияние на развитие в России искусства звучащего слова оказали в 30-е годы 19 столетия А. С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Они являлись основоположниками публичных чтений. Авторами книг, в которых освещались законы искусства чтения, были В. П. Острогорский, П. Д. Боборыкин, Д. Д. Семенов и Д. Д. Коровяков.В 20-30-е годы двадцатого века художественное чтение развилось как самостоятельный вид искусства. Актеры А.Закушняк, В.Яхонтов, В.Сережников сыграли большую роль в развитии художественного чтения. Значительный вклад внесли работы Артоболевского и Рыбниковой.
Для овладения основами искусства художественного чтения существуют специальные выразительные средства. Выделяют две группы выразительных средств: вербальные (речь: интонация и ее компоненты) и невербальные (мимика, позы и жесты
Роль интонации в речи огромна. Интонация – отражение логического смысла и эмоциональной выразительности текста. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает употребленное слово, например, предложение «Гроза надвигается» может быть произнесено с опасением, тревогой, ужасом или радостью, равнодушием, спокойствием и тому подобное, в зависимости от ситуации речи или намерения говорящего.
Что же такое интонация? В любом высказывании или части его можно различить следующие компоненты:
· силу, определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях.
· направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты.
· скорость, определяющую темп ритм речи и выражаемую в длительности звучания и остановках (паузах).
· тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).
Все эти компоненты – звуковая оболочка речи, ее звучание, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны между собой и реально существуют в единстве.
2. Ударение – компонент интонации.
Очень важными для освоения интонационной системы русского языка являются фразовые и логические ударения. Поэтому в любом предложении одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном слоге усиливается, обычно при произнесении последнего слова фразы. Это и есть фразовое ударение.
Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. К. С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.
· Логическое ударение выделяет наиболее важные слова во фразе;
· Вводя новое понятие в высказывание, выделяют его логическим ударением, чтобы привлечь к нему внимание;
· Логическое ударение падает на слова, содержащие противопоставление;
· Логическое ударение падает на каждое из перечисляемых слов в предложениях с однородными членами;
· Логическое ударение падает на слова, выражающие вопрос;
· При объединении авторских слов с прямой речью действующего лица ударение падает на важное по смыслу слово действующего лица, с авторских слов ударение «снимается», эти слова произносятся бегло;
· При сочетаниях прилагательного с существительным (если нет противопоставления) логическое ударение ставится на существительном.
Не рекомендуется перегружать текст логическими ударениями, так как в этом случае речь плохо воспринимается.
Таким образом, постановка ударения подчиняется определенным правилам, обязательным для всех пользующихся литературным языком. Трудно считать выразительной речь, в которой эти нормы не соблюдаются.
3. Пауза, темп и ритм.
Невозможно представить себе чтеца, который мог бы завладеть вниманием, не организуя свою речь по темпо-ритму. Без смены темпа и ритма речь монотонна Но темп и ритм рождаются в паузе. Пауза – способ воздействия чтеца на слушателя. Она облегчает дыхание, так как для выдыхания излишнего воздуха и вдыхания нового запаса нужно время. Она дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Пауза позволяет важным соображениям глубже запасть в сознание слушателей. Она организует речь, расчленяя ее на «речевые такты», сообщает слову дополнительный смысл и эмоциональную силу, делает речь музыкальной.
Различают быстрый темп речи и медленный, плавный и прерывистый.
Для художественного слова вопрос мелодики речи неизмеримо важен. Он связан не только с красотой произношения, с музыкальностью фразировки, но и с моральной стороной общения со слушателем. Мелодика речи – движение голоса по высоте тона, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз. Мелодика придает речи певучесть, нежность, гибкость. По направлению движения голоса различают несколько мелодических форм:
· Полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение.
· Нисходящая форма – с понижением голоса к концу.
· Восходящая форма – с повышением голоса к концу.
· Монотонная – с незначительными повышениями и понижениями голоса.
При подготовке текста к произнесению вслух чтецу помогают авторские знаки препинания. Здесь говорится о знаках препинания, которые выражают ритмомелодические особенности речи: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки при прямой речи, скобки и тире при вводных словах и предложениях. Но есть и такие знаки препинания, которые служат для обозначения грамматического строя предложения.
Каждый звук обладает характерной окраской, или тембром. Во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково. Хороший тембр – это звучание открытое, насыщенное, ясное, с чистыми вибрациями. Такое звучание – результат глубокого, контролируемого дыхания, свободной вибрации голосовых связок гортани, полостей рта и носа. Пожалуй, невозможно совершенно изменить тембр голоса, но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения.
Как же определить нужную окраску при передачи содержания текста? Только посредством анализа. Необходимо внимательно вчитаться в содержание произведения, понять замысел автора, его творческую задачу, идею произведения.
Таким образом, тембр играет важную роль не только как общая окраска звука, но и как способность голоса варьировать в зависимости от выражаемых мыслей и чувств. Как идеи обладают различной силой воздействия, различной способностью вызывать те или иные чувств, так и самая гармония человеческого голоса может порождать те же переживания.
Б. Невербальные средства.
Невербальные средства способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумывать. Выбор невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникшего в связи с восприятием и осмыслением текста.
Как вести себя перед аудиторией? Это очень важный вопрос. То, как чтец вышел к слушателям и как держится на виду у них, и составляет часть его мастерства, совокупность физических действий. Под «физическими действиями» К. С. Станиславский подразумевал сценическое поведение чтеца. Речь идет, прежде всего, о позе, как о важном средстве звучащего слова. Именно поза и определяет положение тела. Таким образом, необходимо овладеть манерой правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.
Жест – телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речи. В процессе речи чтец использует жест в случаях, когда ему надо раскрыть существенные черты изображаемой жизни. Речь без жеста так же нелепа, как текст без знаков препинания, но если сами точки и запятые не могут заменить слова, то жест и, в частности, язык рук может обойтись без слова. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающихся в глаза жесты. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.
Существуют правила жестикуляции, которые и следует соблюдать:
· Жесты должны быть непроизвольные, то есть прибегать к жесту надо по мере ощущения потребности в нем. Не надо подавлять в себе импульса жестикуляции, но и не надо использовать механические жесты, так как это отягощает речь и чтение.
· Не злоупотреблять жестами и помнить, что чрезмерная жестикуляция не помогает, а мешает чтецу.
· Жесты должны быть сдержанными, но выразительными. Но не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
· Жесты должны быть мотивированными, отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.
· Всеми этими правилами следует овладевать во время ряда упражнений, а во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда не начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.
Существуют также и виды жестов:
· Выразительные жесты, которые наиболее употребительны чтецом. Напряженность, длительность, размах рук подчеркивает эмоциональную насыщенность идей. Эти жесты обычно сопровождают самые сильные, кульминационные места речи, но могут также подчеркивать идеи умиротворения, поощрения и похвалы, утешения и так далее.
· Описательные жесты. Равным образом при их помощи можно показать движение – быстрое и медленное, прямое и закругленное – и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова.
· Указательные жесты – самые простые из всех видов. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем местоположения или направления.
· Подражательные жесты. Часто используются при чтении, так как именно они, помогают перевоплощаться чтецу в того или иного героя художественного произведения.
Наиболее ценным считается жест психологический, связанный с переживанием самого чтеца, с его мыслями, с выражением отношения чтеца к изображаемому. Психологический жест связан с раскрытием подтекста. Он может быть применен на месте психологической паузы; цель его – мобилизовать внимание слушателя, предупредить о значительности того, о чем сообщается, убедить, подчеркнуть сказанное. Таким образом, жесты являются естественным дополнением мыслей, чувств и переживаний чтеца.
Мимикой нужно уметь пользоваться, то есть произнося фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так далее, чтец должен наблюдать за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие. Мимика должна быть естественной, выражающей действительное душевное состояние чтеца. Чтец не должен нарочито хмурить брови, полуприкрывать или широко раскрывать глаза, не следует ему обращать свой взор в одно лицо, как бы гипнотизируя его, также не должен гримасничать и прибегать к другим нарочитым средствам, то есть все в облике чтеца должно быть естественно.
Таким образом, поза, жест и мимика – есть наглядное выявление мысли. Вот почему проникновение в тему предстоящего чтения художественного произведения подготовит и определит его логическую мотивировку. Жест, мимика и поза выразительны и активно дополняют звучащую речь, делая ее содержание более понятным и более впечатляющим. Необходимо дорожить языком чувств и умело пользоваться им.
Все изложенное выше можно представить в виде таблицы
Специальные выразительные средства.
Вербальные средства выразительности
Невербальные средства выразительности
Урок 2. Характеристики и свойства голоса. Как на них можно влиять с помощью постановки голоса
Вы уже знаете из первого урока, что с точки зрения физики звук характеризуется тремя свойствами: высотой, силой и звуковым спектром. Вам также известно, что голос – понятие более широкое, чем просто звук.
Голос может быть подвижным или зажатым, полетным или тяжелым, благозвучным или неприятным для слуха, монотонным или же отличаться разнообразием обертонов. На все эти свойства и характеристики голоса можно (и нужно!) влиять, работая над постановкой глосса.
Цель урока – изучить основные характеристики и свойства голоса, и узнать, как можно влиять на характеристики голоса таким образом, чтобы он звучал красиво. В данном уроке мы разберем основные шаги в постановке голоса с целью развития красивого звучания.
Содержание:
Итак, мы определились, что нам нужно сделать в течение ближайшего урока, поэтому начинаем!
Характеристики и свойства голоса
Начнем с характеристик и свойств голоса. Как понятно из терминов, мы узнаем, чем характеризуется человеческий голос и какими свойствами он обладает. Нам это нужно для того, чтобы понимать, на что, собственно, следует влиять, чтобы добиться красивого звучания голоса.
Чем характеризуется голос:
Важный момент: не стоит путать благозвучность голоса и благозвучие речи. Мы уже говорили, что голос и речь – это не одно и то же. Так вот благозвучие речи – это приятное на слух сочетание звуков, удобное для произношения; такое, которое не режет слух.
В целом, думается, понятно, какими же свойствами и характеристиками обладает человеческий голос и на что именно мы должны влиять, чтобы научиться управлять им.
Основные шаги для постановки голоса
На самом деле, чтобы положительно повлиять на характеристики и свойства голоса, нужно освоить всего несколько важных вещей. Они универсальным образом влияют на основные характеристики голоса и, если вы освоите их полностью, то улучшите абсолютно все.
Что влияет на характеристики голоса:
Кроме того, нужно обязательно работать над избавлением от зажимов – любых неприятных ощущений в области груди, челюсти, горла, шеи, скул и других частей тела. Если дискомфорт возникает, когда вы начинаете говорить, это верный признак зажима. Более подробно о борьбе с зажимами мы поговорим в разделе «Дикция и артикуляция», где дадим простейшие упражнения на снятие зажимов.
Отметим, что все предлагаемые в данном курсе упражнения – это симбиоз рекомендаций профессионалов, так или иначе работающих с голосом: врачей, лекторов, дикторов, артистов, вокалистов и т.д. Мы упростили все советы до уровня, когда ими сможет воспользоваться любой человек, в том числе и не имеющий ораторских способностей и никогда не занимавшийся развитием голоса.
Дыхание и опора
На любых курсах по ораторскому мастерству, в любой школе вокала обучение начинается с постановки дыхания. Иногда можно встретить оборот «правильное дыхание», но мы его использовать не будем. По сути, не бывает дыхания правильного или неправильного – бывают те или иные задачи, которые стоят перед вами в данный момент.
Дыхание, необходимое просто для снабжения организма кислородом, отличается от дыхания, которое нужно с целью правильного красивого звукоизвлечения. Вот как раз для того, чтобы голос был красивым, нужно освоить правильное звукоизвлечение. А добиться этого можно лишь тогда, когда у вас будет тренированное дыхание и опора для звука.
Что дает тренированное дыхание и опора для голоса:
1 | основу красивого звучания; |
2 | доступ к высоким нотам (для певцов; |
3 | легкость и полетность голоса; |
4 | профилактику зажимов связок и других частей тела; |
5 | выносливость голосового аппарата. |
Как этого всего добиться? Рассмотрим пошаговый алгоритм постановки дыхания и поиска опоры для голоса с тем, чтобы он звучал красиво и ярко.
Шаги по постановке дыхания и опоры голоса:
Это и есть принципиальные отличия дыхания, необходимого просто для жизнедеятельности организма, и дыхания, необходимого для уверенного звукоизвлечения. Если в обычном режиме мы вдыхаем в верхнюю часть легких, то для чтения лекции или любого другого публичного выступления воздухом нужно заполнять бОльшую часть легких.
Есть еще один нюанс: вдыхать желательно столько воздуха, чтобы его хватило на произносимую фразу, не больше и не меньше. Если вы вдохнете меньше, окончание фразы прозвучит невнятно и зажато, т.к. у вас не хватит воздуха для нормального звучания. Если вы вдохнете больше и по окончании фразы опять начнете добирать воздух, произносимые фразы тоже начнут звучать невнятно, а вам будет сложно контролировать поток воздуха так, чтобы он выходил постепенно, без резких рывков. Навык контроля объема вдыхаемого воздуха приходит с тренировкой и практикой.
Упражнения на постановку дыхания и опоры:
Во время выполнения упражнений смотрите в зеркало и контролируйте положение живота и боков (они должны быть раздуты) и положение плеч (они должны быть опущены и не должны подниматься).
При правильном выполнении упражнений у вас не должно быть никакого дискомфорта в шее, плечах, челюсти, голосовых связках. Возможна лишь небольшая усталость брюшного пресса, если вы не слишком тренированный человек и не особо дружите со спортом.
Если же при выполнении упражнений 2 и 3 вы ощущаете дискомфорт в шее, плечах, челюсти, голосовых связках, немедленно прекратите их выполнять и вернитесь к упражнению 1 на расслабление верхней части туловища.
Обращаем ваше внимание на важный нюанс: предлагаемые в курсе упражнения помогают не всем, а только тем, кто их делает! Настоятельно рекомендуем освоить вышеприведенные упражнения с тем, чтобы в последующих уроках вы смогли перейти к заданиям более высокого уровня сложности, также необходимым для развития красивого голоса и речи.
Продолжим тему. О расслаблении, раскрепощении, вдохе и выдохе для лучшего звучания голоса можно много узнать из опыта действующих и уже достигших успеха артистов. Для примера можем предложить посмотреть уроки, которые дала российская певица Полина Гагарина в рамках благотворительного проекта «Поколение М». В уроке №1 затронута тема расслабления, раскрепощения и свободы голоса:
А в уроке №2 Полина Гагарина подробно разъясняет и демонстрирует вышеописанную технику дыхания:
Для достижения нужного эффекта – тренировки дыхания и нахождения опоры для голоса – нужно выполнять эти упражнения ежедневно на протяжении 2 недель. Далее можно возвращаться к этим упражнениям 1-2 раза в неделю, чтобы не терять наработанную форму. Более подробно о дыхании и поиске опоры для голоса вы можете почитать в работе итальянского хирурга, отоларинголога и фониатра Франко Фусси La respirazione e l’appoggio nel canto («Дыхание и поддержка в пении») [F. Fussi, 2017].
Уточним, что принципы звукоизвлечения для пения и устной речи сходны. Отличия лишь в глубине необходимой проработки: если в повседневной жизни мы можем сами решать, нужно ли нам звучать красиво и убедительно, то у певцов это входит в профессию по умолчанию. Поэтому если вы освоите технику дыхания, которую практикуют оперные и эстрадные исполнители, устное выступление перед большой аудиторией вам будет даваться вообще без труда.
Дикция и артикуляция
Следующий важный шаг в постановке голоса – это дикция и артикуляция. Эти понятия не зря стоят рядом. Они настолько тесно взаимосвязаны, что одно без другого попросту невозможно. Без четкой артикуляции невозможна хорошая дикция. В то же время избыточно активная артикуляция может делать звуки более грубыми.
Артикуляция – это совокупность работы органов речи при образовании звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.
Дикция – это четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.
Работа над дикцией и артикуляцией, помимо самоочевидных результатов в виде четких понятных звуков, имеет еще один весомый бонус. Это снятие зажимов с горла, которые являются распространенным явлением в нашу эпоху всеобщего сидения за компьютерами и гаджетами.
Что дает хорошая дикция и артикуляция:
1 | четкость и понятность произношения звуков; |
2 | выразительность и энергетика в голосе; |
3 | доступ к длинным нотам (для певцов; |
4 | более живую мимику; |
5 | избавление от зажимов в области горла. |
Про зажимы следует сказать отдельно. Без устранения зажимов невозможна хорошая артикуляция, но, в то же время, работа над артикуляцией позволяет постепенно начать избавляться от зажимов. Заметим, что артикуляционный аппарат достаточно сложен и, помимо языка и губ, в артикуляции участвует большое количество мышц.
Устройство артикуляционного аппарата:
Схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:
Зажим в любой из этих мышц может свести на «нет» все ваши усилия по развитию четкой выразительной речи, поэтому, если не можете локализовать проблему самостоятельно, обратитесь к логопеду либо выполняйте универсальные упражнения по снятию зажимов, улучшению дикции и артикуляции.
Упражнения по снятию зажимов:
Больше упражнений на расслабление и снятие зажимов вы сможете увидеть в уроках Полины Гагариной. Они одинаково пригодны для артистов, певцов, лекторов и всех людей, кому приходится много говорить:
Упражнения по улучшению дикции и артикуляции (выполнять перед зеркалом):
К слову, как заверяет врач из Великобритании Леонард Джейн, сжатие карандаша между зубами может помочь расслабить мышцы челюсти и уменьшить интенсивность головной боли [Dailymail, 2016]. Так что если у вас есть головные боли, тренировка голоса даст дополнительный бонус в виде улучшения самочувствия.
И, конечно же, развитию дикции и артикуляции помогают скороговорки. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.
К теме развития дикции и более развернутым рекомендациям по ее развитию мы вернемся в отдельном уроке. А сейчас изучим еще один мощный способ влиять на характеристики голоса и управлять его звучанием на свое усмотрение.
Раскрытие резонаторов
Для начала напомним, что такое резонаторы, и расширим знания о резонаторах, полученные в уроке №1. Резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску нашего тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.
Итак, какие же существуют резонаторы? В разных источниках можно встретить разные варианты классификации резонаторов. Где-то к основным резонаторам относят глотку, трахею, ротовую и носовую полости. Кто-то считает, что существует грудной резонатор и группа головных резонаторов, к которым относятся полости выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости, придаточные пазухи, теменные кости.
Понятие «грудной резонатор» с точки зрения анатомии несколько условно, однако оно очень удобно для описания локализации ощущений при тренировках голоса, поэтому целесообразно пользоваться именно таким условным термином. Ввиду того, что наш курс ориентирован на развитие практических навыков, мы воспользуемся наиболее внятной и удобной системой, которая делит все природные усилители голоса на четыре основных составляющих элемента, с которыми можно предметно работать.
Резонаторы, которыми можно управлять для звукоизвлечения:
Так или иначе, резонансные полости представляют собой замкнутые пространства, содержащие воздух, который способен резонировать, т.е. вибрировать при попадании звуковой волны. Другими словами, резонирует воздух, содержащийся в полостях, а не полости как таковые. Ввиду того, что мы можем изменять форму и объем полости, мы можем менять форму и объем резонатора и, соответственно, силу резонирования и звук, который получается при этом.
Что значит менять форму и объем полостей? Мы можем, к примеру, расширить нижнюю часть легких и увеличить объем грудного резонатора. Мы можем шире открыть рот (тренируемся с упражнением на 2 пальца во рту!) и увеличить объем ротового резонатора. Кроме того, сделав улыбку-оскал и изменив форму ротового резонатора, мы можем отправить более мощный поток воздуха вверх в голову и таким образом изменить звучание головного резонатора.
Все резонаторы взаимосвязаны, способны взаимодействовать и взаимно влиять друг на друга. Мало кто в повседневной жизни использует полностью возможности всех резонаторов. Обычно более всего работает какой-то один, максимум два резонатора.
Какой резонатор преимущественно работает у вас:
Кстати, гнусавый голос и избыток «носа» в голосе только для непросвещенного человека является проблемой и неудобством. Знающие люди в курсе, что развитый носовой резонатор – это путь к соединению всех резонаторов и, соответственно, яркому красивому голосу. Больше о носовом резонаторе вы узнаете, если прочитаете статью итальянского хирурга, отоларинголога и фониатра Франко Фусси La voce nel naso («Голос в носу») [F. Fussi, 2017]. А мы пока разберемся, зачем нам соединять резонаторы.
Что дает соединение резонаторов:
1 | объемное и мощное звучание голоса; |
2 | отличную слышимость в аудитории любого размера; |
3 | возможность перенастраивать голос по ходу выступления; |
4 | возможность по желанию делать голос выше, ниже, звонче, интимнее, мягче, нежнее и т.д.; |
5 | больше возможностей для интонирования и выразительности речи; |
6 | больше возможностей для обогащения индивидуального тембра; |
7 | возможность сгладить переходные ноты (для певцов). |
Другими словами, соединение резонаторов дает возможность максимально использовать функционал каждого резонатора и добиться так называемого синергетического эффекта, когда взаимодействующие резонаторы усиливают действие друг друга. Но для начала нужно поработать над развитием каждого резонатора. Поэтому разберемся, для чего нужен каждый резонатор и как его развить.
Функции резонаторов:
Кроме того, носовой резонатор абсолютно необходим для тех, кто хотел бы освоить эстрадно-джазовый вокал или научиться петь рок. Забегая вперед, скажем, что именно с помощью носового резонатора идет работа над освоением вокальной техники микст, которая обеспечивает яркое и качественное совместное звучание грудного и головного резонаторов. Как же работать над развитием резонаторов? Специально для вас – самая элементарная диагностика, позволяющая ощутить работу каждого из резонаторов.
Как почувствовать и развить работу резонаторов:
Не пытайтесь произносить буквы громко, резко, не напрягайте голосовые связки. Не забывайте про вдох, контролируйте, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
После того как вы ощутите работу каждого резонатора, поработаете над их развитием и уверенным звучанием с помощью предложенных упражнений, можно перейти к соединению резонаторов. Все необходимые для этого буквы мы уже отработали по отдельности, а сейчас нужно будет потренироваться произносить их вместе.
Например, научить красиво звучать вместе головной и носовой резонатор можно при помощи звука «ги-и-и». Произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). Не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
Головной и ротовой резонатор можно соединить при помощи звука «и-йа-а», что-то вроде протяжного «я», только с более выраженным «и». Также произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). И не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
А чтобы зазвучал головной, носовой и ротовой резонаторы, нужно соединить оба упражнения и произнести «ги-и-йа-а-а». Также произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). И также не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
И, наконец, чтобы соединить грудной и ротовой резонаторы, вам нужно. просто посмеяться, но сделать это ярко и убедительно: «ха-ха-ха». Тут все логично: буква «х» нужна для грудного резонатора, буква «а» для ротового, следовательно, их соединение способствует соединению резонаторов.
Так вы последовательно отработаете все необходимые соединения (голова-нос, голова-нос-рот, рот-грудь) и улучшите звучание своего голоса по всему диапазону. И помните, что каждый последующий шаг в работе над основными свойствами и характеристиками голоса – это не повод забыть то, что вы выучили накануне на предыдущем этапе. Поставленное дыхание и опора для голоса должны быть всегда, четкая дикция и адекватная артикуляция – тоже.
К слову, если вы досмотрели урок №3 от Полины Гагариной до конца, вы уже знаете, что раскрытию резонаторов способствуют природные звуки – плач и стон. А если вы хотите поработать над резонаторами под музыку, посмотрите следующий урок. Там же будут более сложные упражнения на постановку дыхания:
В качестве дополнительной литературы можем рекомендовать книгу «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013]. Там многие нюансы рассмотрены более подробно и, возможно, вы сможете почерпнуть для себя что-то полезное.
Подведем итоги урока. Сегодня вы подробно узнали об основных свойствах и характеристиках голоса: сила, высота, тембр, полетность, подвижность, тон, темп и благозвучность. А также о том, что улучшить эти характеристики можно, если поставить дыхание, найти опору для голоса, отработать дикцию, артикуляцию и научиться в полной мере пользоваться всеми резонаторами.
Мы желаем вам успехов в работе над курсом и предлагаем пройти тест на усвоение материала урока.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь переходим к изучению темы дикции и артикуляции.