какие зубы участвуют в откусывании пищи
Какие зубы задействованы в пережевывании пищи?
Какие зубы участвуют в пережевывании? На какой отдел челюсти идет основная нагрузка? Я думала, что коренной – основной зуб ротовой полости, который начинает жевательный процесс. Если пережевывать пищу недостаточно тщательно, потом могут возникнуть боли в желудке. Как поддерживать здоровье зубов, которые участвуют в пережевывании пищи?
Пациент должен понимать, что важно здоровье каждого зуба. Клык, резец, зубы мудрости, моляры и премоляры составляют одно целое. Повреждение зубной эмали, кариес, гингивит или пародонтит влияют на качество откусывания, пережевывания жесткой пищи, а значит и на здоровье желудка. Здоровье десен так же важно, поэтому необходима чистка и гигиена полости рта. Если говорить конкретно о пережевывании пищи, то большую работу тут выполняют моляры – коренные зубы боковой области. Если они повреждены, их нужно лечить, а при утрате – восстанавливать. В этом случае, поможет протезирование или установка импланта. Коронка из специального материала заменит утраченный зуб и будет полноценно участвовать в пережевывании. Поэтому беспокоиться о качестве пережевывания нужно не только когда есть проблемы со здоровьем моляров, другие зубы так же требуют внимания, а при необходимости оперативного лечения.
Если бы вопрос был задан немного иначе, а именно: «Какие зубы НЕ участвуют в пережевывании пищи», то ответ был бы немного другим. У древних людей было 44 зуба, то есть на 12 (или на 3 с каждой стороны на каждой челюсти) больше, чем сейчас. И, с тех пор, как человечество научилось использовать огонь для приготовления пищи, «лишние» зубы постепенно отпадали, челюстные мышцы слабели, а сама челюсть уменьшалась.
Сейчас проходит аналогичный процесс с зубами мудрости. К слову сказать, к «мудрости» наличие этих зубов не имеют отношения. Кстати, неверно думать, что от консистенции пищи в рационе зависит вырастут или нет «мудрые» зубы. У инуитов ‒ северного племени, живущего в условиях вечной мерзлоты ‒ в 45% случаев зубы мудрости не прорезывались. У многих архаичных народов Африки и аборигенов Австралии аналогичная ситуация. Значит, рацион не причем!
Зубы мудрости напрямую не участвуют в пережевывании пищи. Именно из-за этого они часто и портятся. Вы спросите, почему так происходит. Потому как именно на них скапливается налет. Пережеванная пища отправляется в пищевод, а потом и в желудок для дальнейшего переваривания, а слюна скапливается по бокам ротовой полости и за щеками. Также это провоцирует человеческая забывчивость при гигиене рта: передние зубы чистить легче, чем зубы мудрости, которые находятся на периферии. Эти две причины и провоцируют размножение бактерий, вызывающих кариес.
Кстати, у древних людей чаще всего на момент смерти был полный комплект 44 здоровых зубов! В чем их секрет ‒ не знает никто. Однако факт остается фактом!
Виды зубов и их функции
Здоровые и ровные зубы — не только лучезарная улыбка и приятный запах изо рта. Они выполняют массу функций. Служат для механической обработки пищи, что сказывается на здоровье пищеварительной системы. Без них невозможно красиво и правильно говорить, поскольку зубные единицы участвуют в образовании речевых звуков. Каждый вид зубов постоянного и временного прикуса выполняет свою функцию и имеет строгое размещение в зубочелюстном ряду. Поэтому наша стоматология стремится сохранить каждую функциональную единицу.
Какие виды зубов различают специалисты?
Резцы
Резцы (центральные, фронтальные) размещены в центре зубочелюстного ряда. Они имеют заостренный и узкий режущий край. Чтобы резцы могли откусывать (пробивать, разрезать) пищу, их природа наделила плоской коронкой выпукло-вогнутой формы. Фронтальные единицы не способны дробить и измельчать пищу, поскольку слабые. Их строение гарантирует эффективное «отрывание» кусков пищи.
Клыки
Клыки размещаются по углам зубных дуг, слева и справа от центральных. Их основная задача — откусывать более плотные куски. Они помощники фронтальных единиц, которые человек использует, если не может откусить пищу центральными единицами.
Благодаря своему расположению и строению клыки считаются самыми стабильными (наименее уязвимыми при механической обработке пищи) зубами. В зубочелюстном ряду их всего 4 штуки — 2 сверху и 2 снизу. Нижние молочные единицы сменяются на постоянные зубы в 9-10 лет, а верхние — в 11-12 лет.
Премаляры
Свое название зубы получили из-за коронок незначительной величины. Располагаются премаляры сразу за клыками и по внешнему виду очень с ними схожи. У них более широкая призматической формы коронка с небольшими развитыми буграми. Благодаря такому строению премаляры помогают и откусывать, и перетирать пищу. Удивительный факт — молочных премаляров нет.
Маляры
Это самые мощные и крупные зубы. Их в зубочелюстном ряду больше всего — по три штуки на левой и правой стороне нижней и верхней зубной дуги. Удивительный факт — третий маляр прорезается только у 68% людей. Главная функция зубных единиц — растирание, дробление и измельчение пищи.
Поэтому маляры имеют следующие особенности:
Удивительный факт — маляры очень плотно прижаты друг к другу, потому нередким в стоматологии считается явление их срастания. Самые мощные зубы прорезываются последними и не меняются. Рост завершается к 12-13 годам. Третий маляр может появиться с 17 до 21 года.
Урок природоведения по теме: «Зубы и уход за ними»
Открытый урок по природоведению
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
ТЕМА: Зубы и уход за ними.
ЦЕЛЬ: Привести знания детей о зубах и уходу за ними в систему.
1. Зубы в жизни человека.
Уметь: находить у себя разновидность зубов.
Книги о здоровье для выставки.
1. Организационный момент.
Звучит мелодия из телевизионной передачи «Здоровье».
Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня вы побываете на телевизионной передаче «Здоровье», в которой ученики IV класса, являясь участниками «Детской рубрики», продолжат изучать свой организм, чтобы охранять и укреплять здоровье.
Здоровым хочет быть каждый ребенок.
2. Сообщение темы и целей.
Тема нашей телевизионной передачи «Зубы и уход за ними». Чтобы вы могли поделиться полученными знаниями со своими друзьями, будем в тетрадях выполнять необходимые записи (ученики записывают в тетрадях тему урока).
В передаче мы встретимся с врачом-стоматологом. Он назовет нам несколько правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми на долгие годы. И обязательно послушаем народные советы Евдокии Дубравы.
3. Зубы в жизни человека.
Итак, начинаем нашу передачу. Ребята, как вы думаете, сколько зубов у человека? ‘
У человека 32 зуба. 28 вырастает до 14 лет. Остальные 4 зуба, которые называют зубами мудрости, вырастают после 17 лет.
К тому времени, когда вам исполнилось 2,5-3 года, полностью прорезались первые молочные зубы. Их всего пока только 20.
Молочные зубы «живут» мало, несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные.
Все прекрасно понимают: выпадают молочные зубы, значит, ребенок растет и на месте выпавшего зуба обязательно вырастет новый зуб.
В зависимости от того, какую работу выполняют наши зубы, все они разделяются на три вида. Вот сейчас мы и узнаем, какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение. А для этого проведем небольшой опыт, который поможет нам почувствовать работу зубов.
Опыт. На столе у каждого лежит кусочек груши и яблока. Сейчас вы должны будете съесть этот кусочек, но при этом наблюдать за собой. Запомните, какое действие вы совершаете с пищей сначала, чтобы она оказалась у вас во рту, и какие зубы при этом участвуют. И какое действие с пищей вы совершаете потом, и какие зубы участвуют при этом действии.
(Учащиеся проводят опыт.)
1) Чтобы пища оказалась во рту, что вы сделали? (Откусили от груши небольшой кусочек.) Какие зубы в этом участвовали?
Чтобы откусить небольшой кусочек от какого-то продукта, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних.
Рассмотрите их в зеркало, проведите языком по краю. Что вы можете сказать об их внешнем виде? (Эти зубы плоские и острые.) Почему эти зубы острые?
Вывод. Так как эти зубы предназначены для откусывания, отрезания кусочков от целой пищи, то их так и называют — резцы.
2) Что потом происходило с пищей во рту? Какие зубы в этом участвовали?
Вывод. Да, в измельчении пищи участвуют зубы, находящиеся в глубине рта. которые называются коренными.
Обратите внимание: их поверхность неровная, с выступами. Это неслучайно. Выступы и выемки на коренных зубах обеспечивают лучшее перетирание пищи, чтобы её было легче проглотить.
3) Вспомните, какими зубами вы обычно отрываете от мяса кусочек, отгрызаете от корки хлеба кусочек или разгрызаете орех? Обычно это делаем зубами, расположенными между коренными зубами и резцами. Посмотрите на них — они не такие, как резцы и коренные. У них острые края, но по форме они массивные.
Вывод. Это клыки — да, они так и называются. Клыки и приспособлены для разрывания и разгрызания плотной пищи: корнеплодов, мяса, рыбы. Клыки есть у многих животных, особенно хорошо они развиты у хищников. Почему? Из домашних животных хорошие клыки имеют собака и кошка. Хищники питаются другими животными, и у них всегда есть нужда разрывать мясо, шкуру.
Как вы думаете? Есть ли клыки у коровы и лошади? Почему нет? Чем объяснить, что клыки есть у свиней?
Вывод. Итак, какие виды зубов различают у человека? Какое назначение всех зубов?
Зубы у человека делятся на три группы: резцы, клыки, коренные, они предназначены для откусывания, перетирания пищи, для разгрызания более плотной пищи.
Ученики в тетрадях выполняют следующую запись:
Резцы — откусывают кусочки пищи.
Коренные — дробят, перетирают пищу.
Клыки — разгрызают плотную пищу.
4. Строение зубов.
Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково. Далее мы и поговорим о строении наших зубов.
Нарисуйте в тетрадях модель нашего зуба.
Каждый зуб — это маленькая кость в нашем организме, только намного тверже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережевываем ими пищу по три раза в день в течение всей жизни. Посмотрите на свои зубы в зеркальце. Чем покрыты зубы сверху?
Поверхность зубов, предназначенная для кусания и жевания, покрыта снаружи эмалью. Эмаль — очень твердое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берет сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.
Внутри зуба мягкая ткань — пульпа. Она содержит кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.
Внизу зуба различают корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.
Как вы узнаете, что есть зуб, который необходимо показать врачу для лечения?
Через корень проходит нерв, который передает сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов.
Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы десны всегда были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Если в десну попадет инфекция, то она может распространиться на зуб и разрушить его.
Почему же происходит разрушение зуба?
Во рту у каждого человека есть бактерии — микроскопические живые существа. Если на зубах остаются частицы пищи, которую мы едим, бактерии начинают приносить нашим зубам большой вред. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб, и образуется дупло.
Если врач не залечит дупло, пока оно мало, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба и поэтому зуб начинает болеть. Если вы вовремя не обратитесь к врачу, то это может привести к потере зуба. Как можно чаще посещайте зубного врача, чтобы зубы были здоровыми.
Почему обязательно нужно лечить зубы?
Человек с больными зубами не может пережевывать пищу, и это может привести к болезни желудка. Болезни могут вызвать и поселившиеся в зубах микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей. Как же сохранить зубы здоровыми, крепкими? А для этого надо уметь за ними ухаживать.
Мы будем учиться правильно ухаживать за зубами. Какие предметы нам нужны для ухода за зубами?
Что вы знаете о чистке зубов и о зубной щетке?
*У каждого человека должна быть зубная щетка. Она всегда должна быть чистой.
*Чистить зубы надо два раза в день: утром и перед сном, после еды всегда полоскать рот теплой водой.
*Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние — снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной стороны, но и с внутренней. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Чтобы, хорошо почистить зубы, требуется не ;меньше трех минут.
* Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы, надо соблюдать еще ряд правил.
А сейчас вы услышите советы Евдокии Дубравы (в этой роли выступает ученица).
— Здравствуйте, дорогие мои! Ничто не придает столько красоты улыбке, как здоровые белые зубы. Красивые и здоровые зубы говорят о хорошем здоровье. «Нет, зубов — нет здоровья», — говорят французы.
Чтобы ваши зубы были здоровыми, употребляйте в пищу больше витаминов (фрукты, овощи). Особенно полезен зубам витамин Д. Он содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, масле.
Употребление черного хлеба полезно для сохранения зубов. Будьте здоровы!
Заканчивая нашу передачу, хочу пожелать всем вам здоровья. Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.
Стоматологическое
сообщество
По просьбе читателей я подготовил ряд публикаций по функциям зубов человека. В них описаны неизвестные или малоизвестные стоматологии функции и свойства зубов, которые представляют определенный интерес для диагностики, научных исследований и для общей эрудиции специалистов.
Они будут опубликованы на сайте «Dental Community» до Нового Года.
Буду рад, если они покажутся Вам, дорогие коллеги, интересными.
Академик В.К. Леонтьев
Зуб как жевательный орган зубочелюстной системы и организма в целом
Академик В.К. Леонтьев
Зуб – орган, часть зубочелюстной системы, который участвует в ряде функций человека – жевании, кусании и откусывании, удерживании пищи, эстетике, речи, ощущениях.
Группа фронтальных зубов – резцы и клыки участвуют в кусании, откусывании пищи, в ее удерживании (животные). Моляры и премоляры участвуют в процессах жевания. Фронтальные зубы несут в себе большую часть эстетической функции и вместе с другими органами участвуют в речи. Для зуба как органа характерны специфические черты. Он имеет определенную форму, строение и свойства, характерные только для него. Форма зубов определяется его функцией и по этому показателю зубы человека делятся на 3 группы – резцы, клыки и жевательные. В последней группе различаются премоляры и моляры. Зубы верхней и нижней челюсти отличаются между собой.
Строение всех зубов (структура) принципиально одинакова. Они состоят из коронки и корня. Коронка и корень имеют строение в зависимости от принадлежности их к конкретной группе зубов. Внутри зуба имеется полость, в которой находится пульпа.
Все зубы, в принципе, имеют похожие свойства. Они прочные, эмаль крепко связана с дентином, а коронка с корнем, корень помещен в лунку зуба, находящуюся в челюсти, и прикрепляется к лунке системой пародонта. Зуб является самой твердой структурой в организме человека. Важнейшим свойством зуба является его постоянный контакт с внешней средой. Для этой цели он обладает рядом уникальных свойств – прочностью, высокой устойчивостью к давлению, к химическим воздействиям, к механическим нагрузкам, к микробной среде, к пище различного состава и свойств, к внешним вмешательствам, к изменениям внешней и внутренней среды.
Зуб в определенной мере способен к самовосстановлению в условиях полости рта, что позволяет ему функционировать многие десятки лет (процессы минерализации, де- и реминерализации). Обмен веществ внутренней части зубов (дентина, пульпы цемента), в принципе, не отличается от других тканей и состоит в постоянном обновлении тканей. Зуб относится к наиболее архаичным органам животных и человека. Он прекрасно сохраняется в скелетах, в черепе, в земле, в воде и не подвержен быстрым эволюционным изменениям. Поэтому его форма, строение, структура, свойства играют особую роль в анатомии, гистологии и патоанатомии, археологии, этнографии, сравнительной анатомии и др.
Очень низкий уровень обмена веществ также является уникальной и важной чертой зубов. Для сохранения зубов человека и животных во рту они обязательно должны омываться слюной, так как обмен веществ между слюной и эмалью играет важнейшую роль в сохранении зубов, их де- и реминерализации.
Эмаль зубов чрезвычайно плотно прикреплена к дентину. Это достигается путем наличия специальных «замковых» креплений поверхности дентина к эмали на всем протяжении их границы. Наибольшая толщина эмали в области бугров и других «выпячиваний» зубов (режущие края) – до 1, 5 мм. Наиболее тонка она в области шеек зуба и на дне некоторых фиссур (доли мм). Поверхность эмали преимущественно гладкая и только на жевательной поверхности моляров и премоляров имеются щелевидные впячивания – фиссуры, которые образуют на поверхности зубов определенный рисунок – одонтоглифику. Этот рисунок на поверхности зубов генетически детерминирован, передается по наследству и по этому признаку, как и по рисунку на пальцах (дерматоглифика), можно определить личность любого человека. Это особенно важно в связи с тем, что после смерти человека отпечатки его пальцев вместе с их рисунком и кожей быстро исчезают, а одонтоглифика остается веками.
Одонтоглифика, хотя и сравнительно малоизвестна, очень важна для истории, судебной медицинской экспертизы, этнографии, генетики и др., но изучена пока явно слабо.
Для стоматологии фиссуры имеют особое значение. Они раньше всего, быстрее других поверхностей поражаются кариесом (первый кариес ребенка!). Чаще всего кариес появляется на дне фиссур (1-3 мм) и на ранних стадиях практически недоступен для диагностики (его на этих стадиях можно обнаружить только с помощью электрометрии). Сама эмаль в прорезавшихся зубах еще не зрелая (недоминерализована на 5-10%) и ее минерализация завершается лишь через 0, 5-2 года, причем на дне фиссур эмаль в связи с трудностью попадания сюда слюны, вообще остается недоминерализованной до конца жизни, что объясняет легкую подверженность фиссур кариесу (это главная проблема кариесологии). Поэтому кариес фиссур остается слабоизученной и наиболее трудной во всех отношениях проблемой нашей специальности. Во многом это связано с формой фиссур зубов. Они бывают щелевидными, ящикообразными, мешковидными, широкооткрытыми. В свою очередь их можно разделить на слабопромываемые слюной (мешковидные, щелевидные, ящикообразные) и хорошо промываемые слюной (открытые). В свою очередь, некоторые фиссуры в глубине зуба разветвлены. С другой стороны, в Омском университете было доказано, что описываемая форма фиссур генетически не детерминирована и в зависимости от условий полости рта, состава слюны, первоначальной формы фиссур они могут менять свою форму по глубине эмали вплоть до закрытия фиссур. Этот процесс можно регулировать с помощью кариеспрофилактических фторидсодержащих средств.
Самыми опасными по отношению к кариесу являются фиссуры, внутрь которых не проникает слюна, но попадают остатки пищи, детрита, микрофлора. Эти фиссуры не минерализуются, но в них из-за накопления кариесогенных остатков и микрофлоры развивается кариес, практически рано не диагностируемый. Процесс быстро распространяется вширь и вглубь, так как эмаль в фиссурах недоминерализована, здесь развивается первый кариес детей – фиссурный кариес жевательных поверхностей.
Дентин имеет специфическое строение и весь пронизан мелкими дентинными капальцами. Он неравномерен по толщине и по структуре и теснейшим образом («замки») соединен с эмалью зубов. В капальцах расположены отростки одонтобластов – клеток, продуцирующих дентин. Через капальцы, осуществляется доставка питательных и обменных веществ в дентин. Кровеносных сосудов в дентине нет и обеспечение роста и обмена в дентин идет через дентинную жидкость (лимфу?), поступающую из пульпы зуба, в которой на границе с дентином расположены специализированные клетки («одонтобласты»), чьи отростки через систему дентинных капальцев сообщаются с дентином, осуществляя трофическую функцию. Дентин также способен выполнять регенеративную функцию путем продуцирования вторичного дентина. Важно, что инфицированный дентин в твердом состоянии сохраняет регенеративные свойства, чем обосновывается лечение среднего и глубокого кариеса.
Белковой матрицей дентина является коллаген, особенность которого состоит в большом количестве поперечных связей, что обусловливает высокую степень его минерализации, устойчивость к деминерализации и способность связывать воду.
На поверхности дентина корней зубов располагается цемент. В зубах это – третья минерализованная ткань после эмали и дентина, обладающая как эмаль и дентин специфическими свойствами и функцией.
Десна имеет свою биологическую жидкость – десневую. Она представляет собой транссудат сыворотки крови. Жидкость накапливается в десневой бороздке, обеспечивая ее промывание и защиту, и играет большую роль, осуществляя барьерную функцию. Определение ее состава имеет некоторое диагностическое значение.
Цемент зуба способен к регенерации и обмену веществ как костная ткань, но не имеет собственных кровеносных сосудов и нервов. Он в своем составе имеет цементобласты и цементоциты, которые способны продуцировать новый цемент и поддерживать в этой ткани обмен веществ.
Такова, вкратце, структура, состав и основные функции зубов человека и животных (жевание и размельчение пищи).
Остальные важные для стоматологии (и не только) функции зубов будут рассмотрены в последующих статьях.
Просмотрено 3322 Нравится 21
Мне нравится
Какие зубы участвуют в откусывании пищи
Зубы – костные образования, расположенные в лунках верхней и нижней челюстей. Выполняют функции барьера между полостью рта, захвата и пережевывания пищи, принимают участие в формирования членораздельной речи.
Зубы не способны к самовосстановлению. У большинства млекопитающих и человека в молодом возрасте происходит полная смена зубного ряда. В первые 2-3 года жизни формируется молочный прикус, в 6-7 лет начинается прорезывание постоянных зубов, молочные зубы выпадают и к 12-14 годам смена зубов заканчивается.
Анатомия зуба
В строении зуба выделяют три функциональные части: коронку, шейку, корень.
Коронка снаружи покрыта слоем фторапатитовой эмали, обеспечивающей защиту основного слоя зуба – дентина. Дентин состоит из гидроксиапатита, пропитан солями кальция, пронизан дентинными канальцами и коллагеновыми волокнами. Внутри зуба находится пульпа – мягкая ткань, с нервными волокнами и капиллярами.
Поверхностный слой корня зуба, цемент, по химическому составу и физическим свойствам отличается и от эмали, и от дентина. Количество корней уразных типов зубов разное, в норме 1-3. Корни зубов окружены эластичными связками – периодонтом, которые удерживают зуб в альвеоле. Стенка альвеолы, связки и зубной цемент образуют пародонт.
Резцы
Четыре передних однокоренных зуба в верхнем и нижнем ряду. Их основная роль – захват и откусывание пищи. Типичные повреждения резцов – трещины, сколы и некариозные поражения эмали. Для лечения и реставрации передних резцов широко применяется винирование.
Клыки
Третьи зубы по счету от центра зубного ряда. Имеют один длинный корень, отличаются крупными коронками долотовидной формы. Физиологическая роль клыков – откусывание и разрывание пищи. Эти зубы наиболее устойчивы к различным повреждениям.
Физиологически полный комплект постоянных зубов взрослого человека состоит из 32 зубов – 8 резцов, 4 клыка, 8 премоляров (малых коренных зубов) и 12 моляров (больших коренных зубов). Их совокупность на верхней и нижней челюсти составляет зубной ряд.
Жевательные зубы
К этой группе относят премоляры и моляры. В полном комплекте 8малыхкоренных зубов и 12 больших. На эту группу зубов приходится основная нагрузка в процессе жевания. У жевательных зубов массивные коронки с бугристой верхней поверхностью. Жевательные бугры разделены фиссурами и эта анатомическая особенность является одним из факторов риска развития кариеса. Жевательные зубы наиболее уязвимы, чаще всего подвергаются лечению и протезированию.
Зубы мудрости
Они же «восьмерки», третьи моляры. Прорезаются к 25-28 годам, считаются рудиментарным органом. Количество зубов мудрости вариьрует в пределах 1-4, у некоторых людей отсутствуют даже в зачаточном состоянии. Прорезывание третьих моляров происходит после окончательного формирования лицевого скелета и бывает сильно затруднено из-за недостатка места в челюсти. Ретинированные и дистопированные зубы мудрости подлежат удалению.
Изучению строения, функции, патологий зубов посвящен специальный раздел медицины – стоматология. Диагностикой, лечением и коррекцией различных патологий зубов, ротовой полости и челюстей занимаются врачи-стоматологи. В современной стоматологии существует несколько специализированных направлений (см. Стоматология).