какие звания устанавливались законом 1891 года для специалистов по зубоврачеванию
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Сорокина Татьяна Сергеевна
Книга «История медицины»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
В середине XIX в. в обучении зубоврачеванию произошли существенные перемены. На смену широко распространенной практике подготовки дантистов путем ученичества пришла система обучения в специальных зубоврачебных школах. Первая такая школа была открыта в Балтиморе (США) в 1840 г. Позднее зубоврачебные школы возникли в Англии (1857) Франции (1880), России (1881), Швейцарии (1881), Германии (1884) и других странах.
Первая в России частная зубоврачебная школа (1881) была открыта в С.-Петербурге Ф. И. Важинским. Для того чтобы получить звание зубного врача с правом выписывать лекарства, окончившие эту школу должны были выдержать специальные экзамены в Военно-медицинской академии или на медицинском факультете университета. В связи с этим зубоврачебные школы открывались только в университетских городах. В Москве первая зубоврачебная школа была организована в 1892 г. И. М. Коварским. В 1898 г. в России функционировало девять зубоврачебных школ, к 1916 г. их было более 20. Преподавание в зубоврачебных школах велось на широкой научной основе с обязательным изучением анатомии, химии, физики, физиологии, гистологии, общей хирургии, фармакологии. Специальные дисциплины преподавались по учебнику И. И. Хрущева «Полный зубоврачебный курс» (1886), в котором с глубоким знанием теории и практики были изложены все разделы стоматологии.
В 1891 г. был издан закон «О преобразовании обучения зубоврачебному искусству». Он устанавливал два звания для специалистов по зубоврачеванию: «дантист» и «зубной врач». Звание «дантист», присваивалось обучавшимся путем ученичества в частных кабинетах (которое существовало в течение всего XIX столетия), звание «зубной врач» – обучавшимся в частных зубоврачебных школах. Специальных учебных заведений для подготовки зубных техников еще не было. Их продолжали причислять к ювелирному цеху.
С 1885 г. на медицинском факультете Московского университета по инициативе Н. В. Склифосовского была создана первая доцентура по одонтологии. В Санкт-Петербурге первая доцентура по зубным болезням была открыта в 1892 г. в Военно-медицинской академии. В том же году в С.-Петербурге была организована первая в России самостоятельная кафедра одонтологии; ее основатель А. К. Лимберг начал читать самостоятельный курс лекций, по одонтологии в Клиническом институте усовершенствования врачей.
Несмотря на расширение подготовки зубоврачебных кадров, обеспеченность населения стоматологической помощью оставалась низкой. Так, в 1902 г. при общей численности населения России 140 млн человек в стране был 221 специалист по зубоврачеванию, т. е. один врач приходился на 60 тыс. человек.
Развитию российской стоматологии в немалой степени способствовала деятельность научно-практических зубоврачебных обществ. «Первое общество дантистов в России» образовалось в С.-Петербурге в 1883 г. (основатель – Ф. И. Важинский). В том же году было создано «С.-Петербургское общество дантистов и врачей, занимавшихся зубоврачеванием» (основатель – А. К. Лимберг); позднее оно стало называться «С.-Петербургским зубоврачебным обществом». Первое «Московское одонтологическое общество» было организовано в 1891 г. В него входили М. М. Чемоданов, Г. И. Вильга, И. М. Коварский, П. Г. Дауге. Научные зубоврачебные общества создавались в Киеве, Одессе, Тифлисе, других городах страны. Они сплачивали вокруг себя врачей-стоматологов, способствовали прогрессу науки, организовывали и проводили научные съезды зубных врачей (первый состоялся в 1896 г. в Нижнем Новгороде). В 1899 г. было создано «Российское одонтологическое общество».
Первое в России периодическое издание по стоматологии «Зубоврачебный вестник», основанный А. П. Синицыным, выходил в свет с 1885 по 1917 г. Кроме него выпускались журналы «Одонтологическое обозрение» (с 1899 по 1915 г.) и «Зубоврачебное дело» (с 1906 г.)
Глава 8. Гигиена и общественная медицина
Гигиена (от греч. hygiis – здоровый) – наука о сохранении и улучшении здоровья. Как область эмпирических знаний она зародилась в глубокой древности и развивалась вместе с народным врачеванием.
Формирование гигиены как науки связано с успехами естествознания и во многих странах мира происходило в период становления мануфактурного производства и становления капиталистических отношений. Самостоятельной научной дисциплиной гигиена стала во второй половине XIX столетия.
Общественная (социальная) медицина (лат. socialis-общественный, товарищеский) в широком смысле слова понимается как наука о сохранении здоровья населения, предупреждений и лечении болезней.
В разных странах термин «общественная (социальная) медицина» понимается по-разному: от более общего представления о социальной медицине — науке о сохранении здоровья населения (в большинстве стран мира) до более конкретного определения общественной медицины как общественно-медицинской деятельности передовых медицинских работников и других слоев общества по улучшению медико-санитарного обслуживания населения (определение проф. М. М. Левита, относящееся к дореволюционной России).
Становление, общественной (социальной) медицины как науки в различных странах мира проходило не одновременно – в те периоды истории каждой страны, когда в ней утверждалось капиталистическое производство и формировалось буржуазное общество.
В России общественно-медицинская деятельность зародилась в первой половине XIX столетия (в тесной связи с идеями русского Просвещения и движением декабристов) и оформилась в 50-60 гг. XIX в. (в период движения революционеров-разночинцев).
В Западной Европе, в наиболее передовых в экономическом отношении странах (Нидерландах, Англии, Франции), капиталистические производственные отношения зародились в XVI в.
Первая форма капиталистического производства – простая кооперация – привела к появлению в середине XVI в. мануфактурного производства, которое господствовало в странах Европы до последней четверти XVIII в., т. е.; вплоть до промышленного переворота в Англии.
Мануфактурное производство (от лат. manus – рука; factare – делать); было основано на разделении труда! между наемными рабочими и применении ручной техники. Это вело к дальнейшему росту производительности труда и концентрации рабочей силы.
Ряды рабочих мануфактур пополняли разоренные ремесленники, кустари и крестьяне. Наиболее имущие; представители сословий средневекового города – купцы, ростовщики и отдельные цеховые мастера – превращались в буржуазию. Таким образом, на (стадии мануфактурного производства: уже шло формирование двух новых общественных классов — буржуазии и наемных рабочих..
Развивая ручное производство, буржуазия была заинтересована в увеличении числа наемных рабочих. Этому мешала высокая смертность населения, которая могла привести к экономической катастрофе. Возникала необходимость хотя бы приблизительного учёта числа работающих. Впервые это было сделано в Англии – классической стране первоначального накопления капитала. В 1527 г. (по некоторым источникам в 1517 г.) в Лондоне стали выпускаться «бюллетени смертности» (the bills of mortality). В тяжелые годы эпидемий они выходили еженедельно. Представленные в них данные были неполными и в значительной степени неточными, и потому еще не могли объективно отражать реальное состояние. Тем не менее сам факт составления таблиц смертности, попытка учета, хранения и первоначального анализа данных о смертности населения имели важное социальное значение.
Первый анализ таблиц смертности в Лондоне за 1603-1653 гг. сделал Джон Граунт (Graunt, John, 1620-1674) — торговец галантереей и учитель музыки, ставший одним из основоположников демографической статистики (от греч. demos – народ; grapho – пишу; лат. status – состояние, положение).
В 1662 г. Дж. Граунт опубликовал книгу «Естественные и политические наблюдения над записями умерших, главным образом по их отношению к управлению, религии, профессии, росту населения, воздуху, болезням и т. д. города Лондона» («Natural and political observations upon the bills of mortality chiefly with reference to the goverment, religion, trade, growth, air, diseases ect. of the city of London»). В короткие сроки она переиздавалась пять раз. В своем труде Дж. Граунт сделал попытку установить статистические закономерности смертности населения в связи с возрастом, полом, образом жизни и некоторыми заболеваниями. Он показал также, что смертность в Лондоне превышает рождаемость и что рост населения города обеспечивается за счет притока сельского населения. Через месяц после выхода в свет первого издания книги Дж. Граунт был избран членом Royal society – Королевского общества Англии – первой в новой истории Академии наук, которая и сегодня существует под тем же названием.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Была такая профессия ДАНТИСТ
До 1891 года в имперской России не было различия между зубным врачом и дантистом, но потом их стали различать.
Звание ДАНТИСТА стали давать медикам специализирующихся на лечении зубов, которые на протяжении трёх лет занимались изучением зубоврачебного искусства под руководством зубного врача или такого же дантиста и выдержавшими при зубоврачебном факультете экзамен. Другими словами, ДАНТИСТ не заканчивал медицинских школ, а учился частным образом у другого врача три года и потом сдавал экзамен и допускался к работе.
ЗУБНОЙ ВРАЧ считался профессиональнее дантиста ибо так могли называться только медики закончившие зубоврачебные школы.
Есть ещё категория СТОМАТОЛОГОВ, слово более новое и так называли уже не только медика, который лечил зубы, а который мог лечить всю ротовую полость.
Уже в Египте были Зубные врачи, наряду с глазными, ушными и др., знакомые даже с приготовлением искусственных зубов, как то свидетельствует нахождение их у некоторых мумий.
В начале 19 столетия впервые во Франции установлен строгий экзамен для права зубоврачебной практики, почему долго французские Зубные врачи считались наилучшими.
С 40-х годов 19 века зубоврачебное искусство получило широкое развитие в Америке, где возникло первое общество Зубных врачей и основан первый зубоврачебный журнал. С того времени слава первых специалистов перешла к американским Зубным врачам, изобретшим множество инструментов и технических приспособлений.
В Австрии с 1834 г. лечением зубных болезней могли заниматься только врачи, получившие полное медицинское образование.
В Англии с 1878 г. общее образование Зубных врачей одинаковое с врачами; специальное образование обнимает 3 года практики у какого-либо специалиста и 2 года — в зубоврачебном отделении госпиталя.
В России до начала 20 столетия Зубные врачи были почти исключительно иностранцы, ученики которых были первыми русскими Зубными врачами.
От 1857 г., для права зубоврачебной практики в России требовалось:
1) представить свидетельство об обучении зубоврачеванию у известного специалиста не менее 3-х лет,
2) выдержать экзамен по анатомии и патологии человеческих челюстей, зубов и десен и лечению местными средствами болезней в этих частях тела
3) выдержать практический экзамен в клиниках и сделать несколько зубных операций на трупах и живых людях.
Учится на дантиста могло лицо достигшее 17 летнего возраста и приступать к самостоятельной лечебной практике не ранее чем в 20 лет.
После 3-х лет учения, врачебное управление производило предварительную поверку основательности полученной учеником технической подготовки, в комиссии, состоящей из врачебного инспектора, врачей и дантистов; выдержавший предварительное испытание получал право держать экзамен на звание дантиста при медицинском факультете Университета. или в медицинской Академии
Чтобы получить степень Зубного врача, а не просто дантиста надо было заканчивать учебное заведение.
В России первая зубоврачебная школа открыта в Петербурге., в 1882 г., на частные средства, а затем, ввиду поступивших ходатайств на разрешение к открытию их в других городах, выработан для них нормальный устав. Согласно закону 7 мая 1891 г., школы состоят в ведомстве мин. внутр. дел, под непосредственным наблюдением врачебного инспектора; содержатся на счет учредителей; преподавателями могут быть только лица, имеющие ученые степени.
От учеников обоего пола требуется свидетельство об окончании курса 6 классов среднего общеобразовательного учебного заведения. Курс учения 2½ г. Предметы: физика, химия, общая анатомия, гистология, физиология и анатомия, гистология и развитие зубов и соседних частей, общая патология и патологическая анатомия, частная патология и терапия болезней зубов и десен, общая хирургия и частная хирургия полости рта, фармакология и рецептура, общая диагностика и терапия, протезное и оперативное зубоврачевание, пломбирование и гигиена зубов, клиника болезней зубов и полости рта, протезная клиника и техника, практические занятия по общей и специальной химии, микроскопии, анатомии, извлечению зубов на трупах и операциям под наркозом.
Кончившие зубоврачебную. школу могут заниматься врачебной практикой по своей специальности и выписывать лекарства из аптеки за подписью «зубной врач». Всего зубоврачебных школ в России было 4 ( в Петербурге., Москве, Варшаве и Одессе).
Интересно, что в Русской Армии доктора Дантиста не было, а если и были такие, то только вольнонаёмные, а в основной массе работу дантиста выполнял просто военный врач.
В швейцарском городе Люцерне в конце 19 века при осмотре 1000 учениц местных школ только у 58 были найдены вполне хорошие зубы.
У 2000 Лондонских школьников только 527 имели вполне здоровые зубы.
У 416 учеников Омского кадетского корпуса с больными зубами были 194 чел.
В Минске из 400 гимназистов 300 нуждались в зубоврачебной помощи.
Точно так же многочисленные исследования конца 19 века показали чрезвычайную частоту зубных болезней у солдат и вообще у взрослых. Помимо причиняемой ими нестерпимой боли, зубные болезни могут угрожать мучительными невралгиями лица, страданиями глаз и ушей, образованием нарывов, при чем гной может опуститься в грудобрюшную преграду, проникнуть в черепную полость, вызвать гноекровие и гнилокровие (современным языком. это сэпсис), все страдания, кончающиеся смертельным исходом.
Все составные части зуба (эмаль, цемент, зубная кость, зубная мякоть — пульпа и корневая оболочка) могут подвергаться заболеваниям, а потому, в предупреждение развития их, требуется тщательный уход за зубами и вообще за полостью рта. Так же надо отметить, что зубные материалы сами не восстанавливаются.
С момента появления молочных зубов такая чистка обязательна и их необходимо вытирать чистой тряпочкой до того времени, пока зубы не сомкнутся в ряды, когда можно приступить к чистке зубов мягкой щеточкой. Ребенку необходимо в это время давать более плотную пищу (хлеб, мясо), чтобы молочные зубы энергичнее работали, так как при этом происходит более сильный прилив крови к челюстям, и зубная кость полнее и совершеннее развивается.
Чистить зубы щетками следует ежедневно, при чем следует проводить ее в вертикальном направлении, так как только при таком способе удаляются из зубных промежутков все скопившиеся в них остатки пищи, развившийся бродильный налет, являющийся самой частой причиной развития костоеды зубов.
Кроме чистки необходимо тщательно полоскать зубы и полость рта, особенно после еды.
При хорошем состоянии зубов и десен нет особенной надобности прибегать к различным зубным порошкам, мылам и эликсирам. Первое условие удовлетворительного зубного порошка, это, — чтобы он был настолько мелок, чтобы пальцы не осязали никаких зернышек и состоял из щелочных веществ, так как кислоты разрушают зубную ткань; точно так же в него не должны входить камфара, хлористая известь, квасцы, молочный сахар и проч., но зато полезны примеси к нему антисептических веществ (салициловая кислота, тимол, хинная кора, фиалковый корень).
Липовый уголь, обугленный хлеб, китайский зубной порошок не должны быть употребляемы, так как механически вредно действуют на эмаль. Наилучшим порошком считается очищенный мел или жженная магнезия.
Порошки могут быть вполне заменены зубными мылами. Полоскания не заменяют чистки зубов, а являются только дополнением к ней. Хорошие жидкости это — смесь из одеколона и миррной настойки — чайная ложечка нa 1/2 стакана воды или слабый раствор марганцовокислого кали. Особенно тщательный уход за зубами и полостью рта требуется при внутреннем и даже наружном употреблении некоторых лекарственных веществ, как, например, кислот и, в особенности, ртутных препаратов, которые легко вызывают упорные, так называемые, стоматиты, сопровождающиеся сильным разрыхлением десен, выпадением зубов и слюнотечением. (Не будем забывать, что всё это писано в 19 веке).
Существует много причин развития костоеды, из которых на первом месте стоят процессы брожения на их поверхности, постепенно уничтожающие эмаль и затем последовательно и прочие зубные ткани, образующие полости в зубной мякоти.
Лечение зубных болезней, смотря по состоянию больного зуба, заключается в различных зубоврачебных операциях, производимых соответственными инструментами, и наружном применении различных лекарственных веществ.
Главнейшие механические пособия суть: извлечение зубов, пломбирование их и имплантация их.
Извлечение состоит из захватывания зуба, разрыхления (вывихивания) в луночке и удаления в определенном направлении, для чего пользуются щипцами и рычагами. Прежде пользовались так называемыми ключами, употребление которых требует исключительного внимания и осторожности, так как, в противном случае, не только повреждается сама луночка, но подвергалась большему или меньшему повреждению сама челюсть. Щипцы имеют различную величину и форму, соответственно зубу, для которого они предназначены. Точно так же разнообразны виды употребляемых рычагов. Для молочных зубов пользуются обыкновенно козьей ножкой (Gaisfuss), состоящей из грушевидной рукоятки и стержня с загнутым концом.
(Я уже почти в обмороке, но хочется попробовать это дочитать и представить себя. зубным врачом к которому на приём идут попы. Хоть чего-то они боятся, раз Бога не бояться. )
Пломбирование или выполнение зубов заключается в удалении из кариозного зуба размягченных масс и в замене последних крепкой, недоступной разрушению массой, укрепляемой в полости зуба. Как материалом для пломбирования пользуются всего чаще золотом и различными сплавами и цементами.
Имплантацией называется операция пересадки и вообще приживления зубов; если произошел только вывих зуба, т. е. вследствие какой бы то ни было причины произошло приподнятие его в луночке, то одно надавливание с последовательными холодными полосканиями достаточно, чтобы вновь укрепить его. Точно так же это иногда удается, если даже связь зуба с луночкой совершенно нарушена. Пересадка собственного зуба называется реимплантацией. Кроме того различают еще так называемую трансплантацию, т. е. вставление извлеченного зуба в не принадлежащую ему луночку. В последнем случае различают 3 вида операций:
1) зуб пересаживается у одного и того же субъекта из одной луночки в другую;
2) зуб одного замещается зубом другого и, наконец,
3) луночка выполняется зубом другого, но не однородного.
Практическое значение имеет почти исключительно реимплантация, которая всего чаще с успехом и применяется на практике, особенно если имеется дело с однокоренными зубами.
Известно, что в годы Царской власти в Российской Империи, евреи не могли проживать во многих городах России. Но именно в Россию стремились евреи из Европы, где их мягко сказать очень не любили. В Российской Империи был закон, что евреи могли селиться только в приграничных местах Империи, не случайно евреев было так много в пределах Латгалии, Литвы, Белоруссии. Ибо с одной стороны от этих мест была Европа откуда евреи уходили в Россию, а далее этих мест была Россия, куда в большие города евреев тоже не пускали. И вот если мы посмотрим города Даугавпилс, Краслава, Дагда. это были самые настоящие еврейские города, причём тем же евреям был запрещён въезд в Пагулянку. уже не говоря о Юрмале.
А человек ставший дантистом, он был свободен от всего и ему доступ был во все места империи. Вот евреи массово шли в дантисты чтобы улучшить своё положение в обществе.
В 1893 году Сенат ужаснулся, сколько евреев стало дантистами и что теперь они разъехались жить по всей Российской Империи и был принят новый закон, что если еврей станет дантистом, то по закону он должен оставаться в Податном сословии и не мог из него выйти.
Закон изменился, но евреи ведь дантистами остались, а опытный дантист имел право сам учить работе дантистом своих учеников, которые тоже становились дантистами, а среди учеников были в первую очередь дети и внуки. В итоге империя распалась, но дантисты-евреи остались в СССР и работали зубными врачами! Это уже профессия была по родословной.
Известно, что в церкви Православный целитель от зубной боли является священномученник Антипа, он же и покровитель православных стоматологов, а вот на Западе в Католическом мире покровительница стоматологов считается мученица Апполония, день памяти которой 9 февраля в Католической Церкви.
Апполония была диаконисой в Александрии и умерла мученической смертью за год до того, как св. царь Константин огласил свободу христианского вероисповедания.
В 1937 году, один зубной врач из Латвии (фамилия не называется), оказался во Франции и описал, что самые большие торжества в то время этой святой совершались во Франции и особенно в маленькой деревушке Ла Код на Ревеъере. Туда съезжались множество зубных врачей Франции, Германии, Италии и других стран
Так вот, в деревушку Ла Код 9 февраля съезжалось и католическое духовенство и по дорогам села вокруг статуи совершался большой крестный ход в котором могли принимать участие только зубные врачи разных стран мира. Там вот в 1937 году побывал и доктор из Латвии.
Жители этой французской деревни, только стоят и наблюдают за этим большим шествием врачей во главе с духовенством.
В 20е годы 20 века в Варшаве работал очень хороший специалист по зубному делу, дантист по фамилии Пашковер. Цену брал большую, но лечил замечательно, а потому к нему ходила лечить зубы богатая публика.
Дантист Пашковер был очень приветлив и общителен. За врачебным делом он знакомился с человеком, узнавал всё о нём, о родственниках, о хозяйстве о финансовом состоянии пациента.
Вот только пациенты с больными зубами не могли знать, что Пашковер, он ещё и хороший гипнатезёр и если человек даже был молчалив и не хотел отвечать на вопросы дантиста. то медик выведывал всё вводя пациента в кресле зубоврачебного кабинета в гипноз.
Любил Пашковер лечить и молоденьких девушек, которым под гипнозом внушал, что они у гинеколога и кресло это гинекологическое. После интимной близости девушки при послушав Пашковера выходили из кабинета в окно 4 этажа.
Пробовал дантист гипнотизировать и в тюрьме. Так конвоир под гипнозом вывел дантиста из камеры, провёл через все коридоры и проводил Пашковера до тюремных ворот. Только бдительность часового предотвратила побег дантиста.
Как закончилась жизнь Пашковера, история умалчивает, но в Варшаве всё дело получило громкое название «Дьявол Варшавы».
Какие звания устанавливались законом 1891 года для специалистов по зубоврачеванию
Рис. 149. Первое применение У. Мортоном эфирного наркоза (16 сентября 1846 г.) во время операции по поводу опухоли в области шеи, оперирует д-р Дж. Уоррен.
С 1838 г. зубных-врачей стали называть дантистами. Право на самостоятельную зубоврачебную практику они получали после сдачи специальных экзаменов в Медико-хирургической академии и на медицинских факультетах университетов (по анатомии челюстно-лицевой области, болезням зубов, десен и лекарственным веществам, применяемым в зубоврачебной практике). Кроме того, необходимо было сделать несколько зубных операций и продемонстрировать умение вставлять искусственные зубы.
За всю первую половину XIX в. в Санкт-Петербурге выдержали экзамены и получили право на зубоврачебную практику 54 лекаря, из них одна женщина – Мария Назон, полька по происхождению. Понятно, что зубоврачебную помощь широким слоям населения по-прежнему оказывали лекари, подлекари, лекарские помощники, фельдшеры и цирюльники, в то время как зубные врачи обслуживали высшие слои общества, служили в высших учебных заведениях и в основном занимались протезированием зубов.
В середине XIX в. в обучении зубоврачеванию произошли существенные перемены. На смену широко распространенной практике подготовки дантистов путем ученичества пришла система обучения в специальных зубоврачебных школах. Первая такая школа была открыта в Балтиморе (США) в 1840 г. Позднее зубоврачебные школы возникли в Англии (1857) Франции (1880), России (1881), Швейцарии (1881), Германии (1884) и других странах.
Первая в России частная зубоврачебная школа (1881) была открыта в С.-Петербурге Ф. И. Важинским. Для того чтобы получить звание зубного врача с правом выписывать лекарства, окончившие эту школу должны были выдержать специальные экзамены в Военно-медицинской академии или на медицинском факультете университета. В связи с этим зубоврачебные школы открывались только в университетских городах. В Москве первая зубоврачебная школа была организована в 1892 г. И. М. Коварским. В 1898 г. в России функционировало девять зубоврачебных школ, к 1916 г. их было более 20. Преподавание в зубоврачебных школах велось на широкой научной основе с обязательным изучением анатомии, химии, физики, физиологии, гистологии, общей хирургии, фармакологии. Специальные дисциплины преподавались по учебнику И. И. Хрущева «Полный зубоврачебный курс» (1886), в котором с глубоким знанием теории и практики были изложены все разделы стоматологии.
В 1891 г. был издан закон «О преобразовании обучения зубоврачебному искусству». Он устанавливал два звания для специалистов по зубоврачеванию: «дантист» и «зубной врач». Звание «дантист», присваивалось обучавшимся путем ученичества в частных кабинетах (которое существовало в течение всего XIX столетия), звание «зубной врач» – обучавшимся в частных зубоврачебных школах. Специальных учебных заведений для подготовки зубных техников еще не было. Их продолжали причислять к ювелирному цеху.
С 1885 г. на медицинском факультете Московского университета по инициативе Н. В. Склифосовского была создана первая доцентура по одонтологии. В Санкт-Петербурге первая доцентура по зубным болезням была открыта в 1892 г. в Военно-медицинской академии. В том же году в С.-Петербурге была организована первая в России самостоятельная кафедра одонтологии; ее основатель А. К. Лимберг начал читать самостоятельный курс лекций, по одонтологии в Клиническом институте усовершенствования врачей.
Несмотря на расширение подготовки зубоврачебных кадров, обеспеченность населения стоматологической помощью оставалась низкой. Так, в 1902 г. при общей численности населения России 140 млн человек в стране был 221 специалист по зубоврачеванию, т. е. один врач приходился на 60 тыс. человек.
Развитию российской стоматологии в немалой степени способствовала деятельность научно-практических зубоврачебных обществ. «Первое общество дантистов в России» образовалось в С.-Петербурге в 1883 г. (основатель – Ф. И. Важинский). В том же году было создано «С.-Петербургское общество дантистов и врачей, занимавшихся зубоврачеванием» (основатель – А. К. Лимберг); позднее оно стало называться «С.-Петербургским зубоврачебным обществом». Первое «Московское одонтологическое общество» было организовано в 1891 г. В него входили М. М. Чемоданов, Г. И. Вильга, И. М. Коварский, П. Г. Дауге. Научные зубоврачебные общества создавались в Киеве, Одессе, Тифлисе, других городах страны. Они сплачивали вокруг себя врачей-стоматологов, способствовали прогрессу науки, организовывали и проводили научные съезды зубных врачей (первый состоялся в 1896 г. в Нижнем Новгороде). В 1899 г. было создано «Российское одонтологическое общество».
Первое в России периодическое издание по стоматологии «Зубоврачебный вестник», основанный А. П. Синицыным, выходил в свет с 1885 по 1917 г. Кроме него выпускались журналы «Одонтологическое обозрение» (с 1899 по 1915 г.) и «Зубоврачебное дело» (с 1906 г.)
Глава 8. Гигиена и общественная медицина
Гигиена (от греч. hygiis – здоровый) – наука о сохранении и улучшении здоровья. Как область эмпирических знаний она зародилась в глубокой древности и развивалась вместе с народным врачеванием.
Формирование гигиены как науки связано с успехами естествознания и во многих странах мира происходило в период становления мануфактурного производства и становления капиталистических отношений. Самостоятельной научной дисциплиной гигиена стала во второй половине XIX столетия.
Общественная (социальная) медицина (лат. socialis-общественный, товарищеский) в широком смысле слова понимается как наука о сохранении здоровья населения, предупреждений и лечении болезней.
В разных странах термин «общественная (социальная) медицина» понимается по-разному: от более общего представления о социальной медицине — науке о сохранении здоровья населения (в большинстве стран мира) до более конкретного определения общественной медицины как общественно-медицинской деятельности передовых медицинских работников и других слоев общества по улучшению медико-санитарного обслуживания населения (определение проф. М. М. Левита, относящееся к дореволюционной России).
Становление, общественной (социальной) медицины как науки в различных странах мира проходило не одновременно – в те периоды истории каждой страны, когда в ней утверждалось капиталистическое производство и формировалось буржуазное общество.
В России общественно-медицинская деятельность зародилась в первой половине XIX столетия (в тесной связи с идеями русского Просвещения и движением декабристов) и оформилась в 50-60 гг. XIX в. (в период движения революционеров-разночинцев).
В Западной Европе, в наиболее передовых в экономическом отношении странах (Нидерландах, Англии, Франции), капиталистические производственные отношения зародились в XVI в.
Первая форма капиталистического производства – простая кооперация – привела к появлению в середине XVI в. мануфактурного производства, которое господствовало в странах Европы до последней четверти XVIII в., т. е.; вплоть до промышленного переворота в Англии.
Мануфактурное производство (от лат. manus – рука; factare – делать); было основано на разделении труда! между наемными рабочими и применении ручной техники. Это вело к дальнейшему росту производительности труда и концентрации рабочей силы.
Ряды рабочих мануфактур пополняли разоренные ремесленники, кустари и крестьяне. Наиболее имущие; представители сословий средневекового города – купцы, ростовщики и отдельные цеховые мастера – превращались в буржуазию. Таким образом, на (стадии мануфактурного производства: уже шло формирование двух новых общественных классов — буржуазии и наемных рабочих..
Развивая ручное производство, буржуазия была заинтересована в увеличении числа наемных рабочих. Этому мешала высокая смертность населения, которая могла привести к экономической катастрофе. Возникала необходимость хотя бы приблизительного учёта числа работающих. Впервые это было сделано в Англии – классической стране первоначального накопления капитала. В 1527 г. (по некоторым источникам в 1517 г.) в Лондоне стали выпускаться «бюллетени смертности» (the bills of mortality). В тяжелые годы эпидемий они выходили еженедельно. Представленные в них данные были неполными и в значительной степени неточными, и потому еще не могли объективно отражать реальное состояние. Тем не менее сам факт составления таблиц смертности, попытка учета, хранения и первоначального анализа данных о смертности населения имели важное социальное значение.