какие звуки называют шипящими
Согласные звуки
В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.
В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з],
к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с],
т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.
В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.
Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.
Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.
Согласные звуки делятся на:
Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.
Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.
Твердые и мягкие согласные
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.
Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников
Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.
Сонорные согласные
Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.
Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки
Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
Шипящие согласные
Свистящие согласные звуки
Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.
4 комментария
Исправьте ошибки в разделе «Твердые и мягкие согласные звуки»:
«согласны(е)й звук является твердым, если после него стоят (со)гласные: а, о, у, ы, э;»
Шипящие согласные звуки с примерами (2 класс, русский язык)
Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.
Что это за звуки и как их произносить
Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек.
Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.
Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.
Непарные или парные?
Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.
Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.
Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.
Фонетические характеристики шипящих звуков
Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:
Что мы узнали?
Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными.
Русский язык
Обложка урока взята с источника.
План урока:
Как образуются шипящие звуки?
Вы уже знаете, что согласные звуки образуются, когда воздух проходит через разные преграды в ротовой полости: губы, зубы, язык. Во время преодоления препятствий получается шум. У некоторых согласных к шуму подсоединяется голос. Поэтому мы различаем глухие (образованные только из шума)и звонкие согласные (получаются при соединении голоса и шума). Примеры: глухие согласные – это т, ф, с, звонкие – д, в, з.
Шипящие звуки тоже относятся к согласным. Их выделяют в отдельную группу из-за особенностей образования.
Прогуляемся по Волшебному лесу и познакомимся с шипящими звуками подробно. В огромном Волшебном лесу живёт много зверей и птиц. Оглянитесь вокруг.
Вот на полянке ёж пытается поймать стрекозу, а ежата играют в прятки около пенька. Рядом зайчиха присматривает за своими маленькими зайчатами, а они о чём-то весело шепчутся.
В лесном озере на охоту вышла хищная рыба щука, учится плавать на дальние расстояния колючая рыбка ёрш.
А вот на ветку вишни присела важная птичка синичка. Она внимательно наблюдает за гостями леса.
Ребята, произнесите вслух слова:
Какой согласный звук есть в каждом слове в строчке под цифрой 1? (звук [ж]). В строке под цифрой 2? (звук [ч]). Под цифрой 3? ([щ]). Под цифрой 4? ([ш]). Эти звуки: Ж, Ч, Щ, Ш называются шипящими согласными звуками.
Если прислушаться, можно эти звуки услышать в нашем лесу. Вот пролетел шмель. А как он жужжит?
Проползла змея по траве. Увидела опасность и зашипела.
Воробьи что-то шумно обсуждают.
Белка орешки щёлкает.
Этих звуков много в окружающем мире. Почему же они называются шипящими? Послушаем, что нам объяснит по этому поводу Мудрый Филин.
Шипящие звуки делятся на звонкие и глухие.
Звук [ж] произносится с участием шума и голоса: ж-ж-ж-ж. Он звонкий: жар, жужжит, жёлтый.
А звуки [ч’], [ш], [щ’] образуются с участием только шума, поэтому они глухие: чашка, шалаш, щепка.
Шипящие ж– ш составляют пару по звонкости-глухости: жар-шар, жаль-шаль, жест-шест.Звуки ч, щ не имеют пары по звонкости.
По мягкости-твёрдости ни одна шипящая не образует пары с другими согласными. Всегда твёрдыми согласными являются шипящие звуки[ж], [ш]: жук [жук], шорох [шорах].
Звуки мягкие согласные во всех ситуациях дают шипящие [ч’], [щ’]: часы [ч’асы], щётка [щ’отка].
Правописание шипящих в сочетаниях с гласными и согласными
Ребята, чтобы быть грамотными, надо знать правила написания букв в разных словах. Сегодня мы выучим правописание шипящих с гласными, выясним, как пишутся сочетания чк,чн, чт, щн.
Правила написания ча-ща, чу-щу, жи-ши
Шипящие звуки дружат не со всеми гласными. Послушайте историю от Мудрого Филина, почему так получилось.
«Как шипящие перестали дружить с Ы, Ю, Я»
Не заметили шипящие, как пошли совсем в другую сторону и заблудились. Оглядываются: места незнакомые, и гласных рядом нет. Пробовали они кричать, на помощь звать. Да всё без толку. Голос у Ж слабый, а у Ш, Ч, Щ только шум и шипение. Уже похолодало, через час темнеть начнёт. Что же делать?
И вдруг видят: на стволах деревьях зарубки. Кто-то вырезал буквы: А, И, У, как будто дорогу показал. И пошли шипящие по тропинке, вдоль которой на деревьях зарубки были. Вскоре услышали они звуки «Ау!Ау!», протяжную песенку «И-и-и-и!» и побежали на крики. Наконец, вышли они на знакомую полянку. А там их уже ждут гласные: И, А, У. Как звуки обрадовались друг другу!
Но тут шипящие заметили, что среди гласных не хватает Ю, Ы, Я. Оказывается они отказались искать шипящих, потому что посчитали, что те сами во всём виноваты. Им хотелось отдыхать,и они ушли домой.
Шипящие согласные звуки так расстроились, что с тех пор не дружат с Ю, Ы, Я, которые их бросили в беде, а ходят только с А, И, У.
О чём эта сказка, ребята? О том, что друзей нельзя оставлять в беде, нужно им помочь или позвать взрослых.
А вот какое правило вам надо запомнить:
Давайте потренируемся правильно определять гласную после шипящих, и выполним задание Мудрого Филина.
Упражнение «Найди слово»
Соедините картинки с соответствующими словами и вставьте в словах пропущенные буквы.
Ответ: шишка, щит, чайник, абажур, жаба, шапка, ключик.
Правописание шипящей ч в сочетаниях: чк, чн, чт, нч, щн, нщ
Ребята, прочитайте слова в столбиках.
конь польза пончик
лень мельница веточка
руль борьба гонщик
моль коньки хищник
Как обозначена мягкость согласных звуков в словах первом столбике? Ответ: с помощью звука [е] и ь. Как обозначена мягкость согласных во втором столбике? Ответ: гласными звуками [е], [и], ь.
Посмотрите, как обозначена мягкость согласных в третьем столбике. Ответ: только гласными звуками [е]. Скажите, гласная [и] в словах пончик, гонщик влияет на смягчение звуков [ч’], [щ’]? Почему? Ответ: потому что они являются непарными мягкими согласными.
А теперь обратите внимание, как мягко произносятся сочетания нч, чк, чт, нщ, щн в словах третьего столбика. Между этими сочетаниями стоит мягкий знак? Нет. Как вы думаете, почему? Он нужен? Ответ: нет, не нужен, потому что звуки ч, щ – всегда мягкие.
Мягкие шипящие влияют на другие согласные звуки, которые стоят за ними, после них, и также их смягчают. В слове барабанщик мы слышим мягкий н [н’], хотя рядом нет ни смягчающей гласной, ни Ь. То же самое происходит в словах: птенчик, чемоданчик, мороженщик.
Запишем транскрипции этих слов:
Мягкость в сочетаниях нч, чк, чт, нщ, щн обозначают в транскрипции у двух звуков [н]и [ч’].
Занимательная игротека
Ребята, настало время закрепить изученный материал. Вслед за Мудрым Филином мы переходим на лесную опушку Волшебного леса, где выполним разные интересные задания от лесных обитателей. Постарайтесь выполнить их самостоятельно, а затем сверьте с правильными ответами. Вы их найдёте в конце этого раздела.
Задание от Ёжика
Справа вы видите картинки крупных предметов, слева – мелких. Впишите в клетки соответствующие слова.
Задание от Лисички
Передаю вам письмо с заколдованными словами. Расколдовать их можно, если в каждом слове убрать лишний слог.
Задание от Бурундучка
мороженое, девочка, страна, жар, таблетка, стол, камыш, балкон, шутка
тетрадка, щётка, портфель, черновик, ручка, тарелка, прощание, утро
Задание от Зайчика
Отгадайте загадки и напишите транскрипцию отгадок
Отгадай, что за вещица,
Острый клювик, а не птица,
Не на поле, не на грядке
На листах твоей тетрадки.
Землянику мы собрали –
Не лесную, а в саду.
Сахар, таз большой достали –
Мама варит, а я жду…
Очень нравится нам всем
Задание от Енота
Прочитайте предложения и подчеркните орфограммы, которые вы сегодня изучали.Воспользуйтесь в качестве подсказки таблицей.
Ответы на задания раздела «Занимательная игротека»
1.Задание от Ёжика. Ответ: лимон – лимончик, апельсин – апельсинчик, фонтан – фонтанчик.
2. Задание от Лисички. Ответ: печка, бабочка, мечта, мачта, барабанщик, свечка.
3. Задание от Бурундучка. Ответ: 1) мороженое, жар, камыш, шутка;
2) щётка, черновик, ручка, прощание
4. Задание от Зайчика. Ответ: 1) ручка, транскрипция: [руч’ка]; 2) джем, транскрипция: [джэм]
5. Задание от Енота. Ответ: В чаще леса жили ежи. Они часто ходили гулять на земляничную поляну. Я налью себе чашку чая. В коричневой сумке лежали шапка и шарф. На море много чаек. Девочка была отличницей. Женщины о чём-то спорили. У нас прошёл конкурс чтецов.
Ребята, урок в Волшебном лесу закончился. Попрощаемся с Мудрым Филином. Мы узнали, какие звуки считаются шипящими, как они пишутся с гласными и согласными. Выучили орфограммы и выполнили практические задания. Осталось пройти тестирование.
Какие звуки называют шипящими
Русский алфавит транскрипция
песня «Алфавит» (сл. И. Резника, муз. Р. Паулса). А! — Алфавит пройдем мы вместе, Б! — Будем петь его как песню. В! — Весело его споем мы! Г! — Громче грома, громче грома! Д! — День сегодня музыкальный, Е! — Есть у нас талант вокальный, Ж! — Жить без знаний скучно было! 3! — Знанья — это наша сила! И! — И тому пути открыты, К! — Кто подружит с алфавитом. Л! — Лошадь, лама, ландыш, ложка, М! — Метель, метро, матрешка. Н! — Небо, невод, нить, невеста, О! — Овод, облако, оркестр! П! — Попугай поет по нотам. Р! — Рой пчелиный строит соты. С! — Стрекоза в саду стрекочет, Т! — Такса лапками топочет. У! — Утка слушает пластинки, Ф! — Фанту пробует фламинго! X! — Хор не плох, есть слух у хора! Ц! — Царь зверей — его опора! Ч! — Чтим его, рычит он чисто! Ш! — Шесть заменит он солистов! Щ! — Щедрый мир нам дарит песня. Э! — Этот день собрал нас вместе: Ю! — Юмористов, оптимистов, Я! — Ясли-садовских артистов.
Согласные буквы русского алфавита
С раннего возраста для человека крайне важно развитие таких универсальных качеств, как реакция, скорость мышления, фантазия, логика и так далее. Пожалуй, будет очень сложно найти какое-либо средство, которое развивает эти характеристики лучше, чем видеоигры. Мало того, красочные картинки способны надолго приковать внимание ребёнка, заставляя его вновь и вновь возвращаться к столь интересному занятию. В разделе «Для детей» мы собрали массу видеоигр, в которые можно играть онлайн прямо в браузере без регистрации и совершенно бесплатно. Наша подборка способна похвастаться огромным разнообразием жанровых принадлежностей, героев и игровых процессов.
Эти игры дают возможность не только перенести многие классические игры для детей в виртуальное пространство, при этом сделав их более интересными и увлекательными, но и абсолютно новый спектр разнообразных интернет-развлечений. Игры для детей онлайн настолько разнообразны, что даже самые взыскательный маленький геймер найдет здесь что-нибудь, что соответствует его интересам и вкусам. Останутся довольны и родители. Во-первых, тем, что игры не только интересные, но и полезные для малыша. Есть очень широкий спектр развивающих игр, которые тренируют память, внимание, реакцию ребенка, дают ему представление о логических взаимосвязях предметов, учат думать, анализировать и принимать верные решения. Можно часами складывать кубики и конструкторы, а можно посвятить время развивающим детским играм на нашем сайте. Вы будете поражены тем, насколько легко и с удовольствием ребенок усваивает информацию, играя. От вас требуется только следить за тем, чтобы малыш не засиживался за компьютером слишком долго. Для детей постарше мы предлагаем большой выбор онлайн игр, копирующих популярные настольные игры. Это маджонг, три в ряд и многие-многие другие. Есть и специфические виды игр, рассчитанных исключительно на девочек или мальчиков. Для юных сорванцов это футбол, хоккей, бейсбол, гольф, игры с космической тематикой. А для девочек – одевалки, танцы, возможность почувствовать себя хозяйкой салона красоты или магазина модной одежды. Понравятся детям и игрушки в духе знаменитых тамогочи, где нужно заботиться о маленьком щенке или забавном хомячке. Когда ребенок попросит завести домашнее животное – предложите ему сыграть в такую игру, чтобы он понял, сколько заботы и ответственности требует даже самый маленький питомец. Одним словом, игры онлайн для детей рассчитаны на то, чтобы удовлетворить запросы самой широкой детской аудитории. Они яркие, красочные и увлекательные. В них интересные задания и симпатичные герои. Все это гарантирует ребенку много приятных игровых минут, а родителям – уверенность в том, что малыш с пользой проводит время за компьютером.
Современный алфавит русского языка
не надо ребенка мучить алфавитом. Есть замечательный букварь Жуковой (зеленая обложка) занимаясь по нему ребенок начинает сразу читать. У меня сын занимался по нему и все знакомые, кто им пользовался были очень довольны. Желаю успехов в учебе вашему малышу! А алфавиту его в школе научат, когда он будет постарше.
Развивающие игры Развивающие игры очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Разумеется, для ребенка от 1 года до 3 лет и для ребенка от 3 до 7 лет должны быть разные, потому что действия и понятия, которые осваивают дети этих возрастов, отличаются. Например, дети от 1 до 3 лет должны научиться отличать предметы по форме, цвету, размеру. Они учатся говорить. К трем годам появляются ролевые игры. С трех и до семи уже формируется активная речь и ребенок активно её использует для общения и познания мира – общается, задает вопросы. Он уже осознает себя частицей мира людей со всем многообразием человеческих отношений. Дети в этом возрасте активно играют в ролевые игры. Это возраст почемучек. В этот период надо особое внимание уделить развитию логического мышления ребенка. Развить способности ребенка вам помогут развивающие игры онлайн, которые предназначены для детей дошкольного возраста.
Всем нам приходилось в свое время учиться работать на компьютере, это навык приобретенный, с ним никто не рождался. Как известно, для ребенка, особенно для дошкольника, лучшая форма обучения — игровая. Тут все просто. Ребенку нравится какая-то игрушка, он в нее играет и вместе с этим, автоматически и без усилий обучается основам работы на компьютере. Практически на интуитивном уровне понимает как открыть нужный ему раздел на сайте, загрузить интересующую его игрушку… Подобное обучение происходит очень быстро — ребенок ведь не «учится», но просто играет!
Современный русский алфавит
Инициатива развивающей игры с ребенком до года всегда принадлежит родителям! Игры с малышом, лежащим в колыбели, – это не игры в полном смысле слова. Они принципиально отличаются от салочек, классиков или пятнашек. Малыш только что родился, и он не имеет представления о том, что же такое игра. И тем более не знает, как пригласить к участию в игре окружающих. Мама и папа, играя с крохой до года, сами должны предлагать ему разнообразные увлекательные занятия. И малышу не останется ничего другого, как откликаться на их игровые предложения, познавая все новые и новые грани окружающего мира.
Если вы только-только стали родителями, скорее всего, вас переполняет желание сделать все для того, чтобы кроха вырос самым здоровым, самым счастливым, в общем, самым-самым. Вероятно, вы сделали прекрасный ремонт в детской и приобрели качественную мебель. Купили для малыша лучшие игрушки и одежду. А в будущем собираетесь отдать его в лучший садик, лучшую школу, дать ему лучшее образование и развить в нем лучшие качества… Впрочем, стоит ли ждать будущего для того, чтобы начинать занятия с малышом? (Рекомендую также заранее прочитать статью на женском сайте «Солнечные руки» о том, как развивать речь у ребенка «Развитие речи. Как научить ребенка ясно выражать свои мысли»). Вы ведь наверняка слышали о развивающих играх до года. Так не будем откладывать их в долгий ящик. Не беда, что малыш еще лежит в колыбели. Играть с крохой можно уже с самых первых недель (и даже дней!) жизни. Но для начала родителям следует узнать ряд тонкостей.
песня «Алфавит» (сл. И. Резника, муз. Р. Паулса). А! — Алфавит пройдем мы вместе, Б! — Будем петь его как песню. В! — Весело его споем мы! Г! — Громче грома, громче грома! Д! — День сегодня музыкальный, Е! — Есть у нас талант вокальный, Ж! — Жить без знаний скучно было! 3! — Знанья — это наша сила! И! — И тому пути открыты, К! — Кто подружит с алфавитом. Л! — Лошадь, лама, ландыш, ложка, М! — Метель, метро, матрешка. Н! — Небо, невод, нить, невеста, О! — Овод, облако, оркестр! П! — Попугай поет по нотам. Р! — Рой пчелиный строит соты. С! — Стрекоза в саду стрекочет, Т! — Такса лапками топочет. У! — Утка слушает пластинки, Ф! — Фанту пробует фламинго! X! — Хор не плох, есть слух у хора! Ц! — Царь зверей — его опора! Ч! — Чтим его, рычит он чисто! Ш! — Шесть заменит он солистов! Щ! — Щедрый мир нам дарит песня. Э! — Этот день собрал нас вместе: Ю! — Юмористов, оптимистов, Я! — Ясли-садовских артистов.