какие звуки нужно ставить в первую очередь логопеду
С каких звуков начинать работу – простые рекомендации
Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: “С каких звуков начинать работу логопеду?”
Содержание:
С каких звуков лучше начинать работу логопеду
Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:
Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».
Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.
Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.
Опорные звуки в речи
Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:
Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».
Последовательность работы со звуками
Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.
Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:
Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.
Условия закрепления звуков в речи
Регулярные занятия строятся на основании умений ребенка и проблем, которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.
Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.
Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.
Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.
Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.
Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).
За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.
Фонематический слух, самоконтроль и мотивация – это условия, необходимые для закрепления звуков в речи, они дополняют друг друга и влияют на конечный результат.
Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.
В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».
Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 7
Способы и последовательность постановки звуков
Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.
Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.
Последовательность постановки звуков
Постановка звука — это формирование посредством специальных логопедических приемов новой нервной связи между звуковыми ощущениями (восприятием самостоятельно произнесенного звука), кинестетическими ощущениями (самостоятельным воспроизведением звука) и зрительными ощущениями (визуальным восприятием артикуляции). Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных.
Последовательность этапов по формированию звукопроизносительных умений и навыков представлена на схеме:
В первую очередь уточняется артикуляция гласных (э, а, и, ы, о, у) в приведенной последовательности. Затем отрабатываются мягкие соноры, далее их твердые пары: (м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р). После чего переходят к формированию смычно-взрывных: (п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г). Далее переходят к работе над щелевыми согласными: (ф’-ф, в’-в) и переднеязычным (с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц).
Данная очередность обусловлена порядком формирования фонетической системы языка в онтогенезе и возможностьювыполнить контроль с опрой на зрительный анализатор, кинестетику и вибрацию.
Последовательность постановки наиболее проблемных звуков можно отразить в виде схемы:
свистящие — шипящие — сонорные — йотированные
Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап
Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.
Этап постановки
Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.
Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения
Способы постановки
Постановка шипящих звуков
Постановка сонорныго звука «Л»
Постановка сонорного звука «Р»
Этап автоматизации
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.
Этап дифференциации
Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту. При этом одновременно ведется работа над всеми компонентами произносительной стороны речи (см. схему).
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.
Какие звуки нужно ставить в первую очередь логопеду
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Статья:
Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.
С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции может быть различным. Различны и причины одинаковых, на первый взгляд, нарушений дикции. В связи с этим важное значение в коррекционно-логопедической работе отводится:
Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.
Последовательность постановки звуков
Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных. Последовательность постановки звуков можно отразить в виде схемы:
свистящие — шипящие — сонорные — йотированные
Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап
Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.
Этап постановки
Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.
В основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции. Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка.
Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения
Способы постановки
Этап автоматизации
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.
Этап дифференциации
Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту.
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.
Какие звуки нужно ставить в первую очередь логопеду
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: При формировании правильного звукопроизношения необходимо соблюдать ряд общих требований к этапам логопедической работы. А также последовательность введения звуков в речь.
Статья:
При формировании правильного звукопроизношения традиционно соблюдается ряд общих требований к этапам логопедической работы. Существует определённая последовательность введения звуков в речь. Сначала ставятся «простые звуки»: А, У, О, И, Э, Ы; Б (Бь), П (Пь), М (Мь), В (Вь), Ф (Фь). После того, как данные звуки появились в самостоятельной речи ребёнка, начинается
работа над: Т (Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г (Гь), Х (Хь), Й, С (Сь), З (Зь), Ц. Следующим этапом вводятся звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль). И только в самом конце ставится звук Р (Рь). Данная последовательность обусловлена готовностью
артикуляционного аппарата к определённому звуку.
Например, звук Ш требует подъёма кончика языка наверх. Если язычок Вашего ребёнка ещё не окреп для его подъёма, то стоит начать не с постановки звука, а с укрепления язычка, посредством специального логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.
В индивидуальных случаях последовательность постановки звуков может
меняться. Например, если период постановки свистящих звуков (С, З, Ц) затягивается, а язык уже готов к шипящим звукам, то можно попробовать поставить
сначала их, а затем вернуться к свистящим. Так же бывают случаи, когда ребёнку, в
силу возраста, не удаётся контролировать свои артикуляционные уклады, и он начинает слишком эмоционально реагировать на неудачи, можно перейти к постановке звуков, которые лучше всего ему удаются. Это позволит избежать возникновения негативизма к занятиям. Однако, нарушение последовательности постановки звуков – это
ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ.
Существует ещё спорные ситуации, которые стоит отметить особо. Иногда доводится слышать от родителей: «Нам не нужны звук С и Ш, нас интересует звук Р». Но не стоит ставить свои интересы, выше интересов ребёнка. Может быть, Вас
он и не интересует, а вот ребёнку без их правильного произнесения придётся несладко… К тому же, не умея правильно произносить остальные звуки, вряд ли
ребёнку удастся овладеть звуком Р. Кроме того, в процессе логопедических занятий с детьми предусмотрена
определенная последовательность работы с каждым звуком:
1. Подготовка артикуляционного аппарата
2. Первичная постановка звука
3. Закрепление его в устной речи
Для каждого конкретного звука требуется комплекс специальных упражнений
– артикуляционная гимнастика. Выполняя упражнения. Ребёнок должен активно и
сознательно работать, при этом ему должно быть интересно.
Ежедневно занимаясь артикуляционной гимнастикой, вы продолжаете работу над звуком, пока не появится правильная артикуляция и произношение. Когда ребёнок освоил новый для него звук, не требуйте, чтобы он стразу стал пользоваться им в речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной.
Для ребёнка это не должно стать утомительной и скучной повинностью, поэтому выбираются разные игровые упражнения, которые чередуются и меняются.
Последовательность введения звуков в речь проходит по одной линии: от
слога к слову, к предложению. Однако, есть свои маленькие секретики при выборе
речевого материала во время автоматизации определённых звуков. Так отработка звуков «С», «Ш» (а также «З», «Ж», «Щ», «Х», то есть любой согласный длительно произносимый звук), начинается с длительного изолированного их произнесения, затем осуществляется переход к прямым слогам типа СА, СЫ, ША, ШИ. При правильном их проговаривании хорошо видна артикуляция звуков «С», «Ш», легко следить за положением кончика языка. Далее переходим к проговариванию слов с отработанными слогами в начале слова: САни, ШИна, САло, СЫн, Шапка…
После автоматизации звуков «С» и «Ш» в таких словах, можно переходить к другим слогам (СУ, СО, ШО, ШУ) и к словам с данными слогами. Затем работа продолжается на материале звукосочетаний типа АСА, АША, ЫША, ОСЫ, ИСА и др, то есть звук находится между гласными звуками. При этом необходимо обратить внимание на то, что данные звуки никогда не отрабатываются в одно время (просто система работы идентична).
Далее осуществляем переход к словам типа КАША, КИСА, ВЕСЫ, КОСЫ,
НОША… На этом этапе хорошо помогают чистоговорки. Их легко сочинить самим.
Принцип такой: выбираем любое слово, в котором изучаемый звук будет не последним и не первым, например: полоСа, «отрываем» последний слог СА и сочиняет чистоговорочку примерно так: «СА-СА-СА, на дороге полоСА» или совсем простую «СА-СА-СА – это полоса». Главное, чтобы при произнесении такой
чистоговорки ребёнок мог длительно повторять какой-то слог с изучаемым звуком и
затем вводить его в слово. Затем переходим к проговариванию слов в словосочетаниях и дальше – в предложениях (используем материалы логопедических тетрадей, сборников или просто детских книг). Вместе с данным
видом работы необходимо включать звук в короткие, а затем и длинные стихотворные тексты. Так планомерно осуществляется переход к автоматизации
звука в речи (вот тогда и надо просить ребенка следить за правильным произношением звука во всех словах).
Звуки, которые произносятся коротко, как бы взрываясь («К», «Г», «Ц», «Ч»,
«Т», «Д») рекомендуется автоматизировать несколько в ином порядке. Сначала так
же – изолированно «Ч-Ч-Ч» – стучит поезд по рельсам, «К-К-К» – кряхтит дед. Затем эти звуки проговариваются в обратных слогах: на первом месте находится
гласный звук, а затем наш изучаемый согласный звук: гласный поём долго, а согласный произносим коротко, легко, вот так: А-А-АЧ, А-А-АК… Когда будет легко проговариваться данный тип слогов, то надо сразу вводить чистоговорки (придумываем по описанному выше принципу). Далее переходим к сочетаниям типа АЦА, АЧА и к словам с данным сочетанием звуков. Постепенно вводим в занятия слоги прямые: ЧА, КА, ЦЫ и слова с этими слогами. Затем проговаривает любые слова в словосочетаниях и в предложениях и далее переходим к отработке звука в самостоятельной речи.
· Проговаривание звука «Р» в слогах ТРА, ДРА, ДРУ далее в словах с этим слогом в начале (ТРАВА, ДРАКА…), в середине (ваТРУшка, маТРАс…), в словосочетаниях и в предложениях с отработанными словами.
Какие звуки нужно ставить в первую очередь логопеду
При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук з, после этого переходят к мягким звукам сь и зь; последним в группе свистящих ставят звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж, ч, щ. В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляция звука к.
Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:
подготовительный,
постановка звука,
автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
этап дифференциации.
Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах рекомендуется развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.
Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.
Чаще всего у детей наблюдаются следующие анатомические недо-статки в строении речевых органов, в результате которых нарушается произношение звуков.
1. Укороченная уздечка языка
2. Неправильный прикус
Встречается два вида неправильного прикуса:
• Вертикальный прикус. Резцы располагаются строго друг над дру¬
гом. Они могут смыкаться полностью или образовывать между
собой овальной формы зазор. При таком прикусе почти всегда
удается поставить ребенку полноценное произношение.
• Нижний выдвинутый прикус. При сомкнутых коренных зубах
нижние резцы находятся впереди верхних. При таком прикусе
произношение некоторых поставленных звуков может оставаться
грубоватым и неточным, поэтому для исправления прикуса жела¬
тельно обратиться к ортодонту.
3. Отсутствие необходимого количества зубов. Это обстоятельство
влияет на произношение звуков. Коренные нужны для произнесения
шипящих звуков, резцы — свистящих.
4. Высокое твердое нёбо. Для осмотра нёба при хорошем освеще¬
нии снизу загляните ребенку в широко открытый рот. Нёбо нормально¬
го строения напоминает гладкую и ровную полусферу, несколько вытя¬
нутую по линии, идущей в глубь рта.
При высоком положении нёбо простирается в ротовой полости не плавным «куполом», а резко, угловато поднимается от коренных зубов к своей самой высокой точке (недаром такое нёбо еще называют «готическим»). На «высокое» нёбо у ребенка может указывать строение лица, когда расстояние от носа до рта оказывается непропорционально большим.
При этом анатомическом дефекте не всегда удается добиться полноценного произношения, а устранить его, к сожалению, невозможно.
Правила проведения занятий
1. Возраст ребенка. Заниматься с детьми постановкой звуков нужно
с 5 лет обязательно, с 4,5 — желательно, если ребенок в этом возрасте
способен к систематическим занятиям.
2. Режим занятий. Заниматься с ребенком нужно минимум два раза
в неделю. Лучше всего два раза в неделю проводить 45-минутные заня-тия, на которых ребенок будет осваивать новые навыки, и каждый день — 10-15-минутные занятия для закрепления пройденного материала.
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ СЛУХЕ
• Звуки нужно ставить группами. В группу входят звуки, похожие между собой по звучанию и способу произношения.
• Закреплять произношение звуков можно также группами (то есть
одновременно), если ребенок внутри группы их не путает. Если
ребенок начнет путать звуки, закрепляйте их по очереди.
• Звуки ставятся в следующей последовательности:
— Звуки [ф, в] и их мягкие пары. Поставить их очень легко, веро¬
ятно, вы сделаете это уже при работе над речевым выдохом.
— Заднеязычные звуки [к, г, х] и их мягкие пары.
— Мягкие звуки [т’] и [д’].
— Звук [й].
— Звук [л] и его мягкая пара. Постановка этого звука может
оказаться очень трудной. Если у вас возникнут сложности,
отложите на время работу над ним.
— Звуки [с, з, ц]. После формирования твердых звуков ставятся
[с’] и [з’] мягкие.
— Шипящие звуки [ш] и [ж]. Шипящие звуки ставятся, как пра¬
вило, после свистящих. Но если ребенок произносит свистя¬
щие, как неполноценные шипящие (то есть, [с] у него больше
похож на [ш]), тогда желательно ставить сначала шипящие,
включая [ч] и [щ], а потом — свистящие звуки.
— Звуки [ч] и [щ].
— Звук [р] и его мягкая пара.
Если ребенок произносит какие-то звуки смягченно, их произно-шение желательно исправить в первую очередь, тем более что сделать это очень легко.
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ СЛУХЕ
• При нарушенном речевом слухе ребенок путает между собой зву¬
ки, принадлежащие к одной и той же группе, так как они похожи
между собой по звучанию и способу произношения. Поэтому ра¬
боту над этими звуками нужно разделить, иначе ребенок будет
постоянно пытаться произносить один звук вместо другого.
• Только после того, как у ребенка закрепится произношение одно¬
го звука (например, [с]), можно переходить к постановке другого
звука, из этой же группы (например [з] или [ц]).
• Звуки, относящиеся к разным группам, нужно ставить одновре¬
менно, это ускоряет формирование произношения.
• При работе над звуками нужно соблюдать ту же последователь¬
ность, что и при постановке звуков при нормальном речевом слухе.
• Звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно:
— Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие,
губно-зубные, сонорные, заднеязычные.
— Звуки из групп свистящих и шипящих.
• Звуки, которые нельзя ставить одновременно, если они произно¬
сятся похожим образом:
— Губно-зубные ([ф — в]) со свистящими и шипящими звуками
(если они произносятся похожим образом — [ш] или [с] похож
на [ф]).
— Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим
образом ([ш] похож на [х]).
— Свистящие и [т’ — д’], когда в произношении [с] похож на [т].
— Заднеязычные и [т’ — д’], когда [к] заменяется на [т].
— Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].
— Сонорные звуки ([л], [р], [и]) и заднеязычные, когда произно¬
шение сонорных напоминает звук [г].
— Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].
— Звуки [т’ — д’] и [ч — щ], когда произношение [т’] похоже на
М-
— Звуки [ч — щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мяг¬
кий звук [к’].
• Звуки, которые всегда можно ставить одновременно:
— Свистящие и заднеязычные звуки.
— Шипящие и сонорные звуки.
— Свистящие и сонорные звуки.
— Звуки [т’ — д’] и сонорные звуки.
— Губно-зубные и звуки [р] и [й].
— Звуки [ш — ж] и [т’ — д’].
Если ребенок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в пер-вую очередь.
Улучшение подвижности речевых органов
При небольшом нарушении подвижности речевых мышц (легкая степень дизартрии) нужно выполнять только основной комплекс артикуляционной гимнастики. При более серьезном нарушении подвижности речевых мышц (дизартрия средней степени тяжести) — дополнительно комплексы упражнений, рассчитанные на постановку шипящих, свистящих и звука [р] (эти упражнения могут оказаться сложными для детей младшего возраста).
ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Названия упражнений носят игровой характер. Если какое-то из названий вашему ребенку не знакомо, замените его другим.
«Заборчик». Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Со-хранять положение до пяти секунд
«Трубочка». Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до пяти секунд.
«Заборчик — трубочка». Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.
«Блинчик». Широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы. Оставить в таком положении на пять секунд.
«Накажи непослушный язычок». Выполняется только при невозможности удержать позу предыдущего упражнения. Язык разместить так, как описано в четвертом упражнении и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя — пя — пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколь¬ко получится.
«Лопатка». Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение пять секунд.
«Иголка». Округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, не прикусывая его зубами. Сохранять положение до пяти секунд.
«Лопатка— иголка». Немного высунуть язык изо рта. Чередовать положения, описанные в двух предыдущих упражнениях. Нижняя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каждое положение около секунды.
«Маятник». Попеременно прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.
«Качели». Попеременно прикасаться кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произнесении звука [э]. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.
«Маляр». Рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движения. Нижняя челюсть неподвижна.
«Ванька-встанька». Рот приоткрыт. Максимально широкий язык, загибая вверх кончик, сначала прислонять к основанию верхних рез¬цов затем, загибая вниз кончик — к основанию нижних резцов. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Сохранять каждое положение по одной секунде.