какие звуки вы произносите на месте выделенных букв багаж друг волна кофе положить
Фонетика. Орфоэпия. Вопросы «Проверь себя»
1. Определить сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
2. Как правильно произносить буквосочетание чн? Проанализируйте изменения, произошедшие в произношении слов с этим буквосочетанием. При ответе используйте данные слова и выражения:
Подсвечник, конечно, скучно, нечто, сливочный, почта, мечта, мачта, сердечная боль, друг сердечный, точный, тошный, булочная, яичница, дачный, Ильинична.
3. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?
4. Расставить ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
5. Какой звук произносится на месте подчеркнутых букв в следующих словах: о кно, т я нуть, маш и на, шу б ка, про с ьба, праз д ник, умы ть ся, ра с чет?
6. Укажите номера слов, в которых ударение падает на 2 слог. 1) свекла, 2) инструмент, 3) кухонный, 4) хозяева, 5) феномен, 6) факсимиле, 7) апостроф, 8) положить, 9) позвонят, 10) оптовый.
7. Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились наоборот. Сравните звучание и написание слов в обоих случаях. Сделайте вывод. Лён, яр, люк, дог, код, кот, лоб, шёл, шей, араб.
8. Выпишите номера слов, в которых подчеркнутая буква означает мягкий звук.
1 )аг р ессия, 2) а д екватный, 3) анти т еза, 4) бро ш юра, 5) О д есса, 6) ши н ель, 7) бу д то, 8) компью т ер.
9. Расставьте ударения в словах.
Асимметрия, дареный, баловать, заклеить, новорожденный, квартал, обеспечение, намерение, эксперт, ходатайствовать, соболезновать, облегчить, откупорить, украинский, израильский, знамение, столяр, звонит, положить, досуг, начать, туника, жалюзи, свекла, каталог, созыв, сосредоточение, приобретение, языковая (норма), кухонный, синонимия, катарсис, симметрия, цемент, нефтепровод.
10. Укажите звуковое значение выделенных букв.
Т щетный, бе сш умный, ра сщ едриться, ску ч но, ж а леть, д ефис, ши н ель, ко д екс, д е т ектив, д емонстрация, сви т ер, компью т ер, с ессия.
11. Как объяснить, что в народной речи иногда появляется беглый [е] там, где не было редуцированного [ь]: «журавель», «корабель», «мысель», «рубель»?
12. Может ли быть ударение на односложном слове?
13. В чем особенность сложных слов: словообразование, засухоустойчивый, горнолыжник?
16. Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах?
1. [пададут]
2. [паралэл]
3. [памит]
4. [фскрикиват]
5. [пириижат]
6. [ласк]
7. [рап]
8. [шочик]
9. [двирной]
10. [спэлый]
11. [шэсэ].
17. Некоторые буквы русского алфавита имеют не только «официальные», но и «разговорные», «бытовые» названия. Какие это буквы? Можно ли объяснить появление «бытовых» названий именно у этих букв какими-либо фонетическими причинами? Объясните.
Буква | «Официальное» название | «Бытовое» название |
Й | И краткое | И краткий, и краткая,й |
К | КА | Кэ |
Л | Эль | Эл, лэ |
М | Эм | Мэ |
Н | Эн | Нэ |
Р | Эр | Рэ |
С | Эс | Сэ |
Ф | Эф | Фэ |
Х | Ха | Хэ |
Ш | Ша | Шэ |
Щ | Ща | Ще |
Подвергаются изменениям все названия согласных букв, заканчивающиеся на согласный звук, т.е. представляющие собой закрытый слог. Этому есть фонетическая причина. Вспимним правила слогоделения, согласно которым в русском языке слогораздел происходит после гласного звука, в результате чего получаются открытые слоги. Значит, произносить открытый слог (заканчивающийся на гласный) говорящему по-русски легче, «удобней», и в названиях букв говорящий обычно непроизвольно меняет закрытый слог на открытый, подчиняясь фонетическому закону «открытых слогов». Особняком стоит буква Й. Ее правильное название не односложное, оно включает в себя знаменательное слово. С чем согласовать это слово говорящему не всегда понятно, поэтому он иногда добавляет в уме слово «звук», и тогда получается «и краткий», иногда – слово «буква», и тогда получается «и краткая». А иногда просто убирает проблемное прилагательное и передает звуковое значение буквы (Й).
18. Определите, в каких случаях выделенные буквы отражают реальное произношение: об и гре, об ы грать, началась и гра, до и гры, контр и гра. Разбейте приведенные примеры на группы в зависимости от того, какой гласный произносится в корне игр-. Объясните, с чем связано различное произношение начального гласного этого корня в приведенных примерах.
21. Известно, что, находясь после гласной буквы, е, ë,ю,я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего ему согласного. Перечислите случаи, когда это не так.
22.Перепишите слова и дайте транскрипцию указанных звуков, соответствующую литературному произношению:
гласный в первом предударном слоге: жандарм, жаргон, жаркое, пожалеть.
согласный перед [э]: баронесса, патефон, пионер, фонетика, фрейлина.
согласный перед [н]: бесконечно, беспечно, конечно, нарочный, скучный, срочный.
согласный перед [j]: адъютант, изъян, подъезд, субъект.
согласный на месте сочетания одинаковых букв: аккуратный, аллея, аппарат, аттестат, воссиять, колли, конник.
24.Вы, конечно, знаете, что слова часто пишутся не так, как произносятся. Составьте слова из следующих звуков:
[э][т’][м’]
[а][б’][э][т]
[а][о][х][а][т]
[а][т][ч’][а][и][ц][а]
[о][в’][ц][и][т][к]
[с][и][а][ц][а][д’]
25.Вспомните и назовите, в каких случаях может встретиться безударный гласный [о]?
Проанализировав примеры, можно перчислить случаи, в которых может встретиться безударный [o]: заимствованные слова (часто географические названия) с «зиянием» (стечением гласных),служебные слова (союзы), междометия.
Какие звуки вы произносите на месте выделенных букв багаж друг волна кофе положить
Логопедические игры запись закреплена
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОПРЕДЕЛЯТЬ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ?
При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
— определение количества звуков в слове;
— фонетическую характеристику звуков (умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
— определение места звука в слове.
Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.
Сложнее всего детям дается задание на определение места звука в слове. Как же решить эту проблему?
Сначала нужно выяснить, понимает ли ребенок слова «начало», «середина», «конец». Если нет, то возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла этих слов, т.е. с ориентировкой в пространстве.
Далее усложняем. Можно взять игрушечный поезд, и рассмотреть, где у него начало, где конец, где середина.
Потом переходим к звукам.
Сначала работаем несколько занятий с определением первого звука. «С какого звука начинается слово? Какой звук я произношу первым?» Произносим утрированно первый звук. Сначала берем слова, которые начинаются с гласного звука (под ударением). Самый простой способ – это произносить слова, растягивая первый звук: уууу-тка, оооо-блако, оооо-вцы.
Нужно соблюдать нескольких правил:
— слова на твёрдые согласные и на согласные, после которых идут эти буквы, подбирать так, чтобы ударение падало на первый слог;
— предлагать слова с первым согласным, за которым нет гласного: кккк-рот, сссс-тул, зззз-вук и так далее;
— подбирать слова с первым мягким согласным, например, лицо, кино …;
— слова на гласные Е, Ё, Ю, Я лучше исключить, так как они объединяют не один, а два звука сразу: Я-ЙА, Ю-ЙУ и т.д.
Варианты игр:
1. «С чего начинается слово?»
Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово: Аист, Утка, Иней, Эхо, Ослик и т.д. Малыш ловит мяч и возвращает его, произнося первый звук.
2. «Цепочка».
Предложить слово, а ребёнок подбирает следующее, начинающееся на его последнюю букву. Пример: слон-нос-скала-аист и т.д.
Помогите с вопросами по русскому языку!
Задание 1. От звука к букве:
1.Определите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв: желать, шептать, жалеть, ржаной, лошадей, сожалеть, жених, зашептал, танцевать, шерстяной, фонетический.
2. Укажите, в каких словах произносится буквенное сочетание ЧН: сердечный, кирпичный, пустячный, скучный, гречневый, конечно, нарочно, яичница, скворечник, девичник, подсвечник, прачечная.
3. Сформулируйте, по каким приметам можно опознать заимствованное слово: эпоха, эхо, фокус, рифма, ориентир, театр.
4. Найдите слова, в которых ударение сохраняется во всех формах на одном и том же слоге: столяр, торт, очередь, квартал, договор, земля, шарф, голубь, госпиталь, сторож, шофер, средство.
5.Выясните, в каких словах наблюдается устаревший вариант ударения: никчёмный, счастливый, апостроф, аналог, щавель, злоба, украинский, девичий, вероисповедание, наверх, станковый, афера, валовой, кухонный.
Задание 2. О чем может рассказать слово:
1. Выберите этимологически родственные слова заимствованному слову тур: турне, контур, турнир, агентура, туризм, турок, турникет, архитектура, антураж.
2. Замените диалектные слова общеупотребительными: рябуха, землянуха, певун, серники, сутемень.
3. Подберите устаревшим словам синонимы: зело, дабы, сиречь, понеже, иже, блиставица.
4. Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались слова: наладиться, угробить, смотаться, насобачиться, взбелениться.
5. Переведите на современный русский язык фрагмент из древнерусской летописи: Князь велики Иванъ Васильевичь учини знамя на денгахъ: князь велики на коне, а имея копье в руце, и оттоле прозвашася денги копеиные.
Контрольный тест по фонетике
Контрольный тест по фонетике.
1. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) опытный;
б) доблестный;
в) ясный;
г) вьюжный.
2. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) крючок;
б) выпьют;
в) блюдца;
г) юла.
3.Сколько мягких звуков в слове часть?
4.Какими звуками различаются слова мал – мял?
5. В каком слове все согласные звуки – твердые?
а) кладовая;
б) издавна;
в) раздел;
г) седина.
6.Запишите 4 слова в каждый столбик.
Буквы е, ё, ю, я
обозначают один звук
Буквы е, ё, ю, я
обозначают два звука
7.Укажите номера слов с мягким согласным [т’]:
1) пастель;
2) термин;
3) Амстердам;
4) темп;
5) Данте;
6) компьютер.
8.Какие звуки обозначают выделенные буквы?
9. В каком ряду все фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
а) Шолохов, Фет, Чехов, Хлебников;
б) Чехов, Фет, Шолохов, Хлебников;
в) Фет, Хлебников, Чехов, Шолохов;
г) Хлебников, Шолохов, Фет, Чехов.
10. В каком слове есть звук [а]?
а) яркий;
б) тяжелый;
в) вытянул;
г) часовой.
11. Верно ли, что в слове тень 4 звука?
1. В каком слове букв больше, чем звуков?
2. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) осень;
б) этаж;
в) ближе;
г) лает.
3.Сколько мягких звуков в слове ясень?
5. В каком слове все согласные звуки – твердые?
а) шепот;
б) человек;
в) домой;
г) ярко.
6. Запишите 4 слова в каждый столбик.
Буквы е, ё, ю, я
обозначают один звук
Буквы е, ё, ю, я
обозначают два звука
7.Укажите номера слов с мягким согласным [н’]:
8.Какие звуки обозначают выделенные буквы?
9. В каком ряду нарушен алфавитный порядок?
а) Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Цветаева;
б) Булгаков, Бунин, Блок, Белый;
в) Вересаев, Куприн, Лесков, Помяловский;
г) Добролюбов, Писарев, Чернышевский, Шелгунов.
10. В каком слове есть звук [о]?
а) сгореть;
б) тушенка;
в) оплата;
г) поехать.
11. Верно ли, что в слове ведь букв больше, чем звуков?____
«Русский язык» 2008г. 5 класс
Учебник предназначен для учащихся средней школы. По целям обучения, коммуникативной направленности, ясности и точности формулирования задач соответствует стандартам российских программ.
Учебник полностью ориентирован на компоненты содержания образования учебного предмета «Русский язык». В структуру учебника включены все традиционные разделы русского языка, необходимые для изучения на данном этапе: «Фонетика. Орфоэпия. Графика», «Лексика» «Морфемика», «Орфография », «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация».
Достоинством учебника является тщательно разработанный методический аппарат, включающий различные вопросы и задания.
В данном учебном издании четко просматривается целесообразность системы развития научных понятий, основных положений и теорий. Даны различные упражнения на воспроизведение информации, на творческие задания (упр. 11,46,241). Удачно подобраны тексты для развития устной и письменной речи (упр. 112,230,249). Ребята на уроках развития речи учатся говорить, соблюдая орфоэпические нормы; извлекают для себя полезную информацию; учатся понимать текст. Работая с готовыми текстами, учатся делить текст на абзацы, выделять главную мысль, определять к какому типу речи он относится. На страницах учебной книги теоретический материал представлен в виде памятки, алгоритма, опорной схемы (с.5,15,упр.30,48,161)
В конце учебника, в приложении, имеются: условные обозначения, орфографический словарь, орфоэпический словарь, толковый словарь.
Помимо текстов в аппарат учебника входят цветные рисунки(стр.26,34,73и др.), репродукции произведений искусства ( «Летом», «Опять двойка!», «Цветы, фрукты, птица», «Февраль. Подмосковье» и др.).
Ряд текстов и упражнений взаимосвязан с иллюстративным материалом учебника (упр.73, 248,262). В конце изучения каждого раздела даны вопросы и задания на повторение изученных теоретических сведений.
Положительной чертой учебника является то, что научный материал подается в корректной и приемлемой для учащихся форме, с соблюдением традиционной в школьном курсе русского языка терминологии.
Совершенствование орфографических умений осуществляется на протяжении всего курса. Одной из главных задач преподавания русского языка в 5 классе является усвоение орфографических и пунктуационных знаний.
Обучающиеся всегда могут обратиться к форзацу, чтобы вспомнить название орфограмм. Оглавление, помещенное в конце учебника, помогает быстро ориентироваться в работе с ним. Материал в учебнике написан разным шрифтом.
Желательно, чтобы в учебнике были представлены тексты публицистического стиля, проблемные ситуации, где учащиеся высказывали бы свое мнение, учились глубоко мыслить.
Контрольный тест по лексике
Какому слову неверно подобран синоним?
2) Говорить – болтун
2. Какая пара слов не является антонимами?
3. Верно ли, что слово кухня имеет одно лексическое значение? ________
4. В каком случае слово употреблено в переносном смысле?
5. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал?
6.Объясните лексическое значение слов.
в) пасть в бою – пасть дикого зверя;
д) печь не остыла – начала печь пироги.
8. Составьте словосочетания с синонимами
9. Верно ли, что лексика – это раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение?
10. Установите соответствие
а) невежа 1) военнослужащий
б) знаменитость 2)невоспитанный человек
в) гусар 3) знаменитый человек
11. Укажите номера предложений, чтобы получился текст
1) Начался ливень, и мы побежали к сторожке. 2) Гроза окончилась к вечеру. 3)Приближался конец сентября, а холода ещё не наступали. ___________
12. Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово
Врач рекомендует больному растительную ____________________.
К какому слову неверно подобран синоним?
2. Какая пара слов не является антонимами?
2) Жизнерадостный – унылый
4) Ускорение – замедление
3.Верно ли, что слово материал имеет несколько лексических значений?
4.В каком случае слово употреблено в переносном смысле?
2) Медвежья берлога
3) Натянутые отношения
5. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма поставить крест?
6. Объясните лексическое значение слов.
а) клуб дыма – новый клуб;
б) злая такса – такса за ремонт;
в) рой пчел – рой яму;
г) тушить свет – тушить мясо;
д) крашеный потолок – потолок картошку
8. Составьте словосочетания с синонимами
9. Верно ли, что лексическое значение слова можно определить несколькими способами?
10. Установите соответствие
а) клевета 1) отсутствие порядка
в) беспорядок 3)малообразованный человек
11. Укажите номера предложений, чтобы получился текст
Закружились в воздухе пожелтевшие листья. 2) Стоит ненастная погода. 3)Третий день дует холодный ветер.
12. Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово
Розы оказались не настоящими, а_____________________.
Ответы: 1-4, 2-3, 3-да, 4-3, 5-3, 6-а-награда, б-напиток; 7-а, б,г; 9-да, 10-а-2, б-3,в-1; 11-2),3),1); 12- искусственный.