log в программировании что это

Логирование. NLog Platform. Зачем нужны логи в приложении

Здесь мы затронем тему логирования в нашем приложении, что такое логи, и как правильно вести логи, насколько это необходимо и полезно. Рассмотрим систему логирования NLog Platform.

Ведение логов помогает разработчику в процессе создания и последующего сопровождения приложения, при поиске ошибок в коде и в разрешении непонятных ситуаций, когда наше приложение в момент работы ведет себя странным образом, и нам нужно найти причину такого поведения.

Любой разработчик сталкивается с подобными ситуациями, когда какой-то компонент приложения отрабатывает странным образом, выдает не тот результат или вообще перестает работать. Использование логов поможет нам в подобных ситуациях. Время поиска проблемных мест в нашем коде сократится в разы, и мы быстрее сможем решить ту или иную проблему.

Вообще, на сегодняшний момент ни одно более или менее серьезное приложение не обходится без написания логов.

Под таким журналом можно понимать и записи в обычный текстовый файл, и записи в базу данных, и записи на удаленный веб-сервис, и даже email-письма на определенный адрес о тех или иных состояниях нашего приложения.

Какие записи делать в этот журнал, то есть, какую конкретно информацию записывать, определяет сам разработчик. Это могут быть сведения о том, что все работает в штатном режиме, то есть просто ежедневный мониторинг нашего приложения, или что произошла какая-то ошибка, на которую нужно максимально срочно отреагировать и устранить, и так далее.

Всего существует шесть уровней логирования, каждый из которых предназначен для сообщений того или иного типа, той или иной важности:

Trace – максимально детальная информация о том, что происходит с целевым участком кода, по шагам. Например: Попытка открыть подключение к БД, успешно\неуспешно. Сколько времени заняла эта операция. Сколько времени выполнялась выборка из БД, успешно\неуспешно. Сколько записей извлечено. Какая была нагрузка на систему, сколько использовано памяти. Сколько записей прошло нужную фильтрацию. Сколько записей оказалось в результирующей выборке, куда эти записи отправились дальше. Проверка нужных значений в каждой записи.

Debug – это информация для отладки. Логирование крупных операций, менее детально, чем в Trace. Здесь мы не так подробно описываем весь процесс операции, но, тем не менее, заносим в журнал основные операции. Например: Совершено обращение к БД. Из базы выбрано N записей. Записи успешно обработаны и отправлены клиенту.

Info – это более общие информационные сообщения о текущей работе приложения, что происходит с системой в процессе ее использования. Например: Была выгрузка студентов в Excel-файл. На сайте зарегистрирован новый студент. Студент добавил новый отчет. Студент перемещен в другую группу.

Warn – сообщения о странной или подозрительной работе приложения. Это еще не серьезная ошибка, но следует обратить внимание на такое поведение системы. Например: Добавлен студент с возрастом 2 года. Студент получил отрицательный балл. Преподаватель завершил курс, в котором училось 0 студентов. В группе находится больше студентов, чем максимально возможно.

Error – сообщения об ошибках в приложении. Подобные сообщения – это уже большая проблема, которую нужно решить для дальнейшей правильной работы системы. Например: Ошибка сохранения нового студента в БД. Невозможно загрузить студентов в данной группе. Ошибка при входе в личный кабинет студента.

Fatal – сообщения об очень серьезных ошибках в системе. Чаще всего это связано с работоспособностью всего приложения или его окружения на сервере. На такие сообщения следует реагировать МАКСИМАЛЬНО оперативно. Например: Приложение постоянно перезагружается из-за нехватки памяти или места на жестком диске. Приложение завершило работу по неизвестной причине. Нет доступа к базе данных. Нет доступа к сети. Заблокирован какой-то порт.

То есть, прежде чем отправить какое-то сообщение в лог, нам нужно отнести его к той или иной группе.

Например, мы написали новый функционал и хотим его протестировать, как правильно и быстро он работает. Для этого мы будем использовать тип сообщений Trace, то есть все наши сообщения в логе будут помечены как Trace.

Подобным образом мы можем описать, как работает наше приложение в целом, сообщения будут с пометкой Info.

Если же в опасных участках кода мы генерируем исключение, то теперь мы также добавим запись в лог с пометкой Error.

К какой группе отнести то или иное сообщение решает сам разработчик. К данному вопросу следует подойти с максимальной серьезностью. Очевидно, что ошибки не следует помечать как Info, не следует игнорировать ошибки и просто не записывать их в лог. От правильно настроенной системы логирования будет зависеть простота сопровождения всей системы, оперативность реагирования на ошибки и время, затраченное на устранение проблемы.

Иногда разработчики ленятся писать логи, не хотят тратить на это время. В дальнейшем оказывается, что время, затраченное на поиск и исправление ошибок, в разы больше времени, которое потребовалось бы на создание системы логов.

Естественно, многое зависит от сложности проекта. Если вы создаете простейший трехстраничный сайт-визитку или консольное приложение для собственных нужд у себя на локальном компьютере, то написание сложной системы логирования может быть дольше, чем создание самого проекта. В таком случае в логи можно записывать только сообщения об ошибках или почему упал сайт. Но если вы работаете над сложным проектом в команде с другими разработчиками, то грамотное ведение логов просто обязательно.

Для того, чтобы начать логирование, мы подключим в наш проект платформу NLog. Это можно легко сделать посредством менеджера NuGet (прямо из Visual Studio).

log в программировании что это. Смотреть фото log в программировании что это. Смотреть картинку log в программировании что это. Картинка про log в программировании что это. Фото log в программировании что это

Обратите внимание на конфигурационный файл NLog.config. В этом файле находятся настройки логгера (куда будут выводиться логи, формат записи логов и т.д.). Давайте настроим файл следующим образом:

Далее уже в коде объявим новый логгер (здесь код проекта приводится в сокращенном виде, исходный код всего проекта можно скачать в конце статьи):

Чаще всего следует объявлять один статичный логгер в пределах всего класса. Здесь мы посредством класса-менеджера LogManager объявили новый логгер, с которым будем работать.

Начнем логирование с уровня Trace. В методе, где мы выбираем студента по его идентификатору, давайте максимально подробно опишем как это происходит:

Теперь давайте добавим несколько сообщений уровня Debug. Как мы помним, это тоже отладочная информация, но менее детальная. Данный подход мы используем в другом методе, для наглядности:

Идем далее. На уровне Info мы описываем регулярные операции в нашем приложении, то есть поднимаемся еще на уровень выше. Предположим, что мы работаем над ASP.NET MVC приложением, и у нас есть действие в контроллере, которое обращается к ранее описанному методу GetStudentById():

Теперь добавим в логи сообщения уровня Warn. Как мы помним, на этом уровне логирования мы описываем все потенциально опасные ситуации, странное и нелогичное поведение компонентов. Будем заносить в лог запись, если студенту меньше 15 лет:

Далее обработаем ошибку в нашем коде и запишем в лог сообщение уровня Error:

Теперь определим, что же нам записать на уровне Fatal. В нашем простейшем примере просто смоделируем подобную ситуацию:

Мы рассмотрели все шесть уровней логирования и описали процесс работы нашего приложения максимально подробно. Теперь мы можем сразу проанализировать работу сайта, просто изучив логи, и не заглядывать в исходный код.

log в программировании что это. Смотреть фото log в программировании что это. Смотреть картинку log в программировании что это. Картинка про log в программировании что это. Фото log в программировании что это

Подобным образом происходит логирование. В нашем простейшем примере, где мы моделируем работу со студентами, все предельно ясно и прозрачно даже без логов. Но в сложных проектах ведение логов является неотъемлемой частью разработки.

Конечно, это далеко не полные возможности настройки платформы NLog. В конфигурационном файле можно настроить запись логов в другие места, например, в базу данных, на консоль, в оперативную память, отправлять как емаил-сообщение, отправлять сообщения по сети и так далее. Также можно настроить фильтрацию сообщений, более сложный шаблон сообщений. Если вас не устраивает стандартный функционал логгера, то можно написать свое собственное расширение и подключить.

На этом здесь все, давайте подведем небольшой итог. Мы изучили тему логирования в приложении. Посмотрели как правильно логировать те или иные участки кода, а также познакомились с одной из самых популярных платформ логирования – это NLog Platform, также рассмотрели ее возможности и как можно настроить генерацию логов на этой платформе.

Источник

Как правильно писать логи (?)

Тема может и банальная, но когда программа начинает работать как то не так, и вообще вести себя очень странно, часто приходится читать логи. И много логов, особенно если нет возможности отлаживать программу и не получается воспроизвести ошибку. Наверно каждый выработал для себя какие то правила, что, как и когда логировать. Ниже я хочу рассмотреть несколько правил записи сообщений в лог, а также будет небольшое сравнение библиотек логирования для языков php, ruby и go. Сборщики логов и системы доставки не будут рассматриваться сознательно (их обсуждали уже много раз).

Есть такая linux утилита, а также по совместительству сетевой протокол под названием syslog. И есть целый набор RFC посвящённый syslog, один из них описывает уровни логирования https://en.wikipedia.org/wiki/Syslog#Severity_level (https://tools.ietf.org/html/rfc5424). Согласно rfc 5424 для syslog определено 8 уровней логирования, для которых также дается краткое описание. Данные уровни логирования были переняты многими популярными логерами для разных языков программирования. Например, http://www.php-fig.org/psr/psr-3/ определяет те же самые 8 уровней логирования, а стандартный Ruby logger использует немного сокращённый набор из 5 уровней. Несмотря на формальное указание в каких случаях должен быть использован тот или иной уровень логов, зачастую используется комбинация вроде debug/info/fatal — первый для логирования во время разработки и тестирования, второй и третий в расчёте на продакшен. Потом в какой то момент на продакшене начинает происходить что то не понятное и вдруг оказывается, что info логов не хватает — бежим включать debug. И если они не сильно нагружают систему, то зачастую так и остаются включенными в продакшен окружении. По факту остаётся два сценария, когда нужно иметь логи:

В языке Go в котором всё упрощено до предела, стандартный логер тоже прилично покромсали и оставили следующие варианты:

Я часто при написании программы с нуля повсеместно использую debug уровень для логирования с расчётом, что на продакшене будет выставлен уровень логирования info и тем самым сократится зашумлённость сообщениями. Но в таком подходе часто возникают ситуация, что логов вдруг становится не хватать. Трудно угадать, какая информация понадобиться, что бы отловить редкий баг. Возможно рационально всегда использовать по умолчанию уровень info, а в обработчиках ошибок уровень error и выше. Но если у вас сотни и больше сообщений лога в секунду, то тогда наверно есть смысл тонкой настройки между info/debug. В таких ситуациях уже имеет смысл использовать специализированные решения что бы не просаживать производительность.

Есть ещё тонкий момент, когда вы пишите что то вроде logger.debug(entity.values) — то при выставленном уровне логирования выше debug содержимое entity.values не попадёт в лог, но оно каждый раз будет вычисляться отъедая ресурсы. В Ruby логеру можно передать вместо строки сообщения блок кода: Logger.debug < entity.values >. В таком случае вычисления будут происходить только при выставленном соответствующем уровне лога. В языке Go для реализации ленивого вычисления в логер можно передать объект поддерживающий интерфейс Stringer.

После того, как разобрались с использованием уровней логов, нужно ещё уметь связывать разрозненные сообщения, особенно это актуально для многопоточных приложений или связанных между собой отдельных сервисов, когда в логах все сообщения оказываются вперемешку.

Типичный формат строки сообщения в логе можно условно разделить на следующие составные части:

Но с единым контекстом в рамках запроса возникает проблема с различными ORM, http клиентами или другими сервисами\библиотеками, которые живут своей жизнью. И ещё хорошо, если они предоставляют возможность переопределить свой стандартный логер хотя бы глобально, а вот выставить контекст для логера в рамках запроса зачастую не реально. Данная проблема в основном актуальна для многопоточной обработки, когда один процесс обслуживает множество запросов. Но например в фрэймворке Rails имеется очень тесная интеграция между всеми компонентами и запросы ActiveRecord могут писаться в лог вместе с глобальным контекстом для текущего сетевого запроса. А в языке Go некоторые библиотеки логирования позволяют динамически создавать новый объект логера с нужным контекстом, выглядит это примерно так:

После этого такой экземпляр логера можно передать как зависимость в другие объекты. Но отсутствие стандартизированного интерфейса логирования (например как psr-3 в php) провоцирует создателей библиотек хардкодить малосовместимые реализации логеров. Поэтому если вы пишите свою библиотеку на Go и в ней есть компонент логирования, не забудьте предусмотреть интерфейс для замены логера на пользовательский.

Источник

Что такое лог (log) программы.

log в программировании что это. Смотреть фото log в программировании что это. Смотреть картинку log в программировании что это. Картинка про log в программировании что это. Фото log в программировании что это

Решая различные компьютерные задачи, можно не раз столкнуться с таким понятием как лог (с англ. log). Лог какой-то программы. Давайте попробуем разобраться что это такое и для чего это нужно.

Log (с англ. журнал). У большинства программ, которые установлены на вашем компьютере, есть этот самый журнал.

Т.е. это такой же обычный файл, который мы с вами можем создать на компьютере. Таким же образом программа работая на компьютере, может создать этот файл и вносить туда программным образом какие-то текстовые пометки.

Зачем же программе вести какие-то записи, какой-то журнал?

Дело в том, что если мы с вами будем следить за человеком, который работает на компьютере, мы можем сказать, что этот человек делал в конкретный момент времени, какие программы он запускал, какие ошибки он совершал при работе на компьютере и.т.д.

Но, если мы говорим о компьютерной программе, здесь все не так ясно. Все действия, которые производит программа, они скрыты от взгляда обычного пользователя. Они обычно происходят с такой большой скоростью событий, что человеческий глаз просто не успеет за все этим уследить.

Для того, чтобы отслеживать состояние какой-то программы. Что делала программа в какой-то конкретный момент времени, какие при этом возникали ошибки, кто с этой программой взаимодействовал и др. вопросы. Все события, которые происходили с этой программой, эта программа может записывать в специальный журнал, так называемый лог-файл.

В каждой записи содержится информация о том, что происходило с программой и когда это происходило.

Давайте подведем итог, что такое лог и зачем он нужен. Это текстовый файл, в который программа записывает какие-то события, которые с ней происходят. Благодаря этим событиям мы можем получить какую-то дополнительную информацию, что происходило с этой программой в какой-то определенный момент времени, получить отладочную информацию, чтобы легче устранить какую-то ошибку.

Надеюсь, что стало понятнее что такое лог-файл и зачем он нужен и вы теперь будете использовать этот журнал в своей работе.

Источник

Логирование как инструмент повышения стабильности веб-приложения

log в программировании что это. Смотреть фото log в программировании что это. Смотреть картинку log в программировании что это. Картинка про log в программировании что это. Фото log в программировании что это

техлид в Dunice

Каждый проект так или иначе имеет жизненные циклы: планирование, разработка MVP, тестирование, доработка функциональности и поддержка. Скорость роста проектов может отличаться, но при этом желание не сбавлять обороты и двигаться только вперёд у всех одинаковые. Перед нами встаёт вопрос: как при работе над крупным проектом минимизировать время на выявление, отладку и устранение ошибок и при этом не потерять в качество?

Существует много различных инструментов для повышения стабильности проекта:

В данной статье я хочу поговорить об одном из таких инструментов — логировании.

Логи — это файлы, содержащие системную информацию о работе сервера или любой другой программы, в которые вносятся определённые действия пользователя или программы.

Логи полезны для отладки различных частей приложения, а также для сбора и анализа информации о работе системы с целью выявления ошибок. Всё это необходимо для контроля работы приложения, так как даже после релиза могут встретиться ошибки, а пользователи не всегда сообщают о багах в техподдержку. Чем больше процессов у вас автоматизировано, тем быстрее будет идти разработка.

Допустим, есть клиентское приложение, балансировщик в лице Nginx, серверное приложение и база данных.

log в программировании что это. Смотреть фото log в программировании что это. Смотреть картинку log в программировании что это. Картинка про log в программировании что это. Фото log в программировании что это

В данном примере не важны язык/фреймворк бэкенда, фронтенда или тип базы данных, а вот про веб-сервер Nginx давайте поговорим. В данный момент Nginx популярнее остальных решений для высоконагруженных сайтов. Среди известных проектов, использующих Nginx: Рамблер, Яндекс, ВКонтакте, Facebook, Netflix, Instagram, Mail.ru и многие другие. Nginx записывает логи по умолчанию, без каких-либо дополнительных настроек.

Логи доступны 2 типов:

Клиент отправляет запрос на сервер, и в данной ситуации Nginx будет записывать все входящие запросы. Если возникнут ошибки при обработке запросов, сервером будет записана ошибка.

2020/04/10 13:20:49 [error] 4891#4891: *25197 connect() failed (111: Connection refused) while connecting to upstream, client: 5.139.64.242, server: app.dunice-testing.com, request: «GET /api/v1/users/levels HTTP/2.0», upstream: «http://127.0.0.1:5000/api/v1/users/levels», host: «app.dunice-testing.com»

Всё, что мы смогли бы узнать в случае возникновения ошибки, — это лишь факт наличия таковой, не более. Это полезная информация, но мы пойдём дальше. В данной ситуации помог Nginx и его настройки по умолчанию. Но что же нужно сделать, чтобы решить проблему раз и навсегда? Необходимо настроить логирование на сервере, так как он является общей точкой для всех клиентов и имеет доступ к базе данных.

Первым делом каждый запрос должен получать свой уникальный идентификатор, что поможет отличить его от других запросов. Для этого используем UUID/v4. На случай возникновения ошибки, каждый обработчик запроса на сервере должен иметь обёртку, которая отловит эти самые ошибки. В этой ситуации может помочь конструкция try/catch, реализация которой есть в большинстве языков.

В конце каждого запроса должен сохраняться лог об успешной обработке запроса или, если произошла ошибка, сервер должен обработать её и записать следующие данные: ID запроса, все заголовки, тело запроса, параметры запроса, отметку времени и информацию об ошибке (имя, сообщение, трассировка стека).

Собранная информация даст не только понимание, где произошла ошибка, но и возможную причину её возникновения. Обычно для решения ошибки информации из лога достаточно, но в некоторых случаях может быть полезен контекст запроса. Для этого необходимо при старте запроса не только генерировать ID запроса, но и сгенерировать контекст, в который мы будем записывать всю информацию по работе сервера, начиная от результата вызова функции и заканчивая результатом запроса к базе данных. Такая реализация даст не только входные данные, но и промежуточные результаты работы сервера, что позволит понять причину появления ошибки.

log в программировании что это. Смотреть фото log в программировании что это. Смотреть картинку log в программировании что это. Картинка про log в программировании что это. Фото log в программировании что это

При микросервисном подходе система не ограничивается одним сервером, и при запросе от клиента происходит взаимодействие нескольких серверов внутри системы. Наша реализация логирования на сервере позволит выявить дефект в работе конкретного ресурса, но не позволит понять, почему запрос вернулся с ошибкой. В данной ситуации поможет трассировка запросов.

Трассировка — процесс пошагового выполнения программы. В режиме трассировки программист видит последовательность выполнения команд и значения переменных на каждом шаге выполнения программы.

В нашем случае требуется передавать метаинформацию о запросе при взаимодействии серверов и записывать логи в единое хранилище (такими могут быть ClickHouse, Apache Cassandra или MongoDB). Такой подход позволит привязать различные контексты серверов к уникальному идентификатору запроса, а отметки времени — понять последовательность и последнюю выполненную операцию. После этого команда разработки сможет приступить к устранению.

log в программировании что это. Смотреть фото log в программировании что это. Смотреть картинку log в программировании что это. Картинка про log в программировании что это. Фото log в программировании что это

В некоторых случаях, которые встречаются крайне редко, к ошибке приводят неочевидные факторы: компилятор, ядро операционной системы, конфигурации сервера, юзабилити, сеть. В таких случаях при возникновении ошибки потребуется дополнительно сохранять переменные окружения, слепок оперативной памяти и дамп базы. Такие случаи настолько редки, что не стоит беспочвенно акцентировать на них внимание.

С сервером разобрались, что же делать, если у нас сбои даёт клиент и запросы просто не приходят? В такой ситуации нам помогут логи на стороне клиента. Все обработчики должны отправлять информацию на сервер с пометкой, что ошибка с клиента, а также общие сведения: версия и тип браузера, тип устройства и версия операционной системы. Данная информация позволит понять, какой участок кода дал сбой и в каком окружении пользователь взаимодействовал с информацией.

log в программировании что это. Смотреть фото log в программировании что это. Смотреть картинку log в программировании что это. Картинка про log в программировании что это. Фото log в программировании что это

Также есть возможность отправлять уведомления на почту разработчикам, если произошли ошибки, что позволит оперативно узнавать о сбоях в системе. Такие подходы активно используются в системах мониторинга и аналитики логов.

Способы, которые мы рассмотрели в статье, помогут следить за качеством продукта и минимизируют затраты на исправление недочётов в системе.

Источник

Лог: что это, зачем нужен и где его найти?

Зачем нужны лог файлы?

В некоторых ситуациях каждому пользователю ПК или сервера требуется проверить логи. Рассмотрим зачем именно нужны лог файлы.

1. Логи могут понадобится, если нужно узнать статистику по сайту. Например, логи сайтов отображают следующую информацию:

а) статистику посещаемости

б) точки входа и выхода с сайта

в) поисковые запросы, по которым приходят посетители, и наиболее популярные страницы сайта

г) поисковики, страны и браузеры посетителей

д) уровень конверсии и страницы сайта, которые никто не посещает

е) сайты, которые ссылаются на этот ресурс.

2. В случае вирусов или Дддос атаки на сайт, логи помогут быстрее выяснить причину и соответственно помочь устранить ее.

3. Для восстановления доступов испольузются логи авторизации, которые собирают данные о попытках входа.

4. В случае ошибок в работе определенного ПО, устройства или ОС, когда необходимо определить источник проблемы.

Логи (server logs) помогают контролировать работу серверной машины и в случае возникновения ошибок быстро их находить и устранять. Логи используются практически везде, где ведется запись и прослеживание истории программного процесса. В первую очередь это необходимо в целях безопасности. Для того, чтобы найти и проанализировать логи, используют специально предназначенное для этого ПО. Некоторые логи могут обладать очень большим размером, поэтому время от времени их нужно очищать. Лог файл показывает события и его непосредственный источник. Причиной события может быть:

Какие есть виды логов?

На практике видов логов может быть несколько. Рассмотрим каждый из них.

Как найти логи?

Место, где находятся логи зависит от используемого ПО, заданных настроек и пути, который заведомо установил администратор сервера.

Если вам нужно найти лог файлы сервера или хостинга, вы можете обратится и получить подробную консультацию у вашего хостинг-провайдера, где размещается ваш сайт.

Названия файлов: журнал ошибок – error.log; журнал доступов – log; основной журнал – syslog; журнал загрузки системы – dmesg.

В ОС Windows свой способ структуризации логов, в котором выделяют уровни событий: подробности; сведения; предупреждение; ошибка; критический. Пользователь может сортировать и фильтровать записи, в зависимости от того, что именно ему нужно.

Что делать с логами?

Лог файлы могут понадобится во многих ситуациях при работе с сайтов, ПК или сервером. Но обратите внимания, что логи не хранятся вечно, поэтому если появилась необходимость проверить их, то следует это делать своевременно. Например, часто хостинг-провайдеры хранят логи до 14 дней, а далее они удаляются и записываются новые. Поэтому если ваш сайт взломали более нескольких недель назад, то установить причину по логам не получится, если логи уже удалены.

Даже беглый анализ логов может помочь выяснить причины чрезмерной нагрузки на сайт, поэтому если вам нужна помощь, чтобы разобраться с логами и исправить возникшие ошибки работы сервера, обращайтесь в техническую поддержку ГиперХост.

Включение и выключение записей логов на сервере происходит в панели управления. В большинстве случаев эта функция доступна в разделе панели Журнал или Логи. Более детально об этом вы можете уточнить непосредственно у вашего хостера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *