model программа для дистанционного обучения
LmsList.ru
Системы Дистанционного Обучения
Система электронного обучения Moodle: обзор возможностей и функционала
Moodle — веб-приложение, позволяющее создать кастомизированную систему управления обучением.
Для начинающих администраторов Moodle будет полезен подробный гайд по этой системе. В серии статей доступно описаны возможности платформы, инструкция по установке и работе на платформе.
Мартин Дугиамас — создатель Moodle
Первые прототипы системы были созданы в 1999 году Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas), на тот момент студентом Университета Кертин, Австралия. Первый сайт на базе Moodle был создан в 2001 году, а сейчас число сайтов на Moodle перевалило за 1 миллион по всему миру. За это время вокруг Moodle сформировалось большое и сильное сообщество, которое разрабатывает плагины (модули) и делится ими в сети. C помощью плагинов можно создать уникальную систему управления обучением, которая по функционалу будет не хуже современных СДО.
В этой статье мы подробно рассмотрим функционал системы, и оценим, какие задачи может решать платформа.
Платформа хорошо подходит как для задач образовательных учреждений, учебных центров, так и для корпоративного обучения. Но платформа требует обслуживания и настройки — от установки на хостинг, до настройки системы и обновления ее. Если в проекте планируете обучать до 500 сотрудников, выгоднее выйдет коммерческие платформы. Как альтернативу можно рассмотреть iSpring Learn.
Технические требования
Так как Moodle — бесплатная платформа с открытым кодом, вам придется устанавливать ее на сервер самостоятельно. Требования зависят от подключаемых модулей, контента на платформе и количества пользователей. Ниже в таблице указаны рекомендации от разработчиков:
Функционал Moodle
Как установить Moodle
Попробовать Moodle в работе можно разными способами в зависимости от доступных ресурсов и знаний. Первый вариант – можно развернуть локальную версию системы у себя на компьютере. Это потребует знаний по настройке веб-сервера. Второй вариант — использовать платформу https://moodlecloud.com: здесь можно создать свой Moodle сайт бесплатно.
Мы же рассмотрели демо-версию платформы на официальном сайте.
Как получить доступ к пробной версии
Для получения демо-доступа надо перейти на сайт moodle.org, нажать на вкладку Demo в меню сверху и выбрать одну из предлагаемых версий: Mount Orange School (красивая и более-менее функциональная версия), Moodle Sandbox (песочница; полезно для ознакомления, если будете ставить Moodle с нуля) и QA Testing Site (для тестирования плагинов разработчиками). Ниже мы рассмотрим версию Mount Orange School.
Система глазами пользователя
Чтобы зайти как пользователь, надо выбрать Mount Orange School и ввести данные входа для пользователя (логин: student, пароль: moodle). Это откроет главную страницу системы:
Что может делать пользователь в демо-версии:
У Moodle также есть мобильное приложение Moodle Mobile, позволяющее запускать систему на мобильных устройствах (iOS и Android).
Обзор Moodle Mobile на английском языке
Система глазами администратора
Рассмотрим основные функции Moodle с точки зрения администратора.
Управление пользователями
Чтобы добавить пользователя, нужно нажать на вкладку Site Administration, выбрать Users и во вкладке Accounts нажать на Add a new user для ручного добавления или Upload users для импорта из файла.
Пользователям можно присваивать роли. Это можно делать через меню пользователя, однако удобнее управлять через меню администратора. В Site Administration надо нажать на Users, выбрать Permissions, выбрать Assign system roles, выбрать роль, в списке Potential users найти пользователя и нажать Add. В Mount Orange сейчас 13 ролей, но вы можете удалить существующие или добавить свои.
Хотя данных функций в демо-версии нет, в Moodle можно добавить саморегистрацию и приглашение по email через плагин Authentication.
Управление контентом
В Moodle нет встроенного конструктора контента для электронного обучения. Для создания тестов и курсов разработчики советуют использовать Courselab, Easygenerator, iSpring Suite и QuizMaker.
Управление контентом происходит через вкладку Courses в Site Administration. Курсам можно назначать категории (Add a category) и загружать их в систему (Add a new course).
В демо-версии вы можете добавить видео, изображение, текстовый файл, тест, презентацию или SCORM пакет, однако есть предел по размеру загружаемого файла (256МБ).
В демо-версии Mount Orange курсы доступны всем пользователям, поэтому прямого назначения курсов нет. Для назначения курсов вручную есть плагин Enrolment.
Система отчетности
Отчеты выгружаются через вкладку Reports в Site Administration. Здесь есть следующие функции:
Так выглядит система отчетности в демо-версии. Для более конкретных отчетов по курсам и пользователям можно использовать плагин Zoola Analytics или My Feedback.
Какие плагины выбрать для начала
Сообщество Moodle советует следующие плагины для вашей первой системы:
Краткие выводы о возможностях Moodle
Правильнее будет сказать, что Moodle — не СДО, а инструмент для создания системы обучения. Благодаря плагинам и веб-разработке, каждая система на Moodle может выглядеть уникально и иметь функционал, заточенный под конкретные цели. Основной минус в том, что в Moodle нет встроенного редактора курсов, поэтому придется полагаться на внешние платформы, вроде H5P, или лучше создавать курсы в отдельном редакторе, вроде iSpring Suite. Если вы планируете использовать Moodle, то составьте следующий план:
Задачи, для которых подойдет Moodle
Рассмотрим, какие бизнес-задачи может решить Moodle.
Может использоваться для:
Обзор 7 платформ и сервисов для онлайн-обучения: возможности и решаемые бизнес-задач
Согласно исследованию от издания Finances Online, которое готовит обзоры программ для бизнеса, количество провайдеров платформ для обучения (LMS) на 2019 год перевалило за 1000. Перед компанией, решающей организовать онлайн-обучение впервые, появляется непростой вопрос: как выбрать правильную платформу?
Однако перед этим будет нелишним ознакомиться с функционалом систем. Мы подготовили обзор шести популярных провайдеров LMS в России, используя следующие критерии:
Мы выпустили отдельный материал про платформы для продажи курсов. В ней рассмотрели такие популярные сервисы как GetCourse, Антитренинги, Udemy, Learme и другие. Подробно рассмотрели возможности платформ для создания курсов и инструменты для их продажи (приём платежей, авторассылки, систему отчетности).
Платформа | Особенность |
1. Moodle | Бесплатная платформа с широкими возможностями кастомизации. Устанавливается только на свой сервер. Есть множество плагинов для расширения функционала. Требует навыков web-разработки для администрирования. |
2. iSpring Learn | Платформа, ориентированная для корпоративного сектора. Готова к работе сразу после регистрации. Поддержка всех видов учебных материалов, вебинары, подробная статистика и редактор курсов, позволяющий быстро создать курсы и тренажеры из офисных документов и видео. |
3. WebTutor | Модульная HRM-платформа, позволяющая не только выстроить обучение, но и все HR-процессы: оценку компетенции, автоматизировать подбор и первичную подготовку кадров. Сложная система с широкими возможностями. |
4. Teachbase | Облачная платформа для обучения. Есть встроенный редактор курсов — страница с курсом собирается на Tilda, как обычная посадочная страница. Есть возможность продавать курсы. |
5. GetCourse | Самая популярная платформа среди инфобизнесменов. Вебинары, интеграция с множеством платежных систем, защита от кражи курсов. |
6. iSpring Market | Платформа для создания своей онлайн-школы. Сервис предоставляет конструктор и маркетплейс для онлайн-курсов и не берёт комиссию с продаж. |
7. Memberlux | Плагин для WordPress, позволяющая создать учебный портал на основе обычного сайта. Единоразовая оплата, подойдет для начинающих инфобизнесменов. |
1. Moodle — бесплатная система дистанционного обучения
Moodle — бесплатная система электронного обучения с открытым кодом. За годы разработки вокруг Moodle сформировалось сильное сообщество, которое и создает новые модули (плагины) для платформы. Модуль — это ZIP-архив, который при установке на платформу добавляет новые функции или изменяет дизайн. Сегодня Moodle переведена более чем на 100 языков и поддерживает свыше 1500 плагинов.
Moodle подходит как для организации обучения в ВУЗах и учебных центрах, так для корпоративного обучения. Moodle относительна сложна в настройке, чем коммерческие платформы. Но ее администрирование может выйти дороже, за счет привлчения сторонних специалистов и содержания собственного сервера. В качестве аналога вы можете попробовать iSpring Learn. Узнайте чем iSpring отличается от Moodle→
Особенности Moodle
Поддержка контента
Moodle поддерживает самые популярные стандарты в электронном обучении: IMS, AICC и SCORM. Поддержка xAPI (Tin-Can) включается через плагин Logstore API.
Кроме того, в Moodle можно загружать презентации, изображения, видео, аудио и текстовые файлы.
Создание контента
В Moodle можно создавать текстовые лекции и опросы. Если подключить плагин Interactive Content H5P, вы сможете добавлять учебный контент с H5P: веб-сервиса для создания интерактивных обучающих материалов.
Для создания более качественных уроков можно использовать отдельные программы, например, iSpring Suite.
Управление пользователями
По умолчанию пользователям можно назначать роли и объединять их в группы. Все другие функции, вроде массового назначения курсов и настройки условий регистрации, добавляются с помощью плагинов.
В качестве примера приведем наиболее популярные:
Система отчетности
В Moodle вы можете настроить систему отчетов под себя — выбрать лишь те данные, которые нужны для анализа успеваемости учеников. Например, можно посмотреть, сколько времени они тратят на изучение курса, как часто заходят на платформу, какие ошибки в тестах допускают.
Набор отчетов в вашей системе, зависят от плагина, который вы установите. Всего их 38. Например, можно настроить статистику по успеваемости пользователей и их активности, популярности курсов, работе платформы (сбор ошибок, количество заходов и т.д.).
Так выглядит отчет по успеваемости, созданный с помощью My Feedback:
Как протестировать платформу
Попробовать бесплатную веб-версию Moodle можно на официальном сайте. По умолчанию сайт предложит один из двух вариантов — Mount Orange School или Moodle Sandbox.
Mount Orange School — вы работаете с готовой учебную платформой со всеми настройками. Здесь даже есть загруженные курса и боты, то есть виртуальные ученики, на которых курсы можно протестировать.
Moodle Sandbox — платформа, которую нужно настраивать с нуля. Этот вариант для тех, кому настроенная площадка не подходит, например, они хотят разобраться в установке плагинов.
Настройка плагинов
Moodle можно установить на свой сервер или попробовать облачную версию Moodle Cloud. Изначальный функционал довольно беден, поэтому его лучше дополнить плагинами. Их можно скачать бесплатно с сайта Moodle:
Чтобы установить плагин, зайдите на ваш сайт с установленной Moodle, затем зайдите в Администрирование, выберите Плагины и Установку плагинов.
2. iSpring — платформа для корпоративного онлайн-обучения
iSpring предлагает комплексное решение для корпоративного онлайн-обучения. В него входит учебный портал iSpring Learn и конструктор курсов iSpring Suite. Решение ориентировано на быстрый запуск онлайн-обучения.
Особенности iSpring
Как попробовать платформу
Запросить пробный доступ можно на официальном сайте, заполнив форму. На почту придет письмо с двумя ссылками: переход к учебному порталу и установщик программ iSpring Suite.
Поддержка контента
iSpring Learn поддерживает электронные курсы в формате SCORM. Курсы, созданные в iSpring Suite и опубликованные в iSpring Learn позволяют собирать детальную статистику по обучению, как при стандарте xApi (Tin Can).
На платформу также можно загружать презентации, изображения, видео и аудиофайлы. Если вы хотите просматривать текстовые файлы на платформе, то перед загрузкой конвертируйте их с помощью iSpring Flip (входит в Suite). Объем загружаемых файлов, как и самого хранилища, не ограничен.
Создание контента
За создание учебного контента отвечает конструктор курсов iSpring Suite. Это надстройка для PowerPoint, которая позволяет создавать электронные курсы из презентаций. В Suite входит шесть модулей, позволяющие создавать интерактивные курсы, тесты, диалоговые тренажеры, видеокурсы и книги.
Управление пользователями
Новых пользователей можно зарегистрировать вручную, автоматически списком из CSV-файла, пригласить по email. Также есть функция саморегистрации — сотрудник заходит на портал, регистрируется и проходит нужный курс.
Пользователей можно объединять в группы и организации, записывать их на курсы и учебные программы и рассылать им сообщения. Если вы проводите очные тренинги, то можете создать мероприятие в календаре, а после тренинга внести результаты в систему.
Система отчетности
В iSpring Learn можно выгружать 8 видов отчетов. Для удобства отчеты разбиты по группам:
Обзор возможностей iSpring Learn:
С iSpring Learn вы можете запустить полный цикл обучения:
3. WebTutor — система онлайн-обучения с модулями для управления и оценки персонала
WebTutor — разработка компании WebSoft, с помощью которой можно создать корпоративную платформу для обучения и аттестации персонала, а также автоматизации HR-процессов. Функционал платформы зависит от приобретенных модулей.
Особенности WebTutor
Как попробовать платформу
Попробовать WebTutor можно двумя способами:
Поддержка контента
Модуль СДО WebTutor поддерживает стандарты SCORM, AICC и xAPI.
Кроме этого, на платформу можно загружать изображения, видео, аудио и текстовые файлы. Загруженные файлы будут доступны для просмотра пользователями, и их можно использовать в качестве вложений к курсам, однако собирать сами курсы из них нельзя. Учебные материалы создаются с помощью отдельной программы CourseLab.
Создание контента
С помощью программы WebSoft CourseLab можно создавать интерактивные курсы, тесты и диалоговые тренажеры. Если каких-то функций нет — их можно добавить, прописав Java-скрипты прямо в программе.
Управление пользователями
В WebTutor пользователей в систему можно добавить путем импорта из файла (csv, xls, txt).
Новых пользователей можно распределять по группам, записывать их на курсы и проверять их успеваемость. Также WebTutor позволяет создавать уникальные роли для пользователей и настраивать для них права. Роли определяют доступ к контенту в системе, управлению другими пользователями и настройке модулей.
Система отчетности
WebTutor позволяет собирать статистику по любым данным системы и выгружать ее в виде графика или таблицы. Например, можно создать отчет с информацией по пользователю и тому, какие курсы он купил. Таким образом можно формировать узко специализированные отчеты.
Дополнительно в каждом модуле есть отчеты, позволяющие просмотреть детальную статистику. Например, в модуле СДО можно узнать отчет по курсам, разделам, сотрудникам, задачам, целям курса, комментариям, динамике обучения.
4. Teachbase — платформа для создания и продажи онлайн-курсов
Teachbase — веб-сервис для дистанционного обучения. На платформе можно организовать как дистанционное обучение сотрудников, так и продажу курсов.
Особенности Teachbase
Как попробовать платформу
Запросить пробный доступ можно на официальном сайте, нажав на кнопку «Попробовать бесплатно» и заполнив форму. Вам придет ссылка на демо-версию платформы на 14 дней.
Поддержка контента
В хранилище Teachbase можно загружать текстовые документы, презентации, изображения и видео. Загруженные материалы затем используются для создания курсов в редакторе контента.
Создание контента
В Teachbase есть встроенный редактор контента, позволяющий создавать тесты и курсы. Курсы на платформе представляют собой последовательность текстов, презентаций, изображений и видео.
Управление пользователями
Пользователей можно приглашать по email или импортом из CSV-файла.
Пользователей можно объединять в группы и записывать на курсы. На платформе также доступны следующие роли:
Система отчетности
В Teachbase можно просматривать статистику по пользователям, учебным материалам, вебинарам и активности. Отчеты можно выгрузить в формате CSV.
5. GetCourse — сервис для онлайн-обучения и проведения вебинаров
GetCourse — сервис для инфобизнеса, совмещающий в себе площадку для тренингов, вебинарную комнату и CRM. С помощью платформы можно организовать продажу контента для обучения.
Особенности GetCourse
Как попробовать платформу
Получить 14-дневный демо-доступ GetCourse можно на главном сайте, нажав на ссылку «Начать использовать Геткурс» и заполнив форму.
Поддержка контента
В тренинги можно добавлять изображения и видео без конвертации, а также загружать любые файлы для скачивания другими пользователями. Размер хранилища зависит от плана подписки.
Создание контента
В GetCourse можно создавать тренинги — задания, которые могут состоять из текстовых вставок, изображений, видео и тестов (вопросы с единственным выбором).
Управление пользователями
Для пользователей можно создавать анкеты, управлять их правами, просматривать статистику по их действиям.
GetCourse позволяет настраивать индивидуальные права для каждого пользователя. Например, права настройки CMS, работы со статистикой или управления рассылками.
Система отчетности
В GetCourse можно получать статистику по задачам, пользователям, продажам, бизнес-процессам, трафику на сайте и ROI. Всего три вида отчета: таблица, график и накопительная.
6. iSpring Market — платформа для продажи онлайн-курсов
iSpring Market подойдёт для всех, кто хочет заработать на своих знаниях и умениях. Здесь вы сможете создавать онлайн-курсы, выставлять их на продажу в маркетплейсе и принимать оплату от клиентов.
Сервис работает через интернет, не требует специальных знаний, его не нужно устанавливать на компьютер. Интерфейс интуитивно понятный, разобраться в нём может практически каждый. Есть бесплатный пробный период 14 дней.
Особенности iSpring Market
Бесплатный тестовый период
Платформу можно протестировать бесплатно в течение 14 дней. Функционал не ограничен. Чтобы попробовать, нужно оставить свои контакты на странице iSpring Market. Сразу после этого вы сможете создавать курсы, размещать и продавать их на маркетплейсе.
Поддержка контента
iSpring Market поддерживает учебный контент в разных форматах. Загружайте видеоуроки, проводите вебинары, ведите подкасты, составляйте тесты, пишите текстовые уроки. Каждый материал вы можете продавать отдельно или собрать из них одну учебную программу.
В iSpring Market вы можете загружать контент в разных форматах.
Ещё платформа поддерживает SCORM-курсы — это международный стандарт электронного обучения.
Создание контента
Помимо доступа к iSpring Market вы получите доступ к конструктору курсов iSpring Suite. Программа работает в Powerpoint. С её помощью можно превратить простую презентацию в интерактивный курс. Например создать диалоговые тренажёры, тесты и другие виды контента и сразу добавить их в презентацию.
После нужно всего лишь загрузить готовый курс на iSpring Market. Пользователи смогут проходить уроки с телефона, планшета и компьютера. Курс сам подстроится под размер экрана.
Управление пользователями
Пользователи условно делятся на четыре группы: владелец аккаунта, администраторы, авторы и ученики.
Администратор способен удалять и добавлять пользователей, смотреть аналитику, выгружать отчеты, проверять задания, настраивать интернет-продвижение обучения, собирать курсы и тесты.
Автор может только создавать новый контент и редактировать старые материалы. Доступу к аналитике у него нет.
Учеников можно добавлять через раздел «Пользователи». Нужно просто ввести электронные адреса и либо придумать пароли, либо поручить это системе.
Система отчётности
Платформа позволяет получить статистику по трём направлениям:
Продажи. Вы сможете увидеть детальный отчёт: сколько всего денег принесли курсы, какие принесли больше прибыли, а какие покупают неохотно.
Это поможет сконцентрироваться на темах, которые интересны людям, и которые приносят доход. А ещё отчёты помогут понять, какие курсы стоит продвигать дополнительно, а какие стоит доработать, чтобы продавать их эффективнее.
В iSpring Market вы также можете посмотреть общую выручку за месяц, квартал или год, чтобы проследить сезонность и, например, спрогнозировать спад спроса.
Учебные материалы. Этот отчёт поможет вам узнать, сколько времени уходит у студентов на ваш курс, и какие материалы вызывают затруднения. Можно сказать, что это такой «рейтинг курсов» — он наглядно покажет, какой из ваших курсов самый популярный.
Отчёты по учебным материалам поможет понять, почему слушатели бросают курсы и просят вернуть деньги. А ещё с помощью этих данных вы можете улучшить контент, удержать клиентов и заработать больше.
Задания. Это сводный отчёт по всем тестам, тренажёрам и другим заданиям. Такой отчёт даст понять, какие задания интересны студентам, а какие — слишком сложные. А ещё будете следить за успеваемостью учеников.
7. Memberlux — плагин WordPress для продажи курсов
Memberlux — плагин для WordPress, который поможет вам продать учебный контент через сайт: лекции, видеокурсы, подкасты. Клиент видит ваши курсы на сайте, выбирает понравившийся, оплачивает и получает к нему доступ. Ваш контент всегда защищен, и вы сами выбираете, кто может его просматривать, а кто — нет.
Особенности Memberlux
Как попробовать сервис
Для получения демо-доступа к Memberlux надо зайти на официальный сайт Memberlux, нажать на кнопку «Попробовать бесплатно» и заполнить форму. Доступ к пробной версии предоставляется сразу же, и для этого не нужно иметь сайт на WordPress, однако функционал ограничен (нельзя просматривать статистику, ограниченное хранилище).
Поддержка контента
Вы создаете контент через WordPress, это может быть текстовая лекция, подкаст, трансляция или видеоурок, и публикуете у себя на сайте. С помощью Memberlux вы ограничиваете просмотр контента, тем самым защищая его, и предоставляете доступ только тем клиентам, кто покупает данный курс.
Создание контента
Встроенный редактор немного расширяет стандартные возможности конструктора WordPress, добавляя стикеры и кнопки. В остальном возможности те же: можно вставлять видео с YouTube или Vimeo, загружать аудиофайлы и изображения, рисовать таблицы. Прочие файлы, вроде презентаций, можно прикладывать вложением.
Управление пользователями
Вы приглашаете пользователей ознакомиться с вашим сайтом. Контент на сайте доступен по паролю. Чтобы пройти электронный курс или видеоурок, клиент должен ввести код. Без этого он не сможет начать обучение. Пароль клиенту отправляете вы вручную после оплаты обучения.
Выполненные задания можно проверить в разделе «Домашнее задание».
Система отчетности
В Memberlux можно просматривать выполненные задания и статистику заходов на сайт.
Краткое резюме
Мы подготовили для вас таблицу сравнения платформ по функционалу. Это поможет вам лучше ориентироваться, если вы ищете какую-то конкретную функцию, например, вебинары.
Критерий | Moodle | iSpring | Teachbase | WebTutor | GetCourse | MemberLux |
Создание контента | + | + | + | + | + | — |
Продажа курсов | + | — | + | — | + | + |
Мобильное обучение | + | + | + | + | + | + |
Вебинары | + | + | + | + | + | — |
Поддержка SCORM | + | + | + | + | — | — |
Геймификация | + | + | — | + | + | — |
Брендирование | + | + | + | + | + | + |
Облачная версия | + | + | + | — | + | — |
Коробочная версия | + | + | — | + | — | + |
Подведем краткий итог. Системы обучения отличаются не только функционалом, но и тем, какие проблемы они могут решить. Поэтому универсального решения на рынке LMS нет. Каждый сервис отвечает конкретным целям: корпоративное обучение, продажа курсов, дистанционное обучение в ВУЗах. Чтобы понять, подойдет вам система или нет, надо попробовать решения каждого провайдера.
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.