Nextcloud что это за программа
NextCloud: Создаем свое облачное хранилище
NextCloud – больше чем облачное хранилище
NextCloud – веб-платформа, позволяющая создать свое собственное облачное хранилище.
Набор функций NextCloud часто сравнивают с функциональностью таких облачных файловых хостингов как Dropbox, OneDrive и т.д. Но на самом деле, NextCloud предлагает гораздо большую функциональность. В своем хранилище NextCloud вы можете создать не только файловый хостинг, но и закрытое сообщество в котором можно совершать аудио/видео звонки (NextCloud Talk), переписываться, создавать рабочие задачи и совместно работать (по типу Trello).
Расширение функциональности легко достигается с помощью добавления приложений из магазина приложений apps.nextcloud.com.
Для управления облачным хранилищем доступны настольные (для Windows, macOS и Linux) и мобильные приложения (для Android и iOS):
Содержание
Установка NextCloud с помощью snap-пакета
NextCloud доступен в магазине snap-пакетов snapcraft, поэтому процесс установки будет максимально простым.
В качестве серверной системы мы использовали Ubuntu 20.04.
Обновим систему и включим поддержку snap-пакетов:
Установка пакета snap NextCloud:
Проверяем установку пакета:
Посмотреть сетевые интерфейсы пакета:
Посмотреть список служб пакета:
Настройка учетной записи NextCloud
Создание учетной записи Администратора:
Вместо «имя» вводим имя администратора учетной записи и вместо слова «пароль» вводим непосредственно придуманный пароль для учетной записи.
По умолчанию NextCloud работает только с внутренним доменом localhost, проверить можно командой:
Поэтому мы зададим доменное имя или IP-адрес сервера:
Вместо example.com указываем свой домен или IP-адрес. Для добавления еще одного домена нужно изменить индекс на 1. Пример:
Проверяем доверенные домены:
В настройках DNS (А-запись) учетной записи регистратора доменного имени не забудьте добавить IP-адрес сервера.
Шифрование домена NextCloud с помощью сертификата SSL от Let’s Encrypt
Для нашего домена добавим бесплатный SSL сертификат от Let’s Encrypt.
Если вы пользуетесь ufw в качестве настройки системного фаервола, то сначала откройте порты 80 и 443:
sudo nextcloud.enable-https lets-encrypt
В ходе установки сертификата нужно будет указать свою электронную почту и указать доменное имя.
После установки сертификата откройте доменное имя или IP-адрес в браузере.
Интерфейс NextCloud по умолчанию.
Дополнительные настройки NextCloud
Если вам потребуется доступ к консоли mysql, то сначала нужно узнать название базы. Сделать это можно следующей командой:
Отобразить список баз:
Скорее всего название базы будет nextcloud, значит подключиться к консоле нашей базы можно будет следующей командой:
Список команд и приложений доступен по ссылке: nextcloud-snap.
В NextCloud доступно огромное количество приложений для расширения функциональности.
Отдельно хочу выделить следующие приложения (кстати, устанавливаются они легко через веб-интерфейс):
NextCloud – это однозначно интересное решение, которое подойдет не только для создания личного облачного хранилища, но и в качестве создания облачного хранилища для сообществ, ведения обсуждений и совершения звонков внутри сообщества.
Nextcloud. Настраиваем персональное облако и смотрим, стоит ли возня свеч
Содержание статьи
Вообще говоря, первым делом я рассматривал более безобидные варианты вроде Dropbox или Google Drive. Поставить одну из них на сервер, и пусть синхронизирует папки с компьютером, а при желании можно и на телефоне открыть. Но бесплатно в этих сервисах доступно не так много места, а платить за хранение одних и тех же файлов дважды совершенно не хочется — один раз хостеру VPS, где лежат данные, второй раз — за Dropbox. Да и что‑то свое иметь всегда приятнее, верно?
Поиски показали, что найти решение одновременно простое и не совсем кустарное не так‑то легко. Зато в любом треде на эту тему обязательно появляются люди, которые поставили себе ownCloud или Nextcloud и рапортуют о ровном и приятном полете на протяжении долгих лет. И хоть я и не поклонник мегакомбайнов, звучало это достаточно заманчиво, чтобы дать им шанс.
Обе программы — это платформы, которые сами по себе заменяют Dropbox и дают возможность управлять файлами и шейрить их, но после установки плагинов начинают напоминать миниатюрную операционку. Здесь тебе и почтовые программы, метящие на роль Gmail, и коллаборативные редакторы на манер Google Docs, и календари с планировщиками, и заметки, и майндмапы и прочие майндфаки.
ownCloud после установки
При этом ownCloud — штука далеко не новая, в «Хакере» о нем писали еще в 2014 году. Nextcloud посвежее и развивается активнее: первый релиз состоялся в 2016 году, а текущая версия на момент написания этой статьи — двадцатая.
Пристально изучив оба, я обнаружил, что Nextcloud вполне можно назвать младшим братом ownCloud, причем родным, а не двоюродным. Сходства видны на каждом шагу, включая даже некоторые элементы интерфейса и названия файлов. Такое ощущение, будто создатели Nextcloud не долго думая просто стянули весь код предшественника и принялись модернизировать его.
Обе компании находятся в Германии, так что история могла быть более запутанной и повествовать о расколе среди сотрудников ownCloud. Но нам об этом ничего не известно, так что просто возьмем Nextcloud, как более модный, и приступим к установке.
Установка
Детально раскатывание Nextcloud на своем сервере описано в документации, так что повторять ее мы не будем и только пробежимся по основным пунктам — чтобы ты представлял себе масштабы работ и не пропустил важные шаги, если решишь повторить мой путь.
Вот что потребуется сделать в общих чертах.
Когда все будет готово, не спеши перезапускать сервер! Как только ты это сделаешь, Nextcloud начнет на весь мир показывать установщик, которым, по идее, может воспользоваться кто угодно и станет админом твоего облака вместо тебя 🙂 Чтобы избежать этого, можешь либо завершить процесс установки через командную строку, либо настроить веб‑сервер таким образом, чтобы он не пускал кого попало. Тебя выручит авторизация (директива auth_basic ) либо белый список, в который будет входить только твой IP (директивы allow IP> и deny all ).
В любом случае для работы с Nextcloud тебе понадобится задать логин и пароль для админской учетки, а также указать базу данных и креды ее пользователя, которого ты создавал. В общем, если ты когда‑нибудь устанавливал WordPress или phpBB, то ты точно справишься.
Интерфейс и приложения
После долгих приключений в темном подземелье консоли мы выбираемся на поверхность, к цивилизации. На первый взгляд все очень модно.
Файловый менеджер с картиночками!
Точнее, подобие магазина, потому что денег здесь не берут, все только даром.
Шейринг
Еще можно назначить пароль и указать время, по истечении которого ссылка работать перестанет.
Ограничение по времени
Но внимание, конечно, сразу перетягивает на себя магазин приложений. Всего аппликух ни много ни мало — 281 штука. Здесь есть всякие просмотрщики (например, для снимков в RAW, книжек в ePub, треков в GPX), музыкальные плееры, галереи для просмотра и публикации картинок, несколько видов таск‑трекеров и заметок, менеджер паролей и тому подобные вещи.
Вот, к примеру, отличный редактор диаграмм на основе исходных кодов Draw.io, о котором я когда‑то писал в рубрике WWW. Он устанавливается буквально одной кнопкой, после этого можно создавать, открывать и редактировать файлы с диаграммами.
Не стоит, впрочем, ждать, что все приложения будут ставиться одной кнопкой и идеально работать, наделяя Nextcloud новой восхитительной возможностью. Приложухи здесь очень разные — как по качеству, так и по требованиям.
Например, бывает нужно что‑то дополнительно вручную устанавливать на сервер, а приложение Nextcloud служит только фронтендом. Так, нельзя просто взять и в один клик поставить коллаборативный редактор документов Collabora — нужен соответствующий сервер.
То же и с почтой. Программа с незатейливым названием Mail — это лишь клиентская часть, и если ты хочешь не только развернуть свой вебовый почтовик, но и не зависеть от сторонних сервисов POP3/SMTP/IMAP, то устанавливать, настраивать и поддерживать сервер придется самостоятельно. Разработчики рекомендуют использовать Mail-in-a-Box — как наиболее простой в установке.
Случается и так, что приложения требуют, например, определенной версии PHP или самого Nextcloud. В общем, забыть о том, что ты теперь сам себе админ, не выйдет.
Торренты и youtube-dl
Вряд ли сегодня кого‑то удивишь торрент‑клиентом с вебовым интерфейсом, но приятно, когда скачанными файлами легко управлять. Что касается youtube-dl — знаменитой программы для стягивания видео с YouTube и множества других сервисов (включая Twitter, TikTok и даже Pornhub), то у него и вовсе нет своего графического интерфейса. Так что иметь возможность открыть в браузере страничку, вбить туда URL и заполучить файл — идея неплохая, особенно если речь об использовании с мобильного устройства.
Продолжение доступно только участникам
Вариант 1. Присоединись к сообществу «Xakep.ru», чтобы читать все материалы на сайте
Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», позволит скачивать выпуски в PDF, отключит рекламу на сайте и увеличит личную накопительную скидку! Подробнее
NextCloud: установка облачного хранилища данных на VPS сервер
Nextcloud — приложение с открытым исходным кодом для создания облачного хранилища данных. Объединяет в себе функции известного сервиса Dropbox, планирования задач (CRM), видеоконференций (Skype), списка контактов и календарь ближайших событий с возможностью синхронизации данных с компьютера или смартфона на личный сервер.
После установки вы и ваши сотрудники или друзья смогут работать с вашим личным облаком на Nextcloud через программу на Linux, MacOS и Windows, либо через приложение на Android и iOS. Однако возможность работы с облаком через браузер также остается доступной.
Обратите внимание, что работа с облаком через приложение или программу выполняется напрямую с вашим сервером, как если бы программа или приложение были бы созданы вашими разработчиками специально для вашей компании.
Например, ваше облако на Windows будет выглядеть так:
При этом вы можете выбрать отдельную папку на своем компьютере, файлы из которой будут автоматически синхронизироваться с вашим облаком.
А так будет выглядеть ваше облако в приложении на Iphone
В каких случаях стоит использовать Nextcloud?
Что необходимо для запуска облачного хранилища данных?
VPS или Dedicated сервер с большим объемом дискового пространства. Арендовать такой сервер можно на хостинге SpaceWeb. Для наших клиентов доступна линейка недорогих VPS-тарифов с объемом жесткого диска 500-1000 ГБ, что идеально подходит для развертывания приложения NextCloud под большое корпоративное хранилище данных.
Желательно зарегистрировать доменное имя для вашего облака и привязать его в А-записях к IP-адресу вашего VPS-сервера.
Способы установки NextCloud на виртуальный сервер
Быстрая установка Nextcloud для новичков:
Установка на VPS с панелью управления ISPManager, Brainy или подобной.
Более сложная установка для пользователей с навыками в области защиты информационной безопасности и администрировании серверов:
Для данной статьи мы выбрали способ установки на VPS с панелью ISPManager, так как данный способ будет понятен для людей разного уровня знаний и по сложности сопоставим с установкой CMS WordPress.
Пошаговая установка NextCloud на VPS-сервер с ISPManager
1. Заказ VPS-сервера на HDD с ISPManager
Перейдите на сайт хостинга SpaceWeb и выберите тариф VPS, с подходящим объемом диска для хранилища. Также выберите дистрибутив, например, Ubuntu 20.04 и панель ISPManager Lite.
2. Регистрация домена для вашего облака
Вы можете зарегистрировать новое доменное имя для вашего облака в панели управления VPS или прикрепить существующее. Для корректной установки и работы Nextcloud убедитесь, что в A-записях домена указан IP-адрес вашего VPS-сервера.
3. Настройка ISPManager для установки NextCloud
После создания виртуального сервера данные для входа в панель ISPManager будут отправлены вам на E-mail. Перейдите по ссылке из письма и введите логин и пароль для авторизации.
3.1 Убедитесь, что в ISPManager в разделе “Настройки”-”Конфигурация ПО” установлен веб-сервер Apache, актуальные версии PHP и MySQL.
3.2 Перейдите в раздел “Сайты” и добавьте необходимый домен или поддомен для вашего облака.
3.3 Загляните в раздел “Базы данных” и создайте базу для вашего облака.
4. Загрузка на сервер актуального установочного файла NextCloud.
Перейдите в раздел “Файловый менеджер” ISPManager, откройте корневую папку вашего домена и загрузите файл, скачанный по ссылке.
5. Установка NextCloud на VPS-сервер
5.1 Откройте установочный файл в браузере по адресу: https://ваш_домен.ru/setup-nextcloud.php
5.2 Укажите название директории на сервере для установки вашего облака.
5.3 Придумайте логин и пароль администратора, проверьте путь сохранения данных и введите данные для подключения к базе, которую вы создали в ISPManager lite. Также советуем оставить галочку на установке рекомендуемых приложений.
Обзор облачного хранилища на NextCloud
ВАЖНО! Для вашего же удобства в работе с облаком рекомендуем скачать программу на ПК, либо на телефон. То же самое могут сделать ваши сотрудники или друзья.
Рабочее пространство NextCloud
После авторизации вас встречает рабочее пространство администратора, состоящее из различных виджетов. Вы можете настроить его по своему усмотрению, вывести только необходимые вам виджеты и поменять фон.
По умолчанию на рабочем пространстве вы увидите:
При желании, вы можете интегрировать в настройках дополнительные виджеты, такие как Google Analytics, Gitlab и Github, Jira или SuiteCRM, OpenProject и другие.
Помимо этого, вы можете установить множество дополнительных приложений в ваше облако, например, программы для работы с Office или PDF-документами.
Работа с файлами в NextCloud
Для загрузки и работы с файлами в облаке перейдите в раздел «Файлы».
Здесь вы и пользователи вашего облака можете загружать, создавать и работать с файлами различных расширений.
Доступна поисковая строка для поиска по файлам, возможность добавления файлов в избранное, добавление меток к файлам и просмотр недавно измененных или скрытых файлов, а также корзина удаленных. Посмотреть все фото и видеофайлы можно в соседнем разделе «Фотографии».
События (логи) в Nextcloud
В разделе события вы можете увидеть не только события из календаря (Например, день рождения сотрудника), но и логи действий всех пользователей, а именно загруженные или измененные файлы, изменения в задачах, контактах, календаре, а также комментарии.
Конференции в NextCloud
Да-да, в NextCloud можно проводить аудио и видеоконференции с пользователями облака. Этот отличный инструмент заменит компании популярные программы для общения с сотрудниками (skype, zoom, discord).
Почта в NextCloud
В разделе «Почта» вы можете подключить личную или рабочую почту, читать и обрабатывать письма. После настройки учетной записи письма с вашей почты будут также выведены в виджет на главной странице в рабочем пространстве.
Контакты в NextCloud
В данном разделе вы можете создать список своих контактов. По сути, он имитирует вашу телефонную книгу. Вы можете объединять контакты в группы (Например, бухгалтерия, разработчики, техподдержка) и прописывать информацию о каждом контакте до мелочей (социальные сети, день рождения и т.д).
Внимание! Не путайте данный раздел с пользователями облака.
Пользователи облака для обмена файлами и конференций создаются в другом разделе, это лишь ваша книга контактов.
Календарь событий NextCloud
Последний раздел верхнего левого меню — «Календарь».
Здесь вы можете добавить все ближайшие события в жизни вашей компании, например, корпоратив, день рождения сотрудника, закупка оборудования, встреча с партнером и т.д. Эта информация также выводится в виджет на главной странице в рабочее пространство.
Как добавить пользователя в облако NextCloud?
В правом верхнем углу также есть небольшое меню:
Кликнув по иконке учетной записи вы можете перейти в глобальные настройки вашего облака, подключить к нему другие приложения и добавить пользователей (например, друзей или сотрудников), каждый из которых будет иметь свою квоту (выделенную память) в облаке.
Создайте свое облако для хранения данных!
Мы рассмотрели основные разделы интерфейса “Nextcloud”. Первое ваше знакомстве с инструментами данного ПО предлагаем начать c VPS на HDD накопителях с тестовым периодом в течение 3 дней. Данные тарифы имеют большое дисковое пространство и идеально подходят для размещения облачного хранилища данных.
Надеемся эта инструкция была для вас полезной. Читайте похожие материалы ниже по другим возможностям VPS серверов.
Топ-6 сервисов для проверки кроссбраузерности сайта
NVMe SSD диски — обзор технологии
10 инструментов сжатия изображений
Отличные VPS на NVMe-дисках и бесплатный тестовый период 3 дня!
Отличные VPS на NVMe-дисках и бесплатный тестовый период 3 дня!
Стань партнером
Выгодное предложение SpaceWeb:
© 2001-2021 ООО «СпейсВэб» Все права защищены.
Лицензия на предоставление телематических услуг связи № 163230.
Стань партнером
Выгодное предложение SpaceWeb:
© 2001-2021 ООО «СпейсВэб» Все права защищены. Лицензия на предоставление телематических услуг связи № 163230.
Общество с ограниченной ответственностью «СпейсВэб». Генеральный директор: Шпагин А.Ю. Юридический адрес: 198095, город Санкт-Петербург, улица Маршала Говорова, дом 35, корпус 5, литер Ж, этаж 4, офис 371. Адрес офиса: 198095, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 35, корп. 5, лит. Ж, бизнес-центр «Терминал», офис 401.
NextCloud: знакомство и быстрый старт
Nextcloud — программа для организации собственного облачного хранилища. По базовой функциональности похож на Dropbox, но есть и отличия.
Во-первых, открытая архитектура Nextcloud позволяет добавлять на сервер дополнительные приложения, которые помогут легко организовать удаленную работу отдела или компании — сможете не только хранить данные, но и вести совместные проекты, ставить задачи, проводить видеовстречи и конференции. А также общаться с коллегами и «расшаривать» материалы, в том числе сотрудникам других отделов или компаний, у которых есть свой Nextcloud.
Во-вторых, пользователи могут не переживать за безопасность рабочих файлов, так как информация хранится на подконтрольном сервере. При этом доступ к облачному продукту возможен как с компьютера, так и с других устройств, например, планшета или смартфона.
Если хотите организовать персональное хранилище на базе Nextcloud, можете самостоятельно установить ПО на виртуальный или физический сервер или заказать у нас VDS c готовым рецептом NextCloud.
Содержание:
Подготовка
Рецепт разворачивается на чистый сервер и в него входит установка базовой функциональности NextCloud. Рецепт можно выбрать сразу при покупке сервера:
Рецепт доступен для заказа на серверах с виртуализацией KVM. Операционные системы — Centos, Ubuntu или Debian. Не забудьте в предустановленном ПО выбрать Nextcloud.
Если у вас уже есть сервер, подходящий этим параметрам и вы готовы его полностью очистить для установки Nextcloud, то рецепт можно установить в панели VMmanager.
Далее выберите версию ОС, нужный рецепт и нажмите кнопку «Переустановить». После этого система удалит все файлы, которые есть на сервере, и установит рецепт.
Как подключить SSL-сертификат
Вы можете пропустить эту часть статьи, если используете Nextcloud для ознакомительных целей и не собираетесь хранить здесь важную информацию (например, для самообучения, тестов, хранилища «ненужных» файлов).
Однако, если вы с помощью данного приложения хотите перевести свою компанию «на удалёнку», либо планируете работать с конфиденциальной информацией, то рекомендуем подключить SSL-сертификат, который обеспечит шифрование трафика для его безопасности.
Что для этого нужно: домен (подойдет любой, принадлежащий вам или наш технический домен), уже направленный (например, так) на IP вашего сервера с NextCloud, а также SSL-сертификат, уже выпущенный на этот домен.
Для подключения сертификата потребуется зайти на сервер по SSH. Если у вас нет опыта работы в терминале сервера, то лучше обратиться за установкой к своему специалисту или в техническую поддержку хостинга.
Для начала разместим сертификат и приватный ключ на сервере.
Откроем новый файл любым текстовым редактором, например:
nano /etc/ssl/certs/nextcloud.crtca
Затем аналогично создадим файл ключа, например:
nano /etc/ssl/certs/nextcloud.key
Туда скопируем содержимое приватного ключа (.key) и сохраним изменения.
Затем нужно подключить SSL в самом конфигурационном файле веб-сервера. Редактируем конфиг любым текстовым редактором, например так:
nano /etc/nginx/conf.d/default.conf
В итоге у вас должно получиться так:
По факту, нужно добавить всего несколько строчек, но для того, чтобы ничего не потерять, мы привели полный конфиг для сравнения. Красным выделены все изменения конфига, вместо vashdomen.ru нужно ввести имя вашего домена.
Если получаем результат:
То можем применить конфиг nginx командой:
systemctl reload nginx
После этого сертификат будет работать.
Если у вас Centos 8
Теперь Nextcloud работает по защищенному HTTPS-соединению.
Начало работы
После разворачивания рецепта вы можете пройти в интерфейс NextCloud, введя в адресную строку браузера ip-адрес сервера.
Увидите окно авторизации:
Изначально есть только один доступ — администратора. Учётной записью администратора будет имя пользователя root и пароль этого пользователя, указанный в Инструкции к серверу.
После авторизации появится приветственное окно с краткой информацией о продукте, важным в нём будет предпоследний слайд:
Он содержит ссылки на приложения для всех ПК и мобильных устройств — можно установить себе на компьютер или смартфон и получить быстрый доступ к хранилищу (подробнее об этом в разделе Диск). Также указаны полезные ссылки с инструкцией о том, как подключить дополнительные функции, о них расскажем дальше.
Внимание! Хоть приложение и имеет русский язык, некоторые элементы, а также все инструкции и справочная информация на английском языке.
Сейчас наше «облачное» приложение имеет базовую функциональность (не больше чем файловое хранилище). Но мы можем установить для него множество надстроек, т.е. дополнительных приложений. Что и сделаем. Идем в правый верхний угол и кликаем на иконку пользователя, далее выбираем пункт Приложения:
Откроется окно приложений:
Выбираем раздел «Пакеты приложений» и увидим большой список программ. На заголовок каждого можно нажать и узнать о нём подробнее. Мы остановимся на пакете «Основной набор приложений»: можно выбрать как отдельные элементы в нём, так и весь пакет в целом — он вполне может быть полезен, поэтому нажимаем «Включить все». Потребуется ввести пароль администратора, после чего запустится установка, а по её завершению иконки приложений появятся в верхней панели.
Как добавить учётные записи
Для коллективного использования Nextcloud требуется добавить учётные записи для каждого пользователя, которому хотим дать доступ к нашему облачному приложению. Сделать это можно, нажав в правом верхнем углу на иконку администратора и выбрав пункт «Пользователи»:
Для удобства можно создать дополнительные группы, чтобы регулировать уровень доступа. По умолчанию есть группа «Администраторы» с полным доступом к приложению, но вы можете создать, например, группу «Сотрудники» и добавлять туда пользовательские учетные записи с ограниченным доступом, например, тех, кому пользоваться приложениями можно, а менять настройки Nextcloud уже нельзя:
Придумываем логин, указываем отображаемое имя, пароль, почтовый ящик, присваиваем группу и устанавливаем лимит дискового пространства, доступного конкретному пользователю.
Как настроить дополнительные инструменты
После добавления всех пользователей можно перейти к настройке дополнительных функций.
Календарь
Календарь имеет широкие возможности и позволяет для различных групп пользователей отображать конкретные задачи и события. Можно обозначить график смен, сроки по задачам и т.д.
Зайти в календарь можно в верхней панели приложений:
Импорт готового календаря
Еще один способ синхронизации календаря (если у вас Linux с рабочим столом GNOME) описан в разделе Диск
Создание нового календаря
Если вы не планируете загружать готовый календарь, то можете создать новый следующим образом:
Контакты
Приложение «Контакты» мало чем отличается от приложения контактов в вашем мобильном телефоне, но иметь их под рукой в одном месте с календарем и другими инструментами Nextcloud может оказаться полезным. Далее рассмотрим основные функции, которые помогут вам завести адресную книгу в приложении, а именно: добавление, изменение и удаление контактов.
Как добавить контакты
При первом доступе к приложению «Контакты» по умолчанию нам показывают пустую адресную книгу.
Чтобы добавить контакты в адресную книгу, вы можете использовать один из следующих методов:
Наиболее быстрым и удобным способом будет первый — использовать VCF/Vcard.
Импорт контактов из VCF-файла
Для импорта контактов данным способом необходимо сделать следующее:
После этого все контакты из файла появятся в адресной книге.
Еще один способ синхронизации контактов (если у вас Linux с рабочим столом GNOME) описан в разделе Диск
Добавление контактов вручную
Если вы не можете или не хотите импортировать виртуальные контакты, приложение «Контакты» позволяет добавлять контакты вручную.
Чтобы создать новый контакт:
Как редактировать или удалить контактную информацию
Приложение «Контакты» позволяет редактировать или удалять контактную информацию. Чтобы изменить или удалить контактную информацию:
Нажав на кнопку «Параметры» (шестеренка) в нижней части левой боковой панели, вы получите доступ к настройкам приложения «Контакты». В этом поле отображаются все доступные адресные книги, определённые параметры для каждой адресной книги и можно создавать новые адресные книги, просто указав имя адресной книги. В настройках контактов вы также можете обмениваться, экспортировать и удалять адресные книги. Вы можете получить URL-адреса для CardDAV.
Установка приложения для работы с диском
В самом начале, мы уже упоминали, что после установки нам будут предложены ссылки для установки приложений на различные устройства. Установка этих приложений значительно облегчат вам работу с Nextcloud и избавят от лишних настроек. Дублируем ссылку на скачивание клиента Nextcloud здесь: https://nextcloud.com/install/#install-clients
Их скачивание и установка не должны составить у вас труда. Перейдем сразу к моменту первого запуска приложения, видим приветственное окно и нажимаем «Войти»:
Вводим адрес (IP или домен), обязательно укажите протокол http или https (c шифрованием, при наличии установленного SSL-сертификата), нажимаем «Далее». После этого автоматически откроется страница в браузере с окном авторизации в Nextcloud, авторизуемся там. Если все сделали верно, появится подобное сообщение:
Нажимаем «Разрешить доступ», затем возвращаемся в приложение и видим экран начальной настройки:
Здесь мы выбираем, выгружать ли уже размещенные на сервере в вашей учетной записи файлы на ваше устройство или нет. Также выбираем папку, куда эти файлы будут выгружены и в эту же папку мы сможем помещать файлы со своего устройства, чтобы папка автоматически синхронизировалась с сервером и передала новые файлы. После настройки нажимаем «Подключиться».
Видим главное окно приложения:
В нем есть две вкладки: Учетная запись и События.
В учетной записи мы подключены к серверу и видим все папки, которые были указаны для синхронизации с сервером. Во вкладке «События» мы будем видеть все уведомления от Nextcloud из любых его инструментов: общих, Календаря, Доски, Диска и других.
Теперь ваше устройство синхронизировано с сервером.
Аналогичный процесс подключения и на мобильных устройствах.
Если нет возможности установить приложение
Nextcloud полностью поддерживает протокол WebDAV: вы можете добавить хранилище Nextcloud как сетевой диск на вашем устройстве и таким образом работать с файлами в Nextcloud через WebDAV — как будто они лежат на вашем ПК. Далее будет описано как подключить Linux и Windows к вашему серверу Nextcloud через WebDAV.
Доступ к файлам с помощью Linux
Вы можете получить доступ к файлам в операционных системах Linux, используя наиболее удобные способы — файловый менеджер или функцию оболочки GNOME(если она у вас установлена).
Через файловый менеджер
В любом десктопном Linux файловый менеджер способен подключаться по WebDAV. Используйте davs:// протокол для подключения файлового менеджера к общей папке Nextcloud.
У каждого пользователя в Nextcloud есть своя папка, ссылку на неё можно увидеть в параметрах хранилища:
Если вы — администратор или просто пользователь, которому дали доступ, порядок действий, описанный ниже, не отличается.
Копируем ссылку и заменяем http на davs.
Получившуюся ссылку вставляем в адресную строку файлового менеджера:
Нажмите Enter, после чего появится окно авторизации, где нужно будет указать данные авторизации пользователя от Nextcloud.
После авторизации мы увидим папку пользователя на сервере:
Со своей папкой каждый пользователь сможет работать: загружать и выгружать файлы прямо с ПК на Linux.
Если у вас Linux с GNOME
Есть и второй способ, более простой и функциональный, если у вас или пользователей, которым вы даете доступ, на Linux установлена оболочка GNOME.
Рабочий стол GNOME имеет встроенную поддержку для календаря, контактов и задач Nextcloud, и файлов в том числе. Все они, если включить, синхронизируются с аналогичными в Linux приложениями: Календарем, Контактами и Файловым менеджером.
Подключить можно, выполнив следующие действия:
После этого все отмеченные ресурсы Nextcloud будут синхронизированы с системой Linux. Файлы, в частности, будут отображаться как отдельный WebDAV-ресурс в Файловом менеджере.
Доступ к файлам с помощью Windows
Если у вас используется HTTPS-соединение, необходимо предварительно добавить настройку в Windows. Настраивается это в реестре Windows:
запустите «regedit» и перейдите к
Создайте или измените значение DWORD «BasicAuthLevel» (Windows Vista, 7, 8) или «UseBasicAuth» (Windows XP и Windows Server 2003) и установите для его значения данных значение 1 для соединений SSL (в Windows 10 параметр «BasicAuthLevel» по умолчанию установлен в значении 1). Значение 0 означает, что базовая аутентификация отключена, значение 2 разрешает как SSL, так и не SSL-соединения. Затем закройте редактор реестра и перезагрузите компьютер.
Подключение хранилища с помощью командной строки
Подключение хранилища с помощью проводника Windows
Общий доступ к файлам
Несмотря на то, что у каждого пользователя своя личная папка, которую выше мы прикрепляли к своему устройству, достаточно часто требуется поделиться файлами или иметь общий доступ к файлам вместе с другими пользователями. Сделать это можно следующим образом:
Возле нужного файла нажимаем кнопку “Поделиться”:
После этого справа появится меню настройки общего доступа, можно выбрать разные варианты, самый удобный и простой — сделать ссылку для общего доступа:
Нажатие на отмеченную в скриншоте кнопку скопирует ссылку в буфер обмена вашего устройства и вы можете ее разослать всем, с кем хотите поделиться. Открыть файл по ссылке могут и не авторизованные пользователи, поэтому будьте внимательны с этим способом в случае конфиденциальных файлов.
Другой способ — дать доступ определенным пользователям или группе. Выбрать их в настройках не получится, необходимо начать вводить имя группы или пользователя и только потом появится возможность его выбрать.
Специальным значком отмечена группа, выбрав ее, вы поделитесь файлом со всеми пользователями, входящими в эту группу.
Задачи
Отметим, что в целом эту функцию может выполнять и вышеупомянутый Календарь, однако если требуется более подробное структурирование задач и отслеживание их выполнения, вы можете воспользоваться инструментом Deck.
На скриншоте отмечена кнопка +Создать рабочую доску, а также кнопки «Поделиться» и «Параметры» для уже готовых досок.
«Поделиться» — способ дать доступ к доске определенным пользователям или группе сразу:
В «Параметрах» можно переименовать доску, добавить ее в архив, удалить или изменить некоторые другие её свойства.
В созданной доске каждый имеющий доступ пользователь может добавлять, редактировать и удалять задачи:
Сначала создаются списки с категориями задач, в каждый список можно добавлять карточки с конкретными задачами (примерное оформление вы видите на скриншоте выше). К каждой задачи можно ставить метки статуса, прикреплять сотрудника, устанавливать срок, добавлять описание и вложенные файлы.
Заключение
Это далеко не полный список возможностей облачного приложения Nextcloud. Однако, разобравшись с вышеупомянутыми функциями, вам не составит труда попробовать и другие: совместное редактирование текстовых документов, интернет-звонки, медиа-проигрыватели, онлайн-карты и т.д.
Надеемся, что Nextcloud окажется для вас полезным и удобным инструментом.