показатель и параметр чем отличаются
Параметры и показатели в Google Analytics
Каждый отчет в Google Analytics строится из параметров и показателей.
Параметры (Dimensions) – это свойство объекта, которое можно измерить. Например, «Город», из которого был осуществлен сеанс, «Тип устройства» (ПК, мобильные устройства или планшеты), «Источник или канал» трафика, URL посадочной страницы и т.д.
Параметры в Google Analytics
Результатом измерения этих параметров являются показатели.
Показатели (Metrics) – это количественные значения, представленные в виде числа. Это могут быть:
Показатели в Google Analytics
В большинстве отчетов GA каждому значению параметра соответствует определенная строка, а каждому показателю – столбец.
Однако не все показатели и параметры сочетаются между собой. Каждый из них относится к определенному уровню данных: уровню пользователя, сеанса или обращения. Полный список параметров и показателей, а также их комбинаций доступен для разработчиков по ссылке.
Мы же рассмотрим основные (ключевые) показатели для работы с Google Analytics, которые будут встречаться практически во всех отчетах аналитики. Они наглядно продемонстрированы в отчете «Аудитория – Обзор».
Основные параметры и показатели в Google Analytics
Сеансы
Показатель «Сеансы» отражает последовательность взаимодействий (просмотр страниц, события, транзакции) пользователя с сайтом за определенный промежуток времени.
Сеансы в Google Analytics
Когда пользователь переходит на сайт, Google Analytics регистрирует начало сеанса. Если он не взаимодействует с сайтом в течении 30 минут, сеанс прерывается. Каждый сеанс привязан к файлу-cookie пользователя. Синонимы сеанса: посещение, визит, сессия.
Для наглядности разберем конкретную последовательность действий:
Пример 1. Все действия пользователя совершены в рамках одной сессии
Пример 2. Действия пользователя записались как два сеанса
В первом примере пользователь просматривал каталог сайта 10 минут, потом перешел в корзину товаров. Через 29 минут он переходит на страницу для оформления заказа, а через 5 минут на последний этап завершения заказа. Оформление заказа происходит в рамках одной сессии, поскольку еще не прошло 30 минут.
Важно понимать, что все время не суммируется (10 + 29 + 5 = 44 минуты), а при каждом взаимодействии оно сдвигается. То есть теперь 30 минут фиксируются не с момента, как он оказался в каталоге, а с момента как он перешел в корзину товаров.
Во втором примере пользователь все сделал также, за исключением шага 2 – 3. В этот раз ему потребовалась 31 минута на переход с корзины товаров на страницу оформления заказа. Это действие будет зафиксировано уже в рамках нового сеанса, потому что через 30 минут после просмотра корзины товаров сеанс закроется, а переход на следующую страницу приведет к новому сеансу.
При создании нового счетчика для сайта по умолчанию время ожидания сеанса составляет 30 минут. Но его можно изменить.
Настройка сеанса в Google Analytics
Например, когда вы смотрите фильм на сайте или обучающий онлайн-семинар длиной 3 часа, при такой настройке сеанса он закрывался бы каждые 30 минут и в Google Analytics мы увидели бы 6 сеансов (180 минут / 30 минут = 6). Хотя уникальный пользователь всего 1. В данном случае время ожидания сеанса можно увеличить. Диапазон изменений времени – от 1 минуты до 4 часов 59 минут.
Но ситуаций, при которых пользователи проводят довольно длительное время на сайте – немного. В большинстве своем 30 минут достаточно для корректного сбора информации о посетителях сайта, поэтому стандартную настройку в GA нет необходимости менять.
Однако существует еще несколько случаев окончания сеанса без учета 30 минут.
Сеанс закрывается в полночь. Если вы загрузили страницу в 23:50, а на следующую перешли в 00:02, то будет создано два сеанса. Один зафиксируется с 23:50 до 23:59, а второй с 00:00 следующего дня)
Сеанс закрывается при смене источника трафика. Если вы сменили источник трафика, к примеру, с поиска Яндекса на Google, но время действия текущего сеанса еще не истекло, то первый сеанс заканчивается, и начинается новый. Все дальнейшие действия на сайте будут относиться к источнику google.
Аналогично и с другими источниками, включая платную рекламу (Paid Search). Перешли из органического поиска Google – один сеанс. Сразу же произвели второй запрос в поиске Google и перешли по рекламному объявлению Google AdWords – первый сеанс закрывается и открывается второй.
Прямой трафик никогда не заменяет существующие сведения об источнике и не разрывает сеанс. Если вы переходите на сайт через поисковую выдачу, а потом в течение 30 минут возвращаетесь по прямому заходу, набрав url-сайта в адресной строке браузера, то такие действия будут отмечены как один активный сеанс.
Автоматическая пометка тегами glid. При использовании этой настройки в Google AdWords при каждом переходе по рекламному объявлению создается новое значение glid, каждый клик рассматривается в отдельности и всегда создается новый сеанс.
Реффералы. Новый сеанс создается всегда, когда пользователь переходит по ссылке на ваш сайт с другого сайта (так называемый «рефферальный трафик»).
В Google Analytics есть специальная настройка, при которой можно исключить создание таких источников. Об этом поговорим в следующей статье.
UTM-метки. При ручной пометке рекламных кампаний параметры кампании для каждого клика остаются неизменными, и нескольким кликам по ссылке с utm_меткой будет соответствовать один сеанс, если между ними прошло не более 30 минут.
В отчетах Google Analytics показатель сеансы будет иметь наибольшее по сравнению с другими показателями значение.
Пользователи
Показатель «Пользователи» – это совокупность сеансов, которые совершаются с одного и того же браузера и имеют один cookie-файл. Если же его нет, система будет считать первое посещение сайта новым пользователем.
Фактически, показатель пользователи – это уникальный cookie-файл за определенный период времени. В Google Analytics он не является абсолютным, и мы можем наблюдать такую картину:
Количество пользователей за каждый отдельно взятый период суммарно не равно количеству пользователей за весь период в целом
14 июля на сайт по поисковой системе Google зашло 204 пользователя, и они совершили 248 сеансов. 15 июля – 132 пользователя и 152 сеанса, 16 июля – 107 и 109. Google Analytics фиксирует активность по файлам cookie в конкретный промежуток времени.
Но во все эти три дня на сайт мог заходить один пользователь с уникальным cookie. И система 14, 15, 16 июля запишет нам его по одному разу. Но этого не произойдет, если мы построим сводный отчет сразу же по всем трем дням. Количество сеансов останется неизменным, тогда как показатель «Пользователи» не будет равен сумме трех дней, построенных в отдельности (204+132+107 = 443).
Поэтому данные в отчетах следует брать за целый период, а не суммировать из нескольких.
Просмотры страниц
Но регистрации просмотра страницы не будет в том случае, если пользователь оставил страницу открытой, перешел на другую вкладку своего браузера (на другой сайт), а через некоторое время вернулся. Если страница не перезагрузилась, счетчик GA не получит данные и данные не попадут в отчет.
Просмотры страниц в Google Analytics
Страниц / сеанс
Показатель «Страниц/сеанс» (глубина просмотра) – отношение числа просмотров страниц к количеству сеансов за отчетный период. Повторные просмотры одной страницы также учитываются.
Глубина просмотра в Google Analytics
В случае же с одностраничным сайтом (лэндинг, landing page) глубина просмотра может составлять 1.0 – 1.5. Такие сайты состоят всего из нескольких страниц:
Средняя длительность сеанса
Для понимания подсчета этой величины разберем наглядный пример одного сеанса на примере просмотра 4 страниц:
Пример подсчета длительности сеанса
Google Analytics не получил никаких данных о взаимодействиях на последнем шаге, а следовательно, мы не знаем, сколько времени пользователь провел на последней странице. Поэтому сеанс будет длиться с 15:00 до 15:10 и его продолжительность составит 10 минут = 600 секунд.
Длительность сеанса рассчитывается без учета пользователя после последнего взаимодействия. При обработке данных стоит не забывать про погрешность измерений, поскольку 10 минут – это величина, которая передалась бы кодом отслеживания Google Analytics в отчеты. На самом деле, пользователь мог открыть страницу и перейти на другую вкладку браузера, просматривая в этот момент не наш сайт.
Показатель «Средняя длительность сеанса» наряду с «Страниц/сеанс» (глубина просмотра) учитывает вовлеченность пользователя. Если время взаимодействия с сайтом возросло по сравнению с предыдущим периодом, значит пользователи стали больше времени проводить на ресурсе – им нравится новый дизайн, навигация, контент, функционал и прочее.
Показатель отказов
Продолжительность сеанса, как мы с вами уже знаем, будет равна 0 секунд, поскольку после первого обращения ничего больше не происходит, и система не может вычислить реальную продолжительность сеанса.
Есть существенное отличие при подсчете этого показателя в Google Analytics и Яндекс.Метрика. В метрике отказом считается посещение, в котором пользователь просмотрел всего одну страницу и посвятил ее просмотру менее 15 секунд. Во всех остальных случаях отказа не будет, даже если пользователь покинул страницу через 17 секунд после захода на сайт.
Из-за двойного условия показатель в Яндекс.Метрика ниже, чем в GA. Для того чтобы сделать его одинаковым в двух системах аналитики, необходимо добавить вручную в код счетчика Google Analytics дополнительные строки на сайте. О том, как это сделать, разберем в отдельной статье.
В связи с тем одностраничные сайты обладают близким к 100% показателю отказа и средней длительностью сеанса около 0 секунд, так как они содержат только одно взаимодействие. Однако все чаще и чаще для более точной оценки этого показателя создается дополнительная страница (thank-you, страница спасибо, благодарности), на которую пользователь попадет после взаимодействия с формой на сайте.
В результаты сеанс будет безотказным, а его длительность равна времени открытия сеанса и времени регистрации последнего взаимодействия, то есть попадания на «Страницу Спасибо».
Новые сеансы, %
Система фиксирует создание нового cookie-файла и факт его отправки в браузер, после чего записывает данный сеанс в отчет. Но если пользователь заходит на сайт из дома с домашнего компьютера, затем по пути на работу с мобильного устройства, а на работе с ноутбука, то такие посещения для Google Analytics будут являться уникальными, и аналитика зафиксирует трех новых пользователей, поскольку сеанс привяжется к каждому новому браузеру.
Описанную проблему можно решить через функцию User ID, которая связывает взаимодействия по нескольким устройствам и сеансам с уникальными посетителями.
Понравилась статья? Подписывайтесь на социальные сети:
Что такое параметры и показатели в Google Analytics?
Параметры строятся в ряды таблицы, а показатели в столбцы.
Например, допустим девушка 25 лет, из Москвы, зашла на сайт, через поисковик Гугл(органический поиск), введя запрос «что такое параметры в google analytics», а так же предположим, что она делала это в браузере Chrome, с обычного компьютера, на котором установлен Windows.
Характеристики пользователя у неё будут:
Пол – женский
Возраст – 20-30 лет
Город – Москва
Источник/Канал – Google/органический поиск
Поисковой запрос – «что такое параметры в google analytics»
Браузер – Google Chrome
Тип устройства – Настольный компьютер
Операционная система – Windows
Пол, возраст, Город, Источник/канал, Поисковой запрос, Браузер, Тип устройства и Операционная система – это и есть параметры в GA, потому что они все являются характеристиками пользователя.
Параметр(dimension) может иметь одну или несколько характеристик.
Для примера рассмотрим характеристики параметра источник/канал:
-Сессии
-Процент новых сессий
-Новые пользователи
-Показатель отказов
-Страницы за сессию
-Средняя продолжительность сессии
-Коэффициент конверсии цели
-Достижение цели
Сессии, % новых сессий, Новые пользователи, Показатель отказов, Страницы за сессию, Средняя продолжительность сессии, Коэффициент конверсии цели, Достижение цели – это показатели, потому что они все являются характеристиками параметра Источник/Канал.
Чтобы не путаться, можно задавать следующие вопросы.
Для параметров: Что считаем? – Источник/Канал.
Для показателей: Сколько сессий было с этого Источника/Канала?
Сколько новых пользователей пришло с этого Источника/Канала?
Какой был процент отказов с этого Источника/Канала?
Какая средняя продолжительность сеанса с этого Источника/Канал?
Разница №1:
Параметры и показатели, по сути являются характеристиками посетителей сайта, но отличаются в настройке, сборе, обработке, и отображении в отчетах. То есть параметр нельзя взять за показатель, и соответственно показатель нельзя принять за параметр. Например:
Какое число сессий(показатель) с Источника(параметр) Google? – корректный вопрос, можно посмотреть число сессий по источнику Google
Сколько было Источника(параметр) с сессии(показатель)? – некорректный вопрос.
Разница №2:
У показателя нет смысла без параметра. Показатель «Сессии», ничего не значит, пока его не применить к параметру, который нам надо посчитать. Например, совместив показатель с параметром, можно посмотреть, сколько было сессий(показатель) с источника(параметр) Google?
Сколько пользователей(показатель) пришло на сайт из города(параметр) Москва? и т.д.
Разница №3:
В отличие от параметров, показатели в отчетах GA делятся на 3 категории.
Примеры показателей для категории «Источники трафика»:
-сессии/визиты(Sessions)
-процент новых сессий(% New Sessions)
-новые пользователи/посетители(New Users)
Примеры показателей для категории «Конверсия»(конверсионные показатели/метрики):
-конверсия цели(Goal Conversion Rate)
-Выполнение цели(Goal Completions)
-Ценность цели(Goal Value)
Разница №4:
В отличие от параметров, не все показатели могут быть доступны в разных отчетах GA. Например, показатель «ценность страницы» (page value) содержится только в определенных отчетах, потому что Google Analytics использует разные аналитические модели атрибуции, так как каждый отчет имеет определённый набор показателей, которые могут быть не применимы к определённым параметрам (не путайте с моделями атрибуций в многоканальных последовательностях).
Разница №5:
К параметру применимы все области действия в GA: Взаимодействие(hit), Сессия(Session), Пользователь(User), Продукт(Product).
Значение показателя имеет тип – «целое число»(integer).
Пользовательский параметр уровня хита(hit scope)
Значение пользовательского параметра меняется и отправляется в GA вместе при каждом взаимодействии/хите.
Используйте пользовательский параметр с областью хит тогда:
— когда нужно связать значение параметра только с взаимодействием, с которым оно было отправлено.
— когда нужно чтобы значение параметра менялось при каждом хите.
Пользовательский параметр уровня сессии(session scope).
Когда пользовательский параметр имеет область действия сессия, значение присваивается всем взаимодействиям в течение сессии, то есть значение пользовательского параметра расчитывается и отправляется только один раз за сессию.
Используйте пользовательский параметр с областью сессия тогда:
— когда вам нужно связать значение параметра со всеми взаимодействиями в текущей сессии.
— когда нужно чтобы значение не менялось при каждом взаимодействии.
Пользовательский параметр уровня пользователя(user scope).
Значение такого пользовательского параметра рассчитывается и отправляется только один раз для каждого пользователя.
Используйте пользовательский параметр с областью пользователь тогда:
— когда вы хотите связать значение пользовательского параметра со всеми сессиями пользователя.
— когда нужно, чтобы оно не менялось за всё время его существования.
Значение специального параметра рассчитывается и отправляется только один раз для каждого товара, при обязательном условии, что у вас подключена расширенная электронная торговля.
Используйте пользовательский параметр с областью Товар тогда:
— когда хотите добавить какую либо характеристику для определённого товара.
— когда хотите, что бы каждый товар был уникальный.
Показатели и критерии
Любая величина, поддающаяся измерению, является параметром системы. Чаще всего, однако, сама по себе эта внешняя, легко познаваемая величина мало что говорит нам об изучаемом явлении. Показателем, то есть величиной, которая посредством своей количественной меры показывает нам какое-то скрытое свойство системы («латентную величину»), параметр становится только в том случае, если мы имеем теорию или эмпирически найденное правило, которое связывает параметр с интересующей нас латентной величиной. Например: «Если температура тела выше 37ºС, то это значит, что вы больны, поскольку…».
В практических руководствах даже подчеркивается, что если исследователь выдает параметр за показатель, не сообщая явно, какую латентную величину он стремится охарактеризовать, и не излагая теорию (или хотя бы гипотезу), которая связывает параметр с латентной величиной, то он нарушает нормы логики. В этом случае рекомендуется не доверять выводам этого исследователя, хотя они случайно и могут оказаться правильными. Принимать такой параметр за показатель нельзя.
Перестройка привела к тяжелой деградации культуры применения количественной меры. Всякая связь между измерением и латентной величиной очень часто утрачена, да о ней и не вспоминают. Общей нормой стала подмена показателя параметром без изложения теории соотношения между ними и даже без определения той скрытой величины, которую хотят выразить при помощи параметра. Это определение чаше всего заменялось намеками и инсинуациями. Мол, сами понимаете.
Наконец, третий элемент триады категорий, необходимых для разумной постановки задачи по достижению любой цели – критерий. Он, подчиняясь цели более высокого порядка, отражает представления о добре и зле, исходя из которых ставится задача. В общем случае можно сказать, что критерий достижения цели есть инструмент, позволяющий при выполнении программы изменений зафиксировать то состояние дел, когда реформатор может сказать «это – хорошо!» Не имея критериев оценки, в принципе невозможно рационально программировать свою целенаправленную деятельность. Тем более невозможна в отсутствие критерия рефлексия относительно ранее принятых решений.
Утрата «чувства вектора», то есть понимания фундаментальной важности выбора направления по сравнению со скалярными параметрами движения (быстрее, экономичнее и т.п.), привела к удивительно поверхностному выбору критериев. Неверный критерий означает, как правило, неверную постановку цели, что обычно обнаруживается поздно и нередко с самыми печальными результатами. В большинстве типичных ситуаций ошибка в выборе критерия оказывается связанной и с ошибочным определением показателя и параметра.
Давайте внимательно вчитаемся в каждое из этих утверждений. Во-первых, критерием «нормальности» экономики Н.П.Шмелев считает не степень удовлетворения жизненных потребностей населения и страны в целом, а наличие конкуренции. Это – поразительная вещь, ибо даже Гоббс признавал, что есть два принципа устройства хозяйства – на основе конкуренции и на основе кооперации, сотрудничества. Он отдавал предпочтение конкуренции, но вовсе не считал этот принцип очевидно более эффективным. В своем выборе он исходил из внеэкономических критериев.
На что же готов пойти Н.П.Шмелев ради приобретения такого блага, как «конкурентность»? На деиндустриализацию, на ликвидацию до 2/3 всей промышленной системы страны. Ну можно ли считать это рациональным утверждением?[12]
Но еще более красноречивым признаком дерационализации сознания, нежели выбор ложных критериев, стал демонстративный отказ от определения каких бы то ни было критериев оценки хода реформы. В конце 1993 г. на международном симпозиуме в Москве сотрудник Е.Гайдара по Институту экономики переходного периода В.В.Иванов доказывал, что «реформа Гайдара» увенчалась успехом. Понятно, что это было непросто, изложение было туманным, и последовал вопрос:
«Вадим Викторович, в прессе и в научных дискуссиях приходится сталкиваться с различными, подчас противоположными суждениями об эффективности реформ, проводимых «командой Гайдара». Одни, в том числе и Вы, подчеркивают их успешность, другие говорят о полном провале. На основе каких критериев Вы и Ваши единомышленники судите об успехе реформ? В каком случае или при какой ситуации Вы констатировали бы успехи реформ, а при какой согласились бы, что они провалились?»
Ответ этого экономиста красноречив. Он сказал: «Я не сталкивался с критериями оценки реформ. Какое-то время я занимался методологией оценок, в частности критерием оптимальности народного хозяйства, исследовал этот вопрос, и, на мой взгляд, не существует объективных критериев оценки реформ, существуют лишь некоторые субъективных критерии»[13].
Итак, ученый из НИИ, созданного специально для изучения хода реформ, «не сталкивался с критериями оценки реформ». В это было бы невозможно поверить, если бы сам он не сказал совершенно определенно. Реформаторы якобы даже не задумывались над тем, хорошо ли то, что они делают, в чьих интересах то, что они делают, получается ли у них именно то, что они предполагали или нечто совсем иное. Не о них речь, а о том, что приступая к реализации доктрины реформ, управление не потребовало объявить критерий, по которому можно было бы судить и о самом замысле реформы, и о том, как сказываются ее результаты на разных сторонах жизни. В сознании управленцев было полное равнодушие к инструментарию реформаторов – вот что страшно. Это и есть провал рациональности.
Кстати, В.В.Иванов не ответил на абсолютно прямо поставленный вопрос. Его же не спрашивали о том, каков «объективный критерий оценки реформ». Его совершенно четко спросили, каков именно его, сотрудника Гайдара, субъективный критерий. На основе каких критериев именно Иванов и Гайдар судят об успехе реформ? О какой разумной поддержке реформы можно говорить, если разработчики ее доктрины отказываются сообщить критерий эффективности, из которого они исходят. Экономист-эмигрант И.Бирман в своем докладе даже уделил этому эпизоду особое внимание. Он сказал о типе мышления реформаторов команды Гайдара:
Во многих случаях уход от выработки критерия, согласно которому ищется лучшая (или хотя бы хорошая) комбинация переменных, скрывает под собой очень тяжелое нарушение рациональности – неспособность к целеполаганию и рефлексии. Происходит утрата цели, навыка ее сформулировать, и утрата возможности оценить ход реализации решений.
Мы идем неизвестно куда, но придем быстрее других!
[1] Типичный пример – пересечение порога инкубационного периода автокаталитического (обычно цепного) процесса при том, что за момент до порога процесс мог легко контролироваться.
[2] В техническом плане это выражается, например, в ликвидации простейших контрольных инструментов рефлексии (отчетных докладов, контрольных цифр и др.), деградацией хранилищ материальных носителей памяти (архивов и библиотек), практической недоступности простейшей статистики. Восстановление даже этих элементарных условий для полнокровного рефлексивного управления уже стало сложной задачей.
[3] А.Илларионов. Цена социализма. – Институт экономического анализа. 12 апреля 1999 г.
[4]Заметим, что, поставив эту печать, рецензенты не несут никакой ответственности. Это также служит признаком распада профессионального сообщества.
[5] Кстати, СССР в «застойные времена», о которых идет речь, по выпуску сборных железобетонных изделий опережал США в полтора раза и лишь немного отставал по монолитному бетону. Цемент сюда приплели просто чтобы сбить читателя с толку,создать неопределенность.
[6] «Россия, 1917 год: выбор исторического пути». Круглый стол историков Октября, 22-23 октября 1988 г. М.: Наука, 1989.
[9] Г.Х.Попов. Корень проблем. О концепции экономической перестройки. М.: Издательство политической литературы. 1989. С. 53.
[12] Замечу, что к 1995 г. стало очевидно уже и из практического опыта, что ни о какой «радикальной модернизации» промышленности в реформе по программе МВФ и речи не идет – происходит именно ликвидация «от 1/3 до 2/3 промышленных мощностей». Даже напротив, в первую очередь ликвидируются самые современные производства.
Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав