полезависимый поленезависимый параметр когнитивного стиля выделяется по типу

Полезависимый поленезависимый параметр когнитивного стиля выделяется по типу

Тест 10. Структура познавательной деятельности

1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:

а) познавательные;

2. Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является представление о существовании:

а) сенсорных регистров;

б) кратковременной памяти;

в) долговременной памяти;

г) информационных фильтров.

3. Проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов:

в) в 60-е гг. XX в.;

4. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:

в) образа;

5. Целостность образа не детерминирована:

г) кибернетически.

6. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

б) процесс мышления;

в) процесс представления;

г) процесс воображения.

7. Когнитивный стиль по отношению к познавательной деятельности является:

а) способом;

б) уровнем выполнения;

в) условием выполнения;

г) фактором выполнения.

8. Полезависимый/поленезависимый параметр когнитивного стиля выделяется по типу:

а) восприятия;

9. Параметром когнитивного стиля познавательной деятельности по типу мышления является:

б) дивергентность/конвергентность;

10. По данным М.А. Холодной, поленезависимость не коррелирует:

а) с высоким показателем невербального интеллекта;

б) с гибкостью информационных процессов;

в) с легкостью смены обстановки;

г) с конформностью.

11. Для лиц, склонных к полезависимости, характерна:

а) ориентация на внешние признаки;

б) образность мышления;

в) склонность игнорировать менее заметные черты анализируемого объекта;

г) легкость генерализации и переноса знаний и навыков.

12. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, – это:

б) интеллект;

13. Сквозным психическим процессом считается:

б) внимание;

14. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

г) внимание.

15. Серьезные разногласия в психологической науке вызывают природа и сущность:

г) внимания.

16. Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:

б) восприятие;

17. Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем осуществляет:

б) память;

18. Одну из первых моделей интеллекта предложил:

а) Ч. Спирмен;

19. В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни:

а) биопсихической;

20. Интеллект в ряде психологических концепций не отождествляется:

а) с системой умственных способностей;

б) со стилем и стратегией решения проблем;

в) с когнитивным стилем;

г) с перцепцией.

21. К. Спирмен разработал теорию интеллекта:

б) двухфакторную;

22. В качестве промежуточного фактора интеллекта К. Спирмен выделил фактор:

а) числовой;

23. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта:

в) трехфакторную;

24. Главным оппонентом К. Спирмена был:

в) Л. Тёрстон;

25. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта, которую называют:

б) кубической;

26. Дж. Гилфорд считал, что способности человека определяются не категорией:

г) установки.

27. Существует набор независимых способностей, которые определяют успешность интеллектуальной деятельности, по мнению:

в) Л. Тёрстона;

28. Р. Зайонц исследовал зависимость интеллекта детей:

а) от культурных условий их воспитания;

б) от порядка их рождения в семье;

в) от их национальных особенностей;

г) от уровня развития речи.

29. Заслуга введения структурного анализа в психологию интеллекта принадлежит:

в) Ж. Пиаже;

30. Для решения задач исследования интеллектуальных способностей был создан анализ:

б) факторный;

31. Понятие «интеллектуальный климат» в научный язык ввел:

г) Р. Зайонц.

32. В отечественной психологии так называемый материнский эффект изучает:

в) В.Н. Дружинин;

33. Шкалы интеллекта IQ соответствуют измерению на уровне:

в) интервальном;

34. Критерием оценки развития интеллекта не является(ются):

а) глубина, обобщенность и подвижность знаний;

б) владение способами кодирования и перекодирования информации;

в) владение способами интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий;

г) скорость протекания нервных процессов.

35. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит:

г) А. Бине.

36. Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел:

в) В. Штерн;

37. Попытка изучения продуктивных творческих составляющих интеллекта была предпринята представителями психологии:

в) гештальтпсихологии;

38. Валидность измерения интеллекта не зависит:

а) от определения понятия интеллекта, представляющего ту или иную концепцию этого феномена;

б) от состава тестовых заданий, разрабатываемых в соответствии с концепцией;

в) от эмпирических критериев;

г) от темперамента испытуемых.

Источник

Общая психология: тесты (9 стр.)

9. Как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами, душа понималась:

а) представителями анимизма;

10. Что особого духовного начала нет, оно всегда одно из проявлений протяженной субстанции (материи), считал:

11. Утверждение о том, что психика присуща только человеку, принадлежит представителям:

12. Основателем антропопсихизма является:

13. Психологические идеи первоначально зародились:

а) в экзистенциализме;

б) в прагматическом утилитаризме;

в) в работах В.Вундта;

г) в русле античной философии.

14. По Р. Декарту, концепция человека:

а) опирается на разум, освященный верой;

в) отвергает идею души как сущности человека;

г) отвергает идею разума как сущности человека.

15. Отечественная психологическая школа:

а) выросла из культурно-исторической концепции развития психики;

б) основана на изучении приемлемых форм поведения;

в) отвергает детерминистский характер психики;

г) выросла на идеях единства бессознательного и сознательного.

16. Функционалистический подход начала XX в.:

а) отрицает существование сознания;

б) отвергает использование интроспекции;

в) стремится понять функции и роль сознания в выживании человека;

г) стремится понять функции и роль ощущений в выживании человека.

17. Впервые концепция бессознательного психического была сформулирована:

18. Ближайшим предшественником бихевиоризма был:

19. Основателем бихевиоризма считается:

20. Дата рождения бихевиоризма:

21. Психология представляет собой объективную экспериментальную отрасль естественных наук с точки зрения парадигмы:

г) когнитивной психологии.

22. Основные положения когнитивного бихевиоризма сформулировал:

23. Бихевиористы опирались в своих положениях на учение:

24. Программу изучения психики с точки зрения целостных структур выдвинул:

25. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, ее активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как:

а) когнитивная психология;

г) гуманистическая психология.

26. Душу как пассивную, но способную к восприятию среды сравнивал с чистой доской, на которой ничего не написано:

27. Автором знаменитой фразы «Я мыслю – значит, я существую» является:

28. Теорию, объясняющую поведение человека на основе механической модели, создал:

29. Основы детерминистской (причинностной) концепции поведения человека заложил:

30. Основоположником отечественной научной психологии считается:

31. Направление в советской психологии 20-х – начала 30-х гг. XX в., трактующее психологию как науку о поведении живых существ, в том числе и человека, оформилось как:

32. Основателем первого в России психологического института является:

33. Психологический институт в России был создан:

34. Реактология была основана:

II. Психические процессы

1. Познавательные процессы

1.1. Структура познавательной деятельности

1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:

2. Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является представление о существовании:

а) сенсорных регистров;

б) кратковременной памяти;

в) долговременной памяти;

г) информационных фильтров.

3. Проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов:

4. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:

5. Целостность образа не детерминирована:

6. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

б) процесс мышления;

в) процесс представления;

г) процесс воображения.

7. Когнитивный стиль по отношению к познавательной деятельности является:

б) уровнем выполнения;

в) условием выполнения;

г) фактором выполнения.

8. Полезависимый/поленезависимый параметр когнитивного стиля выделяется по типу:

9. Параметром когнитивного стиля познавательной деятельности по типу мышления является:

10. По данным М.А. Холодной, поленезависимость не коррелирует:

а) с высоким показателем невербального интеллекта;

б) с гибкостью информационных процессов;

в) с легкостью смены обстановки;

11. Для лиц, склонных к полезависимости, характерна:

а) ориентация на внешние признаки;

б) образность мышления;

в) склонность игнорировать менее заметные черты анализируемого объекта;

г) легкость генерализации и переноса знаний и навыков.

12. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, – это:

13. Сквозным психическим процессом считается:

14. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

15. Серьезные разногласия в психологической науке вызывают природа и сущность:

16. Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:

17. Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем осуществляет:

18. Одну из первых моделей интеллекта предложил:

19. В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни:

20. Интеллект в ряде психологических концепций не отождествляется:

а) с системой умственных способностей;

б) со стилем и стратегией решения проблем;

в) с когнитивным стилем;

21. К. Спирмен разработал теорию интеллекта:

Источник

Когнитивный стиль: как разные люди воспринимают информацию?

У каждого человека свои уникальные и индивидуальные познавательные процессы. Все по-разному воспринимают и обрабатывают информацию. В сегодняшней статье мы ознакомимся с таким понятием, как когнитивный стиль, рассмотрим его разновидности, а также попробуем определить, какие из них присущи каждому конкретному человеку. Это позволит не только узнать что-то новое о себе и своем ребёнке, но и сделать обучение более лёгким и продуктивным.

Что такое когнитивный стиль?

Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своём окружении в виде индивидуальных различий восприятии, анализа, структурирования, категоризации, оценивания происходящего.

В свою очередь, эти индивидуальные различия образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно которых группы людей являются похожими и отличаются друг от друга (Clauss,1978). Таким образом, понятие когнитивного стиля используется с тем, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах обработки информации, и с другой — типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.

В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Прежде всего, остановимся на описании тех когнитивных стилей, которые выделила и описала психолог Марина Александровна Холодная: К их числу относятся:

Полезависимость/поленезависимость

У каждого человека присутствует своё, индивидуальное сочетание этих стилей, обуславливающих его мыслительную деятельность и ее результаты.

С помощью теста включённых фигур измеряется такой параметр, как полезависимость-поленезависимость (ПЗ — ПНЗ). Наиболее общим основанием индивидуальных различий в познавательной деятельности, устанавливаемых с помощью «ПЗ — ПНЗ», является степень свободы от внешних референтов, или, иначе, степень ориентации человека при принятии решений на имеющиеся у него знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в противоречие с его опытом.

Личностные различия полезависимых и поленезависимых людей появляются многогранно. С одной стороны, поленезависимые люди более успешны в интеллектуальной деятельности. С другой — полезависимые обычно более общительны, расположены к социальным контактам. Поленезависимые, как правило, выбирают сферу деятельности, требующую высокой самостоятельности в средствах достижения поставленной цели.

Полезависимые обычно выбирают такой род занятий, в котором средства деятельности заранее заданы, оговорены, предпочитают коллективное выполнение задачи.

Наиболее чёткие различия между полезависимыми и поленезависимыми проявляются в особенностях восприятия. Полезависимые в большей мере подвержены разного рода иллюзиям восприятия. Для поленезависимых воспринимаемая «картинка» значительно более структурирована, чем для полезависимых. Это проявляется в том, что для первых воспринимаемый объект, качества объекта воспринимаются самостоятельно, отдельно от других объектов, качеств этих объектов, воспринимаемых одновременно с этим объектом. Иначе говоря, восприятие поленезависимых — аналитично, восприятие полезависимых — синтетично.

Узкий или широкий диапазон эквивалентности

Преобладание узкого диапазона (аналитичность) говорит о том, что человек склонен искать различия в воспринимаемых объектах. Такие люди легко справляются с заданиями, требующими обращать внимание на много различных аспектов. При этом лучше не давать им для запоминания большое количество информации сразу – нужно разбивать её на части.

Широкий диапазон (синтетичность) ориентирует человека на поиск общего между объектами. Люди с преобладанием данного типа когнитивного стиля могут воспринимать и запоминать большой объём информации сразу. Но лучше не давать им для решения несколько разноплановых задач одновременно.

Как определить? Для этого можно использовать классификацию: попросить испытуемого разделить определённое количество понятий произвольно по группам. Чем больше групп будет в итоге, тем уже диапазон эквивалентности.

Широта категории

Данный когнитивный стиль в определённой мере близок по смыслу когнитивному стилю «узкий/широкий диапазон эквивалентности», хотя это далеко не тождественные стилевые проявления. Диапазон эквивалентности характеризует степень субъективной дифференциации различных обьектов на основе множества понятийных категорий («большие», «имеющие неправильную форму», «красного цвета» и т. д. ).

Широта категории отражает степень субъективной дифференциации одной единственной категорий (различные вариации значения категории «большой», степень разграничения различных оттенков красного цвета и. т. д). Таким образом, узкие категоризаторы склонны специфицировать свои впечатления и ограничивать область применения определённой категории, тогда как широкие категоризаторы, напротив, склонны подводить под одну категорию большое число подтверждающих её примеров.

Как определить? Предъявляется 24 основных слова (существительные, глаголы или прилагательные) с различными синонимами. Испытуемый должен выбрать из них те, которые, по его мнению, похожи на основное слово, являются его синонимами. Показатель широты категории: общее число выбранных синонимов (чем меньше это число, тем уже предпочитаемая субъектом ширина категории).

Ригидный или гибкий познавательный контроль

Люди с ригидным контролем труднее переключаются с одного способа переработки информации на другой, например, с восприятия слов на восприятие изображений. Такие люди нуждаются в предварительной подготовке к смене деятельности, перерыву между различными типами работ.

Люди, обладающие гибким познавательным контролем, легко переходят с одного типа восприятия и переработки на другой. Таким людям можно одновременно давать информацию, представленную в различных формах, например, текстовую и графическую (презентации). Они не нуждаются в паузах между видами деятельности.

Как определить? Определить гибкость/ригидность можно с помощью цветовых карточек, на которых написано название цвета. Однако цвет карточки и написанный на ней цвет должны различаться (тест Струпа). Задание: прочитать названия, не обращая внимания на цвет самой карточки. При выполнении этого задания люди с гибкостью контроля делают меньшее количество ошибок.

Толерантность к нереалистическому опыту

Люди, обладающие низкой толерантностью, в двусмысленных или неопределенных ситуациях с трудом могут принять информацию или опыт, противоречащий имеющимся у них знаниям. В обучении таким людям важно развивать креативность, которая поможет рассматривать трудную ситуацию с разных ракурсов. Зато им легко выполнять задачи по данному шаблону. Узнайте, как развить творческое мышление.

Высокая толерантность будет способствовать тому, что самые неоднозначные ситуации будут с успехом решаться благодаря готовности посмотреть на них с другой стороны. Люди с таким когнитивным стилем креативны и легко находят новые решения, но с трудом могут следовать одному заданному алгоритму при решении задач.

Как определить? Любые задания на креативность помогут определить степень толерантности: чем больше нестандартных ответов, тем она выше.

Фокусирующий или сканирующий контроль

Данный когнитивный стиль касается внимания. Люди со сканирующим контролем распределяют своё внимание равномерно по всем предъявляемым объектам. Такие люди могут воспринимать большое количество информации сразу, но им трудно сосредоточиться на чем-то одном при наличии нескольких объектов. Если требуется детальное изучение, то им необходимо предъявлять материал ограниченно.

Фокусирующий контроль, напротив, способствует тому, что человек может сосредоточиться на одном объекте и детально его изучить, но восприятие нескольких объектов одновременно будет вызывать трудности. Школьникам с данным типом контроля лучше предъявлять материал постепенно, малыми количествами.

Как определить? Проверить это довольно просто: достаточно попросить ребёнка назвать цвет, размер и т.д. геометрической фигуры (или другого объекта), которая показывается в условиях отвлекающих факторов. Например, на фоне узорчатой ткани.

Сглаживание или заострение

Сглаживание проявляется в том, что запоминаемая человеком информация лишена большого количества деталей, она как бы упрощается. Для детального запоминания таким людям рекомендуется давать информацию малыми порциями и на более длительное время. Это поможет нюансам лучше отложиться в памяти.

Люди, склонные к заострению, способны запомнить информацию очень чётко и во всех подробностях. Таким школьникам довольно легко даётся сохранение в памяти большого количества объектов в деталях. Если подобное запоминание не требуется, то нужно просто ограничить время предъявления информации.

Как определить? Понять, к какому полюсу данного когнитивного стиля склоняется человек, поможет пересказ отрывка художественного текста. Детальность и красочность будут свидетельствовать о заострении.

Импульсивность или рефлективность

Импульсивный человек принимает решения быстро, а в ситуации альтернативного выбора способен определиться моментально. Ученикам с данной характеристикой легко дается решение ситуаций, в которых необходимо дать быстрый ответ, но при этом они нередко делают ошибки. Таких школьников нужно призывать подумать еще, не спрашивать их сразу же, даже если они готовы ответить. Домашнее задание потребует дополнительных проверок.

Склонные к рефлективности сначала про себя выдвигают различные гипотезы и проверяют их, и только потом дают ответ. Школьникам с данным когнитивным стилем нужно давать больше времени на принятие решения, не требовать моментального ответа. Зато ошибки они делают намного реже.

Как определить? Последовательность картинок. Испытуемому последовательно предъявляются 60 картинок. Заострение проявляется в том, что испытуемый достаточно быстро замечает исчезновение деталей на картинках, сглаживание – в запоздалом осознании наличия изменений на последовательно предъявляемых картинках либо их игнорировании. Отмечается, что для «сглаживателей» характерны такие личностные черты, как пассивность, консерватизм, отсутствие чувства соперничества.

Конкретная/ абстрактная концептуализация

О. Харви, Д. Хант и Г. Шродер проанализировали индивидуальные особенности понятийной сферы, связанные с различиями в степени ее конкретности/абстрактности. В основе конкретности/абстрактности лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция понятий. Полюс «конкретной концептуализации» характеризуется незначительной дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий.

Для «конкретных» индивидуумов типичны следующие психологические качества: склонность к чёрно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределённости, стереотипность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и т. д.

Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов характерна свобода от непосредственных свойств ситуации, ориентация на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость, креативность и т. д. (Harvey, Hunt, Schroder, 1961).

Как определить? «Я верю, что…» (Harvey, 1966; 1970). Испытуемому предлагается проинтерпретировать тот или иной аспект собственного поведения или ситуации (например, «Я верю, что моя мать…», «Я верю, что правила…» и т. д.). Показатель меры концептуализации: одна общая качественная оценка всех ответов по критерию их отнесения к одному из четырёх структурных уровней организации понятийной системы.

Когнитивная простота или сложность

Полюс когнитивной простоты будет обуславливать такое понимание и интерпретацию получаемых данных, при которых учитывается малое количество различных критериев. Например, вынося суждение о ком-то, человек с такой характеристикой будет обращать внимание на внешние данные и уже известные сведения, не уходя в глубокий анализ. Таким ученикам хорошо даются задачи с чётко определенным количеством переменных и ясными условиями. Математику они любят больше, чем литературу и другие дисциплины, где требуется учитывать явления, не видные на первый взгляд. Детям, склонным к когнитивной простоте, стоит дополнительно разъяснять трудный материал, помогать им в улавливании скрытых связей.

Люди, приверженные к когнитивной сложности, воспринимают объект или информацию во всей полноте и учитывают все возможные связи, вынося суждение. Школьники с этим когнитивным стилем хорошо справляются с задачами, требующими глубинного анализа и выявления скрытых факторов. Однако они часто склонны к фантазированию и могут приписывать чему-либо характеристики, которыми данный объект не обладает. Иногда их нужно останавливать, прося сосредоточиться на конкретных аспектах (если этого требует задача).

Как определить? Отлично понять, к какому полюсу данного когнитивного стиля принадлежит человек, помогают задания на анализ. Например, анализ стихотворения известного автора. Чем полнее, глубже и красочнее он будет, тем выше когнитивная сложность.

Все рассмотренные когнитивные стили в том или ином своем полюсе присущи каждому человеку. Однако не у всех людей они доходят до крайних значений и могут находиться в усреднённом положении. Например, человеку присущи и сглаживание, и заострение, проявление которых зависит от ситуации. В этом случае возможно развить стиль в том или ином направлении.

Спасибо, что прочитали эту статью. А какой когнитивный стиль присущ вам? Поделитесь с нами в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *