посадка судна и ее параметры
Посадка судна
Посадкой называется положение судна относительно спокойной поверхности воды. Положение действующей ватерлинии относительно корпуса, а значит, и посадку судна в общем случае определяют три параметра:
— d — средняя осадка (осадка на миделе);
Наклонение судна в диаметральной плоскости можно выразить также и через угол дифферента Ψ.
Угол дифферента связан с дифферентом Df
tg Ψ = =
.
При малом значении угла Ψ можно считать, что
Возможны следующие случаи посадки:
Б. Судно плавает прямо, но с дифферентом (Θ = 0, Ψ 0). В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами в одном из следующих сочетаний:
— средней осадкой d и углом дифферента Ψ;
— средней осадкой d и дифферентом Df;
— осадками носом dн и кормой dк, измеряемые соответственно на носовом и комовом перпендикулярах.
Названные выше параметры связаны между собой следующими зависимостями:
Ψ 0 = 57,3 0 ; d =
.
Г. Общий случай посадки (судно плавает с креном и дифферентом). Посадка характеризуется тремя параметрами в одном из следующих сочетаний:
Для контроля за осадкой судна при изменении его нагрузки, а также для определения его дифферента используют марки углубления.
Марки углубления наносят на обоих бортах судна в носу и
Рисунок 1.5 − Марки углублений
Судовая документация, служащая для оценки мореходных качеств судна рассчитывается и строится для осадок, отсчитываемых на перпендикулярах от основной плоскости судна. Поэтому для их получения необходимо значения осадок, снятые с марок углублений, исправить с помощью специальной шкалы (рис.3.6).
При отсутствии указанной шкалы осадки на перпендикулярах определяются по формулам:
dн = dнм dнм + (L /2 – l1) Ψ; dк = dкм
dкм – (L /2 – l2) Ψ,
Рисунок 1.6 − Шкала, связывающая осадки на перпендикулярах с осадками на марках углубления
На некоторых судах для определения осадок устанавливаются осадкомеры, показания от которых автоматически передаются на мостик.
Посадка судна и параметры ее определяющие
Плавучестью называется способность судна плавать в определенном (заданном) положении относительно поверхности воды, неся на себе все положенные грузы, с сохранением достаточного запаса надводного борта.
Плавучесть – одно из важнейших мореходных (навигационных) качеств судна. Благодаря плавучести судно удерживается на воде за счет действия сил гидростатического давления на поверхность его погруженного объема.
Понятие о плавучести непосредственно связано с формой и размерами корпуса судна в подводной части. При этом корпус рассматривается как твердое недеформируемое тело.
В эксплуатационных условиях судно плавает как с полной загрузкой («Судно в полном грузу»), так и с частичной, и с различным расположением центра тяжести его по длине, ширине и высоте корпуса. В соответствии с этим судно может занимать разные положения относительно поверхности воды.
Положение судна по отношению к поверхности (плоскости) невозмущенной (спокойной) воды называется его посадкой.
Посадка судна, при которой диаметральная плоскость (ДП) и плоскость мидель-шпангоута расположены перпендикулярно по отношению к плоскости поверхности воды, называется прямой, или, иначе говоря – судно сидит прямо (q = 0) и на ровный киль (y = 0) (рис. 2.1).
|
Рис. 2.1. Посадка судна прямо и на ровный киль
В этом случае посадка судна характеризуется и однозначно определяется лишь одним параметром – осадкой Т.
Если ДП имеет наклон относительно плоскости поверхности воды, а плоскость мидель-шпангоута вертикальна к этой поверхности, судно считается сидящим на ровный киль (y = 0) и с креном (угол крена q) (рис. 2.2).
В этом случае посадка характеризуется осадками: на миделе (Тм), по правому борту (Тпр) и по левому борту (Тл), а также углом крена (q). При этом осадки бортами определяются зависимостями: и
Крен на правый борт (см. рис. 2.2) условно считается положительным, на левый – отрицательным.
| |
Рис. 2.2. Посадка судна на ровный киль и с креном
Здесь заметим, что при изображении диаметрального батокса носовая оконечность корпуса располагается справа, а при изображении мидель-шпангоута справа считается правый борт. Кроме того, получил широкое распространение подход, когда при показе судна, имеющего крен и/или дифферент, углы поворота задаются углами между начальной (условной) ватерлинией (ВЛ0, q = 0, y =0) и конечной ватерлинией (ВЛ1, q1, y1); при этом положение миделя и батокса условно остается (сохраняется) неизменным. Схемы, представленные в пособии, соответствуют такому подходу.
В случае, когда ДП вертикальна к плоскости воды, а плоскость мидель-шпангоута наклонена, судно считается сидящим прямо (q = 0) и с дифферентом (рис. 2.3).
| |
Рис. 2.3. Посадка судна прямо и с дифферентом
Дифферентом (D) называют разность осадок носа и кормы, т.е. . При Тн > Тк дифферент условно считают положительным (дифферент на нос); при Тн
В соответствии с рис. 2.3 для расчета осадки на носовом и кормовом перпендикулярах нетрудно получить
и
соответственно,
где y – угол дифферента, а L – длина ватерлинии.
Общий случай посадки – судно сидит с креном и дифферентом (рис. 2.4).
|
Рис. 2.4. Посадка судна с креном и дифферентом
В общем случае посадка судна определяется (однозначно задается) системой из трех параметров (система В.Г. Власова): осадкой (Т), углом крена (q) и дифферента (y).
При малых углах наклонения (углы до 10°) в качестве осадки принимается погружение судна по оси «0z» координатной системы теоретического чертежа, т.е. Тм – осадка на миделе. Под углом крена понимается угол, образованный следом Действующей ватерлинии в плоскости мидель-шпангоута и осью «0У». Угол дифферента – это угол, образованный следом плоскости действующей ватерлинии в плоскости ДП и осью «0x» координатной системы теоретического чертежа. Рисунки 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 соответствуют случаю «малых углов наклонения».
При малых углах наклонения посадка также может быть задана другими сочетаниями параметров:
· углом крена, осадками носом и кормой;
· углом дифферента, осадками правым и левым бортами.