при определении степени риска какие параметры берутся в расчет

Методы оценки профессиональных рисков: выбираем подходящий

при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Смотреть фото при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Смотреть картинку при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Картинка про при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Фото при определении степени риска какие параметры берутся в расчет

Методы оценки профессиональных рисков: выбираем подходящий

На момент написания этой статьи методы оценки профессиональных рисков не утверждены ни Федеральными законами, ни постановлениями Министерств. Вместе с тем, необходимость в проведении этого мероприятия не исчезает и уже подчеркивается предписаниями Государственной инспекции по труду. Сегодня широкой публике представлены десятки способов оценить профессиональные риски: начиная с тех, что закреплены в ГОСТах и заканчивая авторскими методами экспертных организаций. Сегодня мы разберёмся, какие методы оценки профессиональных рисков подходят для определённых ситуаций, расскажем про их плюсы и минусы применения. Начнём!

Методы оценки профрисков: где их искать?

Несмотря на то, что тема профессиональных рисков далеко не новая, в 2019 году интерес организаций был сильно подогрет к проведению данной процедуры. Во-первых, введение риск-ориентированного подхода. Во-вторых, повышение уровня ответственности работодателей. В-третьих, штрафы после проверок инспекции по труду. Отсутствие единой утверждённой методики оценки профессиональных рисков (и вместе же с этим необходимость проведения) заставило работодателей искать любые зацепки в нормативной документации, строить логические догадки и перечитывать государственные стандарты. В итоге сформировался список документов, которые содержат методы оценки профессиональных рисков:

Чаще стали появляться и авторские методы оценки профессиональных рисков: мы с интересом отмечаем работы Т.В. Ригера (метод коэффициента безопасности труда), С.С. Тимофеевой (совершенствование современного законодательства в области охраны труда) и рады делиться собственными разработками — метод повышения объективности оценки профессионального риска (подготовлено и разработано специалистами ЦПР «Эксперт»).

Безусловно, это не окончательный список. В очень скором времени появится еще методы оценки профессиональных рисков, среди которых, как мы надеемся, будет единый, принятый на Федеральном уровне.

Запутались? Напишите нам, мы поможем. Бесплатно.

Матричные методы оценки профессиональных рисков

Пожалуй, самый простой и недорогостоящий метод оценки профессиональных рисков: работниками организации (или экспертами привлечённой организации) выполняется составление матрицы рисков, согласно которой риски оцениваются по схеме «вероятность — ущерб». Эксперт для каждой ситуации определяет, насколько вероятно её наступление и насколько велик потенциальный ущерб. В итоге составляется таблица, она же — матрица рисков: белые ячейки означают приемлемый риск, серый — высокий и черный — неприемлемый.

при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Смотреть фото при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Смотреть картинку при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Картинка про при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Фото при определении степени риска какие параметры берутся в расчет

Матрица оценки профессиональных рисков

Вместе с простотой использования настоящего метода приходят и его минусы: такая экспертная оценка обладает очень низкой объективностью. Повысить этот показатель можно, привлекая экспертов сторонних организаций (ввиду их опыта), или же используя дисперсионный анализ объективности оценок (авторский метод ЦПР «Эксперт»).

Косвенные методы оценки профессиональных рисков

Этот метод будет очень кстати, если Ваша организация насчитывает в штате не более 10 человек, а основная деятельность не предполагает физического труда. Иными словами, этот метод, на наш взгляд, идеален для офисных (консалтинговых организаций).

Суть этого способа оценить профессиональные риски сводится к тому, чтобы найти соотношение между количеством опасных ситуаций и общим числом возможных исходов события. Центральной фигурой этого метода является индекс Элмери, который показывает, сколько % от пунктов безопасности соблюдается на предприятии.

Впрочем, и здесь есть недостаток, не позволяющий применить данный метод для крупных и опасных производств. Все факторы, которые берутся в расчёт, имеют одинаковый вес, подразумевая, что каждая опасность равнозначна остальным.

А вот Вам пара советов, как НЕ нужно проводить оценку профессиональных рисков

Балльные методы оценки профессиональных рисков

Эти методы задействуют специальную балльную систему (от 1 до 6): чем выше балл, тем меньше соответствуют условия труда действующим нормам и правилам. В расчёте показателя уровня риска участвуют результаты проведения специальной оценки условий труда. Главный плюс данного метода в том, что имеется возможность соотнести профессиональные риски в конкретном подразделении, организации в целом, или сравнить несколько организаций.

Источник

Методика оценки рисков информационной безопасности

при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Смотреть фото при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Смотреть картинку при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Картинка про при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Фото при определении степени риска какие параметры берутся в расчет

Что делать после того, как проведена идентификация информационных ресурсов и активов, определены их уязвимости, составлен перечень угроз? Необходимо оценить риски информационной безопасности от реализации угроз. Это нужно для того, чтобы адекватно выбрать меры и средства защиты информации.

На практике применяются количественный и качественный подходы к оценке рисков ИБ. В чем их разница?

Количественный метод

Количественная оценка рисков применяется в ситуациях, когда исследуемые угрозы и связанные с ними риски можно сопоставить с конечными количественными значениями, выраженными в деньгах, процентах, времени, человекоресурсах и проч. Метод позволяет получить конкретные значения объектов оценки риска при реализации угроз информационной безопасности.

При количественном подходе всем элементам оценки рисков присваивают конкретные и реальные количественные значения. Алгоритм получения данных значений должен быть нагляден и понятен. Объектом оценки может являться ценность актива в денежном выражении, вероятность реализации угрозы, ущерб от реализации угрозы, стоимость защитных мер и прочее.

Как провести количественную оценку рисков?

1. Определить ценность информационных активов в денежном выражении.

2. Оценить в количественном выражении потенциальный ущерб от реализации каждой угрозы в отношении каждого информационного актива.

Следует получить ответы на вопросы «Какую часть от стоимости актива составит ущерб от реализации каждой угрозы?», «Какова стоимость ущерба в денежном выражении от единичного инцидента при реализации данной угрозы к данному активу?».

3. Определить вероятность реализации каждой из угроз ИБ.

Для этого можно использовать статистические данные, опросы сотрудников и заинтересованных лиц. В процессе определения вероятности рассчитать частоту возникновения инцидентов, связанных с реализацией рассматриваемой угрозы ИБ за контрольный период (например, за один год).

4. Определить общий потенциальный ущерб от каждой угрозы в отношении каждого актива за контрольный период (за один год).

Значение рассчитывается путем умножения разового ущерба от реализации угрозы на частоту реализации угрозы.

5. Провести анализ полученных данных по ущербу для каждой угрозы.

По каждой угрозе необходимо принять решение: принять риск, снизить риск либо перенести риск.

Принять риск — значит осознать его, смириться с его возможностью и продолжить действовать как прежде. Применимо для угроз с малым ущербом и малой вероятностью возникновения.

Снизить риск — значит ввести дополнительные меры и средства защиты, провести обучение персонала и т д. То есть провести намеренную работу по снижению риска. При этом необходимо произвести количественную оценку эффективности дополнительных мер и средств защиты. Все затраты, которые несет организация, начиная от закупки средств защиты до ввода в эксплуатацию (включая установку, настройку, обучение, сопровождение и проч.), не должны превышать размера ущерба от реализации угрозы.

Перенести риск — значит переложить последствия от реализации риска на третье лицо, например с помощью страхования.

В результате количественной оценки рисков должны быть определены:

Количественный анализ рисков информационной безопасности (пример)

Рассмотрим методику на примере веб-сервера организации, который используется для продажи определенного товара. Количественный разовый ущерб от выхода сервера из строя можно оценить как произведение среднего чека покупки на среднее число обращений за определенный временной интервал, равное времени простоя сервера. Допустим, стоимость разового ущерба от прямого выхода сервера из строя составит 100 тысяч рублей.

Теперь следует оценить экспертным путем, как часто может возникать такая ситуация (с учетом интенсивности эксплуатации, качества электропитания и т д.). Например, с учетом мнения экспертов и статистической информации, мы понимаем, что сервер может выходить из строя до 2 раз в год.

Умножаем две эти величины, получаем, что среднегодовой ущерб от реализации угрозы прямого выхода сервера из строя составляет 200 тысяч рублей в год.

Эти расчеты можно использовать при обосновании выбора защитных мер. Например, внедрение системы бесперебойного питания и системы резервного копирования общей стоимостью 100 тысяч рублей в год позволит минимизировать риск выхода сервера из строя и будет вполне эффективным решением.

Качественный метод

К сожалению, не всегда удается получить конкретное выражение объекта оценки из-за большой неопределенности. Как точно оценить ущерб репутации компании при появлении информации о произошедшем у нее инциденте ИБ? В таком случае применяется качественный метод.

При качественном подходе не используются количественные или денежные выражения для объекта оценки. Вместо этого объекту оценки присваивается показатель, проранжированный по трехбалльной (низкий, средний, высокий), пятибалльной или десятибалльной шкале (0… 10). Для сбора данных при качественной оценке рисков применяются опросы целевых групп, интервьюирование, анкетирование, личные встречи.

Анализ рисков информационной безопасности качественным методом должен проводиться с привлечением сотрудников, имеющих опыт и компетенции в той области, в которой рассматриваются угрозы.

Как провести качественную оценку рисков:

1. Определить ценность информационных активов.

Ценность актива можно определить по уровню критичности (последствиям) при нарушении характеристик безопасности (конфиденциальность, целостность, доступность) информационного актива.

2. Определить вероятность реализации угрозы по отношению к информационному активу.

Для оценки вероятности реализации угрозы может использоваться трехуровневая качественная шкала (низкая, средняя, высокая).

3. Определить уровень возможности успешной реализации угрозы с учетом текущего состояния ИБ, внедренных мер и средств защиты.

Для оценки уровня возможности реализации угрозы также может использоваться трехуровневая качественная шкала (низкая, средняя, высокая). Значение возможности реализации угрозы показывает, насколько выполнимо успешное осуществление угрозы.

4. Сделать вывод об уровне риска на основании ценности информационного актива, вероятности реализации угрозы, возможности реализации угрозы.

Для определения уровня риска можно использовать пятибалльную или десятибалльную шкалу. При определении уровня риска можно использовать эталонные таблицы, дающие понимание, какие комбинации показателей (ценность, вероятность, возможность) к какому уровню риска приводят.

5. Провести анализ полученных данных по каждой угрозе и полученному для нее уровню риска.

Часто группа анализа рисков оперирует понятием «приемлемый уровень риска». Это уровень риска, который компания готова принять (если угроза обладает уровнем риска меньшим или равным приемлемому, то она не считается актуальной). Глобальная задача при качественной оценке — снизить риски до приемлемого уровня.

6. Разработать меры безопасности, контрмеры и действия по каждой актуальной угрозе для снижения уровня риска.

Какой метод выбрать?

Целью обоих методов является понимание реальных рисков ИБ компании, определение перечня актуальных угроз, а также выбор эффективных контрмер и средств защиты. Каждый метод оценки рисков имеет свои преимущества и недостатки.

Количественный метод дает наглядное представление в деньгах по объектам оценки (ущербу, затратам), однако он более трудоемок и в некоторых случаях неприменим.

Качественный метод позволяет выполнить оценку рисков быстрее, однако оценки и результаты носят более субъективный характер и не дают наглядного понимания ущерба, затрат и выгод от внедрения СЗИ.

Выбор метода следует делать исходя из специфики конкретной компании и задач, поставленных перед специалистом.

Разработайте политику безопасности, проверьте защищенность сети, определите угрозы

Станислав Шиляев, руководитель проектов по информационной безопасности компании «СКБ Контур»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Управление рисками: модель процесса и компетенций

при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Смотреть фото при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Смотреть картинку при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Картинка про при определении степени риска какие параметры берутся в расчет. Фото при определении степени риска какие параметры берутся в расчет

Дмитрий Могилко

Асессор по модели EFQM

Партнёр ГК «Современные технологии управления» ()

Каковы критерии оценки рисков, функции риск-менеджмента и компетенции по управлению рисками, требования и рекомендации стандартов по управлению рисками? Какие возможности для унифицикации сведений о параметрах риска есть в системе Business Studio? На эти вопросы отвечает автор. Также в статье представлен обзор функций и необходимых компетенций для управления рисками, модель процесса управления рисками и структура паспорта риска.

Глобализация конкуренции, сокращение цикла производства продукции, повышение требований к гибкости производства для удовлетворения персональных предпочтений потребителей и выпуск продукции под заказ — все эти тенденции обусловливают повышение неопределенности организационной среды и необходимость формирования риск-ориентированного мышления, что отражено в ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования» [1]. При этом отмечается, что повышение результативности системы менеджмента качества (СМК) предполагает необходимость выполнения предупреждающих действий на основе планирования, анализа и улучшения деятельности, связанной с рисками и возможностями.

Риск-менеджмент становится частью процесса принятия управленческих решений в условиях неопределенности [2], поэтому для повышения результативности и эффективности таких решений необходимо углублять знания и совершенствовать деловые качества в области управления рисками. Для обобщения сведений о принципах и подходах управления рисками, представленных в большом количестве стандартов, автор предлагает использовать модель в виде семантической сети, которая отражает структуру основных понятий этой предметной области (рис. 1).

Рис. 1. Структура основных понятий риск-менеджмента

Представленная модель построена на основе следующей логики.

В качестве средства визуализации результатов идентификации опасных событий может быть использована диаграмма «галстук-бабочка» (рис. 2) [8], включающая:

Рис. 2. Диаграмма «галстук-бабочка»

Опасные события, их источники и возможные последствия вносятся в реестр риска организации, являющийся формой записи сведений об идентифицированном риске [7]. Реестр риска может быть разработан в полном [6] или сокращенном [7] (табл. 1) варианте в зависимости от размера и сферы деятельности организации.

Для качественной (балльной) оценки уровня риска могут быть использованы следующие шкалы [7]:

Примечание: объекты воздействия опасного события приведены для примера.

Таблица 3. Шкала оценивания вероятности наступления опасного события

Оценка вероятности,
%
Качественная оценка вероятности, баллы
Очень высокая — 81–100Очень высокая — 5
Высокая — 61–80Высокая — 4
Средняя — 21–60Средняя — 3
Низкая — 1–20Низкая — 2
Очень низкая — менее 1Очень низкая — 1

Результирующая оценка значимости риска может быть представлена с помощью матрицы риска (табл. 4), при этом его уровень рассчитывается как произведение последствий (I) на вероятность (L).

Таблица 4. Матрица риска, ранги

Качественная оценка вероятности опасного событияПоследствия
Малозначительные (1)Небольшие (2)Умеренные (3)Значительные (4)Катастрофические (5)
Очень низкая (1)12345
Низкая (2)246810
Средняя (3)3691215
Высокая (4)48121620
Очень высокая (5)510152025

Следующий этап управления риском — оценивание, т. е. ответ на вопрос, являются ли риск и/или его величина приемлемыми или допустимыми (на основе сравнения результатов анализа риска с установленными критериями). Сравнительная оценка риска включает:

По результатам анализа определяется уровень риска в следующих интервалах:

После оценки риска наступает этап его обработки / модификации посредством:

Обработка риска включает следующие этапы:

Завершающим этапом процесса менеджмента риска является мониторинг ключевых индикаторов риска. Ключевые индикаторы риска должны:

Менеджмент риска поддерживается инфраструктурой, обеспечивающей основу и организационные меры для его разработки, внедрения, мониторинга, пересмотра и постоянного улучшения. При разработке инфраструктуры менеджмента риска устанавливаются ответственность, полномочия и соответствующие компетенции.

Основная роль в процессе управления риском принадлежит менеджеру по риску, который должен принимать активное участие на этапах идентификации, оценки и обработки риска, а также:

Компетенции менеджеров по риску основываются на знаниях, навыках и деловых качествах, приобретенных во время учебы и в процессе работы. Основные требования к знаниям и умениям менеджеров по риску относительно использования реестра риска включают:

Основные требования к навыкам менеджеров по риску включают способности:

Оценка риска осуществляется группой, включающей следующие роли:

Текстовое формализованное описание процесса менеджмента риска приведено в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–2010 [10] и включает следующие параметры:

В качестве графического описания процесса менеджмента риска автор предлагает IDEF0-модель (рис. 3).

Рис. 3. IDEF0-модель процесса менеджмента риска

Для развития компетенций участников менеджмента риска автор представляет параметрическую модель в форме паспорта риска (табл. 5), содержащую требования и рекомендации стандартов в области управления рисками.

Табл. 5 включает набор основных параметров риска, однако для конкретных случаев этот перечень может быть модифицирован исходя из потребностей заинтересованных сторон, среды организации и уровня компетентности участников.

Таблица 5. Основные параметры паспорта риска

Код регистрации (в реестре) и название риска (опасного события)

Реестр риска является формой записи информации об идентифицированном риске, сроках и способах его обработки, предупреждающих действиях. В реестр риска включают все идентифицированные опасные события, выявленные в организации и ее подразделениях, результат оценки их риска, а также оценку возможных последствий опасного события для деятельности организации в стоимостном и материальном выражении [5].

Тип риска (внешний или внутренний)

При установлении целей и области применения менеджмента риска организация обычно выявляет внешние и внутренние воздействия на свою деятельность, которые следует учитывать при разработке области применения и определении критериев риска [3].

Вид риска (экономический, технический, социальный, экологический)

Высшее руководство должно установить критерии риска, используемые в реестре. Решения о необходимости обработки риска могут быть основаны на эксплуатационных, технических, финансовых, юридических, законодательных, социальных, экологических, гуманитарных и/или других критериях. Последние должны отражать установленные цели и область применения менеджмента риска. Они связаны с политикой, целями и задачами организации и интересами причастных к процессу сторон [5].

Владелец риска (ответственный за менеджмент риска)

Риск-менеджеры (эксперты по оценке риска)

Область или объект воздействия риска (организация, среда, персонал, продукт, процесс)

При определении целей и области применения реестра риска в первую очередь определяют объекты реестра риска. Объектами могут быть:

Заинтересованные (причастные) стороны, подверженные риску

Источник и условия возникновения риска (опасного события)

Анализ риска включает исследование источников опасных событий, их последствий и вероятности появления. При этом должны быть также идентифицированы факторы, влияющие на последствия и вероятность события. Риск должен быть проанализирован с учетом сочетания последствий события и его вероятности [7].

Уровень (балл) последствий воздействия риска (опасного события)

Уровень (балл) вероятности возникновения опасного события

После определения последствий для каждого опасного события следует выявить соответствующую вероятность. Используя таблицу оценки вероятности опасного события, для каждого последствия каждого опасного события проводят качественную оценку вероятности и регистрируют ее в реестре риска [3].

Оценка уровня (ранга) риска

Ранжирование опасных событий проводят в соответствии с ущербом. Результатом анализа и сравнительной оценки риска является ранжирование, согласованное с политикой и целями организации в области риска, и принятие решения о необходимости обработки риска [6].

Решение о необходимости обработки риска

Мероприятия по обработке риска (снижению вероятности и/или последствий)

Целью плана обработки риска является регистрация выбранных способов обработки риска. План обработки риска должен включать в себя:

Ответственный за обработку риска

Организация должна разработать план мероприятий по обработке риска. В плане должны быть установлены сроки выполнения мероприятий по обработке риска и ответственные за них. Ответственными, как правило, назначают:

Срок выполнения мероприятий по обработке риска

Этапы обработки риска включают в себя:

Индикаторы мониторинга риска

Сведения о результативности и эффективности обработки риска (оценка и опыт)

Направления улучшения инфраструктуры риск-менеджмента

Периодичность актуализации оценки риска (реестра риска)

Дата актуализации сведений о риске (в реестре)

Рис. 4. Карточка документа «Паспорт риска» в системе Business Studio

Рис. 5. Карточка раздела документа

Использовать справочник «Разделы атрибутов объектов» удобно — в результате однократного внесения сведений (при последующем их пополнении) можно многократно автоматически выводить отчеты для различных паспортов рисков.

Для унифицированного представления содержания (шаблона) документа «Паспорт риска» используются стандартные возможности системы Business Studio по настройке и формированию пользовательских отчетов [11] (рис. 6).

Рис. 6. Шаблон пользовательского отчета «Паспорт риска»

В результате применения пользовательского отчета будет получен документ «Паспорт риска» в унифицированной форме (рис. 7).

Рис. 7. Отчет «Паспорт риска»

Для составления реестра по всем зарегистрированным в системе рискам целесообразно воспользоваться средствами OLE-автоматизации, при этом автоматически построенный Excel-отчет включает следующие разделы.

Рис. 8. Лист «Матрица рисков» Excel-отчета по мониторингу

Рис. 9. Лист «Риски» Excel-отчета по мониторингу

Рис. 10. Лист «Требования» Excel-отчета по мониторингу

Для удобства навигации отчет содержит необходимые автоматические ссылки.

Предложенная автором структура паспорта риска, содержащая требования и рекомендации соответствующих стандартов, позволит определять и поддерживать необходимые компетенции участников инфраструктуры по управлению рисками. Применение системы Business Studio позволит осуществлять регулярную деятельность по актуализации реестра риска, поддержанию и развитию требуемых компетенций в области управления рисками, а также регулярный мониторинг выполнения мероприятий по их обработке.

Источники информации:

Опубликовано по материалам:
«Менеджмент качества», 03/2019.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПараметрТребования и рекомендации
1