принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования к параметрам
Принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования к параметрам
76. Появление в процессе развития ребенка отрицательных качеств, свойств, привычек, — это:
• отклонения развития
77. Практический психолог, работая в учебном заведении, подчиняется:
• по административной линии директору учебного заведения, по профессиональной — психологическому центру (района, города)
78. Предметом школьной психодиагностики как теоретической дисциплины является:
• разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диапазона
79. Предметом школьной психодиагностики как экспериментально-практической деятельности выступает:
• психологический диагноз
80. При оборудовании комнаты психологической разгрузки необходимо стремиться к обеспечению иллюзии
• открытого пространства и относительного уединения в нем каждого человека
81. Принцип коррекции «сверху вниз» означает:
• что основным содержанием коррекционной деятельности должно быть создание «зоны ближайшего развития»
82. Принятые в обществе на конкретном этапе его развития определенные правила и требования к различным параметрам проявлений психической активности человека носят название:
• психической нормой
83. Причинно-следственные отношения возникновения симптомов
• всегда включаются в психологический диагноз
87. Раздел в медицине, изучающий и устанавливающий признаки болезни, а также методы и принципы, на основании которых дается медицинское заключение, — это:
• диагностика
89. Результат перестройки социальной ситуации развития ребенка, в основе которой лежит, с одной стороны, изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой, — изменение его «внутренней позиции» — это:
• критический период детского развития
90. Решение проблем, связанных с коррекцией отклонений в поведении, общении, формировании личности ребенка, — это цель __________________ направления деятельности психологической службы образования.
• актуального
Help Me Test
Решение тестов онлайн и бесплатные ответы на тесты
Организация психологической службы в учебном заведении. Тест 15
71. Принятые в обществе на конкретном этапе его развития определенные правила и требования к различным параметрам проявлений психической активности человека носят название:
• психической нормой
72. Деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в коллективе, — это:
• психокоррекция
73. По характеру управления корректирующими воздействиями различают __________________ психотерапию.
• директивную и не директивную
74. Система психологических характеристик учащегося, включающая те параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания благоприятных социально-психологических условий обучения и развития, — это:
• социально-психологический статус личности учащегося
75. Время пребывания в комнате психической разгрузки условно делится на периоды в следующей последовательности
• отвлекающий, успокаивающий, тонизирующий
тест 13 | тест 14 | тест 15 | тест 16 | тест 17
Откуда возник патриархат и как он влияет на общество
Культурная парадигма патриархата
Патриархат (от греческого «власть отца») — тип общественного строя, при котором власть и общественные привилегии принадлежат мужчинам.
Женщины в патриархате занимают подчиненное положение. Инструментами контроля выступают общественные институты. Например, во многих религиях женщинам запрещено посещать храмы во время менструации. А в семье за женщинами часто закреплена роль сиделки для пожилых родственников, от которой освобождены мужчины.
В России, как и в западных странах, особые требования не регулируются законом. Поэтому здесь современный патриархат — скорее способ восприятия мира. Он определяет отношение человека к культуре, семейной жизни и деловым коммуникациям, проявляясь в гендерных стереотипах и бытовом сексизме.
Практически единственной патриархальной нормой, которая в нашей стране закреплена юридически, является список недоступных профессий — женщинам нельзя управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных запретов связаны с риском для репродуктивного здоровья — никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери.
При этом в некоторых исламских странах законодательство до сих пор остается глубоко патриархальным. Например, в Пакистане только летом 2021 года вступил в силу закон, который защищает имущественные права женщин.
Составляющие современной патриархальной культуры
Как менялся патриархат
В России патриархальные правила были закреплены только в «Домострое» — своде правил семейной жизни и норм делового этикета, который появился в конце XV века в Новгороде. Документ описывал подчиненную роль женщины, которая должна беспрекословно подчиняться мужу, вести хозяйство и воспитывать детей. «Богу и мужу угодить», — так описывался смысл женского существования.
С развитием капитализма существование классической модели патриархальной семьи, в которой мужчина — «добытчик», а женщина сидит дома и воспитывает детей стало практически невозможным. Это связано не только с расцветом феминистского движения и тем, что женщины получили доступ к образованию. Чтобы поддерживать традиционное распределение ролей, дохода «добытчика» должно хватать на поддержание комфортного уровня жизни всех членов семьи. В постиндустриальной экономике это невозможно, поскольку количество высокооплачиваемых рабочих мест на предприятиях снизилось из-за автоматизации, но выросла потребность в низкооплачиваемых работниках сферы услуг.
Устройство современного патриархата
Постепенно древний «классический» патриархат трансформировался в современный, который некоторые феминистки называют «неолиберальным». Общество подчинилось рынку и допустило те женские права и свободы, которые были выгодны капиталистической системе — например, женщины стали работать наравне с мужчинами.
Но расширение возможностей не отменило старые патриархальные обязанности. Из-за этого женщины сталкиваются с неравной оплатой труда, «стеклянным потолком» и вынуждены заниматься бесплатным домашним трудом и эмоциональным обслуживанием:
Когда и как установился патриархат
Хотя сейчас практически все общества в мире патриархальные, так было не всегда. Некоторые историки утверждают, что доказательством существования матриархата на ранних этапах развития человеческого общества являют древние мифы. Еще до формирования Римской державы роль женщин в обществе была довольно высокой, а в религии доминировал образ Богини-Матери.
Вероятно, культура мужского доминирования закрепилась около 12 тыс. лет назад, после того, как люди перешли от собирательства к земледелию. До сих пор нет единого мнения, почему это произошло, однако, кроме физического превосходства мужчин и увеличения значимости их «производительных сил», были и менее очевидные причины. Например, переосмысление процесса рождения.
Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Женщина рассматривалась как «проводник» между реальностью и миром духов, откуда приходит новая жизнь. Об этом писали идеолог второй волны феминизма Симона де Бовуар, культуролог Юлиус Эвола и британский антрополог Борислав Малиновский.
Гендерные стереотипы родились в матриархате
Картина мира древних людей складывалась из того, что они видели. Такими видимыми процессами были беременность и роды, в которых самцы не принимали участия. Женщина рожает ребенка, подобно тому как земля «рожает» фрукты и ягоды. Что именно было причиной зачатия, оставалось загадкой.
Женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм, который может и вовсе обойтись без мужчин. Поэтому в матриархальном обществе единственными причинами существования мужчин считались функции «охранников», «добытчиков» и «источника удовольствий» для женщин. Вероятно, именно так сложились гендерные стереотипы, однако позже в патриархате отношение к традиционным ролям сменилось.
Переход к земледелию вызвал гендерную революцию
После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.
Постепенно отцовское начало восприниматься как главенствующее: ведь именно от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что в итоге вырастет из земли. При этом, чтобы знать наверняка, что вырастет в итоге — пшеница или рожь, нужно точно знать, какое именно зерно было посажено. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин.
Влияние патриархата на мужчин
Несмотря на привилегированное положение, мужчины в текущей общественной системе тоже страдают, поскольку на них давит предписываемая гендерная роль. По версии американского исследователя Роберта Бреннана, озвученной в 1976 году, традиционные принципы «настоящего мужчины» таковы: мужчина не должен проявлять эмоции, но должен быть лидером, физически сильным, готовым решать конфликты физически, агрессивно добиваться женского внимания. Следование стереотипам и устаревшим принципам о «настоящем мужике» часто приобретает нездоровую форму токсичной маскулинности, что вредит как самим мужчинам, так и обществу в целом.
Чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованном поведении», например, драках и небезопасном вождении. Поэтому среди мужчин выше избыточная смертность, к тому же они вдвое реже проходят профилактические осмотры у врачей.
В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты не мужчина, а неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса. Также мужчины, подверженные стереотипам, реже помогают слабым и склонны решать конфликты с применением силы.
Патриархат и экономика
Вопрос-ответ
«Личность», «индивидуальность» человека является предметом изучения
Аспект объекта, изучаемый конкретной наукой и выражаемый посредством научных терминов, называется
В наиболее общем понимании психология – это наука о (об)
закономерностях, особенностях развития и функционирования психики
В психологии сознания, изучающей внутренний мир самого исследователя, основным методом этого изучения был(а)
Ветвь психологии, возникшая в начале ХХ века и изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте, носит название
Вид профессиональной компетентности, заключающийся во владении человеком средствами и способами профессиональной деятельности и способности к их дальнейшему совершенствованию, – это _________ компетентность
Во времена античности и средневековья основным предметом психологии выступало понятие
Воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии с целью изменения его психологических характеристик, называется
Всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные качества и отношения других объектов, называется
Выделение поведения в качестве основного предмета изучения характеризует
Высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий, называется
непосредственное воздействие на объект на основе учета выявленных закономерностей и известных норм
Деятельностное проявление профессионального менталитета называется
Дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности, носит название
Для допуска к самостоятельному исполнению обязанностей психолога-консультанта или психотерапевта в нормативных документах многих стран содержится обязательное требование о прохождении перед этим практики, число часов которой в большинстве случаев должно быть не менее
Документ учебного планирования, содержащий названия учебных дисциплин, время, отводимое на их изучение, распределение их по семестрам, называется
Документ, разрабатываемый для изучения учебной дисциплины, содержащий перечень учебных вопросов, организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия, называется
Документ, разрабатываемый по каждой дисциплине учебного плана и определяющий научное содержание, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий, называется
Знания житейской психологии, в отличие от научной
мало обобщены и ситуативны
Изменение психологии как науки посредством дифференциации ее отраслей тесно связано с ________ характеристиками объекта психологического исследования
Изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний характеризует функцию, выполняемую психологом-практиком
Интегрированная междисциплинарная категория, призванная закрепить представления о целевой модели такого сложного многопрофильного, многоуровневого объекта, как образовательная система, называется
Исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества, называется
К циклу общеобразовательных дисциплин относится
Категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека, носит название
Квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания и предложение психологом наилучшего решения психологической проблемы характеризует функцию, которую выполняет практический психолог
Комплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке психологических характеристик личности, деятельности и коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями называется
Комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния, самочувствия и поведения уровню и целям личностного развития, называется
Краткое, стандартизированное испытание, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, называется
Метод рассмотрения отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов называется методом
Метод, при котором заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах различных людей, называется методом
Мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований, носят название
Многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод
Наиболее стандартизированным видом деятельности практического психолога является
Наука о соотношении врожденного инстинктивного поведения и влияния среды называется
Наука, изучающая различные варианты патологии психического развития, носит название
Науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно скорое практическое использование получаемых знаний, носят название
Обучение в Современном гуманитарном университете основано на технологии обучения
Общее обозначение различных школ и учений, объясняющих через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений, носит название
во Франции в 1849 году
Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений, носит название
Основное исходное положение какой-то теории, науки, мировоззрения называется
Особенности психики людей различных народов и культур изучает
Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию создал
Перед проведением психологического обследования предупреждать человека о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает,
Познание, осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике, называется познанием
Понимание практической психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер связывается с пониманием ее как
Попытки целостного представления существенных связей и свойств определенных областей действительности находят свое выражение в
Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории, в составе которой начинает формироваться особая “психотехническая” теория, основными отличительными признаками которой специалисты называют
субъектность познания, личностный характер получаемого знания
Преобладающее использование принятых в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа проблемных ситуаций, называется профессиональным
Принятые в данном обществе на конкретном этапе его исторического развития определенные правила и требования к различным параметрам проявлений психической активности человека называются
Причинная обусловленность, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов носит название
Процесс и результат самостоятельного соотнесения требований, норм и ценностей профессии с собственным уровнем подготовки, индивидуальными качествами личности и достигнутыми результатами в деятельности носит название
Процесс приспособления специалиста к требованиям и нормам профессии, конкретным условиям профессиональной среды называется
Процесс усвоения общественного опыта в ходе совместной деятельности через «перенесение внутрь» внешних действий и реализуемых ими социальных отношений, носит название
Психология до своего выделения в самостоятельную науку долгое время развивалась в рамках
Психология как самостоятельная наука существует уже около
Система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, осуществляемая средствами практической психологии, носит название
Система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, направленных на сохранение психического здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности, носит название
Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности, называется
Слово «психология» впервые появилось в работах
Совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде, называется
Совокупность относительно однородных приемов практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи, называется
Совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, носит название
Содержание житейской психологии находит свое воплощение прежде всего в
народных традициях, нормах поведения и общения
Способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний, называется
Сравнительный метод, лонгитюдный метод и метод поперечных срезов относятся к группе методов
Та или иная сторона реальности, на изучение которой направлена данная наука, называется
Теория познания носит название
Требования к уровню профессиональной подготовки выпускника вуза изложены в
Требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога и реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения, называются нормами
Универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо конкретной наукой, а применимые к широкому кругу наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок), относятся к методологии
Характерным признаком «синдрома сгорания» является
стремление ограничить круг контактов
Человек как субъект социальных отношений в психологии называется
Явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов и являющиеся результатом исследовательской деятельности, носят название
Социальные нормы: что это, зачем нужно и как действует
Рассказываем, как социальные нормы влияют на жизнь общества, какие виды общественных норм существуют, какие функции они выполняют и чем грозит их несоблюдение.
Понятие социальных норм
Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.
Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.
По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.
Признаки социальных норм
Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:
Виды социальных норм
Все социальные нормы можно разделить на следующие группы:
Рассмотрим подробнее эти виды социальных норм и приведём примеры каждого из них.
Обычаи, ритуалы, традиции
Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.
Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте.
Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.
Нормы морали
Нормы морали, или этические нормы, — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.
При этом цивилизованный человек способен оценивать и корректировать своё поведение без постороннего контроля — за это отвечают такие качества личности как совесть, честь, чувства долга и собственного достоинства. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя.
Нормы права
Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ.
В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм.
Религиозные нормы
Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.
Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY72021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 7 класса.
Эстетические нормы
Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены.
Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Пример эстетической нормы — золотое сечение.
Корпоративные нормы
Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников.
Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.
Формы социальных норм
Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.
По способу закрепления социальные нормы делятся на:
Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.
По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:
Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:
По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.
Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.
Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.
Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.
Функции социальных норм
Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям: