просела тротуарная плитка как исправить
Просела тротуарная плитка как исправить
Прочность и долговечность тротуарного покрытия в значительной степени зависят от качества устройства пирога основания. При контроле проведения работ необходимо обращать внимание не только на качество расходных материалов, но и то, как выполняются операции по уплотнению несущих слоев.
Рис: Примеры проседания тротуарной плитки:
Исправить подобные проблемы без демонтажа всего или части покрытия невозможно, что влечет за собой существенные финансовые траты и неудобства, связанные с проведением работ. Исполнителям ремонта приходится не только заново укладывать тротуарной плитку, но и производить повторное устройство основания.
Правила устройства несущего щебеночного слоя основания
Чтобы не столкнуться с описанной выше ситуацией, мы рекомендуем заказчикам обращать особое внимание на качество работ по устройству основания и, особенно, качество уплотнения (трамбовки) всех его слоев.
Несущий слой должен быть щебеночным. При этом в нем не должно быть много пустот, через которые песок из верхнего подстилающего слоя сможет проникать в тело основания и вызывать деформацию тротуарного покрытия. Качественно подготовленное щебеночное основание представляет собой прочно утрамбованный слой (“корку”), а уплотняющая техника не оставляет следов воздействия.
Рис: Процесс уплотнения щебеночного слоя происходит в несколько проходов
Рис: На плотно утрамбованном основании техника не оставляет следов воздействия
Существуют правила подготовки несущего слоя, следование которым позволяет достичь необходимой прочности основания:
1. Щебеночное основание выполняется методом заклинки, при этом используются основная (20. 40 мм) и расклинивающая (5. 10 мм) фракции щебня.
2. Максимальная толщина уплотняемого слоя ограничивается в пределах 15 см.
3. Производится тщательное уплотнение слоев, при этом важно следить за количеством проходов по одному следу.
4. Уплотнение слоев основания ведется от краев к центру по схеме:
5. Толщина щебеночного слоя в уплотненном состоянии (!) должна составлять 15 см для пешеходных дорожек и 20-30 см для покрытий, рассчитанных на заезд или стоянку а/т.
Правила устройства подстилающего слоя
Рис: Устройство подстилающего слоя из песка
На практике, подрядчики по мощению часто используют в качестве подстилающего слоя не песок, а гарцовку (сухую песчано-цементную смесь). Среди специалистов нет единого мнения по поводу предпочтительности того или другого материала.
Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна составлять 3…5 см (для тротуарных камней/плит толщиной до 12 см).
Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности уплотненного несущего слоя вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя дополнительно следует иметь запас по толщине на вибропосадку плитки. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней мощения и материала подстилающего слоя, она устанавливается по месту. Для песка запас составляет примерно 1,0—1,5 см.
На подстилающий слой укладывается тротуарная плитка, которая после монтажа также трамбуется виброплитой с силиконовым ковриком, защищающем верхний слой покрытия.
Рис: Финальная трамбовка тротуарного покрытия виброплитой с силиконовым ковриком
Другие возможные причины проседания тротуарного покрытия
Данная ситуация часто встречается во внутренних дворах многоквартирных домов, когда жители заезжают на тротуары или пешеходные дорожки, чтобы запарковать свои автомобили. В этом случае толщина слоев основания тротуарного покрытия оказывается недостаточной, и оно не справляется с нагрузками.
Таблица: Конструкция дорожных одежд
Другой причиной проседания тротуарного покрытия может быть неверно выбранный рисунок укладки плитки. Это особенно важно для покрытий с уклоном и покрытий, рассчитанных на движение транспорта.
Укладка плитки по схеме «шов в шов» или «в шахматном порядке» образует сплошные швы, что не пригодно для автомобильного движения!
Рис: Укладка плитки «шов в шов» в местах проезда а/т может стать причиной разрушения покрытия
Рис: Укладка плитки «в шахматном порядке» подходит только для мощения пешеходных зон
Предпочтительно укладывать плитку в разбежку («ложковая укладка» и, особенно, «елочкой»). Эти схемы укладки обладают высокой степенью заклинки (перевязки) камней мощения относительно друг друга. При эксплуатации все места стыков подвергаются примерно одинаковому износу и в контакте с колесом находится максимальное количество камней.
Рис: Примеры перевязки тротуарной плитки (схемы а, б, в, г – пригодны для автомобильного мощения, схема д – только для пешеходного)
В заключение
Даже самая качественная тротуарная плитка не гарантирует долговечность и целостность Вашего покрытия, если не была соблюдена технология ее укладки.
Мы настоятельно рекомендуем тщательно подходить к вопросу выбора подрядчиков, проверять их компетентность и контролировать весь ход выполнения работ по мощению. Это избавит Вас от возможных проблем при дальнейшей эксплуатации тротуарного покрытия и позволит наслаждаться качественным благоустройством Вашего участка или общественной придомовой территории долгие годы!
Как ремонтировать и заменять тротуарную плитку
Неприятные случаи с тротуарной плиткой могут случаться часто и причины этому могут быть всегда разные. Но все эти проблемы в большинстве случаев имеют несложные решения. Главное определиться с поставленной задачей и приступить к работе. Вам может понадобиться заменить отдельную тротуарную плитку из-за ее изношенности или провала, возможно, это будет небольшой участок плитка, на котором утратила свой вид или просела, образовывая лужи на площадке после дождя. А может у Вас отошли или провалились бордюры от плитки? Все это исправляется и не стоит бояться браться за работу или откладывать вызов мастеров.
Исправляем провалы тротуарной плитки
С этой проблемой можно столкнуться, если укладка проводилась без соблюдения всех норм: основание, на которое укладывалась плитка (не песчаная подушка, а земля), имела полости или до укладки там проводились земляные работы, что и вызвало оседание плитки; песчаная подушка, гарцовочный слой были плохо утрамбованы. Эти провалы портят не только внешний вид площадки, но и собирают в себе воду после дождя — это не то, что Вы хотели бы видеть у себя во дворе или около него, правда?
Для того, чтоб избавиться от этого нужно разобрать этот участок, немного захватив места, где провала не произошло. Желательно разбирать так, чтоб получить участок прямоугольно или квадратной формы — это необходимо для удобного выравнивания нового гарцовочного слоя.
Итак, плитка разобрана. Смесь, на которую укладывалась тротуарная плитка, по всей видимости уже затвердела и нам необходимо разрыхлить эту поверхность и снять. На место убранной гарцовки помещаем уже свежую и тщательно утрамбовываем. Выравниваем поверхность и приступаем к укладке. Чтоб плитка плотно садилась на прежнее место, ее нужно очистить от прилипшей к ней смеси песка и цемента. После укладки проверяем уровень плитки при помощи длинного строительного уровня проверяем, чтоб плитка не была впавшей или наоборот поднятой. Засыпаем швы песком или гарцовкой и радуемся обновленному внешнему виду тротуарной плитки. Тем она и хороша, что ее замена очень быстра и не влечет за собой много побочной работы.
Поправляем бордюры тротуарной плитки
Что касается бордюров (поребриков), тот тут тоже не все так страшно и их ремонт или замена также проводится без особых усилий. Просто перед тем, как приступить к установке и закреплению бордюров, нужно понимать, что они должны держать плитку очень долгое время и если у плитки и поребриков будут какие-то разрушения, то они должны происходить исключительно из-за течения времени, а не от некачественной работы. Также может просесть бордюр из-за подмыва грунта.
Поэтому место, на которое будут устанавливаться бордюры, должно быть хорошо утрамбовано и присыпано концентрированной гарцовкой или сухим бетоном (раствором). Сухой нужен для того, чтоб при установке он не проваливался в жидкую массу, а четко фиксировался. После установки бордюр должен закрепится с обеих сторон раствором. Высоту определяете сами, исходя из уровня плитки (с одной стороны) и земли (с другой). Желательно, чтоб раствор закрывал как минимум половину бордюра.
Проваленный или разрушенный бордюр сначала нужно освободить от раствора, который его держит, а также минимизировать разрушение тротуарной плитки. Для этого нужно сначала убрать бордюр, а потом разобрать небольшой участок плитки около бордюра или бордюров. Устанавливаем поребрик по технологии, которая указана выше и оставляем на время пока раствор не застынет. После этого засыпаем гарцовку и трамбуем участок между бордюром и плиткой. Трамбовать нужно хорошо, иначе плитка около края будет проваливаться.
Как переложить тротуарную плитку
Почему проваливается тротуарная плитка?
Основные причины проседания ФЭМ:
Как самостоятельно переложить тротуарную плитку, если она просела?
Для замены плитки своими руками потребуются простые слесарные инструменты: молоток с прорезиненным наконечником, уровень, долото или монтировка.
Как заменить просевшую плитку в середине двора – основные этапы:
Почему трескается плитка и как этого избежать?
В большинстве регионов России межсезонье и зимы часто преподносят неожиданные и неприятные сюрпризы. Сильные морозы сменяются неожиданными оттепелями, а затем холода возвращаются снова. Какие же процессы происходят в это время в плитке? При длительных отрицательных температурах ФЭМ немного сжимаются, что приводит к расширению межплиточных швов. Во время потепления вода затекает в швы, а затем впитывается в брусчатку. Если после такой оттепели следуют сильные морозы, то вода в бетонном элементе замерзает, расширяется, что становится причиной появления глубоких трещин. Избежать необходимости ремонта растрескавшейся из-за мороза плитки можно покупкой качественной брусчатки, изготовленной из бетона высоких марок водонепроницаемости и морозостойкости.
Второй причиной растрескивания ФЭМ могут стать нагрузки, превышающие допустимую для данной плитки величину. Поэтому перед покупкой необходимо правильно определить требуемую толщину материала.
Третья причина появления трещин на поверхности брусчатки – падение тяжестей. Несколько сильных ударов даже по прочным ФЭМ – и потребуется их частичный ремонт.
Как заменить потрескавшуюся брусчатку?
Если после зимы с морозами и оттепелями, ударов или сильных нагрузок потрескались отдельные плитки, то их необходимо осторожно извлечь с помощью монтировки. Ее вбивают между поврежденным и целым элементом. На целую плитку под монтировку кладут деревянный брусок, чтобы избежать ее повреждения. Стенки соседних ФЭМ очищают от песка и грязи, выравнивают песчаный слой, укладывают новую брусчатку, засыпают швы песком.
В каких случаях может потребоваться полная перекладка старой тротуарной плитки?
При подготовке основания под мощение необходимо соблюдать уклоны, которые могут быть: продольными, поперечными, продольно-поперечными. Но они должны быть не менее 5%, то есть 5 мм на каждый метр. Если дорожка или площадка расположена возле здания, то уклон должен быть направлен в сторону от строения. Если такие уклоны при мощении не были предусмотрены, то на плиточном покрытии постоянно образуются лужи, а сами ФЭМ находятся в водонасыщенном состоянии. При отрицательных температурах вода в порах замерзает и покрытие быстро выходит из строя. В этом случае потребуется полное снятие плитки и обустройство основания с учетом необходимых уклонов.
Как избежать прорастания травы в межплиточных швах?
При укладке ФЭМ между соседними элементами, брусчаткой и бордюром остаются швы, выполняющие важные функции:
Отвод в грунт дождевых и талых вод – предотвращает скопление воды на покрытии, появление луж.
Компенсация температурного расширения элементов покрытия при высоких температурах.
Но, наряду с положительными сторонами, наличие межплиточных швов имеет небольшой недостаток: между ними прорастает трава из семян, которые заносит ветер. Предотвратить эту проблему можно на стадии монтажа покрытия. С этой целью на грунтовое основание прокладывают слой геотекстиля, предотвращающий прорастание сорных трав.
Тротуарная плитка: ошибки
Когда-то было принято бетонировать и асфальтировать все подряд – от городских мостовых до дачных дорожек и зон отдыха. Сегодня в моду вошла тротуарная плитка – сравнительно недорогой, красивый и неприхотливый в уходе материал. Его легко заменить в случае необходимости, а при укладке, казалось бы, не должно возникать никаких сложностей. И все же, не следует забывать, что выбор и укладка тротуарной плитки – важный строительный проект, от которого зависит привлекательность экстерьера загородного дома. Участница форума «Дом и дача» рассказывает об основных ошибках, которые случаются при мощении дорожек.
Первая ошибка была допущена irusya8 при выборе плитки. Доверившись советам друзей, хозяева обратились в фирму, которая производила плитку неподалеку от их дачи. Внешне красивые и ровные изделия с насыщенным цветом произвели впечатление, а продавец сумел заинтересовать хорошими ценами, поэтому на остальное не обратили внимание. Две недели ожидания, и вот долгожданная тротуарная плитка изготовлена на заказ и привезена, дорожки отсыпаны песком, началась укладка, а вместе с ней – и проблемы.
Хозяева поняли, что на такой важный элемент, как бордюр, они зря не обратили внимания при покупке, и это стало второй ошибкой. Бордюр должен быть ровным, чтобы один элемент плавно переходил в другой. У irusya8 камень оказался порою толще, порою – тоньше, в результате бордюр местами получился волнистым. Кривой, да еще и разной по структуре, оказалась и плитка, хотя заказывали только гладкую и матовую. Цвет был неустойчив, краситель сходил, окрашивая при поливе цементно-песочную смесь. Обнаружилось много плитки, сколотой по углам, в результате было много отходов, а плитки не хватило на несколько метров дорожки.
При покупке тротуарной плитки следует учесть несколько моментов: в любой партии может содержаться некондиционный материал, согласно со стандартами его должно быть не более 5%. В процессе укладки некоторая часть материала при подрезке пойдет в отходы. Несколько запасных плиток следует также иметь, если вы захотите что-то изменить или впоследствии подремонтировать. Поэтому плитки надо покупать на 7-10% больше площади облицовываемой поверхности.
Недоразумения возникли и с бригадой укладчиков. Хозяева поверили ладным байкам бригадира, расхваливавшего своих рабочих, а на деле оказалось, что за «все умеющими» таджиками нужен глаз да глаз. Две недели irusya8 почти не отходила от них ни на шаг, пытаясь контролировать все их действия, но все равно кладка оказалась некачественной, с большим количеством впадин, в которых собиралась вода. Третий вывод форумчанки: постоянно проверяйте ровность кладки уровнем!
В завершении вылезла еще одна проблема. Бригадир убедил хозяев все стыки плитки засыпать цементно-песочной смесью, а не просто песочной, чтобы между плитками не проросла трава. Те дали согласие, в результате им пришлось немало усилий потратить на то, чтобы оттереть цемент от плитки: красная стала серой, а серая – тоже в разводах.
Лучше укладывать плитку на песчано-цементную смесь в соотношении 1:8-1:10: цемент просто свяжет песок, чтобы тот не вымывался водой. Швы следует засыпать отсевом щебня фракции 0-10, поскольку в природном камне швы достаточно большие, песок будет вымываться. Можно просыпать швы отсевом на 30-50%, а остальные – землей (на 50-70%) с семенами травы – получится очень эффектно.
Участник форума blagostroy-rnd, имеющий десятилетний опыт укладки тротуарной плитки, советует придерживаться такой технологии:
Самое главное – делайте все аккуратно и неспеша: тогда результат будет вас радовать долгие годы!
По материалам участников форума «Дом и Дача»
Причины и варианты решения по устранению просевшей тротуарной плитки
Если спустя несколько лет после устройства тротуарной плитки отдельная часть пространства начинает деформироваться, это говорит о нарушениях технологии укладки такого типа покрытия. Однако не стоит переживать и скороспешно подсчитывать убытки, поскольку такую проблему вполне можно решить самостоятельно. Конечно, идеальным вариантом было бы вызвать горе-мастеров и заставить их восстановить покрытие.
Если спустя несколько лет после устройства тротуарной плитки отдельная часть пространства начинает деформироваться, это говорит о нарушениях технологии укладки такого типа покрытия. Однако не стоит переживать и скороспешно подсчитывать убытки, поскольку такую проблему вполне можно решить самостоятельно. Конечно, идеальным вариантом было бы вызвать горе-мастеров и заставить их восстановить покрытие. Вот только не всегда можно найти виновных, поскольку в стоимость тротуарной плитки уже заложена и стоимость работ по ее укладке. Поэтому целесообразнее устранить просевший участок собственноручно.
ПРИЧИНЫ ПРОСЕДАНИЯ ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ
Перед устранением любой проблемы очень важно выявить причины ее возникновения и проседание тротуарной плитки – не является исключением. Опытные специалисты отмечают, что причин провала плитки может быть несколько, как правило, они кроются в несоблюдении технологии укладки, а также могут быть следствием природных явлений.
К примеру, плитка очень часто проседает из-за недостаточного уплотнения основания. Особенно ярко это выражается, если перед укладкой плитки на участке проводились земельные работы (устройство канализации, пр.). После укладки труб в землю иногда рабочие упускают один очень важный момент – уплотнение грунта. И если данный этап опустить уже через несколько лет плитка непременно просядет под негативным воздействием природных явлений. Обычно это наблюдается ранней весной после оттаивания замершей почвы, которая под воздействием излишней влаги дает усадку.
Еще одной причиной, которая может вызвать проседание дорожного покрытия, выступает повышение уровня грунтовых вод. Во многом это обусловлено перемещением слоев земли в процессе планировки участка. Также это можно объяснить естественным процессом природы – изменение направления течения грунтовых вод. В результате на участке, где никогда не наблюдались грунтовые воды, они могут внезапно появиться и внести в существующий дизайн свои изменения.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ УЧАСТКОВ
Работы по восстановлению просевшей плитки начинают с демонтажа проблемного участка. Если в процессе эксплуатации и вследствие проседания основания плитка была деформирована, также потребуется купить тротуарную плитку поштучно в необходимом количестве. Далее на просевшем участке выбирают грунт (грунт следует удалять на глубину не более 50 – 60 см) и засыпают основание песком, слой которого должен составлять 2 – 3 см. Таким образом, происходит восстановление просевшего грунта. Данные работы также требуют проведения плотной утрамбовки нового основания.
Поскольку основание переделывается, не лишним станет использование вместо земли щебня. В отличие от грунта щебень имеет высокую плотность, благодаря чему – он не впитывает из земли влагу и исключает последующую усадку основания. В результате вся влага, присутствующая в почве и поступающая извне не будет накапливаться в основании, а будет стекать вниз. Также стоит отметить, что щебень очень хорошо выдерживает колебания температур, помогая сохранить целостность дорожного покрытия.
При необходимости восстановить слишком габаритный просевший участок, потребуется устройство дренажной системы. Для этого на дно траншеи нужно установить дренаж, который станет отличным решением проблемы появления грунтовых вод. Как только все работы по укреплению основания выполнены, можно приступать к укладке плитки. И напоследок хочется отметить следующее: несмотря на то, что стоимость тротуарной плитки по сравнению с другими материалами является вполне доступной, работы по восстановлению просевшего покрытия могут отнять драгоценное время. Поэтому нужно тщательно следить за проведением работ по устройству такого покрытия.
«Прага» – сеть салонов тротуарной плитки, которая предлагает комплексный подход к благоустройству придомовой территории.