ребенок вместо д говорит г как исправить

Как научить ребенка говорить букву Д: упражнения, если не выговаривает

Постановка звука «Д» важна не только для чистой речи малыша, но и для восприятия им окружающего мира в целом. Ведь когда ребёнок постоянно ошибается в звуках и заменяет один на другой, в его голове происходит точно такая же путаница. Это чревато развитием дислексии и дисграфии, и, как следствие, неуспеваемостью в учебе и затруднениями при выборе профессии.

В раннем детстве неправильное произношение исправляется быстрее и эффективнее, чем у школьников. Автоматизация звука «Д» прививается постепенно через регулярные занятия.

Диагностика произношения «Д» у дошкольников

Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.

Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее. Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением.

Диагностику дома можно провести следующим образом:

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.

Как поставить произношение буквы «Д»

Звук «д» является переднеязычным, звонким, согласным и твёрдым. Для его артикуляции язык прижимается к нёбу и верхним передним зубам. Если малыш не умеет это делать, то потребуется подготовительный этап для того, чтобы научить говорить «д». Для начала нужно укрепить язычок ребёнка.

Есть специальные упражнения:

Когда ребёнок освоит новые навыки, можно приступать к увеличению нагрузки. Давать задания посложнее и вместе с ним практиковаться в произношении.

Задания для постановки звука «Д»

Существуют специальные упражнения, с помощью которых можно успешно заниматься в домашних условиях. Для лучшего результата рекомендуется выполнять сразу комплекс заданий, чередовать их между собой и не останавливаться на каком-то одном.

Эффективной на практике себя показала следующая подборка артикуляционной гимнастики:

«Улыбка». Ребёнку необходимо сомкнуть зубы и как можно шире улыбнуться, тем самым растягивая губы к ушам. В таком положении нужно находиться около 7 секунд.

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

«Наказание язычка». Нужно верней губой постучать по языку, повторяя слог «пя» быстро.

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

«Лопатка». Вытащить широкий язык и положить его на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Здесь нужно внимательно следить, чтобы губа не напрягалась, а язык не дрожал.

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

«Задувание свечи». Следует сложить губы трубочкой и сделать сильной выдох, чтобы погасить свечу.

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

«Мячик в ворота». Ребёнок должен построить ворота их кирпичей или конструктора. Затем скатать шарик из ваты и пытаться задуть его в ворота. Эта и пятая задачи направлены на создание правильного выдоха, благодаря которому развивается произношение звуков.

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

«Фырканье лошади». Изобразить полоскание зубов, надувая поочередно верхнюю и нижнюю губы. Затем имитировать фыркающие движения губ.

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Постановка звука «Д» слабослышащим детям

Детей с незначительными отклонениями в слухе, которые не выговаривают букву «Д», обучают немного по другой методике. Главное, чтобы ребенок слышал и понимал свою речь. Для этого проводится предварительное постановочное занятие, на котором малышу показывают правильное произношение.

Существует 2 способа:

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

После того, как ребёнок усвоит разницу в звуках, можно начинать тренироваться по общей схеме. Но для слабослышащих детей лучше упражняться перед зеркалом, чтобы занятия имели наглядный эффект.

Дифференциация звука «д» и «т» в слогах и словах

После первичной постановки звука важно, чтобы малыш их мог различать в речи самостоятельно. Для закрепления этого навыка тоже разработаны специальные упражнения. Они помогут ребёнку понимать твёрдый и мягкий звуки «д» и «дь», «т» и «ть», которые малыши чаще всего путают.

Упражнения на дифференциацию для дошкольников состоят из следующих заданий:

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Также существует игра, в которой ребёнок должен придумать предложения. Вы даёте ему вспомогательные слова, а он составляет предложение. К примеру, так:

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Для дифференциации звуков можно использовать практически любые стихотворения, ведь буквы «д» и «т» используются часто. Например:

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Автоматизация в словах и слогах

Процесс автоматизации подразумевает отработку навыка. Это заключительный этап упражнений на пути к чистому произношению. Ребенок уже умеет правильно произносить звуки и различает их в речевом материале. Остается только закрепить знания.

Для этого хорошо подходят различные поговорки, скороговорки и пословицы с буквами «д» и «т».

Ниже представлены примеры для автоматизации:

Также для автоматизации звуков можно использовать чистоговорки, содержащие «д» и «т».

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дети с любопытством реагируют на подобные задания в игровом формате. Они вовлекаются и легко усваивают информацию.

Чем интереснее подача материала по постановке и закреплению звуков, тем лучше ребёнок запоминает правила.

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Терпение и труд всё перетрут

В заключение хочется сказать, что при системном подходе ребёнок обязательно освоит правильное произношение звуков. Невозможно точно предположить, сколько времени потребуется для успешного завершения занятий по постановке и автоматизации звука «Д». Это зависит от особенностей растущего организма малыша. Но все приложенные усилия по коррекции речи однозначно окупятся сторицей, и ребенок начнет произносить звуки более четко и уверенно.

Источник

Звук [Р] считается одним из самых сложных и появляется в речи ребенка к 4-5 годам. К сожалению, часто встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.

Картавость – это неправильное произношение твердого и мягкого звука [Р], которое не соответствует фонетическим нормам русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у этого дефекта есть и научное название – ротацизм.

Нормальное произношение звука [Р]

При произношении звука [Р], рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих проблем), то у ребенка развивается картавость.

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Основные виды ротацизма

Картавость может по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп этого дефекта:

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

При этом возможны различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды ротацизма:

Причины картавости

Картавость может возникать из-за различных причин:

Ротацизм возникает при простой дислалии, когда наблюдается неверное произношение одного звука. Часто ротацизм входит в состав сложной дислалии, т.е. при полиморфном нарушении звукопроизношения. Ротацизм также может быть одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Какие методы диагностики существуют

Картавость диагностируется в ходе оценки речевого статуса ребенка. Специалист собирает анамнез, после чего проводятся следующие исследования:

В некоторых случаях также может понадобиться дополнительное обследование у ортодонта, либо неврологическая диагностика.

Можно ли и как избавиться от картавости

Родителям важно следить за тем, как именно разговаривает их ребенок. Звук Р считается одним из самых сложных при постановке, поэтому если он не выговаривается до 4,5 лет, то это можно считать физиологической нормой.

Но здесь есть одно очень важное уточнение: если у ребенка есть и другие проблемы со звукопроизношением, либо [Р] он произносит картаво, то велика вероятность того, что у него останется дефектное произношение, если не обратиться за логопедической помощью. Если ребенок уже картавит, то начинать занятия надо в возрасте 4,5-5 лет – это наиболее благоприятный период, потому что психика детей пластична, и они могут избавиться от своих проблем к началу учебного периода.

Чтобы избавиться от картавости, необходима комплексная работа логопеда. Проводится артикуляционная гимнастика, основной задачей которой является выработка верхнего подъема языка, активизация кончика языка, вызов вибрации языка, а также растяжение подъязычной связки.

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Для этого проводятся следующие упражнения:

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Постановка звука

После артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, можно переходить к постановке звука. Это один из методов комплексной работы, который позволяет убрать картавость у ребенка.

Постановка возможна следующими способами:

Автоматизация

Автоматизация звука проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.

Обязательно используются скороговорки со звуком Р:

«Рос в реке ершонок,

Рос, рос, стал ершом,

«Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

«Жили-были раки, раки-забияки.

Жили раки шумно, затевали драки»

Заключение

Исправление картавости может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения, функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.

Все зависит от регулярности проведения занятий, а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка. От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит эффективность проводимой коррекции.

Источник

Постановка звука «Д»

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Твёрдый звук «Д» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к переднеязычным, активную роль в его артикуляции играет передняя часть языка.

Виды и причины нарушения произношения

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Постановка звука

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Если родители самостоятельно работают над автоматизацией нового для ребёнка звука, они обязательно должны следить, чтобы звук над которым они работают произносился чётко и акцентировано. Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Д».

Автоматизация твёрдого звука «Д» в словах:

Добыча, долг, дуб, дух, дырка, духовка, дар, подарок, помидор, ладонь, вода, воздух, драка, задание, подмога, чердак, сандали, дно.

Автоматизация твёрдого звука «Д» в словосочетаниях:

Дай ягоду, домашнее задание, подмети в доме, длинная дорога, педаль велосипеда, дождливая погода, дай воды, новогодний праздник.

Автоматизация твёрдого звука «Д» в предложениях:

В саду дует ветер. Во дворе лежат дрова. Я пойду домой. Люда дала Даше мандарин. По дороге идут два дога. Над домом радуга. Подлей в ванну холодной воды.

Автоматизация твёрдого звука «Д» в стихах:

— Дайте чемоданчик, детки!
— Где же он?
— На табуретке!
(Г. Виеру)

Автоматизация твёрдого звука «Д» в рассказах:

«ДОРМИДОНТЫЧ, ДЖУЛЬБАРС И ДРУГИЕ»
Добрый день, дорогие дети!
Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы добрались до буквы Д. Должен, кстати, доложить вам, что я давно живу на улице Достоевского в доме двадцать девять, вход со двора.
В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девушки, дети, дворник Дормидонтыч и две собаки — добродушная дворняжка Дружок и доберман-пинчер Джульбарс.
Есть у нас долгожитель — дедушка Дудочкин. Он дожил до 99 лет. Есть дрессировщик Дельфинов (он действительно дрессирует дельфинов). Есть девочка Даша, дочка дрессировщика Дельфинова. Есть двоечник и драчун Дима Деточкин. Он любит дергать Дашу за косички. Есть доктор–дантист Денежкин, двоюродный дядя Димы. Есть даже депутат товарищ Дмитрюк Д. Д.
Все жители нашего дома живут дружно, относятся друг к другу доброжелательно, даже к двоечнику Диме (в те дни, когда он не дерется и не дразнит добермана-пинчера).
(Л. Каминский)

Источник

Ребенок вместо д говорит г как исправить

Ожидайте

Перезвоните мне

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть фото ребенок вместо д говорит г как исправить. Смотреть картинку ребенок вместо д говорит г как исправить. Картинка про ребенок вместо д говорит г как исправить. Фото ребенок вместо д говорит г как исправить

Аннотация: Речевая слуховая агнозия – это нарушение слухового восприятия, которое встречается не только у детей, но и у взрослых.

Статья:

Речевая слуховая агнозия – это нарушение слухового восприятия, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. Это неспособность распознавать звуки: шум дождя, звон колокольчика, интонацию, тембр, схожие слова. Страдает фонематический слух – способность слушать и слышать звуки речи при сохранном физическом слухе. Поэтому ребенок говорит, как слышит, часто не понимая, чего от него хотят окружающие. Например, команду «постучи ложкой по столу» он может услышать как «асучи окой а лу» и не понять. Как исправить это нарушение, расскажу сегодня.
Причины нарушения слухового восприятия
Основной причиной данного расстройства является незрелость проводниковых связей между различными зонами головного мозга. Возникает она вследствие родовых травм, асфиксии плода, инфекционных заболеваний младенца, стрессовых ситуаций, деменции. В связи с этим различают два вида нарушения слухового восприятия: сенсорная алалия и речевая слуховая агнозия.

В первом случает человек не понимает обращенную речь, хотя может чисто воспроизвести услышанную фразу. Нет связки между слуховой оболочкой слова и предметом. Например, инструкцию «дай кружку» сенсорный алалик вообще не поймет, но повторит четко «дай кружку». Слухоречевой агнозик некорректно слышит инструкцию, понимает, что надо что-то дать. Может принести вместо кружки вилку, произносит: «ай йку». Речевую слуховую агнозию еще называют нарушением фонематического слуха.

Формирование фонематического восприятия

Фонематический слух – способность дифференцировать звуки речи. От рождения до средней школы ребенок проходит большой путь, чтобы научиться не только различать звуки, но и правильно затем отражать их на письме, четко соблюдая последовательность в слове, не пропуская и не заменяя их. Фонематическое восприятие – это показатель того, насколько хорошо человек чувствует звуки в речи, произносит слова в определенном ритме, не переставляя слоги в словах.

Формирование фонематического восприятия включает в себя не только речевое развитие, но и моторное планирование, увеличение объема слухоречевой памяти. Способность к анализу звуковой оболочки слова появляется тогда, когда ребенок может удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию. Поэтому уже с двухлетнего возраста работаем над развитием слухоречевой памяти. Инструкция: положи банан в зеленую тарелку, арбуз в красную. Начинаем с двухступенчатой инструкции, затем усложняем: положи сначала зеленый камешек, потом красный, затем синий. Сначала произносим команду, ребенок должен ее прослушать, удержать в голове и выполнить правильно. Здесь же развивается моторное планирование: что сначала, что потом.

Работа над формированием фонематического слуха проводится в три этапа:
1 – распознавание неречевых звуков;
2 – работа с музыкальными инструментами, развитие темпа, ритма, силы звучания;
3 – распознавание речевых звуков: схожих слов, слогов, звуков.

Если у малыша не сформировались межполушарные проводниковые связи, отвечающие за восприятие звуков, необходимо научить его различать сначала неречевые звуки. Берем подручные предметы: ключи, погремушку, деревянный молоточек, воду, бумагу, металлические ложки, вилки, кружку, камешки, монетки, бусинки, спички, различные крупы (манку, гречку, рис), фасоль, бобы, муку.

С каждым предметом сначала знакомим по отдельности. Крупы, монеты, камушки, спички, бусинки насыпаем в коробочки, в спичечные коробки или футляры от киндеров. Учим ребенка слушать, как переливается из стакана в стакан вода, как шуршит сминаемая бумага, гремит связка ключей, погремушка, как стучит молоточек. Затем оставляем предметы для двойного действия, например, воду и ключи. Просим ребенка отвернуться, переливаем воду. Покажи, что я сейчас делала? Показал. Снова отвернулся, погремели ключами. Покажи, что звенело? Далее добавляем все больше «шумных» предметов: сминаем бумагу, переливаем воду и гремим погремушкой. Сначала берем более шумные предметы, потом схожие по звучанию.

Можно записать на диктофон звон ключей, стук ложки об стол, шум дождя, стук молоточка, бой барабана. Надо дать ребенку прослушать, как звучит, а потом предложить угадать, что звучало. В 2 года он может не понимать и не различать музыкальные инструменты. На прогулке и дома нужно обращать внимание на различные шумы: гудит пылесос, дрель за стеной, капает дождь, дует ветер, стучит отбойный молоток на стройке, едет машина, мотоцикл, трактор и т.п.

В футляры от киндеров (или в спичечные коробки) помещаем по отдельности монеты, пластмассовые бусинки, спички, стирательные резинки, стеклянные камешки, муку. Один футляр оставляем пустым. Лучше продублировать коробочки, чтобы потом ребенок смог найти такой же звук. Гремим, показываем, что внутри коробочки, подкрепляем картинкой для неговорящих детей. Затем снова гремим, малыш должен угадать, что звучало, показать на картинку. Параллельно можно закреплять понятия, что из чего сделано, и пополнять словарь прилагательными: бусы из пластмассы – пластмассовые, спички из дерева – деревянные и т.д. Когда малыш научится распознавать все «резиновые» и «стеклянные» звуки, попросите, чтоб он выбрал из продублированных коробочку со схожим звучанием.

Задачей посложнее будет научить ребенка различать совсем похожие звуки. Попросите потрясти такие же закрытые коробочки и отличить рис от гречки, фасоль от бобов, муку от манки, бобы от камешков Марлбс. Пока ребенок не научится четко различать все эти шумы, дальше идти нельзя.

В 2,5-3 года ребенок уже может различать звучание музыкальных инструментов. Поиграем в «Угадай, что звенит». Знакомим со звуками дудочки, свирели, контрабаса, ксилофона, трещотки, маракасов, бубна и т.д. При работе музыкальные инструменты нужно брать вместе с ключами, водой. Также учимся слушать тишину.

Ставим ширму перед ребенком, а за ней колокольчик, звоночек, погремушку. Погремели – «покажи, что звучало». Завязываем малышу глаза, звеним колокольчиком сверху, снизу, сзади, спереди, слева, справа: «покажи, где звенел колокольчик». Помимо неречевых звуков надо работать над ритмом. Повтори за мной ритм (но только не с ребенком с нарушением сенсорного восприятия): раз-два, раз-два-три. Можно отстучать на барабане, на пианино, на ксилофоне. Также обязательно развивать тембр, высоту, силу звучания (громче, тише). Попросить ребенка поиграть в той же последовательности на инструментах, в которой играли вы.

Параллельно с музыкальными инструментами развиваем условно-двигательные реакции. Пока я дую в дудочку, ты бежишь. Пока гремлю погремушкой, кидаешь монетки в копилку. Бегаем вокруг стула, (можно с группой детей), пока стучит бубен. Когда малыш научится четко выполнять все инструкции, отличать звучание музыкальных инструментов, воспроизводить ритм, тогда переходим к следующему этапу формирования фонематического восприятия.

Последний, третий этап работы по преодолению речевой слуховой агнозии, – распознавание звуков речи. Этап включает в себя дифференциацию не только звуков, но и интонаций, силы, тембра голоса. Уже с года малыш отличает папин голос от маминого. Для развития фонематического слуха на этом этапе можно всей семье сесть в круг, ребенок в центре с закрытыми глазами. Поочередно то мама, то папа, то дядя, то тетя, то бабушка, то дедушка произносят его имя. Ребенок должен показать или сказать, кто его позвал. Затем надо позвать громко, тихо, шепотом, жалобно, весело, ритмично по слогам. Малыш снова угадывает, кто позвал шепотом, а кто с восклицанием.

В норме в 2 годика ребенок слышит ошибки в чужой речи. К 3 годам слышит некорректные звуки и в своей речи. К 4 годам может определить, какое слово длинное, а какое короткое. Ребенок с речевой слуховой агнозией затрудняется определить длину слова, часто не может произнести даже короткое слово «дом». Поэтому подключаем картинки с короткими и длинными словами, отхлопываем. «Дом» – хлопнули один раз, короткое слово. «Че-ре-па-ха» – хлопнули 4 раза, длинное слово.

Далее начинаем работать над различением слов-квазиомонимов, отличающихся одним звуком: ком-дом-том-сом. Можно поиграть в игры. Комкаем бумагу (снежок-ком). Инструкция: кидай ком в корзину, если услышишь слово «ком». Произносим: «кукла, собака, крыса, том, дом, сом, лом, КОМ», выделяя нужное слово голосом. Сначала произносим непохожие по звучанию слова. Или: «кидай сома в воду, если услышишь слово «сом».

Выбираем слова в зависимости от класса слоговой структуры, над которым мы работаем. Если они двусложные, и ребенок не различает [к]-[х], берем, например, слово «муха». Инструкция: бей по столу хлопушкой (можно свернуть в трубочку лист бумаги), когда услышишь слово «муха» («мута, муга, мула, мука, мура, МУХА)». Можно использовать несуществующие слова, выделяя нужное голосом. Надо отработать очень много слов, чтобы ребенок это усвоил.

Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки, не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие не выговаривает свистящие звуки.

После отработки западающих звуков в словах, берем слоги. Если ребенок путает [б]-[п], берем слоговые цепочки. Повтори за мной: ба-ба-па, ба-па-ба, па-ба-па и т.д. Аналогично при замене звуков [г]-[к], [д]-[т], [с]-[з], [с]-[ш]. Можно использовать ритмические ряды в виде машинок разных цветов, камешков, фишек. Выкладываем камешки: красный – слог «да», синий – «га». Нажимаем пальчиком попеременно: да-га-да-га-да-га. Импровизированная игра на пианино: левая рука – «та», правая – «да». Взмахи рук: та-та-да, да-да-та, да-та-да. Прохлопывание, протопывание слогов в слове. Игра в ладошки с отрабатываемыми звуками.

В норме фонематический слух формируется к 5 годам. После преодоления нарушения слухового восприятия учим ребенка определять место звука в слове (первый, последний, посередине), соседа звука справа и слева. Таким образом готовим дошкольника к звуковому анализу, синтезу и формированию такого сложнейшего механизма, как письмо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *