реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

ДСШ реле

Реле ДСШ относятся к реле I класса надежности и используются в качестве путевых в рельсовых цепях переменного тока частотой 25 Гц (ДСШ-13, ДСШ-1 ЗА) и

Обмотка местного элемента

Напряжение, В, не более

Обмотка путевого (линейного) элемента

прямого подъема сек

полного подъема сек

прямого подъема сек

полного подъема сек

Ом, на частоте 50 Гц

50 Гц (ДСШ-2, ДСШ-12) и в качестве линейного (ДСШ-2).
Электромагнитная система реле ДСШ (табл. 5.13) состоит из двух электромагнитов переменного тока (местного и путевого элементов), в зазоре между которыми в вертикальной плоскости вращается легкий алюминиевый сектор. Угол поворота сектора задается снизу и сверху ограничителями. При перемещении сектора его ось через контактные тяги воздействует на подвижные контакты реле. Если при включении реле его сектор опускается вниз, необходимо сменить фазу тока путевого или местного элемента.

Электрические характеристики реле измерены на переменном токе частотой 50 Гц при номинальных сдвигах фаз: для реле ДСШ-2 ток путевого элемента опережает напряжение местного элемента на угол (20±5)°; для реле ДСШ-12, ДСШ-13, ДСШ-13А — ток путевого элемента отстает от напряжения на местном элементе на угол (162 ±5)°.
Прямой подъем сектора соответствует моменту замыкания всех фронтовых контактов, полный подъем — моменту касания обжимкой сектора верхнего упорного ролика, отпускание — моменту размыкания всех фронтовых контактов.
Контактная система реле ДСШ-2 — 4 фт, 2ф, 2т, реле ДСШ-12, ДСШ-13, ДСШ-1 ЗА — 2ф, 2т; раствор контактов не менее 1,5 мм, неодновременность замыкания не более 0,4 мм; переходное сопротивление замкнутых контактов не более 0,5 Ом. Контакты реле обеспечивают 1 • 10+6 коммутаций цепи переменного частотой 50 Гц тока 1 А, 110 В при cos

Допустимый диапазон температур окружающего воздуха от —50 до +60 °С. Размеры реле 220Х134Х Х203 мм; масса 6,1 кг.

Источник

Изучение принципа действия и конструкции индукционных реле переменного тока типа ДСШ и ДСР, исследование их основных параметров

Страницы работы

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Содержание работы

Петербургский Государственный Университет

Кафедра «Автоматика и телемеханика на железных дорогах»

Лабораторная работа № 85

«Исследование временных параметров реле»

по дисциплине «Теоретические

основы автоматики и телемеханики»

1. Содержание

2. Цель работы

Основная задача лабораторной работы – изучение принципа действия и конструкции индукционных реле переменного тока типа ДСШ и ДСР, а ток же исследование их основных параметров.

3. Выполнение работы

3.1. Определить косвенный идеальный угол сдвига фаз φид.косв у исследуемого реле

Номера из фазорегулятора

Напряжение в сети ПЭ,

φид.косв.теор=162 0 ±5 0

3.2. Определить электрические параметры у исследуемого реле – напряжения и токи: отпадания, прямого и полного подъема сектора при измеренном сдвиге фаз φид.косв

Полный подъем сектора

3.3. Измерить переходное сопротивление контактов

4. Векторная диаграмма

5. Ответы на вопросы

1. Конструктивное различие реле типа ДСШ от реле ДСР.

Конструкции реле ДСШ и ДСР отличаются друг от друга различным расположением путевых (ПЭ) и местных электромагнитов (МЭ).

2. Какие величины токов называются электрическими параметрами прямого, полного подъема и отпускания сектора?

Ток прямого подъема – минимальное значение тока, при котором замыкаются фронтовые контакты, но не обеспечивается заданное контактное давление.

Ток полного подъема – минимальное значение тока, при котором замыкаются фронтовые контакты и обеспечивается заданное контактное давление.

Ток отпадания – максимальное значение тока, при котором происходит отпадание якоря.

3. Что такое «ложный» вращающий момент? За счет чего он возникает?

Наведенная ЭДС вследствие несимметричного расположения МЭ и ПЭ, создает ток в путевой обмотке, который взаимодействуя с потоком Фм, создает «ложное» усилие, достаточное для поворота сектора. «Ложный» вращающий момент, обеспечивающий замыкание фронтовых контактов, создает опасность для движения поездов, а при замыкании тыловых контактов уменьшает чувствительность реле, что ухудшает условия шунтирования реле при занятой рельсовой цепи.

4. Каким методом измеряется переходное сопротивление контактов?

Ток в цепи контактов устанавливается равным 1 и измеряется падение напряжения на контактах.

5. Почему параметры срабатывания индукционного реле выбраны таким образом, что Iпэ

Источник

Реле типа ДСШ применяются в устройствах автоматики и телемеханики, на железнодорожном транспорте и в устройствах метрополитена. Реле типов ДСШ-2 (черт. 13727.00.00Б) и ДСШ-12 (черт. 13861.00.00Б) используются в рельсовых цепях переменного тока частотой 50 Гц, реле типа ДСШ-13 (черт. 13861.00.00Б) — в рельсовых цепях переменного тока частотой 25 Гц.

Некоторые конструктивные особенности.

Основными деталями реле типа ДСШ-2 являются: ручка, колпак, сектор, станина, основание, путевой элемент, местный элемент, фронтовой контакт, тыловой контакт, перекидной контакт. Устройство остальных реле ДСШ аналогично. Реле типа ДСШ являются индукционными реле переменного тока I класса надежности, могут устанавливаться на стативах и в релейных шкафах.
Принцип действия реле основан на взаимодействии магнитных потоков, сдвинутых по фазе, образованных при прохождении тока по катушкам местного и путевого элементов, и токов, индуктируемых в подвижном алюминиевом секторе.
Электромагнитная система реле ДСШ состоит из двух электромагнитных элементов: местного и путевого (линейного) и подвижного алюминиевого сектора, расположенного в зазоре между двумя элементами и связанного с контактной системой.
Сердечники местного и путевого элементов расположены симметрично относительно друг друга. Местный и путевой элементы представляют собой фасонные сердечники, собранные из трансформаторной стали, на которые насажены катушки. Оба элемента закреплены на металлической станине таким образом, что между их полюсами образуется воздушный зазор, в котором перемещается в вертикальной плоскости легкий алюминиевый сектор. Поворот сектора ограничивается сверху и снизу роликами, которые для смягчения ударов могут перемещаться в направляющих их держателях. Ось сектора кривошипами связана с контактными тягами, которые в свою очередь шарнирно связаны с подвижными контактами.
Если при включении реле сектор стремится опуститься вниз, то в этом случае необходимо сменить фазу тока путевого или местного элемента.
Реле типа ДСШ-2 может быть использовано как в качестве путевого, так и в качестве линейного. При использовании реле ДСШ-2 в качестве линейного применяют другую штепсельную розетку, на которой с монтажной стороны в цепь линейного элемента включены последовательно резистор и конденсатор. Это сделано для создания сдвига фаз между местным и линейным элементами.
В качестве путевого реле ДСШ-2 применяется со штепсельной розеткой по черт. 13704.00.00Б, а линейного — с розеткой по черт. 14073.00.00А.
Электрические характеристики реле, измеренные на переменном токе час­тотой 50 Гц при относительной влажности воздуха до 90% и температуре 20°С, должны соответствовать данным, указанным в табл. 1.
После 100 000 гарантийных срабатываний реле допускается изменение электрических характеристик не более чем на 15% соответствующих значений, измеренных до испытаний.
Проверка электрических характеристик производится приборами класса точности не ниже 1,0 следующим образом:
на местный элемент подается номинальное напряжение;
на путевой элемент напряжение подается от фазорегулятора, которым создается угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента; угол сдвига фаз устанавливается по фазометру;
измеряется ток местного элемента и мощность, потребляемая местной обмоткой реле;
прямой подъем определяется по замыканию замыкающих контактов по световому экрану или сигнальным лампам включенным на контакты реле; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
полный подъем определяется по касанию верхней обжимкой сектора упорного ролика; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Рис. 1. Схема проверки реле ДСШ на надежность работы в резонансной рельсовой цепи

отпускание определяется с помощью светового экрана или сигнальных ламп по моменту размыкания замыкающих контактов; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
измерение электрических характеристик производится путем плавного повышения напряжения на путевой обмотке до напряжения прямого, а затем полного подъема, после чего напряжение понижается до напряжения отпускания. При этих измерениях на местном элементе поддерживается номинальное напряжение и фазорегулятором создается и поддерживается номинальный угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента.
Реле ДСШ на надежность работы в резонансной рельсовой цепи проверяют по схеме, изображенной на рис. 1. В схеме использованы вольтметры переменного тока; VI— класса точности не ниже 1,5; V2 — класса точности не ниже 4. Проверку осуществляют таким образом:
реле ставят на цоколь в штепсельную розетку, включенную по указанной схеме и расположенную горизонтально; включают тумблер К1 и устанавливают по вольтметру V1 на обмотке местного элемента номинальное напряжение;тумблером К2 к обмотке путевого элемента подключают конденсатор емкостью 5 мкФ. В момент подключения конденсатора сектор реле должен быть неподвижен или перемещаться в направлении размыкающих контактов;

Таблица 1. Электрические характеристики реле

Источник

Реле переменного тока

В устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики применяют реле переменного тока: двухэлементные секторные реле ДСШ, используемые в основном в качестве путевых реле. Для контроля целостности нитей светофорных ламп применяют нейтральные реле постоянного тока с выпрямителями ОМШ, для переключения питания устройств на резервный источник предназначены аварийные реле АОШ, АПШ и АСШ.

Двухэлементные штепсельные реле переменного тока ДСШ широко применяют как путевые реле в рельсовых цепях переменного тока 50 и 25 Гц. В метрополитенах применяют реле ДСШ-2 в качестве путевых и линейных реле. Реле ДСШ I класса надежности являются индукционными, работающими только от переменного тока.

Принцип действия двухэлементного реле основан на взаимодействии переменного магнитного потока одного элемента с током, индуцируемым в секторе переменным магнитным потоком другого элемента. В соответствии с законом электромагнитной индукции на проводник с током (сектор), помещенный в магнитное поле, действует сила, приводящая его в движение. Сектор реле поворачивается и переключает контакты. Сила, действующая на сектор, пропорциональна произведению токов местного и путе­вого элементов и зависит от угла сдвига фаз между ними.

Взаимодействие индуцированных токов iМ с магнитным потоком ФП создает вращающий момент M1, а токов iМ с магнитным потоком ФМ — вращающий момент М2. Под действием суммарного вращающего момента
М = М2 + М1 сектор перемещается вверх и замыкает фронтовые контакты. При выключении тока в путевой или местной обмотке сектор возвращается в исходное положение (вниз) под действием собственного веса. Поворот сектора ограничивается сверху и снизу роликами, которые для смягчения ударов могут перемещаться в направляющих их держателях.

Положительный вращающий момент и движение сектора вверх возможны только при определенном соотношении фаз между токами (напряжениями) путевого и местного элементов. Так как магнитные потоки ФП и Фм и индуцируемые ими в секторе токи iП и iМ пропорциональны токам путевого и местного элементов, вращающий момент пропорционален произведению токов путевого и местного элементов и зависит от угла сдвига фаз между ними:

где φ — угол сдвига фаз IП и I M.

Наибольший вращающий момент реализуется при угле сдвига фаз между токами путевого и местного элементов, равном 90°.

Таким образом, токи и совпадающие с ними потоки путевого и местного элементов должны быть сдвинуты на угол 90°. Если бы катушки и сердечники путевого и местного элементов были одинаковы, то и опережающие ток напряжения UП и UМ также были бы сдвинуты между собой на угол 90°. Однако из-за некоторого отличия характеристик катушек и сердечников путевого и местного элементов UМ опережает по фазе IМ на 72°, a UП опережает по фазе IП на 65°. Поэтому напряжения UM и UП сдвинуты по фазе не на 90°, а на 97°.

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Рис. 2.9. Принципиальная схема реле ДСШ

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Рис.2.10. Векторная диаграмма реле ДСШ

Практически для индукционных реле ДСШ обычно задается такой угол сдвига фаз между напряжением местного элемента и током путевого элемента, при котором реализуется максимальный вращаю­щий момент.

Для реле ДСШ при частотах сигнального тока 50 и 25 Гц для реализации максимального вращающего момента необходимо, чтобы напряжение местной обмотки опережало ток путевой обмотки на угол (162±5)°. Этот угол называется идеальным углом сдвига фаз. Напомним, что угол сдвига фаз между токами и магнитными потоками путевого и местного элементом составляет при этом 90°.

Идеальные фазовые соотношения характеризуются следующими углами сдвига фаз (рис. 2.10): 90 0 между токами и магнитными потоками путевого и местного элементов; 162° между током путевого и напряжением местного элементов; 97° между напряжениями путевого и местного элементов.

Если фазовые соотношения отличаются от идеальных, то для обеспечения работы реле и получения необходимого вращающего момен­та требуется увеличить напряжение UПна обмотке путевого элемента до величины:

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

где φИ и φД — идеальный и действительный фазовые углы.

Приведенная формула верна при φИД и φИ

При прохождении якоря через среднее положение снова замыка­ются контакты УК, и обмотки включаются. Якорь вместе с маятни­ком получают дополнительное усилие. Таким образом, за счет энергии источника питания при каждом прохождении среднего по­ложения маятник получает дополнительное ускоряющее усилие, устанавливаются незатухающие автоматические колебания. Транс­миттер МТ-1 совершает 95—115 колебаний в минуту. С такой же частотой замыкаются и размыкаются контакты 31-32 и 41-42. Через эти контакты в рельсовую цепь передаются импульсы тока. Трансмиттер МТ-2 имеет аналогичное устройство и отличается длительностью вырабатываемых импульсов и интервалов. Он совер­шает 40 + 2 колебаний в минуту, его контакт 31-32 замкнут и разом­кнут в течение (0,75 + 0,1) с, а контакт 41-42 замкнут в течение (1+0,05) с, а разомкнут в течение (0,5 + 0,1) с. В положении покоя контакт 41-42 замкнут, а контакт 31-32 разомкнут. Трансмиттер МТ-2 применяют в схемах включения светофоров для обеспечения мигающего режима горения ламп. Маятниковые трансмиттеры рассчитаны для работы от источников постоянного тока напряже­нием 12 и 24 В.

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Рис. 2.11. Принципиальная схема маятникового трансмиттера МТ-1

Кодовые путевые трансмиттеры переменного тока КПТШ служат для образования кодовых сигналов, используемых в системах число­вой кодовой автоблокировки и автоматической локомотивной сигна­лизации.

Трансмиттеры КПТШ-515 и КПТШ-715 используют в системе число­вой кодовой автоблокировки и АЛСН переменного тока 50 Гц, КПТШ-815 и КПТШ-915 — при частоте сигнального тока 75 Гц. Про­должительность кодового цикла у трансмиттеров КПТШ-515 и КПТШ 815 составляет 1,6 с, а у трансмиттеров КПТШ-715 и КПТШ-915 — 1,86 с.

Основными частями трансмиттера являются однофаз­ный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, редуктор, кулачковые шайбы и контактная система. Статор имеет две обмотки, смещенные в пространстве на угол 90°. Параллельно одной из обмо­ток у трансмиттеров, работающих от переменного тока 50 Гц, включен конденсатор емкостью 6 мкФ для расщепления фазы (у трансмит­теров, работающих от тока частотой 75 Гц, для этой же цели включен конденсатор емкостью 2 мкФ последовательно с обмоткой).

Благодаря пространственному смещению обмоток и электрическо­му смещению тока в одной из них включением конденсатора при питании статора однофазным переменным током создается перемен­ное вращающееся магнитное поле, подобно вращающемуся магнит­ному полю трехфазных асинхронных двигателей. Переменное магнит­ное поле статора наводит ток в короткозамкнутом роторе. Взаимо­действие вращающегося магнитного поля статора с наведенным током ротора создает вращающий момент, и ротор (якорь) начинает вращаться. Частота его вращения при заданных параметрах дви­гателя пропорциональна частоте тока, питающего обмотки статора. При частоте питающего тока 50 Гц частота вращения якоря электро­двигателя равна 982 об/мин, а при частоте 75 Гц—1473 об/мин (в 1,5 раза выше). Во всех трансмиттерах применяют одинаковые электродвигатели.

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Рис. 2.12. Контактная система трансмиттера КПТШ

При вращении якоря через редуктор приводятся во вращение кодовые кулачковые шайбы, связанные с контактами. Редуктор снижает частоту вращения до 30,8 или 36,5 об/мин в зависимости от типа трансмиттера. С такой частотой вращаются кодовые шайбы КЖ, Ж и 3, которые имеют различное число выступов, отличаю­щихся длиной, что обеспечивает различную продолжительность за­мыкания и размыкания контактов, связанных с шайбами КЖ, Ж и 3 (рис.2.12), укрепленными на одной общей оси. Каждая шайба вырабатывает определенный кодовый сигнал: КЖ — с одним, Ж — с двумя и 3 — с тремя импульсами в кодовом цикле. За один оборот шайбы КЖ вырабатывается два кодовых цикла, а шайб Ж и 3 — один. Кодовые шайбы расположены выступами так, что большие интервалы кодовых циклов КЖ, Ж и 3 совпадают (вернее, совпадают моменты их окончания, а начало не совпадает из-за их различной продолжи­тельности). Такое расположение шайб улучшает условия работы устройств автоматической локомотивной сигнализации при смене ко­довых сигналов в рельсах, например при движении поезда к путе­вому светофору, когда желтый огонь меняется на зеленый.

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Рис. 2.13. Графики кодовых сигналов трансмиттеров КПТШ

Графики кодовых сигналов, вырабатываемых трансмиттерами различных типов, приведены на рис. 2.13.

Электродвигатель мощностью 16,5 Вт (при частоте 50 Гц) получа­ет питание от сети переменного тока напряжением 110 или 220 В.

Коэффициент полезного действия электродвигателя равен 0,3, cos.φ=l, потребляемый ток — 0,13 А при частоте питающего тока 50 Гц и 0,1 А при 75 Гц.

Каждая кодовая шайба (КЖ, Ж и 3) имеет две пары контактов на замыкание, выполненных из серебра или металлокерамического сплава. Контакты трансмиттера не рассчитаны на коммутирование больших мощностей, поэтому непосредственно в рельсовую цепь не включаются. Через контакты трансмиттера включаются трансмиттерные реле, через усиленные контакты которых мощные кодовые сиг­налы передаются в рельсы.

Источник

Реле переменного тока ДСШ

Реле ПЛЗ

1) Назначение реле ПЛ3.

2) Конструкция реле ПЛ3 (рис. 4.35).

3) Преимущество реле ПЛ3 по сравнению с обычными нейтральными реле.

Глава 4. РЕЛЕ

Электромагнитная система реле ДСШ (рис. 4.36, а) имеет два элемента — местный и путевой:

· Местный элемент состоит из сердечника 1 и катушки 2.

· На сердечнике путевого элемента 3 помещена катушка 4.

Между полюсами сердечников расположен алюминиевый сектор 5.

Ток, проходящий по местной обмотке, об­разует совпадающий с ним по фазе магнитный поток Фм, который индуцирует в секторе токи im, отстающие по фазе от потока Фм на угол 90° (рис. 4.36, б).

Ток путевого элемента создает магнитный поток Фп, индуцирующий в секторе токи iп.

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Рис. 4.36. Принципиальная схема реле ДСШ

Принцип действия: переменный магнитный поток Фп путевого элемента взаимодействует с индуцированным токов iм (током, индуцируемым в подвижном секторе переменным магнитным потоком местного элемента),

Взаимодействие тока iм в секторе с магнитным потоком Фп создает вращающий момент M1, а тока iп с магнитным потоком Фм — вращающий момент М2.: в соответствии с законом электромагнитной индукции на проводник с током (сектор), помещенный в магнит­ное поле, действует сила, приводящая его в движение.

Под действием суммарного вращаю­щего момента М=М2+М1 сектор реле поворачиваетсяперемещается вверх и переключает контакты (замыкает фронтовые контакты).

Сила, действующая на сектор, пропорциональна произведению токов местного и путевого элементов и зависит от угла сдвига фаз между ними.

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами,

где φ — угол сдвига фаз Iп и .

При выключении тока в путевой или местной обмотке сектор возвращается в исходное положение (вниз) под дей­ствием собственного веса. Поворот сектора ограничивается сверху и снизу роликами, которые для смягчения ударов могут перемещаться в направляющих их держателях.

Положительный вращающий момент и движение сектора вверх возможны только при определенном соотношении фаз между то­ками (напряжениями) путевого и местного элементов.

Наибольший вращающий момент реализуется при угле сдвига фаз между токами путевого и местного элементов, равном 90°. Таким образом, токи и совпадающие с ними потоки путевого и местного элементов должны быть сдвинуты на угол 90°. Если бы катушки и сердечники путевого и мест­ного элементов были одинаковы, то и опе­режающие ток напряжения Un и также были бы сдвинуты между собой на угол 90°. Однако из-за некоторого отличия характеристик катушек и сердечников пу­тевого и местного элементов напряжения и Un сдвинуты по фазе не на 90°, а на 97°.

Практически для индукционных реле ДСШ и ДСР обычно задается такой угол сдвига фаз между напряжением местного элемента и током путевого элемента, при котором реализуется максимальный вращаю­щий момент.

Для реле ДСШ и ДСР при частотах сигнального тока 50 и 25 Гц для реализации максимального вращающего момента необходимо, чтобы напряжение местной обмотки опережало ток путевой обмотки на угол (162 ± 5)°. Этот угол называется идеальным углом сдвига фаз. Напомним, что угол сдвига фаз между токами и магнитными по­токами путевого и местного элементов составляет при этом 90°.

Для нормальной работы реле ДСШ и ДСРнеобходимо питание путевой и местной обмоток осуществлять от одной и той же фазы. Сдвиг фазы напряжения на путевой обмотке на 90—97° по отношению к напряжению на местной обмотке достигается в рельсо­вых цепях 50 Гц схемой питающего или релейного конца (включе­нием фазосдвигающего конденсатора), а в рельсовых цепях 25 Гц— путем начального жесткого смещения фаз напряжения на 90° преоб­разователей, питающих путевые и местные обмотки фазочувствительных рельсовых цепей с реле ДСШ и ДСР.

К местным обмоткам реле (кроме реле ДСШ-2) при частоте 50 Гц подводится напряжение 220 В, а при частоте 25 Гц—110 В. К местной обмотке реле ДСШ-2 подводится напряжение 110 В перемен­ного тока частотой 50 Гц.

Фазочувствительные индукционные реле ДСШ и ДСР могут работать и при более высоких частотах сигнального тока. С увели­чением частоты сигнального тока индуктивное сопротивление Z обмо­ток возрастает пропорционально частоте. Для сохранения мощности срабатывания Scp=U 2 /Z необходимо при увеличении частоты повышать напряжения на обмотках реле.

На графике зависимости напряжения путевой обмотки реле ДСШ-12 от частоты сигнального тока и неизменном напряжении (220 В) на местной обмотке (рис. 4.38) изменение частоты тока от 0 до 275 Гц вызывает возрастание напряжения на путевой обмотке примерно пропорционально частоте. При дальнейшем увеличении частоты нап­ряжение на путевой обмотке, необходимое для срабатывания реле, изменяется более резко. Это связано с более резким возрастанием потерь в сердечниках путевого и местного элементов. Учитывая, что напряжение на путевом элементе в нормальных условиях эксплу­атации по условиям техники безопасности и допустимым напряжени­ям на приборах не должно превышать 250 В, можно считать, что реле ДСШ-12 может работать при частотах сигнального тока до 375 Гц.

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Рис. 4.38 График напряжения на путевой обмотке реле ДСШ-12

Контактная система ДСШ-2— 4 фт, 2 ф, 2 т (четыре тройника, два фронтовых и два тыловых контакта) (рис. 4.39).

С целью повыше­ния чувствительности (снижения мощности срабатывания) у реле ДСШ-12, ДСШ-13 и ДСШ-13А уменьшено число контактных групп. Эти реле имеют только два фронтовых 2 ф и два тыловых 2 т контакта. Фронтовые и тыловые контакты выполнены из графита с серебряным наполнением, общие (подвижные) — из серебра. Каждый контакт рассчитан на 100000 переключений электрических цепей переменно­го тока 1 А при напряжении 110 В с индуктивной нагрузкой. Масса реле без штепсельной розетки—6,14 кг (реле ДСШ-2) и 6,05 кг (реле ДСШ-12 и ДСШ-13).

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Рис. 4.39. Контактная система реле ДСШ

Двухэлементное секторное реле ДСР-12 с контактно-болтовым соединением является устаревшим, однако его применяют в условиях эксплуатации. При модернизации устройств это реле заменяют реле ДСШ.

Реле ДСР-12 имеет четыре полных тройника (4 фт) (рис. 4.40). Местный элемент имеет две катушки, обмотки которых при напряже­нии 220 В, 50 Гц включают последовательно, а при напряжении 110 В—параллельно.

При частоте тока 25 Гц обмотки включают последовательно и на них подается напряжение 110 В; масса реле ДСР-12— 15 кг.

реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами

Рис. 4.40. Схема соединения обмоток и нумерация контактов реле типа ДСР-12

Значения напряжения и тока отпускания сектора у всех типов реле ДСШ и ДСР должны быть не менее 50% фактически изме­ренных значений полного подъема, т. е. реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами0,5.

Основным достоинством реле ДСШ и ДСР является надежная фазовая селективность (избирательность), поэтому эти реле, а также рельсовые цепи, в которых они использованы, называют фазочувствительными. Это свойство позволяет надежно исключить ложное срабатывание фазочувствительного путевого реле от источника тока смежной рельсовой цепи при замыкании изолирующих стыков.

Для этого в смежных рельсовых цепях переменного тока делают чередо­вание фаз (мгновенных полярностей) тока, а путевые обмотки реле включают так, что положительный вращающий момент и подъем сектора вверхпроисходят от тока своейрельсовой цепи. При замы­кании изолирующих стыков и попадании в путевой элемент тока смежной цепи сектор будет стремиться повернуться вниз.

В процессе эксплуатации не допускается менять местами провода, подходящие к обмотке местного элемента, так как в этом случае путевое реле от тока собственной цепи работать не будет, а при замыкании изолирующих стыков может ложно возбудиться от тока смежной, рельсовой цепи, чем создается угроза безопасности движения поездов.

Поэтому при всех переключениях при замене реле ДСР (при замене реле ДСШ провода не отсоединяют) следует обязательно после окончания работы проверить правильность чередо­вания фаз в смежных рельсовых цепях.

Достоинством фазочувствительных реле является также их на­дежная защита от влияния помех тягового тока, отличающихся по частоте от тока сигнальной частоты всего на несколько герц. Реле срабатывает от тока такой частоты, что и частота тока в обмотке местного элемента при определенных фазовых соотношениях между ними.

При питании местной обмотки током частотой реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрамим, а путевой— реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрамип. Положение сектора при различных значениях разностной частоты реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрамимреле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Смотреть картинку реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Картинка про реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрами. Фото реле дсш характеризуется следующими электрическими параметрамип будет следующим.

Разность частот тока путе­вой и местной обмотокПоложение сектора
Частота тока в обмот­ках совпадает, сдвиг фаз на реле соответству­ет нормативномуВерхнее
Разность частот тока, Гц:
0,3Движется, занимая ниж­нее и верхнее положения (в верхнем положении находится не более 2—3 с)
Быстро движется (в верх­нем положении находится менее 0,5 с)
То среднее, то нижнее не доходя до верхнего ролика
4—30Вибрирует в нижнем по­ложении
Более 30Нижнее

При разностной частоте 5 Гц и более наблюдается значительное дребезжание сектора, однако фронтовые контакты при этом не замы­каются. Поэтому нужно считать, что реле надежно защищено от токов помех, если последние отличаются по частоте от сигнального тока на +5 Гц и более независимо от абсолютных значений частот сигнала и помехи. Такая относительно высокая частотная селективность реле наряду с его фазовой селективностью придает ему преимущества, благодаря которым реле ДСШ и ДСР получили широкое распространение, несмотря на их громоздкость и большое потребление энергии по сравнению с реле других типов.

При применении рельсовых цепей с фазочувствительными реле предъявляют более жесткие требования к источникам питания. Для обеспечения определенных фазовых соотношений и выполнения чередования мгновенных полярностей в смежных рельсовых цепях (сдвига фазы на 180°) путевые и местные обмотки реле всех рельсо­вых цепей на станции должны быть включены в одну фазу от одного и того же центрального источника питания. Эти же требования предъявляют и к резервному источнику питания. Если рельсовые цепи получают питание от автономных источников, то должна применяться специальная схема фазирования источников питания.

Вопросы для самоконтроля по пункту:

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *