Рутокен — это вид ключевого носителя (токена). Он хранит электронную подпись и цифровой сертификат. В отличие от флешки, на токенах данные защищены паролем и дополнительными средствами безопасности. Рутокены имеют сертификацию ФСТЭК/ФСБ, что соответствует требованиям 63-ФЗ.
Что вы узнаете
Популярные варианты
Рутокен Lite
Это базовый и самый бюджетный вариант.
В нем нет встроенного средства криптозащиты, поэтому для использования ЭЦП нужно установить ПО на компьютер. Информация на токене защищена ПИН-кодом владельца — без него получить доступ к ЭЦП нельзя.
Если владелец 10 раз неправильно введет ПИН, устройство заблокируется. Чтобы его разблокировать, нужно скачать драйверы Рутокена и ввести ПИН под учетной записью «Администратор» (стандартно — 87654321). Либо обратиться в удостоверяющий центр.
Рутокен не подходит для работы с алкоголем в ЕГАИС.
Рутокен Lite micrо
Отличие от предыдущего варианта — в размере устройства. Подойдет для пользователей, которые работают на ноутбуках.
СКЗИ приобретается отдельно (для работы в СБИС СКЗИ не требуется).
Не подходит для работы с алкоголем в ЕГАИС.
Рутокен ЭЦП 2.0
Модель содержит встроенное СКЗИ: для использования подписи не нужно устанавливать дополнительные программы.
Токен защищен двухфакторной аутентификацией — для его использования нужен ПИН-код.
Единственная модель Рутокена, которая подходит для работы с ЕГАИС.
Рутокен ЭЦП 2.0 Type-c
Тот же вариант, но с другим разъемом: подходит для ноутбуков с портом USB Type-C или Thunderbolt 3 (кроме Apple iPad Pro 2018 года).
Подходит для работы с алкоголем в ЕГАИС.
Сравнение моделей
Для наглядности мы подготовили таблицу.
Модель
Встроенный СКЗИ
Работа с ЕГАИС
Двухфакторная защита
Сертификаты
Рутокен Lite
Как настроить
Для работы с носителями без встроенного СКЗИ нужно устанавливать ПО на компьютер. Самая распространенная программа — это КриптоПро CSP. Установить программу и драйверы можно самостоятельно либо обратиться в удостоверяющий центр.
Мы предлагаем упрощенное решение — запустить мастер настройки рабочего места. Он установит не только драйвер, но и другое ПО, которое требуется для работы с электронной подписью. С мастером не нужно устанавливать драйверы вручную.
Мастер проверит, есть ли на вашем компьютере приложения для работы с ЭП. Выполняя рекомендации, установите или обновите ПО — напротив всех пунктов должна появиться зеленая галочка.
Выберите вашу электронную подпись.
Когда все работы будут завершены, появится кнопка «Начать работу». Нажмите ее, чтобы перейти в личный кабинет и отправить первый отчет или утвердить отгрузочные документы на приобретенную ЭП.
Ваш компьютер будет готов к работе с ЭП.
В состав драйверов Рутокен входит специальное приложение — «Панель управления Рутокен». В ней можно:
Рутокен — это физический ключевой носитель (USB-токен) в виде флешки с защищенной картой памяти, на которой хранится информация для генерации электронной подписи. Российская компания «Актив» предлагает широкий выбор смарт-карт, криптоключей с разным функционалом для банковского обслуживания, работы на госплощадках, сдачи отчетности и документооборота.
К примеру, устройства линейки Lite и S предназначены для защиты служебной информации от несанкционированного доступа. Рутокен ЭЦП 2.0 наряду с продуктами JaCarta используется в ЕГАИС, ЛесЕГАИС и в других автоматизированных системах, где для передачи данных нужна усиленная электронная подпись.
Большинство USB-ключей Рутокен оснащены встроенным криптопроцессором, поэтому пользователю не придется устанавливать на ПК дополнительное средство криптозащиты.
Для корректной работы ключевого носителя требуется установка драйвера от компании-производителя. В этой статье поговорим о том, где найти Rutoken drivers, что это за программа, как ее установить и использовать для создания КЭП.
Rutoken drivers: что это за ПО и для чего оно предназначено
Токен обеспечивает двухфакторную аутентификацию владельца ключа: чтобы начать работу, пользователь подключает флешку в USB-порт ПК и вводит пароль.
Сертификат ЭЦП, приобретенный в удостоверяющем центре, содержит в себе два ключа — открытый и закрытый. Открытый позволяет идентифицировать держателя сертификата и подтвердить его авторство при подписании документов. Закрытый компонент, с помощью которого генерируются электронно-цифровые подписи, записывается на физический носитель.
Для подготовки к работе с сертификатом пользователю нужно совершить следующие действия:
Для отправки документов, подтвержденных подписью, пользователь регистрируется в системе, которая будет принимать от него сертификат ЭЦП (например, в ЕГАИС или на сайте ФНС). Создание подписи без токена возможно только в том случае, если закрытый ключ записан в реестр вашего ПК (этот вариант не запрещен законодательно, но менее безопасен).
Rutoken driver нужен для того, чтобы операционная система получила доступ к криптоносителю и настроила правильную работу с сертификатами ЭЦП.
Актуальные версии драйверов доступны для бесплатного скачивания на официальном сайте производителя. Все они поделены по разделам. Например, драйверы для определенных ОС (Windows, Linux или macOS) нужны только при установке Рутокена S. Все остальные модели криптоносителей готовы к работе сразу после подключения к ПК (без драйверов).
Чтобы работать с КЭП в ЕГАИС, необходимо установить специальную утилиту для этой системы (используется только для Рутокен ЭЦП 2.0).
Как скачать Rutoken driver для Windows 10 x64
Рутокен поддерживает работу с операционными системами Windows, Linux и Mac OS. Для каждой ОС предлагается определенный набор драйверов и утилит.
Чтобы скачать Rutoken driver Windows 10 x64, зайдите на сайт www.rutoken.ru в раздел «Поддержка» и нажмите на вкладку «Центр загрузки». На этой странице представлены все доступные программные модули, руководство по их инсталляции, настройке и эксплуатации.
В списке загрузок выберите пункт «Драйверы для Windows», после чего откроется страница с ссылкой на файл в формате EXE. Драйвер работает со всеми 32- и 64-разрядными версиями Windows: 7, 8, 8.1, 10, Vista, XP и др.
Нажмите на установочный файл и загрузите его на рабочее место. Процедура займет не более 1 минуты.
Перед инсталляцией программы и настройкой токена важно выполнить несколько условий:
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи. 2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов! 3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Как установить Rutoken driver для Windows 7 x64 и 10 x64
Для установки драйверов необходимо зайти в систему под правами администратора. Процедура установки ничем не отличается от инсталляции других программ. Запустите скачанный файл rtDrivers.exe и следуйте указаниям Мастера установки:
Установка Rutoken driver для Windows 7 x64 и других версий ОС предполагает одинаковый порядок действий. На рабочем столе автоматически появится значок программы.
Если USB-носитель предполагается использовать на нескольких компьютерах, распределить между ними комплект драйверов удобно с помощью групповых политик. Это комплексный инструмент централизованного управления компьютерами в домене Active Directory.
Для автоматического распространения программ на все ПК необходимо:
Дома и на работе при использовании почтовых программ и доступе к корпоративным ресурсам нам приходится пользоваться паролями. Чаще всего пароли для разных программ и ресурсов различаются, и необходимо запоминать множество непростых символьных сочетаний либо записывать их на бумаге, что явно не рекомендуется службами безопасности вашей компании. В меньшей степени это относится к использованию компьютера дома, но и здесь бывает необходимо защитить определенные ресурсы и программы от доступа.
Вместо использования доступа по паролю к корпоративным ресурсам, для входа в домен и при использовании корпоративной почты можно использовать аппаратную аутентификацию и защиту электронной переписки в сетях, построенных на базе Windows 2000/ХР/2003. В предлагаемом решении используются встроенные инструменты безопасности Windows и электронные идентификаторы Rutoken в качестве носителей ключевой информации.
Что обеспечивается при использовании этого продукта? Авторизация пользователей (вход в домен при подключении токена и блокирование сессии после его отсоединения). При работе с почтой — электронная цифровая подпись почтовых сообщений и их шифрование. Доступ к корпоративным ресурсам по предъявлении токена и, конечно, надежное хранение и использование сертификатов. Часть из перечисленных задач может быть использована и на домашнем компьютере, например, при работе с почтой, а также для удаленного подключения к корпоративным ресурсам. Давайте разберем, что и как необходимо выполнить для реализации перечисленных задач.
Токен как дополнительное устройство не может быть опознан операционной системой, поскольку он не является стандартным оборудованием. Невозможна и установка токена посредством inf-файла, поскольку для корректной установки требуется измерение некоторых параметров для автоматической конфигурации драйвера. Поэтому приходится для установки использовать специальное программное обеспечение. И вот что еще следует помнить. Не подключайте токен к компьютеру до того, как вы установите драйвер. Если все же подключение будет выполнено ранее, остановите работу стандартного мастера установки USB-устройств, извлеките ключ из порта и установите драйвер. Помимо драйверов в процессе инсталляции на диск будут скопированы и утилиты для работы с токеном (утилита администрирования и браузер сертификатов). Количество одновременно используемых токенов зависит от операционной системы и количества USB-портов.
Электронный идентификатор Rutoken — персональное средство аутентификации и хранения данных (сертификатов в данном случае). В нем имеется аппаратная реализация российского стандарта шифрования. Этот токен также совместим и с сертифицированными российскими криптопровайдерами от компаний «Крипто-Про», «Анкад», «Сигнал-Ком».
Прежде чем приступить к настройке корпоративной сети и ее ресурсов для работы с токенами и цифровыми сертификатами, предлагаю провести небольшое тестирование этого продукта, для чего получить электронный сертификат и подключить его для работы с почтой, например с почтовым клиентом The Bat!.
Опять же, чтобы не развертывать в своей сети службы сертификации (их можно развернуть только на серверных платформах), можно воспользоваться услугами тестовых удостоверяющих центров, например тестовым центром сертификации «Крипто-Про» либо тестовым центром сертификации e-Notary компании «Сигнал-Ком». Если вы выбрали последний, вам будет предложено вначале познакомиться с «Соглашением на изготовление тестовых сертификатов удостоверяющим центром e-Notary». В случае согласия будет предложено выбрать вариант подачи запроса на изготовление сертификата: либо путем передачи файла с сформированным предварительно запросом, либо путем генерации ключей и формирования запроса встроенными средствами браузера. Для простоты выберем второй вариант.
Подключите к USB-порту ваш токен. Обратите внимание, что все токены изначально имеют одинаковый PIN-код пользователя — 12345678. Пока вы занимаетесь тестированием, этот код можно не менять, но при организации нормальной работы лучше, если вы его замените, чтобы никто иной не мог получить доступ к вашему закрытому ключу. (Именно закрытый ключ используется для формирования подписи и расшифровывания данных.) Для изменения кода воспользуйтесь программой администрирования. С ее же помощью вашему токену можно присвоить и уникальное имя.
Выбрав вариант формирования запроса через браузер, вы попадете на страницу, где вам потребуется заполнить о себе некоторые данные (для тестовых целей они не критичны, и обязательными являются лишь два поля — имя и почтовый адрес). Далее — выбор параметров ключевой пары. Здесь вы должны выбрать из выпадающего списка криптопровайдер Aktiv Rutoken CSP v1.0 (можно взять и любой иной, но мы же тестируем токен). Затем выбрать вариант использования ключей — для обмена данными, для их подписи или для обоих вариантов (выбирайте последний). Далее — выбор размера ключа. Выбранный на предыдущем шаге криптопровайдер позволяет формировать ключи длиной от 512 до 16 384 байт. (Чем больше значение длины ключа, тем меньше вероятность взлома зашифрованных данных.)
Из остальных опций рекомендую выбрать «Пометить ключ как экспортируемый». В этом случае после его установки вы сможете создать резервную копию пары ключей и сертификата и сохранить их в виде файла. Зачем? На случай утраты токена или его повреждения. Остальные опции можно не изменять и далее запустить процесс формирования запроса. После того как запрос будет обработан, вы сможете установить сертификат на компьютер. Обратите внимание на следующий момент. Давайте откроем браузер сертификатов (мы уже говорили, что он устанавливается вместе с драйверами). После того как вы сформируете запрос, на токене появится новый контейнер с парой ключей. В параметрах ключа будет указана его длина, область применения и значение открытого (публичного) ключа. После установки сертификата информация изменится. В контейнере будет уже не только ключ, но и сертификат со всем своими характеристиками: имя владельца, его почтовый адрес, иная информация, указанная вами при формировании запроса. Кроме того что сертификат будет помещен на токен, он также будет установлен в личное хранилище сертификатов, где его можно будет просмотреть через свойства браузера.
Теперь у нас есть ключи и сертификат, с помощью которых можно подписывать и шифровать корреспонденцию. Посмотрим, как это можно сделать в почтовом клиенте The Bat! (про использование подписи и шифрования в MS Outlook подробно рассказано в документации на рассматриваемый продукт).
Откройте свойства вашего почтового ящика и на вкладке «Общие сведения» кликните по кнопке «Сертификаты». Откроется стандартное окно для просмотра сертификатов. Убедитесь, что полученный вами сертификат в тестовом УЦ доступен. Перейдите на вкладку «Параметры». Здесь можно отключить опцию «Авто — OpenPGP», оставив лишь «Авто — S/Mime». Кроме того, отметьте опции, которые вы хотите использовать: «Подписать перед отправкой» и «Зашифровать перед отправкой». Вторую опцию лучше не выбирать до тех пор, пока вы не обменяетесь открытыми ключами с теми, с кем будете вести переписку с шифрованием.
Итак, если вы будете подписывать свое письмо, то после того, как вы нажмете кнопку «Сохранить» или «Отправить», будет вызван диалог выбора сертификата, на котором вы будете выполнять подпись. Обратите внимание, что сертификат привязан к почтовому адресу. Поэтому, если почтовый адрес, с которого вы пишете и отправляете письмо, отличается от того, что включен в сертификат, почтовый клиент не сможет подписать письмо. Если адреса совпадают, письмо будет подписано и отправится вашему респонденту вместе с сертификатом и открытым ключом. С их помощью ваш респондент сможет проверить подлинность подписи (не изменилось ли письмо во время доставки) и убедиться, что именно вы подписали это письмо. Для того чтобы использовать этот сертификат и ключ для шифрования писем в ваш адрес, ваш респондент должен будет импортировать полученный сертификат в хранилище. Аналогичным образом он пришлет вам свой сертификат, после чего вы сможете не только подписывать письма, но и шифровать их в адрес друг друга.
На этом проверку работы с токеном можно считать завершенной и переходить к настройке сети вашей организации и корпоративных приложений. Первое, с чего следует начать, — установка службы сертификации Microsoft. С ее помощью вы будете выписывать сертификаты сотрудникам, сохранять их на токенах и выдавать в работу. Для удобства можно будет создать шаблоны сертификатов и использовать их.
Для использования цифровой подписи и шифрования почтовых сообщений необходимо будет выполнить настройку почтовых клиентов. Для обеспечения доступа пользователей в домен по своим сертификатам потребуется выдавать сертификаты типа «Пользователь со смарт-картой» или «Вход со смарт-картой». Далее необходимо настроить учетные записи пользователей домена, установив в параметрах учетной записи флаг «Для интерактивного входа в сеть нужна смарт-карта».
Дополнительные настройки требуются и для создания защищенного подключения к веб-ресурсам организации (в документации приводится пример настройки веб-ресурса под управлением IIS), можно настроить доступ по сертификатам к терминальному серверу, к сетям VPN. Степень защиты доступа в таких случаях существенно возрастает.
В основном все настройки выполняются администратором сети, настройка рабочих мест требует существенно меньших усилий. Поэтому внедрение системы аппаратной аутентификации, цифровой подписи и шифрования не будет представлять особых сложностей для сотрудников. К тому же невелика и величина расходов по созданию такой системы. Для начала работы вполне достаточно одного стартового комплекта, включающего руководство по внедрению, утилиты для работы с токенами, драйвера и собственно один электронный идентификатор Rutoken. Стартового комплекта достаточно, для того чтобы произвести все необходимые настройки в сети и подготовиться к переходу от обычной парольной защиты к надежной двухфакторной аутентификации на основе Rutoken. Для такой миграции потребуется лишь приобрести необходимое количество идентификаторов Rutoken.
Рутокен для Windows позволяет за короткий срок внедрить аппаратную аутентификацию пользователей и защиту электронной переписки в сетях на базе Microsoft Windows Server.
Решение построено на применении встроенных инструментов безопасности Windows и электронных идентификаторов семейства Рутокен в качестве носителей ключевой информации. Основа продукта — разработанная специалистами компании «Актив» подробная документация по настройке продуктов Microsoft и применению в них шифрования и электронной подписи.
Сфера применения
Рутокен для Windows могут использовать любые организации и предприятия, информационная структура которых построена на базе сетей Microsoft Windows. Для развертывания и последующей эксплуатации не нужно привлекать сторонних специалистов и приобретать дополнительное оборудование и программное обеспечение третьих фирм. Все необходимые настройки может выполнить штатный системный администратор, следуя подробным инструкциям, содержащимся в руководстве по внедрению Рутокен для Windows. Техническая поддержка поможет в решении любых проблем при внедрении.
Назначение
Продукт Рутокен для Windows предназначен в первую очередь для системных администраторов и IT-специалистов предприятий. Подробная иллюстрированная пошаговая инструкция по настройке сервисов позволит сэкономить массу времени на изучение фирменной документации Microsoft и избежать многих проблем, с которыми можно столкнуться при самостоятельной настройке.
Инструкции, входящие в стартовый комплект, также содержат информацию о применении электронной подписи и шифрования в приложениях Microsoft Office. Это позволяет быстрее и эффективнее обучить персонал компании способам безопасного доступа к информационным ресурсам и защите переписки и документов, поскольку IT-специалистам не потребуется много времени на разработку документации для конечных пользователей.
Решаемые задачи
С помощью Рутокен для Windows легко решаются основные задачи по обеспечению информационной безопасности в различных организациях:
При использовании решения вместе с USB-токенами или смарт-картами Рутокен со встроенной RFID-меткой продукт Рутокен для Windows позволяет удобно и очевидно интегрировать IT-инфраструктуру с системами контроля и управления доступом. Таким образом легко решается проблема передачи токенов третьим лицам, а также гарантируется блокировка оставленного сотрудником рабочего места.
Комплект поставки
Брошюра «Приступая к работе»
Брошюра помогает ознакомиться с решением Рутокен для Windows и быстро оценить его возможности.
Руководство по внедрению
Набор пошаговых иллюстрированных инструкций по настройке инструментов безопасности Windows и использованию электронных идентификаторов или смарт-карт Рутокен для хранения ключевой информации цифровых сертификатов пользователей. Инструкции составлены для всех вариантов применения устройств Рутокен в сетях Microsoft Windows.
Рутокен — физический носитель в виде небольшого электронного устройства, подключаемого к USB-интерфейсу компьютера. Токен предназначен для безопасного хранения и использования ключей сертификатов и электронной подписи. Для работы с криптоносителями используют Панель управления Рутокен. Где ее скачать, как установить и настроить, расскажем в этой статье.
Где скачать Рутокен
Панель управления Рутокен — программное средство, предназначенное для обслуживания токенов на платформах семейства Windows. Оно устанавливается в системе при инсталляции комплекта драйверов от производителя криптопродуктов.
Все дистрибутивы доступны на сайте www.rutoken.ru в разделе «Центр загрузок». ПО предоставляется бесплатно, не требует ввода активационных кодов доступа.
Как скачать Панель управления Рутокен и выполнить установку
Чтобы скачать Рутокен, не требуется проходить регистрацию на сайте и создавать аккаунт. Все дистрибутивы доступны в гостевом режиме. Чтобы загрузить ПО, выполните следующие шаги:
Перед установкой программы важно выполнить следующее:
Установку драйвера проводят пользователи с правами администратора. Инсталляция происходит в несколько этапов:
Если токен планируется применять на нескольких компьютерах, распределите между ними комплект драйверов с помощью групповых политик. Это инструмент централизованного управления ПК в домене Active Directory. Чтобы автоматически распространить ПО на все компьютеры, необходимо выполнить такие действия:
В процессе инсталляции следуйте инструкции разработчика.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи. 2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов! 3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Как запустить Панель управления Рутокен
Для работы с аппаратным ключом разработчик предусмотрел несколько способов запуска софта:
Пользователь самостоятельно выбирает наиболее подходящий вариант, используя для активации ПО соответствующую инструкцию.
С рабочего стола
На рабочем столе найдите значок программного средства. Кликните по ярлыку два раза. В течение минуты произойдет запуск софта для работы с криптоключом.
Из меню «Пуск»
Алгоритм запуска программы из меню «Пуск» зависит от используемой версии операционной системы. Инструкция для пользователей Windows 10:
Для Windows 7 алгоритм запуска криптомодуля выглядит следующим образом:
Запуск софта с Windows XP происходит так:
Из панели управления компьютера
Третий вариант запуска программного модуля применяют, когда на ПК скрыта панель задач. В этом случае следуйте инструкции:
Ввод пароля Рутокен по умолчанию
Если к компьютеру подключено несколько токенов, то перед началом работы выберите необходимое устройство. Для этого запустите криптомодуль и в списке «Подключенные» отыщите нужный аппаратный ключ. Для проверки корректности выбора токена выполните следующие действия:
Различают PIN-код Пользователя и Администратора. В первом случае пароль Рутокен открывает доступ к основным функциям носителя, во втором — к административным функциям устройства с возможностью подтверждения операций.
По умолчанию пароль Пользователя Рутокен представлен следующим значением: 12345678. Важно указывать PIN-код правильно, иначе после нескольких неверных вводов доступ к ключу будет заблокирован. Выполнить разблокировку можно только через пароль Администратора Рутокен. Для ввода PIN-кода Пользователя используйте следующий пошаговый алгоритм:
По умолчанию пароль Администратора Рутокен выглядит следующим образом: 87654321. Код используют для получения доступа к функциям администрирования. Для подтверждения операций на аппаратном ключе требуется дополнительный код — PIN2 со значением 12345678. Алгоритм ввода PIN Администратора во многом аналогичен действиям для Пользователя: