Рутокен — это вид ключевого носителя (токена). Он хранит электронную подпись и цифровой сертификат. В отличие от флешки, на токенах данные защищены паролем и дополнительными средствами безопасности. Рутокены имеют сертификацию ФСТЭК/ФСБ, что соответствует требованиям 63-ФЗ.
Что вы узнаете
Популярные варианты
Рутокен Lite
Это базовый и самый бюджетный вариант.
В нем нет встроенного средства криптозащиты, поэтому для использования ЭЦП нужно установить ПО на компьютер. Информация на токене защищена ПИН-кодом владельца — без него получить доступ к ЭЦП нельзя.
Если владелец 10 раз неправильно введет ПИН, устройство заблокируется. Чтобы его разблокировать, нужно скачать драйверы Рутокена и ввести ПИН под учетной записью «Администратор» (стандартно — 87654321). Либо обратиться в удостоверяющий центр.
Рутокен не подходит для работы с алкоголем в ЕГАИС.
Рутокен Lite micrо
Отличие от предыдущего варианта — в размере устройства. Подойдет для пользователей, которые работают на ноутбуках.
СКЗИ приобретается отдельно (для работы в СБИС СКЗИ не требуется).
Не подходит для работы с алкоголем в ЕГАИС.
Рутокен ЭЦП 2.0
Модель содержит встроенное СКЗИ: для использования подписи не нужно устанавливать дополнительные программы.
Токен защищен двухфакторной аутентификацией — для его использования нужен ПИН-код.
Единственная модель Рутокена, которая подходит для работы с ЕГАИС.
Рутокен ЭЦП 2.0 Type-c
Тот же вариант, но с другим разъемом: подходит для ноутбуков с портом USB Type-C или Thunderbolt 3 (кроме Apple iPad Pro 2018 года).
Подходит для работы с алкоголем в ЕГАИС.
Сравнение моделей
Для наглядности мы подготовили таблицу.
Модель
Встроенный СКЗИ
Работа с ЕГАИС
Двухфакторная защита
Сертификаты
Рутокен Lite
Как настроить
Для работы с носителями без встроенного СКЗИ нужно устанавливать ПО на компьютер. Самая распространенная программа — это КриптоПро CSP. Установить программу и драйверы можно самостоятельно либо обратиться в удостоверяющий центр.
Мы предлагаем упрощенное решение — запустить мастер настройки рабочего места. Он установит не только драйвер, но и другое ПО, которое требуется для работы с электронной подписью. С мастером не нужно устанавливать драйверы вручную.
Мастер проверит, есть ли на вашем компьютере приложения для работы с ЭП. Выполняя рекомендации, установите или обновите ПО — напротив всех пунктов должна появиться зеленая галочка.
Выберите вашу электронную подпись.
Когда все работы будут завершены, появится кнопка «Начать работу». Нажмите ее, чтобы перейти в личный кабинет и отправить первый отчет или утвердить отгрузочные документы на приобретенную ЭП.
Ваш компьютер будет готов к работе с ЭП.
В состав драйверов Рутокен входит специальное приложение — «Панель управления Рутокен». В ней можно:
Дома и на работе при использовании почтовых программ и доступе к корпоративным ресурсам нам приходится пользоваться паролями. Чаще всего пароли для разных программ и ресурсов различаются, и необходимо запоминать множество непростых символьных сочетаний либо записывать их на бумаге, что явно не рекомендуется службами безопасности вашей компании. В меньшей степени это относится к использованию компьютера дома, но и здесь бывает необходимо защитить определенные ресурсы и программы от доступа.
Вместо использования доступа по паролю к корпоративным ресурсам, для входа в домен и при использовании корпоративной почты можно использовать аппаратную аутентификацию и защиту электронной переписки в сетях, построенных на базе Windows 2000/ХР/2003. В предлагаемом решении используются встроенные инструменты безопасности Windows и электронные идентификаторы Rutoken в качестве носителей ключевой информации.
Что обеспечивается при использовании этого продукта? Авторизация пользователей (вход в домен при подключении токена и блокирование сессии после его отсоединения). При работе с почтой — электронная цифровая подпись почтовых сообщений и их шифрование. Доступ к корпоративным ресурсам по предъявлении токена и, конечно, надежное хранение и использование сертификатов. Часть из перечисленных задач может быть использована и на домашнем компьютере, например, при работе с почтой, а также для удаленного подключения к корпоративным ресурсам. Давайте разберем, что и как необходимо выполнить для реализации перечисленных задач.
Токен как дополнительное устройство не может быть опознан операционной системой, поскольку он не является стандартным оборудованием. Невозможна и установка токена посредством inf-файла, поскольку для корректной установки требуется измерение некоторых параметров для автоматической конфигурации драйвера. Поэтому приходится для установки использовать специальное программное обеспечение. И вот что еще следует помнить. Не подключайте токен к компьютеру до того, как вы установите драйвер. Если все же подключение будет выполнено ранее, остановите работу стандартного мастера установки USB-устройств, извлеките ключ из порта и установите драйвер. Помимо драйверов в процессе инсталляции на диск будут скопированы и утилиты для работы с токеном (утилита администрирования и браузер сертификатов). Количество одновременно используемых токенов зависит от операционной системы и количества USB-портов.
Электронный идентификатор Rutoken — персональное средство аутентификации и хранения данных (сертификатов в данном случае). В нем имеется аппаратная реализация российского стандарта шифрования. Этот токен также совместим и с сертифицированными российскими криптопровайдерами от компаний «Крипто-Про», «Анкад», «Сигнал-Ком».
Прежде чем приступить к настройке корпоративной сети и ее ресурсов для работы с токенами и цифровыми сертификатами, предлагаю провести небольшое тестирование этого продукта, для чего получить электронный сертификат и подключить его для работы с почтой, например с почтовым клиентом The Bat!.
Опять же, чтобы не развертывать в своей сети службы сертификации (их можно развернуть только на серверных платформах), можно воспользоваться услугами тестовых удостоверяющих центров, например тестовым центром сертификации «Крипто-Про» либо тестовым центром сертификации e-Notary компании «Сигнал-Ком». Если вы выбрали последний, вам будет предложено вначале познакомиться с «Соглашением на изготовление тестовых сертификатов удостоверяющим центром e-Notary». В случае согласия будет предложено выбрать вариант подачи запроса на изготовление сертификата: либо путем передачи файла с сформированным предварительно запросом, либо путем генерации ключей и формирования запроса встроенными средствами браузера. Для простоты выберем второй вариант.
Подключите к USB-порту ваш токен. Обратите внимание, что все токены изначально имеют одинаковый PIN-код пользователя — 12345678. Пока вы занимаетесь тестированием, этот код можно не менять, но при организации нормальной работы лучше, если вы его замените, чтобы никто иной не мог получить доступ к вашему закрытому ключу. (Именно закрытый ключ используется для формирования подписи и расшифровывания данных.) Для изменения кода воспользуйтесь программой администрирования. С ее же помощью вашему токену можно присвоить и уникальное имя.
Выбрав вариант формирования запроса через браузер, вы попадете на страницу, где вам потребуется заполнить о себе некоторые данные (для тестовых целей они не критичны, и обязательными являются лишь два поля — имя и почтовый адрес). Далее — выбор параметров ключевой пары. Здесь вы должны выбрать из выпадающего списка криптопровайдер Aktiv Rutoken CSP v1.0 (можно взять и любой иной, но мы же тестируем токен). Затем выбрать вариант использования ключей — для обмена данными, для их подписи или для обоих вариантов (выбирайте последний). Далее — выбор размера ключа. Выбранный на предыдущем шаге криптопровайдер позволяет формировать ключи длиной от 512 до 16 384 байт. (Чем больше значение длины ключа, тем меньше вероятность взлома зашифрованных данных.)
Из остальных опций рекомендую выбрать «Пометить ключ как экспортируемый». В этом случае после его установки вы сможете создать резервную копию пары ключей и сертификата и сохранить их в виде файла. Зачем? На случай утраты токена или его повреждения. Остальные опции можно не изменять и далее запустить процесс формирования запроса. После того как запрос будет обработан, вы сможете установить сертификат на компьютер. Обратите внимание на следующий момент. Давайте откроем браузер сертификатов (мы уже говорили, что он устанавливается вместе с драйверами). После того как вы сформируете запрос, на токене появится новый контейнер с парой ключей. В параметрах ключа будет указана его длина, область применения и значение открытого (публичного) ключа. После установки сертификата информация изменится. В контейнере будет уже не только ключ, но и сертификат со всем своими характеристиками: имя владельца, его почтовый адрес, иная информация, указанная вами при формировании запроса. Кроме того что сертификат будет помещен на токен, он также будет установлен в личное хранилище сертификатов, где его можно будет просмотреть через свойства браузера.
Теперь у нас есть ключи и сертификат, с помощью которых можно подписывать и шифровать корреспонденцию. Посмотрим, как это можно сделать в почтовом клиенте The Bat! (про использование подписи и шифрования в MS Outlook подробно рассказано в документации на рассматриваемый продукт).
Откройте свойства вашего почтового ящика и на вкладке «Общие сведения» кликните по кнопке «Сертификаты». Откроется стандартное окно для просмотра сертификатов. Убедитесь, что полученный вами сертификат в тестовом УЦ доступен. Перейдите на вкладку «Параметры». Здесь можно отключить опцию «Авто — OpenPGP», оставив лишь «Авто — S/Mime». Кроме того, отметьте опции, которые вы хотите использовать: «Подписать перед отправкой» и «Зашифровать перед отправкой». Вторую опцию лучше не выбирать до тех пор, пока вы не обменяетесь открытыми ключами с теми, с кем будете вести переписку с шифрованием.
Итак, если вы будете подписывать свое письмо, то после того, как вы нажмете кнопку «Сохранить» или «Отправить», будет вызван диалог выбора сертификата, на котором вы будете выполнять подпись. Обратите внимание, что сертификат привязан к почтовому адресу. Поэтому, если почтовый адрес, с которого вы пишете и отправляете письмо, отличается от того, что включен в сертификат, почтовый клиент не сможет подписать письмо. Если адреса совпадают, письмо будет подписано и отправится вашему респонденту вместе с сертификатом и открытым ключом. С их помощью ваш респондент сможет проверить подлинность подписи (не изменилось ли письмо во время доставки) и убедиться, что именно вы подписали это письмо. Для того чтобы использовать этот сертификат и ключ для шифрования писем в ваш адрес, ваш респондент должен будет импортировать полученный сертификат в хранилище. Аналогичным образом он пришлет вам свой сертификат, после чего вы сможете не только подписывать письма, но и шифровать их в адрес друг друга.
На этом проверку работы с токеном можно считать завершенной и переходить к настройке сети вашей организации и корпоративных приложений. Первое, с чего следует начать, — установка службы сертификации Microsoft. С ее помощью вы будете выписывать сертификаты сотрудникам, сохранять их на токенах и выдавать в работу. Для удобства можно будет создать шаблоны сертификатов и использовать их.
Для использования цифровой подписи и шифрования почтовых сообщений необходимо будет выполнить настройку почтовых клиентов. Для обеспечения доступа пользователей в домен по своим сертификатам потребуется выдавать сертификаты типа «Пользователь со смарт-картой» или «Вход со смарт-картой». Далее необходимо настроить учетные записи пользователей домена, установив в параметрах учетной записи флаг «Для интерактивного входа в сеть нужна смарт-карта».
Дополнительные настройки требуются и для создания защищенного подключения к веб-ресурсам организации (в документации приводится пример настройки веб-ресурса под управлением IIS), можно настроить доступ по сертификатам к терминальному серверу, к сетям VPN. Степень защиты доступа в таких случаях существенно возрастает.
В основном все настройки выполняются администратором сети, настройка рабочих мест требует существенно меньших усилий. Поэтому внедрение системы аппаратной аутентификации, цифровой подписи и шифрования не будет представлять особых сложностей для сотрудников. К тому же невелика и величина расходов по созданию такой системы. Для начала работы вполне достаточно одного стартового комплекта, включающего руководство по внедрению, утилиты для работы с токенами, драйвера и собственно один электронный идентификатор Rutoken. Стартового комплекта достаточно, для того чтобы произвести все необходимые настройки в сети и подготовиться к переходу от обычной парольной защиты к надежной двухфакторной аутентификации на основе Rutoken. Для такой миграции потребуется лишь приобрести необходимое количество идентификаторов Rutoken.
Рутокен — устройство, служащее для двухфакторной идентификации пользователя, хранения и генерации ключей шифрования, различных сертификатов, электронной подписи документов, иных конфиденциальных данных. Использование криптографических алгоритмов в Рутокен решает одновременно три задачи:
Сравнение Рутокен S и Рутокен ЭЦП
Сегодня на российском рынке представлено около десятка продуктов для хранения ключей и сертификатов для электронной цифровой подписи, аутентификации и других операций. Среди них наиболее популярными стали продукты компании Актив: Рутокен S и Рутокен ЭЦП.
Рутокен S — базовая модель защищенных носителей информации, которая оптимально подходит для хранения ключей шифрования данных, сертификатов ЭЦП. К преимуществам устройств отнесем:
Одновременно у Рутокен S есть и ряд недостатков. В первую очередь необходима дополнительная установка драйверов, что затрудняет иногда процесс оборудования рабочего места (комплект можно бесплатно скачать с сайта разработчика). Вторым моментом становится постепенное моральное устаревание решения на фоне появления новых продуктов.
Рутокен ЭЦП представляет уже полноценное средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Внутри устройства находится криптоядро, которое выполняет шифрование, генерацию ключей, подпись документов. Сегодня Рутокен ЭЦП широко применяют в виде средства для защиты информации в системах, где предъявляются повышенные требования по защите данных. Речь про сервисы дистанционного банковского обслуживания, систему ЕГАИС, ЭДО и другие. Использование именно Рутокен ЭЦП дает следующие преимущества:
Настройка рабочего места
Для корректной работы токена необходимо предварительно настроить ПК или ноутбук, что можно сделать самостоятельно (если необходимо, то дополнительную консультацию предоставят сотрудники удостоверяющего центра «Астрал-М»).
Настройка рабочего места под управлением Windows
В первую очередь необходимо установить комплект драйверов. Скачать его можно бесплатно с сайта разработчика, также иногда их набор предоставляет на диске удостоверяющий центр, где вы оформили ЭЦП (в последнем случае не всегда будет свежая версия). Сам процесс установки драйверов идет следующим образом:
Вместе с комплектом драйверов на компьютер будет установлена панель управления. С ее помощью можно управлять политикой качества PIN-кода, задавать последний либо форматировать устройство. По умолчанию мастер установки драйверов разместит на рабочем столе ярлык для входа в эту панель. Сразу при завершении перезагрузите компьютер.
Теперь можно подключить Рутокен к USB-разъему и компьютер сразу выдаст сообщение, которое подтвердит наличие нового устройства и готовность к его использованию в работе.
Установка драйверов Рутокен с помощью командной строки
Для выполнения работ предварительно скачиваем файл с драйверами и затем указываем в командной строке путь к ней (по умолчанию он будет C:\Users\userName\Downloads\rtDrivers.exe). После ввода команды появится окно, где будет предоставлен выбор среди следующих вариантов действий:
Установка драйверов идет в автоматическом режиме и требует последующей перезагрузки компьютера.
Контроль правильности подключения Рутокен
Если в последнем вы видите ваш токен, то устройство работает корректно. В противном случае повторно подключите его в USB-разъем.
Настройка рабочего места под управлением macOS
Для корректной работы токена необходим комплект драйверов, который можно скачать с официального сайта разработчика (rutoken.ru) из раздела «Пользователя Рутокен». Также версии драйверов можно получить в удостоверяющем центре, где вы оформили ЭЦП. При установке необходимо предварительно отключить ваш токен от компьютера, закрыть все открытые приложения. Сам процесс необходимо выполнять с правами администратора.
Установка драйверов идет следующим образом:
После завершения процедуры необходимо проверить работоспособность в операционной системе macOS. Для этого выполните следующие действия:
В результате должно появиться окно с проверкой устройства, где в нижней части должно быть указано об успешности операции (PC/SC Test Complete Successfully). Если подобного не произошло, то подключите ваш токен к компьютеру повторно.
Основные моменты работы с Рутокен ЭЦП
PIN-коды и способы их замены
Если при оформлении ЭЦП вам не выдали пароли для доступа, то они имеют первоначально стандартное значение:
Для обеспечения безопасности при работе и предотвращения компрометации токена необходимо после настройки рабочего места сменить PIN-коды. Сделать это можно следующим образом:
Аналогичным образом меняют пароль администратора. Новое значение желательно держать отдельно от самого токена в недоступном для посторонних месте для предотвращения компрометации данных.
Во время ввода PIN-кода может быть совершена ошибка. По умолчанию, после 10 ошибок ввода PIN-кода устройство блокируется. Разблокировать его поможет ввод пароля администратора. Если и последний заблокирован (для этого также по умолчанию понадобится 10 неудачных попыток), то понадобится форматирование устройства. Во время процедуры полностью удаляются данные на носителе, сбрасываются все пароли и происходит освобождение памяти.
Как задать безопасный PIN-код
Параметры PIN-кода можно задавать во время настройки политик при форматировании Рутокена. В общем случае рекомендуем придерживаться следующих правил:
Как проверить срок действия ЭЦП Рутокен
Срок действия сертификатов электронной цифровой подписи составляет стандартно 12 месяцев. Связано это с необходимостью обеспечить безопасность и предотвратить возможную компрометацию данных. Пользователю необходимо знать дату завершения срока действия для своевременного продления. Если последнее будет выполнено до его истечения, то все вопросы можно решить в удаленном формате без посещения удостоверяющего центра «Астрал-М» с полным пакетом документов для идентификации пользователя.
Для выполнения операции запустите КриптоПРО CSP и перейдите во вкладку «Посмотреть сертификат в контейнере», расположенную в разделе «Сервис». Далее через кнопку «Обзор» выберите интересующий вас контейнер с сертификатом и кликните по нему дважды мышкой. В итоге откроется окно, где будет указана дата завершения действия сертификата.
Особенности использования токенов
На все токены производитель предлагает гарантийный срок эксплуатации сроком в 12 месяцев. На практике срок службы устройства кратно больше и зависит в основном о соблюдения правил использования. Последние включают следующие рекомендации:
На практике, идеальным местом для хранения Рутокен на рабочем месте будет сейф, ящик стола, который закрывается на ключ и куда нет доступа у третьих лиц.
Как удалить сертификат с Рутокен
В отдельных случаях может понадобиться удаление действующего сертификата с Рутокен. Обычно это происходит при заполнении памяти (стандартный токен может включать 6-8 ЭЦП) либо истечении срока действия. Сделать это можно через панель управления Рутокен. Мы же делать этого не рекомендуем. Причина в невозможности затем открыть документы, которые были подписаны удаленным сертификатом даже в случае, когда новый выдан на аналогичные реквизиты. Более разумным вариантом станет покупка нового токена, где будут храниться новые данные для ЭЦП, что обеспечит доступ ко всему массиву подписанных документов вне зависимости от даты операции.
Где приобрести Рутокен и ЭЦП
Если для подписи отчетов, ведения электронного документооборота вам необходима цифровая подпись и токены, то обращайтесь в УЦ «Астрал-М». Мы специализируемся на оформлении ЭЦП любых типов, предлагая клиентам:
Получить дополнительную информацию можно с помощью запроса через сайт, по электронной почте или телефону. Мы поможем сформировать полный пакет документов и оперативно окажем необходимые услуги.
Рутокен — физический носитель в виде небольшого электронного устройства, подключаемого к USB-интерфейсу компьютера. Токен предназначен для безопасного хранения и использования ключей сертификатов и электронной подписи. Для работы с криптоносителями используют Панель управления Рутокен. Где ее скачать, как установить и настроить, расскажем в этой статье.
Где скачать Рутокен
Панель управления Рутокен — программное средство, предназначенное для обслуживания токенов на платформах семейства Windows. Оно устанавливается в системе при инсталляции комплекта драйверов от производителя криптопродуктов.
Все дистрибутивы доступны на сайте www.rutoken.ru в разделе «Центр загрузок». ПО предоставляется бесплатно, не требует ввода активационных кодов доступа.
Как скачать Панель управления Рутокен и выполнить установку
Чтобы скачать Рутокен, не требуется проходить регистрацию на сайте и создавать аккаунт. Все дистрибутивы доступны в гостевом режиме. Чтобы загрузить ПО, выполните следующие шаги:
Перед установкой программы важно выполнить следующее:
Установку драйвера проводят пользователи с правами администратора. Инсталляция происходит в несколько этапов:
Если токен планируется применять на нескольких компьютерах, распределите между ними комплект драйверов с помощью групповых политик. Это инструмент централизованного управления ПК в домене Active Directory. Чтобы автоматически распространить ПО на все компьютеры, необходимо выполнить такие действия:
В процессе инсталляции следуйте инструкции разработчика.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи. 2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов! 3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Как запустить Панель управления Рутокен
Для работы с аппаратным ключом разработчик предусмотрел несколько способов запуска софта:
Пользователь самостоятельно выбирает наиболее подходящий вариант, используя для активации ПО соответствующую инструкцию.
С рабочего стола
На рабочем столе найдите значок программного средства. Кликните по ярлыку два раза. В течение минуты произойдет запуск софта для работы с криптоключом.
Из меню «Пуск»
Алгоритм запуска программы из меню «Пуск» зависит от используемой версии операционной системы. Инструкция для пользователей Windows 10:
Для Windows 7 алгоритм запуска криптомодуля выглядит следующим образом:
Запуск софта с Windows XP происходит так:
Из панели управления компьютера
Третий вариант запуска программного модуля применяют, когда на ПК скрыта панель задач. В этом случае следуйте инструкции:
Ввод пароля Рутокен по умолчанию
Если к компьютеру подключено несколько токенов, то перед началом работы выберите необходимое устройство. Для этого запустите криптомодуль и в списке «Подключенные» отыщите нужный аппаратный ключ. Для проверки корректности выбора токена выполните следующие действия:
Различают PIN-код Пользователя и Администратора. В первом случае пароль Рутокен открывает доступ к основным функциям носителя, во втором — к административным функциям устройства с возможностью подтверждения операций.
По умолчанию пароль Пользователя Рутокен представлен следующим значением: 12345678. Важно указывать PIN-код правильно, иначе после нескольких неверных вводов доступ к ключу будет заблокирован. Выполнить разблокировку можно только через пароль Администратора Рутокен. Для ввода PIN-кода Пользователя используйте следующий пошаговый алгоритм:
По умолчанию пароль Администратора Рутокен выглядит следующим образом: 87654321. Код используют для получения доступа к функциям администрирования. Для подтверждения операций на аппаратном ключе требуется дополнительный код — PIN2 со значением 12345678. Алгоритм ввода PIN Администратора во многом аналогичен действиям для Пользователя: