самокат выбор по параметрам
Самокаты
Цены на самокаты
Название самоката | Цена |
---|---|
Xiaomi Scooter 1S | от 19 859 р. |
Ninebot KickScooter Max G30 | от 35 889 р. |
Xiaomi Mijia Electric Scooter M365 Pro | от 27 867 р. |
Ninebot KickScooter Max G30P | от 42 400 р. |
Kugoo M4 Pro 18Ah | от 39 900 р. |
Самокат – не просто игрушка или детский транспорт. Он развивает координацию, тренирует мышцы, учит держать равновесие и доставляет массу удовольствия. Устройство более безопасно, нежели велосипед, а при правильном выборе может стать для ребёнка едва ли не лучшим другом. Но как сделать этот правильный выбор?
Самокаты бывают металлические и пластмассовые, обычные и складные, 2-х, 3-х и 4-х колёсные, колеса могут быть резиновыми, надувными или пластмассовыми, большими и маленькими. Все эти характеристики влияют на долговечность и функциональные возможности самоката и обязательно должны учитываться при выборе.
Первое, на что стоит обратить внимание – это количество колёс. Для малыша, который ещё не уверенно держит равновесие, безопаснее подобрать лёгкую 3-х или 4-колесную модель – именно такая является более надёжной для начального обучения. Дополнительно такие модели могут быть оснащены фарами, подвесными игрушками, звонком или же багажником, в котором малыш может возить свои любимые игрушки. Существенным недостатком подобной конструкции можно назвать отсутствие возможности складывать устройство, что заметно затрудняет его хранение и транспортировку.
Ребёнку постарше можно купить и классический 2-колесный транспорт – юному водителю непременно понравятся скорость и манёвренность устройства, а родители смогут оценить его компактность. Как правило, такие модели имеют минимальное количество излишеств, вроде игрушек, которые могут отвлекать от управления. Специалисты рекомендуют покупать их для детей от 4-х лет.
В то время как количество колёс влияет на устойчивость, их качество определяет комфорт передвижения. Самокаты с пластмассовыми колёсами дешевле, но нужно помнить, что они не амортизируют, и будут попросту греметь на асфальте. Для городских условий отлично подойдут модели с каучуковыми или прорезиненными, а вот для езды по парку или грунтовой дороге лучше выбрать самокат с большими надувными колёсами.
Материал изготовления рамы напрямую влияет на вес и долговечность устройства. Если самокат покупается с расчётом на несколько сезонов, лучшим вариантом будет металлический. Единственное преимущество пластмассового решения – самокаты этого типа значительно легче. Но в связи с этим они и менее устойчивые на дороге.
Практически все детские модели оснащены тормозом, который также имеет важное значение. В настоящее время используется система торможения двух видов. Традиционно на самокатах устанавливается ножной тормоз на заднее колесо, но научиться пользоваться им с первого разу у детей получается весьма редко. Поэтому часть самокатов имеют также и дополнительный ручной тормоз, как на велосипедах.
Самокаты: характеристики, типы, виды
— Самокат. Самокаты традиционной конструкции — платформа с рулем, установленная на колеса сравнительно небольшого диаметра. Иными словами, в данную категорию входят все модели, не относящиеся к более специфическим разновидностям.
— Кикборд. Разновидность самокатов, имеющая два колеса спереди, а руль для поворота нужно не повернуть, а наклонить в соответствующую сторону. Благодаря трем точкам опоры кикборды более устойчивы, чем классические самокаты, и хорошо подходят для первоначального обучения езде; собственно, большинство подобных изделий и рассчитаны на младший возраст.
— Электросамокат. Самокаты, оснащенные электрическими моторами и аккумуляторами для их питания. На такой машине можно ехать с меньшими усилиями, чем на классическом самокате, а запас хода может достигать нескольких десятков километров. Отметим также, что не стоит путать электросамокаты и минибайки — последние мощнее, массивнее и обычно имеют сидения.
— Велосамокат. Самокаты, имеющие колеса велосипедного типа: крупные, со спицами и надувными шинами. Это значительно повышает проходимость и позволяет кататься даже по грунтовым тропинкам и другой неровной местности. Отметим, что не стоит путать подобные изделия с беспедальными велосипедами (беговелами): в данном случае речь идет именно о разновидности самокатов.
— Трайк. Также этот тип называют «тридер» («трайдер») или «самокат-лягушка». Главной отличительной особенностью «лягушек» является наличие двух отдельных платформ, под каждую ногу. Колёс, соответственно, три — одно спереди и по одному на задней части каждой платформы. Езда на таком самокате отличается от классической тем, что ноги могут постоянно стоять на платформах. Движение же вперёд в разных моделях осуществляется по-разному. Один из вариантов — самокаты, где нужно раскачиваться из стороны в сторону; соответственно, и ехать строго по прямой на них не получится — траектория движения будет волнообразной, вихляющей. Другая разновидность — т.н. «ножницы»: платформы способны сдвигаться и раздвигаться, подобно лезвиям ножниц, что и обеспечивает движение вперёд.
— Снегокат. Самокаты, изначально предназначенные для передвижения по снегу. По устройству они аналогичны обычным самокатам, однако вместо каждого из колёс устанавливается небольшая лыжа; кроме того, в конструкции используются морозостойкие материалы. При этом многие снегокаты допускают замену лыж на колёса (см. «Дополнительно») и могут применяться и в тёплое время года.
— Для дрифта. Самокаты, специально созданные для езды с активным использованием дрифтов — управляемых заносов. Внешне похожи не столько на самокаты, сколько на трехколесные велосипеды с электрическим приводом, имеют сидение и три колеса — переднее (рулевое) и два задних. Ноги ездока при движении находятся на подножках и не касаются земли, тягу обеспечивает электродвигатель на переднем колесе, а задние колеса обычно делаются поворотными (как в тележках из супермаркетов) и могут разворачиваться по ходу заноса. Такая конструкция позволяет легко и безопасно выполнять трюки с использованием дрифта. А самые продвинутые и скоростные модели, рассчитанные на профессионалов, имеют более традиционные задние колеса, без возможности поворота.
Максимальная нагрузка
Возрастная группа, от
Минимальный возраст, с которого ребенку можно доверить самокат. Эти рекомендации являются довольно приблизительными, однако отступать от них крайне не рекомендуется: слишком «взрослый» самокат может оказаться неудобным, а то и опасным для малыша. А в случае электросамокатов (см. «Тип») стоит учесть, что в некоторых странах для управления такими аппаратами нужны права, получаемые с определенного возраста; так что при покупке подобной модели не помешает уточнить требования ПДД.
От возрастной группы напрямую зависит допустимая нагрузка; по этому критерию современные самокаты можно поделить на детские (допустимая нагрузка до 50 кг), подростковые (от 50 до 80 кг), и взрослые (80 кг и более).
Рекомендуемый рост
Кол-во колес
—2-колёсный. Классическая конструкция, имеющая по одному колесу спереди и сзади. Встречается во всех типах самокатов, кроме кикбордов, трайков и моделей для дрифта (см. «Тип»). Двухколёсные самокаты не могут стоять вертикально без дополнительных приспособлений (см. «Дополнительно — Подставка»), а езда на них требует определённых навыков удержания равновесия, однако они считаются наиболее быстрыми и поворотливыми. Отметим, что велосамокаты делаются только двухколёсными.
— 3-колесный. Трехколесными по определению делаются все трайки и большинство кикбордов, а также модели для дрифта (см. «Тип»). Однако этот вариант может встречаться и в классических самокатах — в формате «одно колесо спереди и два сзади». При этом расстояние между задними колесами может быть разным. В одних моделях они разнесены широко, благодаря чему самокат может устойчиво стоять даже в неподвижном состоянии, однако его маневренность получается невысокой; узкое же расположение задних колес снижает устойчивость, зато улучшает поворотливость.
Тип руля
— Классический. Традиционный «самокатный» руль в виде горизонтальной перекладины на вертикальной штанге. Встречается практически во всех разновидностях самокатов (см. «Тип»); отметим, что в кикбордах такой руль обычно нужно не поворачивать, а наклонять.
— Выгнутый (велосипедный). Руль характерной выгнутой формы, в котором рукоятки загнуты назад или вынесены вверх относительно середины. Считается более удобным, чем классический, однако сложнее по конструкции и стоит дороже, а разница в удобстве не так часто оказывается заметной. Поэтому и встречается данный вариант значительно реже, в основном в довольно продвинутых моделях — в частности, именно такими рулями оснащено большинство велосамокатов.
— Круглая ручка. Руль в виде кольца или пары колец (своеобразных «ушей»), установленных на вертикальной штанге; встречаются и варианты вообще без верхнего кольца, в которых штанга заканчивается круглым набалдашником. В любом случае данная конструкция применяется в моделях, где руль не поворачивается, а наклоняется из стороны в сторону — это могут быть как кикборды, так и некоторые специфические трайки (см. «Тип»).
Материал руля
Материал руля несет чуть ли не основную информацию о прочности самоката, поскольку именно на на него операется пользователь во время езды. Соответственно данный элемент конструкции в большинстве случаев выполнен из металла, а именно:
— Алюминий. Сплавы на основе алюминия сочетают прочность, устойчивость к нагрузкам и небольшой вес, за счёт чего довольно популярны в качестве материала среди всех типов самокатов.
— Сталь. Главным достоинством стали является высокая прочность, превышающая показатели алюминия. С другой стороны, данный материал имеет увеличенный вес.
Материал деки
От материала деки зависят вес самоката, его прочность и устойчивость к нагрузкам. В современных моделях могут использоваться такие варианты:
— Пластик. В самокатах данный материал относится к начальному уровню. Прочность пластика невелика, на большой вес и серьёзные нагрузки он не рассчитан — а потому встречается в основном в моделях младшей возрастной группы и классического типа (см. выше). С другой стороны, в этой категории пластик проявляет себя на высоте: он может иметь практически любой цвет и рисунок, весит немного, да и стоит недорого.
— Алюминий. Сплавы на основе алюминия сочетают прочность, устойчивость к нагрузкам и небольшой вес, за счёт чего довольно популярны в качестве материала среди всех типов самокатов (см. выше).
— Сталь. Главным достоинством стали является высокая прочность, превышающая даже показатели алюминия, не говоря уже о пластике. С другой стороны, данный материал имеет большой вес, а потому применяется реже других, преимущественно в велосамокатах (см. «Тип») старшей возрастной группы.
— Магниевый сплав. Довольно продвинутый материал, сочетающий очень малый вес с высокими показателями прочности и упругости. В то же время стоимость его также довольно высока. Поэтому магниевые рамы можно встретить в основном в дорогих моделях премиум-класса.
Диаметр переднего колеса
Диаметр переднего колеса (колес) самоката.
Данный параметр выбирается производителем в зависимости от типа, возрастной категории и общего назначения самоката. Если же сравнивать схожие модели с разным диаметром колес, то стоит учесть, что чем крупнее колеса — тем лучше они отрабатывают неровности дороги, тем выше получается проходимость. А небольшие колеса, в свою очередь, отлично подходят для ровного асфальта и динамичной езды, они легко разгоняются и позволяют совершать резкие повороты.
Диаметр заднего(их) колеса
Жесткость колес
Жёсткость колёс, штатно поставляемых в самокате
Чем больше число, приведённое в данном параметре — тем более твёрдые материалы используются в конструкции колёс и тем они жёстче. Жёсткие колёса «охотнее» катятся по разным поверхностям, на них легче разгоняться, они позволяют точнее чувствовать поверхность под ногами и не так быстро стираются, как мягкие; с другой стороны, сцепление с дорогой у таких колёс хуже, они больше подвержены вибрациям и толчкам и требуют особой осторожности при прохождении поворотов. Поэтому колёса с высокой жёсткостью характерны в основном для профессиональных моделей, а начинающим роллерам рекомендуются мягкие варианты.
Отметим, что большинство самокатов допускает замену колёс; эта процедура является обязательной время от времени, так как колёса склонны стираться, однако при необходимости можно поменять и вполне пригодный для езды комплект — на более жёсткий, или наоборот, более мягкий
Колеса
— Полиуретановые. Колеса со сплошной шиной из полиуретана. Этот материал обеспечивает хорошую амортизацию, качественное сцепление с дорогой и в то же время неплохую накатистость; он стоек к перепадам температур и повреждениям, долговечен, при этом стоит недорого. Благодаря этому полиуретановые колеса в наше время наиболее популярны, они могут устанавливаться даже в довольно продвинутые модели самокатов — в частности, спортивные (см. «Тип»).
— Резиновые. В данном случае имеются в виду колеса со сплошной шиной из резины (надувные колеса вынесены в отдельный пункт подбора). По основным характеристикам резина схожа с описанным выше полиуретаном, а в некоторых моментах даже превосходит его. Так, подобные шины не шумят, хорошо сглаживают шероховатости асфальта, имеют отличное сцепление и обеспечивают высокую эффективность торможения. С другой стороны, данный материал менее долговечен и плохо переносит перепады температур, а потому и используется заметно реже.
— Пластиковые. Пластик отличается невысокой стоимостью, к тому же ему можно придать практически любой цвет. С другой стороны, твердые пластиковые колеса не обеспечивают амортизации, сильно шумят и в принципе не подходят для быстрой езды. Поэтому данный материал встречается исключительно в моделях для самых маленьких; при этом общее качество и надежность пластика сильно зависят от ценовой категории.
— Надувные. Наиболее продвинутая разновидность колес, встречающаяся в современных самокатах. Колеса этого типа имеют надувную шину (как в велосипедах), которая обеспечивает отличную амортизацию, плотное сцепление с дорогой и высокую проходимость. Недостатками надувных шин, помимо цены, можно назвать чувствительность к проколам и повышенную сложность в обслуживании: нужно следить за давлением и при необходимости подкачивать шину.
Подшипник
Подшипники, которыми штатно укомплектован самокат. В данном пункте обычно указывают не модель/марку, а класс подшипников по стандарту ABEC. Стандартными вариантами для современных самокатов являются ABEC 5, ABEC 7 и ABEC 9; чем больше цифра — чем выше качество и точность изготовления детали.
Бытует мнение, что более качественные подшипники позволяют лучше разгоняться и быстрее ехать. Отчасти это верно, однако разгон и скорость сильно зависят от ряда других моментов — размера и материала колес, веса самоката и т. п. Так что модели с подшипниками одного класса могут заметно различаться по скоростным характеристикам. А вот на что этот показатель влияет однозначно — так это на долговечность и цену: высокая точность сказывается на стоимости, зато и служат такие подшипники дольше, и нагрузки переносят лучше.
Также отметим, что для сравнительно несложного использования вполне хватает подшипников класса ABEC 5. Специально же искать модель с ABEC 7 или ABEC 9 имеет смысл лишь в том случае, если вам требуется самокат для продвинутых трюков или профессиональной скоростной езды. Впрочем, если в выбранной модели оказались высококлассные подшипники — хуже от них в любом случае не будет.
Задний тормоз
— Ножной. Чаще всего роль ножного тормоза играет щиток на заднем колесе, который при нажатии ногой прижимается к колесу. Такая конструкция максимально проста, компактна, недорога и надежна; эффективность ножного тормоза сравнительно невысока, однако для самокатов ее часто бывает вполне достаточно. Как следствие, именно таким приспособлением оснащается большинство современных самокатов классического и спортивного применения, а также кикбордов (см. «Тип»).
— Ручной. Тормоз этого типа имеет вид ручки на руле, которая при помощи тросика соединена с тормозными колодками. Колодки чаще всего устанавливаются на переднем колесе, однако встречаются и исключения. А в электросамокатах (см. «Тип») встречаются «электронные» ручные тормоза, в виде переключателя, изменяющего режим работы мотора с разгона на торможение. В любом случае ручные тормоза эффективнее ножных, однако сложнее и дороже, а потому применяются заметно реже. В частности, данный вариант популярен среди велосамокатов и электрических моделей, рассчитанных на высокие скорости, а также в трайках, где устанавливать ножной тормоз не имеет смысла по техническим причинам.
— Отсутствует. Отсутствие собственных тормозов встречается в некоторых моделях для самых маленьких детей (от 2 – 3 лет). Такие самокаты не позволяют сильно разогнаться, а на малых скоростях тормоза не нужны: для остановки достаточно спрыгнуть с самоката, а то и просто упереться ногой в землю.
Максимальная скорость
Максимальная скорость, которую способен развить электросамокат или модель для дрифта (см. «Тип»).
Высокая максимальная скорость дает больше возможностей как для обычной езды, так и для различных трюков. С другой стороны, для нее требуются мощные моторы и емкие батареи, что сказывается на цене и весе аппарата. Кроме того, чем быстрее самокат — тем осторожнее нужно быть при движении. А для дрифта высокая скорость не нужна, многие соответствующие модели имеют максимальную скорость всего лишь около 15 км/ч. В свою очередь, для электросамокатов значения в 15 – 20 км/ч считаются довольно скромными, 20 – 25 км/ч — средними, 25 – 30 км/ч — выше среднего; показатель более чем в 30 км/ч позволяет отнести самокат к скоростным, а самые быстрые модели могут разгоняться до 45 км/ч и даже выше.
Запас хода
Максимальное расстояние, которое модель с электродвигателем — электросамокат или машина для дрифта (см. «Тип») — может проехать на одном заряде батарей.
Как правило, запас хода указывается для ровной дороги и движения только на электродвигателе, без помощи ездока. В свете этого данный показатель является довольно условным, на практике дальность поездки может оказаться как меньшей, так и большей, в зависимости от особенностей дороги и стиля езды. Тем не менее, по заявленному запасу хода вполне можно оценивать автономность разных моделей и сравнивать их между собой.
Стоит учитывать, что большой запас хода (более 25 км) требует емких батарей, что сказывается на габаритах и весе машины. Реальная же необходимость в такой автономности требуется не так часто, тем более что многие электросамокаты вполне способны ехать и обычным способом, без применения электродвигателя.
Мощность двигателя
Мощность двигателя, установленного в электросамокате или модели для дрифта (см. «Тип»). В моделях, имеющих два двигателя (по одному на колесо), обычно указывается их суммарная мощность.
Более мощный двигатель, с одной стороны, положительно влияет на скорость и характеристики разгона, с другой — сказывается на стоимости аппарата и требует более емких батарей, которые влияют как на цену, так и на вес. Кроме того, на разгоне и невысоких скоростях самокату можно «помогать», отталкиваясь ногой. Поэтому в большинстве современных моделей мощность двигателей невелика — чаще всего порядка 250 – 350 Вт для взрослых самокатов, а для детских и того меньше; этого обычно вполне хватает. Показатель в 500 Вт считается довольно высоким, он позволяет достигать скоростей в 40 км/ч и даже выше. А в самых продвинутых моделях мощность измеряется уже киловаттами, а максимальная скорость может превышать 80 км/ч; однако и стоят такие «монстры» соответственно.
Однако мощность влияет и на возможности управления транспортным средством, ведь в зависимости от страны предусмотрены различные ПДД для управления самокатом. К примеру, в России электросамокат от 250 Вт уже приравнивается к мопеду, что обязует владельца иметь водительские права, шлем и запрещает ездить по тротуарам.
Максимальный угол подъема
Максимальный угол подъема, который электросамокат или модель для дрифта (см. «Тип») может преодолеть на одной только тяге двигателя, без помощи ног. Модели с двигателями одинаковой мощности могут различаться по данному показателю (из-за разницы в крутящем моменте и диаметре колес).
Отметим, что в характеристиках угол стандартно указывается в градусах, тогда как на дорожных знаках он приводится в процентах (1 % соответствует подъему на 1 м через каждые 100 м горизонтального перемещения). Впрочем, этот момент не является особо критичным: если приходится часто преодолевать определенный подъем, можно уточнить его уклон, переведя проценты в градусы по специальным таблицам. Кроме того, если угол окажется слишком большим — ничто не мешает помочь самокату ногой, в крайнем случае — преодолеть подъем пешком.
Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, штатно установленного в электросамокате или модели для дрифта (см. «Тип»).
Теоретически более высокая емкость аккумулятора позволяет обеспечить больший запас хода, однако на практике не все так однозначно. Во-первых, моторы даже одинаковой мощности могут различаться по КПД; во-вторых, фактическое количество запасаемой в батарее энергии зависит не только от емкости в ампер-часах, но и от напряжения в вольтах. Так что на практике данный показатель является второстепенным, и ориентироваться при выборе стоит не столько на емкость аккумулятора, сколько на прямо заявленный запас хода. А сравнивать по емкости можно только модели со схожими характеристиками и одинаковым напряжением питания.
Напряжение питания
Номинальное напряжение батареи, установленной в электросамокате или модели для дрифта (см. «Тип»).
В целом данный параметр является второстепенным, на практике он необходим в основном при поиске запасной/сменной батареи или стороннего зарядного устройства. При выборе же стоит обращать внимание на более приближенные к практике характеристики — в частности, прямо заявленные скорость и запас хода.
Время полной зарядки
Время полной зарядки батареи в электросамокате или модели для дрифта (см. «Тип») — от нуля до 100 %.
Чем мощнее аппарат — тем более емкие батареи для него нужны и тем, как правило, больше время зарядки. В наиболее тяжелых моделях оно может достигать 20 ч. Впрочем, такие показатели встречаются редко — большинство самокатов на электротяге заряжаются в течение максимум 8 – 9 ч, что позволяет ставить аппарат на зарядку «с вечера на утро».
Функции и возможности
— Складываемый. Возможность сложить самокат — обычно за счет «укладывания» руля в горизонтальное положение, на платформу; в некоторых моделях складными делаются также ручки на руле. Эта функция значительно упрощает хранение и транспортировку в нерабочее время. Правда, складные модели несколько дороже и чуть менее надежны, чем нескладные, однако во многих случаях эти моменты абсолютно не критичны.
— Регулировка высоты руля. Возможность изменять высоту расположения руля, подстраивая ее под рост пользователя. Данная особенность будет особенно полезна, если самокат покупается для ребенка на несколько лет: дети быстро растут, и с каждым сезоном требуется все большая высота руля. Подробнее о настройке по росту см. «Максимальная высота».
— Амортизация. Наличие у самоката системы амортизации — чаще всего на переднем колесе, однако встречаются модели и с полной амортизацией. В любом случае такая система делает езду более комфортной, сглаживает вибрации и сотрясения, однако снижает накатистость и точность управления. Поэтому, к примеру, спортивные самокаты и снегокаты (см. «Тип») в принципе не имеют данной функции, а в кикбордах она встречается крайне редко.
— Подставка. Приспособление, позволяющее ставить самокат в вертикальном положении на любой подходящей поверхности, не используя дополнительных опор — таких как стены, скамейки, заборы и т.п. Обычно выполняется в виде складной пластины или фигурной рамки под платформой: в «походном» состоянии она поднята и не мешает движению, а если её опустить — самокат приобретает дополнительную точку опоры.
— Сиденье. Собственное сидение, позволяющее ехать на самокате сидя. Чаще всего данная функция встречается в кикбордах (см. «Тип») для самых маленьких детей, которые еще неспособны уверенно держать равновесие — сиденье в таких моделях служит еще и страховкой от падения. Помимо этого, сидением по определению оснащаются модели для дрифта, также оно может предусматриваться в продвинутых электросамокатах — для комфорта в длительных поездках.
— Корзина на руле. Установленная на руль корзина играет роль багажника — в ней можно перевозить различные предметы, к примеру, любимые игрушки или сменную одежду. Вместимость корзин обычно невелика, однако определённое удобство они могут обеспечить. Встречается эта функция преимущественно в моделях младшей возрастной группы.
— Держатель для бутылочки. Приспособление, которые предусматривает установку исключительно бутылочки для питья. Этому способствует цилиндрическая форма, в которой идеально разместится подобная емкость, при этом она не выпадет в процессе езды. Такое решение применимо не столько к детским самокатам, сколько к взрослым, когда самокат используется действительно не для развлечения, а для передвижения и жажда может настигнуть в любой момент.
— Дисплей. Наличие собственного дисплея в конструкции самоката. Данная функция актуальна для электрических моделей (см. «Тип») — другим разновидностям дисплей попросту не требуется. А вот в электросамокатах на экран может выводиться различная важная информация, связанная с работой машины: заряд аккумулятора, приблизительный запас хода на остатке батареи, текущая скорость движения, пройденное расстояние, сообщения о неполадках. Иными словами, дисплей в таких аппаратах играет роль панели приборов.
— Светящиеся колеса/дека. Наличие у самоката подсветки колес и/или деки (платформы). Колеса с подсветкой обычно сделаны из прозрачного полимера, в который и вмонтированы светодиоды; дека же может подсвечиваться как по бокам, так и снизу. В любом случае данная функция не только обеспечивает оригинальный внешний вид, но и делает самокат более заметным, что положительно сказывается на безопасности — особенно в сумерках и темноте. Питание подсветки может осуществляться как от батареек, так и от встроенного генератора, вырабатывающего энергию при вращении колес.
— Фонарик/фара. Наличие в самокате фонарика или фары. Фонариком обычно называют сравнительно маломощные светильники, используемые в детских моделях, фарой — более «серьезные» источники света, устанавливаемые, в частности, в электросамокаты (см. «Тип»). В любом случае данная функция будет полезна прежде всего в сумерках и темноте: она обеспечивает подсветку дороги, а также делает самокат более заметным для других участников движения. А для движения по дорогам наличие фары, согласно ПДД, может быть обязательным не только в темное время суток, но и днем.
— Сигнал/звонок. Наличие в комплекте звонка или другого звукового сигнала (например, клаксона). Такое приспособление полезно для предупреждения окружающих о движении самоката, оно позволяет избежать неприятных происшествий.
— Стоп-сигнал. Классический стоп-сигнал — красный задний фонарь, загорающийся при нажатии тормозов и предупреждающий находящихся сзади участников дорожного движения, что самокат замедляет ход. Данная функция встречается исключительно в электросамокатах (см. «Тип»). Она особенно полезна при движении по дорогам общего пользования — предупреждение окружающих о торможении в таких условиях никогда не бывает лишним.
— Замена колес на лыжи. Возможность устанавливать на самокат как колеса, так и лыжи, в зависимости от сезона. Таким образом, самокат можно использовать круглый год. Отметим, что традиционные самокаты (см. «Тип») могут комплектоваться и колесами, и лыжами, снегокаты же поставляются только с лыжами, колеса для них нужно приобретать отдельно.
— Пеги. Приспособления на колесах спортивных самокатов, позволяющие выполнять различные трюковые упражнения, а именно скользить по бордюрам, перилам и т.п. Представляет собой дополнительный упор, который устанавливается в колесную ось самоката и может использоваться не только как точка опоры для стопы, а и в качестве подпорки при езде по различным препятствиям (перила, пандусы и пр). Как правило, пегами оснащаются самокаты для трюковой/спортивной езды. При этом ими может комплектоваться как переднее, так и заднее колесо, а в некоторых случаях пег устанавливается и с правой, и с левой стороны колеса.
— Родительская ручка. Длинная ручка, устанавливаемая на некоторых кикбордах, чтобы взрослый человек мог с комфортом держаться за нее, стоя рядом. Таким образом, родитель может до определенной степени контролировать движение ребенка, останавливать его в нужный момент или наоборот, подталкивать, или даже везти малыша, как в коляске. Актуально такое решение для моделей с сиденьем и для детей еще не способных к самостоятельному передвижению на самокате.
Пыле-, влагозащита
Степень защиты от пыли и влаги, предусмотренная в самокате.
Данный показатель актуален для электросамокатов и моделей для дрифта, имеющих чувствительную электронную «начинку». Он указывается по стандарту IP и в классическом формате обозначается двумя цифрами — например, IP54. При этом первая цифра означает уровень защиты от пыли и посторонних предметов, ее значение может быть таким:
— 4 — защита от посторонних предметов размером от 1 мм и более;
— 5 — пылестойкость (внутрь может попасть небольшое количество пыли, не влияющее на работу устройства);
— 6 — полная пыленепроницаемость.
Уровень влагозащиты, в свою очередь, может быть таким:
— 4 — защита от брызг с любого направления, позволяет без последствий переносить дождь;
— 5 — защита от водяных струй с любого направления, стойкость даже к сильной непогоде;
В некоторых моделях вместо первой цифры ставится «Х» — например, IPX4. Это значит, что проверка на пылестойкость не проводилась, и ориентироваться следует только на влагостойкость.
Максимальная высота
Максимальная высота, на которую можно установить регулируемый по высоте руль (либо же просто высота руля в рабочем положении, если регулировки по высоте не предусмотрено).
Высота руля должна быть такой, чтобы ездок мог ровно, не сгибая спину, стоять на платформе и держаться за ручки слегка согнутыми руками. При этом однозначной зависимости между этим показателем и ростом ездока нет, многое зависит от телосложения. Так что идеальный вариант — определить оптимальную высоту при помощи «примерки вживую», а затем выбирать самокат, исходя из полученного результата.
Размер деки
Размер платформы самоката. В данном пункте может указываться как длина и ширина, так и только один размер — чаще всего это длина.
В целом данный параметр является второстепенным: производители выбирают размер платформы в зависимости от типа, возрастной категории, общей специализации и других особенностей самоката. Места для ног, как правило, на платформе гарантированно хватает. Отметим только, что более короткие платформы получаются более поворотливыми, более длинные — устойчивыми на курсе.
Футспейс
Клиренс
Общий вес самоката; для электрических моделей (см. «Тип») указывается полный рабочий вес, с установленными батареями.
Этот параметр имеет двоякое значение. Так, более легкие самокаты лучше разгоняются и маневрируют, а также требуют от пользователя меньших усилий. В свою очередь, более массивные модели дольше сохраняют скорость и получаются более устойчивыми на курсе. Кроме того, стоит учитывать, что меньший вес, при прочих равных, означает либо меньшую прочность, либо большую стоимость.
Самые легкие современные самокаты весят менее 2 кг — это в основном сравнительно недорогие классические модели и кикборды (см. «Тип»). Спортивные моделий имеют уже вес от 2,5 кг, а часто и больше. Наиболее массивными среди не-самоходных моделей являются велосамокаты — от 5 кг; а электросамокаты неизбежно получаются тяжелыми из-за моторов и батарей, их масса может достигать 10 кг и даже более.