социокультурные параметры человеческой деятельности

Социокультурные параметры человеческой деятельности

История и наука свидетельствуют о том, что всё в человеке, в его бытии, является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом – с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений.

Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфически человеческих потребностей. Человеческая природа как незавершённая возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по её реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека,– такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека.

Выступая субъектом взаимодействия с окружающим миром и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином, социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.

Деятельность является адаптивно-адаптирующей, то есть приспособительно-приспосабливающей активностью, в процессе которой, перерабатывая элементы природы, человек создаёт и постоянно воссоздаёт так называемую вторую природу, искусственную среду обитания. Тем самым он реализует свои природные возможности и родовую сущность.

Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность.

Деятельность характеризуется качеством предметности. Она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, материальный или идеальный, результат этой деятельности.

Целенаправленность деятельности – это установление неявных связей разрозненных явлений и создание на этой основе единой картины мира, формирование относительно автономной от природной среды логики (понятийного мышления, воли и эмоций).

Адаптивно-адаптирующая форма отношения человека к действительности представляет собой его способность как приспосабливаться к среде, так и преобразовывать, видоизменять её через создание некоторых условий и средств, отсутствующих или недостаточно представленных в этой среде.

Именно адаптирующий, предметно-преобразующий характер деятельности обусловливает универсальность взаимоотношений человека с окружающим миром.

Средства деятельности, с одной стороны, являются природными предметами, а с другой – носителями определённой социально значимой функции, воплощением определённой ценностной установки, цели. И в первом, и во втором случае необходимы определённый уровень абстрагирования от конкретного предмета, некоторое обобщение природных свойств и общественно значимой потребности.

Структура деятельности представляет собой взаимосвязь её основных элементов: а) субъекта действий, направленных на те или иные объекты; б) объектов, то есть тех предметов и явлений, на которые направлена деятельная активность субъекта; в) материальных и духовных орудий и средств деятельности, с помощью которых субъект деятельности воздействует на объект деятельности.

Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной стороной деятельностного процесса, носителем целенаправленных действий, выражающих его жизненные нужды и потребности.

Основополагающей причиной деятельного отношения субъекта к миру служит необходимость в определенных условиях его бытия, детерминирующая потребности, интересы и цели.

Разумеется, многообразие человеческих потребностей не исчерпывается необходимостью физического существования и воспроизводства. А. Маслоу выделил два основных типа потребностей: дефициентных и бытийных. Первые выражают необходимость в биологическом или социальном существовании, а вторые – отношение человека к своим потребностям. Например, к числу бытийных потребностей относятся потребности человека в самоуважении, переживании прекрасного, любви, дружбе, сочувствии и т.д.

Человек стремится к удовлетворению, прежде всего, тех потребностей, от которых он не может отказаться и которые принимаются им как данные. В зависимости от ряда факторов, в том числе сложившейся системы собственных ценностных предпочтений, он классифицирует свои индивидуальные потребности или как жизненно необходимые, первоочередные, или как второстепенные, неактуальные.

Здесь возникает интерес. В качестве осознания потребности интерес выступает как единство объективного и субъективного моментов деятельности, объективного положения субъекта действия и субъективных характеристик состояния его сознания, идеальных побуждающих к действию сил: мотивов, установок, желаний, ценностных ориентаций. Обычно интересы становятся отчётливым осознанием потребностей в ситуациях повторяющихся затруднений, когда субъектом деятельности определяются и конкретизируются цели и средства для получения определенного результата действий.

социокультурные параметры человеческой деятельности. Смотреть фото социокультурные параметры человеческой деятельности. Смотреть картинку социокультурные параметры человеческой деятельности. Картинка про социокультурные параметры человеческой деятельности. Фото социокультурные параметры человеческой деятельности

Цель и средства – понятия соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами. Не менее важной предпосылкой целеполагания служит реальный опыт, полученный субъектом в итоге предшествующей деятельности. Формирование цели – это всегда процесс мысленной организации законов и характеристик внешнего и внутреннего мира человека в соответствии с его потребностями. Предметы окружающего мира в ходе реализации цели становятся средствами деятельности.

Цель деятельности человека – получение определённого результата, то есть предмета, процесса, явления. Осуществлённая цель становится результатом человеческих деяний. Однако факт обусловленности результата деятельности её целью ещё не говорит об их тождестве.

Результатом деятельности может быть та или иная, большая или меньшая степень воплощения поставленной цели. Но в любом случае никогда мы не будем наблюдать совпадения результата и цели хотя бы уже потому, что цель гипотетична, а результат реален.

Кроме того, результат не является простым механическим воплощением цели. На структуру и содержание результата воздействуют и ряд специфических характеристик действующего субъекта. Это и его опыт, навыки и умения, характер, эмоциональный настрой жизни и многие другие индивидуальные особенности, которые позволяют субъекту деятельности предпочесть те или иные средства реализации поставленной цели.

Осуществляя классификацию основных видов деятельности, обычно выделяют две её разновидности – духовную и материальную. Материальная деятельность всегда предполагает наличие в качестве её субъекта работника физического труда и достаточно весомую степень самого этого физического труда. Целью же субъекта духовной деятельности – работника умственного труда – является не производство материальных предметов, а производство идей, образов, символов, духовных ценностей.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 4 ; Нарушение авторских прав

Источник

3. Социокультурные параметры человеческой деятельности

История и наука свидетельствуют о том, что всё в человеке, в его бытии, является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом – с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений.

Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфически человеческих потребностей. Человеческая природа как незавершённая возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по её реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека,– такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека.

Выступая субъектом взаимодействия с окружающим миром и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином, социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.

Деятельность является адаптивно-адаптирующей, то есть приспособительно-приспосабливающей активностью, в процессе которой, перерабатывая элементы природы, человек создаёт и постоянно воссоздаёт так называемую вторую природу, искусственную среду обитания. Тем самым он реализует свои природные возможности и родовую сущность.

Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность.

Деятельность характеризуется качеством предметности. Она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, материальный или идеальный, результат этой деятельности.

Целенаправленность деятельности – это установление неявных связей разрозненных явлений и создание на этой основе единой картины мира, формирование относительно автономной от природной среды логики (понятийного мышления, воли и эмоций).

Адаптивно-адаптирующая форма отношения человека к действительности представляет собой его способность как приспосабливаться к среде, так и преобразовывать, видоизменять её через создание некоторых условий и средств, отсутствующих или недостаточно представленных в этой среде.

Именно адаптирующий, предметно-преобразующий характер деятельности обусловливает универсальность взаимоотношений человека с окружающим миром.

Средства деятельности, с одной стороны, являются природными предметами, а с другой – носителями определённой социально значимой функции, воплощением определённой ценностной установки, цели. И в первом, и во втором случае необходимы определённый уровень абстрагирования от конкретного предмета, некоторое обобщение природных свойств и общественно значимой потребности.

Структура деятельности представляет собой взаимосвязь её основных элементов: а) субъекта действий, направленных на те или иные объекты; б) объектов, то есть тех предметов и явлений, на которые направлена деятельная активность субъекта; в) материальных и духовных орудий и средств деятельности, с помощью которых субъект деятельности воздействует на объект деятельности.

Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной стороной деятельностного процесса, носителем целенаправленных действий, выражающих его жизненные нужды и потребности.

Основополагающей причиной деятельного отношения субъекта к миру служит необходимость в определенных условиях его бытия, детерминирующая потребности, интересы и цели.

Разумеется, многообразие человеческих потребностей не исчерпывается необходимостью физического существования и воспроизводства. А. Маслоу выделил два основных типа потребностей: дефициентных и бытийных. Первые выражают необходимость в биологическом или социальном существовании, а вторые – отношение человека к своим потребностям. Например, к числу бытийных потребностей относятся потребности человека в самоуважении, переживании прекрасного, любви, дружбе, сочувствии и т.д.

Человек стремится к удовлетворению, прежде всего, тех потребностей, от которых он не может отказаться и которые принимаются им как данные. В зависимости от ряда факторов, в том числе сложившейся системы собственных ценностных предпочтений, он классифицирует свои индивидуальные потребности или как жизненно необходимые, первоочередные, или как второстепенные, неактуальные.

Здесь возникает интерес. В качестве осознания потребности интерес выступает как единство объективного и субъективного моментов деятельности, объективного положения субъекта действия и субъективных характеристик состояния его сознания, идеальных побуждающих к действию сил: мотивов, установок, желаний, ценностных ориентаций. Обычно интересы становятся отчётливым осознанием потребностей в ситуациях повторяющихся затруднений, когда субъектом деятельности определяются и конкретизируются цели и средства для получения определенного результата действий.

Цель и средства – понятия соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами. Не менее важной предпосылкой целеполагания служит реальный опыт, полученный субъектом в итоге предшествующей деятельности. Формирование цели – это всегда процесс мысленной организации законов и характеристик внешнего и внутреннего мира человека в соответствии с его потребностями. Предметы окружающего мира в ходе реализации цели становятся средствами деятельности.

Цель деятельности человека – получение определённого результата, то есть предмета, процесса, явления. Осуществлённая цель становится результатом человеческих деяний. Однако факт обусловленности результата деятельности её целью ещё не говорит об их тождестве.

Результатом деятельности может быть та или иная, большая или меньшая степень воплощения поставленной цели. Но в любом случае никогда мы не будем наблюдать совпадения результата и цели хотя бы уже потому, что цель гипотетична, а результат реален.

Кроме того, результат не является простым механическим воплощением цели. На структуру и содержание результата воздействуют и ряд специфических характеристик действующего субъекта. Это и его опыт, навыки и умения, характер, эмоциональный настрой жизни и многие другие индивидуальные особенности, которые позволяют субъекту деятельности предпочесть те или иные средства реализации поставленной цели.

Осуществляя классификацию основных видов деятельности, обычно выделяют две её разновидности – духовную и материальную. Материальная деятельность всегда предполагает наличие в качестве её субъекта работника физического труда и достаточно весомую степень самого этого физического труда. Целью же субъекта духовной деятельности – работника умственного труда – является не производство материальных предметов, а производство идей, образов, символов, духовных ценностей.

Источник

ТЕМА: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

ЗАНЯТИЕ №8

(Социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности)

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

(Социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности)

1. ДЕЙСТВИЕ, ПОВЕДЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

На протяжении всей своей жизни человек постоянно совершенствует те или иные действия, вступает в контакты с миром и другими людьми. Иначе и быть не может – ведь он существует в природе и в обществе, зависит от них и так или иначе реагирует на те условия, в которых ставит его реальное бытие. Иными словами, в ДЕЙСТВИЯХ человек проявляет себя, свою индивидуальность и активность, воплощает своё бытие, и для человека ДЕЙСТВОВАТЬ – значит БЫТЬ.

Однако человеческие действия далеко не равноценны по своей ориентации и роли.

Для ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно наличие ряда ПРИЗНАКОВ, ОТЛИЧАЮЩИХ ЕЁ ОТ ПОВЕДЕНИЯ:

· определённая цель, обычно четко осознанная и хорошо продуманная (ПОВЕДЕНИЕ же часто бывает стихийным, бесцельным, бессмысленным)

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека всегда представляет собой некую продуманную ТЕХНОЛОГИЮ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ, подчиняющуюся определённым правилам и нормам и служащую поставленным целям.

В любой деятельности можно выявить общую СТРУКТУРУ:

К СУБЪЕКТИВНОЙотносят всё то, что в первую очередь связано с «человеческим фактором» деятельности:

—его активные действия,

—поставленные цели и задачи

—разработанную программу действий…

К ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЕ относят главным образом материальные компоненты деятельности:

—исходные предметы и материалы,

—способы и средства преобразования бытия.

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА деятельности является ведущей в преобразовании мира, активным и творческим началом этого процесса, объективные параметры выступают важным условием деятельности – они могут как способствовать её успеху, так и сдерживать её (недостаточное финансирование замедляет деятельность учёных по созданию новых лекарств).

2. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Виды деятельности могут быть рассмотрены на следующих уровнях, отличающих друг от друга сферой деятельности и её содержанием.

На самом высоком уровне анализа можно выделить МАТЕРИАЛЬНУЮ (ПРАКТИЧЕСКУЮ) и ДУХОВНУЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ)деятельности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ деятельность связана с преобразованием материальных вещей и явлений и включает:

· производственную деятельность (создание предметных благ, товаров и услуг)

· социальную деятельность (преобразование общественных структур – социальные реформы)

· научную деятельность (различные формы научного эксперимента)

На среднем уровне анализа можно обозначить несколько более узкие виды деятельности, в зависимости от того, какое условие человеческой жизни обеспечивает каждый из них:

· ТРУД (работа) , ответственный за приготовление вещей, необходимых для удовлетворения биологических потребностей человека;

· СОЗДАНИЕ (изготовление), создающее искусственный мир вещей и снимающий зависимость человека от предметов и объектов,

· ДЕЙСТВИЕ(поступок), которое развёртывается прямо между людьми и обеспечивает человеку пребывание среди людей. В этом виде деятельности каждый человек пытается в чём-то изменить своего друга, коллегу…, но при этом может измениться сам.

Границы между этими видами деятельности условны и подвижны: так, успешное создание мира вещей немыслимо сегодня без надлежащего удовлетворения биологических потребностей и его общения с другими людьми.

Чтобы делать всё это на должном уровне, надо быть специалистом, обладающим определёнными знаниями и навыками.

ПРОФЕССИЯ – вид трудовой деятельности, который человек свободно или под влиянием определённых обстоятельств выбирает для себя и становится как правило делом всей его жизни. Профессиональная деятельность неоднозначно воздействует на человека. С одной стороны, она может сделать его настоящим знатоком своего дела, маэстро профессии, раскрывает способности личности в определённой сфере деятельности. С другой стороны, любая специализация неизбежно замыкает человека в рамки профессии, ограничивает возможности его самореализации, делает одномерным его мировоззрение и мышление. Специалист привыкает смотреть на мир через призму своей профессии, зацикливается на ней, начинает считать своё дело самым важным для общества. Складывается ситуация, когда не человек владеет профессией, а профессия человеком.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, активно работая в той или иной сфере деятельности, человек живёт в природе и обществе. Деятельность, труд есть не что иное, как способ бытия человека в мире, они превращают человека в homo faber («человека производящего»), который живёт, чтобы трудиться, и должен трудиться, чтобы жить.

3. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Одним из наиболее значимых явлений, которые человек часто «просматривает» через призму своего мировоззрения, выступает его профессиональная деятельность.

Другое дело, что эти потребности – как источник профессиональной активности личности – не должны сводиться к материальным благам, а главным занятием человека «должна быть сама жизнь, а не производство средств жизни».

Наиболее отчётливо уровень культуры профессиональной деятельности специалиста проявляется в СТИЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ – устойчивой системе принципов, правил и норм теоретико-практического мышления, направляющих и регулирующих его трудовую деятельность.

Анализ профессионального мышления показывает, что в его различных типах можно выявить некоторые общие философские принципы и установки: (философские регулятивы деятельности)

1.ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ, требующий от специалиста умение непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным положением вещей, отличать желаемое от действительного, избавляться от иллюзий. и т.п.

2.ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННОСТИ, предполагающий стремление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий. …

3.ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА, ориентирующий на анализ и учёт эволюции предмета деятельности: его прошлое, настоящее и будущее, (например, история болезни пациента), умение увидеть в настоящем элементы будущего и наметить тенденции их развития, умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических методов, новаторски подходить к делу.

4. ПРИНЦИП ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ, нацеливающий специалиста на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений (например, учёт сложного взаимодействия личных и общественных интересов в трудовом коллективе, двойственного влияния НТП на устоявшуюся технологию производства.

ВЫВОД: именно философская культура делает профессиональное мышление специалиста творческим, раскованным, критическим, придаёт ему дополнительные «степени свободы» и в конечном счете делает профессионала самобытной личностью, способной самостоятельному выбору, неординарным решениям стоящих перед ним проблем.

Источник

Социокультурные параметры человеческой деятельности

История и наука свидетельствуют о том, что всё в человеке, в его бытии, является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом – с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений.

Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфически человеческих потребностей. Человеческая природа как незавершённая возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по её реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека,– такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека.

Выступая субъектом взаимодействия с окружающим миром и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином, социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.

Деятельность является адаптивно-адаптирующей, то есть приспособительно-приспосабливающей активностью, в процессе которой, перерабатывая элементы природы, человек создаёт и постоянно воссоздаёт так называемую вторую природу, искусственную среду обитания. Тем самым он реализует свои природные возможности и родовую сущность.

Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность.

Деятельность характеризуется качеством предметности. Она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, материальный или идеальный, результат этой деятельности.

Целенаправленность деятельности – это установление неявных связей разрозненных явлений и создание на этой основе единой картины мира, формирование относительно автономной от природной среды логики (понятийного мышления, воли и эмоций).

Адаптивно-адаптирующая форма отношения человека к действительности представляет собой его способность как приспосабливаться к среде, так и преобразовывать, видоизменять её через создание некоторых условий и средств, отсутствующих или недостаточно представленных в этой среде.

Именно адаптирующий, предметно-преобразующий характер деятельности обусловливает универсальность взаимоотношений человека с окружающим миром.

Средства деятельности, с одной стороны, являются природными предметами, а с другой – носителями определённой социально значимой функции, воплощением определённой ценностной установки, цели. И в первом, и во втором случае необходимы определённый уровень абстрагирования от конкретного предмета, некоторое обобщение природных свойств и общественно значимой потребности.

Структура деятельности представляет собой взаимосвязь её основных элементов: а) субъекта действий, направленных на те или иные объекты; б) объектов, то есть тех предметов и явлений, на которые направлена деятельная активность субъекта; в) материальных и духовных орудий и средств деятельности, с помощью которых субъект деятельности воздействует на объект деятельности.

Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной стороной деятельностного процесса, носителем целенаправленных действий, выражающих его жизненные нужды и потребности.

Основополагающей причиной деятельного отношения субъекта к миру служит необходимость в определенных условиях его бытия, детерминирующая потребности, интересы и цели.

Разумеется, многообразие человеческих потребностей не исчерпывается необходимостью физического существования и воспроизводства. А. Маслоу выделил два основных типа потребностей: дефициентных и бытийных. Первые выражают необходимость в биологическом или социальном существовании, а вторые – отношение человека к своим потребностям. Например, к числу бытийных потребностей относятся потребности человека в самоуважении, переживании прекрасного, любви, дружбе, сочувствии и т.д.

Человек стремится к удовлетворению, прежде всего, тех потребностей, от которых он не может отказаться и которые принимаются им как данные. В зависимости от ряда факторов, в том числе сложившейся системы собственных ценностных предпочтений, он классифицирует свои индивидуальные потребности или как жизненно необходимые, первоочередные, или как второстепенные, неактуальные.

Здесь возникает интерес. В качестве осознания потребности интерес выступает как единство объективного и субъективного моментов деятельности, объективного положения субъекта действия и субъективных характеристик состояния его сознания, идеальных побуждающих к действию сил: мотивов, установок, желаний, ценностных ориентаций. Обычно интересы становятся отчётливым осознанием потребностей в ситуациях повторяющихся затруднений, когда субъектом деятельности определяются и конкретизируются цели и средства для получения определенного результата действий.

Цель и средства – понятия соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами. Не менее важной предпосылкой целеполагания служит реальный опыт, полученный субъектом в итоге предшествующей деятельности. Формирование цели – это всегда процесс мысленной организации законов и характеристик внешнего и внутреннего мира человека в соответствии с его потребностями. Предметы окружающего мира в ходе реализации цели становятся средствами деятельности.

Цель деятельности человека – получение определённого результата, то есть предмета, процесса, явления. Осуществлённая цель становится результатом человеческих деяний. Однако факт обусловленности результата деятельности её целью ещё не говорит об их тождестве.

Результатом деятельности может быть та или иная, большая или меньшая степень воплощения поставленной цели. Но в любом случае никогда мы не будем наблюдать совпадения результата и цели хотя бы уже потому, что цель гипотетична, а результат реален.

Кроме того, результат не является простым механическим воплощением цели. На структуру и содержание результата воздействуют и ряд специфических характеристик действующего субъекта. Это и его опыт, навыки и умения, характер, эмоциональный настрой жизни и многие другие индивидуальные особенности, которые позволяют субъекту деятельности предпочесть те или иные средства реализации поставленной цели.

Осуществляя классификацию основных видов деятельности, обычно выделяют две её разновидности – духовную и материальную. Материальная деятельность всегда предполагает наличие в качестве её субъекта работника физического труда и достаточно весомую степень самого этого физического труда. Целью же субъекта духовной деятельности – работника умственного труда – является не производство материальных предметов, а производство идей, образов, символов, духовных ценностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *