стяжи это что значит

СТЯЖАТЬ

Смотреть что такое «СТЯЖАТЬ» в других словарях:

СТЯЖАТЬ — СТЯЖАТЬ, стяжаю, стяжаешь, совер. и несовер., что (книжн. ритор.). Приобрести (приобретать), снискать (снискивать). «Стяжать венок от вас не мечу.» Тютчев. «Стократ блажен, когда я мог стяжать стихом хотя одну слезу участья.» Фет. «Это люди… … Толковый словарь Ушакова

стяжать — См. получать. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. стяжать доставать, получать; заслуживать, завоевывать, приобретать, заслужить, завоевать, приобрести, снискать, раздобыть,… … Словарь синонимов

СТЯЖАТЬ — СТЯЖАТЬ, аю, аешь; совер., что (высок.). Приобрести, достигнуть чего н. С. себе любовь окружающих. С. славу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Стяжать — несов. и сов. 1. перех. Наживать, приобретать (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие. 2. перех.; перен. Добиваться, достигать чего либо (славы, уважения и т.п.). отт. Доставлять, приносить кому либо (славу, уважение и т.п.). Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

стяжать — стяж ать, аю, ает … Русский орфографический словарь

стяжать — (I), стяжа/ю, жа/ешь, жа/ют … Орфографический словарь русского языка

стяжать — Syn: заслуживать, завоевывать (усил.), приобретать, заслужить, завоевать (усил.), приобрести, снискать (приподн.) … Тезаурус русской деловой лексики

стяжать — аю, аешь; св. и нсв. что. Книжн. 1. Устар. Нажить наживать, приобрести приобретать деньги, имущество, проявляя корыстолюбие. С. себе целое состояние, много денег. 2. (чем). Своей деятельностью добиться добиваться какого л. отношения к себе,… … Энциклопедический словарь

стяжать — снискать, добыть, приобрести … Cловарь архаизмов русского языка

стяжать — а/ю, а/ешь; св. и нсв. см. тж. стяжаться, стяжание что книжн. 1) устар. Нажить наживать, приобрести приобретать деньги, имущество, проявляя корыстолюбие. Стяжа/ть себе целое состояние, много денег. 2) чем Своей деятельностью добит … Словарь многих выражений

Источник

Значение слова «стяжать»

стяжи это что значит. Смотреть фото стяжи это что значит. Смотреть картинку стяжи это что значит. Картинка про стяжи это что значит. Фото стяжи это что значит

1. также без доп. Книжн. Нажить (наживать), приобрести (приобретать) деньги, имущество, проявляя корыстолюбие. — О-х, горе с этими деньгами: только творение бессловесное не стяжает! Наумов, Деревенский торгаш. Мне бы кончить жизнь в штанах, в которых начал, ничего за век свой не стяжав. Маяковский, Вызов.

2. Высок. Своей деятельностью добиться (добиваться) какого-л. отношения к себе, достичь (достигать) чего-л.; заслужить (заслуживать), снискать (снискивать). Стяжать известность. Стяжать популярность.[Белинский] изрекал строгие, даже желчные приговоры минувшему времени, минувшим деятелям, иногда стяжавшим заслугами почет и уважение своих современников. И. Гончаров, Воспоминания. Русские артиллеристы стяжали себе славу метким огнем. Брагин, Ватутин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СТЯЖА’ТЬ, а́ю, а́ешь, сов. и несов., что (книжн. ритор.). Приобрести (приобретать), снискать (снискивать). Стяжать венок от вас не ме́чу. Тютчев. Стократ блажен, когда я мог стяжать стихом хотя одну слезу участья. Фет. Это — люди простые и скромные, без каких бы то ни было претензий на то, чтобы стяжать лавры фигур всесоюзного масштаба. Сталин (о Стаханове и Бусыгине). С. славу. С. любовь. Не даром он стяжал известность. Вяземский.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стяжа́ть

1. книжн. устар. наживать (нажить), приобретать (приобрести) (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие ◆ ― Для человека одно любо-дорого ― красть, обирать, стяжать, отнять чужое, обидеть… Ф. В. Гладков, «Повесть о детстве», 1948 г. (цитата из НКРЯ)

2. высок. своей деятельностью добиваться (добиться), достигать (достичь) чего-либо (славы, уважения и т. п.); заслуживать (заслужить), снискивать (снискать) ◆ Религиозно-нравственным совершенством искупает человек грех, приобщается к искуплению, стяжает жизнь вечную. Н. А. Бердяев, «Смысл творчества», 1914 г. (цитата из НКРЯ)

3. доставлять, приносить кому-либо (славу, уважение и т. п.) ◆ Она сохранила на престоле ту любовь к своей родине, ту простоту Петра, которые стяжали ей имя «матушки» у народа. Н. Э. Гейнце, «Дочь Великого Петра», 1913 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

стяжи это что значит. Смотреть фото стяжи это что значит. Смотреть картинку стяжи это что значит. Картинка про стяжи это что значит. Фото стяжи это что значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ужиматься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

«Стяжи дух мирен. » — как понять главный совет Серафима Саровского?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

«Что это за непонятный «дух мирен»? Как его стяжать — есть какие-то методики специальные?»

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

Письмо в редакцию:

Что значат известные слова Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя»? Что это за непонятный «дух мирен»? Как его стяжать — есть какие-то методики специальные? И самое странное для меня — как это я могу повлиять на спасение душ аж тысяч людей — разве это не их личная задача, за которую только они отвечают?

Константин

Отвечает Александр Ткаченко:

стяжи это что значит. Смотреть фото стяжи это что значит. Смотреть картинку стяжи это что значит. Картинка про стяжи это что значит. Фото стяжи это что значит

Прежде чем ответить на слова про «дух мирен», я бы хотел рассмотреть внимательнее самое первое слово в этой фразе — «стяжи». Слово это вроде бы и понятное с виду, однако смысл его для многих читателей требует некоторого прояснения. «Стяжать» означает — приобретать и накапливать некие блага, собирать впрок, приумножать капитал. Преподобный Серафим Саровский происходил из купеческого сословия. Поэтому употребление слов из торгового и коммерческого обихода было для него обычным делом при объяснении духовных вопросов. В своей знаменитой беседе с Мотовиловым он говорит об этом прямо:

«Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради, добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.

Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов.

Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и как в торговом деле не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого».

Как видим, святой вовсе не стесняется употреблять столь приземленные метафоры для самых возвышенных понятий и предметов. Торговля, ломбард, барыш, выгода — все идет в ход для того, чтобы более доступно объяснить духовный смысл сказанного. Здесь он говорит о стяжании благодати Духа Святого. И возможно, во фразе, которую мы здесь рассматриваем — «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», — речь тоже идет именно о таком приобретении. Однако возможен и другой вариант.

Дело в том, что преподобный Серафим, несмотря на внешнюю простоту, был очень хорошо образованным и начитанным человеком. К словам он относился бережно, храня их смысл через соблюдение правильного их употребления. И если он в одном случае говорит «Дух Святой», а в другом — «дух мирен», разумно предположить, что речь в этих двух случаях шла не об одном и том же. И тогда остается единственно возможный вариант объяснения этих слов — речь идет о человеческом духе, приведенном в мирное состояние.

Тезис первый:

Человек с раздраем в душе не только мучается сам, но и опасно влияет на состояние окружающих.

Современник преподобного Серафима русский поэт и мыслитель Федор Иванович Тютчев написал строки, ставшие впоследствии не менее знаменитыми, чем высказывание преподобного Серафима:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Здесь видно, что растленный (распадающийся, гибнущий) дух человека выражается в глубоком внутреннем конфликте прежде всего внутри его собственной личности: одна ее часть рвется к свету, другая — бунтует против этого же света.

И конечно же, человек с таким внутренним устроением будет сеять вокруг себя такой же хаос и разрушение. В любом его социальном взаимодействии эта глубинная разруха будет проявлять себя так или иначе. Не понимая своих мотивов, желаний, потребностей, такой человек мечется из крайности в крайность, пытаясь найти опору то в более справедливом общественном строе, то в сильной личности, способной повести за собой к вожделенному счастью, то в какой-нибудь объединяющей людей идее.

Но там, где нет ясного понимания, к чему ты стремишься, не может быть и внятных ориентиров достижения неведомой цели. И вольно или невольно такой мятущийся человеческий дух увлекает за собой и других людей, страдающих от такой же внутренней расщепленности. Так, внутренний хаос и мятеж одного человека становится причиной душевного смущения тех, кто так или иначе общается с ним. Приведет ли это к их гибели, или они сумеют с Божьей помощью преодолеть это смущение, трудно сказать. Бывает и так, и этак. Но очевидно, что сам по себе этот внутренний духовный мятеж отнюдь не способствует спасению и даже обычной спокойной жизни человека.

стяжи это что значит. Смотреть фото стяжи это что значит. Смотреть картинку стяжи это что значит. Картинка про стяжи это что значит. Фото стяжи это что значит

Но что же такое этот дух человека? Чем он определяется, каков он и как можно определить, что для него является нормой, а что — отклонением от этой нормы?

Тезис второй:

У христиан есть уникальный критерий определения нормы, которой должен соответствовать дух человека.

Поскольку и преподобный Серафим, и Федор Тютчев были православными христианами, есть прямой резон посмотреть, что же говорит о человеческом духе православное вероучение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает чеканно точное определение этому понятию: «Нравственная сила человека — дух его. Господь наименовал Дух Святой Силою свыше, Духом Истины; Истина — Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека — истинны ли они или ложны. Он проявляется и в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действиях человека. Духом человека обнаруживается и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка обнаруживает мысль, руководившую человеком при поступке».

Дух человека — нравственная сила, движущая нами во всем, чем бы мы ни занимались. И от того, какой будет эта сила, зависит и результат нашей деятельности.

След духа виден во всех наших делах — и в самом возвышенном творчестве, и в том, как человек выбрасывает мусор. Наш дух определяет направление наших мыслей, поступков, планов на будущее. И выявляет себя именно через них. Каков дух человека, такими будут и его дела.

И тут у христиан есть уникальный критерий определения нормы, которой должен соответствовать дух человека во всех своих проявлениях — евангельское описание воплотившегося Бога — Иисуса Христа. В этом описании дана абсолютная норма человечности, какой она должна быть по замыслу нашего Создателя. Ведь Бог, ставший Человеком, не мог действовать иначе как в строгом соответствии со Своим же замыслом о человеке. Значит, любое действие Иисуса Христа является эталоном человеческой духовности. И главную составляющую такой эталонной духовности определил и специально подчеркнул Сам Господь, сказавший: …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:29).

стяжи это что значит. Смотреть фото стяжи это что значит. Смотреть картинку стяжи это что значит. Картинка про стяжи это что значит. Фото стяжи это что значит

Обратите внимание, Он не сказал: научитесь от меня, ибо Я гневен и грозен в гневе (а такое в Евангелии тоже описано). Единственное место, где Иисус Христос ставит Себя в пример для научения — вот эти удивительные слова о кротости и смиренном сердце. Это и есть образец действия человеческого духа, данный Богом для всех людей Земли на все времена до скончания века.

Кротость и смирение вместо описанного Тютчевым духовного мятежа. И совсем неудивительно, что свое стихотворение поэт заканчивает так, будто в нем звучит невысказанный призыв: человек, пожалуйста, пощади себя, возвратись ко Христу, уподобляйся Ему в Его мире и кротости, иначе ты просто погибнешь, разорванный собственными противоречивыми устремлениями:

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью.

Тезис третий:

Цель, которая стоит за советом преподобного Серафима, — уподобление человека Богу. Путь к этой цели начинается с обретения мира в собственной душе.

В своем наставлении «Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя» преподобный Серафим говорил о человеческом духе. И все же некая смысловая параллель с Духом Святым здесь просто неизбежна. Раз уж мы говорим о том, что человек создан по образу Божьему, значит, и дух в нем должен быть не чем иным, как образом Духа Святого.

У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть удивительное по своей красоте и неожиданности описание образа Божьего в человеке, где он уподобляет основные свойства нашей души ни много ни мало — Пресвятой Троице: «Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святого Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.

стяжи это что значит. Смотреть фото стяжи это что значит. Смотреть картинку стяжи это что значит. Картинка про стяжи это что значит. Фото стяжи это что значит

Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.

Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума. Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных.

Видевый Мене, виде Отца, — возвестил Сын, — Аз во Отце, и Отец во Мне есть. То же можно сказать об уме человеческом и мысли его: ум, невидимый сам по себе, является в мысли, ознакомившийся с мыслью, ознакомился с умом, произведшим эту мысль».

Оказывается, Всемогущий Бог — кроток и смирен, Он — тот самый глас хлада тонка, дуновение прохладного ветерка, в котором явил Себя пророку Илии (Цар 19:12). Бог есть любовь и мир в отношениях Лиц Пресвятой Троицы между Собой, и точно таков же Он в отношении к Своему творению. Это было одним из самых неожиданных откровений, которые Иисус Христос дал людям. И слова преподобного Серафима напрямую относятся к этому откровению.

«Стяжи дух мирен» ­­— значит уподобься Богу в мире, любви и кротости. И прежде всего научись обретать этот мир внутри своей собственной души.

Не воюй с собой, не устраивай войну в своем сердце, учись мирно решать свои внутренние конфликты. Тогда они не будут выплескиваться наружу через различные проявления твоего духа. И когда этот дух будет мирен, то и все дела твои тоже будут совершаться в мире и любви, ими будет пропитано каждое твое слово, каждый взгляд, каждый поступок. Ты как будто станешь живым образом кроткого и смиренного Бога. И люди, глядя на твои дела, будут прославлять этого Бога, стремиться к Нему, приходить под Его благое иго и брать Его легкое бремя евангельских заповедей. Вот что значат слова «Стяжи дух мирен ­­— и тысячи спасутся вокруг тебя».

стяжи это что значит. Смотреть фото стяжи это что значит. Смотреть картинку стяжи это что значит. Картинка про стяжи это что значит. Фото стяжи это что значит

Мирный дух — необходимое условие для уподобления себя Богу. Но для того, чтобы приобрести его, сначала нужно избавиться от духа неприязни. Его действие каждый из нас так или иначе испытал на собственном опыте. Неприязненным наш дух становится там, где мы обижаемся на кого-либо, завидуем чужому успеху, ревнуем, ненавидим, желаем кому-либо зла. Общий принцип святоотеческих наставлений в подобных случаях таков: увидев в себе неприязненное расположение духа к другому человеку, следует немедленно обратиться к Богу в покаянной молитве с просьбой помиловать и нас, и этого человека.

Ну а самый простой способ научиться преодолевать дух неприязни — применить этот принцип к себе самому. Ведь и к себе мы тоже очень часто испытываем неприязнь, порой куда более сильную, чем к другим.

И от этой внутренней вражды с самим собой наше сердце смущается ничуть не меньше, чем от вражды с ближними. На смену этой разрушительной неприязни к себе и должен прийти тот мирный дух, о котором говорит преподобный Серафим Саровский.

О том же, как успокаивать такой свой внутренний мятеж, подробно рассказывает уже другой благодатный наставник, преподобный Анатолий Оптинский.

Эти его слова из письма, адресованного духовной дочери, можно смело брать для себя как практическое руководство по избавлению от духа неприязни к себе и приобретению мирного духа, уподобляющего нас Богу Любви: «Когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то и то, помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: помилуй мя, Господи, яко немощна есмь. Не исполнили благие желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: Господи, не вниди в суд с рабой Твоей. Пришли дурные мысли, снова спокойным духом скажите: Господи, избави меня от сих. Осердились на кого или осудили за что, снова тем же спокойным духом обратитесь ко Господу и скажите: согрешила, Господи, прости меня, горделивую и нетерпеливую! Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, снова ко Гоcподу обратитесь и скажите к своей унылой душе: вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога. И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения! Как от неприязненнаго духа».

Источник

Стяжание

Стяжа́ние – при­об­ре­те­ние, накоп­ле­ние.

Бог открыл нам через пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, что цель хри­сти­ан­ской жизни есть стя­жа­ние Духа Свя­того. Подобно тому как люди мира сего стре­мятся к стя­жа­нию земных богатств, истин­ный хри­сти­а­нин стре­мится стя­жать Бла­го­дать Свя­того Духа. Каждый хри­сти­а­нин инди­ви­ду­ально под руко­вод­ством своего «духов­ника» идёт тем или иным путём слу­же­ния Богу и стя­жа­ния Бла­го­дати. Но один путь, общий для всех хри­стиан, – это молитва, пока­я­ние, при­ча­ще­ние Святых Хри­сто­вых Тайн, дела мило­сер­дия.

Стя­жа­ние бла­го­дати есть живое Бого­об­ще­ние. Оно есть все­ле­ние Бога в чело­века – «послед­няя цель иска­ния чело­ве­че­ского духа».
прп. Иоанн Лествич­ник

«Блажен, кто вместо всех стя­жа­ний при­об­рел Христа, и у кого одно стя­жа­ние – крест, кото­рый и несет он высоко».
свт. Гри­го­рий Бого­слов

Что значит: стя­жать Свя­того Духа?

Под стя­жа­нием Свя­того Духа под­ра­зу­ме­ва­ется стя­жа­ние бла­го­дати Божьей. В этом состоит одна из целей хри­сти­ан­ского дела­ния, хри­сти­ан­ской жизни.

По своему бли­жай­шему смыс­ло­вому зна­че­нию, термин “стя­жа­ние” под­ра­зу­ме­вает: “при­об­ре­те­ние”, “накоп­ле­ние”.

Несмотря на ска­зан­ное, содер­жа­ние выра­же­ния “стя­жа­ние бла­го­дати” нельзя интер­пре­ти­ро­вать в том смысле, будто Боже­ствен­ную бла­го­дать можно акку­му­ли­ро­вать, скла­ди­ро­вать и хра­нить в своём сердце так, как посту­пает стя­жа­тель, напол­няя кубышку золо­том и сереб­ром.

Кроме того, бла­го­дать Божья, почи­ва­ю­щая на чело­веке, не ста­но­вится его соб­ствен­но­стью в том же отно­ше­нии, в каком ста­но­вятся соб­ствен­но­стью накап­ли­ва­е­мые стя­жа­те­лем мате­ри­аль­ные цен­но­сти. Мате­ри­аль­ными цен­но­стями чело­век может поль­зо­ваться, как ему забла­го­рас­су­дится. Бла­го­дать же содей­ствует чело­веку только тогда, когда его усилия направ­лены на Добро.

Под стя­жа­нием Свя­того Духа пони­ма­ется бла­го­дат­ное еди­не­ние чело­века и Бога. Как же оно осу­ществ­ля­ется в дей­стви­тель­но­сти?

По мере воз­рас­та­ния чело­века в доб­ро­де­тели и свя­то­сти воз­рас­тает сте­пень его еди­не­ния с Все­дер­жи­те­лем. Име­но­ва­ние этого про­цесса стя­жа­нием свя­зано с тем, что, во-первых, воз­рас­та­ние чело­века в рели­ги­озно-нрав­ствен­ном аспекте, как и накоп­ле­ние стя­жа­те­лем мате­ри­аль­ных богатств, осу­ществ­ля­ется посте­пенно. Во-вторых, пре­по­да­ва­е­мые чело­веку бла­го­дат­ные дары Свя­того Духа, нередко упо­доб­ля­ются (алле­го­ри­че­ски) мате­ри­аль­ным сокро­ви­щам (золоту, жем­чугу ( Мф.13:45-46 )).

По мере духов­ного вос­хож­де­ния чело­века по лест­нице доб­ро­де­те­лей, в нём воз­рас­тает спо­соб­ность к вос­при­я­тию бла­го­дати; уве­ли­чи­ва­ется сте­пень его бла­го­дат­ного еди­не­ния с Богом. И, с другой сто­роны, чем ближе чело­век к Богу, тем эффек­тив­нее реа­ли­зу­ются его усилия, направ­лен­ные на даль­ней­шее стя­жа­ние Свя­того Духа.

Источник

Что значит «дух мирен» и при чем тут спасение?

стяжи это что значит. Смотреть фото стяжи это что значит. Смотреть картинку стяжи это что значит. Картинка про стяжи это что значит. Фото стяжи это что значит

Все мы желаем спасения себе и окружающим нас людям. Родным, близким, просто знакомым. Отсюда вырастает колоссальный вечный вопрос: как этого достичь?

Православный человек так или иначе над этим задумывается.

Многие слышали и с удовольствием повторяют известную фразу, которая дошла до нас как просьба-заповедь от преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».

Целая тысяча душ спасется! То есть поразительное множество людей. Тысяча в церковной традиции, да и в народной тоже, указывает на великое множество, на полноту. Вспомните хотя бы обыденные домашние сетования: «Я тысячу раз просил тебя не трогать мои вещи!»

Мирный дух такое влияние оказывает на многих и многих людей, что они под его влиянием находят дорогу спасения, они встречают Христа Спасителя.

стяжи это что значит. Смотреть фото стяжи это что значит. Смотреть картинку стяжи это что значит. Картинка про стяжи это что значит. Фото стяжи это что значит

В процитированной короткой фразе явственно звучит интонация преподобного Серафима. Он происходил из купеческого сословия, отсюда и характерное словцо «стяжи», «приобрети». Купеческое дело состоит в стяжании вещественных благ. Монашеское дело (и вообще христианское) состоит в стяжании духовных благ.

И там и там под «стяжанием» подразумевается какое-никакое «обладание». То есть некий продолжительный опыт. Не «дали подержать и сразу же попросили вернуть», а «получил насовсем».

Можно ли получить насовсем какие-либо вещественные блага? В строгом смысле: нет. Рассказывают, что Александр Македонский завещал похоронить себя с простертыми пустыми ладонями. Чтобы все могли видеть: самый богатейший великий царь не унес ничего с собой в могилу. Преемники Александра Македонского не сумели сохранить его завоеваний, «стяжаний» в целости.

Собственник вещественных благ обладает ими, пока он умеет их сохранить, и, конечно, пока он жив. Аналогично обстоит дело и с духовными благами. Пока мы духовно живы, пока мы «храним себя», «храним дух», до тех пор мы обладаем невещественными сокровищами. Когда же мы тяжко грешим и духовно умираем, то мы теряем духовные блага.

«Духовные стяжания» не даются людям автоматически раз и навсегда. От того, как распорядятся своей свободой люди, напрямую зависит их духовное «достояние».

Итак, «стяжание мирного духа» означает продолжительное и даже постоянное пребывание человека в «мирном духе». Не раз от раза, не на короткую минуту, а особое полновременное мирное устроение человека. Как это понимать?

В храме мы молимся о свышнем мире и спасении душ наших. Мир и спасение напрямую связаны между собой. Если хотите, слова преподобного Серафима являются пересказом этого церковного прошения из хорошо знакомой нам великой ектеньи.

О чем же мы просим в церкви? О мире, которым Христос благословляет Своих учеников: «Мир вам!»

Небесный мир, по сути тождественный благодати Божьей. Как человеку прийти к получению этого духовного дара?

Вражда к Богу, бунт людей против Бога начался с прародительского грехопадения. С этого же момента начался в людях и внутренний конфликт, война в душе. Страсти разгорелись и ополчаются на нас. Через покаяние в грехах и борьбу против воюющих на нас страстей мы и приобретаем заветный мир.

Православные подвижники немало писали про победу в борьбе со страстями. И победа прорисовывается именно как удивительный внутренний покой, мир, умиротворение помыслов, безмолвие помыслов.

Это испытали люди высокой духовной жизни. К одному из них пришли несколько начинающих монахов. Все они задавали духовные вопросы. Лишь один молчал.

– Почему ты не спрашиваешь ничего?

– Мне достаточно просто смотреть на тебя, отче.

Люди пришли к подвижнику, чтобы лучше узнать путь спасения и получить поддержку на обозначенном пути. Одни поучались благодатным словом безмолвника, другие – самой печатью безмолвия, сиянием во всем облике безмолвника того самого свышнего мира.

До таких духовных высот нам далеко. А до покаяния и борьбы со страстью гнева, тщеславия и прочими страстями – близко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *