субмодальности в нлп что это

18. Смена субмодальностей

При помощи субмодальностей мозг кодирует отношение. Так что меняя субмодальности можно «перекодировать» это самое отношение. Звучит, конечно, несколько технологично, но делается довольно просто: сдвинул картинку, усилил звук, сделал цвета ярче… При чём схема будет довольно стандартной, вне зависимости от того, что мы пытаемся сделать: изменить отношение к человеку, переоценить ситуацию, усилить мотивацию и т.д. и т.п.

Общая схема смены субмодальностей

Для начала, нам нужно определить, что мы хотим изменить. Это у нас будет «рабочий» объект.

Напоминаю, что менять при помощи субмодальностей мы можем только отношение к ситуации (человеку, вещи, действию).

субмодальности в нлп что это. Смотреть фото субмодальности в нлп что это. Смотреть картинку субмодальности в нлп что это. Картинка про субмодальности в нлп что это. Фото субмодальности в нлп что это

Смена субмодальностей неприятной ситуации

субмодальности в нлп что это. Смотреть фото субмодальности в нлп что это. Смотреть картинку субмодальности в нлп что это. Картинка про субмодальности в нлп что это. Фото субмодальности в нлп что это
«Рабочая» ситуация
Маленькая
Чёрно-белая
Тёмная
Чёткая граница
Внизу слева
Диссоциация

субмодальности в нлп что это. Смотреть фото субмодальности в нлп что это. Смотреть картинку субмодальности в нлп что это. Картинка про субмодальности в нлп что это. Фото субмодальности в нлп что это
«Эталонная» ситуация
Большая
Цветная
Яркая
Спереди
Размытая граница
Ассоциация

По шагам

1. Рабочая ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, отношение к которой вы хотите изменить.

2. Эталонная ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

3. Субмодальные отличия

Найдите три субмодальных отличия «Рабочей» и «Эталонной» ситуаций.

4. Изменение

Замените субмодальности «Рабочей» ситуации на субмодальности «Эталонной».

5. Проверка

Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, то вернитесь на третий шаг и найдите еще несколько субмодальных отличий.

6. Новые возможности

Вспомните «Рабочую» ситуацию и определите, как изменилось ваше отношение. Подумайте о том, как бы вы могли вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее трёх вариантов нового поведения.

7. Экологическая проверка

Проверьте экологию: «Может ли полученное изменение как-то повредить мне в жизни?»
Если «Да» – вернитесь на 2-й шаг и выберите другую, более подходящую «эталонную» ситуацию.

Закрепление результата

В некоторых случаях желательно результат «закрепить». Это может быть полезным, если при изменении обнаруживается, что новый образ «неустойчив» и постоянно пытается вернуться в старое, нежелательное состояние.
Предположим, что вы уже нашли субмодальные различия между «рабочей» и «эталонной» ситуацией.

1. Два вида «рабочей» ситуации

Вам нужно определить два вида «рабочей» ситуации: старый (нежелательный, со «старыми» субмодальностями) и новый (желательный, с «новыми» субмодальностями).

2. Закрепление

Посмотрите на старую картину «рабочей» ситуации, резко смените её на новую картинку «рабочей» ситуации. Отвлекитесь: посмотрите вокруг. Повторите процесс 5-7 раз.

3. Проверка работоспособности

Проверьте, насколько устойчиво изменение. Если вы представляете себе старую картинку «рабочей» ситуации, она должна стать менее «устойчивой»: расплываться, удаляться, меняться на новую. Иногда говорят, что «её трудно удержать».

Демонстрация

Приёмы

Источник

16. Субмодальности

НЛПера как-то спросили:
— Что является главным изобретением человечества?
— Термос!
— Но почему?
— Наливаешь горячее – остается горячим, наливаешь холодное – остаётся холодным!
— И что?
— А как он узнаёт?!

Что такое субмодальности

субмодальности в нлп что это. Смотреть фото субмодальности в нлп что это. Смотреть картинку субмодальности в нлп что это. Картинка про субмодальности в нлп что это. Фото субмодальности в нлп что это

Субмодальности навязчивости: чёткий яркий объект на размытом или отсутствующем фоне, который занимает практически всю площадь картинки.

Субмодальности касаются только способа представления информации, но не содержания.

субмодальности в нлп что это. Смотреть фото субмодальности в нлп что это. Смотреть картинку субмодальности в нлп что это. Картинка про субмодальности в нлп что это. Фото субмодальности в нлп что это

Как мы можем использовать субмодальности

Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей.
Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его «командный язык». Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Например, мы фокусируемся на предмете, обычно делая его более резким и ярким, а всё остальной превращая в серый «фон». Меняя субмодальности восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.
К тому же субмодальности – это «командный язык» для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или уменьшить интенсивность неприятной эмоции. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.

Список субмодальностей

Дальше дан список субмодальностей и возможных вопросов, которые могут их определить.

Визуальные

Положение

Где находится картинка?
Где этот образ расположен в пространстве?
Покажите местоположение образа руками.
Картинка слева или справа от центра?
Эта картинка наклонна?

Расстояние

Как близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.

Цветной – ч/б

Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?

Цвета

Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?

Яркость

Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?

Фокус

Этот образ резкий или он размыт?
Картинка в фокусе или размыта?

Детальность

Насколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или можете различать детали?

Форма

Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?

Ассоциация – диссоциация

Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация:
Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?

Панорамность

Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?

Граница

Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?

Движение

Это кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение или он статичен?
Насколько быстро это движение?

Пропорции

Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?

Размерность

Это плоское или объемное?

Аудиальные

Положение

Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?

Высота

Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?

Громкость

Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?

Моно/стерео

Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?

Монотонность

Это монотонный звук или мелодия?

Темп

Это быстро или медленно?

Ритм

Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.

Длительность

Это непрерывное или прерывистое?

Кинестетические

Качество

Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение.

Интенсивность

Насколько сильно это ощущение?

Положение

Где находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого.

Движение

Это ощущение двигается или статично?
Это движение непрерывно или оно происходит волнами?

Направление

Откуда это движение стартует?
Каково направление его движения?
Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?

Скорость

Ощущение перемещается быстро или медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?

Размер

Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

Упражнение «Как я узнаю»

Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например – «моё – не моё», это процесс оценки), а как вы узнаете об этом. То есть, после того как вы вычислили, вы же как-то узнаёте «моё – не моё». Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления «я – не я». Вы об этом уже знаете. Вот как вы об этом узнаёте?
Сравните субмодальные различия:

ЯНе Я
образ ярчеобраз тусклее
чётчеболее размытый
объемныйплоский

Визуальный канал

Я или не я

Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.

Нравится еда или нет.

Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности образа «вкусной» и «невкусной» еды?

Моё – не моё.

Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?

Важно – не важно.

Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.

Аудиальный канал

Голос знакомого человека

Чем отличается голос знакомого человека от голоса незнакомого человека?

Мой и чужой голос

Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.

Разные мнения

Если вы для себя формулируете разные оценки ситуации, то можно сравнить субмодальные отличия внутренних голосов, которыми вы общаетесь с собой. Один «за» – другой «против».

Приятная музыка

Чем музыка, которая вам нравится, субмодально отличается от той, которая вам не очень нравится?

Источник

Ресурсы НЛП

Часто в жизни бывает так: переживание вроде подходящее к ситуации, но его как-то мало. Или наоборот много. Например, в споре было слишком много агрессии. То есть она там была на месте, но её было много. Или слышали фразу: «Переживания стёрлись». Когда вспоминаешь прошлое, многие приятные события как-то стали более «далёкими».

Часто в жизни бывает так: переживание вроде подходящее к ситуации, но его как-то мало. Или наоборот много. Например, в споре было слишком много агрессии. То есть она там была на месте, но её было много. Или слышали фразу: «Переживания стёрлись». Когда вспоминаешь прошлое, многие приятные события как-то стали более «далёкими».

Самое забавное, что говоря так, они обычно рассказывают о том, как это у них там устроено. Действительно, для большинства людей расстояние до изображения, яркость и размер обычно кодируют интенсивность переживания.

В аудиальном канале это обычно громкость и расстояние до источника.

Демонстрация

Сергей, мне бы хотелось, чтобы ты выбрал какую-то ситуацию из прошлого, интенсивность переживаний в которой ты бы хотел изменить. То есть переживание там подходит, но его сила тебя не устраивает. Тебе бы хотелось побольше или поменьше.

Что это, если не секрет?

— Это приятное воспоминание из детства. Когда мне купили велосипед, он…

Стоп, стоп. Достаточно. Я вижу, что это приятное для тебя переживание. И как бы ты хотел его изменить? Усилить, или наоборот, уменьшить.

— Усилить. Я помню, что тогда это было так здорово, но сейчас это как-то далеко.

Хорошо. Вспомни об этом своём велосипеде… Это больше то, что ты видишь или то, что слышишь?

Отлично, а покажи где находится экран, на котором тебе показывают это кино?

— Вон там, у стены. Экран такой метр на полтора.

Попробуй этот экран отдалить. Что происходит?

— Всё совсем становится далёким. Как будто и не со мной было…

Верни картинку на место. А теперь приблизь её. Что меняется?

— Это всё становится ближе. И более доступным, что ли.

Хорошо, верни опять на место. Теперь попробуй сделать её более яркой. Что меняется?

— Чувство усиливается, но слабее, чем когда приближали.

Замечательно. Выбери такое расстояние до картинки о велосипеде, чтобы ты испытывал такую силу ощущений, которая тебя бы полностью устраивала.

— Да, где-то метрах в двух. Вот здесь.

Подумай, если ты будешь так к этой ситуации относиться, это никак не повредить тебе в жизни?

Тогда нам нужно закрепить полученный результат. Сделай так, ты сначала представляешь картинку так, как ты о ней думаешь обычно. А потом быстро передвигаешь на то место, которое ты ей только что подобрал. Потом все образы внутри стираешь, для этого можно просто посмотреть вокруг. Потом опять повторяешь весь процесс сначала. Так нужно сделать пять – семь раз. Старайся двигать ею как можно быстрее. Готов? Начали.

Подумай об этой ситуации с велосипедом.

— Да, я вспоминаю, классно тогда было!

Комментарии.

- Всегда расстояние будет отвечать за интенсивность?

В визуальном канале оно обычно отвечает за интенсивность. Но в некоторых случаях с расстоянием до образа работать не удобно. Например, если это панорама. То есть человек находится внутри образа и видит всё вокруг. Тогда удобнее работать с яркостью.

Так может быть так, что на человека больше влияет не картинка, а звук. Например, если это разговор. Тогда, скорее всего, за интенсивность переживания будет отвечать громкость.

— Если мне ситуация не нравится, почему её просто не убрать?

Всё, что с нами произошло – это наш опыт. То, что мы пережили и на чём научились. Этот опыт может быть неприятным – но он наш. Если мы убираем ситуации – мы лишаемся этого опыта, теряем к нему доступ. И можем опять вляпаться в аналогичную ситуацию. Гораздо более экологично просто сделать переживания подходящей интенсивности. Да, я знаю, что кипяток очень горячий. И мне не нравится совать в него руку. И я выбираю тот уровень «не нравится», который достаточен для того, чтобы руку в кипяток не сунуть, но в то же время уже не доставляющий страданий при воспоминании.

1. Выбор ситуации.
Выберите ситуацию, интенсивность переживаний по отношению к которой, вы хотите изменить. Определите, что производит большее воздействие – звук или картинка.

2 а. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком.
Попробуйте сделать звук тише. Можно представить, что перед вами регулятор громкости или дистанционный пульт от телевизора, и вы уменьшаете звук. А возможно это у вас получиться само собой.

2 б. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа с изображением.
Отодвиньте картинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять ее руками и ими и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью. Посмотрите, что влияет сильнее, с этим и работайте.

3. Изменение оценки ситуации.
После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5-7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро.
При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размытостью.

4. Проверка.
Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает – звук сам, без вашего вмешательства, станет тише. (Картинка отодвигается, становится более размытой…). Если нет – попробуйте проделать пункт 3 еще раз, но на большей скорости. Если не получиться, попробуйте проделать все то же самое, но не уменьшать звук, а отодвигать картинку. То есть попробуйте не со звуком, а с изображением. А если работали с изображением, попробуйте со звуком.

Обучение подсознания.
Сейчас мы работали с отдельной картинкой. Но наверно хотелось бы иметь внутри автомат, который сам бы регулировал силу переживаний. Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуации. Это означает, что ваше бессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подходящую интенсивность переживаний.

5. Обучение подсознания.
Проделайте пункты 1-4 еще с 3-4 ситуациями.

6. Проверка работоспособности.
Вспомнить несколько неприятных ситуаций. Как меняется ваше восприятие?

— У меня действительно, как только неприятную ситуацию вспоминаю, она становится несколько дальше.

— Для меня это вызвало внутри какой-то процесс. Такое впечатление, что там идёт глобальная переоценка.

— Я в конце концов просто представил себе регулятор интенсивности и выставлял его как мне нравится. Где побольше, где поменьше.

Смена оценки

Субмодальности кодируют отношение. Значит, меняя субмодальности, можно менять отношение. Не только регулировать силу переживания, но и менять оценку: плохое на хорошее (или нейтральное), замешательство на понимание. Давайте попробуем это сделать.

субмодальности в нлп что это. Смотреть фото субмодальности в нлп что это. Смотреть картинку субмодальности в нлп что это. Картинка про субмодальности в нлп что это. Фото субмодальности в нлп что это

Закрепление результата.

В некоторых случаях желательно результат «закрепить». Это может быть полезным, если при изменении обнаруживается, что новый образ «неустойчив», и образ ситуации постоянно пытается вернуться в старое, нежелательное состояние.

Предположим, что вы уже нашли субмодальные различия между «рабочей» и «эталонной» ситуацией.

Процесс описан для В канала, для А канала надо заменит слова «образ» и «картинка», на «разговор» или «звук», а «вид» на «что вы слышите».

1. Два вида «рабочей» ситуации.

Вам нужно определить два вида «рабочей» ситуации: старый (нежелательный) и новый (желательный).

2. Процесс смены.

Посмотрите на старую картину «рабочей» ситуации, резко смените её на новую картинку «рабочей» ситуации, отвлекитесь: посмотрите вокруг. Повторите процесс 5-7 раз.

3. Проверка работоспособности.

Проверьте, насколько устойчиво изменение. Если вы представляете себе старую картинку «рабочей» ситуации, она должна стать менее «устойчивой»: расплываться, удаляться, меняться на новую. Иногда говорят, что «её трудно удержать».

Смена субмодальностей неприятной ситуации

Неприятная ситуацияПриятная ситуация
субмодальности в нлп что это. Смотреть фото субмодальности в нлп что это. Смотреть картинку субмодальности в нлп что это. Картинка про субмодальности в нлп что это. Фото субмодальности в нлп что это субмодальности в нлп что это. Смотреть фото субмодальности в нлп что это. Смотреть картинку субмодальности в нлп что это. Картинка про субмодальности в нлп что это. Фото субмодальности в нлп что это
Маленькая
Чёрно-белая
Тусклая
Внизу слева
Есть движение
Диссоциация
Большая
Цветная
Яркая
Спереди
Есть движение
Диссоциация

Вы находите 3-4 субмодальных различий. Меняете их у «рабочей» ситуации и определяете: изменилась ли оценка ситуации. Если нет, то ищете ещё 3-4 субмодальных различия, опять меняете. Определяете, изменилось ли отношение.

По шагам.

1. Ситуации.

Выберите из собственного опыта две ситуации:

» Рабочую» – отношение к которой вы хотите изменить.
» Эталонную» – ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

2. Субмодальные отличия.

Найдите три-пять субмодальных отличий » Рабочей» и » Эталонной» ситуации.

3. Изменение.

Замените субмодальности » Рабочей» ситуации на субмодальности » Эталонной«.

4. Проверка.

Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, то вернитесь на второй шаг и найдите еще несколько отличий.

5. Новые возможности.

Попросите Клиента вспомнить » Рабочую» ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.

6. Экологическая проверка.

Демонстрация.

Даша, вспомни неприятную ситуацию, отношение к которой ты бы хотела изменить.

— Да, есть такая ситуация.

Мне не нужно содержание, но давай как-нибудь её назовём.

Отлично. Мы собираемся изменить отношение к ситуации «Спор». Но нам нужна «эталонная» ситуация – к которой ты относишься хорошо.

— Она должна быть связана с предыдущей ситуацией?

Нет. Просто ситуация, которая тебе нравится.

Расскажи мне про «Чтение». Не про содержание, а про то, как ты её воспринимаешь.

Ты это видишь, слышишь, чувствуешь?

— Вижу. Я вижу, как я читаю.

Где расположен экран, на котором показывают Дашу, которая читает?

— Вот здесь, передо мной, на расстоянии руки.

Можешь руками показать размер картинки.

Хорошо. Это кино или фотография? Есть там движение?

— Там есть движение. Я вижу, как перелистываю страницы.

У нас получилось, «Чтение»: расположена перед тобой, на расстоянии руки, есть движение. Так?

Замечательно. Теперь давай вспомним о «Споре».

— Я вижу, как я спорю.

А где расположена эта картинка ?

— Вот здесь. Вот такого размера.

То есть она меньше, чем «Чтение», слева внизу, и, как ты показываешь, она наклонна?

— Да, там тоже есть движение.

А какая картинка ярче?

Они цветные, чёрно-белые?

— Обе цветные. Только в «Чтении» цвета более насыщенные, а в «Споре» они более блёклые.

Хорошо. Давай попробуем изменить. Сделай сейчас следующее: мысленно вырежи картинку «Чтение» из пространства, а теперь возьми «Спор» и вставь точно в это место пространства. Одновременно он станет более ярче и цвета станут более насыщенными.

— Я сделала. Но что-то не очень. Немного полегче, но не более того.

Хорошо. Верни обе ситуации на места и давай поищем, чем они ещё отличаются. В «Споре» ты видишь себя со стороны, или смотришь на всё своими глазами?

— Я вижу себя со стороны.

Движение в обоих случаях происходит одинаково? Или может есть рывки, одно кино быстрее или медленнее?

— В «Споре» как будто зацикленный кусочек кино. И он несколько быстрее. И повторяется, повторяется.

— Там я просто вижу, как я читаю. Оно плавное, спокойное.

Так, как ты говоришь, получается, что в «Споре» оно идёт рывками.

Подведём итог. «Чтение»: перед тобой, более яркая, цвета более насыщенны, движение более плавное, медленное, кино продолжительное, здесь ты видишь себя со стороны. «Спор»: слева внизу, меньше, наклонное, менее яркая, цвета блёклые, движение прерывистое, более быстрое, кино короткое, и ты в ситуации?

Хорошо. Теперь делаем так. Ты опять вырезаешь «Чтение» из пространства, потом берёшь «Спор» и вставляешь прямо в это же место пространства. Ты выходишь из ситуации и смотришь на себя со стороны. Одновременно картинка «Спора» становится более яркая, цвета более насыщенными, кино более продолжительное, тебе будут показывать более плавное, без рывков, медленнее.

— Я поняла, что не всё так плохо. Когда я сейчас вижу ситуацию целиком, и понимаю, что можно было бы поступить по-другому.

Ты можешь представить не менее трёх новых способов, как ты могла бы поступить в этой ситуации?

Подумай: то, что ты изменила отношение к этой ситуации может тебе как-то повредить в жизни?

— Нет. Скорее наоборот.

Комментарий.

- Что делать, если не получается изменить требуемую субмодальность?

Придумайте какой-нибудь приёмчик. Если надо перенести на другое место:

— Вырежи эталонную картинку из пространства и в образовавшееся место вставь рабочую картинку.

— Возьми картинку руками и перенеси…

Если вам нужно изменить яркость, цвета и прочее:

— Представь, что у тебя пульт от телевизора. Ты нажимаешь кнопку…

Если нужно изменить цвета:

— У тебя в руках кисточка. Раскрась в нужные цвета.

Поищите, где-то в опыте у человека есть необходимые навыки. Все мы что-то передвигали, раскрашивали, пользовались телевизором или компьютером.

- Как давать инструкции по изменению субмодальностей?

Я обычно привязываю весь набор к изменению одной субмодальности. Например, если различие в ассоциации-диссоциации, можно сказать:

— Ты входишь в картинку, и одновременно меняются цвета, появляется движение…

Если есть различия в местоположении:

— Ты ставишь картинку «рабочей» ситуации на место «эталонной». Как только ты это сделаешь, изменится фокус и объём.

И так далее. В этом же случае можно сказать:

— Ты делаешь картинку объемной, одновременно с этим она перемещается и у неё меняется фокус…

- Обязательно делать привязку?

Не обязательно. Просто так обычно процесс происходит легче. Вы можете просто последовательно предложить человеку изменить субмодальности.

— Ты делаешь картинку объёмной, … теперь добавь движения, … теперь сделай её ярче.

Как определить, к чему привязывать изменение?

Во-первых, можно откалибровать. Человек невербально покажет вам, какая субмодальность для него более важна.

Во-вторых, часто в речи люди говорят о более значимых субмодальностях. «Ситуации как-то отдалилась», «она стала более тусклой», «потеряла объём». Слышали такое?

В-третьих, вы привязываете всё изменение к изменению какой-то субмодальности, если не получается – привязываете к другой.

В-четвёртых, есть некая статистика. Например, за знак ситуации чаще всего отвечают: цвета, местоположение, ассоциация.

В-пятых, есть так называемые «критические» субмодальности. И о них дальше.

Критическая субмодальность

Вы уже заметили, что изменение некоторых субмодальностей даёт больший эффект, чем других. Но есть обычно одна субмодальность, от которой зависит всё. Вы меняете её и получаете нужное изменение. А все остальные выставляются сами по себе. Такую субмодальность называют критической. И для каждого вида кодировки будет своя критическая субмодальность: для нравится одна, для верю – другая. И тогда для изменения достаточно найти эту критическую субмодальность. И… хлоп. Всё меняется.

— Например, если у меня есть группа ситуаций, которые мне не нравятся. Там везде будет одна и та же критическая субмодальность?

Да. Только если они не нравятся одинаковым способом. Например, одни ситуации меня оскорбляют, другие – раздражают, третьи – обижают. Здесь могут быть разные критические субмодальности. По отдельности для оскорбления, раздражения и обиды. Но тут есть одна приятная новость. Нам же нужно знать, как привести к эталону. Если у вас эталон – это спокойное отношение, тогда вы просто будете менять критическую субмодальность спокойствия. И получите нужное состояние.

— А если при этом не изменится критическая субмодальность «оскорбления»?

Если вы меняете спокойствие? Тогда вы будете спокойно относится к тому, что вас оскорбляют. Здесь просто нужно очень аккуратно выбирать эталон. К чему вы хотите прийти в конце.

— Когда лучше искать критическую субмодальность, а когда менять субмодальности кучей?

Здесь скорее вопрос в удобстве. Или в выборе способа нахождения критической субмодальности. И в первом, и во втором случае, в конечном итоге нам нужно изменить критическую субмодальность – иначе ничего не выйдет. Если вы меняете все «кучей», часто получается намного быстрее. Но такой способ может быть неудобным, если вам нужно научиться делать такое изменение регулярно. Например, регулярно нужно создавать (или убирать) навязчивость или понимание. Тогда удобнее, именно удобнее, выяснить критическую субмодальность и тренироваться менять именно её. Также в некоторых техниках требуется определение именно критической субмодальности.

Понятно, что когда мы меняли оценку ситуации в предыдущем упражнении, критическая субмодальность была в тройке победителей. Мы просто её явно не выделяли. При поиске критической субмодальности поступают немного по-другому, чем просто при поиске различий. Меняют субмодальности по одной и смотрят: сработает или нет.

субмодальности в нлп что это. Смотреть фото субмодальности в нлп что это. Смотреть картинку субмодальности в нлп что это. Картинка про субмодальности в нлп что это. Фото субмодальности в нлп что это

До этого мы работали с картинкой. Но ситуация для человека может быть преимущественно аудиальной – он больше её слышит, чем видит. Например, если это разговор. Давайте сейчас поработаем с ситуацией, в которой больше разговоров. И здесь уже всё сделаем через критическую субмодальность.

1. Ситуации.

Выберите из собственного опыта две ситуации:

» Рабочую» – отношение к которой вы хотите изменить.

» Эталонную» – ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

2. Субмодальные отличия.

Составьте список субмодальных отличий » Рабочей» и » Эталонной» ситуации.

3. Изменение.

Измените первую субмодальность » Рабочей» ситуации из списка на соответствующую субмодальность «Эталонной» ситуации.

4. Проверка.

Изменилась ли ваша оценка «Рабочей» ситуации?

Если «Нет», приводим всё в исходное состояние и возвращаемся на шаг 3.

Если список субмодальностей закончился, а критическая субмодальность всё ещё не найдена – возвращаемся на шаг 2 и дополняем список.

5. Новые возможности.

Попросите Клиента вспомнить » Рабочую» ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.

6. Экологическая проверка.

Демонстрация.

Итак, Дима, у тебя есть ситуация, отношение к которой ты хотел бы изменить? И это больше связано с разговором?

Как мы назовём эту ситуацию?

— «Крик» наверное. Там на меня кричат…

Хорошо. «Крик», почти как фильм. И эта ситуация связана в первую очередь с тем, что ты слышишь?

— Да, я слышу разговор, прокручиваю его у себя в голове…

Теперь нам нужна «эталонная» ситуация, в которой тоже есть разговор, но которая тебе нравится.

Отлично. Теперь нам нужно найти субмодальные различия между «Криком» и «С друзьями». Где звук громче?

— В неприятной ситуации громче.

А в ней звук стерео или моно?

— Стерео…, не могу сказать.

В какой ситуации звук выше?

— Опять в неприятной. Там как будто визг какой-то.

В какой ситуации звук более звонкий или глухой.

— Когда с друзьями, там немного более глухой.

Когда ты слышишь эти разговоры, скорость нормальная, или где-то быстрее, медленнее?

— В неприятной немного побыстрее.

А длительность записи большая? Может где-то только небольшой кусочек. Иногда так бывает – как будто ленту магнитофона закольцевали…

— В неприятной ситуации это практически одна фраза. И она повторяется. А в ситуации с друзьями – там я могу вспомнить разговоры, о чём потом болтали. Не всё дословно конечно, но…

Замечательно. Теперь давай попробуем изменить твоё восприятие «Крика». Сделай в ней звук немного тише.

— Она становится чуть менее напряжённой…

Хорошо, верни прежнюю громкость. А теперь сделай звук в «Крике» более глухим.

— Сделал. Она стала менее скандальной, но всё ещё достаточно неприятная.

Хорошо, сделай прежнюю звонкость. Теперь замедли в «Крике» скорость «воспроизведения».

Представь, что у тебя диктофон с клавишей подстройки скорости. Знаешь, на кассетных диктофонах обычно ставят такую специальную ручку, чтобы можно прослушать побыстрее или помедленнее разговор. Вот представь, что «Крик» записан на кассету этого диктофона. И ты можешь регулировать – делать быстрее или медленнее. Попробуй.

Теперь замедли скорость так, чтобы она стала такой же, как в «С друзьями».

— Делаю. Да. Хм. Она как-то сразу стала глуше, и я теперь припоминаю практически весь разговор.

Замечательно. Подумай, а как бы ты мог по-другому поступить в этой ситуации? Найди три – четыре варианта…

Подумай, то, что ты теперь будешь по-новому относится к этой ситуации может как-то повредить тебе в жизни?

— Нет, Скоре наоборот. Я наверно буду намного легче переносить такие агрессивные события…

Комментарии.

Итак, какая субмодальность была критической в данном случае?

— Судя по всему, скорость воспроизведения.

Да. Обратите внимание, как изменилось состояние Димы, когда он начал менять скорость воспроизведения. Если человек начинает менять критическую субмодальность – это будет сразу заметно в невербалике.

— Какие субмодальности чаще всего бывают критическими?

Очень хитрый вопрос. Потому что, для каждого отношения свой набор. Для нравится – не нравится это: цвета, положение в пространстве, черно-белое – цветное, ассоциация – диссоциация в визуальном канале, громкость и высота тона в аудиальном канале.

Для навязчивости будет немного другое: яркость, наличие фона, изменение пропорций для визуального канала. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Люди разные.

— Как поступать, если в ситуации есть и звук, и картинка?

Определите, что влияет сильнее. Если непонятно, найдите субмодальные отличия в визуальном и аудиальном каналах, и меняйте субмодальности по одной и в том, и в другом канале. Что-то сработает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *