суд чести офицеров что это
Суды чести офицерские
Полезное
Смотреть что такое «Суды чести офицерские» в других словарях:
суды чести офицерские — в вооруженных силах различных государств выборные органы офицеров для охраны чести и достоинства офицерского звания; рассматривают дела о проступках офицеров, о правонарушениях, отнесённых к компетенции судов чести офицерской, и др., разбирают… … Энциклопедический словарь
СУДЫ ЧЕСТИ ОФИЦЕРСКИЕ — в вооруженных силах различных государств выборные органы офицеров для охраны чести и достоинства офицерского звания; рассматривают дела о проступках офицеров, о правонарушениях, отнесенных к компетенции судов чести офицерских, и др., разбирают… … Большой Энциклопедический словарь
СУДЫ ЧЕСТИ ОФИЦЕРСКИЕ — в вооруженных силах различных государств выборные органы офицеров для охраны чести и достоинства офицерского звания; рассматривают дела о проступках офицеров, о правонарушениях, отнесенных к компетенции С. ч. о., разбирают конфликты между… … Юридический словарь
суды чести офицерские — в вооруженных силах различных государств выборные органы офицеров для охраны чести и достоинства офицерского звания; рассматривают дела о проступках офицеров, о правонарушениях, отнесенных к компетенции С. ч. о., разбирают конфликты между… … Большой юридический словарь
Суды чести офицерские — … Википедия
Товарищеские суды чести — выборные органы офицеров. прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, призванные охранять честь и достоинство воинского звания, участвовать в воспитании личного состава, содействовать строгому соблюдению законов, военной Присяги,… … Словарь военных терминов
Суды общества офицеров — военные С. чести. Цель учреждения их заключается в охранении корпоративной чести офицерского сословия путем предоставления самим офицерам права исключать из своей среды тех лиц, которые признаются ими недостойными принадлежать к корпорации.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Военный суд чести — У этого термина существуют и другие значения, см. Суд чести. Военный суд чести (офицерский суд чести) специальный выборный судебный орган для охраны корпоративной чести офицерства и достоинства офицерского звания. Суды чести действовали и… … Википедия
суд — а; м. 1. Государственный орган, разбирающий гражданские споры и уголовные дела; помещение, в котором находится такой орган. Гражданский с. Уголовный с. Подать в с. на кого л. Приговор суда. Судья районного суда. Народный с. (судебный орган первой … Энциклопедический словарь
Суд чести офицеров что это
Положение о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах
Приказ МО СССР № 275 от 16.10.80г.
I. Товарищеские суды чести офицеров являются выборными органами офицерской общественности в ВС РФ и призваны охранять честь и достоинство офицерского звания, оказывать активную помощь командирам и начальникам в воспитании офицерского состава в духе требований морали, строгого и точного соблюдения Конституции РФ и российских законов, военной присяги, воинских уставов и приказов, содействовать сплочению офицерских коллективов, созданию в них обстановки нетерпимости к нарушителям воинской дисциплины, норм морали и нравственности.
Командир осуществляет руководство товарищеским судом чести и принимает меры по оказанию повседневной помощи товарищескому суду и созданию надлежащих условий для его работы, организуем учебу состава товарищеского суда чести офицеров.
Собрание считается правомочным, если в нем участвует более половины общей численности офицеров.
Выбор членов ТС производится открытым голосованием сроком на 2 года.
ТС рассматривает дела в присутствии привлеченного к суду, а также других офицеров в составе не менее трех членов суда.
II. ТС чести офицеров рассматривают дела о проступках и правонарушениях, за которые не наложены дисциплинарные взыскания, по которым не состоялось решение ТС, не ведется следствие либо вынесен приговор, по которым было вынесено постановление о прекращении уголовного дела.
Порядок рассмотрения дел:
2) проведение проверки поступивших материалов;
3) составление заключения по результатам проверки;
4) ознакомление офицера, проступок которого передается на рассмотрение товарищеского суда, а также потерпевшего и истца со всеми материалами дела;
5) назначение заседания ТС чести офицеров в срок до 15 дней с момента поступления его в суд;
6) обеспечение явки офицера, привлекаемого к ТС, на заседание;
7) открытие заседания с выяснением явки вызванных лиц, с разъяснением им прав;
8) разрешение вопросов об отводах и ходатайствах;
9) изложение существа проступка или правонарушения, совершенного офицером; результатов произведенной проверки;
10) дача объяснений привлеченных лиц; исследование представленных материалов, заслушивание выступлений;
11) принятие решения большинством голосов с объявлением на заседании суда, а затем представление командиру.
Ш. При рассмотрении дела и принятии решения ТС чести офицеров должен учитывать характер проступка иди правонарушения, обстоятельства и последствия его совершения, прежнее поведение; служебный и жизненный опыт, иные данные, характеризующие личность офицера, первичность (повторность) привлечения к ТС.
Меры общественного воздействия, применяемые при установлении вины офицера:
1. объявление: товарищеского предупреждения, общественного порицания и общественного выговора;
2. возбуждение: ходатайства о снижении в должности, в воинском звании на одну ступень; об отчислении учащегося офицера из высшего учебного заведения; об увольнении этого офицера с действительной военной службы.
При чистосердечном раскаянии, принесении извинения коллективу и добровольном возмещении ущерба данные меры могут не применяться.
Командир при поступлении и ознакомлении с жалобой имеет право:
— отменить решение ТС и направить на новое разбирательство;
— прекратить производство по делу.
Копия решения может быть выдана лицу, в отношении которого вынесено решение, по его просьбе и должна быть приобщена к личному делу офицера.
Суды чести офицеров и прапорщиков в ВС РФ.
Одной из форм участия армейской общественности в укреплении законности и правопорядка, предупреждения правонарушений является деятельность в ВС офицерских товарищеских судов чести, товарищеских судов чести прапорщиков, мичманов и сверхсрочнослужащих. Они действуют на основании специальных положений, Приказов МО.
Задачами товарищеских судов являются:
— охрана чести и достоинства воинского звания;
— оказание активной помощи командирам в воспитании личного состава;
— содействие сплоченности воинских коллективов, созданию в них обстановки нетерпимости к нарушителям воинской дисциплины и антиобщественным поступкам.
Деятельностью товарищеских судов руководят командиры частей, соединений, начальники учреждений, в которых они созданы.
Товарищеские суды избираются на общих собраниях военнослужащих сроком на два года, выборы проводятся открытым голосованием. Суды подотчетны воинским коллективам, их избравшим. О своей деятельности они отчитываются через год после избрания, а также по окончании срока полномочий на собраниях военнослужащих. Дела рассматриваются товарищескими судами по решению командира в присутствии привлеченного к суду военнослужащего, а также других военнослужащих части, учреждения.
Офицерские товарищеские суды чести создаются отдельно для рассмотрения правонарушений младших и старших офицеров. Они избираются в составе 7-9 человек на соответствующих собраниях офицерского состава. В состав суда могут быть избраны офицеры, прослужившие в данной части, учреждении не менее 6 месяцев, пользующиеся авторитетом в коллективе. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины офицеров части.
Если член суда не оправдал оказанного ему доверия, общее собрание офицеров может досрочно его отозвать.
Офицерские товарищеские суды чести рассматривают дела:
— о проступках, недостойных звания офицера, роняющих воинскую честь, несовместимых с принципами нравственности;
— о нарушении воинской дисциплины и общественного порядка;
— о совершенных правонарушениях, которые в соответствии с законом могут быть переданы на рассмотрение товарищеского суда;
— о недобросовестном отношении к служебным обязанностям;
— о нарушении законодательства об охране природы, если эти деяния не влекут за собой уголовной ответственности;
— о недостойном поведении в семье и невыполнение обязанностей по воспитанию детей;
— об имущественных претензиях офицеров друг к другу при их согласии на рассмотрение дела в товарищеском суде.
Суд не вправе рассматривать дела о проступках и правонарушениях, за которые уже наложены дисциплинарные взыскания или по которым состоялось решение товарищеского суда, ведется следствие или вынесен приговор.
Положением о суде чести установлен порядок подготовки и рассмотрения дела, который позволяет объективно исследовать все обстоятельства правонарушения. Подготовка дела к рассмотрению судом состоит в проверке поступивших заявлений и других материалов. В процессе проверки могут быть получены письменные объяснения от офицера, привлекаемого к суду, потерпевших, свидетелей. В случае необходимости к делу прилагаются справки, характеристики, предметы и т.п. На основании собранных материалов составляется заключение, в котором указываются фактические обстоятельства дела, причины совершенного офицером проступка, данные о его личности.
Суд чести рассматривает дело в составе не менее 3 членов, однако их число во всех случаях должно быть нечетным. Судебное разбирательство происходит обычным порядком, установленным для товарищеского суда. Решение принимается большинством голосов членов суда и излагается в письменной форме. Оно объявляется на заседании суда и после этого предоставляется командиру.
Если в процессе рассмотрения дела будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости привлечения офицера к уголовной ответственности, суд, не вынося решения по существу, возбуждает перед командиром ходатайство о направлении материалов военному прокурору. При отсутствии оснований для признания офицера виновным товарищеский суд чести выносит оправдательное решение.
Установив наличие вины, суд вправе объявить виновному:
— общественное порицание или выговор;
— возбудить ходатайство о снижении должности;
— возбудить ходатайство о снижении в воинском звании на одну ступень;
— об отчислении учащегося офицера из Вуза;
— возбудить ходатайство об увольнении с действительной военной службы;
— возложить обязанность на офицера возместить причиненный имущественный ущерб.
Товарищеские суды чести прапорщиков, мичманов, сверхсрочнослужащих изобретаются на общих собраниях этих категорий военнослужащих в составе 5-9 человек из числа наиболее авторитетных прапорщиков (мичманов). В состав суда могут быть избраны 1-2 офицера.
Товарищеские суды чести рассматривают дела, аналогичные судам чести офицеров. Только соответственно для категорий прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы. Порядок подготовки к рассмотрению дела в суде чести офицеров. Установив виновность привлеченного к суду товарищеский суд чести вправе вынести решение о применении одной из следующих мер общественного воздействия:
— объявить товарищеское предупреждение;
— объявить общественное порицание или выговор;
— ходатайствовать о снижении в должности;
— ходатайствовать в снижении в воинском звании на одну ступень;
— ходатайствовать об увольнении с действительной военной службы;
— обязать виновного возместить причиненный имущественный ущерб.
Решение объявляется на заседании суда. В необходимых случаях по распоряжению командира решение суда объявляется в приказе по части.
Командование частей (учреждений) осуществляет постоянное руководство деятельностью всех товарищеских судов путем организации выборов товарищеских судов, оказания необходимой помощи в подготовке и проведении заседаний, в выполнении стоящих перед товарищескими судами задач, в т.ч. задачи по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, а также путем осуществления систематического контроля над работой товарищеских судов чести.
Сегодня суды чести военнослужащих нужны даже больше, чем во времена ССР
Суды офицерской чести в СССР имели воспитательное значение, предотвращали многие недостойные, даже аморальные проступки офицеров.
Это суд, который создали сами офицеры. Воздействие через суд офицерской чести на сослуживца, совершившего какой-то проступок или неудовлетворительно выполняющего свои служебные обязанности, было гораздо сильнее, чем дисциплинарное взыскание командиров.
В наше время, по-моему, суды офицерской чести нужны даже больше, чем в советский период, когда было стыдно лишь подумать о том, что сегодня, к сожалению, стало чуть ли не нормой поведения некоторых офицеров. Это и воровство, злоупотребление служебным положением, взятки, низкие моральные качества, неудовлетворительное выполнение служебных обязанностей.
Будучи командиром части и в последующем начальником высшего учебного заведения, я часто пользовался не дисциплинарной властью, а назначал именно суды офицерской чести для рассмотрения неблаговидных поступков офицеров. И, как правило, они с пониманием относились к тем взысканиям, которые накладывали суды офицерской чести, быстрее избавлялись от тех недостатков, в которых их изобличили, и не совершали впредь тех проступков, которые привели их на товарищеский суд.
Конечно, очень важно, чтобы члены суда офицерской чести избирались на собрании офицеров.Как и раньше, нужно избирать самых авторитетных, достойных, с высокими моральными качествами, тех, кому коллектив может доверять. И принципиально члены суда должны быть независимы от командиров, на них не должно быть давления. Только в этом случае, им будут доверять.
Кстати, суды офицерской чести смогут не предполагать взыскания, а просто рассматривать проступок офицера. И уже одного этого часто будет достаточно будет, чтобы он понял ошибку и исправился.
Позднее об этом
Возрождение судов офицерской чести это очень трудная задача и вряд ли реализуемая. Для того, чтобы создалась группа, которая будет блюсти честь и воспитывать это в молодых людях, нужно создать некий клуб, сообщество, союз единомышленников-офицеров. Но это сразу объявят как нарушение законов, принятых в стране, это особенно характерно в последнее время. Это может быть вопринято руководством как оппозиция. Для широких слоев населения могут быть распространены слухи, будет объявлено об очередном разоблачении группировки предателей военнослужащих. И вот все это я слушаю, когда приходят жаловаться, и думаю, они правы. Они все это знают. Даже не знаю иногда, зачем они приходят жаловаться. Просто, наверное, им нужно где-то это высказать, чтобы их где-то профессионально выслушали, хотя бы согласились с их мнением и пожалели.
Ранее так называемые суды офицерской чести основывались на Приказе №883 от 2008г., который, к сожалению, а может, к счастью, утратил силу в 2013г. В ходе реализации возникли сложности с его применением.
Возможно, какую-то роль в этом сыграли и профсоюзы, потому что начались необоснованные наложения взысканий на сотрудников полиции, которые нередко шли вразрез с действующим законодательством. Бывало, человек в какой-то степени что-то нарушил, но по закону привлечь его к дисциплинарной ответственности никак нельзя было. Привлекали с помощью вот этого Кодекса профессиональной этики сотрудника органов Внутренних дел. Оказалось, это не совсем законно.
В полиции этот институт сейчас работает на принципах типового кодекса этики служебного поведения государственных служащих. Он был одобрен решением президиума совета президента РФ в 2010г. и представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики.
Можно ли обойтись без судов офицерской чести? Конечно, можно без всего обойтись, и без армии, и без государства. С моей точки зрения, если мы говорим о правовом государстве и о гражданском обществе, то без общественных организаций вообще бессмысленно говорить и о том, и о втором.
Мое глубокое убеждение, что суды чести не только необходимы, но они, конечно, должны быть современными. Вопрос даже не в том, необходимы ли они, а вопрос в том, какими они должны быть. Вот это в первую очередь надо обсуждать, и здесь очень много проблем. Я боюсь, что все сведется к большой показухе. Это очень большая проблема, ее надо структурно продумывать, какими суды должны быть, что они должны решать, и какие последствия решений должны быть. Здесь даже аналогию не придумаешь, это же не третейский суд и не тот суд советский офицерской чести, потому что тогда партийная линия доминировала. У современного товарищеского суда должны быть какие-то юридически значимые последствия. В противном случае, это будет все равно что собрались, пошумели, вывернули грязное белье наизнанку, измазали кого-то и на этом все закончилось. Как вариант, решение суда офицерской чести должно иметь рекомендательный характер, который имеет обязательное юридическое последствие. Например, что человек подлежит увольнению по порочащим основаниям.
Ранее об этом
Я закончил высшее военное училище, а начинал обучение еще с Суворовского училища. С судом офицерской чести меня не связывает ничего, кроме того момента, когда я увольнялся из рядов Вооруженных сил РФ. Тогда мне предложили эту приятную процедуру пройти, чтобы уволиться как негодяю, потому что не было механизма, как офицеру в 90-е гг. уволиться без суда офицерской чести. Если суд офицерской чести ты прошел, и тебя признали негодяем, значит, тебя как негодяя увольняют, а по собственному желанию было нельзя. Меня эта чаша миновала, потому я себя негодяем не считал, и никак бы не получилось меня осудить.
Но меня другое беспокоит. Инициатива эта исходит не снизу, а от людей, которые занимаются непосредственно судопроизводством. Вот эта вещь мне непонятна. Потому что если мы говорим о рассмотрении судами офицерской чести каких-то уголовных преступлений, значит, надо менять Уголовный кодекс, вносить туда изменения, что вот такие-то статьи будут рассматриваться судами офицерской чести. Это будет странно. У нас тогда появятся и суды врачей, и суды учителей. Те же мелкие взятки существуют не только в среде офицеров, но даже в большей степени у врачей, учителей, у сотрудников ГИБДД. Давайте тогда всем вводить суды чести, где будут рассматриваться мелкие деяния, которые не попадают под действие УК. Это неправильно.
Когда приводят в пример страшную статистику о том, сколько преступлений совершается офицерами, совершенно необязательно такая статистика происходит потому что офицеры плохие, а зачастую потому, что система правоохранительная выстроена таким образом, что неминуемо какой-нибудь военный прокурор или следователь следственного отдела, который надзирает за конкретными подразделениями, очень нуждается в этой статистике. У меня был случай, когда ко мне приехали офицеры из элитной подмосковной воинской части. Приехали офицеры маленьких подразделений, и все они уже осуждены и не по одному разу. За превышение должностных полномочий, за взятку. Солдатик написал заявление, следователь это заявление принял, офицера вызвал, быстренько с ним провел беседу, сказал, чтобы быстро признавался, иначе «я тебя посажу, а так получишь сейчас 20 тыс. руб. штрафа, и снова в строй». Офицеры признаются, суд проходит формально. Я был в ужасе, когда увидел, что по статистике, 90% младшего офицерского состава уже осуждены за должностные преступления. И не потому, что они негодяи, а потому что хороший следователь, ездящий на белом ренжровере, имеющий хорошего папу, который его поставил на это место, вот таким образом делает себе карьеру. И учитывая, что общая статистика уголовных приговоров в стране – 99%, соответственно, офицеры тоже неминуемо попадают под эту суровую статистику. Только они более незащищенными оказываются. У них денег на адвоката нет, у них жесткая ситуация, когда им говорят, «ты снова в строй встанешь, если признаешься в совершении преступления». Признаются все 100%! При таком раскладе никакой суд офицерской чести не поможет. И когда Лебедев или председатель московского окружного военного суда говорит о том, что мы сейчас с помощью судов офицерской чести как-то снизим статистику офицерских преступлений, я с этим не могу согласиться. Не снизим, никак это не поможет, пока они не поменяют саму систему, которая просто настроена на то, чтобы осуждать всех.
Военный суд чести
Военный суд че́сти (офицерский суд чести) — специальный выборный судебный орган для охраны корпоративной чести офицерства и достоинства офицерского звания. Суды чести действовали и действуют в вооружённых силах только некоторых государств. Такой суд рассматривает дела о проступках офицеров и о правонарушениях, отнесённых к его компетенции, и разбирает конфликты между офицерами.
Посредством суда чести самим офицерам предоставляется право исключения из своей среды тех лиц, которые признаются ими недостойными принадлежать к корпорации. Отсюда вытекает корпоративный (или сословный, если офицерство понимается как офицерское сословие) характер этих судов, организация их на выборных началах и обособленность от общей военно-судебной организации. Военнослужащие рядового и младшего состава (нижние чины) в силу характера их службы (служба по обязанности или по срочному найму), как правило, не считаются носителями и выразителями военной чести, и юрисдикция военных судов чести на них нигде не распространяется. Военные суды чести возникли в Прусской армии в 1808 г., откуда они перешли во все германские государства, в Австро-Венгрию и в Россию. В Российской империи они назывались судами общества офицеров
Содержание
Австро-Венгрия
В Австро-Венгрии офицерские суды были учреждены впервые в 1867 г. Австрийское законодательство, как и германское, ни не определяло фактических признаков поступка, противоречащего понятию военной чести, всецело предоставляя установление этих признаков самой офицерской корпорации. В отличие от Германии, на суды не возлагалось также разбирательство ссор между офицерами и решение вопроса о поединках.
По австрийскому закону, если преступное деяние заключало в себе и нарушение правил чести, решение вопроса о возможности оставления виновного офицера на службе предоставлялось уголовному военному суду. В Австрии (как и в Германии) военные суды чести были призваны охранять корпоративную честь всего офицерского сословия, а не отдельных войсковых единиц, поэтому их компетенция распространялась не только на младших офицеров (как в России), но и на старших офицеров и генералов, где бы они ни состояли на службе, равным образом — на зачисленных в резерв или ландвер и даже на уволенных в отставку с правом носить мундир или с пенсией. Помимо этого офицерским судам подлежали некоторые категории военных чиновников — врачи, аудиторы и другие.
Органами офицерских судов в Австрии были офицерское собрание (нем. Offiziers-Versammlung ) и совет чести. Офицерское собрание решало лишь вопрос о предании суду. Для обер-офицеров оно составлялось из всех офицеров части; для штаб-офицеров — из всех штаб-офицеров дивизии; для генералов — из всех генералов, находящихся в данное время в Вене.
Каждое собрание избирало из своей среды трёх членов в особую комиссию (первого — на 1 год, второго и третьего — по всякому делу особо), которая под председательством лица, назначенного начальством, производила предварительное расследование предосудительных поступков. Само рассмотрение дел и постановление решения возлагалось на советы чести, образуемые из состава комиссии и ещё пяти членов по назначению начальства.
Дела в судах чести рассматривались непублично. Защитники из офицеров (в отличие от Германии) имели право представлять письменные и словесные объяснения. Bce обвинительные приговоры представлялись на утверждение верховной власти. Обжалование их не допускалось.
Германия
Начало образования судов чести в Пруссии было положено в 1808 г., когда военно-реорганизационной комиссией под председательством Шарнгорста был выработан закон, по которому офицер, оказавшийся виновным в пьянстве, или ведущий развратную жизнь, или обнаруживший низкий образ мыслей, мог быть присуждён большинством ¾ голосов офицеров своей части к лишению права на производство в следующий чин.
В 1821 г. ведению офицерских судов были подчинены все вообще поступки офицеров, не заключающие в себе признаков уголовно наказуемого деяния, но несогласные с правилами чести или несовместные с особым положением военных чинов.
Вместе с тем офицерской корпорации предоставлено было, сверх лишения права на производство, присуждать к увольнению от службы. В 1843 г. издано подробное положение о судах чести для прусской армии, видоизменённое в 1874 г. Позднее постановления о судах чести стали одинаковы во всей Германской империи. Законодательство не определяло фактических признаков поступка, противоречащего понятию военной чести, всецело предоставляя установление этих признаков самой офицерской корпорации. В отличие от Австрии, на офицерские советы чести возлагалось также разбирательство ссор между офицерами и решение вопроса о поединках.
Военный суд чести действовал в Германской империи совершенно независимо от уголовного: один и тот же поступок мог быть предметом рассмотрения обоих судов. Требовалось лишь, чтобы разбирательство в уголовном суде предшествовало. Военные суды чести были призваны охранять корпоративную честь всего офицерского сословия, а не отдельных войсковых единиц, почему компетенция их распространяется не только на младших офицеров (как в России), но и на всех офицеров и генералов, где бы они ни состояли на службе, равно на зачисленных в резерв или ландвер и даже на уволенных в отставку с правом носить мундир или с пенсией. Помимо этого, офицерским судам подлежали некоторые категории военных чиновников — врачи, аудиторы и другие.
Органами офицерских судов в Германской империи были: суд чести (нем. Ehrengericht ) и совет чести (нем. Ehrenrath ). Суд чести по делам об обер-офицерах образовывали все офицеры полка или отдельной воинской части. Суд чести по делам о штаб-офицерах — один генерал, назначаемый начальником корпусного округа, и 9 штаб-офицеров, избираемых всеми штаб-офицерами округа на один год. Для разбора дела о генерале состав судов определялся каждый раз особо лично императором. Совет чести, имеющий задачей предварительное расследование дел, составлялся из 3 членов, избираемых на 1 год соответствующими судами чести.
Дела в судах чести рассматривались непублично. Защитники из офицеров допускались в Германской империи лишь к подаче письменных объяснений. Bce обвинительные приговоры представлялись на утверждение верховной власти. Обжалование их не допускалось.
Россия
Российская империя
Учреждение суда общества офицеров в Российской империи относится к 1863 г., когда вышло положение об охранении воинской дисциплины и о взысканиях дисциплинарных. Основной особенностью организации, сохранившеюся долгое время, принято было тогда учреждение таких судов только при отдельных войсковых частях, а не при высших войсковых соединениях.
Компетенции их были подчинены только обер-офицеры, так как считалось, что с началами воинской дисциплины несовместима возможность подвергать штаб-офицеров полка суду подчиненных им обер-офицеров. Автор того времени пишет:
Такая система несомненно способствовала преимущественному развитию в нашей армии идеи корпоративной чести войсковых единиц в ущерб надлежащему развитию идеи воинской чести вообще и была одной из причин замечаемой ныне обособленности офицеров разных полков. Едва ли можно рекомендовать, конечно, распространение юрисдикции офицерских судов, по примеру Германии, на запасных, отставных и военных чиновников — но распространение её на всех состоящих на действительной службе офицеров и генералов, а также реорганизация судов в смысле приурочения их к более крупным командным и административным единицам в видах поднятия чувства общей военной чести были бы крайне полезны. [1]
Военное ведомство
По закону начала века суды общества офицеров учреждались при полках, отдельных батальонах, артиллерийских бригадах, а также могли быть учреждаемы во всех других отдельных частях военного ведомства. Суды составлялись: в полках — из 7 членов, избираемых всеми офицерами на 1 год из числа штаб-офицеров и обер-офицеров не ниже чина штабс-капитана; в прочих частях (и в казачьих полках) — из 5 членов. И там и там одновременно с членами суда избирались кандидаты в числе двух. Членами суда и кандидатами не могли быть избираемы состоящие под судом или следствием и подвергшиеся по судебным приговорам содержанию на гауптвахте с ограничением некоторых прав и преимуществ по службе или другому, более сильному наказанию. Решение вопроса, подлежит ли поступок ведению суда общества офицеров, и направлять ли дело в него, предоставлялось власти командира части, при которой создан суд. Рассмотрению каждого дела должно было предшествовать дознание, которое могло быть произведено судом в полном составе или поручено им отдельным его членам. Суд приступал к дознанию или по собственной инициативе, или по распоряжению командира части. По окончании дознания производившие его члены суда делали доклад полковому командиру, который или прекращал дело, или предавал офицера суду. Суд, под председательством старшего из членов, производился при закрытых дверях. Действия суда заключалися в рассмотрении собранных дознанием сведений и выслушании оправданий обвиняемого. В случае неявки обвиняемого постановлялся заочный приговор. На рассмотрение дела и постановление приговора полагалось не более суток.
Приговор мог быть трёх родов: об оправдании обвиняемого, о сделании ему внушения и об удалении его из полка. Приговор в тот же день представлялся командиру части. Жалоб на приговор по существу не допускались, разрешалась лишь жалоба на нарушение судом правил производства дела. При присуждении к удалению из полка офицеру предоставлялось в трёхдневный срок самому подать просьбу об увольнении. Обер-офицеры тех частей военного ведомства, при которых не было учреждено офицерских судов, за поступки, «противные правилам чести», увольнялись в дисциплинарном порядке. Если виновными в поступках, «несовместных с должностью офицерского звания» оказывались штаб-офицеры, они увольнялись с особого высочайшего разрешения.
Морское ведомство
В морском ведомстве суды чести были образованы на иных основаниях. Органами такого суда были суд капитанов и совет посредников.
Совет посредников учреждался при каждой флотской дивизии и при каждом отдельном отряде из представителей, избираемых обер-офицерами по одному от каждого экипажа дивизии или отряда. На него возлагалось лишь производство дознаний и первоначальный разбор ссор. Постановлялись решения судом капитанов, который не был выборным органом, но образовывался при флотских дивизиях и сводных отрядах из наличных командиров экипажей (числом не менее пяти)под председательством младшего флагмана.
Во время заграничного плавания применялась своеобразная форма суда чести. Кают-компании судна, если в её состав входило не менее семи членов, предоставлялось право исключать из своей среды за неблаговидные поступки и предосудительное поведение всех обер-офицеров, а также корабельных инженеров и инженер-механиков флота и гражданских чиновников соответствующих классов. Относительно порядка рассмотрения дел кают-компании руководствовались правилами, установленными для совета посредников. Исключённому из кают-компании предлагалось подать прошение об отставке ко времени прихода в ближайший порт. Не исполнившие этого списывались с судна.
Гражданская война
В период Гражданской войны суды общества офицеров сохранялись в Белой армии.
В Красной армии они были упразднены, но в 1918 в в ротах и полках были созданы товарищеские суды, которые были единственными дисциплинарными органами для всего личного состава. Они были упразднены вскоре после принятия первого дисциплинарного устава РККА 1919, который предоставлял командирам и комиссарам дисциплинарные права.
В позднем СССР суды создавались в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, управлениях армий, военных округов и флотов, в главных и центральных управлениях Министерства обороны СССР. Действовали отдельные суды для младших и старших офицеров. В состав суда входило 7-9 членов, избранных тайным голосованием на 2 года.
Офицерский суд чести имел право рассматривать дела о поступках, недостойных звания офицера, роняющих воинскую честь и дела о некоторых видах правонарушений, совершенных офицерами, которые по закону могли быть переданы на рассмотрение суда чести. В отношении виновных суд мог объявить товарищеское предупреждение, порицание, общественный выговор, возбудить ходатайство о снижении в должности или в воинском звании на одну ступень, отчислении учащегося офицера из высшего учебного заведения или об увольнении офицера из кадров вооружённых сил. Решение суда чести можно было обжаловать командиру (начальнику) части, соединения или учреждения, в котором создан суд, в течение трёх дней со дня объявления решения.
Некое подобие судов чести было организовано как часть кампании против «низкопоклонства» перед западом после второй мировой войны (см. Суд чести).
Франция
Во Франции начала века охрана корпоративной чести офицерства возлагалась на особые следственные суды. Их, однако, нельзя отнести к типу суда чести, так как главной их целью была охрана интересов службы и они не были основаны на выборном принципе.