суд над соколовским чем закончился
Суд над соколовским чем закончился
В Верх-Иcетском районном суде Екатеринбурга оглашен приговор по делу видеоблогера Руслана Соколовского, обвинявшегося в возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам (часть 1 статьи 282 УК), а также в оскорблении чувств верующих (статья 148 УК). По мнению следствия, в своих видеозаписях блогер оскорбил сразу несколько социальных групп — православных христиан, мусульман и феминисток. Кроме того, при обыске у Соколовского нашли ручку со встроенной видеокамерой, поэтому его обвинили еще и в незаконном обороте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (статья 138.1 УК). Молодой человек признан виновным и приговорен к лишению свободы на срок 3,5 года условно.
Суд в Екатеринбурге начинает рассматривать дело против видеоблогера Соколовского
Верх-Иетский районный суд Екатеринбурга приступает к рассмотрению дела против видеоблогера Руслана Соколовского, игравшего в Pokemon Go в Храме-на-Крови. 22-летнего молодого человека обвиняют в возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам (часть 1 статьи 282 УК), оскорблении чувств верующих (статья 148 УК) и незаконном хранении письменной ручки со встроенной видеокамерой (138.1 УК).
В августе прошлого года видеоблогер и студент юридического факультета Уральского гуманитарного института Соколовский опубликовал видеозапись, на которой он играет в Pokemon Go в екатеринбургском храме. Молодой человек молча ловил покемонов через приложение на смартфоне, а затем, снабдив видео комментариями, опубликовал его на своем YouTube-канале. На записи Соколовский рассказывает, что он решил поиграть в Pokemon Go в храме после того, как «Россия 24» предупредила игроков об уголовной ответственности.
«Для меня это полный бред, потому что кого может оскорбить то, что ты походил со смартфоном по церкви? Какого *** за это могут посадить? Для меня это странно, поэтому я решил половить в церкви покемонов, потому что почему бы и нет», — объяснил свои действия видеоблогер.
Соколовский был задержан в сентябре прошлого года. Через день Кировский районный суд Екатеринбурга удовлетворил ходатайство следствия и заключил видеоблогера под стражу. Уже через неделю Свердловский областной суд отпустил Соколовского под домашний арест. Впрочем, через некоторое время блогеру снова пришлось побывать в СИЗО — к нему в гости приходила подруга и следователи сочли это нарушением условий домашнего ареста.
13 февраля суд снова отпустил Соколовского из СИЗО под домашний арест.
Следователи передали дело в суд 15 февраля. За время следствия в уголовном деле против блогера, помимо ролика с ловлей покемонов, появилось еще несколько эпизодов. Всего блогеру вменяют девять эпизодов по статье о возбуждении ненависти и вражды, семь — по статье об оскорблении чувств верующих, а также один эпизод по статье о незаконном обороте средств для негласного получения информации (статьи 282, 148 и 138.1 УК). «Медиазона» подробно писала о предъявленных видеоблогеру обвинениях.
В декабре прошлого года правозащитный центр «Мемориал» признал видеоблогера политическим заключенным. По мнению правозащитников, высказывания Соколовского заслуживают осуждения, однако не могут быть основанием для уголовного обвинения и не представляют серьезной опасности для общества.
Блогер Соколовский получил 3,5 года тюрьмы условно. За что и как он теперь будет жить?
No media source currently available
Верх-Исетский суд Екатеринбурга признал видеоблогера Руслана Соколовского виновным в экстремизме, разжигании ненависти и вражды оскорблении чувств верующих из-за девяти видеороликов, в том числе ролика с ловлей покемонов в храме.
Согласно приговору, девять видеороликов Соколовского, в частности «Вступил в секту», «Ловим покемонов в церкви», «В космос летал, чеченцев не видел», «Суицид мусульман на ЕГ», «Идеальный православный брак» и другие
Также суд признал его виновным в незаконном обороте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации («шпионской ручки»).
ПРИГОВОР
Суд считает, что верующие в роликах Соколовского представлены как «больные» и «интеллектуально недостаточные», что способствует возбуждению к ним вражды.
Суд также считает, что Соколовский наделял «Иисуса Христа качествами ожившего мертвеца зомби», а патриарха Кирилла – «качествами уничижительного характера». Также он, по мнению суда, использовал в своих роликах «приемы пропаганды».
Соколовский, как считает суд, «специально выбирал социально значимые темы» и рассчитывал на увеличение числа своих подписчиков и рост своих доходов от роликов. Кроме того, свидетели показали, что Соколовский «негативно высказывался о государственном строе Российской Федерации и собирался выехать за границу», а также и в жизни высказывал неприязненные чувства по отношению к кавказцам и выходцам из Средней Азии.
Обвинение просило приговорить блогера к трем с половиной годам колонии общего режима, суд поддержал эту просьбу. Но с учетом того, что это первое дело Соколовского и того, что на содержании находится больная мать, а также то, что он раскаялся и извинился перед верующими, а также его молодого возраста – счел возможным дать ему этот срок условно. Однако если блогер продолжит заниматься тем, чем занимался – это почти автоматически означает, что он отправится в тюрьму.
«Идеальная совокупность преступлений», – подчеркнула во время оглашения приговора судья. «Одним действием он нарушил несколько статей». Также она подчеркнула, что действия Соколовского по оскорблению отдельных социальных и религиозных групп представляют общественную опасность, были умышленными, а также что блогер пренебрегал принятыми правилами «которые сложились в обществе веками». Он, как следует из приговора, отрицает существование бога, причем как христианского, так и мусульманского, и «кощунственным образом» наложил на церковные песнопения нецензурную брань.
«Гарантируя свободу слова и мысли, Конституция РФ запрещает пропаганду ненависти и вражды», – подчеркнула судья, а всякое выступление в пользу дискриминации, по ее словам, должно быть запрещено законом.
«Виновный нарушил охраняемые законом общественные отношения», – сказано в приговоре.
ДЕЛО СОКОЛОВСКОГО
Уголовное дело против Руслана Соколовского было возбуждено после того, как блогер 11 августа выложил в интернет видеоролик ловли покемонов в Храме-на-Крови в Екатеринбурге, который был построен на месте расстрела царской семьи. Ролик собрал почти 500 тысяч просмотров.
2 сентября мужчину задержали. Обвинение ему было предъявлено по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), а также по статье 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») и статье 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»).
Последнее обвинение связано с тем, что при обыске в квартире Соколовского была найдена «шпионская» ручка, которая позволяет записывать видео. В ролике «Вступил в секту» Соколовский объяснял, что собирался ходить с ней к экстрасенсам и записывать разговоры с ними.
ПОЗИЦИЯ ОБВИНЕНИЯ
Представители обвинения настаивали на жестком приговоре, подчеркивая, что «выражение неуважения к государству недопустимо». При этом большинство свидетелей со стороны обвинения понятия не имели, кого именно ловил блогер, но все равно посчитали себя оскорбленными.
«При нашей системе – оптимальное решение». Чем закончилось дело блогера Руслана Соколовского
Зал Верх-Исетского райсуда, в котором решалась судьба Соколовского, был переполнен. Многие ушли на второй этаж, чтобы следить за видеотрансляцией. «Всем привет», – поздоровался обвиняемый с журналистами, прежде чем войти в зал. При этом он не взял вещи, очевидно, не ожидая получить реальный срок. Впрочем, речь судьи Екатерины Шопоняк заставила понервничать Соколовского, его близких и сторонников.
Тон приговора не оставлял сомнений в том, что екатеринбуржца признают виновным. Соколовский совершил преступления, предусмотренные тремя статьями Уголовного кодекса, говорилось в нем. Девять эпизодов были квалифицированы как разжигание ненависти либо вражды, семь – как оскорбление чувств верующих, еще один касался приобретения ручки-видеорегистратора, найденной у блогера при обыске. Как сказал корреспонденту «ФедералПресс» адвокат Алексей Бушмаков, обвинения в оскорблении чувств были предъявлены за те же ролики, что и обвинения в экстремизме. Таким образом, был нарушен принцип «не наказывать дважды за одно преступление», считает юрист.
Эксперты, на которых ссылается суд, считают, что блогер использовал манипуляцию для навязывания своей позиции относительно религии. Способ изложения и подача материала были необходимы для информационного воздействия, полагают они. Хотя Конституция и международное право гарантируют свободу совести и позволяют высказывать свое мнение, они не допускают дискриминацию, напомнила судья Екатерина Шопоняк. Вдобавок Соколовского уличили в отрицательном отношении к людям неславянской национальности, например, чеченцам.
Что касается шпионской ручки, то Соколовский утверждал, что ее забыл у него в квартире один из знакомых. При этом он путался в показаниях, зато в одном из роликов упоминал о планах приобрести такой инструмент, сообщила судья. Шопоняк зачитала описание ручки, сделав упор на малый размер и отсутствие индикаторов, которые позволяли скрывать наличие видеорегистратора. Сомнений в квалификации эксперта у нее не возникло. «Позиция непризнания вины Соколовским отражает позицию защиты», – сказала судья.
Отягчающих обстоятельств найдено не было, при этом суд учел молодой возраст Соколовского, его раскаяние и наличие нуждающейся в материальной помощи матери. Судья сочла, что блогер может исправиться и без отбывания срока в колонии. В итоге Соколовскому дали 3,5 года лишения свободы условно, испытательный срок составит три года. Старший помощник прокурора Верх-Исетского района Екатерина Калинина сообщила журналистам, что надзорное ведомство в целом удовлетворено приговором. Окончательное решение о том, будет ли он обжалован, примут после тщательного изучения документа.
Соколовский уже сказал, что доволен приговором. Он собирается заняться общественными проектами – в частности, вместе с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом. «Я думаю, он не будет больше таких высказываний допускать. Он понял, что нужно быть поосмотрительнее и думать, о чем говорить. Теперь у него большие перспективы, учиться снова будет, проектов много. Жизнь продолжается», – сказала мать Соколовского Елена Чингина. «Такая была угроза, что его посадят, что я очень довольна, пока эйфория», – сообщила она. В то же время Чингина посетовала, что людей судят за шутки и слова.
«Мы празднуем маленькую победу. Конечно, Руслана признали виновным, но все же не посадили, что при нашей системе оптимальное решение. Главный итог дела – это самоорганизация маленьких людей, которые своим напором смогли добиться того, что парня не отправили в колонию. Я думаю, что таким образом со временем получится изменить и саму систему», – сказал корреспонденту «ФедералПресс» бывший семинарист Виктор Норкин, выступавший в поддержку Соколовского. Он считает, что негативный резонанс для РПЦ сейчас будет гораздо меньшим, чем если бы ее критика отправили в колонию.
Член свердловской ОНК, председатель местного отделения «Парнаса» Михаил Борисов не разделяет оптимизма Норкина. «Когда приговору аплодировали, я испытал горечь. Совершенно ни за что человеку дали судимость, а общество реагирует радостно. Таким образом оно ломается и приходит к деградации. Сначала нагнали страстей, а потом дали условно. Сегодня как победа воспринимается условный срок, завтра будем радоваться, что вместо десяти лет дали два года, через какое-то время – тому, что посадили, а не дали высшую меру».
Отметим, что на данный момент приговор не вступил в силу. Защитники Руслана Соколовского уже объявили о том, что намерены обжаловать решение суда.
«Церковь не может пойти в другую сторону» Что говорит приговор Соколовскому об отношениях общества, медиа, РПЦ и власти
Судя по приговору, помимо оскорбительных метафор видеоблогер наговорил в своих роликах на YouTube много всего, что нарушает ст. 148 и ст. 282 УК РФ («Оскорбление чувств верующих» и «Возбуждение ненависти либо вражды»). Неслучайно одним из пунктов приговора было удаление этих роликов. Но, возможно, впервые судья районного суда говорила о «переосмысление ситуации непорочного зачатия» и «введение Иисуса Христа в японский бестиарий», используя терминологию, более подходящую для богословских диспутов. Из уст представителя прокуратуры на процессе звучали указания на то, что подсудимый высказывал сомнения в существовании Бога и в божественном происхождении Иисуса Христа.
Богословы в погонах
«Богословская мотивация, похоже, плотно вошла в российскую судебную и прокурорскую практику, — считает ведущий научный сотрудник института Европы РАН религиовед Роман Лункин. — Все началось во время процесса над Pussy Riot, когда представители прокуратуры цитировали решения вселенских христианских соборов, в частности Трулльского (проходил в 691-692 годах и принял ряд важных решений для формирования внутрицерковного права и борьбы с ересями — прим. «Ленты.ру»), и различную православную литературу». Позже, по его словам, эта практика широко применялась в процессах над свидетелями Иеговы при определении их литературы как экстремистской: их обвиняли в критике православной церкви, и со стороны обвинения также звучала прямая религиозная мотивация.
«Независимо от того, какие статьи Уголовного кодекса предъявляются Соколовскому, все равно получается, что прокуратура здесь защищает православие, честь православной церкви и ее православное пространство», — отмечает Лункин.
По мнению религиоведа, судебные процессы, так или иначе связанные с претензиями РПЦ к представителям иных конфессий или светским оппонентам, происходят как бы в параллельной юридической реальности, где теологические аспекты порой важнее состава преступления или нанесенного вреда.
Материалы по теме
«Твою мать, красотища какая!»
Комментируя процесс над Соколовским, Екатеринбургская епархия заявляла, что подобного рода провокации должны решительно пресекаться во избежание повторения их в дальнейшем. Епархия была возмущена, ее духовенство обижено, отмечает Лункин. В местных СМИ появлялась информация, что у дела Соколовского в епархии был куратор, отец Виктор Явич, он же — один из главных свидетелей обвинения. Ему принадлежит фраза: «Если Соколовский тебя не оскорбил — ты моральный урод». Лункин добавляет, что такие же «кураторы» присутствовали, например, на процессе в Белгороде, где женщину судили за то, что она прикурила от свечи в храме.
«Формально РПЦ в таких делах не участвует, но их объединяет интерес со стороны церковных иерархов и их деятельное участие в формировании общественного мнения посредством публичных выступлений», — говорит Лункин.
При этом религиовед не склонен драматизировать ситуацию. «Молодое поколение духовенства открыто говорит о том, что резкие, гневные заявления представителей РПЦ отвращают людей от веры и мешают миссионерской работе. Большинство людей все-таки ищет в церкви милосердия, открытости. Это несколько иной образ, нежели тот, который сейчас проявляется: церковь как часть государственного аппарата», — уверен Лункин.
Он прогнозирует, что в дальнейшем из-за таких случаев прямой поддержки со стороны правоохранительных органов церкви будет все сложнее поддерживать даже формальную видимость отделенности от государства. «Получается, что церковь использует государственные институты не только для принятия выгодных ей законов и для передачи имущества, но и для преследования оппонентов», — резюмирует Лункин.
Репрессивная инерция
Правозащитник, юрист Михаил Аншаков подверг сомнению способность РПЦ самостоятельно создавать альтернативную судебную реальность: «Телефонное право даже в таких случаях включается только через очень высокие кабинеты. Церковь не может ничего курировать, она может только создавать определенный информационный фон. Властных полномочий напрямую влиять на судебные решения у нее нет».
Отмену нескольких громких приговоров — в частности, вынесенных воспитательницые Евгении Чудновец и оппозиционеру Ильдару Дадину — многие восприняли как «коррекцию» политического курса в сторону смягчения репрессивного аппарата. В случае Соколовского, по мнению Аншакова, замену реального срока на условный тоже можно воспринимать как послабление, учитывая реальные два года для Pussy Riot. «Как я понимаю, установка такова, что практика наказаний за такие действия должна остаться, но без реальных сроков», — предполагает эксперт.
Материалы по теме
«Собирал бабки на новую камеру. Получил, но немножко не ту»
При этом представители Всемирного русского народного собора — главной общественной организации РПЦ — уже назвали приговор Соколовскому «мягким». В этой связи Роман Лункин отмечает некоторое несоответствие нового курса на смягчение и непримиримой позиции церкви. «Решения государства о том или ином повороте в контроле общественной жизни проникают в сферу религии в последнюю очередь. Это видно по запрету открытого неправославного миссионерства по закону Яровой, по ликвидации «Общества свидетелей Иеговы», по локальным погромам баптистских и пятидесятнических (протестантские христианские движения — прим. «Ленты.ру») общин», — говорит он. Невзирая на какую-либо «коррекцию» общего курса, из-за инерции церкви и правоохранительной системы православие все еще воспринимается как часть государственной идеологии, подчеркивает Лункин, потому неудивительно, что в процессах, где РПЦ выступает на стороне обвинения или защищает свои интересы, ее позиция встречает поддержку и понимание.
«Так уж получилось, что с 2009 года, когда патриархом был избран Кирилл, церковь стала заложником повсеместной поддержки со стороны государства, и сейчас она от этого отказаться не в состоянии. Церковь уже не может пойти в другую сторону», — резюмирует религиовед.
Дурной пример заразителен
Механизм, опробованный на отмене приговоров через Верховный суд, по мнению юриста Аншакова, вряд ли будет применен в ситуации Соколовского, поскольку условный срок вполне соответствует упомянутому выше курсу на смягчение.
Лункин, в свою очередь, считает такой исход событий вполне вероятным, хоть и сомнительным — из-за слишком большого набора статей в обвинении Соколовского. Помимо 148-й и 282-й — еще и ст. 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»). Впрочем, у блогера есть право обжаловать приговор в областном и в Верховном суде. А там — чем черт не шутит.
Материалы по теме
«Религиозность нашего социума сильно переоценена»
Аншаков отмечает, что судебные процессы, в которых государство защищает интересы РПЦ и такие ранимые чувства верующих, неизменно получают общественный резонанс, а их решения формируют у молодежи негативное отношение и к религии, и к верующим, и к российскому правосудию. Фактически Соколовский уже сделался среди молодежи суперпопулярной фигурой (о чем ярко свидетельствуют сотни тысяч подписчиков в его группах в соцсетях и на YouТube — прим. «Ленты.ру»).
Бизнес на грани фола
Нельзя забывать, что свой срок Соколовский получил прежде всего за медиапродукт, созданный им для своего YouТube-канала, который он использовал не только для самовыражения, но и для монетизации творчества. В свое время самый популярный в мире видеоблогер PewDiePie спровоцировал схожий скандал, опубликовав видео с антисемитским лозунгом. На роликах схожего «пограничного» содержания раскручиваются сотни и даже тысячи видеоблогеров в России. Неизвестно, воспримут ли они приговор Соколовскому как прямой сигнал быть осторожнее в блогосфере. Сам «ловец покемонов» это, похоже, усвоил, если считать искренним его последнее слово в суде.
«Видеоблогинг — новая полноценная форма медиабизнеса, самые успешные представители которого зарабатывают миллионы долларов в год, — говорит доцент кафедры новых медиа журфака МГУ Леонид Делицын. — Российские представители этого рынка пока выглядят скромнее, получая около миллиона долларов — в случае топ-блогеров». Государство, по его словам, пытается регулировать этот бизнес, устанавливая внутри него рамки ради общественного спокойствия и соблюдения культурных норм.
«Успешные представители этого жанра всегда находятся на грани и немного за гранью культурных, а иногда и юридических норм. Для того чтобы в этой среде делать деньги на контенте, который ничего не нарушает и никого не оскорбляет, требуется талант на порядок выше. Я не хочу сказать, что на краю дозволенного деньги может делать любой дурак, но гораздо легче их делать именно там», — говорит Делицын.
Материалы по теме
Приговорен к пожизненным дизлайкам
Однако этот бизнес, по его мнению, как и любой другой, реагирует на сигналы, которые посылает власть. «Я думаю, видеоблогеры, особенно популярные, — рациональные люди, действующие в значительной степени из коммерческих соображений и в меньшей степени из каких-то убеждений, — говорит Делицын. — Поэтому они [после приговора] будут действовать рационально, учитывая обозначенные рамки, получив четкий сигнал, куда лезть не надо. Я не думаю, что мы увидим повальный приток видеоблогеров в храмы с целью эксплуатировать эту тему ради популярности».
РПЦ проявляла живой интерес к медиабизнесу: на знаменитой мартовской встрече популярных видеоблогеров с министром культуры Мединским присутствовал епископ Тихон (Шевкунов).
Приговор Соколовскому может свести на нет усилия церкви, сделав ее в глазах блогеров неким пугалом, с которым лучше не иметь дела от греха подальше.
«Трудно оценить реакцию всей блогосферы на приговор. Для маргинальных ее представителей ничего не меняется, они и без того были достаточно отчуждены от церкви, — говорит Делицын. — Однако церковь по-прежнему будет вызывать у них огромный интерес как объект для творчества, в первую очередь из-за своей влиятельности и постоянного появления в СМИ».
Дело Руслана Соколовского: взгляд прокурора Екатерины Калининой
Сегодня в Екатеринбурге оглашен приговор видеоблогеру Руслану Соколовскому. Дело на него завели после скандального ролика о «ловле покемонов в храме». Соколовского обвинили в разжигании розни и оскорблении чувств верующих за несколько видео, а также в приобретении «шпионской ручки» со встроенной видеокамерой. Руслан Соколовский два месяца провел в СИЗО, затем был под домашним арестом.
Прокурор попросила для него три с половиной года лишения свободы, суд дал ему три с половиной года условно.
Сторону обвинения на процессе представляла Екатерина Калинина. В прошлом году она была признана лучшим государственным обвинителем Свердловской области. Процессов, получавших резонанс на всю Россию, Калинина ранее не вела. До суда над Соколовским в СМИ она упоминалась в связи с делом жителя Екатеринбурга, разбившего арматурой машины местных депутатов и местного полицейского, торговавшего российским гражданством. Калинина — неизвестно, насколько случайно — ездит на внедорожнике, в номере которого присутствует число 282.
Гомер Симпсон ловит покемонов в церкви, кадр из мультфильма
Чтобы понять, каким образом за ролики, которые даже не призывают к насилию (что Калинина признала), можно требовать лишения свободы, ОВД-Инфо собрал ее цитаты с судебных заседаний.
Цитаты приводятся по публикациям «Новой газеты», Life.ru и Znak.com.
«Соколовский, используя интернет, создал страницу в социальной сети „Ютуб“ и совершил ряд умышленных преступлений — публичные действия, разжигающие ненависть и вражду к лицам по признаку религии».
«Он (Соколовский) — лицо, которое придерживается националистических взглядов (в суде Соколовский неоднократно заявлял, что считает себя космополитом — прим. ОВД-Инфо ), осознавал преступность своих действий. Он с целью возбуждения ненависти или вражды, а также с целью оскорбить и унизить чувства верующих создал ролики. Преступления по статье 282 совершаются только с преступным умыслом и выражаются в том, что лицо совершает действия явного неуважения к обществу. Подсудимый оспаривает наличие у него умысла. Он пояснил, что целью создания роликов явилось желание донести свои взгляды на злободневные темы. Полагаю, что такая позиция занята подсудимым с целью избежать наказания».
«Информация в ролике „Анус себе заблокируй, Роскомнадзор“, показывает, как Соколовский относится к государству, президенту, гражданам».
«Цель Соколовского — сформировать негативное мнение о женщинах, верующих. Высказывания содержат не только отрицание, но и негатив».
«Оскорбительно ли называть Бога лицом нетрадиционной сексуальной ориентации?»
«У Соколовского, где он сравнивает Иисуса Христа с зомби, то есть наделяет признаками живого мертвеца, содержатся признаки оскорбления чувств верующих».
«В своей видеозаписи „Письма ненависти верующим“ Соколовский через отрицание существования Бога и пророка Мухамеда высказал неуважение к обществу и оскорбил чувства верующих — христиан и мусульман».
«В видеоролике „Тебя поимели“ Соколовский назвал Конституцию „парашей“, а президента — пожизненным диктатором. Если человека не устраивает государство, он может переехать или что-то законодательно изменить, а не выражаться в нецензурной форме относительно того, что его не устраивает. Каких-либо конкретных предложений по улучшению ситуации Соколовский не вносил».
«Соколовский не призывает к насилию, но в этом он и не обвиняется».
«Тот факт, что часть лиц не оскорбилась, не имеет правового значения».
«Ведётся работа по подаче заявления об изъятии роликов из интернета».
«Наказание должно быть реальным. В другом случае останется ощущение безнаказанности».