судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что

Реформы Генриха II

Реформы Генриха II

Росту значения королевской власти, и одновременно централизованного государственного суда и управления, способствовали преобразования, предпринятые в годы правления короля Генриха II (1154–1189). Целая серия реформ придала ленной монархии особый облик, отличный от аналогичных институтов континентальной Европы.

В ходе церковной реформы, закрепленной в «Кларендонских конституциях» (1164 г.), королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет: они обязывались нести все повинности с владений, отвечали перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями. Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его согласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд короля. Конституции в немалой степени противоречили догматам церкви. Против них выступил глава английской церкви Томас Беккет, архиепископ Кентерберийский. И хотя по указанию Генриха того убили, оппозиция церкви и поддержка папы римского существенно сократили государственные итоги реформы.

Проведенная Генрихом II судебная реформа сформировала институт королевских судей (см. § 35), область особой королевской юрисдикции и закрепила право обжалования в королевский суд решений местных общинных судов. Это также способствовало укреплению централизующей роли королевской власти.

Во второй половине XII в., в том числе начиная испытывать нужду в свободных земельных владениях, Английское королевство начало медленное, растянувшееся на столетия, завоевание соседней Ирландии. У покоренных кланов отбирались земли, которые затем перераспределялись в частные рыцарские пожалования. Начало захвата Ирландии существенно расширило территорию тогдашнего Английского государства, в которое традиционно входили герцогства северной Франции.

Читайте также

Правление Генриха III

Правление Генриха III Переход власти к Генриху III (1039-1056) осуществился спокойно. В состав королевского домена входили Франкония, Швабия, Бавария, Каринтия; лотарингский и саксонский герцоги, фландрский и голландский графы приносили вассальную присягу. Казалось, никогда

Административные реформы Генриха I

Административные реформы Генриха I Власть короля при Генрихе I фактически была неограниченной, хотя он издавал законы, взимал налоги, решал дела с согласия Великого совета. В Великом совете преобладали крупные феодалы, светские и церковные. Собирался Великий совет трижды

Реформы Генриха II Король и церковь

Реформы Генриха II Король и церковь Преобразования второй половины XII в. начинаются с церковной реформы. Английская церковь имела свой особый кодекс права. Привилегии церковников значительно расширились в правление Стефана. Клирики-преступники приговаривались в

4. Разрыв между Григорием и Генрихом. — Король созывает собор в Вормсе, на котором папа объявляется низложенным. — Письмо Генриха к Григорию. — Григории объявляет Генриха отлученным от церкви и лишенным престола. — Общая тревога, вызванная этим решением папы. — Отношения обоих противников друг к дру

4. Разрыв между Григорием и Генрихом. — Король созывает собор в Вормсе, на котором папа объявляется низложенным. — Письмо Генриха к Григорию. — Григории объявляет Генриха отлученным от церкви и лишенным престола. — Общая тревога, вызванная этим решением папы. — Отношения

4. Отношение Генриха IV к Первому Крестовому походу. — Папа становится во главе общемирового движения. — Вельф V разводится с Матильдой. – Вельфы переходят в лагерь Генриха. — Генрих IV возвращается в Германию (1097 г.). — Конец его трагической борьбы. –Смерть Урбана II (1099 г.). —

2. Приезд Генриха V в Рим. — Беспомощное положение Пасхалия II. — Затруднения в разрешении спора об инвеституре. — Папа решает принудить епископов возвратить короне полученные от нее владения. — Переговоры и соглашения. — Вступление Генриха V в Леонину; смелый государственный переворот, произведенны

2. Приезд Генриха V в Рим. — Беспомощное положение Пасхалия II. — Затруднения в разрешении спора об инвеституре. — Папа решает принудить епископов возвратить короне полученные от нее владения. — Переговоры и соглашения. — Вступление Генриха V в Леонину; смелый

Дипломатия Генриха IV.

Дипломатия Генриха IV. Опыт долгих и разорительных войн XVI века, которые закончились гражданской войной во Франции, не прошел даром. Всякое стре­мление нового государства к расширению встречало сопротив­ление со стороны других таких же государств; всякое притяза­ние

УБИЙСТВО ГЕНРИХА IV

УБИЙСТВО ГЕНРИХА IV Убийство Генриха IVПолитическое лавирование, большим мастером которого был Генрих Бурбон, позволило ему прийти к власти, провести ряд важнейших реформ, укрепить власть короля. И все-таки и оно не спасло его от кинжала убийцы. Слишком многие

Правление Генриха III

Правление Генриха III Переход власти к Генриху III (1039—1056) осуществился спокойно. В состав королевского домена входили Франкония, Швабия, Бавария, Каринтия; лотарингский и саксонский герцоги, фландрский и голландский графы приносили вассальную присягу. Казалось, никогда

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Источник

Судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что

судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что. Смотреть фото судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что. Смотреть картинку судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что. Картинка про судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что. Фото судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что

Судебные реформы Генриха II. Английское общее право

Самой великой, долгоживущей заслугой Генриха II была судебная и законодательная реформа, планомерно проводимая им в течение всего его правления. По существу, именно он заложил камень системы английской юриспруденции, основанной на так называемом общем праве (Common Law), практикуемом ныне во всех англоязычных странах.

К началу правления Генриха II в Англии насчитывалось по крайней мере четыре разных вида юрисдикции. Низшую ступень занимали традиционные суды местных деревенских общин, которые разбирали большинство споров между соседями. На следующей ступени стояли феодальные баронские суды, служившие инструментом осуществления власти сеньора. В-третьих, действовали суды административных округов – сотен и графств, возглавляемые шерифами. И, наконец, высший уровень юрисдикции принадлежал королевскому суду. Генрих стремился распространить королевскую юрисдикцию на всю страну, главным образом, для того, чтобы привлечь как можно больше дел в королевские суды и получить как можно больше судебных штрафов, которые шли в казну.

Наиболее древние формы юрисдикции, суды сотен и графств, были, по сути, судами мелких дворян-помещиков, и не имели достаточно власти и престижа, чтобы конкурировать с феодальными баронскими или церковными судами, и поэтому они не могли послужить источником единого на всю страну права. Кроме того, рыцари и свободные ленники, бывшие судьями в графских судах, следовали разнообразным местным обычаям и традициям в судебных делах, и о каком-то единообразии этих местных законов говорить не приходилось. Поэтому источником общего закона стал королевский суд, довлевший над всеми остальными видами суда.

Общее право мало что заимствовало от англосаксонских или датских кодексов законов. Феодальным кодексам Европы общее право обязано уже больше, особенности в том, что касается владением землей, но более всего составители общего права опирались на два кодекса законов – «гражданское право» римских императоров (римское право) и еще только возникающее каноническое право, но при этом скорее отталкиваясь от этих двух кодексов, критикуя, а не имитируя их. В результате английское общее право стало не четко прописанным кодексом законов, а настоящим лабиринтом прецедентов, расследованных дел и решений различных коронных судов. В этом основное отличие английского общего права от римского права, принятого за основу в большинстве стран – оно опирается на не четко прописанную статью закона, а на прецедент.

В правление Генриха II и его сыновей Королевская Курия начала разграничивать сферу ответственности различных ее составляющих, специализируя каждую группу королевских чиновников в отдельных системах управления со своими функциями и процедурой. Выделяется группа королевских судей, которая во времена Иоанна для удобства постоянно заседает в Вестминстере, чтобы стороны, участвовавшие в тяжбе, не гонялись за королем по всем его владениям. Этот «суд королевской скамьи» (King’s Bench), и выездные сессии королевского суда по графствам, собираются регулярно, создавая базу прецедентов, на которые будет опираться общее право. Процедуры рассматривания дел закладывались королевскими предписаниями (writs), что дало возможность подданным короля добиваться юрисдикции в королевском суде, а не только в местных или частных судах. Король и его представители тогда еще имели право выпускать любые предписания – только в дни внука Генриха II Генриха III права короля были урезаны и были определены разрешенные формы королевских предписаний.

Другой вид жюри, жюри представления или обвинения, было основано Кларендонским и Норгемптонским ассизами. Двенадцать человек, приведенных к клятве, представляющие каждую сотню, должны были «представлять» суду соседей, соверших преступления. Как и комиссия присяжных в Большом Суде (Ассизе), эти двенадцать человек были не судьями, а свидетелями совершения преступления – или, по крайней мере, свидетелями, могущими дать показания о репутации обвиняемого. Их «представления» посылали виновного в совершении преступления на традиционные испытания-ордалии. В 1215 году церковь отменила ордалии, поэтому суд присяжных мог развиваться в новом направлении. В XIII в. Человеку, о котором присяжные сделали представление судьям как о преступнике или человеке по меньшей мере подозрительном, стали предоставлять право требовать пересмотра обвинения с помощью новых присяжных. В течение следующих веков роль присяжных постепенно изменялась, пока вместо того, чтобы быть свидетелями в судебном деле, они не стали судить это дело. В XV в. существовала уже вполне современная форма присяжного суда.

Генрих II превратил суд с присяжными из своей королевской привилегии в достояние всех своих подданных, и к концу XII в. расследование через присяжных стало неотъемлемой частью процесса, как гражданского, так и уголовного. Этим король неизмеримо расширил пределы юрисдикции королевских судов за счет юрисдикции местных судов сотни, или графства, или частных феодальных судов, увеличивая этим власть и доходы центрального правительства. Введя в общее употребление процесс с присяжными, он добивался весьма существенного улучшения организации правосудия и тем обеспечивал одно из важнейших условий развития страны.

Источник

Реформы Генриха II Король и церковь

Реформы Генриха II

Преобразования второй половины XII в. начинаются с церковной реформы. Английская церковь имела свой особый кодекс права. Привилегии церковников значительно расширились в правление Стефана. Клирики-преступники приговаривались в церковных судах лишь к самым мягким наказаниям. Светские же власти не вмешивались в дела этого рода. Генрих II решил вернуться к тому положению, которое было при королях нормандской династии. В 1163 г. на Великом совете в Вестминстере Генрих II предложил, чтобы клирики-преступники привлекались к светскому суду. Если обвинение окажется справедливым, их следует лишать сана в епископском суде, а затем передавать для наказания светским властям.

Против проекта реформ выступил архиепископ Кентерберийский Фома. В предшествовавший этим событиям период канцлер королевства Фома Бекет, советник, друг и товарищ короля по увеселениям, прославился как прекрасный администратор, энергичный проводник политики Генриха II, не имевший никакого отношения к церкви и церковникам. Задумав церковную реформу, Генрих II решил поставить на кентерберийский престол Фому и убедил его принять духовный сан. Король надеялся, что при его помощи он сможет провести намеченную реформу.

Фома, став архиепископом в 1162 г., сразу резко изменил образ жизни. Из блестящего придворного, славившегося своей щедростью и роскошью, он превратился в строгого аскета, погруженного в науки, молитвы и благотворительные дела. Он отказался от поста канцлера, не побоявшись вызвать гнев короля, заявил себя ревностным продолжателем политики Ансельма, отстаивал привилегии церкви и выступил как непримиримый враг намечавшейся реформы. Он начал борьбу за возвращение кентерберийскому престолу утраченных земель и прав, потребовал от короля ряд замков, право патроната над всеми бенефициями, которые зависели от его престола, лишал клириков, состоявших на королевской службе, кентерберийских бенефициев. Не подчинявшихся ему Фома отлучал от церкви.

1 октября 1163 г. король потребовал утверждения закона о реформе церковных судов. Фома наотрез отказался дать свое согласие. Король в ярости разогнал собравшийся Великий совет и, сколотив партию враждебных Фоме епископов, делал все, чтобы сломить его.

Папа римский не хотел ссориться с Генрихом II и старался умерить ревность Фомы.

В январе 1164 г. в Кларендоне король созвал всех епископов и баронов и заставил их обещать, что они будут соблюдать обычаи Генриха I в отношении церковных судов. Он заставил записать эти обычаи в расширенной трактовке, из чего и возникли «Кларендонские постановления», содержащие пункт о реформе церковных судов. Фома отказался приложить к этим постановлениям свою печать и признать их обязательными для английской церкви. Большинство же епископов не понимали истинного значения готовящейся перемены и не видели оснований для ссоры с королем. Непримиримая позиция Бекета была вызвана боязнью создать прецедент уступки королевским притязаниям, боязнью открыть путь для дальнейшего наступления на привилегии церкви.

Фома отказался явиться в суд по делу одного преступного клирика, и тогда самого Бекета обвинили в пренебрежении, выказанном королевскому суду, и приговорили к штрафу. Фома апеллировал к папе и велел своим епископам отлучать от церкви всех, кто признает осуждение Фомы королевским судом. После этого Фома бежал на континент, а король выслал из Англии всех его родичей. Изгнание Фомы продолжалось шесть лет и превратило его в фанатика. В 1170 г. состоялось примирение короля с Фомой, так как последний пригрозил интердиктом французским владениям Генриха II. О «Кларендонских постановлениях» ничего при этом не было сказано.

Фома прибыл в Англию 1 декабря 1170 г. и принялся яростно обличать своих врагов. Король в эту пору находился на континенте и был весьма разгневан поведением архиепископа. Он даже заявил: «Неужели нет никого, кто освободил бы меня от этого попа!». Еще до этого папа объявил, что в случае ареста Фомы на Англию будет наложен интердикт. Придворные Генриха II, исполняя тайное желание короля, отправились в Англию, явились в Кентербери и, ворвавшись в собор, зверски убили архиепископа у алтаря. По приказу папы сразу был обнародован интердикт, вызвавший в Англии сильнейшее недовольство. Духовенство возбуждало народ против короля Генриха. Нарастали народные волнения.

Английский король в эту пору отбыл в Ирландию, где вмешался в междоусобную борьбу, что привело к захвату части ирландской территории и образованию укрепленного английского района. Весной 1172 г. положение в Англии стало настолько напряженным, что Генриху II пришлось принять легатов папы и покаяться. Отпущение грехов было дано ему на условии публичного покаяния, принесения клятвы, что он не выйдет из-под власти папы, уничтожит все вредные для церкви учреждения и обычаи, предпримет крестовый поход и откажется от проведения церковной реформы.

Это было полное поражение. Генриху пришлось на время отказаться от всех своих планов в отношении ограничения церковных привилегий.

судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что. Смотреть фото судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что. Смотреть картинку судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что. Картинка про судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что. Фото судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что

Владения Плантагенетов в XII в.

Читайте также

Глава 15 КОРОЛЬ УМЕР – ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!

Глава 15 КОРОЛЬ УМЕР – ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ! Спустя несколько минут вошли Екатерина и герцог Алансонский, дрожавшие от страха и бледные от ярости. Генрих угадал: Екатерина знала все и в нескольких словах рассказала Франсуа. Они сделали несколько шагов и остановились в

Глава 13 КРЫСИНЫЙ КОРОЛЬ И «КОРОЛЬ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ»

Глава 13 КРЫСИНЫЙ КОРОЛЬ И «КОРОЛЬ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ» Да, действительно, зимой 1938–1939 года начались испытания истребителя «И-180», по всем ТТХ, включая и максимальную скорость во всем диапазоне высот, превосходившего «Мессершмитт» серии Е. И уже осенью 1939 года на кульманах в КБ

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Административные реформы Генриха I

Административные реформы Генриха I Власть короля при Генрихе I фактически была неограниченной, хотя он издавал законы, взимал налоги, решал дела с согласия Великого совета. В Великом совете преобладали крупные феодалы, светские и церковные. Собирался Великий совет трижды

4. Разрыв между Григорием и Генрихом. — Король созывает собор в Вормсе, на котором папа объявляется низложенным. — Письмо Генриха к Григорию. — Григории объявляет Генриха отлученным от церкви и лишенным престола. — Общая тревога, вызванная этим решением папы. — Отношения обоих противников друг к дру

4. Разрыв между Григорием и Генрихом. — Король созывает собор в Вормсе, на котором папа объявляется низложенным. — Письмо Генриха к Григорию. — Григории объявляет Генриха отлученным от церкви и лишенным престола. — Общая тревога, вызванная этим решением папы. — Отношения

4. Отношение Генриха IV к Первому Крестовому походу. — Папа становится во главе общемирового движения. — Вельф V разводится с Матильдой. – Вельфы переходят в лагерь Генриха. — Генрих IV возвращается в Германию (1097 г.). — Конец его трагической борьбы. –Смерть Урбана II (1099 г.). —

2. Приезд Генриха V в Рим. — Беспомощное положение Пасхалия II. — Затруднения в разрешении спора об инвеституре. — Папа решает принудить епископов возвратить короне полученные от нее владения. — Переговоры и соглашения. — Вступление Генриха V в Леонину; смелый государственный переворот, произведенны

2. Приезд Генриха V в Рим. — Беспомощное положение Пасхалия II. — Затруднения в разрешении спора об инвеституре. — Папа решает принудить епископов возвратить короне полученные от нее владения. — Переговоры и соглашения. — Вступление Генриха V в Леонину; смелый

По обоюдной милости. Церковь и король в XII в.

По обоюдной милости. Церковь и король в XII в. Датчане приобщились к христианской церкви в тот момент, когда она более явно, нежели прежде, стала представать как папская церковь. Новообращенные христиане столкнулись с церковной властной структурой в ее более резко

Дагобер. «король австразийцев» (623), затем «король франков» (629)

Дагобер. «король австразийцев» (623), затем «король франков» (629) Сыну Клотара и королевы Бертруды к тому времени не исполнилось и 15 лет. Его привезли в Мец и передали под опеку епископа Арнуля, сохранявшего свои функции «друга дома», и Пипина I, нового майордома. Клотар,

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Реформы Генриха II

Реформы Генриха II Росту значения королевской власти, и одновременно централизованного государственного суда и управления, способствовали преобразования, предпринятые в годы правления короля Генриха II (1154–1189). Целая серия реформ придала ленной монархии особый облик,

Источник

Судебная реформа генриха ii в англии привела к тому что

М ероприятия нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению государственного единства, несмотря на углубляющуюся феодализацию общества. Однако до конца XII в. централизация обеспечивалась в основном за счет сеньориальных, частных прав англо-нормандских королей, и зависела от их способности выступать авторитетным главой феодально-иерархической системы и местной церкви. Судебные и фискальные права короны в отношении своих подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам и основывались на присяге верности. Они регламентировались в значительной мере феодальным обычаем, хотя уже начали перерастать его рамки.
Соответственно, они могли быть в любое время оспорены недовольными вассалами. Свидетельством этому являются непрекращающиеся в XI—XII вв. мятежи баронов, обвиняющих корону в злоупотреблениях своими сеньориальными правами. С момента нормандского завоевания и в течение всего XII в. короли вынуждены были постоянно подтверждать свою приверженность исконным обычаям и вольностям англосаксов, а баронам и церкви даровать «хартии вольностей». Эти хартии содержали положения о мире, об искоренении «дурных» и поддержке старинных, «справедливых» обычаев, об обязательствах короны соблюдать привилегии и вольности феодалов, церкви и городов. Однако с середины XII в. попытки связать королевскую власть рамками феодального обычая и собственной присяги стали наталкиваться на усиление публичных начал в государственном управлении.
До второй половины XII в. в Англии не было профессиональных административно-судебных органов. Центр управления — королевский двор (курия) — постоянно перемещался и подолгу отсутствовал в Англии, поскольку король чаще жил в Нормандии. В своем расширенном составе королевская курия представляла собой собрание непосредственных вассалов и приближенных короля. Во время отсутствия короля Англией фактически правил главный юстициарий — духовное лицо, знаток канонического и римского права. Его помощником был канцлер, руководивший секретариатом. Центральная власть была представлена на местах «разъездными» посланцами и шерифами из местных магнатов, которые нередко выходили из-под контроля центра. Руководство ими сводилось в основном к направлению им исполнительных приказов (writ) из канцелярии короля с указанием исправить те или иные нарушения, о которых стало известно короне. Большинство судебных дел решалось местными (сотенными, графскими) собраниями и манориальными судами, применявшими архаические процедуры типа ордалий и судебного поединка. Королевское правосудие имело, таким образом, исключительный характер и могло быть даровано лишь в случае отказа в правосудии в местных судах или особого обращения за «королевской милостью». Известен случай, когда один барон, непосредственный вассал короны, потратил почти пять лет и огромную по тем временам сумму денег в поисках короля для принесения ему жалобы по гражданскому делу.
Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и профессионализация государственного аппарата, позволившие сделать централизацию в Англии необратимой, связаны в основном с мероприятиями Генриха II (1154—1189). Реформы Генриха II, которые способствовали созданию общегосударственной бюрократической системы управления и суда, не связанных с сеньориальными правами короны, можно условно свести к трем главным направлениям:
1) приведение в систему и придание более четкой структуры королевской юстиции (усовершенствование форм процесса, создание конкурирующей с традиционными и средневековыми судами системы королевского разъездного правосудия и постоянно действующих центральных судов);
2) реформирование армии на основе сочетания принципов ополченческой системы и наемничества;
3) установление новых видов налогового обложения населения. Укрепление судебных, военных и финансовых полномочий короны было оформлено целой серией королевских указов — Великой, Кларендонской (1166 год), Нортгемптонской (1176 год) ассизами, ассизой «О вооружении» (1181 год) и др.
При перестройке Генрихом II судебно-административной системы были использованы применявшиеся на практике от случая к случаю англосаксонские, нормандские и церковные установления. Типичная для раннего средневековья практика разъездного управления приняла в Англии более постоянный и упорядоченный характер. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных судов — выездных сессий королевских судей. Если в 1166 году были назначены только два судьи для объезда графств, то в 1176 году были организованы шесть объездных округов и число разъездных судей увеличилось до двух-трех десятков. Назначение разъездных судей производилось королевским приказом о начале общего судебного объезда. Этим же приказом судьи наделялись чрезвычайными полномочиями (не только судебными, но и административными, финансовыми). В ходе судебного объезда разбирались все иски, подсудные короне, производились аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников.
Одновременно упорядочивалась система королевских приказов и узаконивалась специальная процедура для расследования дел по земельным спорам и правонарушениям. Такая процедура была дарована всем свободным как «привилегия» и «благодеяние», применяемые только в королевских судах. Для начала этой процедуры нужно было купить специальное распоряжение королевской канцелярии — приказ о праве (writ of rignt), без которого не мог быть возбужден гражданский или уголовный иск в королевских судах. После этого расследование должно было проводиться разъездными судьями или шерифами с помощью присяжных — двенадцати полноправных граждан сотни, которые давали присягу в качестве свидетелей или обвинителей. Такой порядок расследования создавал возможность для более объективного решения дел по сравнению с ордалиями и судебным поединком в судах феодалов. Постепенно развившаяся система королевских приказов приводила к ограничению юрисдикции манориальных курий по искам о праве собственности на землю. Что же касается правонарушений, то даже виллан мог обратиться в королевский суд с уголовным иском. Шерифы могли, не считаясь с правами феодалов, вступать в их владения с целью поимки преступников и проверки соблюдения круговой поруки.
Таким образом, во второй половине XII в. Генрихом II был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.
В связи с введением усовершенствованных судебных процедур с середины XII в. происходит упорядочение структуры компетенции высшего органа центрального управления — королевской курии. В процессе специализации функции и выделения в составе курии ряда отдельных ведомств окончательно сформировались канцелярия во главе с канцлером, центральный («личный») суд короля и казначейство. В составе «личного» королевского суда, куда с 1175 года назначаются постоянные духовные и светские судьи и который обретает постоянную резиденцию в Вестминстере, постепенно выделяется Суд общих тяжб. Этот суд мог заседать без участия короля и не должен был следовать за ним при его переездах. Деятельность Суда общих тяжб сыграла решающую роль в создании «общего права» Англии.
Сложнее обстояло дело во взаимоотношениях королевской власти с английской церковью, между светским и церковным правосудием. После нормандского завоевания церковные и светские суды были разделены, причем церковные суды стали рассматривать все духовные и часть светских дел (браки, завещания и т.п.). Однако королевская власть сохраняла контроль над церковью. Нормандские короли сами назначали епископов, издавали церковные постановления для Англии и Нормандии, получали доходы с вакантных епископств. Однако по мере усиления папской власти и католического центра в Риме английская корона стала все чаще сталкиваться с сопротивлением церкви, и вопрос о «свободах церкви» в Англии стал одним из поводов для будущих драматических конфликтов между церковной и светской властью.
При Генрихе I в Нормандии был заключен конкордат с папой, согласно которому, как и позднее в Германии, духовная инвеститура каноников перешла к папе, а светская осталась у короля.
Генрих II, пытаясь усилить влияние короны на местную церковь, издал в 1164 году Кларендонские конституции. По ним король признавался верховным судьей по делам, рассматриваемым церковными судами. Все споры по поводу церковных назначений должны были решаться в королевском суде. Королевская юрисдикция устанавливалась и в отношении расследований о церковной собственности, по искам о долгах, при вынесении и исполнении приговоров в отношении клириков, обвиненных в тяжких преступлениях. Без согласия короля никто из его вассалов и чиновников не мог быть отлучен от церкви. Были подтверждены принципы светской инвеституры короля и возможность его вмешательства в выборы церковью высших духовных иерархов. Однако под сильным давлением папы и местного духовенства король вынужден был отказаться от ряда положений этих конституций.
После нормандского завоевания структура местного управления не изменилась. Сохранилось деление страны на сотни и графства. Представителями королевской администрации в графствах стали шерифы, в сотнях — их помощники, бейлифы. Шериф обладал высшей военной, финансовой и полицейской властью на территории графства, был основным исполнителем приказов королевской канцелярии.
Свои административно-судебные функции шерифы осуществляли в тесном взаимодействии с собраниями графств и сотен, созывая их и председательствуя на сессиях. Эти учреждения сохранялись в Англии и в последующий период, хотя постепенно утрачивали самостоятельность и все более превращались в орудие центрального правительства на местах. Несмотря на изъятие из их судебной компетенции большинства гражданских исков, их роль несколько возросла в связи с назначением лиц, участвовавших в расследованиях по уголовным делам (обвинительных присяжных). Участие населения в королевском судопроизводстве стало характерной чертой английской системы местного управления.
Военная реформа Генриха II состояла в распространении воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный — феодал, крестьянин, городской житель — должен был иметь вооружение, соответствующее его имущественному положению. Имея свое снаряжение, войско тем не менее содержалось за счет государственной казны, поступления в которую были значительно увеличены.
Прежде всего, была узаконена замена личной воинской повинности уплатой «щитовых денег», которые стали взимать не только с феодалов, но даже с несвободных. Эта мера открывала возможность для короля содержать наемное рыцарское ополчение. Помимо практики взимания «щитовых денег» с феодалов и прямого налога (тальи) с городов постепенно утвердился налог на движимое имущество.
Военные и финансовые реформы Генриха II позволили резко увеличить численность преданных королю войск и подорвать руководство войском со стороны крупнейших феодалов, а также получить средства на содержание профессионального чиновничества. Кроме того, очень доходной статьей бюджета оставалось осуществление правосудия.

Текст публикуется по изданию:
История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА.,М, 1998.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *