судная ночь что за день
Что такое судная ночь, для чего она нужна, как происходит, когда ожидается и как правильно действовать?
Темное время суток пугает своей неизвестностью, появляется страх, что в ней кроется все жуткое, оживают нечистые силы. Это порождает много фантазий, реализующихся в художественных произведениях. Стоит разобраться, что такое судная ночь, существует ли она в реальной жизни или является плодом воображения?
Судная ночь – что это?
В мае 2013 года на большие экраны вышла картина Джеймса Демонако. «Судная ночь» – это название фильма, созданного в жанре психологического триллера-антиутопии. Оригинальное название фильма – «The Purge», дословный перевод которого звучит как «чистка». Под ним известна серия фильмов, посвященных событиям, происходящим в будущем в США.
Что такое судная ночь – Библия
Писание учит нас, что после смерти каждому воздастся за его дела, которые он творил при жизни. Произойдет это в судный день, когда усопший предстанет перед ликом Иисуса, сидящего за белым престолом. То, что значит судная ночь и показывается в фильме не совсем соответствует судному дню в Библии. Верующие люди делают акцент на том, что отвечать перед Христом за свои грехи человек будет во свету, потому что тьма судить не может. Согласно Писанию, никому неизвестно, когда наступит этот день.
Для чего нужна cудная ночь?
Большое количество граждан убеждено в пользе этого времени, хотя не сразу понятно, чем она может привлекать обычного человека, не имеющего отношения к преступному миру. Суть судной ночи – дать каждому «выпустить пар», чтобы весь следующий год все жили в спокойствии, утолив свой гнев, потребность в жестокости. По мнению правительства США, происходящее в это время способствует и экономическому росту страны.
Что происходит в cудную ночь?
В фильме показана еще одна сторона, описывающая, что делает в судную ночь правительство. Специально подготовленные солдаты устраняют опасных, по мнению руководства, людей и жителей бедных районов. Избавление от социально незащищенных слоев населения – это и есть способ улучшения экономического состояния страны. Можно сделать вывод, что судная ночь – это некая чистка.
Когда будет судная ночь?
Если представить, что это происходит в реальной жизни, безнаказанный период назначается на определенную дату – одну и ту же ежегодно. Сколько до судной ночи осталось времени, зависит от правящих в мире сил. Это название стало практически крылатым выражением, под которым понимают власть беззакония и геноцид. Остается надеяться, что в реальной жизни мы никогда не узнаем, что такое страшная судная ночь. Хотя некоторые люди считают, что в определенных странах она уже наступила, но в немного отличном от фильма виде.
Что делать, если началась судная ночь?
Чтобы выжить в подобной опасной ситуации, нужно:
Чем закончится судная ночь?
Финал серии фильмов под этим названием считают хэппи-эндом, но он оставляет информацию для размышления. Поскольку в реальности подобного не происходило, то можно только предполагать, что судная ночь приведет к анархии, смертям невинных людей и другому беспределу. Подобные волнения сложно остановить и они провоцируют серьезные изменения в самом государстве.
25 вещей которые я узнал из х/ф «Судная ночь»
Разумеется, что после апробации в США, практика одной ночи в году, в течении которой можно совершать все что угодно без последствий, будет перенесена на все остальные страны мира. При выдаче очередного кредита, МВФ будет требовать поэтапного внедрения этой программы, странам не участвующим в ней не будет позволено принимать участие в чемпионате мира по футболу, а китайцы наверняка быстро сделают пиратскую копию Судной ночи.
Итак, вот список вещей которые можно узнать из х/ф «Судная ночь».
3. Нет ничего предосудительного в том, чтобы во время штурма дома оставить связанным человека, за которым охотятся нападающие и который действительно мог бы вам помочь.
4. Со времени, прошедшего после «Нападения на 13 участок», Итан Хоук так и не овладел искусством правильной организации обороны в доме. Хотя это неудивительно, так как его сценарий тоже писал Джеймс ДеМонако.
6. Как и положено законопослушным гражданам, американцы начинают участвовать в Судной ночи ровно с 7 вечера. Никто даже не попытается начать беспредельничать на 15 минут раньше.
7. У некоторых зрителей может сложиться впечатление, что вести себя глупее, чем главные герои невозможно, и хуже быть просто не могло. Это неправда. У актера, игравшего сына Итана Хоука могла бы быть еще более дурацкая прическа.
8. Ничто так не способствует росту экономики и установлению спокойствия в обшестве как массовые убийства, поджоги и мародерства. Любой житель Багдада с легкостью это подтвердит.
9. Образ Ма-Ма идет Лене Хиди намного лучше, чем роль обычной матери.
10. Когда в дом вламывается толпа людей, самое лучшее что вы можете сделать — разделиться, и вместо того чтобы занять позицию, начать бесцельно блуждать по дому.
12. Феодализм — это когда у вас есть две коровы и вы отдаете часть молока своему господину. Демократия — это когда у вас есть две коровы и ваши соседи решают, кому пить молоко. Идиотизм — это когда вы продаете всем соседям защитные системы, которые с первой попытки выламываются с помощью обычного внедорожника. Затем, назло окружающим сорите полученными деньгами и оборудуете ваш дом той же самой защитной системой. А потом, удивляетесь когда вас убивают.
14. Если потенциальные отпрыски Лены Хиди и Итана Хоука хотя бы на четверть будут похожи на тех, что показаны в фильме, стоит законодательно запретить им вступать в брак и иметь детей. Иначе генофонд человечества обречен.
15. Вы прячетесь в темном подвале, в то время как по вашему дому шарит банда убийц-психопатов? Вам страшно? Включите фонарик — его яркий свет вначале успокоит, а затем и обеспечит вас приятной компанией в виде интеллигентного собеседника.
16. Не стоит бояться, что кто-то подожжет дом, чтобы выкурить вас оттуда. Вместо этого нападающие будут бродить по одиночке (некоторые правда могут привести подружек), рассматривать фотографии, крушить мебель, и никак не реагировать на звуки борьбы и выстрелы в соседних помещениях.
17. Чиновники 10 уровня получают неприкосновенность на время всей Судной ночи. Интересно, какие бонусы дают тем, кто достигает 99 уровня?
18. Если вас схватила пара психопатов с мачете, не стоит волноваться — вероятнее всего они просто будут пытаться защекотать вас до смерти.
19. Риз Уэйкфилд мог бы играть Джокера в приквеле «Темного рыцаря».
21. Если вас серьезно ранили, а вокруг все еще бегают убийцы-психопаты, громко позовите вашу семью. Тогда вам не придется провести долгие годы ожидая когда же ваши родные присоединятся к вам на небесах.
22. В будущем, Судная ночь вероятно станет классическим примером интересной концепции, которая до боли изуродована штампами и непривлекательными героями.
23. Как заработать 34 миллиона долларов в первый уик-энд при бюджете в 3 миллиона? Формула успеха проста: 20% на скучное вступление, 60% на беготню по темным помещениям и коридорам и 15% на диалоги из серии «В кого мы превратились». Оставшиеся 5% для разнообразия можно потратить на показ самой Судной ночи.
24. Одно из этих трех утверждений ложное. а) Почти все богатые белые плохие. б) Единственный бедный черный парень на самом деле хороший. в) Расизм — это пережиток прошлого.
25. Если бы данный фильм снимался в 90-е годы по сценарию Тарантино, а главную роль играл Маколей Калкин… кинематограф навсегда стал бы другим.
Ночь длинных стволов: почему «Судная ночь» так популярна
Мне кажется, феномен успеха блумо-бэевского детища лежит где-то в одном поле с ещё одной страшно популярной в США хоррор-франшизой — «Заклятие», о которой я как раз недавно рассказывал. Что их объединяет? Обе серии зиждутся на двух фундаментальных скрепах американского общества: гражданская свобода и, напротив, религия, т.е. зависимость от божественного промысла. Обе по сути своей строятся на столкновении организованного, последовательного добра с кулаками (законопослушных граждан/служителей церкви) и хаотичного, иррационального, неорганизованного зла (убийцы, хулиганы, насильники/потусторонние сущности). Для среднестатистического американца это более чем рабочая схема: в Штатах любят, когда всё подчинено закону, который, в том числе, подразумевает право на свободу выбора.
Привлекательность «Судной ночи» строится как раз на том, что свобода выбора раз в году становится мнимой: накопившаяся агрессия выплёскивается на улицы Америки, закон уходит на второй план, а все социальные нормы превращаются в фикцию. Представить себе такое тому самому усреднённому американцу удаётся разве что в страшном сне. Собственно, поэтому «Судную ночь», несмотря на полное отсутствие там хоррор-элементов как таковых, часто причисляют к фильмам ужасов. И потому эта удивительная франшиза стала такой популярной — в повседневной, регламентированной жизни не хватает живости, какой-то остроты. Вроде соседа, схватившего в руки дробовик, чтобы спросить у тебя за полугодичной давности сгоревшую котлету для бургера на дружеском барбекю.
Кадр из фильма «Судная ночь» / Blumhouse
Самый первый фильм франшизы лишь дал намётки для будущей киновселенной, но мгновенно стал прибыльным: бюджет в скромные три миллиона долларов создатели окупили почти тридцать раз (ни одна часть этот рекорд побить не смогла). Интересно, что главным героем там был создатель охранных систем для спасения от выходящих на улицы беспредельщиков во время «судной ночи». Человек, который хорошо понимал, как это работает, и, по идее, мог обезопасить себя и семью от последствий современных криптий — такой американский средний класс, собирающий сливки с узаконенной бойни. Но когда и в его дом проникают грабители, становится ясно, что никакого среднего класса в роковые 12 часов не существует — есть лишь убийственный сброд и его жертвы. Плюс закулисные кукловоды, конечно.
Кадр из фильма «Судная ночь 2» / Blumhouse
Второй фильм раскрыл вселенную с неожиданной стороны — показал, каким же образом такое варварское мероприятие помогает экономике и обществу. Ответ оказался прост, как три копейки: 12-часовая гражданская война — лучшее время для того, чтобы устроить легальную чистку. По улицам ездят машины с хорошо вооружёнными и организованными наёмниками, легально избавляя общество от наиболее неугодных элементов. Маргиналов и безработных (минус социальные пособия), неугодных власти людей (минус ненужные волнения среди электората), стариков (минус пенсии), и так далее — своего рода «разгрузка» экономики от обременяющего балласта.
Кадр из фильма «Судная ночь 3» / Blumhouse
Кадр из фильма «Судная ночь: Начало» / Blumhouse
Наконец, самый интересный концептуально, хотя и самый недооцененный (да и что уж — самый скучный сюжетно) — это четвёртый по счёту и самый первый по хронологии «Судная ночь: Начало». Проще говоря, приквел — попытка пофантазировать, как вообще Америка могла дойти до жизни такой. Оказывается, «Судная ночь» была предложена, как экспериментальное средство выхода из социального кризиса: снижение уровня безработицы и социального неблагополучия путём чистки отбросов руками самих отбросов. Логично, что стереотипное цисгендерно-белое общество учёных выбрало на роль кроликов жителей темнокожего гетто; и тем более логично, что жители бедных районов оказались убийцами от силы один к десяти. Решение правительства в итоге ввести в испытуемые кварталы наёмников — красивый трюк для махинаций с фактами через массовые убийства.
Кадр из сериала «Судная ночь» / Blumhouse
Кадр из фильма «Судная ночь навсегда» / Blumhouse
В конце концов, этой идеи хватает в рамках ежегодных сиквелов, когда можно прийти и выплеснуть в зал весь негатив, наблюдая за виртуальной грызнёй социальных слоёв — главное вовремя остановиться. Поэтому следующий фильм стоило бы назвать «Судная ночь: Финал», по аналогии с «Мстителями», и на этом закончить. Главное не делить надвое — иначе и в стане фанатов произойдёт раскол: подпольные противники слишком явственной коммерциализации загасят кассовый успех обоих фильмов ещё на этапе задумки.
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Утопия на крови
Фильм «Судная ночь» как основа миропорядка
Кровопускание — один из принципов жизни человечества. Чтобы время от времени избавить его от застоя и деградации, от всевозможных болезней — необходимо пустить кровь. Создается управляемый хаос, который может решить сразу несколько проблем. Очистить общество в духе социал-дарвинизма от больных и слабых элементов, а с другой — позволит сильным и здоровым выпустить пар — своего зверя, так или иначе присутствующего в каждом. Иначе эти зажатые темные инстинкты, как твердят фрейдисты, неподконтрольно вырвутся наружу и тогда мало не покажется.
В каждом человеке таится жажда к убийству себе подобных, убийственный наклонности на подсознании. Религия во все времена ставила своей целью запечатывание этого внутреннего зверя и через это шло преображение природы человека, который поднимается над своей животной сущностью. Кто-то сдерживает своего внутреннего зверя, у кого-то не хватает на это сил и идет на преступление. Все это вполне можно вывернуть в продуктивное русло и направить на службу человечеству. Чтобы, к примеру, разделаться с немощными и больными, с безработицей, с преступностью — зачем преступать закон, когда любое преступление вполне законно в определенный промежуток времени.
Собственно, в этом и состоит послание американского триллера «Судная ночь», которого вышли уже две части. 2022 и 2025 годы — жизнь в Штатах идет по новому закону, изданному новыми Отцами-Основателями: раз в год с 19 часов вечера 21 марта до 7 часов утра разрешаются любые преступления, начинается охота на людей. На 12 часов в год объявляется управляемый хаос, для того, чтобы избавить от него все остальные дни года. В эти часы главенствует единый принцип: человек человеку волк. Это день чистки, который предвкушают многим больше, чем Рождество. Он стал главным днем в годовом календарном цикле. Днем, когда каждый человек имеет право стать зверем, чтобы потом утром по зову сирены запечатать его вновь в тайниках души. Это день откровений, когда не просто твои недруги, но и милейшие соседи и даже родственники жаждут твоей крови.
Кровь этой ночи — основа благополучия, в том числе и экономического процветания страны.
Но, так или иначе, все это вкладывается в общий принцип кровопускания судной ночи, который повторится ровно через год.
Кровь, смерти одних — залог благосостояния и развития всего общество. Из них создается своеобразный праздник жертвоприношения. При этом жертвы воздаются не трансцендентным богам, а их ведут на заклание для вполне реальных и осязаемых целей и задач.
Кровь на руках — скрепляет общество. Став на одну ночь в году преступником по закону, по ту сторону морали, добра и зла, ты все остальное время будешь вполне лояльным и послушным членом общества. При этом будешь знать, что животное в тебе проснется ровно по расписанию через год. Отмена морали по расписанию — перспективный прием «воспитания» масс.
Принцип крови как стихийный, часто слепой движитель мировой истории в фильме оформляется в закон, ставший краеугольным камнем нового процветающего общества, свободного от кризисов — высшая стадия эволюции, где окончательно и узаконено главенствует правило естественного отбора. Утопия, положенная на крови.
В тоже время кровь и кровопускание — метод и геополитики, которая может быть построена по схожему с законом «судной ночи» принципом. Благосостояние метрополии зависит от управляемого хаоса на периферии, при этом здесь не обязательно временное ограничение. В этом случае не надо жертвовать собой, своими гражданами, достаточно найти подобие аватара — страну, которую не жаль, и запустить в ней процессы «судной ночи». Для одних это будет восприниматься за проявление высшей справедливости и свободы, для других способом выпускания пара — внутреннего зверя, параллельно будет решаться ряд других санитарных и дидактических задач.
Самое главное, что общество, в котором будет реализован сценарий «судной ночи», будет в полной мере работать на метрополию, по крайней мере, до тех пор пока угар буйства инстинктов не спадет и не начнется постепенное отрезвление. Отрезвление приходит, но ты-то остаешься жить с собой, который убивал своих соседей или брал в руки арматуру и жег покрышки. И любые протесты против этого общего закона будут казаться несусветной глупостью, ведь касаются сути человеческой природы.
По большому счету то, что происходит с Украиной — это и есть реализация этой самой «судной ночи». Реализация права крови. Для страны оформляется право — закон, который не имеет ничего общего с моралью, но важен в качестве средства достижения прагматических задач метрополии — класса богатых в фильме. Дается карт-бланш на реализацию сценария управляемого хаоса, к которому прикрепляется морковка процветающего и благоденствующего общества, вхождения в общеевропейскую семью. Цена здесь не имеет никакого значения. В любом случае всегда выигрывает сценарист и организатор игры, правила которой он форматирует по ходу действа, как в тех же самых «Голодных играх».
Все происходящее покрывается ночью, то есть стираются границы реального и фантомного, происходит полная дезориентация, когда человек не в состоянии объективно оценить происходящее. Та же Украина — это, конечно же, трагедия, но в тоже время — длящееся рейтинговое реалити-шоу, через которое обществу вбрасываются как само собой разумеющиеся необходимые смыслы. Например, показать истинное лицо России, которая только рядится в демократические одежды, а на самом деле не имеет с демократией ничего общего. Под шумок форматируется и сам мир.
Причем именно принцип периодического, но системного кровопускания в этой логике может остановить апокатиптический сценарий — тотальной войны всех против всех, когда преступление и смертоубийство станут общей нормой, а не только регламентированных 12-ти часов. Поэтому локальный управляемый хаос — благо, без их цепочки не избежать глобальных противоборств, не удержать зверя цивилизации, рвущегося наружу. Иначе Армагеддон, с которым не справиться даже Брюсу Уиллису.
Причем важно, что при этом реализуется сценарий одной силы, одного центра, который может держать условное равновесие и порядок в мире. В «Голодных играх» есть только одна страна, поделенная на дистрикты, в «Судной ночи» — новая Америка со своим новым миропорядком. Кстати, это вполне в контексте либеральной веры в общечеловеческие ценности. Если есть общие ценности, то должен быть и один их гарант или жандарм, который бы их охранял…
Сценарий «Судной ночи» — это средство удержания действующего порядка, благосостояния, но в тоже время и метод форматирования реальности, когда одни становятся повязаны кровью, другие запуганы, третьи и вовсе устранены. После этой ночи мы всегда имеем несколько иной мир, который уже не будет прежним и таковым он останется до следующей чистки, обратный отсчет которой уже начался.
Кровь, страх и жажда крови — становятся структурным элементом миропорядка, который воспринимается многим как близкое к идеальному общество. Это своего рода плата за иллюзию рая, плата за утопию.
Утопия требует крови, она деспотична. Наш мир — это реальность воплощенной утопии общечеловеческих ценностей, диктата столбовой дороги цивилизации. Чтобы все прочие не сбились с пути, эта цивилизация будет выпускать зверя, чтобы дать одним впустить пар, других запугать. Кровь становится основной реальностью в мире имитаций и манипуляций. На ней держится основной закон общества, гарантирующего ему условное благоденствие. И, конечно же, этот принцип полностью расходится с русской православной традицией, для которой на крови ничего нельзя построить и рано или поздно за нее следует ждать воздаяние. Кровь порождает «эффект бабочки» и убийство царевича в Угличе рано или поздно приведет страну к большой Смуте, которая поставит ее на край погибели. Возможно, именно это знание делает Россию далекой от западной процветающей демократии…
Ультранасилие в городском пейзаже — рецензия на триллер «Судная Ночь: Начало»
В российский прокат вышла новая часть франшизы «Судная ночь: Начало» — приквел к прошлым трем частям, рассказывающий о том, как жители США докатились до идеи легализовать преступления на одну ночь в году. Отвратительные мужики рекомендуют сходить на триллер всем, кто любит остальные фильмы этой серии, и даже тем, кто просто любит хороший урбанистический экшн.
На фоне тяжелейшего экономического кризиса США захлестывает волна преступности, традиционные партии республиканцев и демократов теряют популярность. На политической сцене появляется третья сила — «Новые Отцы-Основатели», предлагающие простое, но радикальное решение проблемы криминала: ежегодно проводить по всей стране Судную ночь, на 12 часов отменяя уголовное наказание за любые преступления.
Но, прежде чем решиться на столь масштабный эксперимент, решено провести его в пределах одного конкретного места. На 12 часов Стейтен-Айленд превратится в территорию беззакония, зато тем, кто решит в нем поучаствовать, правительство выпишет чек на круглую сумму. Местный барыга Дмитрий (И’лан Ноэль) этого делать не собирается, но обстоятельства вынудят его помогать своим близким, которые оказались на улицах в разгар Судной ночи, и эта помощь дорого ему обойдется.
Первое, что необходимо знать перед просмотром новой части «Судной ночи»: преемственность здесь сохраняется, даже несмотря на смену режиссера. Место Джеймса ДеМонако, снявшего первые три фильма, занял Герард МакМюррей. ДеМонако на этот раз ограничился продюсерскими функциями и, конечно, написанием сценария.
Так что с содержательной точки зрения новая «Судная ночь» абсолютно органично вписывается в историю франшизы. Но, в отличие от прошлых фильмов, здесь в центре внимания неожиданные герои — не обычные люди с улиц, и не преуспевающие сливки общества, а уличные банды, которым приходится защищать свой не вполне легальный бизнес в экстремальных условиях.
Из такой затравки можно сварганить отличный экшн — и, действительно, новая часть в плане старого доброго ультранасилия не уступает прошлым. Мы увидим и психов-одиночек (великолепная роль Ротими Пола), и хорошо организованные бандформирования, проводящие зачистку улиц по расовому признаку, и случайных людей, внезапно попавших в разгар кровавой бани.
Все это буйство перестрелок и драк сопровождается вполне отчетливым социальным комментарием, характерным для франшизы. Снято все по-прежнему красиво и кроваво. Рейтинг «R» выдали явно не зря, и стилистика уличной войны предана по высшему разряд: от глазных имплантов участников Судной ночи, до мундиров разных банд.