сумма налога к оплате по результатам проверки что это

Когда инспекция может уменьшить сумму возврата по налоговому вычету?

Очень часто бывает, что после камеральной проверки ИФНС подтверждает выплату не в полном объеме. В этой статье мы рассмотрим 2 случая, когда налоговая инспекция может уменьшить сумму возврата по налоговому вычету.

Первый случай, когда вы можете получить вычет в меньшем размере, — если у вас есть задолженность по налогам и сборам.

1. Налоговая задолженность уменьшает сумму налогового возврата

После того как инспекторы проверят вашу декларацию по форме 3-НДФЛ и подтверждающие вычет документы, они проверят и вашу задолженность по всем налогам и сборам.

С октября 2020 года налоговики могут погасить вашу задолженность излишне уплаченным подоходным налогом (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

До вступления в силу Закона налоговая могла “забрать” часть возврата в счет долга, только если вы задолжали НДФЛ. Но теперь не имеет значения, по какому налогу у вас образовался долг. Если он есть по транспортному налогу или по налогу на имущество физлиц, то вы получите налоговый возврат по НДФЛ в меньшей сумме. Часть денег пойдет сначала на погашение задолженности, а оставшаяся часть (если она будет) будет перечислена вам на банковский счет.

Второй случай, когда налоговая может уменьшить сумму возврата, — если вы сами ошибочно завысили сумму налогового вычета.

2. Ошибки в декларации приводят к уменьшению выплаты

Заполнение декларации не совсем простое дело. А если вы не разбираетесь в тонкостях или не знаете порядок заполнения, то, скорее всего, вы допустите ошибку, из-за которой налоговая пересчитывает сумму вычета в меньшую сторону.

К примеру, достаточно часто встречается ошибка, когда в декларации отражено дорогостоящее лечение, хотя справка об оплате медуслуг подтверждает обычное лечение.

Еще одна распространенная ошибка — это указывать сумму затрат без учета лимитов налоговых вычетов. Например, по имущественному вычету за приобретение указывать полную сумму затрат, если она превышает установленный лимит.

Также налоговики могут снизить сумму вычета, если не хватает каких-либо документов (чаще всего чеков, выписок из банка, справок об оплате мед.услуг, справок о выплаченных процентах по ипотеке). При этом некоторые недостающие документы инспекторы могут запросить во время проверки. Если вы их предоставите, то налоговики не будут уменьшать сумму вычета.

Чтобы не упустить момент и вовремя отреагировать на требования инспекции, удобнее всего регулярно отслеживать статус декларации в личном кабинете на сайте ФНС.

Если после проверки налоговики снизят сумму возврата, то вы увидите сообщение, что ваш вычет подтвержден не в полном объеме.

Источник

Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки

Часто бухгалтеры задают вопрос, каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете налоги, пени и штрафы, начисленные по итогам проверки. В этой статье мы рассказали о корректировках, которые необходимо сделать компаниям, применяющим общую систему налогообложения.

Пени и штрафы

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 1 250 руб. — начислены пени.

Доначисленные налоги

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Налог на прибыль

Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).

Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.

В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91

– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу).

Корректировки и проводки по налогу на прибыль

Причина доначисления налога на прибыль

Корректировки в учете текущего периодаПроводка по ПБУ 18/02Расходы прошлого налогового периода не приняты в НУ, сохранены в БУДебетКредитСодержаниеРасходы прошлого налогового периода не приняты ни в НУ, ни в БУВ БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль6899Отражен ПНАДоходы прошлого налогового периода занижены в НУ, но учтены в БУ——Доходы прошлого налогового периода занижены и в НУ и в БУВ БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль6899Отражен ПНА

Налог на добавленную стоимость

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.

По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ. После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.08 № 03-07-11/222).

В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.

Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).

Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.

Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.

В бухучете появились проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 150 000 руб. — доначислен НДС;

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68

– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.

Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.

Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.

Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.

Если организация собирается оспорить решение по проверке

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник

Все успешные камеральные проверки похожи друг на друга, каждая неуспешная причудлива по-своему

В современных фискальных реалиях камеральная проверка превращена в основную форму налогового контроля – и по своей массовости, и по объемам доначислений. В том числе добровольно-принудительных. Объем полномочий налоговиков все больше и больше. И самодеятельность не знает границ. Камералку могут углубить, затянуть срок, выкатить результат через несколько лет — а суды признают эти нарушения несущественными.

сумма налога к оплате по результатам проверки что это. Смотреть фото сумма налога к оплате по результатам проверки что это. Смотреть картинку сумма налога к оплате по результатам проверки что это. Картинка про сумма налога к оплате по результатам проверки что это. Фото сумма налога к оплате по результатам проверки что это

Обсудим? Что в практике камеральных проверок, способы выживания и какие новости. Как пережить ее с минимальными финансовыми потерями, сберечь нервы, избежать противостояния с налоговиками и не дать перерасти в выматывающую выездную.

Ни для кого не новость, что «камералятся» абсолютно все налоговые декларации и расчеты. И компаний, и ИП, и физических лиц. По всем налогам и сборам. Охват полный. Изначально — с помощью автоматизированных систем, а далее — если потребуется — с участием ревизоров. Цель камеральной проверки — как и у любой другой процедуры налогового контроля, понятна – найти нарушение и побудить доплатить налоги. Или наказать.

Если все в порядке – вас беспокоить не будут. Но если система диагностирует ошибки или несоответствия – ждите вестей.

Этапы камеральной поверки.

Камеральная проверка по НДС проходит по своим правилам. Изначально все декларации проходят автоматизированный форматно-логический контроль в АСК НДС-2, а далее следует углубленная проверка. Если заявлен НДС к возмещению или выявлены противоречия в декларации по НДС или расхождения с данными поставщиков (разрывы).

Не на все запросы требуется уточненка

Основные ошибки и расхождения выявляются на этапах автоматизированной проверки.Такие как :

— ошибочное указание итогов или их отсутствие,

— несоответствие или неверное указание сумм,

— неверное указание кодов видов операций,

— расхождения по счетам-фактурам с данными поставщиков,

-противоречия в «симметричных» операциях по книгам покупок и книгам продаж и другие.

По каждой из ошибок формируется автотребование, в котором будет предложено представить пояснения или внести соответствующие исправления в налоговую декларацию и доплатить налог.

Хваленая цифровизация нередко дает сбой: выгружаются чужие или недостоверные сведения, формируются нелепые и странные запросы. Зачастую сами налоговики не могут пояснить о внесенных в автотребование показателях и ссылаются на кривую программу и жуткую занятость.

Поэтому до исполнения требования – советую их проверять. В том числе на предмет адекватности запроса.

При получении требования о представлении пояснений по ТКС не забыть – не позднее следующего дня — направить в налоговую по ТКС квитанцию о приеме требования. В случае вашей забывчивости налоговики вправе приостановить операции по расчетному счету.

Во время проведения проверки налоговая может буквально завалить требованиями, так как ограничений по частоте истребования документов и количеству запросов нет. Отвечать надо на каждое требование. Еще больше советов в статье «В потоке тревожных вестей. Готовим ответ на требование налоговой.»

Срок для представления пояснений в налоговую инспекцию – 5 рабочих дней со дня представления требования о представлении пояснений. За непредставление грозит штраф в размере 5 000 рублей. ( п. 1 статьи 129 Налогового кодекса). За повторное непредставление пояснений в течение календарного года – штраф возрастает до 20 000 рублей ( п. 2 статьи 129.1 Налогового кодекса).

Исходя из характера ошибок и анализа налоговых рисков вам нужно принять решение: представить уточненную декларацию или не спешить – устроит пояснение.

Как составить пояснение

Проверьте все выявленные налоговиками расхождения по кодам ошибок из приложения к требованию. Сверьте записи в декларации с вашими документами. По реквизитам, числовым показателям и суммам.

Когда в требовании не указаны конкретные ошибки и бухгалтеру неясно, какие показатели пояснять, выполнять такое требование компания не обязана. Направьте в ИФНС мотивированный отказ с просьбой уточнить запрос.

Если ошибки технические – для ответа удобно использовать формализованное пояснение по ТКС с исправленными записями. Сократите время на подготовку. Но можно ответ в налоговую составить и в свободной форме.

1. В случае отсутствия ошибок в пояснениях надо указать, что в декларации ошибки, несоответствия и противоречия отсутствуют. Оснований для корректировки налоговых обязательств и внесения исправлений в декларацию нет.

Наиболее распространенными поводами для запроса пояснений являются такие расхождения:

— в декларации по НДС не восстановлен НДС, оплата и отгрузка отражены в разных налоговых периодах,- величины доходов от реализации в декларации по налогу на прибыль и показателя выручки от реализации в декларации по НДС,- при безвозмездном получении имущества, товаров или услуг,- при безвозмездной их передаче для собственных нужд, не учитываемых при расчете налога на прибыль,- между показателями бухгалтерской и налоговой отчетности и другие.

Буйная фантазия налоговиков не ограничена. Их может заинтересовать, к примеру, обоснованность вычетов по НДС по неоплаченным сделкам. Или отражение в учете процентов по обязательствам. Будьте готовы объяснить причину отсрочки, взаимозачет, иные необычные или странноватые операции или условия договоров.

2. В случае, если ошибки есть, но они не повлияли на величину налоговой базы и сумму налога, в пояснении укажите причины искажений и правильные данные.

Это могут быть такие ошибки : неправильно указанный ИНН контрагента, код вида операции. Или поставщик отразил реализацию в более раннем периоде, чем вы отразили налоговые вычеты и тд..

Можно подать уточненку. ФНС в своем письме от 3 декабря 2018 г. № ЕД-4-15/23367@ рекомендует подать и уточненку, и пояснения. Но с уточненкой спешить не советую – с ее подачи срок камеральной проверки начнет течь заново. На этом этапе достаточно пояснений.

К пояснению можно приложить и подтверждающие документы, по вашему усмотрению. Но пока не стоит. Если налоговой потребуется – их затребуют отдельно.

3. Если ошибки в декларации привели к занижению налога – все внесения исправлений – только через уточненную декларацию.

Перед тем как сдать уточненку, доплатите недоимку и пени. Чтобы избежать штрафов.

Особая тема – налоговые разрывы. Если вы уверены в правомерности НДС-вычетов при обнаружении налоговых разрывов и не спешите нести уточненную декларацию — будьте готовы к углубленной проверке с пристрастием. Проверьте имеющиеся у вас сведения и документы, свяжитесь с контрагентами. Проанализируйте свои перспективы отстоять вычет и готовность к судебному разбирательству.

Стоит знать, что в случае слабого звена /паршивой овцы в цепочке – требования о налоговых разрывах приходят всем участникам цепочки. Но далеко не каждый отказывается от вычетов и несется галопом сдавать уточненку. Важно оценить степень своего риска и возможный масштаб потерь — платить налоги за поставщика 5-7-9 звена или все же сопротивляться.

Как отправить пояснение

Как представить пояснения к декларации – на бумаге или по ТКС вы можете выбрать сами по любому налогу, кроме декларации по НДС. Если декларацию по НДС вы обязаны сдавать только через ТКС – пояснения отправляйте по ТКС. По утвержденному ФНС формату. Это строго: на бумаге – представленными не считаются. Если отчетность по НДС сдавать в электронном виде не обязаны – подойдет любая форма пояснений: электронно или на бумаге.

Когда дополнительно затребуют документы

При камеральной проверке налоговики могут затребовать дополнительные документы только в строго определенных статьей 88 Налогового кодекса случаях. Любые запросы сверх этого перечня неправомерны. Поэтому прежде чем готовить документы по требованию, проверьте, обязаны ли вы его исполнять.

Могут затребовать документы, если:

Срок ответа на требование – 10 рабочих дней с даты его получения. (статья 93 Налогового кодекса).

Неотвратимая глубина

Если ваша реакция на требование – объем документов или отказ от уточненки с уплатой налога — налоговую не устроит — начнется углубленная камеральная проверка со всевозможным набором контрольных процедур: исследованием вашего бизнес-окружения, поисками бенефициара, встречными проверками, вызовами на допрос, на комиссию и т.д.

С изучением реальности сделок, подконтрольности и взаимозависимости их участников, репутации контрагентов, осмотрительности по их выбору, экономических целей, цепочек движения денег и т.д.

При проведении углубленной камеральной проверки налоговики могут применять на свое усмотрение любые процедуры налогового контроля:

Спорный вопрос с выемкой документов во время камеральной проверки. Но свежие судебные решения поддерживают налоговиков, вполне себе допуская и выемку в ходе камеральной проверки: прямых запретов Налоговый кодекс не содержит, а для налогового контроля это было необходимо. Вот так.

На самом деле, ничего страшного в углубленных проверках нет: их проводят достаточно массово. И не каждая из них приводит к доначислениям. Если вы не химичите с налогами, однодневками и прочими фокусами — не стоит ее бояться. Да, вызовут в налоговую, и будут убеждать доплатить налоги, и, возможно, где-то найдут разрывы. Или возникнут какие-либо подозрения ( именно подозрения!). Но если с документами и контрагентами у вас порядок – есть смысл не сдаваться.

Про возмещение НДС

Декларации с заявленным к возмещению НДС, расцениваются налоговиками как #потерялиберега. Есть некоторые исключения — экспорт и некоторые другие операции со своими правилами.

Всегда и все декларации с заявленным НДС к возмещению, изучаются с пристрастием. Контрольный маховик запускается на полную катушку: допросы, встречки, осмотры и т.д. Цель – найти искусственные условия для возмещения НДС и доказательства получения необоснованной налоговой выгоды.

Будьте готовы. Если вы не относитесь к неоднократно проверенным экспортерам — в 98% случаев в возмещении НДС вам откажут. Для инспекции подойдет любая причина: несостыковки, ошибки, сомнения в реальности сделки, в потенциальной возможности контрагента, подозрения в его подконтрольности или взаимозависимости. Если с этим будет все в порядке — под прицел попадет цель сделки – какая? кроме экономии на налогах? Что с экономикой? Вам и про долю налоговой нагрузки напомнят: должны платить, а не возмещать!

Налоговый кодекс допускает заявительный порядок возмещения НДС. До завершения камералки. Для него в кодексе прописаны свои правила.

Незаконные запросы вы вправе не исполнять

В ходе камеральных проверок налоговики нередко жестят и пережимают — требуют первичные документы, регистры бухучета, бухгалтерскую отчетность, карточки бухгалтерских счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам и другие документы, которые в общем-то и не связаны с расчетом налогов.

Да, можно противодействовать и доказывать неправомерность требования. Согласно пункта 7 статьи 88 Налогового кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.

Поэтому да, когда потеряно чувство меры — пишем письмо о неправомерности истребования документов с обоснованием и ссылками на нормативную базу. И спокойно, выборочно, без особых расшифровок по субконто, в ооооочень свернутом варианте готовим документы. С описью, конечно, как положено.

Взгляните со стороны на свои свернутые бухгалтерские регистры – много вы из них выудите информации?

Но судебная канитель и баталии по этому вопросу — напрасная трата времени. Во-первых, налоговое законодательство не содержит перечня документов, которые налогоплательщик обязан вести в целях налогового учета – запросы налоговиков не ограничены. Во-вторых, современная практика налоговых споров в основном поддерживает ревизоров, заявляющих что документы им необходимы для проведения контрольных мероприятий.

Срок камеральной проверки сокращен, но безрадостно

По общему правилу срок камеральной проверки не может быть более 3 месяцев со дня представления налоговой декларации и расчета по налогам.

С 3 сентября 2018 года до двух месяцев сокращен срок камеральной проверки для деклараций по НДС. Но может быть продлен руководителем инспекции до 3-х месяцев. Причем, очень легко — если будут подозрения в нарушениях. При этом проверяемого — вас- уведомлять никто не будет. Не обязаны. Поймете сами по активности действий инспектора или сообщат партнеры-контрагенты.

Для деклараций по НДС, представленных иностранцами, оказывающими услуги в электронной форме через Интернет, срок камеральной проверки – 6 месяцев.

Встречаются случаи, когда по истечении трех месяцев и более прилетает акт камеральной проверки. И за ним следует решение о взыскании налога и привлечении к ответственности. Да, к сожалению, в последнее время сформировалась негативная практика, поддерживаемая судами, допускающая затягивание налоговиками процессуальных сроков камеральных проверок. И отменить решение по итогам проверки только на том основании, что налоговики вас проверяли дольше положенного срока, в суде не получится. Если действительно в результате проверки налоговики выявят налоговое нарушение.

Но если вы закон не нарушали и готовы отстаивать правомерность своей позиции по существу – заявляйте об отмене решения налоговиков и по причине нарушения сроков контрольных процедур. Срок установлен и его никто не отменял!

Вы вправе обжаловать действия и бездействие налоговой в вышестоящем налоговом органе и в суде. В суд заявление у вас примут только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Согласно пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса.

Может побудить налоговиков соблюдать установленные законами сроки жалоба в прокуратуру. Если жалоба будет направлена своевременно – прокурор вправе потребовать прекратить проверку. Вправе, но не обязан. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней со дня регистрации. Не стоит обольщаться. Но принципиальным – можно попробовать.

Ситуация. Если за несколько дней до истечения срока проверки инспектор просит сдать уточненку с минимальными, ничего не значащими исправлениями — не ведитесь. Вас используют. Инспектор не уложился в установленное для проверки время, а объясняться у строгого начальника о продлении срока не хочет. Подача новой уточненки включит счетчик проверки заново. А вам добавит лавину требований, головную боль и бессонные ночи.

Срок камеральной проверки может измениться

Сокращение камеральной проверки декларации по НДС до 2-х месяцев было заявлено как широкий жест законотворцев, озабоченных непростой судьбой российского бизнеса.

Но есть большой риск, что этот аттракцион невиданной щедрости будет обесценен другими возможными новациями в Налоговый кодекс.

Аудитор счетной палаты, проведя анализ работы ФНС, стал взволнован: не хватает у налоговиков времени на проверку деклараций по НДС по механизму симметричной сверки с контрагентами АСК НДС-2. Налоговые декларации, сданные, к примеру, с 7 по 12 числа не могут быть проверены перекрестным способом.до 25 числа. Так как основная часть деклараций сдается и загружается в систему в последние дни срока, 25-го числа. Нужна поправка в статью 88 Налогового кодекса: срок камеральной проверки по НДС считать с 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Один для всех. И фактическая дата представления декларации для срока камералки будет не важна.

Еще одна озабоченность того — же чиновника: недостаточно налоговая штрафует за нарушение сроков сдачи отчетности. И сумму штрафов надо увеличивать. А то непорядок: затраты бюджета на составление и отработку одного протокола об административном правонарушении — 2 540 рублей, а максимальный штраф должностному лицу по статье 15.5 КоАП – всего 500 рублей. Бюджет несет потери.

И еще одно предложение правительству от счетной палаты – обязать бизнес направлять документы для проверок в налоговую исключительно в электронном виде по ТКС, закрепив норму в пункт 2 статьи 93 Налогового кодекса. Как вам предложение? Учитывая поток запросов из налоговой? Все перешли на электронный документооборот? Или готовы принимать в штат сканеристов и сканеристочек?

Вот такие новости. Фискальная система- как лернейская гидра. На месте одной позитивной нормы вырастают три зловредных.

Внесут эти изменения в законодательство? Или нет? Будем наблюдать.

Истребование документов по истечении сроков камеральной проверки – неправомерно

Но в пределах сроков — даже если требование получено в последний день камералки — представить обязаны.

Если принято решение о проведении доп. мероприятий — запрос налоговиков в рамках закона. Его надо исполнить. В других случаях за пределами сроков проверки – не обязаны. Письмо Минфина от 18 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-75.

Про допмероприятия

Если проверка окончена, вручен акт и рассмотрены материалы проверки, руководитель инспекции вправе принять решение о проведении доп. мероприятий. И указать основание. Допмепроприятия назначаются для получения дополнительных доказательств исключительно по уже выявленным камеральной поверкой нарушениям.

Срок допмероприятий – не более 1 месяца ( 2 месяца для консолидированных групп и иностранных компаний). Но по-мнению, ФНС и Минфина, в случае выявления налогового нарушения, затянувшийся срок допмероприятий не является абсолютной причиной для отмены решения по результатам проверки.

Перечень допмероприятий является закрытым и включает ограниченный список налоговых процедур. Это: 1) истребование документов, 2) встречные проверки, 3) допросы свидетелей, 4)проведение экспертизы. Но стоит знать, что и осмотр помещений, и выемка — для допмероприятий не предусмотренные — признаются судами законными и правомерными. Да, такова современная практика судебных споров. Допускающая безнаказанные нарушения процессуальных норм, игнорирующая Налоговый кодекс и создающая свои параллельные нормы в российской правовой системе. К сожалению.

Как проверяются уточненные декларации

Налоговики обязаны принять и проверить каждую представленную уточненную декларацию. Проверка уточненки состоит в выяснении причин и обстоятельств изменений. И как они повлияли на налоговую базу. Если уменьшилась сумма налога к уплате или увеличилась величина убытка будут пристрастно изучать почему.

Последствия уточненки зависят от процедурных действий налоговиков и момента представления уточненной декларации:

Если уточненная декларация не меняет сумму налога или изменяет к уменьшению, налоговая ответственность в виде штрафа за неполную уплату налога не предусмотрена. Если уточнения ведут к доплате налога, важно до подачи уточненной декларации доплатить в бюджет недостающую сумму налога, рассчитать и уплатить пени. В этом случае штрафа не будет. При условии, что ошибка обнаружена и исправлена вами самостоятельно – а не из сообщения налоговиков об ошибке или о назначении выездной налоговой проверки.

Все знают, но напомню: с даты подачи уточненной декларации срок камеральной проверки начинает течь заново.

Уточненная декларация не аннулирует ранее выставленное требование представить документы

Если налоговая прекратила камеральную проверку первичной декларации и начала проверять уточненную, требование о представлении документов, направленное налоговиками ранее при проверке первичной декларации, вы обязаны исполнить. Оснований для аннулирования ранее направленного требования нет. Это подтвердил Верховный суд в определении от 12 апреля 2016 г. № 306-КГ16-2522.

Повторная камеральная проверка – недопустима

Очевидная норма, но не для всех. Вопрос дошел до Конституционного суда, который резюмировал: проведение повторной камеральной проверки декларации, ранее подвергшейся камеральному контролю, неправомерно. Определение КС от 23 апреля 2015 г. № 736-О. Но это не про уточненную декларацию.

Удачная камеральная проверка гарантий не дает

Налоговики вправе доначислить налоги при выездной проверки, даже если они за тот же период не нашли нарушений при камеральной. Пени и штрафы тоже вправе начислить. Никаких освобождений и смягчений не будет. И уменьшение штрафа тоже.

Об этом масса разъяснительных писем ФНС ( одно из последних от 7 июня 2018 г. N СА-4-7/11051@) и решений суда.

По мнению Конституционного Суда от 10 марта 2016 г. N 571-О, ничего такого, если в ходе выездной проверки налоговики выявили нарушения, которые не заметили при камеральной. Ведь выездная проверка более тщательная, углубленная. Камеральная и выездные проверки — не дублирующие процедуры налогового контроля. И нарушение прав налогоплательщиков, по-мнению суда, в этом случае нет.

Нет декларации – нет и камеральной проверки?

Да, это подтвердил ВАС: проведение камеральной проверки в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации невозможно.

Да, именно это контрольное мероприятие не запускается. Но у налоговой есть другие отрезвляющие меры воздействия:

1) блокировка банковских счетов и переводов электронных денег. Если декларация не представлены в течение 10 рабочих дней после установленного срока подачи,

2) привлечение к налоговой ответственности:

— по п.1 статьи 126 Налогового кодекса в размере штрафа в сумме 200 рублей.

3) привлечение должностных лиц к административной ответственности в виде штрафа до 500 рублей.( статьи 15.5, 15.6 КоАП).

Суммы штрафов не очень пугающие, но блокировка счета взбодрит немедленно.

Ситуация. Бывают случаи, когда поджимают сроки сдачи отчетности, а требуется подчистить (или восстановить) учет, или требуются уточнения – вообщем, случились обстоятельства, когда бухгалтер понимает, что сдача в срок достоверной отчетности не возможна. И как правило, мы сдаем что есть. Приблизительную. Чтобы налоговая не заблокировала счет. Уточним потом. Следует помнить, что немедленно после получения декларации в автоматизированном режиме запускается контрольная процедура: с выявлением «косяков», с требованиями их обосновать, с нагроможденными затем уточненками и жесткими последствиями камеральной проверки. Как возможный вариант: до блокировки счета есть 10 рабочих дней – можно использовать как временной бонус для того, чтобы вычистить декларацию и пережить камералку без особых забот. Да, заплатить пени за эти дни просрочки.

Резюмируем. И несколько советов

Надеюсь, что было полезно.

Удачи вам, коллеги! Легких и незаметных камеральных поверок!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *